Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
2. Утвердить прилагаемый план подготовки проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих развитие системы ипотечного жилищного кредитования в Рос...полностью>>
'Рабочая программа'
ДС.06.Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А спецкурса “Педагогический процесс в национальной школе” для государственных университетов по специальности “011...полностью>>
'Публичный отчет'
Протокол заседания Комиссии по вопросам оказания благотворительной помощи малоимущим гражданам, а также организациям и фондам социальной направленност...полностью>>
'Документ'
Технология перспективно-опережающего обучения при комментируемом управлении С.Н. Лысенковой (Лысенкова Софья Николаевна — учитель начальных классов, ...полностью>>

Санкт-Петербургский Государственный Университет Исторический факультет

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

В докладной записке, напоминающей об истории и значении храма Комитет указывал о простых работных людях Выборгской стороны - прихожанах, хотя "на территории прихода есть много и очень состоятельных коммерсантов, но они - не русские и не православные (Нобель, сахарозаводчик Кениг, хозяин машиностроительного завода Леснер и др)", объясняя нехватку средств и тем, что "из числящихся по документам православными многие сделались жертвами нашего страшного времени, отторглись от православной Церкви и блуждают во тьме современных, модных религиозных измышлений и несбыточных политических мечтаний".

1 ое заседание Временного комитета по организации празднования 200-летнего юбилея основания Сампсоновского Храма прошло 25 февраля "после тщательного осмотра … храма … временный комитет … нашел, что он крайне нуждается в капитальном ремонте, который во первых, дал бы ему наибольшую прочность, безопасность от огня и гигиеничность и, во вторых, привел бы его в благолепный вид, как с внешней стороны, так и с внутренней".

Был составлен план необходимых работ, по которому предполагалось "Устройство часовни", "Переустройство боковых крылец", "Замена каменной ограды железной решеткой" и т.д.

В частности, "Ремонт иконостасов" предполагал ремонт. "Комитет постановил тщательно ремонтировать его, заново вызолотить, убрать 8 рам нижнего яруса, вставить иконы в должные помещения и дать им новые, родные по стилю и соответствующие по размерам рамы". 2 иконостаса боковых приделов, 2 киота главного придела также нуждались в реставрации.

Гласные Городской Думы В. Н. Крестин и Д. И. Поршнев, Профессор Архитектуры Императорской Академии художеств А. Н. Померанцев, и. о. Заведующего Высочайше утвержденного Комитета попечительства о русской иконописи В. Т. Георгиевский, Гражданский инженер-археолог Н. Ф. Романченко, архитектор-художник Д. П. Рябов, художник археолог П. С. Костин, Гражданский Инженер Н. Н. Егоров, Начальник Архива Св. Синода К. Я. Здравомыслов, Делопроизводитель Городской Думы В. В. Епифанов, Бухгалтер Капитала Российских Императорских и Царских Орденов В. Г. Деденов, Ф. Я. Колобов, Архитектор Комитета, Гражданский Инженер А. П. Аплаксин и Секретарь Комитета Диакон Сампсоновского собора П. А. Владимирский36 осуществили свою миссию благодаря жертвователям и средствам, полученным лично от Государя Императора Николая II, и от Спб. Городской Думы, от Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, от членов Комитета, от частных лиц: Э. Л. Нобеля, Ю. Л. Кенига др. Комитет отреставрировал фасады и интерьеры храма.

Например, "Иконописные работы" включали в себя реставрацию, поскольку "Иконы как в иконостасах помещающиеся, так и находящиеся на сводах и стенах храма (в количестве 180), нуждаются в полной реставрации", - заключил Комитет, - "а некоторые необходимо заново переписать: запрестольный образ Бога Саваофа в алтаре главного придела, Образ Святой Троицы в плафоне главного свода, на фасаде колокольни образ Спасителя, Преподобного Самсона и Иоанна Богослова".

"Живописные работы" также были предусмотрены. Избегая существующего разностилья, предполагалось "оклеить стены и своды полотном и расписать их в стиле главного иконостаса: стены и своды главного придела с некоторою пышностью, а все прочее скромнее, но в том же тоне".

