Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебно-методический комплекс'
Методика исследований в социальной работе: Учебно-методический комплекс / Сост. Е.В. Жижко. Краснояр. гос. ун-т. Красноярск: ИЦ ЮИ КрасГУ, 2005. 100 ...полностью>>
'Урок'
Предполагаемый ответ: Исторический процесс – путь человечества с древнейших времен до настоящего времени. Это реальная общественная жизнь людей, их со...полностью>>
'Закон'
Приступая к работе над этой книгой, мы немало времени потратили на размышления о том, как ее назвать. Хотелось дать ей выверенное, семантически прави...полностью>>
'Урок'
Цель урока: создать условия для формирования культуроведческой, историко-краеведческой, языковой компетенций учащихся через освоение знаний о жизни и...полностью>>

Санкт-Петербургский Государственный Университет Исторический факультет

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

В каждом отдельном случае нужно было испрашивать разрешения епархиального начальства - и на продажу, и на писание икон, и распространение их в народе.

Интересен сам по себе такой случай прошения крестьянином Дмитрием Логиновым разрешения "ему производить по воскресеньям и праздникам в течение всего дня торговлю иконами и книгами духовно-нравственного содержания в двух принадлежащих ему лавках в С-Петербурге"9. Дело Логинова находилось на рассмотрении Спб. Епархиального Управления; Преосвященного Константина, епископа Гдовского; Обер-прокурора Св. Синода К. Победоновцева с 18 июля по 17 октября 1903 г. Доподлинно было установлено, что "1) по близости Скорбященской, на Стеклянном заводе, церкви и находящейся при ней часовни существует семь иконных лавок, из которых четыре принадлежат просителю Логинову, одна - крестьянину Большакову, одна мещанину Колотилову и одна - названной церкви, при чем последняя находится в церковной ограде; 2) продаются иконы также и в самой часовне за свечной выручкой".10 Ввиду запрета Спб. Городской Управы на торговлю по выходными праздничным дням частным иконным владельцам лавок, отсутствия нужды и спроса в товаре в этом районе, а также учтенной практики Логинова по торговле не только иконами, книгами, но и церковной утварью, власти посчитали целесообразным отказать владельцу промысла: "Принимая во внимание, что удовлетворение ходатайства Логинова послужило бы к возбуждению целого ряда подобных ходатайств, я полагал бы правильным", - писал К. Победоносцев, - "… вышеприведенное всеподданнейшее прошение Логинова отклонить".10

Как видим, крестьянский иконописный промысел в С-Петербурге имел свое хождение, а развитие и совершенствование иконописания поддерживалось и за счет учрежденного 19 марта 1901 г. Комитета попечительства о русской иконописи. Интересна история возникновения и деятельности Комитета.

Известно, что иконописание долгое время являлось прерогативой кустарных промыслов в России и источником существования местного населения сел во Владимирской губернии Мстеры, Холуя, Палеха и Борисовска в Курской губернии. Жители сел стремились сохранить и укрепить традиции преемственности секретов иконописи, упрочить традицию, добиться и материального благополучия за счет налаживания выгодного сбыта своей продукции. В силу этих основных причин кустари-иконописцы в 1900 году решились, ввиду бесполезности хождений по правительственным учреждениям, обратиться к Николаю II с прошением, где, в частности, объясняли, что: "…От степени развития местного искусства иконописания и размеров нашего производства зависит благосостояние, кроме 6000 иконописцев, еще 3000 крестьян пяти уездов Владимирской губернии из разных волостей, занимающихся развозкой и променом икон, изготовляемых в наших мастерских …".11 Мастерству иконописания жители этих сел - монастырских вотчин были научены иноками Суздальских монастырей и Троице-Сергиевской Лавры, с тех пор в течение трех столетий хранили и передавали из рода в род канон русской православной церкви в рукотворных иконах.

