Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
{VO99090} Перевод денежных средств по присоединению № от к Соглашению о гарантийном обеспечении электронного торгового счета для сделок по форексу. Сч...полностью>>
'Закон'
В основі вчення про природне право лежить ідея про те, що всі існуючі правові норми повинні ґрунтуватися на якихось об'єктивних началах, підставах, я...полностью>>
'Программа дисциплины'
Рабочая программа дисциплины «Нотариат», предназначено для студентов юридического факультета (5 курс – очная форма обучения; 5 курс – заочная форма о...полностью>>
'Документ'
Однако, как означено в Таблице 1, такое свойство качества как удовлетворять потребности кого-либо или являться динамической определенностью вещи во в...полностью>>

Организационно-экономические основы формирования дорожной сети в контексте регионального развития

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

СОЛОДКИЙ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

Организационно-экономические основы формирования дорожной сети в контексте регионального развития

Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук

Санкт-Петербург - 2009

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов»

Научный консультант- доктор географических наук, профессор

Разумовский Владимир Михайлович

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Горев Андрей Эдливич

доктор экономических наук, профессор

Кулик Юрий Александрович

доктор технических наук, профессор

Лукинский Валерий Сергеевич

Ведущая организация – Санкт-Петербургский филиал Государственного университета - Высшей школы экономики

Защита состоится « » ноября 2009 г. в ____часов на заседании диссертационного совета Д 212.237.07 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов» по адресу 191023, г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д.21, ауд. 344

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов»

Автореферат разослан «___»__________2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат экономических наук Михайлов П.Б.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Дорожное хозяйство России является одним из основных элементов транспортной инфраструктуры, который обеспечивает конституционные гарантии граждан на свободу передвижения и перемещение товаров и услуг. Наличием и состоянием сети автомобильных дорог общего пользования определяется территориальная целостность и единство экономического пространства РФ.

Становление рыночных отношений в российской экономике, формирование рынка автотранспортных услуг с развитием предпринимательства и конкуренции изменили условия функционирования автомобильного транспорта. Эффективность работы автотранспорта непосредственно зависит от уровня содержания и развития сети автомобильных дорог. Согласно положениям Транспортной стратегии РФ развитие дорожной сети должно соответствовать темпам социально-экономического развития страны и обеспечивать потребности в перевозках в соответствии с ростом автомобилизации.

Из-за несоответствия уровня развития дорожной сети спросу на автомобильные перевозки хозяйство и население страны несут значительные экономические потери. Россия существенно отстает от ведущих зарубежных стран по показателям подвижности населения, скорости доставки грузов, плотности и качеству дорожной сети, что приводит к снижению конкурентоспособности отечественных производителей, высокой доле транспортной составляющей в себестоимости продукции, сдерживанию роста производительности труда и объемов инвестиций.

Отставание в развитии автомобильных дорог и плохое состояние отдельных участков дорожной сети, перегрузка дорог у важнейших транспортных узлов выступают факторами, сдерживающими развитие ряда городов, регионов и национальной экономики в целом.

Степень разработанности проблемы. Проблемы развития транспортных коммуникаций широко исследуются с различных позиций и точек зрения. Вопросам развития транспортной инфраструктуры посвящены исследования П.Я Бакланова, О.В. Белого, В.Н., Бугроменко, С.Д. Воронцовой, В.Г. Галабурды, Г.А Гольца, О.С Пчелинцева, Д.С. Романова, И.А Соболя, А.И. Чистобаева, С.И. Яковлевой, а также К. Кларка, Р.Д. Кновлеса, У. Корвера, Л. Харрела, Б.С. Хоулома. Проблемы формирования единой транспортной системы рассмотрены в трудах И.В. Кочетова, И.В Никольского, Н.А Троицкой, А.Б. Чубукова. Теоретические и методические аспекты изучения и построения транспортных магистралей и сетей освещены в работах Ф.М. Кацмана, А.Е. Королевой, П.М. Поляна, С.А. Тархова. Современные тенденции в развитии транспорта, логистики и организации перевозок исследовали А.Э. Горев, Ю.А. Кулик, Ю.Г. Липец, В.С. Лукинский, В.А. Пуляркин, С. Б. Шлихтер.

Вопросы формирования транспортного комплекса в контексте регионального развития нашли отражение в трудах ведущих специалистов в области региональной экономики и экономической географии. Особо в этом отношении заслуживают быть отмеченными работы Н.Т. Агафонова, Ю.Н. Гладкого, Ю.Д. Дмитревского, А.Е. Карлика, Н.Н. Колосовского, Г.М. Лаппо, О.П. Литовки, И.М. Маергойза, А.Н. Петрова, А.Е Пробста, В.М. Разумовского, Б.Б. Родомана, А.И. Трейвиша, С.А. А.А.Ткаченко, Э.Л. Файбусовича, А.М. Ходачека, В.М. Ходачека, М.Д. Шарыгина, В.Е. Шувалова.

