Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Регламент'
Правила пожарной безопасности, регламентированные законом Российской Федерации, включают ряд требований пожарной безопасности, которые являются обязат...полностью>>
'Обзор'
ОБЩИЙ ОБЗОР СОБЫТИЙ ПОХОДА 1812 г. В РОССИЮПервая часть.Первый период. Наступление французов до первой остановки в Вильно.Второй период. От конца перв...полностью>>
'Публичный отчет'
23-25 марта 2011г. в Центральном павильоне №1 ОАО НВК «Узэкспоцентр», г. Ташкент, Узбекистан состоялась II Международная Специализированная Выставка «...полностью>>
'Автореферат'
Защита диссертации состоится “ 24 ” декабря 2010 г. в 1330 часов на заседании диссертационного совета Д 218.008.05 при Федеральном государственном обр...полностью>>

Тематика лекционных и практических занятий по читаемым

Главная > Лекции
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Родной язык (русский)

Практические занятия

1 семестр

п/п

Темы практических занятий

Кол-во часов

1.

Язык и речь. Русский язык среди других языков мира.

2

2.

Норма: ее динамика и развитие. Типы норм.

2.1.Орфографические и орфоэпические нормы.

2

2.2. Лексические и словообразовательные нормы.

2

2.3. Морфологические нормы.

2

2.4. Синтаксические нормы.

2

2.5. Пунктуационные нормы.

8

3.

Фиксирование информации.

3.1. Тезисы как формулировка основных положений первичного текста.

2

3.2. Конспект как вид вторичного текста

2

3.3. Аннотация как вид сжатой характеристики первичного научного текста

2

3.4. Реферат как краткое изложение основной информации первичного текста

4

3.5. Особенности написания введения и заключения к курсовой и дипломной работе.

2

4.

Виды документов и правила их оформления.

4

5.

Особенности письменной речи. Анализ текста по специальности.

2

Итого

36

2 семестр

п/п

Темы практических занятий

Кол-во

часов

1.

Текст в структуре общения.

1.1.Текст (высказывание) как единица общения.

2

1.2. Категории текста.

4

2.

Этические и коммуникативные нормы.

2.1. Этические нормы.

2

2.2. Коммуникативные нормы.

4

3.

Культура несловесной речи.

3.1. Визуальные невербальные средства.

2

3.2. Акустические невербальные средства.

2

4.

Публичная речь и ее особенности.

4.1. Аргументирующая речь.

2

4.2. Информирующая речь.

2

4.3. Эпидейктическая речь.

2

5.

Основы делового общения.

5.1. Деловая беседа.

2

5.2. Деловой разговор по телефону.

2

6.

Искусство ведения спора. Уловки в споре.

2

7.

Умение слушать и говорить как профессионально значимое умение.

4

8.

Пресс – конференция на тему: «Речь современного человека: проблема чистоты речи».

2

итого 34

  1. Основы организации деловой документации

Темы

Часы

Лекции

Семинары

Сам. раб.

1. Общая характеристика официально-делового стиля

2

2. Текстовые нормы делового стиля

2

3. Из истории русского делового письма

2

4. Жанры внутренней и внешней документации организации

4

1

5. Служебная документация

2

1

6. Простые и сложные деловые письма

2

7. Составление текста документа

2

1

8. Требования к оформлению реквизитов документов

2

9. Деловое общение

2

10. Вопросы и ответы при деловом общении

2

1

11. Деловое совещание

4

1

12. Деловые переговоры

2

13. Внутренняя и внешняя документации организации

2

1

14. Деловые письма

2

1

15. Коммерческая корреспонденция

2

Итого:

18

16

7

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

Тема 1. Общая характеристика официально-делового стиля

Лекция 1.

  1. Сфера функционирования официально-делового стиля

  2. Лексический состав, морфологические и синтаксические особенности официально-делового стиля.

Тема 2. Текстовые нормы делового стиля

Лекция2.

  1. Языковые нормы делового стиля

  2. Речевые нормы делового стиля.

