Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Губернатора Мурманской области от 26.08.2008 N 113-ПГ"О СТИПЕНДИЯХ И ПРЕМИЯХ ГУБЕРНАТОРА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ ОДАРЕННЫМ ДЕТЯМ И УЧАЩ...полностью>>
'Реферат'
Понятие бухгалтерского баланса является одним из основных в бухгалтерском учёте. При организации и ведении бухучёта используются различные виды бухга...полностью>>
'Документ'
Домашнее насилие - это повторяющийся с увеличением частоты цикл: физического, словесного, духовного и экономического оскорбления с целью контроля, за...полностью>>
'Регламент'
1.1. Настоящий Административный регламент министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края регулирует предоставление государственн...полностью>>

«Педагогическое образование»

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мордовский государственный педагогический институт

им. М.Е. Евсевьева» (МордГПИ)

Рабочая программа учебной археологической практики

2010-2011 учебный год

Направление подготовки: 050100 «Педагогическое образование»

Профиль подготовки: 050124.62 «История»

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» (утвержден ____________) и учебного плана по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» (профиль 050124.62 «История»), утвержденного Ученым советом МГОУ (от ________, протокол № __)

1. Цель учебной археологической практики

Целью учебной археологической практики является:

– дать студентам-историкам, прослушавших курс «Археология», более предметное и глубокое знакомство со спецификой археологических источников и ознакомить их с основными методами полевой археологии;

– закрепление теоретических знаний, полученных при изучении базовых дисциплин;

– изучение особенностей строения, состояния, поведения и/или функционирования конкретных технологических процессов;

– освоение приемов, методов и способов выявления, наблюдения, измерения процессов археологического исследования;

– принятие участия в конкретном археологическом исследовании;

– усвоение приемов, методов и способов обработки, представления и интерпретации результатов проведенных практических исследований;

– приобретение практических навыков в будущей профессиональной деятельности.

2. Задачи учебной археологической практики

Задачами учебной археологической практики бакалавров по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» с профилем подготовки 050124.62 «История» являются:

– углубление и закрепление теоретических знаний студентов по профессиональным дисциплинам предметной подготовки в соответствии с учебной программой;

– развитие первоначальных навыков научного анализа и научно-исследовательской деятельности;

– обучение общим приемам разведки археологических памятников;

– развитие представлений об основах методики раскопок различных типов археологических памятников;

– знакомство с материалами конкретных памятников;

– подготовка студентов к работе над курсовыми и дипломными работами;

– развитие интереса студентов к исторической науке;

– приобретение студентами практических знаний по организации взаимоотношений внутри относительно изолированного коллектива (структурирование свободного времени, выработка навыков взаимопомощи и т.п.).

Данные задачи учебной археологической практики соотносятся со следующими видами профессиональной деятельности:

- педагогическая,

- культурно-просветительская,

и задачами профессиональной педагогической деятельности:

– изучение возможностей, потребностей, достижений учащихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития;

– организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям учащихся, и отражающих специфику предметной области;

– организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности;

– использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с использованием информационных технологий;

– осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.

в области культурно-просветительской деятельности:

– изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;

– организация культурного пространства;

– разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп;

– популяризация художественных знаний в широких слоях общества.

– обучение, воспитание, развитие, просвещение; образовательные системы.

3. Место учебной археологической практики в структуре ООП ВПО

Учебная археологическая практика является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в раздел «Б.5. Учебная и производственная практики» ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование».

Учебной археологической практике предшествует изучение дисциплин «Археология», «История», «История древнего мира», «Историческое краеведение» из компонента ФГОС ВПО, а также курса по выбору студентов «Эпоха Великого переселения народов как исторический феномен», предусматривающих лекционные, семинарские и практические занятия. Учебная археологическая практика является логическим завершением изучения данных дисциплин. Практика проводится по окончании первого курса и позволяет закрепить теоретические знания, полученные в ходе изучения данных курсов.

Требования к входным знаниям, умениям и готовностям студентов, приобретенным в результате освоения предшествующих частей ООП, и необходимые при освоении учебной археологической практики:

– методологию и терминологию археологии;

– методы археологических исследований;

– основные направления и школы археологии;

– основные этапы развития человеческой цивилизации;

– основные типы археологических памятников;

– основные археологические культуры соответствующих эпох развития человеческого общества, их периодизацию, территорию распространения, материальные признаки, проблемы происхождения и исторические судьбы;

– классифицировать археологические артефакты;

– соотносить их с историческими эпохами и делать на их основе обобщающие выводы;

– использовать археологические артефакты для подготовки уроков по истории и организации краеведческого музея в общеобразовательной школе.

