Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В дополнение к ранее направленным в Ваш адрес запросам Счетной палаты Российской Федерации и на основании полученной в рабочем порядке информации от ...полностью>>
'Документ'
2010 год является завершающим в реализации пятилетней программы социально-экономического развития страны. Как подчеркнул Глава государства, от того, ...полностью>>
'Документ'
ты будешь смотреть на блестящих лошадок, и самые сладкие сны твоего детства будут успокаивать тебя в твои трудные дни, а чудесная музыка будет отгоня...полностью>>
'Реферат'
В группу планет гигантов входят: Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.Все эти планеты (и особенно Юпитер) имеют большие размеры и массы. Например, по объему...полностью>>

Кодексу российской федерации (2)

Главная > Кодекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Как и все остальные формы примирительных процедур, он носит добровольный характер, так как создается при одновременном выполнении двух условий: согласия сторон на рассмотрение спора в трудовом арбитраже и наличия соглашения сторон в письменной форме об обязательном выполнении решений арбитража.

На создание трудового арбитража и рассмотрение в нем спора сторонам отводится максимум восемь рабочих дней - три дня со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником для создания арбитража и пять дней для рассмотрения спора. В рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже принимают участие представители сторон спора.

Трудовым кодексом определены полномочия трудового арбитража при рассмотрении коллективного трудового спора. Выработанные арбитражем рекомендации по урегулированию коллективного трудового спора передаются сторонам в письменной форме.

Следует иметь в виду, что в некоторых случаях участие трудового арбитража является обязательным при рассмотрении коллективного трудового спора. Такой вариант предусмотрен, в частности, если одна из сторон (прежде всего работодатель) уклоняется от участия в создании или работе примирительной комиссии (ст. 406 ТК РФ).

Трудовым кодексом также установлено, что в случае уклонения работодателя от создания трудового арбитража, а также отказа от выполнения его рекомендаций работники могут проводить забастовки.

Обратите внимание: забастовка проводится в том случае, если работодатель дал согласие на создание трудового арбитража (когда его согласие на это требуется) и, следовательно, заранее согласился на выполнение его рекомендаций, а затем отказался от них.

На любом этапе коллективного трудового спора его сторонами может быть достигнуто соглашение, которое должно быть заключено в письменной форме.

Статья 403. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника

Комментарий к статье 403

Напомним, что трудовой спор рассматривается в несколько этапов. Сначала его должна попытаться разрешить примирительная комиссия. После этого стороны спора могут приглашать посредника. Кроме того, стороны спора могут создать временно действующий орган - трудовой арбитраж.

После того как примирительная комиссия составит протокол разногласий, стороны коллективного трудового спора в течение трех дней могут пригласить посредника. При необходимости рекомендации относительно его кандидатуры стороны могут получить у соответствующего госоргана, регулирующего коллективные трудовые споры.

У посредника есть 7 рабочих дней, что бы попытаться примирить стороны коллективного трудового спора. В этих целях он вправе запрашивать у сторон все необходимые и имеющие отношение к делу документы и сведения.

В случае если посредник не смог примирить стороны, то ситуацию может изменить трудовой арбитраж, который представляет собой временно действующую структуру, создаваемую тогда, когда спорящие стороны заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений.

Приводим вашему вниманию Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 14 августа 2002 г. N 58 "Об утверждении рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника":

Посредник в своей деятельности по урегулированию коллективных трудовых споров руководствуется Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и урегулирования коллективных трудовых споров, настоящими Рекомендациями.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника является одним из этапов примирительных процедур.

Основная цель привлечения посредника - разрешение сторонами коллективного трудового спора (далее - стороны) разногласий, возникших между ними по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров и соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников организации при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

Главная функция посредника - оказание помощи сторонам в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога.

Посредник для рассмотрения коллективного трудового спора приглашается по согласованию сторон в течение трех рабочих дней после составления примирительной комиссией протокола разногласий.

Посредником может быть любой независимый специалист, приглашаемый как сторонами, так и по рекомендации Федеральной службы по труду и занятости (далее - Служба).

