Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Диплом'
'Автореферат'
Защита состоится «28» октября 2009 года в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д. 212.208.13 по философским наукам при Южном федеральном ...полностью>>
'Рабочая программа'
Рабочая программа, методические указания и контрольные задания рассмотрены и рекомендованы к изданию методическим семинаром кафедры философии « » 200...полностью>>
'Конкурс'
Организатор Конкурса – Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Пермский педагогический колледж №1...полностью>>

Смыслова Галина Федоровна серебряный век в литературе и искусстве. Смыслова Галина Федоровна, учитель русского языка и литературы моу «сош с. Вязовка Татищевского района Саратовской области» пояснительная записка (1)

Главная > Пояснительная записка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МОУ «Средняя

общеобразовательная школа с. Вязовка»

Татищевского района Саратовской области

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

«Серебряный век в литературе и искусстве»

для учащихся 11 класса (профильный уровень).

Автор: учитель русского языка и литературы высшей категории Смыслова Галина Федоровна

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК В ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ.

Смыслова Галина Федоровна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ с. Вязовка

Татищевского района Саратовской области»

Пояснительная записка.

В конце 19 века русская культура вступила в новый , сравнительно короткий, но чрезвычайно насыщенный яркими художественными явлениями этап. В течение примерно четверти века – с начала 90 – х годов до октября 1917 года – радикально обновились все стороны жизни России – экономика, политика, наука, технология, культура, искусство. Не менее интенсивно развивалась и литература.

Переход от эпохи классической литературы к новому литературному времени отличался сменой эстетических ориентиров, кардинальным обновлением литературных приемов. Особенно динамично в это время обновлялась русская поэзия, вновь – после пушкинской эпохи – вышедшая на авансцену общекультурной жизни страны. Позднее эта поэзия заслужила название «серебряного века».

Главные художественные достижения в поэзии рубежа 19 и 20 веков были связаны с деятельностью художников «новых», или, как принято называть их, модернистских течений – символизма, акмеизма и футуризма. Знание и понимание данной эпохи в развитии русской литературы и искусства является необходимым для обучающихся . Предлагаемый курс ориентирован на учащихся 11 класса (профильный уровень). Несмотря на связь с основным программным материалом, данный курс обладает содержательной самостоятельностью, так как содержание этого курса выходит за рамки традиционных программ по литературе и дополняет профильный курс до углубленного.

Предметом изучения данного курса является жизнь и творчество поэтов Серебряного века, художников, архитекторов, скульпторов, музыкантов и композиторов рубежа веков. Тема интересна обилием замечательных имен, знакомством с поэзией, живописью, скульптурой, архитектурой и музыкой конца 19 – начала 20 века, что позволяет более полно представить данную эпоху.

Основные цели изучения данного курса:

  • Приобщение учащихся к богатствам русской культуры рубежа 19 – 20 веков.

  • Развитие их способностей воспринимать и оценивать явления литературы и отраженные в них явления жизни.

  • Формировать художественный вкус, эстетические потребности, идейно – нравственную позицию учащихся.

Задачи:

  • Изучение жизни и творчества поэтов Серебряного века, художников , скульпторов, архитекторов и музыкантов.

  • Формирование знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей.

  • Формирование представлений о русской культуре рубежа 19 – 20 веков как социокультурном феномене, занимающем особое место в жизни не только русских людей, но и всего человечества.

  • Развитие творческих способностей, воображения, эстетического чувства учащихся, воспитание их эмоциональной и интеллектуальной культуры.

Требования к знаниям и умениям учащихся после изучения курса.

Осваивая предложенный материал, учащиеся должны знать:

  • О модернизме как новом течении, зародившемся на рубеже 19 и 20 веков в искусстве.

  • О литературных направлениях (символизме, акмеизме, футуризме).

  • О жизни и творчестве поэтов и писателей, художников, архитекторов, скульпторов и музыкантов.

