Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Шишкин был и остаётся непревзойдённым знатоком дерева, художником, который не имел соперников в изображении хвойного леса Репин – автор мемуаров «Далё...полностью>>
'Лекция'
Прием рапорта дежурного по учебному взводу (батарее) и приветствие студентов производится в любом случае. Отсутствующие на занятии студенты, отмечают...полностью>>
'Урок'
Мы с вами начали изучать Древнюю Грецию. Ее называют колыбелью цивилизации, неисчерпаемым источником красоты, родиной демократии, чудом. Греки мечтал...полностью>>
'Методические рекомендации'
«Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и ...полностью>>

Русская культура

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет

им. И.Я. Яковлева»

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РУССКАЯ КУЛЬТУРА

XIIIXVIII ВЕКОВ

для специальности 032900.00

Русский язык и литература

с дополнительной специализацией «Культурология»

Чебоксары 2004

ББК 63.3(2)-7р30

Р 892

Русская культура XIII – XVIII веков: Программа учебной дисциплины для специальности 032900.00 Русский язык и литература с дополнительной специализацией «Культурология» / Автор-составитель Никонова Г.Л. – Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2004. - 19 с.

Печатается по решению ученого совета

ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»

Рецензенты

Абашева Д.В., доктор филологических наук, профессор кафедры литературы;

Ефимов Л.А., кандидат исторических наук, доцент кафедры Средневековой и Новой истории.

© Никонова Г.Л.

© ГОУ ВПО «Чувашский государственный

педагогический университет им. И.Я. Яковлева»

Русская культура второй половины XIII-XV вв.

Монголо-татарское разорение Руси и вторжение на русскую землю немецких рыцарей. Упадок во всех областях культуры.

Объединение русских земель в борьбе против монголо-татарского ига. Роль Московского княжества в борьбе против Золотой Орды. Подъем национального самосознания, возрождение русской культуры.

Распространение грамотности. Накопление научных знаний, совершенствование космогонических представлений. Богословский характер образования. Развитие книжного дела.

Восстановление дипломатических связей, возрождение паломничества, развитие торговли.

Осмысление места человека в мире, обществе. Взаимодействие на Руси православия, рационализма и исихазма. Интерес к эсхатологии. Движение стригольников.

Развитие фольклора. Борьба против монголо-татар в жанре былина, сказание, историческая песня.

Тематическое и стилевое разнообразие литературы.

Возрождение городов. Монументальное строительство в Новгороде, Пскове, Москве и Твери.

Расцвет архитектуры Новгорода. Замена строительного материала и техники кладки. Становление классического, самобытного типа храма (церкви Федора Стратилата на Ручью, Спаса Преображения на Ильине). Богатство внешнего декора.

Архитектура Пскова.

Развитие оборонного зодчества (стены детинца, "Довмонтова города"). Крепость Изборск как крупнейшее сооружение Древней Руси.

Своеобразие псковских храмов (необычность материала, небольшой размер, использование открытой звонницы).

Зарождение раннемосковского зодчества. Тип одноглавого четырехстолпного храма башнеобразной конструкции (Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря).

Расцвет новгородской монументальной живописи. Роспись Феофаном Греком церкви Спаса Преображения на Ильине. Необычность живописной манеры художника (страстность, внутреннее напряжение, лапидарность изобразительных средств, колористическая гамма, точность детализации). Влияние на живопись Феофана Грека новгородской иконописной школы.

Новгородская школа иконописи и ее специфика (демократичность образов, лаконичность, колористическая специфика, тяготение к орнаментальности, применение условности, точность детализации).

Монументальная московская живопись. Сочетание местного и византийского направлений в росписи Архангельского собора Кремля. Роспись Благовещенского собора Московского кремля. Высокий иконостас работы Феофана Грека, Андрея Рублева. Необычность деисусного чина.

Творчество Андрея Рублева. "Троица" как вершинное творение художника. Идея триединства Бога и таинства евхаристии.

Псковская монументальная живопись XIV-XV вв. Роспись собора Рождества Богородицы Святогорского монастыря. Сходство росписи собора с живописью Феофана Грека.

Псковская школа иконописи. Своеобразие псковской иконописи: трактовка сюжета, смелость композиции, эмоциональность, повышенный динамизм, необычная колористическая гамма, своеборазие изображения ликов.

Расцвет графики рукописных книг (Новгород, Псков).

Развитие прикладного искусства: шитье, мелкая пластика.

Культура Российского государства

(вторая половина XV-начало XVII в.)

Объединение русских земель в единое государство и завершение процесса формирования общенациональной культуры.

Превращение Москвы в столицу единого государства.

Оживление культурной жизни в русских землях с 60-х – 70-х гг. XV в. Ремонтно-реставрационные работы в Московском Кремле, Владимире и Юрьеве Польском.

Превращение Кремля в государственную резиденцию и кардинальная перестройка его архитектурного ансамбля. Идейно-политические, градостроительные и архитектурные задачи кремлевских зодчих. Традиционное и новое в Московском Кремле конца XV в.