Более того, "членами Комитета: гр. С. Д. Шереметевым и гр. А. Д. Шереметевым поставлен перед Сампсоновским храмом памятник … Петра I, член Комитета Д. И. Поршнев соорудил каменную часовню на месте престола первого деревянного храма и каменную паперть к собору, и привел в должный порядок церковный сад вокруг Сампсоновского собора, … А. Д. Лебедев и В. Д. Лебедев устроили деревянную ограду вокруг церковного сада, В. Н. Крестин пожертвовали гранит, мраморные и др. ценные материалы, … А. В. Озеров пожертвовал стильный балясник к солее алтаря главного придела храма, … Н. В. Елисеев соорудил большой образ Воскресения Христова для горнего места алтаря главного придела, две дубовых свечных выручки и бутовую плиту для часовни, … Н. Н. Егоров и Д. Н. Егоров пожертвовали лесные материалы и плотничьи работы, … Украсин металлические хоругви для левого придела храма, а для правого придела Прихожане Сампсоновского собора соорудили Металлич. Хоругви для правого придела храма, Лейб-гвардии Московский полк пожертвовал ценные стильные хоругви для главного придела храма, хор Сампсоновского Общества трезвости и прихожане В. А. Храмченков и Д. А. Котлов пожертвовали шелковые завесы для царских врат трех приделов храма".37

Свою деятельность Комитет завершил организацией 3-х дневных торжеств в память славных Полтавских дней с 25 июня по 27 июня.

Рутинный механизм церковно-государственных взаимоотношений, канцелярский бюрократизм церковно-админи­стративного аппарата, которые привели к падению самодержавия не сказались на храмоздательстве. И Высшие иерархи Церкви: от Синода и архиереев и низшие: от консисторий до приходского клира, были задействованы в масштабных церковно-государственных программах, которые вели к приходской благотворительности.

Несмотря на предпринимаемое реформаторство (не затрагивавшего коренного переустройства разных сфер общественной жизни) духовно-нравственный кризис нарастал, близился революционный взрыв. Контрреформы в церкви Победоносцева приблизили циклический, "хромающий" взрыв российской модернизации.

Примечания.

РГИА; Ф. 799; Оп. 31., Ед. хр. 494; л. 8

РГИА; Ф. 799; Оп. 28., Д. 232; л. 5

РГИА; Ф. 799; Оп. 28; Д. 232; л. 8

Кстати, в сентябре 1898 года на штатные должности IV строительного отделения Хозяйственного Управления были назначены: Начальником Отделения - кол. сов. Головин; старшим столоначальником - кол. асс. Кезевич; младшими столоначальниками - кол. асс. Шенец и тайн. сов. Стручков; помощниками столоначальника - кол. секр. Ковалевский, Сменцовский, Кочуров. (РГИА; Ф. 799; Оп. 28; Д. 253) Известно, что 20 января 1898 года состоялось назначение на штатные должности по Хозяйственному Управлению старшим столоначальником - надв. сов. Пятницкого, младшими столоначальниками - кол. асс. Добровольского и Сперанского и помощниками столоначальников - тайн. сов. Рождественского и колл. асс. Казанского. (РГИА; Ф. 799; Оп. 28; д. 254)

РГИА; Ф. 799; Оп. 28; Д. 232; л. 2

Там же

Письма Победоносцева к Александру III. Т. II - М., 1925., с.69

Отдел рукописей Российской государственной библиотеки. Ф. 230. К. 4409. Ед. хр. 2. Л. 39. К. 4410. Ед. хр. 1. Л. 129 об

См.: А. Ю. Полунов. Под властью обер-прокурора. Государство и церковь в эпоху Александра III - М., 1996., с. 76. Отчет Обер-Прокурора Св. Синода по ведомству православного вероисповедания за 1891 - 1893., - Спб., 1894., с. 137

Всеподданейший отчет Обер-прокурора святейшего Синода К. Победоносцева По ведомству Православного исповедания за 1894 и 1895 годы - Спб., 1898., с. 6 - 7

А именно: построено 7 каменных и 15 деревянных церковных сооружений, из них 4 каменных и 8 деревянных церквей, из которых - 6 деревянных приходских. (В Московской епархии - 31 каменная приходская из 35 каменных и 2 х деревянных церковных строений) //См.: Всеподданейший отчет … за 1894 и 1895 годы - с. 96 - 99

