Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Статья'
Настоящее Положение о дивидендной политике (далее – «Положение») разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным ...полностью>>
'Документ'
Вы уже изучали дисциплину «Введение в языкознание». Как вы думаете, с какими разделами языкознания (вспомните уровни языка) связана дисциплина «Русск...полностью>>
'Документ'
Строительство Белоозерского межсистемного ремонтно-механического завода началось 3 апреля 1967 г. Первую продукцию предприятие произвело в 1971 г. Пр...полностью>>
'Закон'
Цей Закон визначає економічні, правові та організаційні засади оплати праці працівників, які перебувають у трудових відносинах, на підставі трудового...полностью>>

Омская торгово-промышленная палата

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКАЯ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА

Аналитический доклад

«Мировой финансово-экономический кризис»

(оценки и суждения предпринимательского сообщества)

Омск, 2009 г.

ПРЕДИСЛОВИЕ

При подготовке Аналитического доклада использованы материалы Системы ТПП РФ: территориальных торгово-промышленных палат, комитетов ТПП России, союзов, объединений предпринимателей, предприятий и организаций - членов ТПП РФ.

Особая благодарность за предоставленные аналитические, информационные, статистические материалы: Главному Управлению ЦБ РФ по Омской области, Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Омской области, Управлению федеральной налоговой службы РФ по Омской области, Омской таможне, Министерству экономики Омской области, Министерству промышленной политики, транспорта и связи Омской области, Министерству строительства и ЖКХ Омской области.

Аналитический доклад «Мировой финансово-экономический кризис» (оценки и суждения предпринимательского сообщества) адресован руководителям законодательной и исполнительной власти, представителям научных и деловых кругов, членам Омской торгово-промышленной палаты.

Руководитель проекта:

Хорошавина Т. А. — президент Омской ТПП

Рабочая группа Омской ТПП:

Федулова О. П. — первый вице-президент

Аппинг Е. А. — вице-президент

Кичигина И. А. — вице-президент

Панкратова Т. Я. — вице-президент

Сагайдашная Т. В. — начальник отдела «Независимая экспертиза»

Шкаева Л. В. — начальник отдела по связям с общественностью

Источники информации:

*** Настоящие материалы не могут быть полностью или частично воспроизведены, тиражированы и распространены в качестве официального издания без разрешения Омской торгово-промышленной палаты.

Содержание

Россия на фоне мирового кризиса 4

Роль государства в оздоровлении экономики 8

Правила работы международных рейтинговых агентств 12

Финансовый рынок 13

Российская финансовая система в условиях кризиса 15

Состояние банковского сектора Омской области 21

Приоритетные задачи Стратегии развития финансового рынка РФ

на период до 2020 года 22

Экономика 25

«Второй антикризисный фронт» в России 25

Проблемы совершенствования налоговой политики 27

Социально-экономическое положение Омской области за 2008 год 30

Топливно-энергетический комплекс 35

Строительный комплекс 39

Агропромышленный комплекс 46

Инновационная деятельность 53

Малый и средний бизнес России 57

Предпринимательский сектор экономики Омской области 64

Потребительский рынок 72

Приоритеты внешнеэкономической политики России 74

Итоги внешней торговли Омской области в 2008 году 78

- Страны — основные партнеры во внешней торговле 79

- Динамика экспорта важнейших товаров 79

- Страны — основные торговые партнеры в импорте 80

- Характеристика межрегиональной торговли 80

- Торговые сети в Омске 82

Омская ТПП: в партнерстве с успехом! 86

Слово «кризис», написанное по-китайски,

состоит из двух иероглифов:

один означает «опасность»,

другой – «благоприятная возможность».

Каждый выбирает свой путь…

РОССИЯ НА ФОНЕ МИРОВОГО КРИЗИСА

Международному сообществу наций предстоит, как минимум в ближайшие пять лет жить в принципиально новых экономических реалиях. 2009 год наверняка войдет во всемирную историю тем, что в условиях острого финансово-экономического кризиса втянул в свою орбиту практически все государства, транснациональные корпорации, бизнес-структуры и некоммерческие организации, а также потребителей в различных странах.

