Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекция'
Варикозная болезнь вен нижних конечностей представляет собой одну из наиболее старых хирургических проблем. Многие, применяемые в наше время лечебные...полностью>>
'Диплом'
Со 2 по 5 июня 2011 года в Москве состоится Первый международный Форум «Служба протокола», который организует ГУП МЦВДНТ «МОСКВА» совместно с Центром...полностью>>
'Презентация'
Цель тренинга: формирование и закрепление позитивной самооценки практического психолога, фиксация на развитии и использовании своих сильных сторон в ...полностью>>
'Конкурс'
1.1 Документація конкурсних торгів розроблена на виконання вимог Закону України № 2289-VІ «Про здійснення державних закупівель» (далі – Закон). Термін...полностью>>

Учебное пособие (3)

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Московский Институт Экономики, Менеджмента и Права.

ЛОГИКА

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

БУЗУК Г.Л., доктор философских наук, профессор

ЛОГИКА: Полезные советы, методические рекомендации и

дидактические тренинги.

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.

Пособие представляет собой краткий путеводитель по учебному курсу логики. Оно состоит из полезных советов на каждый день по логике, програ.и.мы кур­са, перечня основной и дополнительной литературы, структурно-логических схем, дидактических тренингов и контрольных тестов, а также вопросов к итоговому зачету.

Пособие предназначено как для студентов института изучающих логику, так и для всех интересующихся этой наукой

Научный редактор: академик Международной академии паук высшей школы Дырин А.И.

Рецензенты: кандидат философских наук, доцент Венгеренко Н.А., кандидат философских наук, доцент Сибилев С.Я.

ISВN 5-7017-0091-7

© Бузук ГЛ., 2006

© Московский институт экономики, менеджмента и права

ОГЛАВЛЕНИЕ

Вместо введения ......................................................................................... 4

РАЗДЕЛ 1. ЛОГИКА: ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ СТУДЕНТУ ................. 5

1. Как изучать логику ............................................................................... 5

2. Что нам мешает истинно и правильно мыслить? .............................. 5

3. Родовидовые отношения, что это? ..................................................... 7

4. Как избавляться от необходимости зубрить

определения научных понятий ................................................................. 9

5. Пороки классификации, как их избежать ........................... 10

6. Трудно ли говорить на языке мыслей .............................. 11

7. Умеем ли мы работать с тезисом …………………………………… 13

8. Об аргументах логических: виды, правила, ошибки ................. 16

9. О способах логической связи аргументов с тезисом .................. 17

РАЗДЕЛ II. ЛОГИКА: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

СТУДЕНТУ ................................................................................................. 20

1. Программа курса логики ........................................................................ 20

2. Советуем почитать: основная и дополнительная

литература по курсу логики ...................................................................... 23

3. Примерная тематика рефератов ........................................ ………….. 25

РАЗДЕЛ 111. ЛОГИКА: ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТРЕНИНГИ ..................... 26

1. Дидактические тренинги по логике ........................................................ 26

2. Контрольные тесты по курсу «Логика» ................................................... 34

3. Вопросы к зачету ......................................... ............................................... 41

Вместо заключения…………………………………………………………… 42

Приложение. Курс лекций по логике в схемах …………………….... 43

Посвящается светлой

памяти моего учителя к друга,

доктора философских наук,

профессора В. С. Давыдова.

Вместо введения

Логика одна из древнейших наук человечества. Ее официальный возраст две с половиной тысячи лет, что, несомненно, вызывает почтительное отношение, уважение к ней. Но не слишком ли она «стара» для требований современной жизни. В состоянии ли она помочь людям сегодня? И если да, то чем? На эти и многие другие вопросы обстоятельные ответы будут даны в курсе логики. Данное же пособие представляет собой краткий путеводитель для студентов по этой учебной дисциплине.

Отправляясь в удивительный и прекрасный мир логики, не забудем взять с собой в дорогу девиз древних: «Per aspera ad astra»-«Через тернии к звездам»

РАЗДЕЛ 1. ЛОГИКА: ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ СТУДЕНТУ

1. Как изучать логику

Логично ли изучать логику? Ведь она так же естественна для человека, как и дыхание. Иногда подобные сомнения подкрепляются ссылкой на авторитет Гегеля, на его изречение, что логика учит мыслить нас не больше , чем физиология переваривать пищу (Гегель. Наука логики.-М.,1970.-Т.1.-С.76). Но при этом, как правило, замалчивается продолжение мысли. А Гегель писал: так же как физиология полезна для диеты, «так и за изучением форм разума следует, без сомнения, признать все более важное влияние на правильность мышления… Изучение, имеющее своим предметом способы и законы действия разума, должно само по себе представлять величайший интерес, по крайней мере, не меньший интерес, чем познание законов природы и ее отдельных образований». (Гегель. Наука логики.-М.,1972.-Т.3.-С.127).