Служба в целях обеспечения оперативного подбора квалифицированных посредников ежегодно составляет списки лиц, предлагаемых к привлечению в качестве посредников при рассмотрении коллективных трудовых споров. Списки составляются с учетом предложений представителей работников и работодателей после согласования с лицами, предлагаемыми в качестве посредников. Они должны содержать о них следующие сведения: фамилию, имя, отчество, год рождения, образование, место работы, специальность, занимаемую должность и другие сведения, отражающие практический опыт работы в области социально-трудовых отношений и урегулирования трудовых споров.

Соглашение сторон об участии конкретного лица в качестве посредника и условиях его участия в разрешении коллективного трудового спора после предварительного соглашения с будущим посредником, руководителем организации, где он работает, должно быть оформлено протоколом заседания представителей сторон коллективного трудового спора, примерная форма которого предусмотрена приложением N 1 к настоящим Рекомендациям.

Возможная компенсация затрат лицу, привлекаемому к рассмотрению коллективного трудового спора в качестве посредника, может осуществляться по соглашению сторон.

Общая продолжительность участия посредника в разрешении коллективных трудовых споров не может быть более трех месяцев в году.

Это положение не распространяется на работников, для которых участие в рассмотрении коллективных трудовых споров входит в их должностные обязанности, и на лиц, не имеющих постоянного места работы.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон с участием посредника.

Вопросы организационного обеспечения рассмотрения коллективного трудового спора решаются сторонами.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до семи рабочих дней со дня приглашения посредника.

В случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур с участием посредника, могут быть продлены по согласованию сторон.

Согласованное решение представителей сторон и посредника оформляется протоколом совместного заседания представителей сторон коллективного трудового спора и посредника, примерная форма которого предусмотрена приложением N 2 к настоящим Рекомендациям, и подписывается представителями сторон и посредником. В протоколе фиксируются конкретные договоренности и указывается, что спор считается урегулированным.

Если соглашение достигнуто лишь по некоторым вопросам или не достигнуто вовсе, составляется протокол разногласий совместного заседания представителей сторон коллективного трудового спора и посредника, примерная форма которого предусмотрена приложением N 3 к настоящим Рекомендациям, в котором должны быть отражены дальнейшие намерения одной из сторон (например, создание трудового арбитража). Протокол разногласий подписывается представителями сторон и посредником.

Посредник имеет право:

запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения, касающиеся данного коллективного трудового спора;

в процессе рассмотрения коллективного трудового спора по необходимости проводить совместные и раздельные заседания представителей сторон;

предлагать возможные варианты разрешения коллективного трудового спора;

подписывать решения, принятые сторонами при его участии.

Посредник обязан сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную, охраняемую законом тайну при осуществлении своих функций во время участия в примирительных процедурах.

Памятка лицам, привлекаемым в качестве посредника к участию в рассмотрении коллективных трудовых споров, дана в приложении N 4 к настоящим Рекомендациям.

Статья 404. Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже

Комментарий к статье 404

Трудовой арбитраж - это временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора. Он создается в случае, если стороны этого спора заключили письменное соглашение о том, что они берут на себя обязательство выполнить вынесенное им решение.

Трудовой арбитраж создается в течение трех дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией. В его формировании принимают участие стороны спора и соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров. Его участники решают вопросы относительно состава, регламента и полномочий трудового арбитража.

В трудовом арбитраже спор рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня его создания. Кодекс наделил этот орган досудебного рассмотрения коллективных споров следующими полномочиями:

рассматривать обращения сторон;

истребовать и получать все необходимые и имеющие отношения к делу документы и сведения;

информировать органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных неблагоприятных социальных последствиях коллективного трудового спора;

принимать решение по существу рассматриваемого спора.

Принятое трудовым арбитражем решение передается его сторонам в письменной форме.

Обратите внимание, что в некоторых случаях рассмотрение коллективного трудового спора требует обязательного участия трудового арбитража. В частности, это установлено статьей 406 Кодекса, если одна из сторон (прежде всего работодатель) уклоняется от участия в создании или работе примирительной комиссии.

