Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
повышения качества обучения школьников по учебной программе предмета «Физическая культура» в общеобразовательных школах ЗАТО Межгорье Республики Башк...полностью>>
'Закон'
Наша свідомість, можливо, й не зводиться до слів, але донести до людей свої думки, емоції та побажання ми можемо лише у формі слова. Мова фіксує наші...полностью>>
'Рассказ'
П. Ершов «Конек-горбунок» 17. А.С. Пушкин «Руслан и Людмила», стихотворения 18. М.Ю. Лермонтов Стихотворения 19. Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Д...полностью>>
'Документ'
1. Настоящее Положение о стимулировании работников ГОУ СОШ № 120 разработано в целях усиления материальной заинтересованности работников общеобразоват...полностью>>

I. Сущность Всемирной Торговой Организации

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение…………………………………………………………3

Глава I. Сущность Всемирной Торговой Организации……….7

1.1. Возникновение Всемирной торговой организации. ……..7

1.2. Цели, задачи и принципы ВТО…………………………….8

Глава II. Место России в отношениях со Всемирной Торговой Организации……………………………………………………………14

2.1. Проблемы вступления в ВТО……………………….14

2.1.1. Регулирование внешней торговли………….14

2.1.2. Доступ к национальным рынкам…………..16

2.1.3. Перестройка банковского сектора………….17

2.1.4. Вмешательство государства…………………17

2.2. Стратегические аспекты присоединения России к ВТО....18

Глава III. Социально-экономические последствия вступления России в ВТО. Возможные изменения в таможенных правилах и процедурах…….25

Заключение …………………………………………………………….41

Список литературы…………………………………………………….45

Введение

 Одним из важнейших аспектов участия России в сфере международных экономических отношений в последнее десятилетие становится ее сотрудничество с международными экономическими организациями. При этом наиболее интенсивными темпами развивалось взаимодействие России с международными финансовыми организациями, прежде всего с Международным валютным фондом (МВФ) и Международным банком реконструкции и развития (МБРР). Но, несмотря на очевидный прогресс в реализации обширного потенциала сотрудничества, российские отношения с международными экономическими организациями имели один существенный недостаток: вместо построения фундаментальных основ рыночной экономики, базирующихся на таких долгосрочных факторах, как высокий экспортный потенциал и конкурентоспособность, сотрудничество России с международными экономическими организациями долгое время концентрировалось на решении краткосрочных проблем за счет увеличения долгового бремени.

Недостаточное использование возможностей в торговой сфере, безусловно, следует рассматривать как серьезное упущение во взаимоотношениях между Россией с международными экономическими организациями. Наиболее важным шагом в устранении указанного недостатка представляется допуск России к полноправному участию в международном разделении труда, что в свою очередь, предполагает ее вступление в ВТО. Мы выбрали эту тему, т.к. проблематика, связанная с присоединением России к ВТО, в последнее время очень актуальна и требует особого внимания. Мы считаем, что это ключевой вопрос развития российской экономики, от решения которого зависит будущее положение России на международной арене, а также окончательный выбор в пользу развития российской экономики по пути продвижения к рынку.

Актуальность проблем взаимоотношений России и ВТО определяется, прежде всего, тем, что присоединение России к ВТО входит в число наиболее приоритетных направлений российской внешнеэкономической политики. Более того, в последнее время наметился прорыв в переговорном процессе между Россией и странами-членами ВТО, что делает перспективу вступления России в организацию реальной в обозримом будущем. Переговоры России со странами-членами данной организации ведутся в условиях продолжающейся либерализации мирового хозяйства в рамках ВТО. При этом в компетенцию ВТО постоянно входят все новые сферы регулирования, которые приобрели особую важность в связи с окончанием министерской конференции ВТО в Дохе в ноябре 2001г., где было положено начало новому раунду торговых переговоров.

Во многом проблема присоединения России к ВТО осложняется наличием ряда особенностей экономической системы и государственного устройства России, а также объективными сложностями переходного периода. В этих условиях в основе национальных интересов России при ее вступлении в ВТО лежит, прежде всего, обеспечение выгодных условий присоединения к данной организации, которое учитывало бы специфику экономической системы России. Нужно заметить: не стоит питать иллюзии - ВТО автоматически не уравнивает конкурентоспособность стран - членов организации. Присоединение к ВТО потребует от России значительного напряжения в условиях роста конкуренции со стороны зарубежных товаропроизводителей, при этом потери отечественных производителей в краткосрочной перспективе неизбежны.