В области читательской и литературно – творческой деятельности учащиеся должны уметь:

  • Характеризовать основные проблемы, определять авторскую позицию и формулировать свое отношение к ней.

  • Выделять черты литературных направлений при анализе произведения.

  • Выявлять особенности поэтической речи стихотворного произведения и давать этому произведению обоснованную оценку.

  • Читать выразительно прозу и стихи.

  • Пользоваться справочниками, словарями, Интернет – ресурсами.

  • Составлять планы, тезисы, конспекты статей, готовить доклады, выступления на литературные темы, презентации, писать рефераты.

Учебно – тематический план

занятия

Тема

Колич.

часов

Виды деятельности

Образовательный продукт.

1.

Введение. Культурная эпоха в истории России рубежа веков (конец 19 – начало 20 в.)

1

Проблемная беседа. Лекция учителя.

Конспект.

2.

Генезис. Возникновение и развитие.

1

Проблемная беседа.

Лекция учителя.

Презентация.

3.

Границы эпохи.

1

Лекция учителя.

Работа со статьёй Д. Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы».

Презентация.

Конспект.

4.

Семантика.

1

Лекция. Беседа.

Конспект.

Модернистские течения в России.

6

5.

Символизм. Д.С.Мережковский, З. Гиппиус.

1

Лекция.

Конспект.

6.

А.А.Блок и

А.Белый.

1

Лекция.

Работа с текстом.

Авторские чтения: А.Блок (mp 3)

Реферат.

Презентация.

7.

Акмеизм.

Н.Гумилев.

1

Лекция.

Работа с текстом.

Доклад.

8.

А.А.Ахматова и М.И.Цветаева.

1

Сообщения учащихся.

Работа с текстом.

Авторские чтения: А.Ахматова (mp 3)

Реферат.

Презентация.

9.

Футуризм.

В.Маяковский ,

Д.Бурлюк.

1

Лекция.

Работа с текстом.

Авторские чтения: В. Маяковский

(mp 3)

Презентация.

10.

Практическая работа.

1

Анализ стихов.

Серебряный век в искусстве

13

11.

Движение модернизма в искусстве Серебряного века.

1

Лекция

12.

«Модерн» в русской архитектуре.

А.В.Щусев. Заочное путешествие в Марфо – Мариинскую обитель в Москве.

1

Доклад

Презентация

13.

Ф.О.Шехтель. Музей изящных искусств.

1

Лекция

Презентация

14 – 15.

Скульптура начала 20 века.

П.П.Трубецкой, С.Т. Коненков, С.Ф.Нефёдов - Эрьзя

2

Доклады

16.

Русская живопись рубежа веков.

М.А.Врубель.

1

Лекция

Доклад

Показ репродукций картин.

17.

Н.К.Рерих – общественный деятель мирового масштаба.

1

Лекция

Показ репродукций картин.

18.

З.Серебрякова.

Жизнь, творчество и судьба.

1

Лекция.

Показ репродукций картин.

Презентация.

19 – 20.

Экскурсия на выставку картин русских художников начала 20 века.

2

Отзывы

21.

Драматический театр.

Театральные деятели К.С.Станиславский и В.И.Немирович – Данченко.

1

Доклады

Презентация

22 -23.

Лучшие традиции русского театра начала 20 века. Чеховская «Чайка » на сцене современного театра.

2

Просмотр спектакля

Телеверсия.

24.

Музыка.

«Русские сезоны» в Париже.

1

Лекция

Слушание музыки.

25.

Музыкальные дарования рубежа веков.

Скрябин, Рахманинов, Шаляпин.

1

Сообщения учащихся.

Слушание музыки:

Рахманинов «Элегия», «Прелюдия», «Этюд».

Шаляпин «Дубинушка», «Вдоль по Питерской», «Партия Мефистофеля».

Презентация.

Аудиозаписи (mp 3)

26 – 27.

Экскурсия в Детскую школу искусств.

2

Концерт классической музыки

Отзывы.

28 -29.

«Мы были музыкой во льду…». Трагическая судьба лучших представителей Серебряного века.