Несмотря на несомненные достижения в области теории и методики развития транспортной инфраструктуры, все еще остаются недостаточно исследованными вопросы экономики и организации региональных дорожных систем. Фундаментальные научные разработки по этой проблематике практически отсутствуют. Выделение дорожных систем в обособленный объект исследования региональной экономики обусловлено их важнейшими функциями в региональном развитии, спецификой формирования и эксплуатации.

Все вышеизложенное определило цель диссертационного исследования, которая состоит в разработке организационно-экономических основ развития дорожной сети.

Поставленная цель обусловила следующие задачи исследования:

- исследовать значение и функции автотранспортного комплекса в современной экономике;

- проанализировать влияние автомобильного транспорта на
региональное развитие;

- определить соотношения между формами организации производства и видами транспорта;

- исследовать современные особенности транспортно-географического районирования и районообразующие функции транспортного фактора в новых экономических условиях;

- исследовать условия и особенности формирования региональных транспортно-логистических систем, место и функции автомобильного транспорта в указанных системах;

- проанализировать современное состояние и проблемы развития дорожного хозяйства РФ;

  • проанализировать глобальные тенденции развития автотранспорта и их проявления в транспортном комплексе РФ;

  • разработать теоретические и методические основы формирования стратегии разви­тия дорожного хозяйства на федеральном и региональном уровнях и механизмов ее реализации;

  • определить институциональные условия, необходимые для осуществления эффективного управления развитием дорожной сети;

- разработать систему показателей пространственной
статистики, характеризующих транспортное (автотранспортное) обеспечение регионального развития.

Предметом исследования являются проблемы формирования дорожной сети на федеральном и региональном уровнях

Объект исследования – дорожная сеть России, рассмотренная на федеральном и региональном уровнях. В качестве объекта исследования регионального уровня выбран Северо-Западный регион России (СЗР), характеризующийся огромной территорией и большой протяженностью коммуникаций, существенными различиями природного и социально-экономического характеров. При этом были также приняты во внимание особенности геополитического положения СЗР, его стратегическое значение и функции в общероссийской народнохозяйственной системе.

Теоретико-методологическую основу исследования составили фундаментальные труды отечественных и зарубежных экономистов, специалистов в области региональной экономики, экономики и организации автомобильного транспорта, экономической географии и территориального планирования.

Теоретические положения диссертации разработаны на междисциплинарной основе, с позиций проблемного подхода. Исследование отдельных вопросов осуществлялось с использованием структурно-функционального анализа, различных видов моделирования и логических построений, типологий и классификаций.

Информационную основу исследования составили материалы Госкомстата и нормативно-правовые документы РФ, президентская программа «Дороги России», прогнозы развития экономики и транспортного комплекса РФ, Северо-Западного федерального округа (СЗФО), программы социально-экономического развития входящих в его состав субъектов РФ, отчетные документы органов управления автомобильными дорогами, материалы диагностики автомобильных дорог субъектов СЗФО, предпроектные и проектные документы по развитию сети дорог субъектов РФ.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработанных автором теоретических и методических основах развития региональных дорожных сетей в социально-экономических территориальных системах различного таксономического уровня, формирования и реализации региональной дорожной политики. Наиболее существенные новые научные результаты, полученные в процессе диссертационного исследования, заключаются в следующем:

1. Разработаны теоретические основы формирования стратегии развития дорожной сети и предложен инструментарий ее реализации.

2. Разработаны методические рекомендации по совершенствованию системы стратегического планирования развития дорожной сети региона.

3. Предложены дефиниция и содержание понятия «региональная транспортно-логистическая система».

4. Разработаны теоретические и методические основы проблемного подхода к транспортно-экономическому районированию.

5. Разработаны теоретические и методические основы формирования региональных программ развития дорожной сети и механизмов их реализации.

6. Разработаны основные положения региональной дорожной инвестиционной политики.

7. Разработаны теоретико-методические основы определения целевых показателей развития дорожного хозяйства и система показателей для федеральной и региональной программ развития дорожной сети.

8. Предложена развернутая система программных мероприятий по развитию и совершенствованию дорожной сети СЗР

Теоретическая и практическая значимость работы: Разработан новый теоретико-прикладной подход к формированию дорожной стратегии в контексте регионального развития. Теоретические и методические положения диссертации доведены до стадии, предполагающей их внедрение в практику территориального планирования.