В итоге присоединение к ВТО самым непосредственным образом повлияет на внешнеторговую, промышленную и инвестиционную политику в стране, на конкурентную среду, затронет взаимосвязь и взаимодействие национальной экономики с мировой, определит многие стороны участия России в международной торговле.

Таким образом, целью данной работы является изучение современного состояния и перспективы развития отношений России с ВТО. Для достижения этой цели мы поставили перед собой следующие задачи:

  • рассмотреть основные торгово-политические инструменты, структуру и функции ВТО;

  • Раскрыть проблемные аспекты взаимоотношений России и ВТО;

  • проанализировать специфику процесса присоединения России к ВТО, а также возможности учета особенностей российской экономики в рамках ВТО;

  • рассмотреть стратегию присоединения России к ВТО, а также перспективы выполнения Россией требований и норм данной организации (в качестве примера приводится переговорный процесс Китая и ВТО, поскольку позиции России и Китая в переговорном процессе с ВТО очень схожи, и это, в свою очередь, диктует необходимость учета опыта Китая;

  • проанализировать плюсы и минусы вступления и возможные последствия присоединения России к ВТО.

Существует много различных мнений о перспективах развития отношений России с ВТО. Как показала Всероссийская конференция “Россия - ВТО”, состоявшаяся 27 февраля 2002г. в Москве, большинство ученых, экономистов, политиков едино в том, что нынешняя Россия с ее разбалансированной экономикой пока не готова к вступлению в ВТО. По мнению участников конференции, необходима обстоятельная и всесторонняя подготовка экономики России к вступлению в ВТО. Кроме того, участники конференции “Россия - ВТО” поддержали инициативу Торгово-промышленной палаты России по созданию объединенного Консультативного Совета российского бизнеса по проблемам ВТО.

На наш взгляд, в настоящее время российская экономика не готова противостоять острой конкуренции в системе мирового рынка. Поспешное вступление России в ВТО может нанести ущерб интересам национальной безопасности. Присоединение к ВТО требует продуманного, терпеливого и взвешенного подхода к формированию переговорной позиции, направленной на защиту интересов всех отраслей российской экономики.

Вступление России в ВТО - акция чрезвычайно серьезная и ответственная. Ее осуществление может иметь свои и положительные и отрицательные последствия для экономической жизни страны. Вступление России в ВТО должно быть в конечном счете осуществлено в национальных интересах России и принести нашей Родине и экономические, и геополитические выгоды.

Глава I. Роль ВТО в развитии мировой экономики

Регулирование международной торговли на межгосударственном уровне представляет собой совместно принимаемые правительствами разных стран на основе компромиссов договоренности (правовые положения, нормы, процедуры, согласованные взаимные обязательства, рекомендации) в области экономической политики и практики, отражающие интересы стран – участниц. Регулирование нацелено на создание определенных предпосылок, способствующих дальнейшему развитию мирохозяйственных связей между заинтересованными государствами, в частности, путем достижения стабильности и предсказуемости режима доступа на рынке. Основной международной организацией, целью которой является регулирование международной торговли является Всемирная торговая организация (ВТО).

1.1 Возникновение Всемирной торговой организации

Созданная в 1995 году Всемирная торговая организация (соглашение было подписано в Марракеше в 1994 г.) сменила ГАТТ, которое было преобразовано в соответствии с итогами Уругвайского раунда и включает все принятые под патронажем ГАТТ соглашения и договоренности. Всемирная торговая организация является единственной правовой и институциональной основой всемирной торговой системы. Сейчас участницами ВТО являются более 140 стран.

«Принципиальные различия между ВТО и ГАТТ заключаются в следующем:

  • ГАТТ представляло собой свод правил (многостороннее соглашение), объединяющий соглашения (заключенные, начиная с 1980 г.) выборочного характера и Секретариат. ВТО является постоянно действующей организацией, имеющей дело с обязательствами абсолютно для всех ее членов.

  • ГАТТ использовалось как «временный базис». Обязательства ВТО являются полноценными и постоянными.