Творческое сотрудничество русских и итальянских мастеров. Успенский собор Аристотеля Фиораванти и его влияние на становление особого типа городского собора. Творческое переосмысление привычной иконографии храма. Архангельский собор Кремля. Влияние ренессансной ордерной архитектуры. Строительство храма-колокольни (столп Ивана Великого). Постройки Соборной площади, их место в ансамбле. Объемно-пространственная структура оборонительных сооружений Кремля. Постройка оборонительных сооружений в Нижнем Новгороде, Туле, Коломне и других городах. Развитие общерусского типа культовой постройки (соборы Ферапонтова и Рождественского (в Москве) монастырей). Появление каменных гражданских сооружений (палата княжеского дворца в Угличе, Грановитая палата в Москве).

Строительство собора Покрова, "что на рву". Смелость композиции, декоративность, преобладание светского начала над культовым.

Дионисий и его влияние на художественную культуру Москвы конца XV – XVI в. Работа Дионисия и художников его круга в Успенском соборе Московского Кремля (фрески на алтарной преграде и алтарных помещениях; житийные иконы: «Митрополит Петр», «Митрополит Алексий» и др.). Белозерский и Ферапонтовский циклы и их место в творчестве художника. Работы Феодосия «с братией» в кремлевском Благовещенском соборе. Цикл росписей Дионисием и его сыновьми Рождественского собора Ферапонтова монастыря. Ведущая тема росписей - хвалебное песнопение Богородице. Влияние искусства Дионисия на миниатюру, прикладное искусство. Стенопись Смоленского собора Новодевичьего монастыря. Книжная миниатюра второй половины XV – первой трети XVI в. Изменение техники и колорита миниатюр.

Возникновение гравюры на дереве, различных стилей орнамента, (старопечатный, неовизантийский и т.д.).

Развитие статуарной пластики, лицевого и орнаментального шитья (пелена мастерской Елены Волошанки, пелена мастерской Соломонии Сабуровой «Явление Богоматери Сергию» и др.).

Складывание общерусского стиля. Обогащение средств художественного выражения. Историзм тематики и многословная повествовательность как основные черты русского искусства середины и второй половины XVI в.

Развитие центричного типа храма. Шатровая архитектура и ее эволюция (церкви Вознесения в Коломенском, Преображения в с.Остров, Рождества в с. Беседы, Богоявления в с. Красное и др.). Поиски сложных композиционных решений в архитектуре (церковь Иоанна Предтечи в Дьякове, Покровский собор на Красной площади). Стремление к единству внутреннего пространства и цельности архитектурных форм (Старый собор Донского монастыря, Преображенский собор Пафнутьево-Боровского монастыря, церковь Преображения в Вяземах, Покрова в Рубцове). Федор Конь и его «градоделательная» деятельность (Белый город, крепость в Смоленске).

Программные произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, Мономахов трон из кремлевского Успенского собора и его рельефные композиции. Фрески Архангельского собора и Золотой палаты Московского кремля. Икона «Благословенно воинство…». Миниатюры Лицевого летописного свода XVI в. Интерес к историческому повествованию и эволюция житийных икон. Миниатюры лицевых житий (Житие Сергия Радонежского).

«Годуновская» (роспись церкви Троицы в Вяземах, иконостас Смоленского собора Новодевичьего монастыря, «годуновские» псалтыри и др.) и «строгановская» (произведения Прокопия Чирина, Истомы Савина и его сыновей) школы – основные направления в изобразительном искусстве конца XVI – начала XVII в. Тяга к декоративности – основная тенденция развития прикладного искусства.

Русская культура XVII в.

XVII столетие – время коренных социально-экономических и культурных преобразований. От «смутного времени» к петровской империи. Русская культура на пороге Нового времени. Кризис средневекового мировоззрения. Ослабление церковного влияния на духовную жизнь русского народа. Постепенное разрушение церковных канонов. Пробуждение интереса к человеческой личности. Изменения в мировоззрении и миропонимании русского человека. Усиление контактов между русскими землями и другими странами.

Черты средневековой образованности. Появление средних школ и первого высшего учебного заведения (славяно-греко-латинская академия). Церковно-обрядовая реформа патриарха Никона. Старообрядческое движение. Идеология раскола ("Житие протопопа Аввакума, им самим написанное").

Появление светской литературы Трансформация житийного жанра в повести-житии. Жанр бытовой повести. Демократическая сатира. Становление рифмованной поэзии. Первые театральные представления, балет. Запрет представлений скоморохов.

Развитие городов и их роль в процессе демократизации культуры переходного периода. Создание новых городов и градостроительных комплексов. Стремление к регулярности застройки (Белгород, Тобольск и др.; Троице-Сергиев, Новодевичий, Донской монастыри). Изменение облика Москвы (элементы регулярной планировки, усложнение композиционных решений, городские валы, увеличение числа вертикалей и возрастание их роли в облике города).

Расцвет деревянного зодчества (жилища и храмы). Конструктивные особенности. Декор. Дворец Алексея Михайловича в Коломенском. Расширение каменного гражданского строительства и его ориентация на народное зодчество (палаты Аверкия Кириллова, Волкова, «теремок» Крутицкого подворья, Сухарева башня в Москве). Теремный дворец на территории Московского кремля. Каменно-деревянные постройки (палаты Поганкиных). Культовая архитектура. Усиление ее декоративности, включение ордерных элементов. Церковь Троицы в Никитниках. Шатровые храмы («Дивная» церковь в Угличе, церковь в Медведкове, Рождества в Путинках). Мероприятия по регулированию характера культового зодчества. Закон «освященного пятиглавия». Архитектурная деятельность патриарха Никона (Ново-Иерусалимский монастырь). Местные особенности архитектуры. Ярославль (ансамбль в Коровниках, церковь Ильи Пророка, церковь Иоанна Предтечи в Толчкове). Поиски новых архитектурных решений в конце XVII в. Нарышкинский стиль («нарышкинское барокко» - церкви Покрова в Филях, Спаса в Уборах, Троицы в Лыкове). Строгановская школа архитектуры (Введенский собор в Сольвычегодске, церковь Рождества в Нижнем Новгороде и др.).