Учебная археологическая практика проводится на 1курсе во 2 семестре.

Практика проводится с отрывом от аудиторных занятий.

Прохождение учебной археологической практики является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «История средних веков», «История», «Вспомогательные исторические дисциплины», прохождения педагогической практики, подготовки студентами докладов на научных конференциях , курсовых и выпускных работ.

  1. Место и время проведения учебной археологической практики

Учебная археологическая практика бакалавров по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» с профилем подготовки 050124.62 «История» проводится на базе/месте расположения городищ, селищ, стоянок, грунтовых и курганных могильников разных эпох.

При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:

– сохранность археологического памятника;

– необходимость археологического исследования;

– возможностью применения материалов раскопок в дальнейшей учебной работе;

– возможность нормального жизнеобеспечения археологической учебной группы студентов.

Учебная археологическая практика проводится в течение 4 недель на 1 курсе в 2 семестре (июнь–июль). Группы формируются в составе 12 человек на одного руководителя.

  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной археологической практики:

Общекультурные компетенции:

– владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

– способен использовать исторические знания в образовательной и профессиональной деятельности, применять базовые методы исторического исследования (ОК-4);

– способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

– готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

– готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

– способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

– готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

– понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);

– способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).

Общепрофессиональные компетенции:

– осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

– владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

– способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

– способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);

Профессиональные компетенции в области педагогической деятельности:

– способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

– готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

– способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

– готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

– способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

Профессиональные компетенции в области культурно-просветительской деятельности:

– способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10).

Специальные компетенции:

– способен определять пространственные рамки исторических процессов и явлений на локальном, национальном и глобальном уровнях (СК-1);

– способен анализировать исторические события, явления и процессы в их темпоральной характеристике (СК-2);

– способен характеризовать модели общественного развития (СК-3);

– способен ориентироваться в научных концепциях, объясняющих единство и многообразие исторического процесса, специфику интерпретации прошлого различными школами и направлениями в исторической науке (СК-4);

– готов применять методы комплексного анализа исторических источников для объяснения исторических фактов (СК-5);

– способен использовать общенаучные принципы и методы познания при анализе конкретно-исторических проблем (СК-6);

– готов использовать принципы научного анализа при прогнозировании последствий социальных процессов (СК-7);

– готов соотносить собственные ценностно-ориентационные установки с исторически сложившимися мировоззренческими системами, религиозными и научными картинами мира (СК-8);

– готов к синтезу знаниевых, деятельностных и ценностных элементов профессиональной компетентности как основы деятельности учителя истории (СК-9);

– способен формировать собственные исследовательские программы в сфере образования (СК-10);

– способен поставить цель и сформулировать цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций и использовать для их решения методы изученных им дисциплин (СК-11).

В результате прохождения учебной археологической практики обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать

– основные правовые положения в рамках Федерального закона РФ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации»;

– основные типы археологических памятников;

– основные современные подходы к их изучению;

– цели археологического изучения памятника;

– значимость археологических исследований для восстановления древней и средневековой истории края;

2) Уметь

– зафиксировать месторасположение памятника с привязкой к современной топографии;

– собрать и топографировать имеющийся на поверхности памятника археологический материал;

– соотнести материалы памятника с конкретной исторической эпохой;

– организовать меры по первоначальному сохранению состояния памятника истории и культуры;

– использовать полученный материал для организации и осуществления краеведческой работы в педагогической деятельности;

3)Владеть

– особенностями расположения, топографии основных типов археологических памятников Мордовского края;

– первоначальными методами фиксации и обследования обнаруженных археологических объектов;

– способами доведения информации о состоянии памятника в соответствующие органы охраны объектов культурного наследия Российской Федерации;

6. Структура и содержание учебной археологической практики

6.1. Структура и трудоемкость учебной археологической практики

Общая трудоемкость учебной археологической практики составляет 3 зачетные единицы, или 4 недель, или 324 часа.

№ п/п

Разделы (этапы) практики

Недели

Общая трудоемкость

Формы текущего контроля

Кредиты

часы

1

Подготовительный этап

2

Проведение техники безопасности

2

3

Начальный этап

1

18

4

Этап учебно-исследовательской работы студентов в период практики

2

1

226

Устный опрос о принципах составления глазомерных топографических схем, ведения топографической съёмки местности с местонахождением памятников, работы с геодезическими приборами, получения нивелировочных информаций, разбивки разведочных шурфов, раскопов памятников. Контроль навыков работы на археологических объектах (ведение раскопа, работа по квадратам с послойным съёмом грунта, нивелирование находок, вскрытие погребальных, жилых и хозяйственных сооружений, зачистка бровок по периметру раскопов для документирования стратиграфических разрезов и др.).