  • Правила ГАТТ распространялись на торговлю товарами. ВТО занимается также торговлей услугами и связанными с торговлей аспектами интеллектуальной собственности».1

Достижение соглашения между странами-членами ВТО о начале нового раунда вдохнуло новую жизнь в процесс многосторонней либерализации мировой торговли. Само же достижение соглашения потребовало от различных групп стран пойти на компромисс, который мучительно рождался в спорах между развитыми и развивающимися странами и потребовал продления срока министерской конференции в Катаре. В итоге развивающиеся страны согласились на включение в повестку дня нового раунда таких вопросов, как экологические проблемы и либерализация в инвестиционной сфере. Развитые страны в свою очередь смирились с уступками развивающимся странам в области защиты прав интеллектуальной собственности, а также с тем, что проблема трудовых стандартов не будет обсуждаться на предстоящей раунде торговых переговоров.

1.2 Цели, задачи, принципы и функции ВТО

Высшим руководящим органом ВТО является конференция министров, объединяющая представителей всех участников ВТО. Сессии собираются не реже одного раза в два года. Они принимает решения по наиболее важным вопросам: прием новых членов в Организацию, начало нового раунда многосторонних торговых переговоров и утверждение их повестки. В период между конференциями деятельностью ВТО руководит Генеральный совет, состоящий из послов и глав делегаций членов ВТО. Генеральный Совет проводит обзоры торговой политики стран-членов и занимается разрешением торговых споров между ними. Эти функции он делегирует двум специальным органам - по анализу торговой политики и по разрешению споров. Генеральному совету подчинены также три совета - Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами, Совет по интеллектуальной собственности, а также три комитета по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету,

Финансам и административным вопросам. Министерская конференция назначает Генерального директора ВТО. Гендиректор назначает сотрудников Секретариата ВТО и определяет их обязанности и условия прохождения службы в соответствии с положениями, принятыми Министерской конференцией. В ВТО практикуется принятие решений консенсусам, при его отсутствии решение принимается большинством голосов. Кроме того, в структуру ВТО входят различные специализированные комитеты, рабочие и экспертные группы. Техническое обеспечение деятельности многочисленных органов ВТО возложено на Секретариат. Хотя Секретариат не принимает решений по принципиальным вопросам, его значение и влияние в ВТО весьма велико. Систему соглашений ВТО можно рассматривать как международное законодательство, устанавливающее правила обмена товарами и услугами. Основу правовой системы ВТО составляет пакет документов, главным из которых является Соглашение о ВТО, а также 4 приложения к нему. В Приложении 1 входят три основополагающих соглашения ВТО: Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1994г., Генеральное соглашение по торговле услугами и Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. В Приложение 1 включены два соглашения, устанавливающие права и обязанности правительств по регулированию торговли отдельными категориями товаров: Соглашение по сельскому хозяйству, Соглашение по текстилю и одежде. Ряд соглашений регламентирует применение основных инструментов внешнеторговой политики: Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам, Соглашение по применению ст. VI ГАТТ-94 (Соглашение по антидемпинговым мерам), Соглашение по защитным мерам, Соглашение по техническим барьерам в торговле, Соглашение по применению санитарных и фитосанитарным норм, Соглашение по применению ст. VII ГАТТ-94 (Соглашение по таможенной оценке товаров), Соглашение по предотгрузочной инспекции, Соглашение по правилам происхождения товаров, Соглашение по процедурам импортного лицензирования, Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей.

«ВТО выполняет следующие основные функции:

  • контролирует национальную торговую политику стран-членов и выполнение ими требований сопряженных соглашений, а также использует предусмотренные меры для обеспечения соблюдения правил регулирования внешней торговли;

  • ВТО является организатором многосторонних переговоров в целях устранения препятствия для роста международной торговли и упорядочения последней;

  • ВТО выполняет функции общепризнанного международного суда, что позволяет правительствам разрешать споры, связанные с нарушением “правил игры” на мировом рынке;

  • ВТО тесно сотрудничает с другими международными экономическими учреждениями, участвуя, таким образом, в формировании глобальной экономической политики. Об этом свидетельствует, в частности, серия заключенных ВТО соглашений о сотрудничестве с ведущими международными организациями в смежных областях, в частности, с Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), МВФ Международным банкам реконструкции и развития. Эти соглашения предусматривают обмен информацией и деловые контакты секретариатов, согласованность действий и устранение дублирования в работе».2

Одной из основных задач ВТО (как отмечалось) является либерализация международной торговли, поощряющая трансграничное движение товаров, услуг и капитала и позволяющая странам сконцентрировать свой экономический потенциал в тех областях, где они могут достичь наибольших результатов. Это повышает эффективность использования национальных ресурсов, и вряд ли можно оспаривать важное значение устранения барьеров на пути развития международной торговли.