О значении логики сказано немало. Так, шотландский логик У.Гамильтон не без основания утверждал, что большинство кораблекрушений произошло не от незнания лоции, а вследствие логической неграмотности людей, имеющих отношение к морскому делу. Немецкому писателю Лиону Фейхтвангеру принадлежит афоризм: «Логика - бог мыслящих», а французский философ-просветитель Этьен Кондильяк считал, что «ложное направление ума заключается исключительно в привычке рассуждать, исходя из плохо определенных принципов». Список подобных утверждений можно продолжать до бесконечности. Но есть ли в этом необходимость? Ведь ни для кого не является секретом, что речь дна всем, а ум удел немногих.

Что можно посоветовать человеку, присутствующему к изучению логики?

Во-первых, усваивать содержание учебной дисциплины лучше небольшими «дозами» (блоками).

Во-вторых, не уяснив, не закрепив предыдущего, не следует переходить к изучению последующего материала.

В-третьих, при изучении теории не подменяйте зубрежкой размышления.

В-четвертых, полученные логические знания необходимо применять при чтении книг, журналов, в процессе осмысления своего и чужого жизненного опыта.

2.Что нам мешает истинно и правильно мыслить?

На этот непростой вопрос отвечают по-разному. Ф.Бэкон, выдающийся английский философ XVII века, считал, что главная причина в существовании «идолов пещеры» не только в том, что человек способен ко лжи, но и в том, что язык часто подталкивает говорящего к искажению действительности своими поверхностными, неполными описаниями явлений действительности. Эта мысль получила свое развитие в теории «злоупотребления словами» Джона Локка – английского философа XVIII века. Причины злоупотребления он видел в несовершенстве использования слов, в их многозначности, в принятии слов на веру, в неумеренной образности речи. А.И.Герцен считал основной причиной, мешающей нам правильно мыслить, несовпадение доказательства и принятия истины. «Люди думают,- писал он,- что достаточно доказать истину, как математическую теорему, чтобы ее поняли; что достаточно самому верить, чтобы другие поверили. Выходит совсем иное; одни говорят одно, а другие слушают и понимают другое…» (Герцен А.И.Соч.: В 9 Т, - М., 1956.- Т.3.-С.326). Принципиальный ответ на поставленный вопрос дал известный лингвист Б.Н. Головин. Для этого он разработал графическую модель коммуникативного процесса (см.: Б.Н. Головин. Основы культуры речи. – М.: Высшая школа, 1983. – С.30-32).

Рассмотрим шаги модели В.Н.Головина. На первом шаге (действительность – Сознание Л1) необходимо иметь предмет разговора, т.е. определенную информацию о действительности. Здесь возможны искажения из-за плохого знания действительности и недостаточной проработки сознанием (мышлением) поступающей от действительности информации.

На втором шаге (Сознание Л1 – Язык) сознание автора речи как бы получает «задание» от действительности и обращается к массивам языка за знаковым материалом для построения речи. Возникающие здесь искажения связаны, как правило, с неразвитостью языка.

Графическая модель коммуникативного процесса.

Третий шаг (Язык – Речь) ведет к построению речи как хорошей или плохой знаковой модели действительности. Речь строится из языка, подчиняется его законам, но никогда не равняется ему. Из множества существующих в языке слов человек выбирает для своей речи только необходимые слова (знаки языка). Для этого шага характерны искажения, возникающие из-за плохого контроля сознание (мышлением) создаваемой структуры речи.

На четвертом шаге общения (Речь – Сознание Л2) сознание слушающего под воздействием речи активизирует свою работу. При этом чаще всего происходит непонимание адресатом той информации, которую был намерен выразить автор речи.

И наконец, на пятом шаге коммуникативного круга (Сознание Л2 – Действительность) могут появиться помехи из-за неверного соотнесения Сознанием Л2 авторской речи и действительности.

Таким образом, знание основных источников искажений в общении позволяет сформулировать правила, несоблюдение которых вызывает дополнительные интеллектуальные помехи.

1) Правило компетентности решения: нередко наблюдается плохое знание предмета разговора (информация о действительности).

2) Правило языкового запаса: ограниченный языковой словарь порождает ограниченные формы изложения мыслей.