Декоративизм и праздничность фресковой росписи XVII века. Использование орнамента. Интерес к человеку бытовому.

Русская икона XVII века. Отличие иконы XVII века от иконы предыдущего периода. Протопоп Аввакум, Иосиф Владимиров и Симон Ушаков об иконе.

Развитие традиций «годуновской» (иконостас: церковь Ризоположения в Московском Кремле) и «строгановской» живописи в первой половине XVII в. Своеобразие строгановской иконы. Местные художественные центры Поволжья (Кострома, Ярославль). Деятельность иконного цеха Оружейной палаты в Москве. Роспись Успенского собора в Кремле. Особенности росписи церкви Троицы в Никитниках. Фрески церквей Ильи Пророка и Иоанна Предтечи в Ярославле. Фрески Троицкого собора Ипатьевского монастыря в Костроме.

Борьба идейно-эстетических воззрений в русском искусстве второй половины XVII в. «Слово к люботщателям иконного писания» Симона Ушакова, «Записки» Симеона Полоцкого. Станковая живопись (Симон Ушаков, Федор Зубов, Гурий Никитин, Никита Паловец, Семен Спиридонов и др.). «Живописное направление» в иконописи (Иван Салтанов, Иван Безмин, Василий Позанский). Эволюция книжной миниатюры (Житие Антония Сийского, «Лекарство душевное», «Книга об избрании на царство», «Титулярник» и др.). «Портретная икона» XVII в. Становление портрета. Парсуна как первый портретный жанр в русском искусстве. Парсуны М.В.Скопиона-Шуйского, царя Алексея Михайловича, патриарха Никона, стольника Г.П. Годунова и др.

Возрастание значения народного орнамента в декоративно-прикладном искусстве. Художественная обработка дерева. Золотое и серебряное дело (посуда, государственные регалии, парадное оружие, оклады книг и икон). Развитие книгопечатания. Расцвет гравюры на дереве и металле. Зарождение круглой скульптуры. Местные художественные центры (Сольвычегодск, Ярославль, Нижний Новгород и др.). Лицевое, орнаментальное шитье. Крестьянский и городской костюм.

Значение художественной культуры XVII в. и ее роль в становлении русского искусства Нового времени.

Русское искусство XVIII в.

XVIII век – время кардинального перелома, перехода от древней России к Новой. Секуляризация культуры. Дальнейшее обмирщение культуры (появление светских школ, Арифметика Магнитского, первая кунсткамера).

Реформы Петра I, их сильные и слабые стороны.

Формирование национального менталитета русской культуры. Противоречие русской художественной культуры в эпоху Просвещения.

Падение церковного авторитета. Церковный раскол.

Культура XVIII в. – культура переходного периода от феодализма к капитализму, сохраняющая черты феодального строя.

Европейские нормы светской культуры. Развитие личностного начала. Открытие государственной библиотеки, первого русского музея. Европеизация, преодоление национальной замкнутости.

Утверждение внесословной ценности личности и идеи государственности.

Развитие светской культуры, установление широких контактов с Европой, европеизация всех областей жизни. Появление новых отраслей культуры: науки, театрального дела, поэзии, журналистики, портретной живописи, новых ремесел.

Развитие наук. Расширение книгопечатания.

Реформы в различных сферах общественной жизни.

Осуществление Петром I церковной реформы.

Иностранные мастера на Руси и формирование национальной художественной школы.

Роль искусства в осуществлении просветительской политики: градостроительство, «всенародные торжествования», театр и музыка, развитие живописи и скульптуры, переводческая деятельность, журналы.

Преобладание гражданского строительства (Арсенал, Суконный двор в Кремле).

Характерная черта литературы нового времени – появление нового героя – человека-деятеля, патриота. Появление «Виватов» (торжественной лирики), любовной лирики.

Замена парсун портретами (А.Матвеев «Автопортрет с женой», И.Никитин «Петр I». Появление батальных сцен (И.Никитин «Полтавская битва», «Куликовская битва»), видовые гравюры (Зубовы).

Рост промышленности.

Организация национальной науки и системы образования. Распространение наук, подъем естественных наук. Открытие Академии наук и деятельность М.В.Ломоносова. «Елизаветинское» барокко.

Ассамблеи как символ эпохи.

Раскол общества и культуры на западную европейскую культуру и цивилизацию и на народную, почвенную, крестьянскую, евразийскую культуру и цивилизацию.

Идея Петра I о введении в повседневную жизнь российского общества «регулярства», единообразия, унификации.

Зарождение нового городского уклада.

Петербург – центр культурных преобразований, образец новой культуры. Имперская идеология и ее воплощение в культуре Петербурга. Разработка застройки (регулярность, симметрия, параллельно-перпендикулярное устройство улиц и т.д.) Петербурга (архитектор Ж.-Б.Леблон) и его строительство (Д.Трезини, И.К.Коробов). Строительство Петропавловского собора (Д.Трезини).

