Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
Школа №21 - это среднее общеобразовательное учреждение, расположенное в административном центре города, в привокзальном микрорайоне, в исторической ч...полностью>>
'Закон'
МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМИССИЯ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОР...полностью>>
'Кодекс'
Настоящий Кодекс регулирует властные отношения по установлению, введению и порядку исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюдже...полностью>>
'Документ'
Прошу выпустить на мое имя сертификат ключа электронной цифровой подписи на основании прилагающегося «Заявления на выпуск сертификата ключа электронн...полностью>>

Человек и общество в китайском буддизме

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

ЧЕБУНИН Александр Васильевич

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО В КИТАЙСКОМ БУДДИЗМЕ

Специальность 09.00.11 – социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора философских наук

Улан-Удэ

2009

Работа выполнена на кафедре философии

Бурятского государственного университета

Научный консультант: доктор философских наук, профессор

Янгутов Леонид Евграфович

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Антонов Владимир Иосифович

доктор философских наук

Базаров Андрей Александрович

доктор философских наук, профессор

Лукьянов Анатолий Евгеньевич

Ведущая организация: Читинский государственный университет

Защита диссертации состоится 5 марта 2010 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.022.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Бурятском государственном университете по адресу: 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина 24-а, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Бурятского государственного университета.

Автореферат разослан «___»__________ 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор философских наук,

доцент Кузнецова А.М.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В настоящее время Китайская Народная Республика выдвигается на ведущие позиции мировой авансцены. Являясь одной из самых древних из ныне существующих цивилизаций, Китай демонстрирует выдающиеся достижения в экономической, социально-политической и духовной сферах общественной жизни. Эти достижения естественным образом привлекают к себе всеобщее внимание, усиливается интерес к поиску того потенциала, который позволил Китаю достичь подобных результатов.

В поиске сущностных особенностей этого потенциала развития исследователи в первую очередь обращаются к традиционной духовной культуре Китая. В том числе и к феномену китайского буддизма, чье понимание человека и общества представляет собой одну из цивилизационных опор Китая.

Буддизм, начавший распространяться в Китае с I века нашей эры, после длительного процесса китаизации стал существенным фактором развития китайской культуры и неразрывной частью китайского мировоззрения. Выступая, наряду с конфуцианством и даосизмом, одним из устоев китайской цивилизации, он сохраняет свою значимость и в настоящее время, определяя многие стороны социально-культурного развития китайского общества.

В своей основе буддизм представляет собой учение о человеке, его сущности и природе, пути его духовного спасения и, как следствие этого, социальной практике совершенствования личности и общества. Вполне определенно можно утверждать, что антропологическая и социальная проблематика является одной из доминирующих и основополагающих частей буддийского учения. Поэтому без детального и системного исследования его социально-антропологических концепций правильное понимание буддизма невозможно. Одновременно данное исследование позволит более полно охарактеризовать сущность и социальное значение буддийского философско-религиозного осмысления человека и общества, что будет способствовать более глубокому научному пониманию роли и места буддийского мировоззрения в общественной жизни, его влияния на социально-культурное развитие общества и социально-политическую устойчивость.

Соответственно, правильное научное понимание учения китайского буддизма о человеке и обществе, его влияния на культурное и социально-политическое развитие Китая поможет лучше понять истоки современного китайского взлета, а также обозначить возможность использовать этот опыт в российских условиях.

В современную эпоху глобализации также весьма актуальным является выявление общих духовных ценностей различных культурных традиций. Данные ценности представляют собой фундамент прочных межкультурных связей и разрешения геополитических проблем на основе объективных критериев и принципов взаимоуважения и равноправия. Соответственно, исследование социально-антропологического учения китайского буддизма позволит четче обозначить его духовные ценности и найти общие точки соприкосновения китайской и российской культур, на основе которых строится диалог геополитических партнеров.

