Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В монографии анализируются проблемы развития и функционирования этнических сетей в современном мире. Особое внимание уделено различным аспектам струк...полностью>>
'Документ'
1-ый ученик: Молоко содержит все основные питательные вещества, необходимые для развития человеческого организма, а именно: белки, жиры, углеводы, вит...полностью>>
'Конкурс'
Организатором ежегодной премии в области ландшафтной архитектуры и дизайна «Украина квитуча» является Гильдия ландшафтных архитекторов Украины – дейс...полностью>>
'Урок'
В 1637 г. во Франции вышла книга, которая принесла её автору невероятную известность. По обычаям того времени она имела довольно длинное название: «Р...полностью>>

Пособие по освоению Международной статистической

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Комитет по здравоохранению Администрации Санкт-Петербурга

Бюро медицинской статистики

Городской организационно-методический отдел
лечебно-профилактической помощи взрослому населению

Пособие по освоению

Международной статистической
классификации болезней и проблем,
связанных со здоровьем

(десятый пересмотр)

(для врачей и специалистов по статистике)

Санкт-Петербург

1998

УДК

ББК

Пособие по использованию Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра (для врачей и специалистов по статистике) / И.А.Красильников, И.В.Машкова, Ю.И.Мусийчук, Ж.М.Солдатенкова. - СПб, 1998. - 126 с.

Пособие подготовлено специалистами Бюро медицинской статистики Комитета по здравоохранению Администрации Санкт-Петербурга с учетом опыта, накопленного при кодировании заболеваемости и причин смерти, анализа отчетов лечебно-профилактических учреждений. Авторы являются подготовленными инструкторами по использованию Международной классификации болезней.

Рассматриваются общие вопросы классификации болезней и алгоритмы кодирования наиболее распространенных заболеваний.

Пособие предназначено для врачей и статистиков, проходящих подготовку по использованию МКБ-10, оно может быть полезным при самостоятельном освоении материала, а также в повседневной практике. Основные положения пособия могут быть использованы при преподавании медицинской статистики во время подготовки студентов и переподготовки врачей в учреждениях последипломного образования.

Рисунков 7, таблиц 29.

Без объявления

ISBN

Коллектив авторов, 1998

ГУ Бюро медицинской статистики Комитета по здравоохранению
Администрации Санкт-Петербурга, 1998

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 6

Раздел 1. Общая характеристика Международной
классификации болезней 8

Зачем нужна Международная классификация болезней? 8

Что содержится в каждом томе? 9

Чем отличается МКБ-10 от предшествующей классификации? 9

Классы Международной классификации болезней 9

Классы, блоки, рубрики… Зачем они? Сколько их? 12

Общий четвертый знак в подрубриках МКБ-10 13

Оказывается, в необозримом перечне болезней имеются четкие принципы! 14

Зачем введены новые классы? Новый класс Z! 14

Почему исчезла из английского алфавита буква "U"? 15

Непонятные знаки в тексте. Как к ним относиться? 15

Когда одного кода мало? 16

Внимание! 17

Введение двойного кода вызывает тревогу у статистиков в отношении учета их в программах машинной обработки. Электронно-вычислительная машина – Ваш помощник. Эффективность программы – искусство программиста. Сформулируйте четко задачу программисту, объясните ему почему необходим второй код, когда он применяется, обсудите с ним, где еще возможны такие ситуации. Современная техника может почти все, но это «все» делают люди! 17

Если диагнозов или состояний много? 17

Как правильно заполнить свидетельство о смерти и поставить код основной причины смерти? 18

Состояния, упоминания о которых в медицинских документах
требует использования конкретного кода 22

Выработаем четкий алгоритм поиска кодов! 23

Как избежать нежелательных ошибок? 24

Перечень кодов, не используемых для кодирования причин смерти 25

Потратим время на создание документа и оценку его качества! 25

Памятка врачу, заполняющему медицинскую документацию 26

Когда заболевание считать хроническим или регистрировать его последствия? 27

Предполагаемые последствия других состояний 28

Если заболевание точно не установлено? 29

Как поступит статистик, если в записях врача будет непоследовательность или неточность? 29