Всеподданейший отчет … за 1894 - 1895 годы - с. 142 - 143

Там же., с. 156 - 159

Там же., с. 64

Устав Духовных Консисторий. Раздел I; Глава III: "О благоустройстве и сооружении церквей. Отделение I: "О благоустройстве церквей"; Отделение II: "О сооружении церквей" //Церковное благоустройство. Сборник действующих церковно-гражданских законоположений - М., 1901., с. 14

Там же., с. 14 - 15

РГИА; Оп. 25; Д. 523: "Об отпуске из казны 5 т. р. на постройку храма Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви на Выборгской стороне в С-Петербурге" , л. 5

ЦГИА; Ф. 513; Оп. 142; Д. 3441: "Постройка каменной церкви о трех приделах во имя Скорбящей Божией Матери (Александро-Невская часть. 1893 г.), л. 1

Там же., л. 4

Там же., л. 8

Там же., л. 9

РГИА; Оп. 25; Д. 1252: "По сообщению Министра Финансов о назначенном по Высочайшему повелению пособии Обществу религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви на постройку двух храмов: а) во имя Св. Иоанна Предтечи и б) Воскресения Христова в г. С-Петербурге", л. 2

См.: С. Л. Фирсов. Православная Церковь и государство в последнее десятилетие существования самодержавия в России - Спб., 1996

Отчет Обер-Прокурора Синода за 1911 - 1912 гг., приложение 12 - Спб., 1914

Е. Ф. Грекулов. Церковь, самодержавие, народ (2-я половина XIX -начало XX в) - М., 1969., с. 108

С. Л. Фирсов. Указ соч., с. 268 - 269

Смета доходов и расходов Ведомства Святейшего Синода на 1910 год - Спб., 1909., с. XXXVII

Там же., с. 32 - 33

Там же., с. 38 - 39

Там же., с. 45 - 46

Там же., с. 43

Там же., с. 60 - 61

См.: Сборник узаконений и распоряжений, на которых основаны назначения по финансовой смете Святейшего Правительствующего Синода. Часть IV-ая. Дополнительные титулы - Спб., 1911 - с. 550

Например, в 1911 году в С-Петербурге построили Церковь Тихвинской Божьей Матери Перемышльского Троицкого Лютикова мужского монастыря, Храм-памятник "Спас на Водах" на Английской набережной, Церковь Святого Алексия, человека Божия, на Геслеровском проспекте, Церковь Святой Анны Кашинской и Святителя Николая при подворье Кашинского Сретенского женского монастыря и др. //См.: А. Павлов. Храмы Санкт-Петербурга - Спб., 1998., с. 321

РГИА; Ф. 799; Оп. 26; Д. 169, л. 1 - 10

Отчет Комитета по организации празднования 200-летнего юбилея основания Сампсоновского храма, заложенного Императором Петром I в память Полтавской победы 1709 года 29 го июня - Спб., Тип. Алекс. - Невск. Общества трезвости - 1910., с. 4 - 5

Там же., с. 8 - 9

Устроение храма свм. Исидора Юрьевского
С-Петербургского Православного эстонского Братства.

Из существовавших в С-Петербурге на 1914 год 18 церковных братств1 выделялось Эстонское православное братство во имя Исидора Юрьевского. С-Петербургские церковные братства стали умножаться благодаря примеру и почину Христорождественского братства, возникшего по инициативе пастырской деятельности о. А. Гумилевского и на манер древнего церковного благочиния. Законодательное оформление проекта устройства по рассмотрению Присутствия 11 марта 1864 г. произошло 6 апреля 1864 г. "Проект основных правил для учреждения православных церковных братств", предоставленный статс-секретарем Валуевым и генерал-лейтенантом Ахматовым поступил через Министра Внутренних Дел в Комитет Министров, а затем на Высочайшее утверждение, которое последовало 8 мая 1864 г.

Правила для учреждения православных братств, получившие силу закона, были опубликованы Правительствующим Сенатом в указе от 10 июля 1864 г. (Собр. Узак. и распор. Правительства от 12 июня 1864 г.), а Св. Синодом по духовному ведомству распечатаны в указах от 31 июля 1864 года.

