Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Кодекс'
Порядок введения в действие положений Закона Украины № 3609 от 07.072011 г.«О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательны...полностью>>
'Обзор'
В октябре рост цен на российском фондовом рынке был восстановлен. Более того, очевидно, что нисходящая тенденция, господствовавшая на рынке в течение ...полностью>>
'Документ'
Цель занятия: осознание основополагающих принципов воспитания ребенка в неполной семье; получение эмоциональной поддержки от женщин, преодолевающих ан...полностью>>
'Документ'
Определенным врожденно-патологическим (психопатическим) характерам, как известно, соответствуют определенные здоровые характеры такой же структуры (р...полностью>>

Санкт-Петербургский Государственный Университет Исторический факультет

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

В Государственной Думе сокрушались на счет медлительности, проявляемой синодальным ведомством в отношении возложенных на него обязанностей по данному вопросу. В этом направлении высказывались в заседании Гос. Думы 15 мая 1913 года и докладчик бюджетной комиссии член Думы В. П. Шеин, и депутат докладчик Думы Е. П. Ковалевский и мн. др.

После всех бюрократических препон и многочисленных периодов разработки проекта (стоит вспомнить некоторые факты: с Высочайше утвержденного 17 октября 1906 года положения Совета Министров о поручении Обер-прокурору Св. Синода предложить Св. Синоду проект правил об организации православного прихода, попечительств и братств и представить их на законодательное разрешение, и имея ввиду 4 ый отдел предсоборного Присутствия, заседавшего в 1906 году при Св. Синоде и составившего проект преобразования прихода, и определение Св. Синода от 18 ноября 1905 г. о приложении всяческих усилий к оживлению приходской жизни) определенный качественный сдвиг наметился в связи с 4 мя законодательными предположениями, внесенными в 4 ю Гос. Думу.

Законодательное предположение, внесенное в журнал Думы за подписью 34 членов, 5 апреля 1913 года, содержало в себе основные положения для выработки законопроекта об организации православного прихода и об изменении в порядке содержания православного духовенства. В проекте значилось:

"I) Православный приход имеет своей задачей удовлетворение религиозно-нравственных потребностей своих членов, а также дело просвещения и благотворения.

II) Органами его являются: а) общее собрание всех прихожан в возрасте не менее 21 года и б) избираемый собранием приходской совет с участием причта.

III) Приход имеет право юридического лица и самообложения.

IV) Распоряжение под контролем епископа всем церковным движимым и недвижимым имуществом, как существующим, так и имеющим поступить принадлежит приходу, за исключением: а) предметов церковного богослужения, на изменение или продажу которых необходимо особое, каждый раз, разрешение епархиального начальства, и б) имуществ, имеющих спец. назначения.

V) Приход выбирает кандидатов на священно-церковно-служительские должности в приходе".27

Далее говорилось о денежном содержании священников, о плате за требы: "IX). Из государственного казначейства отпускается пособие нуждающимся православным приходам, которые не могут удовлетворить своих причт нормальным содержанием, впредь до изменения их экономического положения. X). Определение казенного пособия нуждающимся приходам принадлежит комитету из представителей Министерства Финансов, духовенства и приходов и устанавливается на каждые пять лет для прихода …".27 Регламентировалось содержание приходских причтов за государственный счет, их пенсионное обеспечение и налогообложение приходов.

III е законодательное предложение, внесенное в Гос. Думу 27 февраля 1913 г. за подписью 133 членов Думы, касалось опять таки материального обеспечения православного духовенства и из местных источников, и из средств Гос. казначейства, и с доходов от церковно-причтовых земель, арендных статей и процентов капиталов, назначенных на содержание причта, и из платы за необязательные требы.

8 мая 1913 года за подписью 32 членов 4 ой Гос. Думы поступило IV законодательное предложение относительно признания: 1) "необходимости учреждения приходов, как самостоятельных юридических лиц, обладающих собственными, вполне устойчивыми, источниками доходов и вполне надежных исполнительных органов, а также 2) необходимости устойчивого материального обеспечения приходского духовенства, не нарушая при этом тесно его связи с приходом …"28 и т.п.