В организациях, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок создание трудового арбитража также является не правом, а обязанностью спорящих сторон.

Статья 405. Гарантии в связи с разрешением коллективного трудового спора

Комментарий к статье 405

Трудовой кодекс, всесторонне стремясь к мирному урегулированию трудовых споров, даже освобождает от основной работы членов примирительной комиссии и трудовых арбитров. При этом за ними сохраняется средний заработок, но на срок не более трех месяцев в течение одного года.

В период разрешения коллективного трудового спора, участвующие в нем представители и их объединения не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа.

Статья 406. Уклонение от участия в примирительных процедурах

Комментарий к статье 406

Напомним, что в соответствии со статьей 401 Кодекса рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом. Законодатель запрещает сторонам уклоняться от участия в примирительных процедурах. В противном случае, когда одна из сторон уклоняется от участия в создании или в работе примирительной комиссии, то спор передается на рассмотрение в трудовой арбитраж.

Если работодатели или их представители уклоняются от участия в создании трудового арбитража или отказываются выполнить принятые им решения, то у работников есть законное право приступать к организации забастовки. Однако надо помнить об установленных законодательством ограничениях на проведение забастовок. В частности забастовка будет признана незаконной и недопустимой в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей (ст. 413 ТК РФ, ст. 55 Конституции РФ).

Статья 407. Участие государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров в разрешении коллективных трудовых споров

Комментарий к статье 407

Система органов исполнительной власти в сфере урегулирования коллективных трудовых споров состоит из федерального уровня, на котором органом по урегулированию коллективных трудовых споров является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров. А также регионального уровня, на котором функции органов по урегулированию коллективных трудовых споров осуществляют соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Кодекс наделил федеральные органы исполнительной власти следующими полномочиями:

регистрировать коллективные трудовые споры, возникшие по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства;

регистрировать коллективные трудовые споры, возникшие на почве заключения, изменения и выполнения;

содействовать урегулированию указанных коллективных трудовых споров;

вести базу данных по учету трудовых арбитров;

организовывать подготовку трудовых арбитров.

Государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров в пределах своих полномочий:

проверяют в случае необходимости полномочия представителей сторон коллективного трудового спора;

выявляют, анализируют и обобщают причины возникновения коллективных трудовых споров, подготавливают предложения по их устранению;

оказывают методическую помощь сторонам коллективного трудового спора на всех этапах его рассмотрения и разрешения;

организуют в установленном порядке финансирование примирительных процедур.

Статья 408. Соглашение в ходе разрешения коллективного трудового спора

Комментарий к статье 408

Если стороны коллективного трудового спора наконец-то пришли к единому мнению, то их соглашение должно быть зафиксировано в письменной виде. С этого момента оно приобретает для обеих сторон обязательную силу. Контроль за его исполнением возложен также на стороны коллективного трудового спора.

Статья 409. Право на забастовку

Комментарий к статье 409

Конституцией РФ признается право работников на забастовку как способ разрешения трудового спора (ст. 37 Конституции РФ). Работники имеют право приступить к проведению забастовки, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора (ст. 409 ТК РФ).

Забастовка не может быть начата позднее двух месяцев со дня принятия решения о ее проведении.

Каждый работник самостоятельно решает вопрос об участии в забастовке. Не могут организовывать и принимать участие в забастовке представители работодателя.

Участие в забастовке не может рассматриваться работодателем в качестве нарушения трудовой дисциплины и основания для расторжения трудовых договоров соответствующих работников. Работники, участвующие в забастовке, не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию, кроме случаев, когда они не выполняют решение суда о признании забастовки незаконной (ст. 414 ТК РФ).

Если решением суда забастовка признана незаконной, работники, принимающие в ней участие, должны приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии соответствующего решения суда органу, возглавляющему забастовку.

В том случае, если работники после признания забастовки незаконной не приступают к работе, они лишаются всех гарантий, предоставляемых в связи с участием в забастовке. Неявка на работу после признания забастовки незаконной является прогулом. За прогул на работников может быть наложено дисциплинарное взыскание, в том числе и увольнение по соответствующим основаниям, установленным ст. 81 ТК РФ.