Однако в последних словах приведенного положения таится одна существенная деталь либерализации торговли, деталь заключается в том, что наибольшие конкурентные преимущества от устранения барьеров получают, естественно, предприниматели экономически более развитых стран. Последнее объясняет сильное стремление их правительств к максимальной либерализации международной торговли. Одним из главных достижений еще ГАТТ-1947, как уже упоминалось, является то, что в нем сформулированы основополагающие принципы международной торговли. Эти принципы представляют собой общие основные обязательства стран-членов ВТО, играют важную роль для коммерческих партнеров. Принципы международной торговли, и особенно принципы наибольшего благоприятствования, недискриминации, национальный режим, получили самое широкое освещение и разработку.

Во-первых, страны ГАТТ/ВТО установили, что их взаимные торговые отношения должны осуществляться в соответствии с “режимом наибольшего благоприятствования”, что означает, если одна страна предоставляет другой стране какое-либо преимущество в торговле товарами, она должна автоматически распространить такое же преимущество и торговлю товарами со всеми другими странами, в отношении которых действует указанный режим. Это касается, прежде всего, таможенных пошлин, экспортных и импортных сборов всех видов, методов обложения пошлинами и сборами, таможенного оформления грузов, перемещаемых через границу, обслуживания иностранных судов и самолетов в портах, внутреннего налогообложения и регулирования сбыта.

Во-вторых, страны согласились предоставлять друг другу “национальный режим”, т.е. создавать одинаковые условия для импортных товаров после осуществления таможенных формальностей, такие же, как и для идентичных отечественных товаров на внутреннем рынке. Национальный режим относится, прежде всего, к взиманию внутренних налогов и сборов, а также к применению законов и распоряжений, регулирующих внутреннюю торговлю.

В-третьих, страны договорились об отказе от дискриминации во взаимных торговых договорных отношениях. Речь идет, об отказе от использования каких-либо ограничений в торговле с кем-либо из стран-членов ВТО, не применяемых ко всем членам.

В-четвертых, страны договорились, что регулирование внешней торговли товарами должно осуществляться, прежде всего, с помощью таможенных тарифов (это повышает степень “прозрачности” и предсказуемости осуществления коммерческих операций). Кроме того, они договорились, что таможенное обложение пошлинами должно быть единообразным, основанным на согласованных методах оценки стоимости товара, и что транзит должен быть свободным.

В-пятых, страны решили содействовать развитию международной торговли путем взаимного снижения таможенных пошлин и не повышения их, как правило, в дальнейшем. Условия о не повышении таможенных пошлин в одностороннем порядке вылилось в принцип “связанности”. Обоснованием такого режима является признание, что все страны выигрывают от расширения международного обмена товарами и услугами в условиях стабильности низких таможенных тарифов. При этом выгода становится оптимальной при максимально свободном обмене, позволяющем экономике каждой страны специализироваться на том, что у нее получается лучше всего.

В-шестых, страны договорились обеспечить гласность в регулировании внешней торговли. Это означает, что все соответствующие национальные мероприятия должны осуществляться на основе публикуемых законов, постановлений, распоряжений и к ним должен быть обеспечен открытый доступ для всех правительств и непосредственных участников внешнеэкономической деятельности стран ВТО.

И в-седьмых, страны «еще в 1965г. договорились о предоставлении ряда льгот в пользу развивающихся стран создавать более благоприятные условия доступа их товарам на внутренние рынки, воздерживаться от установления импортных ограничений на сырьевые и другие товары, поставляемые развивающимися странами, не требовать эквивалентных уступок от этих стран при переговорах о взаимном устранении тарифных и нетарифных торговых барьеров и т.п.»3

Глава II. Место России в отношениях со Всемирной торговой организацией

2.1 Проблемы вступления в ВТО

Ряд нижеперечисленных мер по либерализации экономики осуществлялся в России в 2000-2001гг. в связи с заявленной ориентацией на вступление в ВТО.