В прошении Государю сообщалось о тяжелом положении мастеров, о засилье напечатанных на бумаге и наклееных на доски изображений икон гг. Ракочия, Тиля, Фесенко и др., которые составили дешевую конкуренцию, сбили цены и отчасти понизили спрос на иконы, писанные кистью (из-за своей прогрессирующей многотиражности, с 1870 х годов начиная): "… в 1890 - 91 году появились почти одновременно в Москве две иностранные фирмы гг. Жако и Бонакер, которые, начав с изготовления коробок для ваксы, консервов и т.п., перешли к печатанию на жести машинами копий с чудотворных икон … эти фирмы набивают жесть на деревянные доски и придают им вид икон … фирмы гг. Жако и Бонакер вложили большие капиталы в свое коммерческое дело …"12, сумели заинтересовать заведующих иконных складов и продавцов дешевизной и процентами с продажи, лишив мастеров-иконописцев заказов и обрекая их на нищенство или смену профессии.

"В виду этого бедствия в 1898 году, - сообщалось в прошении, - мы, жители с.с. Мстеры, Холуя и Палеха обращались с прошением в Святейший Синод, ходатайствуя о запрещении продавать печатанные на жести иконы в лаврах, монастырях и церквах, и указывали на свое бедственное положение. Наше прошение было подкреплено ходатайством Г. Министра Земледелия, …".13 Св. Синод, как известно, по отношению от 23 октября 1899 года уведомил, "что заботы об экономическом благосостоянии народа не входит в его задачи, и что в канонах церкви он не находит прямого запрещения изготовлять иконы из жести".13

Таким образом, последняя надежда возлагалась на Государя Императора, который мог "с высоты Престола" заявить: "какие иконы должны быть предпочтительно распространяемы в церквах и среди народа …, и не лишать возможности художественного усовершенствования" жителей старинных русских сел, которые взывали внять примеру почин Владимирского Братства "Св. Благоверного Великого князя Александра Невского" во главе бывшего Архиепископа Владимирского Высокопреосвященного Феогноста, которые открыли в 1883 и 1890 году в с. Холуе и Мстере "скромные школы иконописания с весьма ограниченными средствами, а в с. Палехе нет иконописной школы и до сего времени".14

Николай II распорядился 19 марта 1901 года представить Правительствующему Сенату Высочайший Указ, который огласил бы утверждение Комитета Попечительства о русской иконописи, ибо "Благолепие храмов Божиих и украшающих оные святых икон издревле составляет предмет душевной потребности православного русского народа".14 Император взял Комитет под свое покровительство, ибо "В Монарших заботах о процветании русской иконописи и охранения в ней плодотворного влияния художественных образцов нашей старины".14

По утвержденному положению от 19 марта 1901 года определен состав Комитета под председательством Члена Государственного Совета, егермейстера Высоч. Двора, гр. С. А. Шереметева. Управляющим делами - непременным членом был академик, тайный советник А. П. Кондаков. В состав Комитета вошли по одному представителю от Святейшего Синода и Министерств, назначаемых с одобрения Императора ведомствами: Императорского Двора, Внутренних Дел, Финансов, Народного Просвещения и Земледелия и Государственных Имуществ. На заседаниях могли присутствовать и посторонние лица, способствующие решению специальных вопросов, касающихся иконописного ремесла.

Цели Комитета сформулированы и определены действующим Положением и направлены на "изыскание мер к обеспечению благосостояния и дальнейшего развития русской иконописи; сохранение в ней плодотворного влияния художественных образцов русской старины и византийской древности; содействие иконописи в достижении художественного совершенства и установление деятельных связей ее с религиозной живописью в России вообще и церковной живописью в частности".15 Комитету предоставлялись широкие возможности и права открытия иконописных школ и заведования ими не только в селах Владимирской губернии, но и по всей России, регламентация труда иконописцев, приобщение их к исполнению епархиальных, правительственных и общественных заказов "по росписи православных церквей и соборов". Предусматривалась возможность деятельности артелей иконописцев.

В просветительских целях Комитету вменялось издание руководств, пособий, лицевых иконописных подлинников, содержащих образцовые снимки "с святых чудотворных и особо чтимых в пределах России и христианского Востока и древних памятников византийского искусства на Западе",15 правил для иконописцев.

Широкие полномочия существовали и для организационно-массовых мероприятий по устройству художественных выставок, музеев, коллекций, коммерческой торговли иконами, произведениями иконной промышленности в городских лавках.