1

Литературно – музыкальная композиция.

Презентация.

30 – 31.

Практическая работа.

2

Составление проекта «Серебряный век в литературе и искусстве».

Проект

32.

Подготовка к итоговой конференции.

1

33 - 34.

Итоговая конференция.

2

Открытое мероприятие.

Итого:

34

Содержание элективного курса (34 часа).

  1. Введение. Культурная эпоха в истории Росссии рубежа веков ( конец 19 – начало 20 в.).(1 час)

Предмет и задачи элективного курса , структура курса. Характеристика эпохи в истории России конца 19 – начала 20 века.

Лекция учителя с элементами беседы с учащимися с опорой на уже имеющиеся у учащихся знания.

Межпредметные связи: история.

  1. Генезис. Возникновение и развитие Серебряного века. (1 час).

Античная традиция (деление истории человечества на золотой, серебряный, медный и железные века), пушкинский Золотой век и расцвет русской культуры после Пушкинского периода.

Лекционное изложение материала учителем с показом презентации «Возникновение и развитие Серебряного века».

  1. Границы эпохи.(1 час).

Начало, расцвет и конец Серебряного века. Статья Д. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы».

Лекция учителя с показом презентации. Конспект статьи Д. Мережковского.

  1. Семантика. (1 час).

Оценочный характер понятия «Серебряный век» в 1920 -1930 годы. «Серебряный век» как «русский культурный Ренессанс». Русский театр, поэзия, живопись. Поиски новых принципов и форм изображения действительности и поэтического самовыражения.

Лекция учителя с элементами беседы.

  1. Модернистские течения в России.(6 часов).

Идея «преображенной» свободной личности, прозревающей тайны бытия. Проблема индивидуализма и «единичности» человека как выражения свободы выбора и творчества.

Символизм . (2 часа). Отражение острейших конфликтов и противоречий жизни в поэзии символистов. Её исповедальность. Трагическое мироощущение лирического героя. Многогранность любовной лирики. Идеи двоемирия. Символика образов. Изящество и музыкальность стихов.

Д. Мережковский. «На распутье», «Поэт», «Голубое небо», «Двойная бездна».

З. Гиппиус. «Песня», «Посвящение», «Отрада».

А. Блок. «Мне страшно с тобою встречаться», «В ресторане», стихотворения из цикла «Кармен».

А. Белый. «Веселье на Руси», «Из окна вагона», «Отчаянье», «Родине».

Акмеизм. (2 часа). Художественное освоение многообразного и яркого земного мира. Тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя. Пристальное внимание акмеистов к материальному, вещному миру и духовные поиски.

Н.С.Гумилев. «Старый конквистадор», «Капитаны», «Шестое чувство», «Слово», «Заблудившийся трамвай», «Мои читатели».

А. Ахматова. «Я пришла к поэту в гости», «Читатель», «Все души милых на высоких звездах», «летний сад», «Городу Пушкина».

М. Цветаева. «Вчера ещё в глаза глядел…», «Поэт – издалека заводит речь…

», «Откуда такая нежность».

Футуризм.(1 час). Кубофутуристы или поэты «Гилеи», эгофутуристы, «Мезонин поэзии», объединение «Центрифуга». Утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир. Стремление к рациональному обоснованию творчества с опорой на фундаментальные науки.

В. Маяковский. «А вы могли бы?», «Адище города», «Облако в штанах», «Прозаседавшиеся», «Люблю».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Смыслова Галина Федоровна серебряный век в литературе и искусстве. Смыслова Галина Федоровна, учитель русского языка и литературы моу «сош с. Вязовка Татищевского района Саратовской области» пояснительная записка (2)

    Пояснительная записка
    В конце 19 века русская культура вступила в новый , сравнительно короткий, но чрезвычайно насыщенный яркими художественными явлениями этап. В течение примерно четверти века – с начала 90 – х годов до октября 1917 года – радикально

Другие похожие документы..