Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Цель: содействовать формированию у учащихся бережного отношения к воде как к жизненно важному ресурсу для здоровья и драгоценному дару природы России...полностью>>
'Решение'
Одним из наиболее важных маркетинговых решений является решение относительно установления цены тура. Цена отражает то, как клиенты ООО «Интуравто» вос...полностью>>
'Программа'
Программа практических занятий для подготовки руководителей кабинета самодиагностики состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в образовател...полностью>>
'Документ'
Геморрагическая трансформация (ГТ) инфаркта головного мозга на сегодняшний день – это клинический и радиологический диагноз, который более точно, чем...полностью>>

«Методические рекомендации по проведению диалоговых и дискуссионных форм работы в детской библиотеке»

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

«Методические рекомендации по проведению диалоговых и дискуссионных форм работы в детской библиотеке»

 

 

Методические рекомендации по проведению диалоговых и дискуссионных форм работы в детской библиотеке / Чуваш. респ.  дет.-юнош. б-ка ; сост. Н.В. Громова, Г.А. Кузьмина. – Чебоксары, 2009. – 26 с. : ил. – (Курс – на инновации; вып. 2)

 

Во втором выпуске серии «Курс – на инновации» даны методические рекомендации, которые предлагают технологически несложные формы организации диалогов и дискуссий, позволяющие разнообразить работу с детьми и подростками в детской библиотеке.

 

От составителя

 

Формы массовой работы с детьми, подростками и юношеством чрезвычайно разнообразны. По своему характеру они в основном являются итоговыми, завершают определенный этап работы с литературными произведениями, и им, как правило, предшествует целенаправленная индивидуальная работа с читателями. Массовая работа с читателями должна строиться на основе умелого использования социально-психологических принципов педагогического общения. Библиотекарь и юный читатель активно включаются в общение, когда существуют обстоятельства, обусловливающие взаимную потребность и интерес к совместной деятельности. Этот принцип важно учитывать в массовой работе. Другой не менее важный принцип – это принцип информационного взаимообогащения. Библиотекарь призван сделать все возможное, чтобы стать для юных читателей источником интересной и жизненно важной информации. При этом необходимо создать условия, располагающие ребят к откровенному разговору. Следует уважительно относиться к мнению юных читателей. Время прямых поучений учащихся, диктата, назидательного руководства чтением отходит в прошлое. На смену догматическим методическим схемам должна прийти вдумчивая, увлекательная, творческая массовая работа, связанная с реальными запросами и интересами юных читателей.

Эффективность массовой работы зависит от комплексного применения форм на всех стадиях чтения – предкоммуникативной, коммуникативной и посткоммуникативной. Вырабатывая новые подходы к массовой работе, особое внимание необходимо обратить на активизацию самих ребят. В каждой библиотеке есть читатели, обладающие творческим воображением, организаторскими способностями, развитыми коммуникабельными качествами. Важно сделать таких читателей соучастниками и соорганизаторами массовой работы, что позволит повысить ее эффективность.

«Методические рекомендации по проведению диалоговых и дискуссионных форм работы в детской библиотеке» – второй выпуск серии «Курс – на инновации», предназначенной для заведующих детскими библиотеками Чувашской Республики.

Основная тема издания – новое и традиционное в проведении массовых мероприятий. Цель – познакомить с особенностями проведения диалоговых и дискуссионных форм работы, учитывающими новые актуальные приемы и методы.

Рекомендации помогут освоить новые приемы и применить творческие оригинальные находки в организации дискуссий, читательских конференций и презентаций, раскрыть потенциальные возможности библиотекарей в проведении традиционных массовых мероприятий.

«Методические рекомендации по проведению диалоговых и дискуссионных форм работы в детской библиотеке» содержат 2 раздела:

«Диалоговые формы библиотечного обслуживания»,

«Дискуссионные формы работы».

В разделе «Диалоговые формы библиотечного обслуживания» будут рассмотрены аспекты: процесса обсуждения книг, методики проведения читательских конференций.

 

В разделе «Дискуссионные формы работы» библиотекари найдут рекомендации:

  • по выбору формы работы,

  • по правилам организации дискуссии и диспута.

Издание содержит также Приложения:

Приложение 1. Примерный план представления книги.

Приложение 2. Форма читательского журнала.

Приложение 3. Примерные вопросы диспута «Зачем нужны стихи?».

Приложение 4. Примерные вопросы диспута «Патриотизм: знак вопроса».

Приложение 5. Материал к проведению читательской конференции по рассказу Фазиля Искандера «Авторитет».

Приложение 6. Материалы для проведения часа обсуждения книги В. П. Крапивина «Кораблики».

Приложение 7. Материал к проведению читательской; конференции по книге В. Пикуля «Мальчики с бантиками».