Государство предоставляло и необходимую финансовую поддержку из средств Государственного Казначейства "по сношениям Комитета с Министром Финансов и с Высочайшего разрешения.15 Комитет как юридическое лицо мог устанавливать деловые отношения с центральными учреждениями всех ведомств.

Законотворческую миссию Комитет в лице своих видных представителей: Ю. С. Нечаева-Мальцева, гр. И. И. Толстого, Н. В. Султанова, Н. В. Покровского, Е. Д. Львова, А. Н. Бенуа, Н. П. Лихачев и Н. А. Крюкова мог осуществлять после благословения (и согласного мнения), утверждения Государя Императора.

Комитет занялся учреждением в иконописных селах Владимирской губернии и в слободе Борисовке Курской губернии учебных иконописных мастерских. Для преподавания были приглашены художники с высшим образованием, местные иконописцы, учителя по закону Божию, сведущие в библейской и церковной истории, археологии и иконографии.

12 марта 1902 года по высочайше Утвержденному положению об учебных иконописных мастерских были открыты четыре - под руководством выпускников Академии Художеств: в Борисовке (В. С. Богданова), в Мстере (Н. К. Евлампиева), в Холуе (Е. А. Зарина) и в Палехе (Е. И. Стягова).

Комитет содействовал созданию широкой сети иконописных школ в России. Так, были устроены школы и мастерские в Троице-Сергиевой, Почаевской, Киево-Печерской Лавре; при Серафимо-Дивеевском Женском Монастыре и открыли специальные классы иконописи при Строгановском центрально-художественно-промышленном училище в Москве и т.д.

Стояла задача воссоздания духа древнерусских объединений - артелей иконописцев, которые открывали выпускники школ Комитета Попечительств о русской иконописи, например, в с. Холуе и Палехе.

"Заведывающий Холуйской учебной иконописной мастерской, художник Е. А. Зарин составил, по просьбе местных иконописцев, устав для первой иконописной артели и принял на себя звание ее попечителя, а Комитет заимообразно ассигновал 300 рублей на первоначальные нужды … Подобным же образом была организована артель и в селе Палехе …"16

В селе Холуй писались "расхожие" дешевые, "красные" иконы; Палех славился своею "фряжскою" и "подстаринною" иконописью, а слобода Мстера изготовляла и "подстаринные", и разных видов и манер письма иконы. Знатоки и специалисты, заинтересовавшись феноменом Мстеры, Холуя и Палеха, совершали поездки в эти места, изучали условия и особенности работы иконописцев. Академик В. П. Безобразов изучал промысел и книжную торговлю офеней; академик Л. Н. Майков - литографию И. А. Голышева в Мстере, В. Т. Георгиевский - условия работы и мастерство иконописцев; Председатель Императорского Общества Древней Письменности и Комитета попечительства о русской иконописи гр. С. Д. Шереметев интересовался феноменом крестьянских слободок и обучения иконописцев.

Выяснилось, что все три села разнятся по колерам и приемам рисунка иконных украшений. Известную близость составляют лишь иконы "старинного" пошиба. В них охра служит основой всего колорита, словно в "московском вохряном" письме; даже в теле, она переходит в охру красную, и в окладе, полях, в цвете волос, оживках преобладают коричневые тона. (Например, иконы Спаса). Как писал Н. П. Кондаков: "В характере строгановских вторых писем (конечно, с сильными переменами против оригинальных писем) пишутся многие чудотворные иконы Богоматери"17. Здесь теплый светло-коричневый или бледно-оливковый колорит тела сочетается с коричневым цветом одежды Матери и Младенца и золотым окладом иконы.

Мстерцы в подобных композициях используют яркий золотой фон и оклад. Распространены в "старинных пошибах" народных умельцев подобие "Барановских" и "Царских" писем конца XVII века, где "… все курчавящиеся волосы и гладкие волосы Спасителя и вообще главных ликов тоже разделываются золотом Палаты, престолы и прочие предметы покрываются, наподобие гравюры, тою же иконописью".18 Таким образом, живопись сел Владимирской губернии становится предметом изучения специалистов, прежде всего - Кондакова, Покровского, Лихачева, Тренева и других активных деятелей Комитета Попечительства о русской иконописи.