Статья 410. Объявление забастовки

Комментарий к статье 410

Представительный орган работников (тот, который был ранее уполномочен самими работниками на разрешение коллективного трудового спора) предлагает, а собрание (конференция) работников уже принимает окончательное решение, начинать ли забастовку или нет.

В случае объявления забастовки профессиональным союзом (объединением профсоюзов) примирительные процедуры в каждой организации, охваченной коллективным трудовым спором, не проводятся. Решение об участии работников данного работодателя в такой забастовке принимается собранием (конференцией) работников этого работодателя.

Обратите внимание, что забастовка не может быть начата позднее двух месяцев со дня принятия решения о ее объявлении. В случае если забастовка не была начата в установленный соответствующим решением срок, то коллективный трудовой спор будет рассматриваться в порядке, закрепленном статьей 401 Кодекса, то есть посредством участия в примирительных процедурах (см. комментарий к ней).

В решении об объявлении забастовки должны быть указаны:

разногласия сторон коллективного трудового спора, которые послужили основанием для объявления и проведения забастовки;

дата и время начала забастовки, ее предполагаемая продолжительность и предполагаемое количество участников;

наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах;

предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки работниками. Это обусловлено тем, что при проведении часовой предупредительной забастовки Кодекс требует от возглавляющего ее органа, чтобы на период ее проведения был обеспечен минимум необходимых работ (услуг).

Помните, чтобы собрание было признано правомочным, на нем должно присутствовать не менее половины от общего собрания работников. Для признания таковой конференции работников требуется присутствие не менее двух третей ее делегатов. Решение считается принятым, если за него проголосовали не менее половины присутствующих.

Если по каким-то причинам провести собрание или конференцию не представляется возможным, то не стоит отчаиваться, поскольку Кодекс предусматривает для таких ситуаций возможность голосования посредством сбора подписей в поддержку проведения забастовки.

Работодатель не только не имеет права чинить препятствия бастующим, но и обязан предоставить помещение и создать все необходимые условия для проведения собрания или конференции работников.

После пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка. При ее проведении Кодекс требует от возглавляющего забастовку органа, чтобы был обеспечен минимум необходимых работ (услуг). В любом случае, главное - о ее проведении в письменной форме и заблаговременно, то есть не позднее чем за три дня до ее начала, был предупрежден работодатель.

А вот о начале "настоящей" забастовки работодателя необходимо проинформировать за десять календарных дней до ее начала.

Статья 411. Орган, возглавляющий забастовку

Комментарий к статье 411

Возглавляет забастовку представительный орган работников. В его компетенцию входит:

- созывать собрания или конференции работников;

- запрашивать и получать от работодателя всю информацию по вопросам, затрагивающим права и интересы работников;

- привлекать специалистов для подготовки заключений по спорным вопросам;

- приостанавливать забастовку. Для ее возобновления повторного рассмотрения существа спора примирительной комиссией или трудовым арбитражем уже не потребуется. А вот предупредить работодателя и соответствующий государственный орган необходимо, причем не позднее чем за 3 дня до намеченных мероприятий.

Статья 412. Обязанности сторон коллективного трудового спора в ходе забастовки

Комментарий к статья 412

В период проведения забастовки стороны коллективного трудового спора обязаны продолжить разрешение этого спора путем проведения примирительных процедур. Помимо этого, работодатель, органы исполнительной власти и местного самоуправления, в том числе и орган, возглавляющий забастовку, обязаны принять все зависящие от них меры для обеспечения общественного порядка в период проведения забастовки. А также обеспечить сохранность имущества, принадлежащего как работодателю, так и его сотрудникам, машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.