Все эти Думские пожелания стали основой выработки приходского устава синодальными властями, причем, предполагалось гражданско-правовые статьи проекта утверждать в Государственных Органах. Следует отметить, что тезисы законопроекта Положения о приходе были выработаны самой практикой приходской жизни и с опозданием во времени приобрели юридический статус.

Приход - "общество верующих православных христиан, имеющих свой храм и своих священнослужителей", где "все прихожане именуются братиями своего св. Храма, который должен служить средоточием всей их жизни"29 и является фундаментом всего здания церкви - существом, по мнению С. Л. Фирсова, - "формально являясь низшей церковно-администра­тивной единицей, приход по существу не оказывал никакого серьезного влияния на жизнь верующих, формально к нему приписанных".29

С этим нельзя согласиться. Конечно, корпоративный дух духовенства способствовал известному отчуждению священнослужителей от жизни света, но общих точек соприкосновения в решении важнейших житейских проблем было предостаточно.

Примечания.

А. Папков. Необходимость обновления православного церковно-приходского строя - Птб., 1902

"Положение о православном церковном приходе" 1906 г. из Сепаратного проекта //См.: Журналы и протоколы заседаний Высочайше учрежденного Предсоборного Присутствия в 3-х т. - Т. 3 - Спб., 1906, с. 395

Н. А. Никольский. Об общественной благотворительности и ее органах - приходских попечительствах - М., 1876, с. 16 - 17

Там же, с. 39

И. И. Фудель. К реформе приходских попечительств - М., 1894, с. 3 - 4

Там же, с. 5

Там же, с. 5

Там же, с. 6 (См.: Законоположение по учреждению попечительств о народной трезвости - Спб., 1901; В. Д. Гален. Борьба с народным пьянством - Спб., 1907)

Там же, с. 11

См.: В. Введенский. Православные церковные братства - Спб., 1914

С. Г. Рункевич. Приходская благотворительность в Петербурге: Исторические очерки - Спб., 1900, с. V - VI

И. В. Никаноров. Вопросы: Приходской, старообрядческий, вероисповедный. Речи и доклады в III Государственной Думе. Сессия II-я 1908 - 1909 г. - Спб., 1910, с. 1

Там же, с. 1 - 2

Там же, с. 2

Там же, с. 11 - 12

Там же, с. 16

Там же, с. 19

Там же, с. 19 - 20 и РГИА. Ф. 799; Оп. 31. Д. 577 "История церковного хозяйства". Д. 578 "Материалы к истории церковного хозяйства"

Там же, с. 20 - 21

Там же, с. 22

Там же, с. 23 - 24

Смета доходов и расходов Святейшего Правительствующего Синода на 1910 - Спб., 1911, с. XLVI

Там же, с. XLVI

Там же, с. XLVIII

Приходской вопрос в 4 ой Государственной Думе. Издание Парламентской фракции Союза 17 октября - Спб., 1914, с. 3 - 4

Там же, с. 3 - 4

Там же, с. 9

Там же, с. 13

Л. С. Фирсов. Православная Церковь и Государство в последнее десятилетие существования самодержавия в России - Спб., 1996, с. 363 - 364

Политика правительства в отношении церкви на рубеже веков и петербургское храмоздательство

Увеличение интенсивности динамики петербургского храмоздательства на рубеже веков обязано внутриполитическому курсу правительства в отношении церкви и нарастающей инициативе проявления верноподданнических чувств со стороны православного населения России, прихожан столичных церквей.

Храмостроительными делами в Хозяйственном Управлении Св. Синода ведало учрежденное 18 октября 1897 года IV ое строительное отделение во главе с технико-строительным комитетом.1 Необходимость увеличения штатов Хозяйственного Управления была реально осознана, ввиду постоянного увеличения числа дел, касающихся строительства, ремонта церквей в западном и привислинском крае, в Москве и Петербурге, в целом по Империи. Кроме того, в 1888 году к полномочиям Хозяйственного Управления прибавились функции упраздненного в 1885 г. Присутствия по делам православного духовенства. Единственный архитектор, полагающийся по штату (от 21 ноября 1867 г. и от 20 июня 1872 г.), не справлялся с потоком своевременного и успешного разрешения проблем в Хозяйственном Управлении Св. Синода.