Кондаков излагал и принципы письма иконописцев. "Старинщики", например, применяли и "фряжский" пошиб, где вносили некоторые изменения, связанные с отходом от строгой аскетической схемы в угоды "приятной натуры". Часто мстерцы использовали светло-розовые, голубые, светло-голубые колера одежд, "блестящие парчевые ризы, округлые лица, полные тихой благости движения, покойно величавые образы старцев …"19 Они также применяли пеструю чеканку риз и оклада.

Н. П. Кондаков выделяет "подризные" и "подуборные" или "подфолежные" иконы, в которых изображаются только лики и руки, а фон закрывается ризой или листьями фольги. Техника изготовления таких образцов достаточно груба: они "мажутся на "лубках" … "горбыльках", всяких обрезках, реже на простых досках … алебастрах … как высохнет, … коричневой краской … поля и фоны для голов и рук и пишут наскоро их, ограничивая самым необходимым: охряным овалом, коричневым очерком волос, пробелкой прядей, черными контурами черт лица, пробелами рядом и немногими оживками …"20

Иконопись как искусство и ремесло нуждалось во вспомогательных промыслах. Поэтому, например, И. Е. Мумриков в Мстере владел ризочеканным заведением, фольгопрокатной, мастерской для выделки сусального золота и серебра, медной потали, золоченной бумаги. В Мстере существовало до 24 подобных фольгоуборных мастерских. Причем, кустарный промысел соседствовал с заводским, фабричным.

Учрежденные Комитетом Попечительства школы старались изжить практику писания одной иконы несколькими мастерами: личников, доличников и т.п. Комитет старался вовлечь мастеров иконописи Мстеры, Холуя, Палеха в дело реставрации памятников церковной старины, предоставить им высокооплачиваемые заказы.

"Главными потребителями мастерской иконы было старообрядческое купечество. Нижегородский мукомол Бугров содержал в Мстере особо уполномоченного по иконописным делам. Старообрядчество требовало от Мстеры иконы древней и в то же время, как Палех переходил на фряжское письмо, Мстера держалась старых традиций",21 - пишет Д. М. Семеновский, упоминая Шитова и Чирикова, Клыкова и Брягина - выдающихся мастеров Мстеры. Мстера живописнее, Палех - графичнее по исполнению иконных образов.

Тем не менее, покупали мстерскую икону и С. Морозов, и Бугров, и титулованная знать, и царский двор. Например, посредником между иконописцем Г. Чириковым и царским двором был князь Ширинский-Шахматов. Закупал икону и антиквар Шибанов после "экспертизы" В. Н. Овчинникова. По словам Семеновского в мастерских у Шитова работали В. Н. Овчинников, А. Ф. Котягин, Н. П. Клыков и др., у Мумрикова - Г. Т. Дмитриев и др. "В этих мастерских писалась дорогая, стильная икона. Здесь блюлись традиции древней живописи. В скрещении старых стилей здесь вырабатывался свой, самостоятельный иконописный стиль."22

Мастера получали награды на выставках на родине (в Киеве, Москве, Нижнем Новгороде) и за рубежом (Париж, Лейпциг и др.). На всю Русь прославились иконописцы-мстерцы, проживающие в Москве: бр. Чириковы, В. П. Гурьянов, А. Я. Тюлин, Дикарев, Богатенко.

Мстерские "подстаринные" иконы писались более темными красками на темном фоне, "зафуривались" поверх отстоем старой олифы сверху свежей - "присмиряли" яркость всех красок, сообщая золоту красновато-бронзовый тон.

Мстерцы охотно участвовали в реставрации иконостасов соборов и церквей, ибо, по словам Д. К. Тренева: "Старинщик в этой работе очень ловок и опытен. Сумеет он промыть икону, снести искусно верхний слой олифы (в пол-олифы), обезъолифить вовсе, освободить ее поверхность от лишних наслоений красок предшествующих чинок, подклеить при этом выпадки, а где они отсутствуют и трещины - залевкасить и наложить соответствующие месту краски",24 как в случае проводимых реставраций М. О. Чириковым,24 и В. П. Гурьяновым,25 древних икон.