Результаты исследования могут быть использованы при разработке стратегий регионального развития, стратегий и программ развития региональных дорожных сетей, а также при формировании дорожной политики на федеральном и региональном уровнях, проектировании дорог и управлении региональными дорожными комплексами.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования на различных этапах научной деятельности соискателя были отражены в публикациях, научных докладах на международных и всероссийских конференциях и совещаниях (список приведен в диссертации), научно-практических отчетах и методических разработках, часть которых уже нашла практическое применение в региональных программах дорожного строительства.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 47 печатных работ общим объемом 68,4 п.л., в том числе 5 монографий и 7 статей в журналах, рекомендованных ВАК России.

Структура работы обусловлена поставленной целью, сформулированными задачами и логической последовательностью их решения, а также методологией исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Отдельные положения и выводы диссертации иллюстрируются рисунками, формулами и таблицами.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ

I. От уровня развития сети автомобильных дорог во многом зависит решение стоящих перед Россией важнейших государственных задач, таких как достижение устойчивого роста экономики страны, повышение конкурентоспособности отечественных производителей, улучшение качества жизни населения и укрепление национальной безопасности.

Если в XX веке роль автомобильных дорог сводилась преимущественно к обеспечению местных связей, причем даже на магистральных автодорогах доля транзитного движения составляла до 9-12 %, то в настоящее время эта доля на отдельных участках дорожной сети уже превышает 30%. Ежедневно на автодороги России выезжает около 20 млн. автомобилей. Существенное повышение значимости автомобильных дорог связано как с изменением образа жизни населения, когда автомобиль становится необходимым средством передвижения, так и с переориентацией ряда отраслей экономики на автотранспортные перевозки. Автотранспорт в наибольшей степени удовлетворяет современные требования «точно в срок» и «от двери до двери», а также обеспечивает в основном приемлемые тарифы для клиентов за счет более высокой (в сравнении с железнодорожным транспортом) степени развития конкуренции в сфере автомобильных перевозок. Развитие сети автодорог определяет скорость и интенсивность обмена товарами и услугами, возможности освоения новых территорий и ресурсов, способствует повышению инвестиционного потенциала регионов и росту качества жизни населения.

Значение автомобильного транспорта в экономике РФ характеризуют следующие показатели: автотранспорт обеспечивает 77% общего объема грузоперевозок и 60% пассажироперевозок, выполняемых всеми видами транспорта. Вклад автомобильно-дорожного комплекса в формирование ВВП России при учете только прямого макроэкономического эффекта составляет около 17 %. Столь высокий вклад дает основание утверждать, что развитие автомобильно-дорожного комплекса становится одним из ключевых факторов роста экономики страны.

Автомобильный транспорт характеризуется наиболее обширной областью применения, особенно при перевозках на средние и короткие расстояния. Это транспорт преимущественно малого и среднего бизнеса. В настоящее время автомобильный транспорт безраздельно господствует в местных и региональных (главным образом мезорегиональных) транспортных системах и начинает, благодаря современным технологиям перевозок (контейнерной и др.) и развитию автомагистралей, конкурировать с железнодорожным транспортом даже на трансконтинентальных маршрутах.

Железнодорожный транспорт обеспечивал индустриальное развитие страны. В настоящее время железнодорожный и трубопроводный виды транспорта обслуживают экспортно-сырьевую направленность экономики. Автомобильный же транспорт можно характеризовать как транспорт постиндустриальной экономики. По мере ее приближения к постиндустриальной стадии развития доля массовых перевозок топлива и сырья для тепловой энергетики, металлургии и химической промышленности в структуре грузооборота постепенно будет снижаться за счет увеличения доли перевозок грузов для трудоемких, нематериалоемких, наукоемких производств, предприятий малого и среднего бизнеса. Эти перевозки характеризуются более широкой номенклатурой грузов и меньшей партионностью их отправлений. В соответствии с отмеченными тенденциями в изменении структуры перевозок должна меняться и структура подвижного состава автомобильного транспорта в пользу малотоннажного. Безусловно, в определенной мере сохранится и потребность в крупнопартионных перевозках. Складывающиеся тенденции в изменении объемов и структуры спроса на транспортные услуги обусловливают поляризацию типоразмеров автотранспортных средств в пользу малотоннажных и большегрузных автомобилей, что в перспективе должно найти отражение в развитии транспортной инфраструктуры и дорожном строительстве.