Поэтому, "оказалось необходимым увеличить число техников Хозяйственного Управления и с этой целью Обер-прокурором Св. Синода назначены членами Общего Присутствия сего Управления два академика архитектуры и два гражданских инженера и … с откомандированием … один гражданский инженер".2 Из них и образовалось ядро технико-строительного комитета под председательством Вице-Директора Управления. Решено было создать "законную организацию по примеру техническо-строительных Комитетов Министерства Внутренних Дел, Ведомства Императрицы Марии и др. ведомств".2

IV Строительное отделение в Хозяйственном Управлении при Св. Синоде как и три существующих имело три стола: "с сосредоточием производства дел: в одном столе о всех вообще постройках по архиерейским домам, консисториям и церквам по всей империи, … в другом - постройки и ремонт зданий духовно-учебных заведений (а также - строительные работы в Москве и Петербурге - Н. Д.) …, и в третьем - производство дел собственно о причтовых постройках, выполняемых на счет сумм временного поземельного сбора".3 Техническо-Строительный комитет IV Строительного отделения4 призван был осуществлять проверки сметных исчислений на строительные работы, рассмотрение проектных предложений, надзор за производством строительных работ.

Возможность такого штатного расширения и увеличения сумм окладов служащим Хозяйственного Управления Св. Синода представилась благодаря приращению исходных капиталов за счет специального сбора (от 5 сент. 1866 г), предназначенного на выдачу единственных пособий городскому и сельскому духовенству. По высочайше утвержденному 2 ноября и 24 апреля 1882 г. мнению Государственного Совета образовывались специальные средства Св. Синода из процентов временного поземельного сбора, "установленного законом 14 июня 1888 г. на устройство причтовых помещений в западных епархиях, на капиталы, пожертвованные с определенным назначением … Муравьева, Гирша, Охотникова, Арсеньева, Кенига, Крылова, Пупышева и др."5 и находящихся в непосредственном распоряжении Обер-прокурора Св. Синода. Резервные средства создались благодаря доходам от Бессарабских имений, "… на суммы Училищного Совета при Синоде и редакции Церковных ведомостей, на суммы от разных вновь установленных сборов, … и … от пожертвований в пользу разных учреждений духовного ведомства …".6

Естественно, правительство поддерживало курс Обер-прокурора Св. Синода в отношении умножения храмов по России и оказывало содействие. К. П. Победоносцев понимал значение церкви в нравственно-религиозном воспитании народа и писал Александру III по этому поводу: "Храм Божий есть самая существенная потребность каждого русского поселения. Он служит повсюду духовным центром, около коего возрастают и укрепляются начала страха Божия, нравственности и гражданского порядка."7 Обер-Прокуроство К. П. Победоносцева, являвшегося членом Спб. православного Братства во имя Пресвятой Богородицы, отмечено постоянным участием в храмоздательстве, законодательным усилением церковности общественной жизни, регламентировании и содействии храмоздательству. "Восстановление церквей у меня на душе прежде всего", - сообщал он в письме Тютчевой. - Мы открываем приход чуть ли не каждую неделю".8 Русско-византийский искус в обустройстве церквей стал определяющим. "Александр III лично рассматривал планы проектируемых церквей и охотно одобрял те проекты, которые воспроизводили русскую церковную старину". Победоносцев перечислял в своих отчетах новые храмы в "древнерусском" или "византийском" стиле - только в 1893 - 1895 гг. было освящено восемь таких храмов".1