Состояние и степень изученности темы. Антропологические и социальные концепции китайского буддизма представлены во многих исследованиях, как в Китае, так и за его пределами. При этом в самом Китае в настоящее время наблюдается подлинный бум буддологических исследований, анализирующих различные аспекты буддийского учения, которыми занимаются как ученые, так и сами буддисты. Среди этих исследователей следует особо отметить работы Гао Чжэньнуна (高振农), Дун Сюцзюй (董秀菊), Инь Шуня (印顺), Лай Юнхая (赖永海), Ма Тяньсяна (麻天祥), Ма Шутяня (马书田), Се Чжунгуана (谢重光), У Синьжу (吴信如), Фан Литяня (方立天), Хуан Куя (黄奎), Хун Сюпина (洪修平), Чэнь Яньчжу (陈燕珠), а также буддистов, занимающихся исследовательской работой Хунсюе (弘学) и Шэн-яня (圣严). В их исследованиях, раскрывающих широкую панораму истории, теории и практики китайского буддизма, непременно затрагиваются проблемы человека и общества.

Так, в исследовании Лай Юнхая социально-антропологические аспекты буддизма анализируются в контексте таких сложных историко-культурных проблем, как буддоизация Китая и китаизация буддизма.1 В работах Ма Тяньсяна, Хун Сюпина и Инь Шуня показан процесс адаптации буддийских концепций человека в китайской культурной среде в контексте становления и развития школы Чань.2 Проблемы китаизации буддийских концепций человека и общества анализируются и освещаются в работах Гао Чжэньнун,3 Се Чжунгуана,4 Хуан Куя,5 а также в коллективном исследовании «Основные сведения по китайскому буддизму».6 Дун Сюцзюй рассматривает буддийское понимание человека и общества с позиций религиозного учения и культа, раскрывая религиозный уровень социальной практики совершенствования.7 Учитель Шэн-янь в своем фундаментальном исследовании также показывает социальную практику совершенствования, но уже в контексте соблюдения буддийских обетов.8 В контексте обзорного исследования китайского буддизма антропологические и социальные концепции затрагивали Фан Литянь, Чэнь Яньчжу, Хунсюе, У Синьжу и многие другие авторы.9

Научные исследования социально-антропологических концепций китайского буддизма за пределами Китая уступают в количественном отношении собственно китайским исследованиям. Из зарубежных авторов, осветивших в определенной степени эту проблематику, необходимо отметить С. Била (Beal S.), Э. Конзе (Conze E.), А. Райта (Wright A.F.), М. Рая (Rhie M.), Р. Робинсона (Robinson R.), Д.Т. Судзуки (Suzuki D.T.), У.Е. Сутхила (Soothill W.E.), А. Уотса (Watts A.W.), Э. Цюрхера (Zurcher E.). Так, Э. Цюрхер на основе богатого источниковедческого материала затронул концептуальное развитие учения о человеке и обществе в контексте истории раннего китайского буддизма.10 С. Бил, А. Райт и Р. Робинсон рассматривали проблему личности и общества в китайском буддизме через призму его становления и адаптации в китайской социально-культурной среде.11 У.Е. Сутхил в своем исследовании анализировал взаимодействие конфуцианства, даосизма и буддизма, оказавшее большое влияние на развитие антропологических концепций китайского буддизма.12 Г. Дюмулен, Д.Т. Судзуки, А. Уотс рассматривали концепции человека и общества в русле учения школы Чань, самой китаизированной буддийской школы Китая.13

Среди отечественных исследователей учение китайского буддизма о человеке и обществе получило освещение в трудах Н.В. Абаева, С.А. Горбуновой, А.Д. Зельницкого, М.Е. Ермакова, А.Н. Игнатовича, М.Е. Кравцовой, С.Ю. Лепехова, В.В. Малявина, С.П. Нестеркина, Е.А. Торчинова, Л.Е. Янгутова и других авторов, которые в той или иной степени рассмотрели многие вопросы антропологических и социальных концепций китайского буддизма.