Приложение 8. Рекомендации по проведению заочной читательской конференции по рассказу В. Солоухина «Под одной крышей».

Приложение 9. Карта обратной связи.

 

I. Диалоговые формы библиотечного обслуживания

 

Обсуждение книги

 

Обсуждение книги – это коллективный анализ и оценка произведений художественной и отраслевой литературы группой читателей совместно с библиотекарями, авторами, критиками, представителями редакций журналов, издательств. Обсуждение способствует возбуждению читательской активности, выработке умений и навыков критического мышления, самостоятельной работы над книгой, формированию эстетических взглядов и вкусов.

 

Процесс обсуждения книг проходит в 3 этапа:

 

1. Подготовительный (предполагает выбор художественного произведения и тему обсуждения).

Необходимо обращаться к таким литературным произведениям, где нравственная и эстетическая ценность образуют гармонию и целостное единство. В то же время следует учитывать и читательские запросы, и интересы, отзывы литературной критики. Не исключено, когда в центре обсуждения окажется «модное» литературное произведение массовой культуры, но малохудожественное по своей сути. В этом случае в процессе обсуждения следует показать читателям на конкретном литературном материале как благодаря своему внешне эффектному сюжетному повороту, особому конъюнктурному приему, «жизненному» изложению книга становится бестселлером.

2.Сбор и аналитико-синтетическая обработка необходимой информации (литературных фактов, мнений литературоведов и критиков, оригинальных прочтений и читательских оценок и т.п..

Руководитель обсуждения придумывает основную линию, тезисы, составляет план проведения: как ввести читателей в литературную проблему, каков будет первый заданный вопрос, перечень и последовательность вопросов, вероятные ответы детей. Кроме этого, руководитель определяет пространственно-временные рамки проведения мероприятия, обосновывает своё место и обязанности.

3. Непосредственное обсуждение.

Ведущий должен умело ввести участников мероприятия в суть проблемы, формулировать и ставить вопросы перед аудиторией, анализировать и уточнять ответы выступающих, организовывать обмен мнениями, постоянно активизировать ход дискуссии, побуждая к выступлениям всех слушателей, дисциплинировать аудиторию, резюмировать сказанное, оценивать результат обсуждения.

Эффективность обсуждения во многом зависит именно от действий руководителя. Чтобы обсуждение литературного произведения было активным, количество участников не должно превышать 25-30 человек (идеальное число 12 человек).

Ведущий создаёт оптимальные, комфортные условия для взаимодействия читательских мнений. Очень важно, чтобы каждый участник обсуждения чувствовал атмосферу полной безопасности и свободно высказывал собственное мнение. Известно, что наиболее эффективным является демократический стиль руководства, когда соблюдается равенство всех членов группы, участвующих в обсуждении.

В целях совершенствования профессионального мастерства и укрепления «обратной связи» с аудиторией на 3 этапе обсуждения, предлагаем проводить экспресс-анализ для выявления эффективности своей работы. Попросите участников самостоятельно оценить результаты обсуждения по 5-бальной системе.

 

Матрица оценки

Вопросы

Баллы

1

2

3

4

5

1

Насколько удачно выбран автор?

 

 

 

 

 

2

Насколько удачно выбрано произведение?

 

 

 

 

 

3

Как вы оцениваете работу группы?

 

 

 

 

 

4

Как вы оцениваете действия ведущего обсуждение?

 

 

 

 

 

5

Как вы оцениваете собственное участие в обсуждении?

 

 

 

 

 

Экспериментально доказано, что обсуждения книг служат активным средством развития всех сфер личности детей (интеллектуальной, эмоциональной, волевой). Несмотря на кажущуюся однородность аудитории, дети при интерпретациях литературного произведения в ходе обсуждения показывают разные уровни читательского мастерства («слабый» – «средний» – «сильный» читатель). При этом, малоподготовленные «слабые» читатели в процессе литературной дискуссии нередко получают наглядные уроки того, что и как читают другие более внимательные и талантливые читатели.

 

Читательская конференция

 

Вспомним некоторые особенности организации и проведения читательской конференции.

Цель читательской конференции – глубоко и всесторонне проанализировать содержание одной книги. Читательская конференция – это коллективное размышление над книгой, совместные поиски верных решений и ответов. В нем на равных правах участвуют все присутствующие. Каждый вопрос ведущего будоражит мысль, рождает различные предположения, сталкивает мнения. Хорошее обсуждение становится своего рода увлекательным умственным упражнением. В него незаметно вторгается элемент творческой игры.

Читательская конференция позволяет развивать способность самостоятельно анализировать прочитанное; формировать у детей навыки публичных выступлений; пропагандировать лучшие произведения разных видов и жанров. Главная особенность читательской конференции – наличие проблемы, четко сформулированной чаще всего в теме.