1894 год - год восшествия на престол Николая II и заупокойных поминовений по Александру III и год бракосочетания (15 ноября в Исаакиевском кафедральном соборе состоялось бракосочетание их императорских величеств). "В память этих событий созданы храмы и часовни, устроены приюты и больницы, учреждены школы и библиотеки, пожертвованы принадлежности храмов и церковных богослужений, - пишет К. Победоносцев, - По отчетам одного духовного ведомства, всего по случаю кончины императора Александра III, восшествия на престол … и бракосочетания … сооружено было в 1894 г., устроено и пожертвовано: 6 храмов, 3 придела, 6 часовен, 4 церковных ограды, 7 иконостасов, 260 киотов и икон, 47 риз на иконы, 42 запрестольных и выносных крестов, 6 колоколов, 86 хоругвей, 46 лампад, 16 плащаниц, 11 гробниц для плащаниц, 14 паникадил, 13 церковно-приходских школ и школ грамоты и 12 зданий под школы"10. 26 октября 1894 года открыли всенародную подписку на сооружение в Москве памятника Императору-Миротворцу. Православные всей России откликнулись на исторические события времени и в средствах искусства решили увековечить память для потомков. Святейший Синод со своей стороны решил соорудить в С-Петербурге Храм во имя Святого Благоверного Вел. кн. Александра Невского с церковно-приходской школой при нем и учредить капитал имени императора Александра III для выдачи пособий учащимся.

В Спб. епархии в 1895 году было преумножено количество церквей11 (см. табл.). Причем, в церкви не переставали поступать пожертвования, как от частных лиц, так и от отдельных организаций, ведомств, союзов, предприятий и т.д. Так, из 696. 965 руб. 84 коп., пожертвованных Спб. епархии в 1895 году, 126. 330 руб. 49 коп. предназначались на устройство церквей; 7 845 руб. 39 коп. - на вспоможение духовенству (в Московской епархии эти цифры распределялись соответственно: 2 814 464 руб. 83 коп.; 721 600 руб. 75 коп.; 19 618 руб. 34 коп.)13. По-прежнему, основным источником сборов средств продолжали служить кошельковые и кружечные сборы и доходы с имений.

Нововведением 1895 года стало утверждение "Положения о Контроле при Св. Синоде", органе власти, который обязан был наблюдать за правильностью оборотов и сохранностью денежного и материального имущества учреждений духовного ведомства. "Наблюдение это производится с одной стороны посредством ревизии отчетов и документов, а с другой посредством поверки наличности денежного и материального имущества отчетных перед контролем учреждений".14

При сооружении церквей необходимо было руководствоваться принципами, заложенными также в Уставе Духовных консисторий. Епархиальное начальство наблюдало за процессом строительства, чтобы "места для церквей избирались удобные на площадях, а не посреди обывательских строений".15 Причем, предпочтение отдавалось возведению более долговечных каменных храмов и в зависимости от потребностей в новом соборе у прихожан. Для этого предусматривалось предварительное изучение местности и населения, которое будет причислено к проектируемой церкви. Правда, для строительства и реставрации древних церквей в столице требовалось разрешение Святейшего Синода, а в некоторых случаях и Высочайшее соизволение.

"Проекты на церковные постройки и перестройки, разрешение коих представлено Епархиальным Преосвященным, передаются из Духовных Консисторий в местные Строительные Отделения при Губернских Правлениях, с тем, чтобы последние в случаях, превышающих предоставленную им власть по утверждению проектов, сами представляли таковые высшему начальству, а по утверждении оным возвращали в Консисторию для исполнения; по тем же постройкам и перестройкам церквей, на производство которых необходимо разрешение Святейшего Синода, или Высочайшее соизволение, Епархиальные Преосвященные вносят рассмотренные в местных Строительных Отделениях планы и фасады в Святейший Синод"16 - гласит законодательство.

Епархиальное начальство могло оказывать пособия прихожанам для строительства церкви или договаривалось с местным Управлением Государственных Имуществ о бесплатном отпуске строительных материалов из казны. Разрешалась выдача одному избранному из прихожан уполномоченному книги "для сбора подписей от христолюбивых жертвователей" на один год. (По истечении срока, он должен был предоставить счета и свидетельства записанных в ней денег в Консисторию).