Ох! Опять особенности и исключения! 30

Различия в кодировании при определении причин смерти и заболеваний 31

Давайте, исправим замеченные ошибки! 33

Раздел 2. Особенности кодирования заболеваний по отдельным классам 35

Сравнение наименования классов МКБ-9 и МКБ-10 35

Класс I. Некоторые инфекционные и паразитарные болезни 36

Некоторые изменения трехзначных рубрик
класса инфекционных заболеваний МКБ-10 37

Класс II. Новообразования 38

Класс III. Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм 45

Сопоставление рубрик раздела иммунных нарушений МКБ-9 и МКБ-10 46

Сопоставление некоторых рубрик заболеваний крови в МКБ-9 и МКБ-10 47

Класс IV. Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ 48

Сопоставление рубрик МКБ-9 и МКБ-10 по классу болезней
эндокринной системы и нарушений обмена веществ 49

Класс V. Психические расстройства и расстройства поведения 51

Сопоставление блоков класса психических заболеваний в МКБ-9 и МКБ-10 52

Сопоставление некоторых подрубрик и рубрик в классе
психических заболеваний МКБ-9 и МКБ-10 53

Класс VI. Болезни нервной системы 56

Сопоставление некоторых рубрик класса нервных болезней МКБ-9 и МКБ-10 57

Класс VII. Болезни глаза и его придаточного аппарата 58

Класс VIII. Болезни уха и сосцевидного отростка 59

Класс IX. Болезни системы кровообращения 60

Сопоставление рубрик класса заболеваний сердца и сосудов в МКБ-9 и МКБ-10 60

Класс X. Болезни органов дыхания 64

Сопоставление некоторых рубрик МКБ-9 и МКБ-10 по классу заболеваний органов дыхания 65

Класс XI. Болезни органов пищеварения 67

Сравнение рубрик МКБ-9 и МКБ-10 по классу заболеваний желудочно-кишечного тракта 68

Класс XII. Болезни кожи и подкожной клетчатки 69

Сравнение рубрик МКБ-9 и МКБ-10 по классу заболеваний кожи 70

Класс XIII. Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани 71

Сопоставление трехзначных рубрик класса болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани в МКБ-9 и МКБ-10 72

Класс XIV. Болезни мочеполовой системы 73

Сопоставление некоторых рубрик МКБ-9 и МКБ-10 класса болезней мочеполовой системы 73

Класс XV. Беременность, роды и послеродовый период 74

Сопоставление некоторых рубрик класса беременность, роды и послеродовый период МКБ-10 с классом осложнения беременности, родов и послеродового периода МКБ-9 74

Класс XVI. Отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде 77

Класс XVII. Врожденные аномалии [пороки развития], деформации и хромосомные нарушения 77

Класс XVIII. Симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубриках (R00-R99) 77

Класс XIX. Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин 78

Таблица места транспортных происшествий (Том III Раздел 2) 80

Алгоритм кодирования при травме 81

Примеры кодирования при травме 81

Пример формирования таблицы лекарственных и химических препаратов
(Том III Раздел 3) 82

Класс ХХ. Внешние причины заболеваемости и смертности 82

Класс XXI. Факторы, влияющие на состояние здоровья и обращения в учреждения здравоохранения 83

Раздел 3 85

3.1. Особенности использования МКБ врачами отдельных специальностей 85

Наиболее частые основные причины смерти среди жителей
г. Санкт-Петербурга в 1997 г. 85

Наиболее частые диагнозы больных, выписанных из Городской больницы № 15 86

Примеры перечня кодов поражений химическими соединениями по МКБ-10 89

Коды МКБ-10 для списка профессиональных заболеваний 90

Пример неоднозначности четвертого знака при рубриках 96

Наиболее часто используемые рубрики при обслуживании здоровых промышленных рабочих 97