Сегодня официально признано, что производителем глобального кризиса являются Соединенные Штаты Америки, и это обстоятельство прямо или косвенно признается абсолютным большинством стран мира, в том числе и самими американскими властями.

Требуя от других стран жесткой денежно-кредитной политики, финансовые и политические власти США на протяжении многих лет шли по пути бесконтрольной кредитной накачки корпораций и физических лиц. В итоге пришли к тому, что суммарный долг субъектов американской экономики сегодня достиг 50 трлн. долларов, что составляет примерно 4,5 официальных годовых бюджета США и приблизительно годовой ВВП всего мира.

Главный негативный момент нынешнего кризиса заключается в той волне недоверия между экономическими агентами, которая повлекла за собой распад всех цепочек предложения и спроса. Именно вследствие этого возник дефицит ликвидности, происходит падение цен на энергоносители, катастрофическое снижение фондовых индексов.

Мировой финансовый кризис уже обошелся глобальной экономике в 2,8 триллиона долларов США. И, судя по прогнозам, даже 8 триллионов долларов, которые мир бросил на тушение финансового пожара, не способны пока коренным образом переломить ситуацию. Давление на мировую, в том числе и на российскую экономику, спровоцированное потрясениями на финансовых и фондовых рынках, не ослабевает, а усиливается, и пока никто не может однозначно сказать, где и когда наступит пик кризиса и, соответственно, начнется процесс выздоровления. Оптимисты считают, что падение закончится к концу 2009 года, а пессимисты придерживаются мнения, что кризис затянется на 2-3 года.

Для политического руководства России противодействие кризисным угрозам выступает важнейшим приоритетом внутренней и внешней политики.

Антикризисный пакет в России больше, чем в какой-либо другой стране мира. Из развитых экономик больше всего в антикризисные мероприятия вкладывает Япония - примерно 2% своего ВВП. Меры, принятые Правительством РФ, потребуют примерно до 4,5 % ВВП. А если присовокупить сюда еще и усилия Центрального банка, который занимается ликвидностью банковской системы, то в целом наш антикризисный пакет потребует 12% ВВП. Ни одна страна мира этого пока не делает.

Внесены корректировки в федеральный и региональные бюджеты, которые позволяют направить почти 1,5 трлн. рублей на реализацию антикризисных мер при полном выполнении социальных обязательств государства перед гражданами, взятых государством ранее.

Правительством РФ принят «План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслей экономики», содержащий 55 пунктов, наиболее экстренные из которых начали действовать уже сегодня. Соответственно в субъектах России региональными властями разработан свой комплекс мер с учетом особенностей каждого региона.

В целях противодействия негативному влиянию мирового финансового кризиса на экономику и социальную сферу Омской области распоряжением Правительства Омской области от 26 ноября 2008 года № 211-рп утвержден План мероприятий, направленных на предупреждение и снижение возможных последствий влияния мирового финансового кризиса на социально-экономическое развитие Омской области, на 2008 – 2009 годы. В реализации Плана задействованы все структурные подразделения и профильные министерства Правительства Омской области, федеральные органы власти, муниципалитеты, представители банковского сектора.

Антикризисный план размещен в свободном доступе на официальном информационном портале Правительства Омской области «Омская Губерния» ()

Документ содержит 36 пунктов, часть запланированных мероприятий уже реализована в 2008 году. Указанный антикризисный план предусматривает комплекс мероприятий по мониторингу финансово-хозяйственной деятельности предприятий с целью выявления сфер, наиболее подверженных влиянию кризиса, анализа деятельности кредитных организаций, осуществлению мероприятий по поддержке предприятий Омской области, в том числе субъектов малого и среднего бизнеса, реализации мер по содействию занятости населения, корректировке параметров областного и местных бюджетов в соответствии с тенденциями изменения экономики страны, в том числе оптимизации расходов на содержание органов государственной власти и местного самоуправления и подведомственным им учреждений.

По данным Министерства финансов Омской области, в целях возмещения выпадающих доходов организациям, оказывающим жилищные и коммунальные услуги населению, в областном бюджете на
2009 году предусмотрены средства в объеме 20,0 млн. рублей.

В связи с усилением социальной напряженности на рынке труда, обусловленной массовым высвобождением работников неэффективных организаций, в целях оказания дополнительной социальной поддержки гражданам, ищущим работу, из областного бюджета в 2009 году планируется направить 25 млн. рублей на проведение оплачиваемых общественных работ.