Успех конференции в немалой степени зависит от ее подготовки. Вся подготовительная работа – рекомендательные индивидуальные беседы, обзоры, книжные выставки, отзывы читателей о прочитанных книгах и т. п. – призвана вызвать познавательную активность читателей. Участники хорошо подготовленной конференции выступают заинтересованно, их выступления вызывают эмоциональную реакцию слушателей, желание включиться в обсуждение вопросов. Высказывать свои суждения, осмысливать, а не пересказывать прочитанное побуждают проблемные вопросы.

Важный этап в подготовке читательской конференции – разработка вопросов. Характер вопросов определяется не только спецификой произведения, но и особенностями восприятия книги читателями. Важно, чтобы вопросы активизировали воображение читателей, вызывали желание размышлять. Каждый последующий вопрос должен быть логически связан с предыдущими и с высказываниями ребят. Только в этом случае читатели смогут самостоятельно сделать выводы.

При проведении конференции обычно ведущий придерживается заранее разработанной программы, но это не значит, что он не может отступать от нее. В ходе обсуждения может возникнуть ряд дополнительных вопросов. Ведущий должен очень внимательно слушать не только выступающих, но и следить за аудиторией, чтобы вовремя подхватить чью-то реплику, «столкнуть» различные мнения, заметить и правильно использовать реакцию читателей.

 

1. Правила проведения читательской конференции:

  • Все участники имеют равные права и обязанности.

  • Каждый участник самостоятельно выбирает книгу и представляет ее на читательской конференции.

  • Задача выступающего – показать привлекательность книги, представить ее так, чтобы ее захотели прочитать.

  • Задача слушающего – прослушать информацию о книге, внести запись в читательский журнал, выбрать книги для чтения на ближайший период времени.

  • Выбор и мнение каждого участника конференции достойны уважения и внимания. Нет книг плохих, есть «не мои» книги.

 

2. Технология проведения читательской конференции – презентации книги

 

Знакомство с технологией проходит посредством практического участия в конференции.

 

Парная – фронтальная организация.

 

Шаг 1. Напишите название, автора и жанр (или тему) двух-трех понравившихся вам книг, прочитанных в этом месяце.

Шаг 2.. Распределитесь на пары.

Задача говорящего – назвать книги партнеру и сказать в одном-двух предложениях, о чем они. Задача слушающего – выбрать интересную для себя книгу. В результате диалога у каждой пары намечены две книги для обсуждения.

Шаг 3. Все пары называют выбранные книги. Общий список книг записывается на доске и в журнале чтения. Последний раздел остается незаполненным. Слушающие будут его заполнять в течение читательской конференции.

Шаг 4. Парная работа: говорящий (докладчик) и слушающий.

Докладчик рассказывает о своей книге. Слушающий будет представлять книгу докладчика аудитории, поэтому он слушает внимательно, задает вопросы, делает пометки в своем журнале чтения. Доклад должен быть достаточно кратким. Докладчик не столько пересказывает сюжетную линию, сколько делится впечатлениями. Цель доклада – порекомендовать (не рекомендовать) книгу для чтения.

Шаг 5. Выслушав доклад, задав уточняющие вопросы, сделав пометки, слушающий обдумывает 2-3 минуты план презентации книги аудитории. Если он также читал книгу, то может добавить и свое мнение.

Шаг 6. Смена ролей. Повторение всей процедуры. В результате каждая пара готова представить две книги, при этом рассказывая о книге партнера. Для презентации потребуются слова и выражения: считает, полагает, кажется, по его (её) мнению, думает, разделяет точку зрения и т.д.

Шаг 7. Презентация книг.

Слушающие записывают свои вопросы к докладчику, если они появились, и делают краткие записи. Цель работы группы – составить список книг для чтения на следующий месяц. В разделе «Замечания» все члены группы ставят номер, ранжируя книги по порядку чтения. По окончании презентаций у каждого члена группы напротив каждой книги стоит номер.

Шаг 8. Обсуждение.

Каждый член группы оглашает свой список из книг, составленный им в ходе конференции, и объясняет, почему данная книга стоит на определённом месте. Например, люблю автора, заинтересовала тема, проблема, понравились персонажи, понравилась презентация книги.

Шаг 9. Оценка конференции: что и сколько узнал, что и сколько хочу еще прочесть?

 

Индивидуальная – групповая – фронтальная организация

 

Шаг 1. Аудитория (до 30 человек) делится на 5-6 групп. Взрослые объединяются в отдельную группу или входят в детскую группу.

Шаг 2. Индивидуальная подготовка к представлению книги. Книгу каждый участник приносит с собой. Участникам конференции выдается примерный план представления книги. Время подготовки – 10 минут.

Шаг 3. Работа в группе. Каждый участник представляет свою книгу. Группа слушает, записывает информацию о книге в журнал чтения, задает вопросы докладчику. Время выступления – не более 5 минут.