3.2. Принципы составления диагноза и выбор первоначальной причины смерти 98

Приложения 104

Приложение 1. Перевод кодов подрубрик МКБ-10 в коды подрубрик МКБ-9 104

Перевод кодов подрубрик МКБ-9 в коды подрубрик МКБ-10
в гематологии 104

Приложение 2. Перечень трехзначных рубрик инфекций, передающихся половым путем, в соответствии с МКБ-10 108

Перечень трехзначных рубрик инфекций, передающихся половым путем, в соответствии с МКБ-10 108

Приложение 3 Алфавитный указатель наименований болезней и их коды в акушерстве и гинекологии 117

Алфавитный указатель наименований болезней и их коды в акушерстве и гинекологии 117

Приложение 4. Нозологические формы, подлежащие диспансерному наблюдению у врача-стоматолога 125

Нозологические формы, подлежащие диспансерному наблюдению у врача-стоматолога 125

Перечень таблиц 127

Список иллюстраций 128

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с приказами МЗ РФ № 170 от 27.05.97 г. и № 3 от 12.01.98 г. органы и учреждения здравоохранения Российской Федерации с 01.01.99 г. переходят на Международную статистическую классификацию болезней десятого пересмотра (МКБ-10).

Несомненно, переход на МКБ-10 порождает массу проблем: методических, технических, материальных и т.д. Но также очевидно и то, что Международная классификация болезней должна быть адекватна современному состоянию здравоохранения, способствуя решению актуальных задач, и поэтому ее необходимо периодически пересматривать.

Внедрение любой новой классификации болезней всегда требует осуществления сложного комплекса мероприятий, подготовка кадров в котором занимает одно из главных мест. Это относится и к внедрению нового пересмотра Международной классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, уже по названию которой можно определить, что она претерпела определенные изменения, отражающие поворот мировой медицинской общественности к проблемам здоровья и профилактики.

Международная классификация болезней входит в руководства по основным разделам медицины и должна преподаваться в медицинских учебных заведениях при изучении клинических дисциплин. Во время преподавания специалисты обязаны обучить студентов и слушателей правилам кодирования заболеваний и причин смерти, сопоставить подходы разных школ, особенно в области терминологии, показать влияние классификации на качество диагностики и лечения заболеваний при следовании определенным стандартам постановки диагноза. Диагнозы и термины, значительно различающиеся в разных странах по вкладываемому в них смыслу, представляют наибольшую трудность Международной классификации болезней, они неизбежно будут обсуждаться в течение длительного времени. Дискуссии при этом не должны влиять на использование классификации. Достижение компромиссов между международными требованиями и национальными подходами является уделом специалистов по клиническим дисциплинам и статистике заболеваний, замечания которых будут учитываться при подготовке следующего пересмотра классификации.

Настоящее методическое пособие предназначено для специалистов по статистике и врачей, деятельность которых связана с кодированием причин смерти и заболеваний в медицинской документации в соответствии с новым пересмотром Международной классификации болезней (МКБ-10). Оно не претендует на полноту решения всех возникающих вопросов, которые могут появляться при практическом использовании классификации. Авторы пытались внести некоторое разнообразие в изложение материала, чтобы развеять традиционное представление о статистике как "сухой" науке. Мы стремимся показать, что использование классификации, несмотря на необходимость строгого соблюдения инструкций, предусматривает большую творческую работу, прежде всего по удовлетворению потребностей конкретного учреждения в статистической информации, которое вполне можно осуществлять при соблюдении представления информации в соответствии с требованиями международной и государственной статистической отчетности.

Пособие состоит из трех разделов и приложений. В первом разделе рассматривается общая характеристика МКБ-10; во втором - методические подходы и алгоритмы кодирования при различных классах болезней в практике медицинских учреждений; в третьем - особенности использования МКБ-10 врачами разных специальностей. В приложениях приводятся некоторые таблицы перекодирования из МКБ-9 в МКБ-10.