М.Е. Кравцова и В.В. Малявин описывали социально-антропологические аспекты китайского буддизма в контексте культурного взаимодействия с традиционными воззрениями китайцев,14 М.Е. Ермаков – через простонародные формы китайского буддизма,15 С.Ю. Лепехов – в контексте философии Махаяны.16 Особо выделяются исследования Н.В. Абаева, представившего чаньскую концепцию личности в аспекте психического совершенствования.17 Разностороннее освещение китайского буддизма и его учения о человеке и обществе получило в работах Е.А. Торчинова. Анализируя исторический процесс становления китайского буддизма, он не только рассматривает базовые социально-антропологические принципы этого учения, но и проводит их сравнение и сопоставление с традиционными, конфуцианскими и даосскими концепциями.18 В исследованиях Л.Е. Янгутова социально-антропологические аспекты китайского буддизма рассматриваются в контексте цельной философской системы этого учения и через духовное взаимодействие с традиционными учениями,19 а также сквозь призму праджняпарамитских концепций.20

В целом, учение китайского буддизма о человеке и обществе в вышеназванных исследованиях представлено достаточно разносторонне и многоуровнево. К сожалению, представленные антропологические и социальные концепции китайского буддизма в большинстве случаев рассматриваются в контексте какого-либо одного ведущего направления исследования (исторического, культурного, философского, религиозного, психологического и т.д.), не показывая целостной и системной, методологически и структурно оформленной социально-антропологической картины китайского буддизма.

Цель и задачи исследования. Целью диссертации является всестороннее, многоуровневое, системное и целостное исследование социально-антропологического учения китайского буддизма на всех этапах его развития, а также социально-философская характеристика и оценка этого учения.

Достижение данной цели включает в себя решение следующих задач:

- Выявить и охарактеризовать основные этапы проникновения и становления буддизма в социально-культурной традиции Китая.

- Определить общую источниковедческую основу китайского буддизма и место в ней социально-антропологических концепций, а также раскрыть сущность и значение данных концепций в буддийском учении.

- Провести исследование учения о сущности и природе человека в раннем и китайском буддизме.

- Определить социальную базу китайского буддизма.

- Охарактеризовать концепцию совершенствования личности в буддизме в процессе его развития и становления в Китае.

- Проанализировать процесс становления идеального типа личности в китайском буддизме.

- Дать характеристику буддийского учения о происхождении и функции общества.

- Исследовать концепции семьи и государства в китайском буддизме.

- Рассмотреть развитие концепции сангхи в китайском буддизме.

Объект исследования: Китайский буддизм.

Предмет исследования: Антропологические и социальные концепции китайского буддизма.

Методологическая и теоретическая основа исследования.

Методологической базой исследования выступил диалектический метод анализа явлений духовной сферы общественной жизни. В диссертационном исследовании были использованы герменевтический, компаративистский, культурно-исторический, антропологический, аксиологический подходы, а также аналитический, синтетический, структурный и системный методы, позволяющие всесторонне, многоуровнево и системно раскрыть основные аспекты социально-антропологического учения китайского буддизма. В качестве методологической базы автор также использовал философские идеи крупнейших мыслителей, в том числе К. Маркса, Ф. Энгельса, П. Сорокина, А.Н. Леонтьева, Э.В. Ильенкова и других.

Теоретическую основу исследования составили положения о детерминизме и диалектическом единстве духовной сферы и социально-экономического развития общества с опорой на общенаучные принципы исследования духовной культуры в их конкретизации применительно к изучению Китая, включающие принципы целостности, структурности, абстрагирования, обобщения и другие. В своем диссертационном исследовании автор опирался на первоисточники китайского буддизма, а также на исследования концепций человека и общества китайских, западных и российских ученых, раскрывающие различные уровни, стороны и аспекты китайского буддийского учения.

Гипотеза исследования: Китайский буддизм в своей основе представляет собой учение о человеке, его сущности и природе, а также социальной практике совершенствования личности. Данное учение является целостной системой многоуровневых философско-религиозных концепций, направленных на духовное совершенствование личности в соответствие с законами развития индивидуального сознания в рамках этических критериев буддийского учения. Вследствие этого происходило внедрение в традиционные социальные отношения буддийских духовных ценностей, укрепляющих морально-нравственное состояние общества в целом и через это определяющих его социально-политическую устойчивость.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Буддизм возник вследствие социально-политической трансформации древнеиндийского общества, в качестве идеологического обоснования разложения родоплеменной организации общества и становления политической сферы. Развитие буддизма и появление Махаяны явилось результатом развития политической сферы и становления крупных империй, в качестве идеологического обоснования активной и добродетельной социальной позиции личности.