Роль общественных зданий в ансамбле города. Ансамбль Смольного монастыря (Растрелли). Меньшиковский дворец на Васильевском острове как новый тип усадьбы (Дж.М.Фонтата, Г.Шнедель). Зимний дворец, Большой дворец в Царском селе и Петергофе. Строительство загородных резиденций (Екатерингоф, Стрельна, Петергоф, Ораниенбаум). Здание Академии художеств в Петербурге (А.Кокоринов). Деятельность русских архитекторов В.Баженова, М.Казакова в Петербурге, Москве, Твери.

Основные направления развития художественной культуры. Формирование светского искусства, укрепление реалистических элементов. Развитие графики (А.Ростовцев). Творчество А.Ф. и И.Ф.Зубовых. Распространение жанра ведуты, баталий, фейерверка (панорама Петербурга; Баталия при Гренгаме).

Строительство зданий первого русского музея-кунсткамеры (Г.И.Маттарнови, Н.Ф.Гербель, Г.Кьявери, М.Г.Земцов).

Летний сад – один из первых регулярных парков России.

Живопись петровского времени. Популяризация светских сюжетов. Деятельность иностранных художников (И.Г.Ганнауэр, Г.Гзель, Л.Каравакк). Усвоение западноевропейского языка позднего барокко (портрет А.Д.Меншикова), рококо. Развитие портретной живописи, ее гуманистическая направленность.

Творческая деятельность И.Н.Никитина, основателя русской светской живописи. Традиции старорусской живописи. Психологическая характеристика (портреты канцлера Головкина; С.Строганова).

Портрет Петра на смертном одре (1725).

Творчество А.М. Матвеева. «Аллегория живописи» (1725) – первая станковая картина на аллегорический сюжет. Монументально-декоративная работа художника. Значение портрета А.П.Голицыной (1728), «Автопортрета с женой».

Процесс освоения новых методов в скульптуре. Рождение светской круглой скульптуры. Творчество Б.К.Растрелли. Портретный бюст Петра I как типичное произведение барокко; конный монумент императора Петра I: четкость и строгость силуэта, антично-ренессансные традиции.

Архитектура второй половины XVIII в. Ансамбли В.В.Растрелли как типичные архитектурные сооружения русского барокко. Перестройка Большого Петергофского дворца. Большой, или Екатериненский дворец в Царском Селе, дворец Строгонова в С.-Петербурге, Андреевский собор в Киеве.

Триумфальные арки как синтез архитектуры, скульптуры и живописи (Д. Трезини, М.Г. Земцов).

Архитектурная школа Москвы (Д.В.Ухтомский, А.В.Квасцов, Ф.С.Аргунов, А.П.Евлашев.

Сочетание древнерусских традиций храмового партесного пения и светского музицирования в культуре первой половины XVIII века. Развитие хорового исполнительства, распространение светской оркестровой музыки прикладного значения (военная, бальная). Значение панегирических кантов-виватов в эпоху Петра I.

Любительский этап в развитии светских музыкальных жанров. Отношение к песне и опере как жанрам литературы. Расцвет «книжной песни». Роль А.П.Сумарокова в становлении светской русской музыки.

Роговая музыка в России. Крепостные музыканты. Ломоносов о роговом оркестре Нарышкина.

Рождение русского профессионального театра. Деятельность Ф.Г.Волкова и И.А.Дмитриевского. Итальянская опера в России.

Роль крепостного театра в культуре Просвещения. Расцвет домашних театров.

Монументально-декоративная живопись и использование барочного стиля.

Деятельность живописцев-иностранцев (П.Ротари, Г.Х.Гроот).

Стиль рококо.

Творчество живописцев середины XVIII в. (И.Я.Вишняков, А.П.Антропов, И.П.Аргунов).

Развитие искусства.

Портреты в творчестве И.Я. Вишнякова. Соединение русской, древнерусской традиций и форм европейского искусства XVIII в. (портреты С. Фермор, В.Г. Фермора; парадный портрет четы Тишиных; парадный портрет М. и С. Яковлевых).

Реалистическая достоверность жанра камерного портрета в творчестве А.П.Антропова (портреты А.М.Измайловой, А.В.Бутурлиной, М.А.Румянцевой).

Эволюция портретного искусства И.П. Аргунова.

Развитие в середине XVIII века графики, архитектурного пейзажа, жанра ведуты (М.И. Махаев, И.А. Соколов).

Многогранная деятельность М.В.Ломоносова. Батальная тема в мозаике Ломоносова, портреты Петра I, Елизаветы Петровны.

Расцвет стиля барокко в декоративно-прикладном искусстве (интерьер, мебель, ткани, фарфор).

Основание Петербургской Академии художеств и ее роль в развитии русского классицизма.

Академический рисунок, программная живопись, гравюра в Академии художеств.

Видовая и жанровая иерархия в Академии.

А.П. Лосенко как художник и педагог.

Отличие русского классицизма от западноевропейского. Близость его к античному искусству с его воплощением разумности, естественности, верности природе.

Основы эстетики русского классицизма. Особенности его проявления в архитектуре, скульптуре, живописи.

Этапы русского классицизма.

Классицизм в русской архитектуре. Общая характеристика и этапы развития. Творческая деятельность А.Ф. Кокоринова, Ж.Б. Вален-Деламота, Ю.М. Фельтена.

Развитие иных направлений эпохи: барокко, просветительский реализм, псевдоготика.