В каждой отрасли российской экономики существуют организации, деятельность которых непосредственно связана с безопасностью людей, с обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества. Для каждой из них Кодекс предусмотрел минимум необходимых работ (услуг), выполняемых даже в период проведения забастовки. Эти минимумы разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, по согласованию с соответствующим общероссийским профессиональным союзом. Примером могут служить:

Приказ Министерства транспорта РФ от 7 октября 2003 г. N 197 "Об утверждении Перечня минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях (филиалах и представительствах) транспортного комплекса";

Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 18 апреля 2003 г. N 330 "О Перечне минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в организациях, подведомственных МПР России в период проведения забастовок";

Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 19 января 2006 г. N 3 "Об утверждении Перечня минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса" и многие другие.

Порядок разработки и утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг) определяется Правительством Российской Федерации.

Опираясь на законодательно утвержденный минимум необходимых работ (услуг), стороны коллективного трудового спора совместно с органом местного самоуправления в течение пяти дней определяют тот минимум, который будет соблюдаться ими в период проведения забастовки. Составляя указанный минимум, необходимо исходить из степени вероятности причинения вреда здоровью или угрозы жизни граждан.

В случае если стороны так и не смогли придти к единому мнению о том, что же включить в обязательный минимум работ (услуг), то тогда в дело вступает орган исполнительной власти, который его и устанавливает.

Статья 413. Незаконные забастовки

Комментарий к статье 413

Конституцией РФ признается право работников на забастовку как способ разрешения трудового спора (ст. 37 Конституции РФ). Однако не всякая забастовка является законной. В соответствии со статьей 55 Конституции РФ незаконными являются и не допускаются забастовки, проводимые:

- в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в органах и организациях Вооруженных Сил РФ, других военных, военизированных и иных формированиях, организациях, которые непосредственно ведают вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах;

- в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;

- в организациях, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

Помимо этого, забастовка будет признана незаконной, если она была объявлена с нарушением сроков, процедур и требований, предусмотренных Кодексом.

Законна или нет проведенная забастовка решают верховные суды республик, краевые областные суды, суды городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. То есть работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.

Если решением суда забастовка признана незаконной, работники, принимающие в ней участие, должны приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии соответствующего решения суда органу, возглавляющему забастовку.

В том случае, если работники после признания забастовки незаконной не приступают к работе, они лишаются всех гарантий, предоставляемых в связи с участием в забастовке. Неявка на работу после признания забастовки незаконной является прогулом. За прогул на работников может быть наложено дисциплинарное взыскание, в том числе и увольнение по соответствующим основаниям, установленным ст. 81 ТК РФ.

Статья 414. Гарантии и правовое положение работников в связи с проведением забастовки

Комментарий к статье 414

Кодекс предоставил работникам множество возможностей защитить свои нарушенные права, среди которых забастовка является крайней мерой. Предоставив работникам права, Кодекс одновременно предусмотрел гарантии и способы их защиты.

В частности, участие работника в забастовке не может рассматриваться в качестве нарушения трудовой дисциплины и не может стать основанием для расторжения трудового договора. Правда, из этого правила есть исключения, установленные статьей 413 Кодекса. В соответствии с ней, если работники после признания забастовки незаконной не приступают к работе, они лишаются всех гарантий, предоставляемых в связи с участием в забастовке. Неявка на работу после признания забастовки незаконной является прогулом. За прогул на работников может быть наложено дисциплинарное взыскание, в том числе и увольнение по соответствующим основаниям, установленным ст. 81 ТК РФ.

Помимо этого, Кодекс гарантирует сохранность места работы и должность бастующим. Коллективным договором или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения трудового спора, могут быть предусмотрены компенсационные выплаты работникам, участвующим в забастовке. Но при этом работодатель имеет право не выплачивать работникам заработную плату за время их участия в забастовке.

Для тех, кто остался в стороне от бастующих, но лишенных в связи с ее проведением возможности выполнять свою работу, Кодекс гарантирует оплату вынужденного простоя.

Статья 415. Запрещение локаута

Комментарий к статье 415

Кодекс, всячески защищая права работников, борющихся за свои права путем участия в забастовках, запретил работодателям увольнять работников по причине участия в коллективном трудовом споре или забастовке.

