Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Основные составные вещества пищевых продуктов и их роль в питании человека. Потребность организма в энергии. Структура пищевого рациона. Физиологичес...полностью>>
'Документ'
Реализация любых технических решений, в том числе и инновационных должна иметь необходимый гарантированный уровень безопасности. При этом чтобы избеж...полностью>>
'Статья'
Публикуемая статья отражает размышления автора, сложившиеся в результате изучения федеральных и региональных документов, в первую очередь правительст...полностью>>
'Документ'
Районній державній адміністрації при складані проектів районного бюджету щорічно передбачати кошти на реалізацію заходів Програми в межах кошторису пр...полностью>>

Социально-экономические аспекты формирования территорий поселений в зоне влияния крупного города (на примере пригородной зоны г. Перми)

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Поносов Александр Николаевич

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ФОРМИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ ПОСЕЛЕНИЙ

В ЗОНЕ ВЛИЯНИЯ КРУПНОГО ГОРОДА

(на примере пригородной зоны г. Перми)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук по специальности

08.00.05 – «Экономика и управление народным

хозяйством (землеустройство)»

Москва 2007

Работа выполнена на кафедре земельного кадастра ФГОУ ВПО «Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д.Н. Прянишникова».

Научный руководитель:

кандидат экономических наук, доцент Александр Любомирович Желясков.

Официальные оппоненты:

доктор экономических наук, профессор Анатолий Васильевич Севостьянов,

кандидат экономических наук, профессор Виталий Николаевич Сёмочкин.

Ведущая организация:

Пермский филиал ФГУП ФКЦ «Земля» «Пермский кадастровый центр».

Защита диссертации состоится 16 мая 2007 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д.220.025.02 в Государственном университете по землеустройству по адресу: 105064, Москва, ул. Казакова, д. 15, ГУЗ, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного университета по землеустройству.

Автореферат разослан 2 апреля 2007 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат экономических наук, доцент М.М. Демидова

Общая характеристика работы

Функционирование и развитие пригородных территорий связано с особенностями использования их материальных, финансовых, земельных и других ресурсов. Проблемы использования территорий пригородной зоны в значительной степени обусловлены необходимостью удовлетворения потребностей города. Основные проблемы заключаются в неоднозначности содержания понятия пригородной зоны, неопределенности размеров и границ зоны, самого термина «пригородная зона», особенностях регулирования отраслевого перераспределения земельных ресурсов, рынка земли и иной недвижимости. Являясь неотъемлемой частью города, пригородная зона выполняет ряд важных народнохозяйственных функций.

Формирование территорий поселений в пригородной зоне обусловлено наличием влияния города, вызывающего качественные изменения в расселении, экономике, производстве, экологической обстановке и др. сферах. При этом нет реального представления о том, как протекают данные процессы, их интенсивность, масштабность.

Представляется, что создание поселений в пригородной зоне следует начать с определения ее размеров, рассмотрения основных противоречий и проблем использования территорий, связанных с удовлетворением потребностей города. Работы по изучению пригородных зон в настоящее время ориентированы, главным образом, на организацию и совершенствование пригородного сельскохозяйственного производства, оставляя за рамками исследования вопросы установления размеров пригородных зон. Отсутствует адекватная действительности методика выделения пригородной зоны и формирования поселений в ней, где была бы отражена специфика пригорода.

Решению различных проблем затронутых вопросов посвятили научные труды Е.Г. Анимица, А.А. Артеменко, Р.В. Бабун, В.Р. Беленький, Н.Н. Бурихин, А.А. Варламов, С.Н. Волков, А.Р. Глазун, В.Г. Давидович, А.Л. Желясков, В.А. Каменский, А.П. Кузнецов, Г.А. Кузнецов, Н.А. Кузнецов, Ю.М. Роготнев, А.В. Севостьянов, М.Д. Спектор, М.А. Сулин, С.А. Удачин, С.Д. Черемушкин, А.Н. Морыганов, Г.А. Ковалев, С.А. Ковалев, М.О. Хауке, Б.С. Хорев и другие.