Своеобразие сентиментализма в России.

Творчество В.И. Баженова. Новое толкование мастером городского и загородного дворца. Использование архитектором древнерусских традиций.

Творческая деятельность М.Ф.Казакова, яркого представителя московской школы строгого классицизма (здание Сената, церковь Филиппа Митрополита, Колонный зал Благородного собрания).

Творчество И.Е. Старова (Троицкий собор Александро-Невской лавры, Таврический дворец).

Творческая деятельность Дж. Кваренги (Академия наук, Смольный институт).

Дворцово-парковые ансамбли Ч. Камерона.

Творческая деятельность Бренна.

Мемориальная и станковая скульптура второй половины XVIII в.

Подъем национальной школы. Скульптурные портреты Ф.И. Шубина. Глубина постижения человеческого характера, сложная психологическая характеристика образов. Бюсты Ломоносова и Павла I.

Традиции барокко и классицизма в творчестве М.И. Козловского («Спящий амур», Памятник Суворову, Самсон).

Монументально-декоративная скульптура Ф.Г.Гордеева («Прометей», надгробие Голицыных).

Памятник Петру I Э.М.Фальконе. Петр I как образ-символ эпохи.

Творческая деятельность академических скульпторов В.Ф.Щедрина, И.П.Прокопьева.

Развитие принципов классицизма в историческом жанре живописи. Творческая деятельность А.П. Лосенко («Владимир и Рогнеда»).

Историческая живопись П.И.Соколова и Г.И. Угрюмова.

Расцвет русской портретной живописи.

Эволюция жанра портрета в творчестве Ф.С. Рокотова. Создание художником портрета-типа, отражающем представления о чести, достоинстве, душевной чистоте (портрет А.П. Струйской).

Душа и разум в портретах Рокотова. Поэтическая тонкость женских образов Рокотова.

Творческая деятельность Д.Г. Левицкого. Левицкий как создатель парадного и камерного портретов (портреты А.Ф. Кокоринова, П.А.Демидова, воспитанниц Смольного института благородных девиц).

«Екатерина II – законодательница».

Портреты В. Боровиковского. Черты сентиментализма в портретах Боровиковского («Лизанька и Дашенька», портрет М.И.Лопухиной).

Бытовой жанр в живописи и графике. Творчество И. Фирсова, М.Шибанова, И. Ерменева.

Библиография

  1. Алексеева Т.В. В.П. Боровиковский и русская культура рубежа 18— 19 вв. М., 1975.

  2. Алпатов М.В. Очерки по истории русского искусства: В 2 т. М., 1967.

  3. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М.,1984.

  4. Алферова Г.В. Русские города XVI—ХУП вв. М., 1989.

  5. Анастасьев А.Н. Театр и время. М., 1985.

  6. Андроникова М. Об искусстве портрета. М., 1975.

  7. Аркин Д. Образы скульптуры. М., 1961.

  8. Аркин Д.Е. Растрелли. М., 1954.

  9. Ащепков Е. А. Русское народное зодчество в Восточной Сибири. М., 1953.

  10. Белецкая Е.А., Покровская 3.К. Д.И. Жилярди. М., 1980.

  11. Борисов Н.С. Русская церковь в политической борьбе XIV-XV веков. М., 1986.

  12. Брюсова В.Г. Русская живопись 17 века. М.,1984.

  13. Будовниц И.У. Русская публицистика XVI в. М.; Л., 1947.

  14. Будылина М.В., Брайцева О.И., Харламова A.M. Архитектор Н.А.Львов. М., 1961.

  15. Бычкова М.Е. Родословные книги XVI-XVII вв. как исторический источник. М.,1975.

  16. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М., 1993.

  17. Вагнер Г.К. Мастера древнерусской скульптуры: рельефы Юрьева-Польского. М.,1966.

  18. Вагнер Г.К. От символа к реальности: Развитие пластического образа в русском искусстве IV—XV вв. М., 1980.

  19. Вагнер Г.К. Скульптура Владимиро-Суздальской Руси. Юрьев-Поль­ский. М- 1964.

  20. Валицкая А.П. Русская эстетика XVIII в. М., 1983.

  21. Валицкая А.П. Эволюция эстетических представлений от Средневековья к новому времени. // Русская эстетика XVIII века. М.,1983.

  22. Верещагина А.Г. Художник. Время. История: Очерки рус­ской исторической живописи XVIII — XIX - начала XX вв. Л., 1973.

  23. Веселовский С.Б. Исследования по истории опричнины. М.,1963.

  24. Виппер Б.Р. Архитектура русского барокко. М., 1978.

  25. Власюк А. И. Рабочие городки Петербурга второй половины XIX— начала XX в.— Архитек­турное наследство, вып. 16. М., 1967.

  26. Власюк А.И., Каплун А.И., Кипарисова А.А. Казаков. М., 1957.

  27. Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточ­ной Руси XII—XV вв. М., т. 1—2, 1961—1962.

  28. Воронин Н. Н. Памятники Владимиро-Суздальского зодчества XI—XIII веков. М.; Л., 1945.

  29. Воронова О.П. И.П. Шадр. М., 1969.

  30. Всеволодский-Гернгросс В.Н. Русский театр второй половины XVIII в. М., 1961.

  31. Всеволодский — Гернгросс В.Н. Русский театр от истоков до середины XVIII в. М., 1957.