А. А. Папковым в 1893 году сделан подробный историко-статистический обзор деятельности братств, составленный на основе данных Духовных консисторий. В своей работе "Церковные братства. Краткий статистический очерк о положении церковных братств к началу 1893 г." (Спб., 1893) он приводил сведения о наличии к началу 1893 г. 159 братств "не считая отделений, которые были при 18 братствах. Общее число членов братств простиралось до 37 642 человек …".2 Ежегодный доход их оценен в 800 тыс., при расходе в 500 тыс. руб. и неприкосновенном капитале в 1 1/2 млн. руб. На данный этап автор выявил основные направления их деятельности в заботах о религиозном просвещении детей и взрослых, в миссионерской работе по привлечению к истиной вере. Благотворительная функция братств включала пути устройства разного рода благотворительных и богоугодных учреждений и оказания материальной помощи неимущим, сирым, бедным, немощным и убогим, а также, в частности, бедным ученикам духовных училищ. Братства следили за поддержанием в порядке кладбищ, благоустраивали храмы, заботились о благолепии совершения богослужения. Братства прославили себя на благотворительном поприще по открытию благотворительных учреждений, выдаче пособий бедным и в оказании помощи нуждающимся и т. п. (например, особого упоминания заслуживает содержимый Спб. братством, во имя Царицы Небесной приют для детей идиотов и эпилептиков, призревавший до 475 несчастных детей).

Братства способствовали единению православного населения, важное значение для понимания сути подобных организаций имели съезды братств (первый из съездов происходил в августе 1908 г. в Могилеве), на которых обсуждались важные вопросы и вырабатывались общие соглашения и постановления. Последующие съезды западно-русских братств созывались поочередно в августе 1909 г., в 1911 г., в 1912 г. в г. Вильно.

"Внешнему объединению как членов отдельных братств, так и вообще братств между собой служат присваемые членам братств нагрудные знаки; на предоставление Святейшему Синоду права давать членам братств такие знаки последовало 7 декабря 1907 г., по Высочайшему Государя Императора Соизволению (из цирк. ук. Святейшего Синода от 26 января 1908 г. №3).

Увеличению материальных средств братств и в соответствии с этим расширению братской деятельности в значительной степени содействует признание со стороны гражданской власти за братствами (в противоположность попечительствам при православных церквах) прав юридического лица (решен. Прав. Сената 31 января 1900 г.).

Высочайше утвержденным 5 ноября 1865 г. мнением Комитета Министров предоставлено Министру Внутренних Дел, по соглашению с Обер-Прокурором Святейшего Синода, удовлетворять ходатайства церковных братств относительно права иметь особую печать (церковно- приходские попечительства такого права не имеют).

Основной чертой деятельности братств является работа в согласии с интересами Церкви и в подчинении церковной власти. Так, в 1906 г. братства привлечены Святейшим Синодом к особому попечению о церковных школах.3

"Согласно определению Святейшего Синода от 23 февраля - 9 апреля 1909 г. ("Церк. Вед."1909 г., № 16, с. 110 - 111), в тех епархиях, где существуют епархиальные братства, предоставлено преосвященным, не учреждая особых миссионерских советов, поручить упомянутым братствам исполнять обязанности, возложенные правилами 20 - 26 мая 1908 г. на означенные миссионерские советы, не изменяя уставов сих братств и той внутренней организации, на основании которой они действуют …".3

На братства возлагались надежды по оживлению приходской благотворительности, возрождению религиозного национального самосознания. История С-Петербургского эстонского православного Братства показательна как форма организации общественной приходской благотворительности и устроения собственного храма.

Устав православного эстонского Братства во имя священномученика Исидора Юрьевского составили применительно к высочайше утвержденным 8 мая 1864 г. Основным правилам для учреждения православных братств. Проект устава и объяснительную записку к нему, подписанный причтом эстонского прихода в Спб. и 59 лицами из прихожан, подали митрополиту Палладию 3 декабря 1897 года при прошении об утверждении устава и разрешении открыть Братство. Последовали долгие переговоры с канцелярией обер-прокурора и с министерством внутренних дел пока, наконец, утвердили устав нового Братства и разрешили ему иметь свою печать, что было подкреплено письменным сообщением из консистории на имя священника эстонского прихода в Спб. П. П. Кульбуша - 8 июня 1898 г., за № 2211. "На уставе учинена надпись: "Определением Спб. епархиального начальства от 31 января - 7 февраля 1898 года за № 53, устав сей утвержден. 8 июня 1898 года, № 2212. Секретарь спб. духовной консистории Н. Кутепов. За столоначальника Вознесенский"4.