Статья 416. Ответственность за уклонение от участия в примирительных процедурах, невыполнение соглашения, достигнутого в результате примирительной процедуры, неисполнение либо отказ от исполнения решения трудового арбитража

Комментарий к статье 416

При применении норм трудового права все больше повышается роль трудового арбитража. Так, теперь согласно ст. 416 ТК РФ представители работодателя и работников, виновные в неисполнении либо отказывающиеся от исполнения решения трудового арбитража, привлекаются к административной ответственности.

Руководители и иные должностные лица, виновные в нарушении трудового законодательства, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены Кодексом и иными федеральными законами.

В частности, за уклонение от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора (соглашения) либо нарушение установленного срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки - влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.28 КоАП РФ).

За непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения - влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.29 КоАП РФ).

За необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения - влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.30 КоАП РФ).

За нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору (соглашению) - влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.31 КоАП РФ).

За уклонение работодателя или его представителя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в том числе непредоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции) - влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.32 КоАП РФ).

За невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, - влечет за собой наложение административного штрафа в размере от двадцати до сорока минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.33 КоАП РФ).

За увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки - влечет наложение административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.34 КоАП РФ).

Статья 417. Ответственность работников за незаконные забастовки

Комментарий к статье 417

Итак, вступило в законную силу решение суда, в соответствии с которым забастовка была признана незаконной или была приостановлена, и это решение было доведено до органа, возглавившего забастовку. Тем работникам, которые, невзирая на это, все же приступили к проведению забастовки или же продолжили ее, грозит дисциплинарное взыскание за нарушение трудовой дисциплины.

В этой же ситуации продолжающему бастовать представительному органу работников придется из своего кармана возмещать работодателю убытки, причиненные уже незаконной забастовкой.

Статья 418. Ведение документации при разрешении коллективного трудового спора

Комментарий к статье 418

Буквально каждый шаг сторон, затеявших коллективный трудовой спор, а также принятые ими соглашения и решения, в обязательном порядке протоколируются соответственно представителями сторон, примирительными органами и органом, возглавившим забастовку.

Глава 62. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ

ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ИНЫХ АКТОВ,

СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА

Статья 419. Виды ответственности за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права

Комментарий к статье 419

Согласно ст. 419 Трудового кодекса РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном названным Кодексом, иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

В соответствии с нормами ст. 356 ТК РФ, в соответствии с возложенными на них задачами органы Федеральной инспекции труда, в частности, осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением в организациях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответственности в соответствии с федеральным законом.

При этом на основании ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда (правовые, по охране труда) при осуществлении надзорно-контрольной деятельности имеют право привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, при необходимости приглашать их в орган инспекции труда в связи с находящимися в производстве делами и материалами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности, предъявлять иски в суд.

Административная ответственность за нарушение норм трудового законодательства установлена КоАП РФ.

Так, в частности, за отказ в приеме на работу инвалидов в пределах установленных квот работодатель может быть привлечен государственными инспекторами труда к ответственности, установленной ст. 5.42 КоАП РФ (наложение административного штрафа в размере от 20 от 30 МРОТ).

Среди всех возможных способов нарушения трудового законодательства бесспорным лидером является задержка работодателем выплаты заработной платы.

Статья 136 Кодекса определяет, что выплата заработной платы в организациях любых форм собственности осуществляется не реже чем через каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором. Однако зарплату задерживают повсеместно. Чаще всего подобные задержки происходят по вине работодателя или уполномоченного им должностного лица. За данное нарушение трудового законодательства комментируемая статья предусматривает дисциплинарную, материальную, административную и уголовную ответственность.

При задержке или невыплате работодателем в установленный срок заработной платы работник вправе рассчитывать на возмещение морального вреда. Согласно ст. 237 ТК РФ причиненный неправомерными действиями или бездействием работодателя моральный вред подлежит возмещению работнику в денежной форме в размерах, определенных соглашением сторон трудового договора. Статьей 237 ТК РФ также закреплено, что в случае возникновения спора между работником и работодателем факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Таким образом, в случае невыплаты или несвоевременной выплаты в организации заработной платы работник вправе реализовать предоставленные ему Кодексом права, а именно приостановить работу до полного погашения задолженности по заработной плате и соответствующих процентов, а также заявить работодателю требование о возмещении причиненного ему морального вреда.