Комитет Попечительства регламентировал, направлял деятельность иконописных школ, мастерских, артелей; осуществлял и посреднические функции по представлению заказов на иконы, изготовление иконостасов, стенописи и т.п. и реализацию икон со склада и выставок. Так, в С-Петербурге, в дарованном Императором Комитету Доме (на Надеждинской ул., 27) открыли в 1904 году склад икон для торговли и лавку.

Академики Н. П. Кондаков, Н. В. Султанов, художник В. М. Васнецов, директор Археологического Института Н. В. Покровский, знаток иконописи, доктор истории Н. П. Лихачев лелеяли мысль об издании точных копий "с чудотворных и вообще чтимых икон, которые послужили бы образцами для иконописцев и осуществили труд - издание альбома "Иконописного Подлинника" в 2-х т.26

I ый том посвящен иконографии Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа и включает: 14 цветных автотипий, 6 гелиогравюр, 40 фототипий и 84 литографические таблицы. В историко-иконографическом очерке академика Н. П. Кондакова, иллюстрированном 116 рисунками, рассматриваются изображения Спасителя, сохранившиеся от первых веков христианства в барельефах саркофагов, в мозаиках, в резьбе на слоновой кости, в византийских эмалях, в афонских и русских стенописях. Автор характеризует типы И. Христа, Пантекратора, Эммануила, Деисуса, Нерукотворного Спаса, Софии Премудрости Божией, Великого Архиерея, Недреманое Око, Царя Царем и др.

II ой том "Иконописного Подлинника" заключал иконографию Богоматери. Изданию II го тома предшествовали две поездки академика Н. П. Кондакова летом 1906 и 1097 года в Италию, Германию и Австрию для сбора материала.

Комитет выпустил в свет в 1907 году два выпуска "Известий" (Комитета) и том "Иконописного Сборника". В выпусках помещены кроме организационно-правого регламента журналов заседаний и ряд отзывов о необходимости издания "Иконописного Подлинника" с планом мероприятий - Васнецова, Кондакова, Султанова, Покровского, Лихачева. Кроме того, там же представлены отчет о поездке академика Кондакова по иконописным селам и статьи уполномоченного Комитета по наблюдению над иконописными школами В. Т. Георгиевского о паломничестве и торговле иконами в Киеве, об открытии учебных иконописных мастерских Комитета в сс. Мстере, Холуе и Палехе, Владимирской губернии и в слободе Борисовке Курской губернии.

В I том "Иконописного Сборника" включен материал журналов заседаний Комитета, отчета Уполномоченного Комитета В. Т. Георгиевского об учебных иконописных мастерских и обширная статья Л. Д. Никольского - исследование афонской иконописи. Например, известно, что в 1905 году в состав Комитета попечительства о русской иконописи вошли: статский советник Е. Д. Львов и тайный советник И. А. Бибиков.

В журналах заседаний за 1903 год значатся отдельные мероприятия, акции, а также излагаются основные направления деятельности Комитета. Так, "Управляющий делами Комитета заявил, что иконописец В. П. Гурьянов принес в дар Комитету свои прориси, сделанные с иконостасов Никольского Единоверческого монастыря, церкви 12 Апостолов и Николы Гостунского в Москве и проч. и свою книгу "Переводы древних икон"27 (18 февр. 1903). На заседаниях присутствовали известные в России люди: вице-президент Имп. Академии Художеств гр. И. И. Толстой, благотворитель и меценат член Совета Министра Народного Просвещения Ю. С. Нечаев-Мальцев и др. титулованные особы. Уполномоченный Комитета по наблюдению за учебными иконописными мастерскими В. Т. Георгиевский составил "Отчет о состоянии учебных иконописных мастерских Высочайше учрежденного Комитета Попечительства о русской иконописи в слободе Мстере, селах Холуй и Палех, Владимирской губернии, и в слободе Борисовке, Курской губернии, за 1 ый учебный 1902/1903 год" 21 января 1904 года, в котором он сообщал подробности ведения дел. Комитет узнал детали учебного процесса, например, в мстерской мастерской, открывшейся 25 августа 1902 года во главе с заведующим Николаем Константиновичем Евлампиевым и преподавательским составом: Ник. Алекс. Скворцов (библейская история), мастера иконописцы Мих. Ив. Цепков (до 18 апр. 1903 года) и Ст. Алекс. Суслов. Причем, система обучения рисунку была воспринята от педагогических курсов при Императорской Академии Художеств.