  32. Всеобщая история архитектуры: В 12 т. Т. 3. М., 1966.

  33. Габе Р.М. Карельское деревянное зод­чество. М., 1941.

  34. Герберштейн С. Записки о Московии. М.,1988.

  35. Гольденберг Д.А. Семен Ульянович Реме­зов. М., 1965.

  36. Гордиенко Н.С. Современное русское православие. Л., 1987.

  37. Горсей Дж. Записки о России. XVI – начало XVII в. М., 1990.

  38. Грабарь И. История русского искусства. Т. 6-8.М., 1960—1964.

  39. Грабарь И. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. СПб., 1994.

  40. Грабарь И.Э., Горностаев Ф.Ф. Деревян­ное зодчество русского Севера. // И. Гра­барь. «О русской архитектуре». М., 1969.

  41. Гримм Г.Г, Архитектор Воронихин. Л.; М., 1968.

  42. Денисов Ю., Петров А. Зодчий Растрелли. Л., 1963.

  43. Дионисий и искусство Москвы XV—XVI столетий. Л., 1981.

  44. Драматургия и время. Сборник. М., 1974.

  45. Евангулова О. С. Изобразительное искусство в России первой четверти XVIII века. Проблемы становления художественных принципов ново­го времени. М., 1987.

  46. Евсеев Л.М., Кочетков И.А., Сергеев В.Н. Живопись древней Твери. М.,1962.

  47. Ермонская В.В. Что такое скульптура. М., 1977.

  48. Ермонская В.В., Нетунахина Г.Д., Попова Т.Ф. Русская мемориальная скульптура. К истории художественного надгробия в России XI — нача­ла XX в. М., 1978.

  49. Живопись Вологодских земель XIV-XVIII веков. Каталог выставки. Статья А.А. Рыбакова. М.,1976.

  50. Жизнеописание достопамятных людей земли Русской (X — XX вв.). М.,1991.

  51. Забелло С.Я., Иванов В.Н., Макси­мов П.Н. Русское деревянное зодчество. М., 1942.

  52. Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного. М.,1964.

  53. Зимин А.А. Россия на рубеже XV-XVI столетий. М.,1982.

  54. Зодчие Москвы. М., 1981.

  55. Золотухин Н.М. Развитие русской средневековой политико-правовой мысли. М.,1985.

  56. Из бронзы и мрамора: Книга для чтения по истории русской и со­ветской скульптуры Л., 1965.

  57. Избранные произведения русских мыслителей второй поло­вины XVIII в. В 2 т. М., 1952.

  58. Ильин М.А. Зодчий Яков Бухвостов. М., 1959.

  59. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. М., 1994.

  60. История города Санкт-Петербурга в лицах и картинках. 1703 – 1903. СПб., 1993.

  61. История искусства народов СССР: В 9 т. В 10 книгах. М., 1971-1984. |

  62. История культуры Древней Руси. В 2-х томах. М.; Л., 1951.

  63. История русского и советского искусства. М., 1989.

  64. История русского искусства. М., 1980.

  65. История русской архитектуры. М., 1994.

  66. История русской архитектуры. Краткий курс. М., 1956.

  67. История эстетики. Памятники мировой эстетической мыс­ли. М., 1964.

  68. Каганович А. Иван Иванович Теребенев. 1780—1815. М., 1956.

  69. Каганович А. Медный всадник: История создания монумента. 2-е изд., доп. Л., 1982.

  70. Каганович А. Феодосии Федорович Щедрин. 1751—1825. М., 1953.

  71. Казанский П. История православного русского монашества. М., 1855.

  72. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви: В 2-х т. М., 1992—1993.

  73. Кириченко Е.Н. Москва на рубеже столе­тий. М., 1978.

  74. Клибанов А.И. Реформационные движения в России в XIV – первой половине XVI вв. М.,1960.

  75. Коваленская Н. История русского искусства XVIII века. М.; Л., 1940.

  76. Коваленская Н. Мартос. М. —Л., 1938.

  77. Коваленская Н.Н. Русский классицизм. М., 1964.

  78. Коваленская Н. Русский классицизм: Живопись. Скульптура. Графи­ка. М., 1964.

  79. Коваленская Н.Н. Русский классицизм: Живопись. Скульптура. Гра­фика. М., 1964.

  80. Колокола. История и современность. М., 1985.

  81. Косточкин В.В. Государев мастер Федор Конь. М., 1964.

  82. Красинков А.П. Русское православие, государство и культура. М., 1989.

  83. Крывелев Н.А. История религий: В 2 т. М., 1975.

  84. Круг Г. Мысли об иконе. Париж, 1978.

  85. Куницкая Е.Р. Меншикова башня. // Архитектурное наследство. Вып. 9. М., 1959.

  86. Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь. Л., 1988.

  87. Кючарианц Д.А. Антонио Ринальди. Л., 1967.

  88. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М.,1983.

  89. Лебедев Л. Москва патриаршая. М., 1995.

  90. Лелеков Л.А. Искусство Древней Руси и Востока. М.,1978.

  91. Лелекова О.В. Иконостас 1497 г. из Кирилло-Белозерского монастыря. // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. М.,1977.

  92. Лисаевич И.И. Первый архитектор Петербурга. Л., 1971.

  93. Лихачев Д.С. Поэзия садов. СПб., 1991.

  94. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X-XVII веков. Эпохи и стили. Л.,1973.