  2. Период проникновения и становления буддизма в Китае совпал с острым и всесторонним экономическим, социально-политическим и духовным кризисом, а также морально-нравственным разложением социально-политической элиты. В этих условиях буддийское учение воспринималось не только в качестве руководства для личного духовного спасения, но и в качестве средства морально-нравственного очищения и социально-политического оздоровления всего китайского общества, что определило социальную, политическую и духовную востребованность в буддизме.

  3. Все антропологические и социальные концепции буддийского учения были строго подчинены сотериологическим принципам буддизма и влияли на выработку конкретных путей и методов спасения.

  4. Буддийская философия обосновала два аспекта человеческого существования – неизменный, постоянный и изменяющийся, непостоянный. Оба аспекта представляют собой диалектическое единство и отражают сущность и природу человека. Теоретическую основу этих аспектов составляют концепции «не-Я», пустоты, природы Будды, а также характеристика омраченных проявлений названных сущностей.

  5. Концепция совершенствования в раннем буддизме заключалась в рационализации жизнедеятельности посредством ликвидации эмоционально-чувственной обусловленности жизнедеятельности и интроспективной рационализации через классификацию дхарм. Концепция совершенствования в китайском буддизме - в развитии креативно-интуитивного уровня сознания посредством очищения его от эмоционально-чувственного и рационального содержания и техники медитации на воображение (техника шаматха-випашьяна чжигуань, 止观).

  6. Идеальный тип личности в китайском буддизме характеризовался спонтанным, непосредственным поведением, определяемым креативно-интуитивным уровнем сознания в рамках обета сострадания. В социальном плане это обуславливало непривязанность к социальным нормам и непосредственное проявление чувства сострадания, проявляющегося в помощи всем нуждающимся.

  7. Все социальные институты буддизм рассматривал как следствие деградации человеческой природы, как условие удовлетворения страстей. Китайский буддизм рассматривал традиционные социальные институты (семья и государство) также в качестве условия совершенствования личности, где духовное совершенствование отождествлялось с морально-нравственным очищением. Это определяло сближение буддийских духовных и традиционно-мирских ценностей.

  8. Социально-антропологическая концепция китайского буддизма, выдвинув собственный путь совершенствования личности, сбалансировала крайне рационализированную направленность конфуцианства и антирациональную направленность даосизма.

  9. Философско-религиозное учение китайского буддизма оказало однозначно позитивную роль для морально-нравственного очищения и социально-политической стабилизации средневекового китайского общества.

Научная новизна исследования. В диссертации впервые представлено в системном и целостном виде социально-антропологическое учение китайского буддизма. В ходе исследования проблемы были получены следующие новые результаты:

- Выявлено воздействие духовных ценностей буддийского учения на очищение и оздоровление морально-нравственного климата китайского общества, укрепление его социально-политической структуры, что вызвало расцвет китайской цивилизации в период династии Тан (618-907 гг.).

- Выявлена взаимосвязь морально-нравственного состояния общества с его социально-политической устойчивостью и возможностью развития.

- Обоснованы определения философских категорий сущности человека, как постоянной и устойчивой стороны существования, и природы человека, как деятельности, непостоянной и изменчивой стороны существования.

- Определена единая линия развития буддийского учения о человеке и обществе, начиная от раннего буддизма и кончая философией китайской буддийской школы Чань, в качестве системы совершенствования человека посредством развития соответствующих уровней сознания.

- Определено, что философско-религиозное учение китайского буддизма представляет собой многоуровневую систему концепций совершенствования личности, имеющую направленность на различные уровни сознания человека в зависимости от его развития.

- Обоснована трехуровневая структура сознания, включающая эмоционально-чувственный, рациональный и креативно-интуитивный уровни, что имеет большое значение для исследования и объяснения многих психических процессов и концепций развития личности.

Теоретическая и практическая значимость работы. Выводы и материалы диссертации расширяют и углубляют исследования в области буддологии, психологии, антропологии и социологии. Решение проблем, поставленных в настоящем диссертационном исследовании, позволяет развить исследование сущности и природы человека, уровней его сознания, что способствует созданию нового учения о человеке, в которое вполне укладываются религиозные концепции человека. В свою очередь, это новое учение о человеке может оказать большое влияние на развитие человеческой личности и общества в соответствие с законами развития индивидуального и общественного сознания в рамках объективных морально-нравственных критериев, как соединение философских и религиозных концепций.