Приходские строительные комитеты, братства, попечительства, религиозно-просветительные общества несли на себе груз ответственности за устроение храмов и заботу об их благолепии. Именно приходские организации ходатайствовали перед властями о возможном устроении церквей, проведении реставрационных работ и т.п. и, как правило, получали сочувствие и поддержку.

Так, например, 5 марта 1899 г. Совет Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви под председательством протоиерея Философа Орнатского получил письменное уведомление о том, что "Государь Император по всеподданейшему докладу г. Министра Финансов … повелеть соизволил: отпустить из сумм Государственного казначейства 5 000 рублей в пособие Обществу … на расходы по постройке Храма Общества на выборгской стороне",17 и что "… деньги отпущены в распоряжение г. Обер-прокурора Св. Синода".17

Деловая переписка, сохранившаяся в архивах по фактам строительства соборов воссоздает атмосферу жизни и творческой элиты Петербурга, и промышленно-предпринимательской, и государственно-церковной. Например, процедура постройки каменной церкви во имя Скорбящей Божией Матери началась с образования комиссии. "… Комиссия по постройке церкви (приписанной к Борисоглебской) в селении Стеклянного завода во имя Скорбящей Божией матери" в память благополучного десятилетнего Царствования Государя Императора Александра Александровича 3 мая 1893 г. направила прошение в Спб. Городскую управу за подписью Председателя Строительной Комиссии Спб. Первой Гильдии купца А. Д. Подкованцева о постройке церкви.18 Причем, Л. Н. Бенуа просил Н. Ф. Беккера дать заключение по представляемому проекту.

Известно, что 10 мая 1893 г. арх. А. Иванов получил обратно чертежи храма для исправления.

13 мая 1897 г. в Спб. Городское Общественное управление в ответ на прошение Строительной Комиссии от 12 мая 1893 г. разрешило и выдало свидетельство на постройку церкви. Предписано было сначала: "укрепить береговую часть земли забивкою шпунтовой перемычки",19 в соответствии с чертежами. Сохранилась в ЦГИА Спб. выписка из журнала20 заседаний Технического Отделения Спб. Городской Управы от 14 мая 1893 г., где присутствовали члены Управы Л. Н. Бенуа и Спб. брант-майор А. П. Паскин. Они постановили постройку храма "одобрить и представить присутствию Городской Управы".

20 мая 1893 г. в Спб. Управе состоялось заседание под председательством за товарища Городской Головы А. Н. Никитина, где присутствовали Н. Л. Бенуа, Н. Ниман и Ив. И. Соколов (делопроизводитель - Х. И. Грейфан). Они одобрили идею постройки церкви и постановили: "… представить на утверждение Г. Градоначальника, о чем и уведомили Спб. Градоначальника 11 августа 1893 г. и просили поднести проект на рассмотрение Его Имп. Величеству".21

Делопроизводство строительных комитетов опиралось на благожелательную в отношении храмоздательства политику правительства, стремящегося "насадить" верноподданнические чувства через церковь, как оплот самодержавия. Высочайше жаловались средства церковно-приходским благотворительным обществам. Показательно в этом плане письмо министра финансов С. Витте от 10 марта 1903 г. Победоносцеву: "Милостивый Государь Константин Петрович. Государь Император по всеподданейшему докладу моему ходатайства Совета Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви о выдаче ему пособия на постройку в С-Петербурге двух каменных храмов … Высочайше соизволил на отпуск Совету … Общества … 50 000руб. …"22

Несмотря на усиливающуюся либерализацию общественных настроений на рубеже веков, антиклерикальные настроения "раскрепощенных" революционных кругов, духовной усталости и опустошения Столыпинской Эпохи, "подмораживания" церковных проблем, касающихся самоуправления приходов и введения патриаршества и мн. др., интенсивность храмоздательства не ослабевает. Это объяснимо богоискательством и эстетической экзальтацией части художественной интеллигенции и исконной религиозностью русского народа. За период 1906 - 1912 гг. по России было построено 5 527 церквей и 2 621 часовня. Постройкой новых церквей правительство и духовное ведомство стремились "оцерковить" население. Выросли кадры духовенства: в 1912 г. оно насчитывало уже 110 970 человек24.