Школа пополнялась учебными принадлежностями, книгами, благодаря пожертвованиям гр. И. И. Толстого, Инспектора Академии Художеств Н. Н. Бельковича, Н. П. Сырейщикова, Д. К. Тренева, В. П. Гурьянова, И. С. Чирикова.

К 1910 году иконописные школы Комитета станут явлением в культурной художественной жизни России. Знаменательно, что 1 мая 1909 года на заседаниях Комитета присутствовали выдающиеся личности, представители делового мира и художественной интеллигенции: С. Д. Шереметев, Н. П. Кондаков, И. И. Толстой, Н. В. Покровский, В. А. Косяков, Н. А. Крюков, Н. П. Лихачев, А. Н. Бенуа, Е. Д. Львов, В. Г. Дружинин, М. В. Красовский (арх - р), В. Т. Георгиевский и решали вопросы издательского дела. Помимо этого был заслушан доклад В. М. Васнецова относительно печатания икон и улучшения иконописания, ходатайство А. В. Кривошеина о поддержании финифтяного производства образков и др.

Таким образом, появление Комитета попечительства о русской иконописи в 1901 году было вызвано самой жизнью, т.е. инициативой и с мест, и исходящей от правительства и сыграло в культурной жизни России знаменательную роль, которую легко подтверждают образцы иконописи мастерских Комитета Попечительства. Это - и отреставрированные памятники церковной старины в петербургских храмах (например, в Соборе Божией Матери Феодоровской, что в память 300-летия царствования дома Романовых, иконы - копии старинных были выполнены под руководством проф. Н. В. Покровского), и "изографы" таких мастеров, как В. П. Гурьянов, Н. С. Емельянов, Г. И. Чириков. Образа по случаю реставрации Собора Сампсония Странноприимца в 1908 году под руководством епархиального архитектора А. П. Аплаксина писал-поновлял Г. И. Чириков. Церковь Воскресения Христова Всероссийского Александро-Невского братства трезвости (наб. Обводного канала, 116) украшена образами кисти учеников иконописной школы Комитета Попечительства о русской иконописи. Примеры можно преумножать.28

Иконописцы склонны были следовать указаниям иерархов, специалистов, строго придерживаться канону, исторической истинности воспроизведения иконографических типов, согласованных с церковным преданием.29

Иконописание в С-Петербурге развивалось по предначертаниям преподававшего в 40 е годы XIX века в семинарии академика Солнцева и художника Заболотского, которые оставили после себя своих учеников, среди которых выделялись: Лев Игорев, Малов, Фортунатов, В. А. Благовещенский, продолживших их дело.

Существующий с 1856 года в Академии Художеств класс "православного иконописания" представлял собой "эклектическую смесь академического классицизма с подражанием византийской живописи".30 Но необходимо отметить, что возрождению церковного искусства отдавали все силы и Васнецов, и Нестеров, и Врубель, и Рерих. Однако, по большей части древние иконы для них, по словам Л. А. Успенского, остались предметом "изучения извне, а не плод вживания в живую ткань Предания Церкви, … искусство выходит не из глубин духовного опыта Православия, а из предпосылок той же разцерковленной светской культуры".31

Искажение православного искусства и в живоподобии, и в отсутствии обожения личности, и в приоритете аллегорий. Но традиции полностью не могли умереть, об этом свидетельствует и деятельность возникшего в 1900 году "высочайше утвержденного" Комитета попечительства о русской иконописи, и процесс возвращения в Церковь интеллигенции (Муратов, Щекотов, Анисимов, Трубецкой), активно протекающий в к. XIX - нач. XX вв., и открытие древнерусской иконы. "Официальное церковное искусство начинает постепенно терять свою опору в культурном слое, свою ведущую роль. Появляется тяготение к подлинно православной традиционной архитектуре и иконописи. В разных местах России строятся несколько храмов традиционной архитектуры с канонической стенной росписью и иконостасами, составленными из старинных икон (в Царском Селе - Феодоровский Государев собор (1907 - освящ. 1912 ); в Петербурге - храм св. Николая Чудотворца на Песках (освящ. в 1914 г.) иконостас целиком из старых икон и роспись всего храма каноническая, сделана Адамовичем)."32