3) Правило языковой культуры: уровень языковой культуры непосредственно проявляется в качестве речевых процессов.

4) Правило слушания и слушания: неумение концентрировать внимание на речи оппонента порождает недооценку или непонимание передаваемой информации.

5) Правило факта и мнения о факте: неверное соотнесение речи и действительности в сознании человека формирует неверное мнение.

Но кроме объективных трудностей познавательного процесса надо помнить и о субъективных причинах, мешающих мыслить истинно. Ведь далеко не каждый (пусть даже изначально истинно произведенный) аргумент бывает однозначно принят как таковой. Вспомним ситуацию из басни А.И.Крылова «Волк и ягненок». Истинность аргументов, приводимых ягненком, была бесспорней. Находясь ниже по течению ручья, он никак не мог мутить волку воду для питья. Только это не спасло ягненка от «справедливого» возмездия.

Подобное происходит и в жизни. Так, например, история науки изобилует фактами гнева «великих мира сего» на попытки ученых обнародовать истину. И.Кант, получив от прусского короля Фридриха Вильгельма именной указ, в котором высочайшая особа выразила крайнее неудовольствие атеистическим содержанием книги мыслителя «Религия в пределах чистого разума», записал в своем дневнике: «Отречение от своего внутреннего убеждения низко, но молчание в случае, подобном настоящему, является долгом подданного; и если все, что говоришь должно быть истинным, то тем не менее, человек не обязан высказывать гласно всякую истину» (Цит. по кн.: К.Фишер. История новой философии. – СПБ, 1910. – Т.IV.- С.98). Иначе говоря, по Канту, умолчание не ложь, а невысказанная, правда. Д.И.Писарев считал долгом ученого даже в условиях жесточайшей цензуры использовать легальную печать. Нет той гремучей змеи, считал он, которую нельзя было бы грациозно уложить в корзину, наполненную великолепными и душистыми цветами. Д.Бруно предпочел, как известно, пойти на костер, защищая истину (См.: Табунов Н.Д. Влияние научных знаний на поведение личности // Вопросы философия, - 1993. - № 11. – С.57).

Итак, в зависимости от своих моральных установок ученые поступали по-разному: одни отрекались от истины,, другие умолкали, третьи пытались донести истину до читателя хотя бы эзоповым языком, четвертые шли за истину на эшафот.

Анализируя эти и многие другие ситуации, приходишь к выводу о том, что истинность нашего знания зависит как от познавательных, так и от моральных причин.

3. Родовитые отношения, что это?

Сохранилась в памяти людей притча о древнегреческом философе Диогене, который однажды в солнечный день вышел на площадь города с зажженным фонарем и стал внимательно осматривать лица мраморных статуй, украшавших ее, всматриваться в лица прохожих. На вопрос удивленных жителей «Что он ищет?» философ ответил: «Человека!».

Кроме глубинного нравственного смысла притча содержит в себе логическую проблему. Ведь человека вообще нет, а есть лишь общее понятие «человек». Человек как таковой не существует, существуют конкретные люди, очень разные и часто совсем не похожие друг на друга.

Логически неряшливое мышление зачастую не видит или не хочет видеть разговоры между общим, особенным и единичным, между родовыми и видовыми понятиями. В результате рождаются рассуждения такого типа.

«Сразу после Нового года,- сказал Лева,- у нас будет концерт студентов второго курса. В Малом зале консерватории…

Меня раздражает Левина манера уточнять. Ну, какая разница, в Малом или Большом зале будет концерт! Можно было просто сказать: «В зале Консерватории». И обязательно надо уточнить, что он учится на втором курсе, а то, не дай Бог, подумают, что на пятом! И свой будущий конкурс он всегда величает полным именем: Всероссийский конкурс музыкантов-исполнителей на духовых инструментах. Пусть думают, что вообще всех музыкантов, должен сказать все точно, как есть. Странный характер!» (А.Г.Алексин. Мой брат играет на кларнете). Итак, мы видим два разных подхода к использованию родового (конкурс музыкантов-исполнителей») и видового («конкурс музыкантов-исполнителей на духовых инструментах») понятий. Если объем одного понятия входит в объем другого, то больше по объему понятие называется родовым, а меньше – видовым. Под объемом понятия понимается совокупность предметов, которая мыслится в данном понятии, т.е. в объем понятия «конкурс музыкантов-исполнителей» входят все конкурсы подобного типа в прошлом, настоящем и будущем. Содержание понятий – это совокупность существенных признаков предмета или класса предметов. Содержание понятий «музыкант-исполнитель» и «музыкант-исполнитель на духовых инструментах» конечно же, различны, а объемы их не совпадают.