В 1905 г. пост Обер-Прокурора после К. П. Победоносцева занял кн. А. Д. Оболенский, а через полгода его место занял кн. А. А. Ширинский-Шихматов, но он был уволен, уступив пост П. П. Извольскому. В 1909 г. назначили бывшего директора института экспериментальной медицины С. М. Лукьянова. "Чехарда приостановилась с 1911 по 1915-16 гг., когда управлять делами Синода стал В. К. Саблер, но и он был смещен отчасти и вследствие распутинского всесилья и вследствие многочисленных обвинений в том, что "при нем синод представлял голос духовной бюрократии, а не церкви"25, - справедливо отмечает Е. Ф. Грекулов. Свойственная эпохе запутанность церковно-государственных отношений, думские прения по церковному реформированию свидетельствовали о кризисном положении Церкви.

"То, что собственно церковные интересы и интересы православного (de jure) государства могут не совпадать, показали события 1905 - 1906 гг. когда, после бурных обсуждений и серьезной подготовительной работы Предсоборного Присутствия ожидаемый православной общественностью Собор император все-таки решил не созывать. По-существу Николай II, быть может сам того не желая, исполнил политическое "завещание" К. П. Победоносцева, еще в начале 1905 г. предупреждавшего его, что разрастание церковных преобразований грозит "опасностью подорвать самые основы, на коих зиждется вся жизнь государственная и народная".26

По-прежнему, с учетом пожеланий Бюджетной Комиссии Государственной Думы составлялась смета доходов и расходов Св. Синода, где на строительство и содержание церквей ассигновались значительные суммы. Так, в 1910 г. общий кредит на содержание православных храмов в Империи выразился в сумме 75 000 р. Безусловно, это малая сумма, не могущая обеспечить все церковно-строительные потребности, поэтому выдаваемые ограниченные суммы от 500 до 1000 руб. предназначены только на те церковные постройки, в отношении которых поступили просьбы на имя Николая II или Александры Федоровны и Государынь Императриц, а "также на церкви в местностях, заслуживающих особого внимания, по своей крайней бедности или церковно-археологическому или историческому значению храмов, - по всеподданейшему … докладу Государю Императору".27

Смета доходов Св. Синода принята также за подписями Обер-Прокурора С. Лукьянова и исполняющего обязанности Директора Хозяйственного Управления М. Миролюбского.

Содержание Спб. Духовной консистории за 1910 год обошлось казне в 23 000 руб., Московской - в 21 500 руб.28, Спб. кафедрального собора - в 64 438 руб. (причем 21 948 руб. из них пошло на ремонт собора, ризницу и церковные потребности); Московского - в 63 350 руб. (из них 29 050 руб. - на ремонт …)29. Причты 267 церквей Спб. епархии получали жалованье (общая сумма выплат на 1910 год достигла - 203 016 руб 84 коп., что за вычетом на пенсии составила - 199 473 руб. 8 коп.; в Московской - причты 378 церквей - 153 062 руб. 18 коп.).30

Необходимо отметить, что на сооружение и содержание беднейших церквей в Российской империи тратились находящиеся в распоряжении Св. Синода суммы с процентов на капиталы по удостоверению "именной записи Государственной Комиссии Погашения Долгов, на Государственную 4 % ренту, 6 % именные обязательства Крестьянского Поземельного Банка, 4 1/2 % Облигации Спб. Городского Кредитного Общества …, Постоянное (ого) пособие из Госуд. Казначейства, в возмещение потерь от обложения 5 % налогом в пользу казны доходов от денежных капиталов Св. Синода".31

Кстати, "ведомость о ссудах, отпущенных с разрешения Святейшего Синода из духовно-учебного капитала на строительные надобности духовно-учебных заведений и остающихся неуплаченными к 1909 году"32 содержит сведения по Хозяйственному Управлению и в отношении ожидающихся поступлений по долгам причтов Спасо-Преображенской церкви в С-Петербурге, Больше-Коломенской Покровской церкви, церквям Сергия Радонежского, Новодеревенской Благовещенской в С-Петербурге и др. епархиях империи.