Сразу же после утверждения устава - 28 июня 1898 г. в помещении спб. эстонской церковно-приходской школы состоялось общее собрание учредителей и избрание организационного комитета Братства во имя Небесного Покровителя священномученика Исидора.

Первоначально, в организационный комитет, до утверждения совета Братства вошли делопроизводитель псал. К. Ф. Кикаен, казначей Г. Г. Аннус. Ревизионную комиссию составили: В. Лоест, Я. Лахт и И. Лемберпу. Председателем комитета избрали свящ. о. П. П. Кульбуша.

"Большим утешением для комитета и братчиков было пожертвование священником И. К. Лабутиным, на собственные и собранные им средства, прекрасной братской хоругви, бархатной, золотом шитой и братской иконы священномученика Исидора, общей стоимостью в 245 руб".4

Торжественное открытие Братства состоялось в воскресенье, 29 ноября 1898 года, в зале Общества распространения религиозно-нравственного просвещения … ритуалом: "преосвящ. Вениамин, епископ ямбургский, облачился в алтаре, и в сопровождении 6 сослуживших ему священников, проследовал в зале на эстраду, где на приготовленных аналоях лежали крест и евангелие и новая братская икона священномученика Исидора. До молебствия, владыка торжественно освятил икону; затем розданы были служащим братские свечи и совершено молебствие пред начатием всякого доброго дела, с присоединением припевов Спасителю, Божией Матери и св. Исидору. Апостол и евангелие, равно и сугубые эктения в конце произнесены сначала по-славянски, потом по-эстонски. Пели за молебном - троицкий хор Общества по-славянски и дети эстонской школы вместе со взрослыми по-эстонски. Вот возглашены и многолетия в конце - и шествие тронулось обратно в храм. Певчие спели концерт. По окончании его преосвященный Вениамин и духовенство заняли места на эстраде; пропели "Царю небесный" на двух языках - и председателем собрания единогласно избран преосвящ. Вениамин. По открытии собрания, председатель Совета Общества религиозно-нравственного просвещения прот. Ф. Н. Орнатский обратился к присутствующим в собрании эстонцам с кратким задушевным словом, в котором, выразив радость Общества по поводу вторичного собрания православных эстонцев в зале Общества, пожелал им успеха в учреждении Братства и братской жизни, и, в особенности, - в устроении, в возможном скором времени, своего православного эстонского храма в С-Петербурге".4 Кстати, и в следующем выступлении свящ. П. П. Кульбуша содержалось много теплых пожеланий, вскрывалось значение Братства и его цели, назывались и имена высоких покровителей и участников в лице высокопреосвящ. Митрополита Палладия, преосвящ. Вениамина, г. обер-прокурора Св. Синода К. П. Победоносцева, товарища его т. с. В. К. Саблера, пред. Прибалтийского Братства д. т. с. М. Н. Галкина-Враскаго и мн. др. Эти лица или записывались братчиками, или делали взносы.

Торжественное событие завершилось молитвой свящ. И. К. Лабутина, который прочел житие и страдание свящ. Исидора Юрьевского.

Следующий знаменательный шаг - это первое годичное собрание братчиков, состоявшееся в зале Спб. городской Думы 17 января 1899 г., на котором присутствовали высокопреосвящ. Димитрий, архиепископ тверской и калининский, преосвящ. Епископ Гурий, член Св. Синода, преосвящ. Вениамин. Избрали Совет Братства по всеобщему голосованию, в него вошли: прот. Ф. Н. Орнатский, товарищ (председ.) свящ. П. П. Кульбуш - делопроизводитель, свящ. И. К. Лабутин, А. А. Полещук, П. И. Сепп, И. Я. Пономарев, Н. А. Нелюбин, М. П. Филиппов (казначей братства), А. И. Иванов, Г. Г. Аннус, К. Ф. Кикаен при кандидатах к ним: Г. В. Эрельт и Г. Г. Кернер. Членами ревизионной комиссии стали: свящ. К. И. Смирнов, А. М. Риннус, П. С. Савельев и кандидат к ним В. М. Эверт. К концу первого отчетного года Братство насчитывало в своих рядах 364 братчика. Председателем Братства стал Преосвящ. Вениамин, епископ гдовский.