Закон обратного соотношения объемов и содержания понятий запрещает отождествление родовых и видовых понятий. Суть его в следующем: увеличение содержания понятия ведет к образованию понятия с меньшим объемом, и наоборот.

Рассмотрим это определение на примере: А-родовое понятие «конкурс музыкантов-исполнителей»;

В – видовое понятие «конкурс музыкантов-исполнителей на духовых инструментах».

Обьем больше

Родовое понятие-

Содержание меньше


Обьем меньше

Видовое понятие-

Содержание больше, т.к. включает в себя и родовые и видовые признаки

Знание родовидовых отношений поможет студенту логически стройнее организовывать свои знания при ответе на тот или иной вопрос. Например, осмысление проблемы «социальная революция» целесообразно начать с уяснения существенных признаков родового понятия «революция», а затем, отвечая на вопрос «Чем социальная революция отличается от всех революций?», дополнить полученные знания видовыми признаками.

В то же время нужно быть внимательным и не путать отношения целое – часть («область» - «район») с родовитыми отношениями («область» - сельскохозяйственная область»; «район»- «центральный район»).

4. Как избавиться от необходимости зубрить определения научных понятий

Студенты, плохо знающие логику и полагающиеся главным образом на свою память, часто попадают в одну и ту же неприятную ситуацию. Они прекрасно помнят страницу книги, конспекта, где записано нужное определение, но само определение вспомнить не могут. Итог, как правило, неутешительный, и память вряд ли может эффективно справиться с таким объемом информации. Помочь здесь может только логика, точнее, логическая операция определения понятий.

В русском языке слово «определение» происходит от слова «делить», т.е. устанавливать предел, границу. Таким образом, пытались избежать двух крайностей – избытка и недостатка, т.е. установить границу так, чтобы пользоваться своим и не трогать чужого.

В логике под определением понимают логическую операцию, раскрывающую содержание понятия. Наиболее распространенный способ определения понятия – это определение через ближайший род и видовое отличие. Смысл его стоит в том, что при определении какого-либо понятия (например, «логика») сначала отыскивают ближайшее родовое понятие («наука»), а затем добавляют один или несколько видовых отличительных признаков («о логических законах и формах правильного мышления»).

Вспомним рассуждения героев романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».

- Нигилист, - проговорил Николай Петрович. – Это от латинского nihil, н и ч е г о , сколько я могу судить; стало быть, это слово означает человека, который… который ничего не признает?

- Скажи: который ничего не уважает, - подхватил Павел Петрович…

- Который ко всему относится с критической точки зрения,- заметил Аркадий.

- А это не все равно? – спросил Павел Петрович.

- Нет, не все равно. Нигилист, это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением не был окружен этот принцип.

И Николай Петрович, и Павел Петрович, и Аркадий в данном случае пытались определить понятие «нигилист» через ближайший род(«человек») и видовое отличие (который: а) ничего не признает; б) ничего не уважает; в) относится ко всему критически, т.е. не склоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа на веру и т.д.)

Любое определение состоит из дефиниендума (Def), т.е. понятия, которое определяют, и дефиниенс (Defn), ближайшего рода и видового отличил, т.е. понятий, необходимо соблюдать ряд правил.

Правила

Ошибки

1. Определение должно быть соразмерным Def=Defn

1. Несоразмерности определения

А) определение слишком узкое

(Def > Defn)

«Логика – наука об умозаключениях»

2.

2. В определении не должно быть круга Def Defn

2.Тавтология («Масло масленое») «Логика – это наука о логическом мышлении».

3. Определение не должно быть отрицательным Def=не - Defn

3. Использование отрицательных определений.

«Логика – это не физика»

«Человек бесхарактерный – это не человек»

4. Определение должно быть ясным, точным и не допускать двусмысленности

4. Многозначности.

«Свобода есть общественное благо».

И да («свобода слова», «свобода вероисповедания»), и нет («свобода насилия»)

5. Пороки классификации, как их избежать

Пожалуй, не найти студента, который не сталкивался бы с необходимостью применять классификации в своих ответах. Вспомним классификацию Карла Линнея, классификацию темпераментов и характеров в психологии, классификацию элементарных частиц в физике. Периодическую систему элементов Д.И.Менделеева, периодизацию всемирной истории, учение об общественно-экономической формации и многое другое, реализуемое в виде схем, таблиц, систем.