Применение дисциплинарного взыскания производится по истечении месяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка, не считая времени нахождения руководителя или должностного лица на больничном, пребывания в отпуске (ст. 193 ТК РФ). При этом за нарушение сроков выплаты заработной платы не допускается применение нескольких дисциплинарных взысканий одновременно.

Условия наступления материальной ответственности определены в статье 236 Кодекса. В соответствии с ней за нарушение по вине работодателя срока выдачи заработной платы, отпускных, выплат по увольнению и других причитающихся работнику бюджетного учреждения видов выплат он обязан оплатить причитающиеся работнику суммы с учетом процентов от не выплаченных в срок сумм (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день задержки начиная со следующего дня после установления срока выплаты по день фактического расчета включительно. Иными словами, если работодатель не выдал в установленный срок заработную плату, то он компенсирует ее вместе с процентами. Кроме того, обязанность выплаты причитающейся работнику компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Действующая ставка рефинансирования ЦБ РФ с 29 января 2007 г. установлена в размере 10,5% годовых. Соответственно, в силу ст. 236 ТК РФ денежная компенсация за каждый день просрочки выплаты заработной платы или иных причитающихся работнику выплат должна составлять 0,035% (10,5/300). Обратите внимание, что это законодательно установленный минимум, максимальный размер выплаты не ограничен, главное - чтобы он был предусмотрен в коллективном или трудовом договоре.

Чем серьезней нарушение, тем соответственно и тяжелей ответственность. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 145.1 УК РФ невыплата свыше двух месяцев заработной платы (пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат), совершенная руководителем предприятия, учреждения или организации, независимо от формы собственности, из корыстной или иной личной заинтересованности, наказывается штрафом в размере от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Органы Федеральной инспекции труда в соответствии с возложенными на них задачами, осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением в организациях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответственности.

ЧАСТЬ ШЕСТАЯ

Раздел XIV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 420. Сроки введения в действие настоящего Кодекса

Комментарий к статье 420

Трудовой кодекс РФ действует с 2002 года. То есть с этого момента не применяются или действуют в части, не противоречащей Трудовому кодексу иные нормативные акты, регулирующие трудовые отношения.

Статья 421. Порядок и сроки введения размера минимальной заработной платы, предусмотренной частью первой статьи 133 настоящего Кодекса

Комментарий к статье 421

Статья 421 Трудового кодекса определяет, что порядок и сроки повышения минимального размера оплаты труда и механизмы таких выплат регулируется отдельным федеральным законом. Напомним: статья 133 Трудового кодекса РФ предусматривает, что минимальная зарплата не может быть меньше прожиточного минимума. Но поскольку до сих пор нет Федерального закона, который установил бы порядок и сроки введения МРОТа на уровне прожиточного минимума, организации и предприниматели должны платить своим сотрудникам зарплату не меньше "минималки". С 1 мая 2006 года он составляет 1100 руб. Такой размер приведен в статье 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда".

МРОТ устанавливается на всей территории России. Зарплата сотрудников, отработавших полностью положенную норму, не может быть ниже минимальной зарплаты. Ведь условия оплаты труда не могут быть ухудшены по сравнению с установленными законодательно (ст. 135 Трудового кодекса РФ).

Обратите внимание: 1100 руб. сотрудник получит, если отработает месяц полностью. Если же он болел или был в отпуске, а также трудился по совместительству, то за месяц он может получить и меньше этой суммы.

Власти некоторых субъектов РФ вводят свой МРОТ, который больше федерального. При этом размер "минималки" устанавливают в специальном региональном законе с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего уровня. Если в субъекте РФ действует такой закон, организации обязаны ему следовать. Причем это касается всех работодателей региона: бюджетников, коммерческих фирм и индивидуальных предпринимателей. Получается, что платить сотрудникам зарплату меньше минимума, установленного в регионе нельзя. Такой вывод следует из статьи 2 Федерального закона N 82-ФЗ.