В целях оптимизации расходов областного бюджета сокращена численность государственных органов власти и подведомственных им учреждений, а также расходы на их содержание и материальное обеспечение, что позволило высвободить средства бюджета и направить их на финансирование других первоочередных расходов.

Несмотря на значительное сокращение доходной и расходной частей областного бюджета (доходы –5,4 млрд. рублей, расходы – 6,6 млрд. рублей от первоначально принятого бюджета), в 2009 году, как и в предыдущие годы, все обязательства перед гражданами социального характера сохранены в полном объеме.

Государственная поддержка хозяйствующих субъектов будет осуществляться в 2009 году в пределах бюджетных ассигнований текущего года в соответствии с действующим областным законодательном по поддержке инвестиционной и инновационной деятельности на территории Омской области.

Так, например, в области поддержки бизнеса работают механизмы:

  • субсидирования за счет средств областного бюджета части затрат по уплате процентов по кредитам, полученным организациями, осуществляющими деятельность на территории Омской области, на реализацию инвестиционных проектов, предусматривающих внедрение инноваций в секторах экономики Омской области;

  • выдачи микрофинансовых займов субъектам малого и среднего предпринимательства Омской области в соответствии с законодательством.

В 2009 году субъектам малого предпринимательства, занятым в реализации программ по энергосбережению, будут предоставлены льготы в виде компенсации за счет средств областного бюджета части затрат на приобретение и внедрение инновационных технологий, оборудования и материалов. Таким образом, омский бизнес в условиях кризиса получит возможность получить поддержку из регионального бюджета.

В 2009 году 30 крупнейших организаций Омской области включены в перечень предприятий регионального значения, сформированный Министерством регионального развития РФ и одобренный Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики. Всего в перечень вошли 1148 организаций из субъектов РФ.

Омские предприятия, включенные в список, представляют различные отрасли экономики:

    • промышленность,

    • агропромышленный и строительный комплексы,

    • энергетику и коммунальное хозяйство.

Среди них ЗАО «Группа компаний «Титан», Научно-производственное объединение «Мостовик», ОАО «Омскшина», ОАО «Омский каучук», АК «Омскагрегат», ОАО «ОмскВодоканал», Научно-производственное объединение «МИР», ОАО «КБТМ», СП «Матадор-Омскшина» и другие.

Организациям из «регионального» перечня предполагается оказывать государственную поддержку в виде государственных гарантий, субсидирования процентных ставок по кредитам и обеспечения предприятия государственными заказами.

Во исполнение решения правительственной комиссии будет проводиться мониторинг финансово-экономического состояния предприятий регионального значения, включенных в перечень. Ранее в федеральный перечень системообразующих предприятий, утвержденный правительственной комиссией 23 декабря 2008 года, включены 42 омских организации, которые входят в состав вертикально-интегрированных структур.

В настоящее время отраслевыми министерствами Омской области формируется дополнительный перечень организаций для предоставления государственной поддержки.

Роль государства в оздоровлении экономики

В качестве традиционного, опробованного еще в 1930-е годы лекарства от кризисных процессов на свободном, нерегулируемом рынке, выступает вмешательство государства в экономику и финансовую сферу.

Сегодня этот метод активно применяется как в странах Запада, еще недавно считавшихся эталоном либерализма, так и в России. К примеру, в США предусмотрено, в частности, выкупать государством наиболее «проблемные» ипотечные кредиты, оказывать финансовую помощь находящимся в кризисе банкам и корпорациям в обмен на участие государства в их капитале.

В России правительство, действующее через государственные банки и компании, также приходит на помощь находящимся на грани банкротства финансовым институтам и предприятиям, получая в качестве оплаты контроль за этими структурами с целью их дальнейшей санации и повторной приватизации на открытых конкурсах.

Для России, которая имеет крепкую экономику и третьи в мире (500 млрд. долларов) золотовалютные резервы, незначительный внешний долг при огромном активном торговом сальдо, а также 200 млрд. долларов в суверенных фондах – это будет относительно краткосрочной проблемой.