Представленный материал может быть использован при разработке учебных курсов философии, социальной философии и культурологии, а также в общетеоретических и специальных курсах по социально-культурологическим и философским проблемам. Содержание диссертации может послужить в качестве материала при изучении гуманитарных проблем культурологии, социологии и философии.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты, полученные в процессе исследования, обсуждались на заседаниях и методологических семинарах кафедры философии Бурятского государственного университета. Отдельные аспекты исследования выносились на обсуждение на Международных научно-практических конференциях «Социально-гуманитарные аспекты изучения современного общества и личности» (г. Улан-Удэ, март 2007 г.), «Интеллигенция и взаимодействие культур» (г. Улан-Удэ, июнь 2007 г.), «Буддизм и вызовы III тысячелетия» (г. Улан-Удэ, июль 2008 г.), на научной конференции БГУ «Философия и современность» (г. Улан-Удэ, январь 2009 г.).

Основные материалы диссертационного исследования и его методологии опубликованы в монографиях автора «Структурный подход к проблеме человека и общества» (Улан-Удэ, 2006), «История проникновения и становления буддизма в Китае» (Улан-Удэ, 2009), «Учение о человеке и обществе в китайском буддизме» (Улан-Удэ, 2009), в сборниках научных трудов «Мозаичное пространство культуры» (Улан-Удэ, 2007), «Буддийские тексты в Китае, Тибете, Монголии и Бурятии» (Улан-Удэ, 2009), а также в «Вестнике БГУ».

Полученные в процессе исследования результаты в течение нескольких лет использовались автором при чтении лекционных курсов по философии, философии религии и культурологии, прочитанных студентам Бурятского государственного университета и Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав (15 параграфов), заключения и списка литературы. Данная структура определяется целью исследования и последовательностью решения поставленных задач. Общий объем работы составляет 363 страницы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введение обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, анализируется состояние и степень изученности темы, определяются цели и задачи, объект и предмет, теоретическая и методологическая основа исследования, формулируется гипотеза работы, приводятся основные положения, выносимые на защиту, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, приводятся данные по апробации полученных результатов.

Первая глава диссертации «Проникновение и становление буддизма в социально-культурной традиции Китая» посвящена исторической панораме развития буддизма, характеристики процесса его проникновения и становления в Китае, а также обзору источниковедческой базы китайского буддизма.

В первом параграфе первой главы «Формирование и развитие буддизма как результат социально-политической трансформации древнеиндийского общества» раскрывается процесс возникновения и развития буддийского учения в контексте социально-политической ситуации древнеиндийского общества. Автор показывает, что становление новой политической сферы общества вследствие разложения родоплеменной организации нуждалось в идеологической поддержке, которая зачастую была представлена в форме критики старой идеологии, поддерживающей прежние социальные нормы и порядки. Именно в такой роли выступил буддизм, как новое учение, отрицающее идеологию старых принципов общественного устройства, основанных на родовом происхождении человека.

Отрицание идеологии прежних норм общественного устройства выражалось в провозглашении равной возможности для всех людей принятия нового учения и достижения спасения, что определяло идею о сущностном единстве всех людей. Новый подход к человеку имел достаточно обоснованную теоретическую основу и развитые методы совершенствования личности. Подобный взгляд на человека, вне зависимости от его статуса и происхождения, в тот исторический период являлся революционным в общественной мысли, и в полной мере обосновывал усиление социально-политической мобильности древнеиндийского общества. Одновременно, создание сангхи - общины нищенствующих монахов - усилило тенденцию разрушения прежних социальных отношений, препятствующих развитию новых политических структур.