Основные цели деятельности, определяемые уставом, включали ревностное удовлетворение религиозно-нравственных запросов православных эстонцев С-Петербурга, что приводило к посильной благотворительной помощи нуждающимся среди них. Недаром, "С самого основания прихода, Обществом религиозно-нравственного просвещения сначала в церкви, а потом и в эстонской церковно-приходской школе были введены духовные беседы …"1, создана библиотека на пожертвования А. Н. Кутузова, налажена издательская деятельность, создан хор, школа. Благотворительная деятельность связана с созиданием храма и попечением о школе в первую очередь.

Еще в 1894 г. Братство направило Его Имп. Вел. Николаю II прошение, в котором они жаловались на трудности "относительно удовлетворения своих религиозных нужд", ибо "… изредка стали совершаться в С-Петербурге эстонские службы, а с начала 1895 года Святейшим Синодом открыт в С-Петербурге и самостоятельный эстонский приход с особым для него причтом. Богослужения указано нам совершать в Малоколоменской Михаило-Архангельской церкви, где они и отправляются для нас в подвальном этаже храма. Помещение это темное, не без сырости и тесное, мало отвечающее столь обычному благолепию православия. Поэтому, в виду невозможности перенести богослужения в какую либо другую церковь, епархиальное начальство признало необходимым построить для эстонцев особый храм. Мы, бедные выселенцы, собирали между собою лепты на построение храма и смогли собрать всего только несколько сот рублей…"5. В письме содержалась мольба и просьба о помощи в деле построения храма эстонцев: свящ. П. Кульбуша, псаломщика К. Кикаена, Георгия Эрельта, Василия Пихта, Якова Лахта, Александра Кургвеля, Ивана Рейсе. Подписали послание и Фома Альвеус, И. И. Равель, Михаил Везик, Алексей Самель, Алек. Эверт, Георг. Кернер, Яков Тулинг, Иван Альвеус и др.

Митрополит Спб. Палладий в письме к императору Николаю II писал: "Об оказании им пособия на постройку особого храма заслуживающим полного уважения".6

Свящ. Эстонского прихода Павел Кульбуш неоднократно заверял господина директора хозяйственного управления при Св. Синоде, Петра Ивановича Остроумова о необходимости строительства храма у Нарвских ворот и школы при нем.

Интересно отметить, что по данным департамента духовных дел иностранных исповеданий министерства внутренних дел от 6 февраля 1897 г. "… постройка эстонской евангельско-лютеранской церкви Св. Иоанна в С-Петербурге обошлась приблизительно в 78 000 руб., из которых около 23 000 руб. собраны пожертвованиями частных лиц, а остальные 55 000 руб. составляют пособие от казны …".8

Спб. Городской голова, рассмотрев ходатайство эстонского православного прихода об уступке части городской площади у Нарвских триумфальных ворот под постройку церкви для православных эстонцев, передал дело на заключение Городской Управы, которая "… нашла, что постройка церкви на указанной площади представляется неудобной, так как она стеснит движение по площади, кроме того будут заслонены триумфальные ворота …".9 Однако, предлагаемые участки земли на Петровском острове или на Стеклянном были отдалены от местожительства эстонцев, работавших преимущественно в Новом Адмиралтействе и на Балтийском заводе, поэтому свящ. Эстонского Прихода П. Кульбуш обратился к Победоносцеву с просьбой "… если нельзя уступить всего участка, можно бы довольствоваться и лицевой его половиной, в количестве, под храм достаточным ...".10