Однако, по мнению ряда экспертов, оценки глубины падения российской экономики и времени ее выхода из кризисной полосы слишком оптимистичны. По их мнению, в большинстве случаев максимальный спад в экономике наблюдается через 1-2 года после начала кризиса, а пик уже не финансового, а собственно экономического кризиса в России случится на рубеже 2009-2010 годов.

Сегодня очень важно внимательно прислушаться и к выводам, к которым пришли в центре экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО).

2009 год окажется крайне тяжелым для государственных финансов России, а бюджет России окажется дефицитным. Валютные резервы нечем будет пополнить, нагрузка на правительственные финансы повысится. Корпоративный сырьевой сектор потребует больших вливаний. Вырастут проблемы банков: их ждет скачок неплатежей по долгам. В 2009 году российские банки и корпорации должны будут произвести платежи по иностранным долгам в размере 200 млрд. долл. США. Эту нагрузку, вероятно, почти целиком возьмет на себя государство.

Не исключая развертывания событий по неблагоприятному сценарию, Правительством РФ подготовлен пакет дополнительных мер по поддержке банков и реального сектора. Эти меры позволят избежать прямого спада и добиться того, что 2010 год станет годом устойчивого роста российской экономики.

Совершенно очевидно, что исключительно важное значение для состояния российской экономики будет играть ценовая конъюнктура на глобальных сырьевых рынках. Если рецессия мировой экономики окажется довольно мягкой и цены на нефть в среднем составят 60-70 долларов за баррель, то российская экономика, безусловно, испытает некоторое падение темпов роста, но начнет восстанавливаться уже во второй половине 2009 года.

Мировой кризис показал крайнюю уязвимость и ненадежность ставки на обеспечение роста бизнеса через кредитное (долговое) финансирование. В экстремальных ситуациях владельцы бизнесов, чрезмерно увлекшиеся данной стратегией, сегодня вынуждены распродавать свои активы по бросовым ценам.

Сотни российских компаний, успевших выйти на рынок облигаций до начала кризиса, внезапно столкнулись с необходимостью срочно искать ресурсы для рефинансирования оферт по облигациям. И хотя подавляющему большинству эмитентов это удалось, тем не менее, становится очевидным, что нельзя обеспечивать устойчивый рост бизнеса только за счет кредитного/долгового финансирования. Кризис показал, что в России нет длинных 5-7-летних денег, необходимых для реализации долгосрочных инвестиционных проектов и финансировать такие проекты фактически годовыми кредитами и облигациями – прямой путь к разорению.

Кризисные явления на глобальных рынках отражаются и на экономике российских регионов. И здесь, в более выигрышном положении оказываются территории, где уже развернуты крупные федеральные инвестиционные программы.

В числе таких регионов оказалась Омская область.

29 декабря 2008 года подписано распоряжение Правительства РФ № 2040-р «О плане основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 300-летия основания Омска». В его перечень включены 43 мероприятия. В их числе такие принципиальные для развития региона объекты, как строительство международного аэропорта "Омск-Федоровка", Омского метрополитена, Красногорского водоподъемного гидроузла на реке Иртыш, окружной дороги, являющейся частью "западного обхода". Реализация плана мероприятий рассчитана до 2016 года. Объем финансирования составит порядка 91,3 миллиарда рублей, в том числе из областного бюджета - 33,7 миллиарда рублей.

В 2009 году на территории Омской области продолжится реализация 17 федеральных целевых программ на общую сумму 2 764,6 млн. рублей.

Перечень федеральных целевых программ,
предусмотренных к реализации на территории Омской области
в 2009 году

млн. рублей


п/п

Наименование федеральной целевой программы

Ожидаемый объём финансирования на 2009 год

1.

"Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)"

984,8

2.

"Жилище" на 2002-2010 годы

353,4

3.

"Социальное развитие села до 2012 года"

309,0

4. 

"Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008 - 2012 годы"

58,6

5.

"Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы"

140,0

6.

"Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008-2015 годы

90,0

7.

Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы

65,0

8.

"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы"

7,1

9.

"Культура России" (2006-2010 годы)

5,0

10.

"Сохранение и восстановление почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2012 годы"   

55,0

11. 

Федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы

50,0

12.

"Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)"

9,9

13.

"Национальная технологическая база"

20,0

14.