Региональные законодатели могут установить свой МРОТ только в том случае, если данный субъект РФ не получает дотаций из федерального центра. В противном случае следует применять общероссийской МРОТ. Правомерность подобной точки зрения подтверждают и суды. Так Верховный суд РФ в Определении от 17 ноября 2004 г. по делу N 16-Г04-26 признал противоречащим федеральному законодательству Закон Волгоградской области от 7 июня 2004 г. N 918 ОД "О минимальной заработной плате на территории Волгоградской области в 2004 году". В Федеральном законе N 82-ФЗ прямо сказано, что устанавливать свой МРОТ вправе только те регионы, которые не получают деньги из фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Поскольку Волгоградская область как раз и является дотационной, то устанавливать МРОТ ее законодатели не могут.

Добавим, что в коллективном договоре или трудовом соглашении можно предусмотреть и больший размер МРОТ, чем установлен на федеральном уровне. Статья 41 Трудового кодекса РФ предусматривает: в коллективный договор могут включаться взаимные обязательства сторон по вопросам оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных таким договором. Аналогичные права предоставлены уполномоченным представителям сотрудников и работодателей при заключении ими соглашений различного рода (ст. ст. 45, 46 Трудового кодекса РФ).

Воспользовавшись своим правом, представители многих профсоюзов в отраслевых соглашениях прописали минимальные тарифные ставки, значительно превышающие размер МРОТ. Скажем, отраслевым соглашением горно-металлургического комплекса была предусмотрена минимальная тарифная ставка в размере не менее 0,85 величины прожиточного минимума трудоспособных граждан в соответствующем субъекте РФ. Соглашением было установлено, что минимальная заработная плата работников промышленно-производственного персонала за полный рабочий месяц с учетом поощрительных и компенсационных выплат не может быть меньше прожиточного минимума в данном регионе.

Статья 422. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов

Комментарий к статье 422

В статье 422 Трудового кодекса РФ приведены нормативные акты, которые утратили силу в момент, когда вступил в силу Трудовой кодекс РФ.

Статья 423. Применение законов и иных нормативных правовых актов

Комментарий к статье 423

В соответствии с абзацем первым статьи 423 Трудового кодекса РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с Трудовым кодексом РФ законы и иные правовые акты Российской Федерации применяются постольку, поскольку они не противоречат Трудовому кодексу РФ.

Статья 423 Трудового кодекса РФ определяет: по вопросам, которые могут регулироваться только федеральными законами, продолжают действовать постановления Правительства СССР впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов. Скажем, до сих пор применяются Правила об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных Наркоматом труда СССР 30 апреля 1930 года. В частности, когда речь идет о подсчете количества дней компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении.

Статья 424. Применение настоящего Кодекса к правоотношениям, возникшим до и после введения его в действие

Комментарий к статье 424

Нормами статьи 424 Трудового кодекса РФ установлено, что Трудовой кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие. Если правоотношения возникли до введения в действие настоящего Трудового кодекса, то он применяется.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Кодекс Российской Федерации (12)

    Кодекс
    Кодекс Российской Федерации об административных правонарушенияхот 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ(с изменениями и дополнениями от 30 июня 2003 г. №86-ФЗ)Выписка в части вопросов защиты информации
  2. Российская федерация федеральный закон о введении в действие лесного кодекса российской федерации

    Закон
    1. Лесорубочный билет, ордер и (или) лесной билет, выданные до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, признаются действительными до истечения срока их действия.
  3. Российская федерация земельный кодекс российской федерации (2)

    Кодекс
    1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте,
  4. Российская федерация трудовой кодекс российской федерации *О

    Кодекс
    Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (Российская газета, N 188, 31.08.2004) (о порядке вступления в силу см. статью 155 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ);
  5. Российская федерация федеральный закон бюджетный кодекс российской федерации

    Закон
    Бюджетный кодекс Российской Федерации служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, правовые основы функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое
  6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30. 12. 2001 n 195-фз (ред от 21. 07. 2011) "

    Кодекс
    "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 21.07.2011) "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.

Другие похожие документы..