2.1.1 Регулирование внешней торговли

По состоянию на 1 января 2001г. число таможенных тарифов было сокращено с 7 до 4, средняя ставка составила приблизительно 11,5%. Третий средний тариф составлял около 13%. С этого момента применялись тарифы: 5, 10, 15 и 20%. Они охватывают 3500 наименований продукции из 10000, фигурирующих в таможенной классификации России. Исключение составляют автомобили, пошлина на которые равна 25%, сахар, алкоголь и табак. Кроме того, были объединены ставки по некоторым подкатегориям с тем, чтобы не допускать фиктивных деклараций. Произошло новое сокращение средней ставки благодаря переходу 400 видов продукции из одной тарифной категории в другую. Производственное оборудование для сельского хозяйства, легкой промышленности и текстиля теперь облагаются 5% вместо 10%, оборудование для тяжелой промышленности - 10% вместо 15%. Таким образом, средний реальный тариф стал несколько ниже 11% (таблица 1). Стали гибкими и до некоторой степени стабилизировались все остальные нормативы внешнеэкономической деятельности. Экспортные пошлины на сырье пересматриваются раз в месяц и корректируются в зависимости от изменений на мировых рынках. Правительство намерено продолжать политику облегчения валютного контроля.

Таблица 1

Средневзвешенное значение импортных тарифов в России, % январь 2003 г.

Продукция

Ставка тарифа

 

Эффективная*

Начальная предельная

Конечная предельная

Сельскохозяйственная

14,70

34,71

25,11

Промышленная, всего

10,92

39,18

12,82

в том числе:

Пищевая продукция и сельскохозяйственное сырье (за исключением текстиля)

 

 

 

14,77

 

 

 

34,88

 

 

 

25,16

Минералы, включая топливо и энергоносители

5,43

11,06

5,43

Химикаты и каучук

8,48

10,22

6,09

Древесина, целлюлоз и бумажная продукция

8,73

14,62

7,85

Текстиль, одежда и обувь

11,69

18,31

12,37

Драгоценные камни и металлы, а также товары их содержащие

20,00

25,00

20,00

Металл и металлопродукция

11,35

19,29

11,70

Машинное и транспортное оборудование

9,48

14,83

8,75

Гипс, стекло и керамика

15,51

20,18

14,39

Дубильные вещества, меха и изделия из меха

14,94

21,13

13,25

Прочая (часы, музыкальные инструменты и т.д.)

*январь 2003 г.

18,04

20,20

16,43

Источник: Жюльен Веркей. Вступление России в ВТО: выбор стратегии. Проблемы прогнозирования // Вопросы экономики. 2003.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Всемирная торговая организация Мнения российских экспертов Официальные соглашения

    Документ
    Материалы систематизированы Региональным инновационным научно-образовательным центром ПГТУ под редакцией доктора технических наук, профессора В.М. Винокура.
  2. Отчет Опроведении научно-исследовательской работы «исследование проблем в сфере малого предпринимательства, возникающих при присоединении российской федерации к всемирной торговой организации»

    Публичный отчет
    3. Анализ возникающих в связи с присоединением к ВТО угроз и возможностей развития малого предпринимательства, оценка внутренних и внешних ресурсов российского малого предпринимательства,
  3. Защита интеллектуальной собственности в области игорного бизнеса. Споры о защите прав на интеллектуальную собственность в рамках Всемирной Торговой Организации

    Документ
    Защита интеллектуальной собственности в области игорного бизнеса. Споры о защите прав на интеллектуальную собственность в рамках Всемирной Торговой Организации
  4. Всемирное хозяйство: тенденции развития и их влияние на международные валютно-кредитные и финансовые отношения

    Лекции
    В данной лекции рассмотрены фундаментальные сдвиги в современном мировом хозяйстве, связанные с перерастанием его интернационализации в глобализацию и обострением общечеловеческих проблем.
  5. Торгово-промышленная палата российской федерации (4)

    Документ
    Членам Экспертного совета по проблемам технического перевооружения отраслей машиностроения при Комитете Государственной Думы ФС РФ по промышленности, строительству

Другие похожие документы..