"Развитие государственной статистики России в 2007-2011 годах"

7,4

15.

"Дети России" на 2007-2010 годы

10,0

16.

"Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах"

3,0

17.

Федеральная адресная инвестиционная программа – непрограммная часть

596,4

* * *

Налоговая политика в условиях кризиса

Пополнение региональных бюджетов за счет налоговых поступлений всегда было индикатором здоровья экономики. В условиях кризиса этот фактор становится первостепенной задачей. Стоит отметить, что уже в четвертом квартале 2008 года произошло заметное снижение налоговых поступлений в региональные бюджеты субъектов РФ.

В этой ситуации уместным и обоснованным шагом выглядят поправки в Бюджетный и Налоговый кодексы о передаче в региональные бюджеты 0,5% федеральной части налога на прибыль и 100% акцизов на ГСМ в счет выпадающих доходов, вызванных последними налоговыми новациями об уменьшении ставки налога на прибыль предприятий и организаций до 20%.

Тем не менее, по прогнозам экспертов доходы регионов в 2009 году уменьшатся на 25-30% за счет сокращения поступлений по налогу на прибыль и еще на 5-10% - за счет уменьшения поступлений по налогу на доходы физических лиц.

* * *

Мировой финансовый кризис еще раз со всей очевидностью доказал пагубность и невозможность самоизоляции страны.

Новым свидетельством продолжения курса на открытость внешнеэкономической политики России стало рассмотрение и принятие «Основных направлений внешнеэкономической политики страны до 2020 года». Правительство сейчас не будет гнаться за строками вступления в ВТО. Это непродуктивно. Большинство договоренностей будут продолжать работать, но есть и некоторые спорные позиции, которые необходимо пересмотреть.

ТПП РФ считает, что совместные действия мирового сообщества в борьбе с кризисом осложняют попытки ряда стран добиться односторонних преимуществ, прибегая к методам недобросовестной конкуренции. Именно так руководство России расценивает введение в октябре 2008 года по инициативе Госдепа США санкций в отношении «Рособоронэкспорта» и всех его дочерних фирм, а также любого приемника компании, то есть госкорпорацию «Ростехнологии».

По мнению предпринимательского сообщества американские санкции не будут чувствительными для России, и наоборот, запреты могут оказать существенное влияние на американскую корпорацию Boeing, с которой в конце 2007 года было подписано пятилетнее соглашение на поставку изделий из титана компанией «ВСМПО-Ависма», подконтрольной «Рособронэкспорту». Стоимость контракта, заключенного на период с 2011 по 2015 годы – около 1 млрд. долларов в год. Если этот контракт сорвется, это станет мощным ударом по Boeing, компания и так испытывает большие трудности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Торгово-промышленная палата российской федерации (4)

    Документ
    Членам Экспертного совета по проблемам технического перевооружения отраслей машиностроения при Комитете Государственной Думы ФС РФ по промышленности, строительству
  2. Торгово-промышленная палата российской федерации (3)

    Документ
    18 октября 2006 года в 15-00 в ТПП РФ (Москва, ул. Ильинка, д.6, 3-этаж, комн.324.) состоится организационное заседание Комитета ТПП РФ по промышленному развитию с повесткой дня: 1.
  3. Торгово-промышленная палата российской федерации деятельность торгово-промышленных палат и объединений предпринимателей в россии по защите интересов делового сообщества

    Реферат
    (подготовлен во исполнение Меморандума о взаимопонимании между Центром международного частного предпринимательства (CIPE) и Торгово-промышленной палатой Российской Федерации)
  4. Торгово-промышленная палата российской федерации об итогах работы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации в 2002-2006 гг. Информационно-аналитический материал Москва 2006 Информация об итогах работы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации в 2002-2006 гг. Содер жа н и е

    Документ
    Пятилетний период времени, прошедший после IV Съезда Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, отмечен динамичным развитием всей системы палат в России.
  5. Торгово-промышленная палата россии (37)

    Кодекс
    В последние годы в нашей стране широкое и гласное обсуждение вопросов экономики стало традицией. Только за летние месяцы представители власти, бизнеса и специалисты из разных стран собирались с этой целью в Санкт-Петербурге, подмосковном

Другие похожие документы..