24 февраля 1911 г. вступил в силу Одобренный Государственным Советом и Государственной Думой и Высочайше утвержденный Закон "Об отпуске из Государственного Казначейства дополнительных средств на сооружение православных храмов", по которому вменялось "Отпускать из средств Государственного Казначейства, начиная с 1911 г., в дополнение к суммам, ассигнуемым на пособия по сооружению православных храмов в Империи, по 50 тысяч рублей в год".33

В Петербурге продолжалось строительство соборов и приходских церквей, монастырских, домовых, храмов при благотворительных заведениях, общинах сестер милосердия, при учебных заведениях, тюрьмах, казармах, фабриках и заводах и т.п.34, свершались реставрационно-строительные работы, ознаменованные историческими событиями, как, например, в случае организации Временным Комитетом Сампсоновского Храма празднования 200-летнего юбилея храма.

Министр Внутренних Дел в письме на имя Г. Обер-Прокурора от 12 марта 1908 г. настаивал на "оказании содействия к улучшению Сампсониевского храма ко дню его 200-летия со дня возникновения …".

В свою очередь Мтп. Спб. и Ладожский Антоний обращался к императору Николаю II с объяснением о том, что им были "затребованы … от настоятеля Сампсоновской церкви на Выборгской стороне г. С-Петербурга, священника Иоанна Острогорского, необходимые сведения по вопросу "празднования юбилея и необходимом капитальном ремонте Храма к указанной дате и о деятельности учрежденного Спб. Епархиальным Начальством "Временного Комитета" по этому предмету"…

Временный Комитет по организации празднования 200-летнего юбилея основания Сампсоновского храма направил Обер-Прокурору Св. Синода прошение, где перечислял знаменательные исторические даты, связанные с храмом, а также уведомлял о нехватке средств для капитального ремонта и просил "… ходатайствовать пред Св. Синодом о разрешении всероссийского кружечного сбора на реставрацию Сампсоновского Храма, как исторического памятника". Причем, "Наиболее желательными днями для означенного сбора, по мнению Комитета, могли бы быть праздники Преображения Господня, Успения Божией Матери или Воздвижения Креста Господня. Так считали председатель Комитета священник Владимир Покровский и члены Комитета И. Острогорский, диаконы: Ал. Щипунов, Александр Лебедев, Ник. Украсин, Ник. Елисеев, Ник. Егоров, Спб. епарх. арх.- гражд. инж. Андрей Аплаксин и др.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Санкт-петербургский государственный университет экономический факультет (2)

    Документ
    Ученый совет и Совет молодых ученых Экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета объявляют о проведении 22-23 ноября 2012 г.
  2. Санкт-петербургский государственный университет экономический факультет (3)

    Документ
    Ученый совет и Совет молодых ученых Экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета объявляют о проведении 25-26 ноября 2010 г.
  3. Санкт-Петербургский государственный университет Юридический факультет (1)

    Реферат
    Эпоха средневековья (феодализма) — это более чем тысячелетний период в истории общества, государства и права, который в Западной Европе начинается после падения Западной Римской империи в 476 г.
  4. Санкт-петербургский государственный университет юридический факультет (2)

    Курсовая
    Мировое законодательство о банкротстве в своем развитии претерпело ряд кардинальных изменений. В римском праве невозвращение долга было опасно для жизни и здоровья должника и вело к захвату его имущества.
  5. Санкт-Петербургский государственный университет Восточный Факультет Кафедра японоведения

    Курсовая
    на тему «Трансформация образа Минамото Ёсицунэ вяпонской исторической, литературной и художественной традиции:  отзначимого исторического персонажа к "театральному" герою»

Другие похожие документы..