Пособие содержит основную характеристику МКБ-10 вместе с практическими рекомендациями для кодировщиков причин смертности и заболеваемости, а также рассматривает существующие инструкции по представлению и интерпретации данных, но оно не заменяет детальное изучение самой МКБ-10. Поскольку пособие предназначено специалистам, знакомым с МКБ-9, оно построено по принципу постепенного усложнения задач, базируется на примерах кодирования наиболее распространенных заболеваний и типичных ошибок при кодировании. Следует отметить, что Инструкция по кодированию причин смерти и заболеваний, содержащаяся в МКБ-10, предназначена для кодировщиков, не всегда имеющих медицинскую подготовку, поэтому содержащаяся в Инструкции информация, доступная и понятная медицинским работникам, в настоящем пособии не повторяется.

Для подготовки статистиков учреждений здравоохранения нами рекомендуется следующий учебно-тематический план недельного цикла по освоению МКБ-10:

Дни

Часы

Тема

Вид занятий

1

1-2

Общая характеристика МКБ-10

л

3-4

Общие подходы к технологии использования МКБ-10 в практике кодирования

л

5-6

Класс II Новообразования

л

7

Индивидуальные консультации

2

1-2

Сопоставление 9-го и 10-го пересмотров МКБ: отличия и особенности

л

3-4

Воздействие МКБ-10 на содержание и ведение учетной документации в учреждениях здравоохранения

л

5-6

Кодирование диагнозов в АПУ и стационарах. Класс II Новообразования

пр.з.

7

Индивидуальные консультации

3

1-2

Принципы выбора заключительного диагноза (причины смерти)

л

3-4

Кодирование причин смерти

л

5-6

Кодирование причин смерти

пр.з.

7

Индивидуальные консультации

4

1-2

Порядок заполнения и правила кодирования учетной документации в АПУ и стационарах

пр.з.

3-4

Кодирование диагнозов в АПУ и стационарах

пр.з.

5-6

Использование компьютерной информационно-поисковой системы для кодирования диагнозов в соответствии с МКБ-10

пр.з.

7

Индивидуальные консультации

5

1-2

Кодирование диагнозов в АПУ и стационарах

пр.з.

3-4

Кодирование диагнозов в АПУ и стационарах

пр.з.

5-6

Подведение итогов цикла

семинар

Пособие разработано при отсутствии должного опыта работы с МКБ-10 и необходимых инструкций по заполнению новых статистических форм, поэтому оно будет дополняться и перерабатываться в ходе подготовки персонала и получения инструктивно-методических материалов Минздрава РФ.

Все предложения по совершенствованию пособия, а также по замеченным ошибкам в русском переводе МКБ-10 просим направлять по адресу:

198095, Санкт-Петербург, ул. Шкапина, д.30, Бюро медицинской статистики

тел. 252-78-56, факс 252-71-76,

эл.почта medstat@

Раздел 1. Общая характеристика Международной
классификации болезней

Зачем нужна Международная классификация болезней?

Управление здравоохранением, включающее в себя планирование его развития, оценку качества лечения и профилактики, невозможно без достоверных сведений о частоте тех или иных заболеваний, патологических состояний, травм, анализа причин смерти. Международная классификация болезней (МКБ), создаваемая усилиями экспертов многих стран, нацелена на стандартизацию медицинского учета и отчетности во всем мире.

Статистическое изучение болезней для практических целей началось еще в конце XVII века (работа Джона Граунта по сводкам смертности в Лондоне). Попытки создания классификаций причин смерти продолжались отдельными учеными и практиками вплоть до середины XIX века, когда состоялся первый Международный статистический конгресс (Брюссель, 1853 год). Конгресс обратился с просьбой к двум наиболее видным специалистам в этой области (д-ру Фарру и д-ру Марку д'Эспин) подготовить единую классификацию причин смерти, применимую на международном уровне. Через два года Фарр и д'Эспин представили два отдельных списка, основанных на совершенно разных принципах. В конечном итоге очередной Конгресс принял компромиссный список. В последующем эта классификация неоднократно пересматривалась на основе модели, предложенной Фарром – группировки болезней по анатомическому принципу. Хотя эта классификация и не получила широкого международного признания, ее принципы легли в основу Международного перечня причин смерти, разработанного по поручению Международного статистического института комитетом под председательством Жака Бертильона. Этот перечень был принят сессией Международного статистического института, состоявшейся в 1893 году в Чикаго. Именно с этого времени началась официальная история МКБ. В последующем она пересматривалась примерно каждые 10 лет.