Однако, присмотренный эстонским приходом участок был предназначен под здание для склада декораций и прочего имущества Дирекции Императорских театров. После многочисленной переписки решено было возложить права "об уступке этого участка для эстонской церкви на Высочайшее Государя Императора благовоззрение". Кроме того, свящ. П. Кульбуш обратился с просьбой к Обер-Прокурору Св. Синода К. П. Победоносцеву "… ходатайствовать пред Спб. Городскою Думою об удовлетворении прошения Спб. православного эстонского Братства … об уступке … участка городской земли …".11 В памятной записке свящ. П. Кульбуша Победоносцеву содержится информация о ходе рассмотрения дела и проекте сооружения. Только после того, как "Высокопреосвященный Владыка Митрополит был милостив оказать просьбе Братства всяческую поддержку, и помимо словесных переговоров с Головою, еще в марте месяце изволил адресоваться в Думу особым ходатайственным письмом. После этого в апреле месяце Городская Управа выразила желание видеть эскизы предполагаемых к постройке храма и братского дома. Член Совета Братства архитектор А. А. Полещук безмездно составил таковые и, с одобрения Его Высокопреосвященства, 21 апреля с. г. они представлены в Управу, где находятся и теперь".11

О бюрократическом ведении дел свидетельствует факт, что свящ. Кульбуш сетует и умоляет о простой поддержке ускорить процесс, т. к. "До летних каникул прошение Братства не попало в очередь … и неизвестность исхода дела дает смелость просить Ваше Высокопревосходительство об оказании содействия Вашим влиятельным словом и ходатайством".11

Наконец-то, (26 - 29 июня 1902 г. - Выписка из определения Св. Синода за № 2761): "По указу его Императорского Величества Святейший Правительственный Синод слушали: представление Преосвященного Митрополита Петербургжского (от 19 июня сего года № 4998), об испрошении Высочайшего соизволения на проведение в исполнение проектов сооружения зданий Православного Эст. Храма со школой и причтовым домом; приказали: Предоставить г. Синодальному Обер-Прокурору, по рассмотрении в Техническо-Строительном Комитете Хозяйственного Управления проектов сооружения Православного Эстонского Храма … на участке земли, уступленном "Спб. Думой" испросить Высочайшее Государя Императора соизволение на приведение означенных проектов в исполнение …"12.

В свою очередь Техническо-Строительным Комитетом Хозяйственного Управления при Св. Синоде "по докладу академика Архитектуры Котова, был рассмотрен проект … В общем признав проект составленным правильно, Комитет, в составе Котова, Садовникова, Преображенского и др., в частности, внес некоторые дополнения и "положил одобрить проект…".13 После письма - прошения священника Кульбуша к Николаю II, последовало одобрение и согласие на реализацию проекта.

По рапорту Хозяйственного Управления Св. Синода от 19 ноября 1902 г. выясняется, что "Согласно распоряжению Св. Синода, из Синодальной Канцелярии препровождается в Хозяйственное при Св. Синоде Управление представление Преосвященного Митрополита Спб., от 12 ноября 1902 г. № 8488, и план на сооружение временной часовни на участке земли, отведенном Спб. Гор. Думою под постройку православного Эстонского Храма."14



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Санкт-петербургский государственный университет экономический факультет (2)

    Документ
    Ученый совет и Совет молодых ученых Экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета объявляют о проведении 22-23 ноября 2012 г.
  2. Санкт-петербургский государственный университет экономический факультет (3)

    Документ
    Ученый совет и Совет молодых ученых Экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета объявляют о проведении 25-26 ноября 2010 г.
  3. Санкт-Петербургский государственный университет Юридический факультет (1)

    Реферат
    Эпоха средневековья (феодализма) — это более чем тысячелетний период в истории общества, государства и права, который в Западной Европе начинается после падения Западной Римской империи в 476 г.
  4. Санкт-петербургский государственный университет юридический факультет (2)

    Курсовая
    Мировое законодательство о банкротстве в своем развитии претерпело ряд кардинальных изменений. В римском праве невозвращение долга было опасно для жизни и здоровья должника и вело к захвату его имущества.
  5. Санкт-Петербургский государственный университет Восточный Факультет Кафедра японоведения

    Курсовая
    на тему «Трансформация образа Минамото Ёсицунэ вяпонской исторической, литературной и художественной традиции:  отзначимого исторического персонажа к "театральному" герою»

Другие похожие документы..