Образа в начале века писали порой в стиле "прерафаэлитов" как у Ф. Р. Райлян и М. М. Васильева в приходской церкви Св. Николая Чудотворца и св. Мученицы Царицы Александры при Путиловском заводе, или в стиле Феропонтовских фресок - творений Дионисия, как у В. С. Щербакова в Соборе Божией Матери Феодоровской, построенном в 1913 г. в память 300-летия царствования Дома Романовых, или "подстаринные", как у мстерских иконописцев в этом же храме, или по "афонскому образцу", как в церкви Божией Матери Умиление в СПб., на В.О. Да, и вообще, существовала добрая традиция украшать храм иконами коллекционными, как в Николо-Барградском соборе, где собранные иконы XVI - XVII вв. и предметы утвари были переданы церкви по инициативе кн. А. А. Ширинского-Шахматова. Кроме того, М. В. Нестеров, В. М. Васнецов, Н. П. Кошелев, В. В. Беляев, Н. Н. Харламов, А. П. Рябушкин, Н. П. Шаховской, А. Н. Новоскольцев и другие художники-живописцы работали над церковными заказами, эскизами росписей, например, "Спаса-на-Крови" в С-Петербурге. Известно, что Императорское Общество Поощрения Художеств под председательством Вел. кн. Петра Николаевича и почетн. предс. Евгении Максимилиановны Ольденбургской, вице-председателя Ю. С. Нечаева-Мальцева и крупнейшие художественные силы в Петербурге в 1911/1912 гг., в частности, продолжали содействовать и осуществлять непосредственно работы по росписи церквей (с. Талашкине, в Таврическом Дворце, Александро-Невской Лавре, в Морском Соборе в Кронштадте, в Консерватории и др). В этом направлении "успешно работала и иконописная мастерская под руководством иконописца Тюлина и под наблюдением директора школы Н. К. Рериха. Кроме целого ряда удачно выполненных копий со старинных икон, а также выполнения икон собственной композиции в пределах православной канонизации, мастерская выполнила по заказу Архиепископа Волынского Антония крупной величины икону Св. Великомученника Федора Тирона и по заказу Кабинета Вашего Императорского Величества икону Федоровской Божией Матери. В начале мая месяца отчетного года иконописную мастерскую посетили Архиепископы Антоний Волынский, Сергей Финляндский и Евлогий Холмский … Владыки выразили свое полное одобрение по поводу осмотренных работ".33



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Санкт-петербургский государственный университет экономический факультет (2)

    Документ
    Ученый совет и Совет молодых ученых Экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета объявляют о проведении 22-23 ноября 2012 г.
  2. Санкт-петербургский государственный университет экономический факультет (3)

    Документ
    Ученый совет и Совет молодых ученых Экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета объявляют о проведении 25-26 ноября 2010 г.
  3. Санкт-Петербургский государственный университет Юридический факультет (1)

    Реферат
    Эпоха средневековья (феодализма) — это более чем тысячелетний период в истории общества, государства и права, который в Западной Европе начинается после падения Западной Римской империи в 476 г.
  4. Санкт-петербургский государственный университет юридический факультет (2)

    Курсовая
    Мировое законодательство о банкротстве в своем развитии претерпело ряд кардинальных изменений. В римском праве невозвращение долга было опасно для жизни и здоровья должника и вело к захвату его имущества.
  5. Санкт-Петербургский государственный университет Восточный Факультет Кафедра японоведения

    Курсовая
    на тему «Трансформация образа Минамото Ёсицунэ вяпонской исторической, литературной и художественной традиции:  отзначимого исторического персонажа к "театральному" герою»

Другие похожие документы..