5

Завершающий этап учебно-исследовательской работы студентов в рамках практики

3

2

60

Научное описание и интерпретация полученного материала.

6

Завершающий этап

4

3

18

Подготовка дневника археологической практики

6.2. Виды деятельности студентов на учебной археологической практике

1 этап:

– Обсуждение целесообразности археологического исследования памятника;

– Подготовка оборудования и материалов (палатки, спальники, шанцевый инструмент и т.п.);

– Закупка средств жизнеобеспечения, продуктов, медицинских аптечек;

2 этап:

– Уяснение правила поведения в лагере в ходе археологической практики;

– Уяснение правил техники безопасности на раскопе в ходе археологической практики;

3 этап:

– Постановка экспедиционного лагеря;

– Знакомство с объектом археологических раскопок и особенностями предстоящей исследовательской деятельности;

4 этап:

– Приобретение навыков работы на археологических объектах (ведение раскопа, работа по квадратам с послойным съёмом грунта, нивелирование находок, вскрытие погребальных, жилых и хозяйственных сооружений, зачистка бровок по периметру раскопов для документирования стратиграфических разрезов и др.);

– Приобретение навыков определения особенностей артефактов и первоначальной полевой камеральной обработки материала;

5 этап:

– Завершение археологических раскопок;

– Подготовка отчетов по итогам практики.

6 этап:

– Оформление дневника по итогам практики.

7. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на учебной археологической практике

Археологические объекты отличаются от других исторических памятников целым рядом особенностей. Полевые исследования очень четко регламентированы и, в первую очередь, из-за крайней уязвимости археологических памятников (поселений, стоянок, курганных и грунтовых некрополей и т.п.), поэтому их всестороннее исследование является методологической основой отечественной археологии.

Полевое изучение памятников археологии проводится двумя основными способами. Начинается оно с археологической разведки. Ее задачами являются поиск, обнаружение, научная фиксация и первичное обследование археологических памятников. Среди памятников археологии немного таких, которые можно легко обнаружить на местности с первого взгляда. К ним относятся курганы, городища и другие объекты, определяемые остатками сооружений, выраженных в рельефе. Студенты должны знать, что местонахождение отдельных древних поселений или могильников отражено в письменных источниках или в устных рассказах местных жителей. Однако большинство памятников археологии требует упорных поисков. Главным признаком археологического памятника является наличие культурного слоя. Последний обнаруживается либо по подъемному материалу, который собирается на дневной поверхности и представляет собой различные включения разрушенного участка культурных напластований (древние предметы, керамику и проч.), либо в результате шурфовочных работ.

После обнаружения памятника проводят его фиксацию и первичное обследование. Фиксация памятника археологии включает в себя определение его положения на местности путем нанесения на топографическую карту, составление плана памятника с указанием относительных высот, привязку к ближайшим населенным пунктам и к нескольким ориентирам на местности. Первичное обследование состоит из сбора подъемного материала для первичного определения датировки, культурной принадлежности памятника и оценки основных характеристик культурного слоя (мощности, стратиграфии, степени сохранности). Для решения этих задач часто привлекается малометражная шурфовка (на площади не превышающей 20 кв. м).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Педагогическое образование

    Документ
    Данный словарь является учебным изданием, содержащим свы ­- ше 1800 педагогических и междисциплинарных терминов, знание которых необходимо при изучении курса педагогики.
  2. Педагогического образования

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена на кафедре педагогики Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет имени А.
  3. Педагогическое образование в условиях развития миграционных процессов (на материале россии и сша) 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (педагогические науки)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится “ ” 2009 г. в часов на заседании Диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д.212.199.02 при Российском государственном педагогическом университете имени А.
  4. Программа вступительных испытаний по направлению подготовки 050400 психолого педагогическое образование

    Программа
    Понятие «методология» в широком и узком смысле. Базовые понятия методологии исследования: предмет исследования, объект исследования, познавательная ситуация.
  5. Рабочая учебная программа по дисциплине «Методология психолого-педагогических исследований» по направлению «050100 Педагогическое образование»

    Рабочая учебная программа
    Составитель: Липатникова И.Г., доктор пед. наук, профессор, зав. кафедрой теории и методики обучения математике Уральского государственного педагогического университета

Другие похожие документы..