  95. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994.

  96. Лужецкая О. П. Техника масляной живописи русских мас­теров XVIII-XIX вв. М., 1965.

  97. Любимов Л. Искусство Древней Руси. М., 1974.

  98. Макарий. История русской церкви: В 12-х т. СПб., 1868—1883.

  99. Макаров В.К. Художественное наследие М.В. Ломоносова: Мозаики, М.; Л., 1950.

  100. Маковецкий И. В. Архитектура русского на­родного жилища. М., 1962.

  101. Максимов Е.И. Российские музыкальные самородки: Факты, дод, менты, воспоминания. М., 1987.

  102. Максимов П Н. Творческие методы древ­нерусских зодчих. М., 1976.

  103. Мальчик М.И., Ушаков Ю.С. Деревянная архитектура русского Севера. Страницы истории. Л., 1980.

  104. Масса И. Краткое известие о Московии в начале XVII в. М.,1937.

  105. Михайлов А.И. Архитектор Ухтомский и его школа. М., 1954.

  106. Молева Н.М; Белютин Э.М. Живописных дел мастера. Канцелярия от строений и русская живопись первой половины XVIII в. М., 1965.

  107. Мордвинова С.Б. Историко-художественные предпосылки возник-новения и развития портрета в XVII в. // От Средневековья к Новому времени. М.,1984.

  108. Морозов А.И. Художник и мир личности. М., 1981.

  109. Московская икона XIV—XVII веков. Л., 1988.

  110. Музыкальная энциклопедия. В 6 т. М., 1973-1982.

  111. Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990.

  112. Николаева Т.В. Древнерусская живопись Загорского музея. М.,1977.

  113. Никольский Н.П. История русской церкви. М., 1985.

  114. Ополовников А.В. Русский Север. М., 1977.

  115. Орлова Е.М. Лекции по истории русской музыки. М., 1977.

  116. Орфинский В.П. Деревянное зодчество Карелии. Л., 1972.

  117. Орфинский В.П. Логика красоты. Петро­заводск, 1978.

  118. Очерки русской культуры XVI века. М.,1977.

  119. Очерки русской культуры XVII века. М.,1979.

  120. Ощепков Г.Д. Архитектор Томон. М., 1950.

  121. Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ (последняя треть XVII в.). Л.,1984.

  122. Пилявский В.И., Горшкова Н.Я. Русская архитектура XI — начала XX в. Л., 1978.

  123. Пилявский В.И. Главное Адмиралтей­ство в Ленинграде. Л.; М., 1945.

  124. Пилявский В.И. Джакомо Кваренги. Ар­хитектор. Художник. Л., 1981.

  125. Пилявский В.И. Зодчий Росси. Л.,1951.

  126. Пилявский В.И. Национальные особен­ности русской архитектуры. Учебное пособие. Л., 1974.

  127. Пилявский В.И. Стасов—архитектор. Л., 1963.

  128. Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры. Л., 1984.

  129. Подключников В.Н. Три памятника XVII столетия.// Памятники русской архитекту­ры. Вып. 5. М., 1945.

  130. Покровская З.К. Архитектор О.И. Бове. М., 1964.

  131. Покровский Д.И. Словарь церковных терминов. М., 1995.

  132. Попов Г.В. Живопись и миниатюра Москвы середины XV – начала XVI века. М.,1975.

  133. Популярная художественная энциклопедия: В 2-х т. М., 1989.

  134. Постникова-Лосева М.М. Русская золотая и серебряная скань. М., 1981.

  135. Псковская икона XIII—XVI веков. Л., 1990.

  136. Раппопорт П.А. Древнерусская архитек­тура. М., 1970.

  137. Раппопорт П.А. Очерки по истории воен­ного зодчества Северо-Восточной и Северо-Запад­ной Руси X—XV вв. М.; Л., 1961.

  138. Редкие источники по истории России. Вып. 2. Новые родословные книги XVI в. М.,1977.

  139. Ротач А.Л. Александровская колонна. Л., 1966.

  140. Русская архитектура. М., 1988.

  141. Русский портрет XVIII-XIX вв. В музеях РСФСР. М., 1976.

  142. Русское искусство XVIII — первой половины XIX в. М., 1971.

  143. Русское искусство XVIII в.: Материалы и исследования. М., 1973.

  144. Русское искусство XVIII века: Материалы и исследования. М., 1968.

  145. Русское искусство первой четверти XVIII в.: Материалы и исследования. М., 1974.

  146. Русское искусство. Барокко. М., 1977.

  147. Русское православие. Вехи истории. М., 1989.

  148. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1988.

  149. С веком наравне. Книга о скульптуре. М., 1974.

  150. Савинов А.Н. Академия художеств. М.; Л., 1948.

  151. Салтыков А.А. «Доброе мастерство» древнерусской живописи.// «Слово о полку Игореве». Памятники литературы и искусства XI-XVII веков. М.,1978.

  152. Синявер М.М. Адмиралтейство. М.; Л., 1948.

  153. Скопин В.В., Щенникова Л.А. Архитектурно-художественный ансамбль Соловецкого монастыря. М.,1982.

  154. Скрынников Р.Г. Борис Годунов. М.,1983.

  155. Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М.,1980.

  156. Скрынников Р.Г. Минин и Пожарский. Хроника смутного времени. М.,1981.

  157. Скрынников Р.Г. Начало опричнины. Л.,1966.