Дальнейшее развитие общества в рамках политической структуры империи Маурьев требовало новых морально-нравственных критериев для социально-политических норм развитого и крупного государства. Социально-идеологической проблемой общества стало обоснование активного и добродетельного поведения в разнородной общественной среде, при сохранении сформировавшихся отношений. Появление махасангхиков отражает этап смены социально-идеологической задачи, стоявшей перед буддийским учением. Социальное окружение все более включалось в среду и условия совершенствования личности. В результате, сформировалось учение Махаяны, теоретической основой которого выступило обоснование активной социальной позиции личности, а также ее добродетельная направленность. Соответственно, развитие буддизма Махаяны полностью отражало социально-политические процессы: в этом учении социальное окружение включалось в среду и условия совершенствования личности, а концепция парамит выступила критерием морально-нравственного поведения. В итоге, буддийское учение смогло справиться с социально-политическими вызовами и превратиться в мировую религиозно-философскую систему, служащей духовной опорой общественных отношений и определяющей направления развития человеческой цивилизации.

Во втором параграфе первой главы «Начальный период проникновения буддизма в социально-культурную традицию Китая» рассматриваются основные исторические вехи начального этапа проникновения буддизма в Китай, а также характеризуются их сущностные особенности. Достоверно буддизм начинает проникать в Китай со второй половины I в., причем это проникновение имело различные формы. В первую очередь, буддизм распространялся через переводческую деятельность. Китайцы, обладавшие мощной письменной культурой, всегда с уважением относились к письменным источникам. Более того, рациональная традиция конфуцианства обусловила социально-культурную установку китайского менталитета на восприятие через письменность. Поэтому именно переводческая деятельность и письменность стали тем мостом, что соединил буддизм и китайскую культуру, в которой всегда преобладали рациональные формы рефлексии.

Помимо переводческой деятельности активно велась проповедническая деятельность. Эта деятельность охватывала большие массы населения, куда входила и необразованная его часть. Впоследствии сюда добавилась и пропагандистская литература, написанная самими китайцами, ярким примером чего может служить первое, собственно китайское буддийское сочинение «Трактат о разрешении сомнений» (Лихо лунь, 理惑论). Проникновение буддизма в Китай происходило и в форме религиозной деятельности, куда входило почитание культовых предметов, а также благотворительность. Данная форма охватывала все слои китайского общества и была во многом обусловлена буддийской концепцией кармы. Желание повысить и упрочить свой социальный статус или обрести заслуги в этом и последующем перерождении, особенно в смутные времена, на которые и приходится время появления буддизма в Китае, заставляло китайцев принимать активное участие в религиозной культовой и благотворительной деятельности.

Успехи распространения буддизма в Китае были обусловлены множеством объективных причин, среди которых в диссертации выделяются и подробно характеризуются социально-экономические, политические и духовно-психологические причины. В исследовании подчеркивается, что период начального распространения буддизма в Китае совпал с глубоким и всесторонним кризисом китайской цивилизации, поставившим ее на грань выживания. Идеи религиозного спасения, неведомые конфуцианству и даосизму, оказались весьма востребованными в китайском обществе и определили собственное лицо буддизма в Китае. И во многом благодаря буддизму, сумевшему представить новые морально-нравственные ориентиры, китайская цивилизация сумела заложить и реализовать потенциал дальнейшего развития.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. О человеке и обществе

    Книга
    В монографии рассматривается целостное и системное антропологическое и социальное учение китайского буддизма. Представлена экспозиция и взаимосвязь теоретического и практического аспектов учения китайского буддизма о человеке, концепции
  2. Человек и общество. (Культурология) Словарь справочник

    Справочник
    Словарь-справочник «Человек и общество» (Культурология) предназначен для учащихся средних, средних специальных и высших учебных заведений, абитуриентов, для всех, кто инте ресуется культурологией.
  3. Буддизм в Китае и на Дальнем Востоке

    Документ
    Проникновение буддизма в Китай и формирование собственно китайской буддийской традиции является самым ярким в истории китайской культуры примером межкультурного взаимодействия до наступления Нового времени и начала интенсивных контактов Китая и Запада.
  4. Личность в философских традициях китая

    Автореферат
    Защита диссертации состоится 23 апреля 2010 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.022.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Бурятском государственном университете по адресу: 67 , г.
  5. Буддизм религиозно-философское учение, которое возникло в Индии в 6-5 веках до н э. Входит в Сань цзяо одну из трех главных религий Китая (1)

    Документ
    Буддизм - религиозно-философское учение, которое возникло в Индии в 6-5 веках до н.э. Входит в Сань цзяо - одну из трех главных религий Китая. Основатель буддизма - индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды, т.

Другие похожие документы..