Под классификацией понимается распределение предметов какого-либо класса на подклассы по наиболее существенным признакам, присущим предметам данного класса и отличающим их от предметов других классов.

Классификация всегда направлена на раскрытие объема понятия путем перечисления всех его видов с учетом какого-либо признака. Классификация базируется на логической операции деления понятий, но не сводится к ней. Она должна удовлетворять следующим правилам.

Во-первых, деление должно быть соразмерным, т.е. объем делимого понятия должен совпадать с суммой объемов членов деления. Нарушение этого правила ведет к двоякой ошибке:

а) ошибка неполного деления, когда деление произведено узко, и ряд членов деления не назван. Например: «Видами искусства являются живопись, художественная литература, музыка». В приведенном предложении перечислены не все виды искусства, оказались не названными архитектура, кино, театр и другие;

б) ошибка деления с излишними членами. Помимо всех членов деления называются и виды, не соответствующие основанию деления. Такую ошибку допустил герой рассказа А.П.Чехова «Письмо к учебному соседу» - отставной урядник Войска Донского Василий Семи-Булатов. Он писал: «Я пламенно люблю астрономов, поэтов, метафизиков, приват-доцентов, химиков и других жрецов науки, к которым Вы себя причисляете…». В этом предложении понятия «поэт», «приват-доцент», «метафизик» явно лишние.

Во-вторых, деление должно производиться по одному основанию, нельзя поменять одно основание другим. Ошибочно, например, высказывание «животные делятся на домашних, хищных и млекопитающих». Или любимое обращение дела Щукаря из романа «Поднятая целина» М.Шолохова к односельчанам: «Уважаемые граждане и старушки!». Здесь тоже смешаны два основания: обращение к людям, являющимся гражданами страны, и обращение к женщинам пожилого возраста.

В-третьих, члены деления должны исключать друг друга. Несоблюдение этого приводит к перекрестному делению. Примером нарушения данного правила может служить следующее рассуждение: «Происшедшее нарастание улыбок и чувства напоминало рукопись композитора…, где на первой странице указано: играть «быстро», на второй – «очень быстро», на третьей – «гораздо быстрее», на четвертой – «быстро, как только возможно» и все-таки на пятой – «еще быстрее».

В-четвертых, деление должно быть неправильным. Нарушение этого правила ведет к логической ошибке, которая называется скачком в делении. Такую ошибку совершают, когда говорят: « средства массовой информации делятся на республиканские, местные и военные». Это не верно, т.к. средства массовой информации делятся на гражданские и военные, а те, в свою очередь, подразделяются на ряд подвидов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебное пособие умо м., Медицинская книга 40 2000 Чадаев А. П. 2006

    Учебное пособие
    Сборник методических материалов по курсу «Общая и биоорганическая химия» для студентов 1 курса лечебного, педиатрического и московского факультетов. Часть 2.
  2. Учебное пособие для вузов (9)

    Учебное пособие
    Учебное пособие содержит необходимые теоретический, методический и практический материалы для проведения занятий со студентами и самостоятельного изучения ими социальной конфликтологии.
  3. Учебный мультимедийный комплекс «Основы физической культуры в вузе» (Электронное учебное пособие)

    Учебное пособие
    Объектом разработки является учебный мультимедиа комплекс по учебной дисциплине "Физическая культура". Его содержание соответствует примерной учебной программе по физической культуре для студентов непрофильных специальностей
  4. Учебное пособие разработано в соответствие с программой дисциплины "Статистика" и предназначено для студентов гуманитарного факультета спбгу итмо, обучающихся по специальностям 080507 "Менеджмент организации",

    Учебное пособие
     Статистика: Учебное пособие | Карточка ресурса В учебном пособии рассматриваются роль и значение статистики и статистического исследования в условиях рыночной экономики.
  5. Учебное пособие для высших учебных заведений

    Учебное пособие
    ПОЛУНИНА Г.В. (руководитель) - доктор экономических наук, профессор -введение, гл. I, II, III (п.4), VIII (п.З), X; АНИСИМОВ Е.В. - кандидат философских наук - гл.
  6. Учебное пособие для учащихся 10 (11) классов «Экология Москвы и устойчивое развитие» (5)

    Учебное пособие
    Экология Москвы и устойчивое развитие: Учебное пособие для 10 (11) классов средних общеобразовательных школ / Под ред. Г.А. Ягодина. – М.: ОАО «Московские учебники и Картолитография», 2008.

Другие похожие документы..