  158. Скрынников Р.Г. Россия после опричнины. Л.,1975.

  159. Скрынников Р.Г. Святители и власти. Л., 1990.

  160. Смирнов П. История христианской православной церкви. М., 1994.

  161. Смирнова Э.С. Живопись Древней Руси. Л., 1970.

  162. Снегирев В. Памятник архитектуры и перестройка Московского Кремля. М., 1935.

  163. Соболев Н.Н. Русский зодчий XV века Василий Дмитриевич Ермо­лин // Старая Москва. М., 1912. Вып.2.

  164. Соболев Н.Н. Русский орнамент: Камень, дерево, керамика, железо, стенопись, набойка. М.,1948.

  165. Соболева Г.Г. Русский романс. М., 1980.

  166. Соловцов А.А. Книга о русской опере. М., 1960.

  167. Спегалъский Ю.П. Псковские каменные жилые здания XVII века.// Материалы исследования по археологии СССР, № 119. M.; Л., 1963.

  168. Старинные исторические песни. Сборник. М., 1971.

  169. Стасов В.В. Избранное. Живопись, скульптура, графика. В 2-х т. М.; Л., 1950.

  170. Сто икон из фондов Эрмитажа. Живопись русского севера XIV-XVIII веков. Каталог выставки в Государственном Эрмитаже. Л.,1982.

  171. Суслова Е.Н. Михаил Павлович Павлов: Скульптор XVIII века. М.; Л., 1957.

  172. Сухов А.Д. Проблема русского Предвозрождения. // Философская мысль на Руси в позднее средневековье. М.,1985.

  173. Талепоровский В.Н. Кваренги. М.; Л., 1954.

  174. Талепоровский В.Н. Чарльз Камерон. М., 1939.

  175. Тараканов М.Е. Инструментальный концерт. М., 1986.

  176. Тихомиров М.Н. Средневековая Москва в XIV—XV веках. М., 1957.

  177. Тиц А.А. Загадки древнерусского чертежа. М., 1978.

  178. Тиц А.А. Русское каменное жилое зод­чество XVII века. М., 1966.

  179. Три века русской живописи. СПб., 1994.

  180. Ушаков Ю. С. Ансамбль в народном зод­честве русского Севера. Пространственная орга­низация, композиционные приемы, восприятие, Л., 1982.

  181. Федоров-Давыдов А. Русский пейзаж XVIII — начала XIX века. М., 1953.

  182. Флоренский П. Иконостас. М.,1993.

  183. Хлопко Ф. Основы православия. Нью-Йорк, 1989.

  184. Христианство и Русь. М., 1988.

  185. Церковь в истории России. Советские историки о православной цер­кви. М.,1975.

  186. Шарандак Н.П. Русская портретная живопись петровского времени. Массовая библиотека по искусству. Л., 1987.

  187. Шмидт И.М. Василий Иванович Демут-Малиновский. М., 1960.

  188. Шмидт И.М. Беседы о скульптуре. М., 1963.

  189. Шуцкий С.Р. Происхождение и сущность христианских праздников. М.,1956.

  190. Энциклопедия «Москва». М., 1980.

Учебное издание

Русская культура XIIIXVIII веков

Учебная программа

Автор-составитель

Никонова Галина Леонидовна

Подписано в печать 25.11. 2004. Бумага офисная.

Формат 69х88/16. Печать оперативная

Усл. печ. л.0,8. Заказ № . Тираж 50 экз.

ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический

университет им. И.Я. Яковлева»

428000, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 38

Отпечатано на участке оперативной полиграфии

ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический

университет им. И Я. Яковлева»

428000, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 38



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Русская культура: понятие, генезис, самобытность, амбивалентность автор: П. В. Рождественский Содержание

    Документ
    Информация к размышлению. Великая русская литература как источник знания и понимания своего народа, его культуры. "Боже! Если бы стотысячная, пожалуй, даже миллионная толпа "читающих" теперь людей в России с таким же
  2. Русская культура в начале XX века

    Документ
    Конец XIX - начало XX века ознаменовался глубоким кризисом, охватившем всю европейскую культуру, явившемся следствием разочарования в прежних идеалах и ощущением приближения гибели существующего общественно-политического строя.
  3. Русская культура и общественная мысль в России \18 век\

    Документ
    Восемнадцатый век в области культуры и быта России — век глубоких социальных контрастов, подъема просвещения и науки. Недоросль Митрофанушка и гениальный Ломоносов, лапти с зипунами и роскошь туалетов императрицы, курная изба и великие
  4. Русская культура второй половины XIII — XV веков

    Документ
    В историко-культурном процессе XIII—XV вв. выделяются два периода. Первый (с 1240 г. до середины XIV в.) характеризуется заметным упадком во всех областях культуры в связи с монголо-татарским завоеванием и одновременной экспансией
  5. Русская культура XIV – XVII веков

    Реферат
    С X в. почти половина Европейской части России вошла в состав феодального Древнерусского государства, где сложилась самобытная художественная культура с рядом местных школ (юго-западные, западные, новгородско-псковская, владимиро-суздальская)
  6. Русская культура XIV – первой половины XV веков

    Литература
    Литература XIII в. характеризуется трагическим пафосом и подъемом национально-патриотических настроений. Об ожесточенных сражениях с захватчиками и страшном опустошении земли Русской рассказывают летописные повести о битве на р.

Другие похожие документы..