Шаг 4. Каждый участник работает с журналом чтения, решает, какие книги он будет читать и в каком порядке.

Шаг 5. Обсуждение в группе. Члены группы оглашают свой выбор, объясняют, чем их заинтересовала книга. Определяется книга, лидирующая в группе.

Шаг 6. Книги-лидеры от каждой группы представляются аудиторией. Участники слушают, заполняют журнал чтения, задают уточняющие вопросы. Книги-лидеры ставятся на «золотую полку».

Шаг 7. Выбор книги года по той же схеме, что и выбор книги-лидера в группе.

Читательская конференция может быть проведена по одной книге, по нескольким книгам одного автора и др.

Проведение читательской конференции по данной технологии занимает 2 астрономических часа при группе в 6 человек, что следует учитывать при планировании количественного состава группы.

 

Рефлексия. Обсуждение хода и итогов читательской конференции.

 

Обсуждение

 

Какие образовательные задачи решаются при такой организации читательской конференции?

Читательская конференция – презентация книги вызывает неизменно большой интерес у детей и взрослых. Эта форма работы считается очень эффективной.

Во-первых, улучшается психологическая атмосфера, снижается число конфликтных ситуаций, общение взрослых и детей становится более интеллектуальным, увлекательным.

Во-вторых, читательские конференции дают интересные материалы для педагогического наблюдения и анализа, для мониторинга читательских интересов, коммуникативных умений учащихся.

В-третьих, читательские конференции помогают ориентироваться в огромном книжном пространстве, получать информацию о книжных новинках, составлять на основе услышанного свои списки для чтения.

В-четвертых, библиотекари получают возможность ненавязчиво и незаметно контролировать детское чтение и руководить им. Участие педагога в конференции наравне с учениками позволяет «вбрасывать» в детскую аудиторию лучшие произведения русской и мировой литературы. Круг чтения и детей, и взрослых становится шире и разнообразнее.

Регулярное проведение читательских конференций способствует развитию интереса к чтению, расширяет читательский кругозор, развивает коммуникативные умения, создает условия для интересного общения старших и младших школьников, взрослых и детей, позволяет обнаружить общие интересы, сдружиться, избавляет библиотекарей от необходимости вручать детям рекомендательные списки книг, активизирует читательскую деятельность, позволяет ненавязчиво руководить детским чтением.

 

Дискуссионные формы работы

 

Дискуссия

 

Дискуссия – наиболее эффективный способ привлечь внимание читателей к чтению, проблеме, творчеству писателя и т.д. Это давно доказали специалисты – педагоги и библиотекари – во всем мире. В некоторых странах библиотекарей, особенно школьных, специально учат методикам проведения дискуссий. Использование различных дискуссионных форм работы в библиотеке – дело непростое, но чрезвычайно важное и интересное. Именно неформальные отношения читателя с библиотекой, куда он приходит вне уроков, где не связан обязательной программой и страхом проверки знаний, наиболее располагают к свободным дискуссиям, развивающим критическое мышление и умение формулировать и отстаивать свои взгляды.

Однако, именно эти формы работы нередко кажутся библиотекарям наиболее трудными в организации. Конечно, непредсказуемость хода любой дискуссии кажется опаснее и труднее.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Концепция библиотечного обслуживания детей в России принята на ежегодном Всероссийском совещании директоров детских библиотек России 25 ноября 2002 г

    Документ
    Современные концепции развития детской библиотеки (Концепция библиотечного обслуживания детей в России (принята на ежегодном Всероссийском совещании директоров детских библиотек России 25 ноября 2002 г.
  2. Рекомендации по построению моделей "портфолио" выпускников основной школы Методические рекомендации по введению предпрофильной подготовки в общеобразовательных учреждениях Тамбовской области

    Методические рекомендации
    Астафьева Н.Г. О результатах деятельности системы образования Тамбовской области в 2004 году ио приоритетных направлениях модернизации образования в 2005 году.
  3. Методические рекомендации к проведению дня знаний (методические и информационные материалы)

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации представлены пакетом методических и информационных материалов, которые могут быть использованы учителями в подготовке и проведению Дня знаний в 2009-2010 учебном году, посвященного творчеству В.
  4. Учебно-методический комплекс русский язык и культура речи уровень основной образовательной программы

    Учебно-методический комплекс
    - ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация (степень) "бакалавр") утвержденный Министерством образования и науки РФ от 4 мая 2010 г N 464.
  5. Методические рекомендации Владимир, 2007. Удк 021 ббк 78. 34(2)707

    Методические рекомендации
    Решение проблем, с которыми сегодня сталкиваются библиотекари, обусловливает пересмотр многих традиционных способов деятельности, настоятельно требует инноваций.

Другие похожие документы..