Одной из наиболее устойчивых тенденций последнего времени в транспортной сфере является формирование на базе транспортных узлов, включая морские, речные и аэро- (хабы) порты, полифункциональных транспортно-логистических комплексов с глубокой переработкой грузов и промышленной составляющей. Это, в свою очередь, ведет к развитию «распределительных» дорожных сетей и, следовательно, к расширению территорий хинтерландов указанных комплексов и повышению значимости автомобильного транспорта, как наиболее соответствующего распределительным функциям.

Анализ складывающихся в транспортной сфере тенденций приводит к выводу о нарастающем доминировании автомобильного транспорта в пассажирских и грузовых перевозках, которое за рубежом, в частности в ЕС, частично сдерживается фискальными мерами, а в нашей стране – недостатками дорожной сети.

II. Развитие рыночных отношений в российской экономике существенно изменяет территориальную структуру хозяйства и расселения, которая, как известно, длительное время формировалась в условиях централизованного планирования и директивных методов управления. В рыночных условиях при возрастающих тарифах транспортный фактор становится одним из ведущих факторов территориальной организации производства.

Современное неудовлетворительное состояние значительной части автомобильных дорог и несоответствие конфигурации дорожной сети структуре грузопотоков негативно сказывается на выполнении автотранспортом своих социальных и экономических функций.

Недостаточная транспортная освоенно­сть территории России, огромные контрасты в развитии транс­портных узлов, вызванные концентрацией экономической активно­сти в крупных промышленных центрах, отсутствие конкурентной рыночной среды, препятствуют вырав­ниванию региональных диспропорций. Способствуют же их выравниванию транспортные коммуникации, по которым происходит межрайонное перераспределение материальных и человеческих ресурсов. Железнодорожный транспорт в этом отношении не может полностью обеспечить всю совокупность межрегиональных связей в силу пространственной ограниченности сети железных дорог, особенно в огромных по площади северных и восточных регионах страны. Здесь главная роль в выравнивании региональных уровней социально-экономического развития принадлежит автомобильному транспорту.

К приоритетным направлениям развития дорожной сети относится транспортное обеспечение формирования местных (региональных) рынков – одной из основ экономики регионов. Региональные рынки имеют специфические географические особенности и развиваются под влиянием различных факторов, среди которых экономико-географическое положение, отраслевая и пространственная структура хозяйства региона, степень развития инфраструктуры, особенности системы расселения и др. Транспорт же выполняет при формировании рынков любого масштаба – от местных до мирохозяйственных - системообразующую функцию. При этом по мере снижения «иерархического ранга» рынков в их формировании усиливаются значимость дорожной сети и роль автомобильного транспорта.

Мероприятия по транспортному обеспечению региональных рынков необходимо ориентировать не только на внутренние, но и на межрегиональные связи. К указанным мероприятиям наряду с развитием дорожной сети, охватывающей необходимые для формирования регионального рынка производства, ресурсные базы и поселения, следует отнести создание транспортно-логистических узлов, обеспечивающих связи с основными транспортными магистралями и интермодальными коридорами.

Транспортно-логистические узлы, функции которых постоянно расширяются за счет интегрирования их терминального и складского хозяйств с промышленными и торговыми зонами, в в северных и восточных районах страны вполне могут рассматриваться как потенциальные полюса роста, призванные дать импульс социально-экономическому развитию окружающей территории. Этот процесс по существу представляет собой формирование и пространственное расширение транспортного хинтерланда посредством развития дорожной сети. При этом одновременно создаются условия для замыкания транзитных грузопотоков на местные транспортные коммуникации с целью развития региональных рынков и их эффективной интеграции в общероссийскую и мирохозяйственную системы.

III. Все более существенным фактором в формировании грузопотоков и структуры грузооборота становится развитие форм организации производства, особенно концентрации, специализации и кооперирования. Концентрация производства ведет, как известно, к ликвидации небольших по мощности предприятий в процессе конкуренции, что связано с увеличением объемов единичных грузоотправлений. Одновременно в процессе концентрации происходит расширение «зон влияния» конкурентоспособных производств, что увеличивает расстояние перевозок продукции. В силу этого концентрация производства в транспортном отношении ориентирована в основном на использование магистральных путей сообщения, что, безусловно, не исключает распределительных перевозок по дорогам местного значения.

Развитие производственной специализации и связанного с ней кооперирования усиливает дифференциацию грузоотправлений, вследствие чего, по мере увеличения пространственных разрывов в технологических трактах кооперированных производств, увеличивается количество мелкопартионных перевозок. Наметившиеся в последние годы переход к стадии постиндустриального развития экономики и обусловленное этим процессом постепенное повышение трудоемкости производства несомненно усилят указанные тенденции.