Тема 3. Из истории русского делового письма

Лекция3

1.Исторические корни делового письма

2.Интернациональные свойства официально-деловой письменной речи

Тема 4. Жанры внутренней и внешней документации организации

Лекция4

  1. Документы для внутреннего пользования (реквизиты, распоряжение, протокол, докладная записка, объяснительная записка, трудовой договор)

  2. Документы для внешнего пользования (простые и контрактные деловые письма)

Тема 5. Служебная документация

Лекция5

  1. Распорядительные документы (постановление, решение, приказ, распоряжение, указание, акт, справка, служебная записка, заявление, договор, доверенность)

  2. Структура и содержание официальных писем (письмо-запрос, письмо- предложение, письмо-претензия)

Тема6. Простые и сложные деловые письма

Лекция6

  1. Простые деловые письма (письмо-сообщение, письмо-приглашение, письмо-благодарность, сопроводительное письмо, письмо-подтверждение)

  2. Контрактные документы

Тема 7. Составление текста документа

Лекция 7

  1. Текст документа

  2. Динамика нормы официально-деловой речи

Тема 8. Требования к оформлению реквизитов документов

Лекция 8

  1. Определение понятия реквизит

  2. Состав реквизитов документов

5. Тренинг профессионально-ориентированных риторики, дискуссий, общения.

Лекционные занятия

Лекция 1. (2 часа)

Тема. Риторика и ее роль в развитии гуманитарных наук

  1. Предмет риторики. Основные подходы к определению понятия “риторика”. Становление и основные этапы развития риторики.

  2. Риторика в России. Понятие риторического идеала. Риторический идеал античности. Особенности русского риторического идеала.

  3. Риторика в современном мире. Концепции и дефиниции неориторики.

  4. Риторика как теория и практика эффективного, целесообразного, гармонизирующего общения.

  5. Педагогическая риторика как синтез достижений наук гуманитарного цикла (лингвопрагматики, неориторики, коммуникативной лингвистики, социолингвистики, психолингвистики, психологии, социологии и др.).

Лекция 2. (2 часа)

Тема. Виды речевой деятельности

  1. Специфика слушания как вида речевой деятельности.Функции слушания. Механизмы слушания (механизм слуховой памяти; механизм антиципации; механизм выделения смысловых блоков в процессе компрессии содержания прослушанного текста и др.).Виды слушания (глобальное, деятельное). Способы слушания (рефлексивное-нерефлексивное-эмпатическое). Культура слушания.

  2. Специфика чтения как вида речевой деятельности. Функции чтения (познавательная, регулятивная, ценностно-ориентационная).Виды чтения (изучающее, ознакомительное и др.). Механизмы чтения (механизм антиципации; механизм эквивалентных замен; механизм памяти).

  3. Говорение и письмо (письменная речь) как виды речевой деятельности. Взаимодействие устной и письменной речи. Особенности письменной речи. Особенности устной речи. Функционально-стилистические разновидности устных и письменных высказываний. Жанры устной и письменной речи.

  4. Специфика порождения устных и письменных высказываний. Создание текста как решение эмоциональной и мыслительной задачи. Потребность субъекта общения в реализации коммуникативного намерения, замысла высказывания. Роль внутренней речи в формировании высказывания (обдумывание замысла; планирование; выбор поведения; первоначальное представление о путях реализации замысла).

Лекция 3. (2 часа)

Тема. Роль общения в социальной практике.

  1. Сущность, функции и средства общения.

  2. Виды и формы общения (устное – письменное; вербальное – невербальное; монологическое – диалогическое; фатическое – нефатическое; контактное – дистантное; опосредованное – непосредственное; официальное – неофициальное; межличностное – групповое – массовое и т. д.).

  3. Вербальный и невербальный аспекты общения.“Язык внешнего вида” (язык телодвижений и жестов). Функции жестов в общении (изобразительная, реагирующая, указательная, регулирующая). Взаимодействие жестов и мимики, жестов и телодвижений в процессе общения.

  4. Просодический аспект общения. Голос и слух в акте коммуникации.

  5. Профессионально значимые качества голоса преподавателя: благозвучность (чистота и ясность тембра); широкий диапазон по высоте, громкости и тембру, гибкость, подвижность; выносливость (стойкость); адаптивность (приспособление к условиям общения); помехоустойчивость; суггестивность (способность голоса внушать эмоции и влиять на поведение адресата).