Изменившиеся условия, связанные с реформированием местного самоуправления, земельно-имущественных отношений, преобразованием уклада жизни населения, требуют детальных исследований и дополнений теоретических и методологических основ. Необходимость разработки научно-обоснованного методического подхода к формированию территорий поселений, учет особенностей развития муниципальных образований, вызванный влиянием города обусловили актуальность темы диссертационной работы.

Целью исследования является совершенствование теоретических положений и методологических подходов к определению границ пригородной зоны, формированию территорий поселений в зоне влияния крупного города.

В соответствии с указанной целью в работе решены следующие основные задачи:

– уточнено функциональное назначение пригородной зоны, сформулировано понятие «пригородная зона», дополнены теоретические основы определения размеров и границ пригородных зон;

– выявлены особенности развития пригородных административно-территориальных образований;

– разработана методика формирования пригородной зоны, установления подзон по степени влияния города;

– установлены критерии создания поселений, отвечающие условиям оптимального ресурсного обеспечения жизнедеятельности населения и устойчивого развития территорий;

– составлен прогноз использования земель, числа и размеров населенных пунктов в разрезе зон влияния города;

– проведена оценка социально-экономического потенциала административно-территориальных образований;

– сформированы территории пригородных поселений, определена социальная, экономическая эффективность создания муниципальных образований.

Объектом исследования явились административно-территориальные образования на уровне субъекта РФ, муниципального района. Исследования выполнены на материалах Пермского края, Пермского муниципального района и ряда других пригородных муниципальных образований.

Предметом исследования являются экономические, демографические, земельные, инфраструктурные и другие ресурсы административно-территориальных единиц, взаимосвязи, закономерности, характеризующие процессы развития их территорий.

Исходные материалы. Использованы нормативно-правовые акты, принятые на уровне Российской Федерации, Пермского края, органов местного самоуправления, документы, регулирующие развитие местного самоуправления в РФ, определяющие его территориальную организацию, финансово-экономические ресурсы. Исследования опираются на официальные отчетные материалы органов федеральной службы государственной статистики, федерального агентства кадастра объектов недвижимости, а также сведения специальных изданий (атласы, учебно-справочные пособия).

Методология и методика исследования. Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам управления территориальным развитием административно-хозяйственных образований, регулированию земельных и других имущественных отношений, созданию и ведению земельного кадастра, оценке земли и иной недвижимости, а также материалы научно-практических конференций, статьи в научных сборниках и журналах.

В ходе исследования применены следующие методы: абстрактно-логический, монографический, расчетно-конструктивный, математический и статистический. Расчеты по определению социально-экономического потенциала территорий поселений выполнены с применением специального программного обеспечения «Кама».

Научная новизна исследования состоит в следующем:

– дополнены и осовременены теоретические и методологические положения выделения территории пригородной зоны;

– выявлены особенности функционирования административно-территориальных единиц, населенных пунктов в пригородной зоне, установлены внутренние связи, обусловленные функциями пригородных территорий;

– предложена и апробирована методика формирования пригородной зоны, установлены границы, образующие пригородную зону г. Перми;

– даны предложения по использованию земельных ресурсов пригородных поселений, управлению ими, определены направления территориального планирования в разрезе подзон влияния города;

– выявлены факторы и установлен комплекс критериев формирования территорий сельских поселений;

– разработана методологическая последовательность создания системы поселений на территории муниципального района;

– оценен уровень социально-экономического потенциала административно-территориальных образований;

– проведено социально-экономическое обоснование формирования поселений, определена величина земельных платежей, установлена их значимость в создании собственного источника дохода территорий.

На защиту выносятся следующие основные положения:

– дополненные теоретические положения, отражающие назначение, содержание и функционирование пригородной зоны; понятие «пригородная зона», конкретизированное для данного исследования;

– методика формирования территории пригородной зоны;

– критерии создания поселений, определяющие ресурсные основы устойчивого развития территорий;

– применение результатов оценки социально-экономического потенциала при формировании административно-территориальных образований;

– методика формирования системы поселений в муниципальном районе;

– рекомендации и предложения по перспективному использованию земельных ресурсов пригородных поселений.