Центробежные (в «размещенческом» отношении) силы специализации производства «уравновешиваются» центростремительными силами кооперирования, которые возрастают не только из-за стремления сократить перевозки комплектующих к сборочным производствам. Не меньшее значение в последние годы приобрели требования к перевозкам «от места к месту» и «точно в срок». Сохраняет свою актуальность и принцип: наиболее эффективно внутрирайонное межотраслевое кооперирование. Здесь, согласно указанным требованиям, а также особенностям партионности отправлений и протяженности перевозок, безраздельно господствует автомобильный транспорт.

Производственное комбинирование редко бывает связано с перевозками грузов на большие расстояния. Как правило, комбинированные производства находятся на смежных промплощадках или в пределах одной промышленной агломерации. Поэтому связи по комбинированию чаще всего обслуживаются технологическими видами транспорта, вследствие чего эта форма организации производства в отличие от концентрации, специализации и кооперирования не оказывает существенного влияния на формирование транспортных сетей.

Таким образом, формы организации производства – концентрация, специализация и кооперирование – находятся в тесной взаимосвязи с автотранспортным комплексом. Указанные формы организации производства стимулируют развитие регионального автотранспортного комплекса, в том числе дорожной сети, а автотранспортный комплекс, в свою очередь, обеспечивает их развитие.

IV. В современных социально-экономических условиях постоянно повышается значимость включенности региона в межрегиональные и межгосударственные обмены. Однако процессы межрегиональной и международной интеграции сдерживаются рядом факторов, не последним из которых в этом отношении является недостаточная транспортная обеспеченность регионального развития. Даже наличие транспортных магистралей на территориях ряда регионов, включая формирующиеся интермодальные коридоры, пока еще не решает проблемы межрегиональной интеграции, так как большинство из этих магистралей носит либо сугубо транзитный характер, либо соединяет российские сырьевые и топливные ресурсные базы с соответствующими странами - импортерами. При этом большинство пересекаемых такими магистралями районов не используют свой транзитный потенциал из-за неконкурентоспособности и недостаточного развития местных рынков. Последнее обстоятельство в значительной мере является результатом слабого развития региональных дорожных сетей, отсутствия во многих районах непосредственных связей между центром и периферией, а иногда и между соседними населенными пунктами. Нередко связи между поселениями соседних регионов удобнее, надежнее или короче внутренних, что приводит к перераспределению («перехвату») функций между центрами в отношениях «центр-периферия», которое далеко не сразу находит (или не находит совсем) отражение в административном районировании. В этих случаях границы идентифицируемых в процессе транспортно-экономической дифференциации (см. ниже) районов могут не совпадать с административными. Административное устройство страны не имеет возможности, как известно, оперативно реагировать на изменения в территориальной структуре хозяйства, особенно в такой динамичной его составляющей, как транспортная сфера. В то же время внутри транспортного комплекса формируются хорошо выраженные территориальные образования.

В процессе обслуживания грузопотоков и пассажиропотоков развивается интеграция различных видов транспорта, объектов транспортной и логистической инфраструктуры и производств, что ведет к формированию региональных (территориальных) транспортно-логистических систем (РТС). Автор предлагает следующую формулировку этого понятия: Региональная транспортно-логистическая система – это пространственная совокупность средств и путей сообщения, функционально объединенная логистическими структурами.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа развития тема: Организационно-педагогические основы формирования территориально-отраслевого образовательного комплекса «Возрождение» (2008-2012 г г.) Кубенское

    Программа
    Разработанная нами программа долгосрочного развития профессионального училища №42 с. Кубенское Вологодской области отвечает стратегическим направлениям развития образования страны.
  2. Программа дисциплины Региональная экономика Специальность

    Программа дисциплины
    Для изучения дисциплины «Региональная экономика» студентам необходимо предварительное ознакомление со следующими дисциплинами: общая экономическая теория, высшая математика, экономическая и социальная география, прогнозирование и
  3. О. В. Свидерская Основы энергосбережения Курс лекций

    Курс лекций
    Рекомендовано к изданию Комиссией по приемке и аттестации электронных версий учебных и учебно-методических материалов Академии управления при Президенте Республики Беларусь.
  4. Региональная комплексная программа развития профессионального образования содержание

    Программа
    Формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности перспективных региональных рынков труда
  5. Региональная экономика. Теория и практика

    Документ
    Дорофеев А. Ф., Китаёв Ю.А. Развитие семейного бизнеса в аграрном секторе экономики как фактор устойчивого развития сельских территорий Цент­рального Черноземья

Другие похожие документы..