Первоначально международная классификация предназначалась только для изучения причин смерти, поэтому параллельно разрабатывались различные классификации болезней. В 1948 году Первая сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения утвердила шестой пересмотр, включив его в "Руководство по Международной статистической классификации болезней, травм и причин смерти". Последний, 10-й пересмотр, был утвержден на 43-ей сессией Всемирной ассамблеи здравоохранения в 1989 году и рекомендован для внедрения с 1993 года. Однако, большие материальные затраты на введение новой классификации значительно сдерживают этот процесс. США, например, вводят новую классификацию с 2000 года. Министерство здравоохранения Российской Федерации приняло решение вести МКБ-10 с 1 января 1999 года. Десятый пересмотр МКБ называется "Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем", что отражает возрастающие потребности пользователей классификации в использовании не только "диагностической информации" (в широком смысле этого слова), но и других данных, характеризующих здоровье человека.

Таким образом, следует отметить, что МКБ находится в постоянном развитии и совершенствовании. Она пытается учесть все современные достижения в области систематизации заболеваний, поэтому представляет собой очень сложное переплетение компромиссов различных школ, подходов, традиций разных стран. В свою очередь, это вызывает необходимость адаптации МКБ для каждой страны, адаптации, которая не нарушала бы возможности международного обмена медицинской информацией.

Дальнейшая интеграция медицинских информационных систем различных стран мира связана с развитием Международной номенклатуры болезней (МНБ), разработка которой ведется Советом международных медицинских научных организаций с 1970 года. Целью МНБ является присвоение каждой нозологической единице рекомендуемого международного названия с учетом специфичности, однозначности, этиологии. Процесс этот оказался весьма трудным, а международное сотрудничество пока недостаточным. К настоящему времени разработаны отдельные разделы МНБ, охватывающие инфекционные болезни, болезни пищеварительной, сердечно-сосудистой системы и ряд других групп заболеваний. Несмотря на незавершенность создаваемой номенклатуры болезней, в МКБ-10 там, где это возможно, используется терминология МНБ.

Однако, номенклатура болезней – это некий упорядоченный перечень, предназначенный для стандартного написания диагнозов. В отличие от номенклатуры, основная задача МКБ – сгруппировать однотипные патологические состояния с целью последующей аналитической обработки данных. В МКБ все болезни делятся на классы, классы – на блоки, блоки - на рубрики (шифруются тремя знаками), рубрики – на подрубрики (шифруются четырьмя и более знаками).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Пособие по истории Отечества для поступающих в вузы  

    Книга
    Книга составлена преподавателями исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова с учетом требований, предъявляемых на вступительных экзаменах в вузы по истории России.
  2. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2007 г

    Закон
    МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМИССИЯ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ
  3. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2008 г

    Закон
    МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМИССИЯ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ
  4. Учебное пособие. М.: Юристъ. 1998

    Учебное пособие
    Дается представление о международном праве как самостоятельной системе права, рассматриваются основные отрасли и институты международного права. Приводятся положения действующих международных документов и прежде всего международных договоров РФ.
  5. Пособие по изучению раздела дисциплины «экономический рост» для студентов всех специальностей всех форм обучения

    Документ
    Данное пособие издается в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины ГСЭ.02 «Экономика» по Учебному плану для студентов всех специальностей всех форм обучения, утвержденному в 2001г.

Другие похожие документы..