Лекция 4. (2 часа)

Тема. Публичная речь. Основы ораторского искусства

  1. Особенности публичной речи.

  2. Оратор и его аудитория. Диалогичность ораторской речи.

  3. Подготовленная и неподготовленная ораторская речь. Приёмы подготовки (выбор темы, цель речи и т.д.). Начало, завершение и развёртывание речи.

  4. Основные приёмы поиска материала.

  5. Способы словесного оформления публичного выступления. Логические и интонационно-мелодические закономерности речи.

  6. Понятность, информативность и выразительность публичной речи.

  7. Культура общения с аудиторией.

 Лекция 5. (2 часа)

Тема. Коммуникативная и речевая ситуация.

  1. Структура (компоненты) коммуникативно-речевой ситуации.

  2. Коммуниканты (адресант и адресат).

  3. Социальные и речевые роли общающихся.

  4. Мотив и цель общения. Коммуникативное намерение (речевая интенция).

  5. Уровни общения (примитивный, манипулятивный, конвенционный).

Лекция 6. (2 часа)

Тема. Гармонизирующее общение. Культура речевого поведения преподавателя.

  1. Требования к речевому поведению общающихся, сформулированные в отечественной риторике.

  2. Педагогические стили общения (общение – устрашение; общение – заигрывание; общение – с четко выраженной дистанцией; общение – дружеского расположения; общение – совместной увлеченности познавательной деятельностью).

  3. Речевой этикет. Средства выражения благодарности, средства установления контакта.

  4. Максимы такта, одобрения, скромности, согласия. Средства их выражения.

Лекция 7. (2 часа)

Тема. Интонация и ее роль в общении.

  1. Функции интонации в языке и речи. Пауза, интенсивность, логическое ударение, мелодика, высота, темп, долгота, тембр и их роль в интонационном оформлении высказывания.

  2. Интонационные единицы языка. Интонема как единица интонации (модель интонации). Классификация интонем. Интеллектуальные, волюнтативные, эмотивные, изобразительные интонемы.

  3. Стилистическая функция интонации.

Практические занятия (16 часов)

  1. Тема. Риторика и ее роль в развитии гуманитарных наук.

  2. Тема. Умение слушать и говорить как профессионально значимое умение.(2 часа)

  3. Тема. Современная коммуникация и правила речевого общения(2 часа)

  4. Тема. Коммуникативная культура личности (2 часа)

  5. Тема. Невербальные средства общения. Культура несловесной речи.(2 часа)

  6. Тема. Этико-социальные аспекты культуры речи (2 часа)

  7. Тема. Постановка голоса (2 часа)

  8. Тема. Подготовка публичного выступления (2 часа)

и Востока

итого

26

14



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Федеральное агентство по образованию Национальный фонд подготовки кадров Российский университет дружбы народов кейс и методические рекомендации внедрение в вузе системы зачетных единиц (по типу ects): опыт Российского университета дружбы народов

    Методические рекомендации
    Работа выполнена сотрудниками РУДН в рамках проекта НФПК «Обобщение опыта участия вузов Российской Федерации в реализации принципов Болонского процесса»
  2. Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 050400. 62 «Психолого-педагогическое образование» 3

    Основная образовательная программа
    1.1. Основная образовательная программа (ООП) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 050400.62 «Психолого-педагогическое образование» 3
  3. Программа повышения квалификации научно-педагогических работников по приоритетному направлению Современные технологии в образовании

    Программа
    Курс лекций и практических занятий «Речевая компетенция научно-педагогического работника технического вуза: культура русской речи и профессионально ориентированная риторика», читаемый в рамках одного из приоритетных направлений повышения
  4. Методические указания к практическим занятиям Специальность 050301 «Русский язык и литература» (1)

    Методические указания
    Рецензент: Т.М. Анциферова руководитель методического объединения МБОУ «Гимназия № 1» г. Канска, победитель Краевого конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями Красноярского края (2011г.
  5. Программа по хирургическим болезням для студентов лечебных факультетов высших медицинских учебных заведений Москва

    Программа
    Данная программа по курсу хирургических болезней для студентов медицинских вузов была составлена на базе ранее утвержденной про­граммы (МЗ РФ от 1994 г.

Другие похожие документы..