Практическая значимость результатов исследования. Результаты исследования могут найти применение в качестве методической основы при формировании системы поселений на территории пригородных районов, в совершенствовании территориальной организации сформированных поселений, при корректировке их границ. Методика формирования территории пригородной зоны позволяет объективно определить границы влияния города, осуществить поиск оптимальных путей его пространственного развития, разработать концепцию использования земельных ресурсов пригородных территорий, обосновать политику налогообложения пригородных земель, совершенствовать территориальную организацию сельскохозяйственного производства в пригородной зоне и др.

Прикладную ценность представляют рекомендации по развитию территорий, их функциональному использованию в зависимости от зоны влияния города, которые неотъемлемы при составлении планов и прогнозов социально-экономического развития муниципальных образований пригородной зоны.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях в Государственном университете по землеустройству (2003, 2006 г.), Пермском государственном техническом университете (2002, 2004 г.), Пермской государственной сельскохозяйственной академии (2000-2006 гг.), Самарском муниципальном институте управления (2006 г.).

По результатам исследования опубликовано 7 научных работ общим объемом 3,1 п.л. Разработаны методические указания «Кадастровая оценка земель поселений муниципального образования» для студентов факультета землеустройства и кадастра, обучающихся по специальности 120303 «Городской кадастр» (в соавторстве).

Результаты научных исследований апробированы и внедрены при совершенствовании структуры поселений Пермского муниципального района Пермского края, актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов пригородных районов г. Перми.

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, библиографического списка и приложений. Основной текст изложен на 157 листах машинописного текста, включает 24 таблицы и 25 рисунков.

Основное содержание работы

Устойчивость развития пригородных поселений, обеспечение условий жизнедеятельности на их территориях, эффективность использования земельных и других ресурсов в значительной степени определяются влиянием города. Важным условием разработки целесообразного и обоснованного подхода к формированию пригородных поселений является признание существования пригородной зоны в определенных границах.

Изучение ряда основных словарных источников, нормативно-правовых документов, в которых даются описание сущности пригородной зоны, назначение и общие характеристики территорий, относящихся к пригороду, позволяет обобщить и уточнить данный термин, определив, что пригородная зона – территориальная зона, примыкающая к городской черте, являющаяся неотъемлемой частью города, установленная в соответствии с экономическими, пространственными, трудовыми, рекреационными связями и закрепленная комплексом административных, градостроительных документов.

Анализ работ по проблемам развития городов, вопросам использования пригородных территорий, сложившейся практики землепользования пригородных пространств дает возможность выделить направленность и устойчивость основных связей города с прилегающими территориями, обобщить функциональное назначение пригородной зоны (рис. 1). Исследованиями доказано, что в основу определения размеров и границ пригородной зоны должен быть положен комплексный подход, включающий учет функциональных связей с городом, тесноту и устойчивость этих связей, назначение пригородного пространства для удовлетворения потребностей города.

Определено, что в качестве территориальных структурных элементов пригородной зоны должны явиться административные образования (районы, территории в границах бывших сельских и поселковых администраций). Во-первых, пригородной зоне придается адресность, во-вторых, облегчается административное управление территорией зоны.

Дополнены теоретические положения по формированию пригородной зоны, уточнена цель, задачи и сформулированы основные принципы определения величины пригородной зоны.

Рис. 1. Функциональные связи города с прилегающей территорией

Содержание процесса формирования пригородной зоны, его последовательность конкретизируется задачами, среди которых можно выделить следующие:

– проведение общего анализа развития территорий, окружающих город, включающего изучение демографии, экономики, производства, землепользования, экологии на основе статистической информации;

– установление функциональных связей города с пригородными территориями;

– отбор и обоснование факторов и показателей, влияющих на образование функциональных связей;

– выделение территорий, находящихся в зоне влияния города;

– установление границы пригородной зоны на основе комплексного зонирования, отражающего основные функциональные связи.

Основные принципы формирования пригородной зоны – учет преимущественных функциональных связей с пригородным пространством, дифференцирование степени влияния города в пределах пригородной зоны, оптимальность размера, рациональное использование ее ресурсов, соблюдение экологического равновесия в городе и его окружающем пространстве.

Для установления критериев формирования пригородной зоны проведен анализ функционального развития пригородных территорий, изучено воздействие города на размеры, значимость и структуру населенных пунктов, развитие социальной, производственной инфраструктуры, выявлены тенденции использования земельных ресурсов (на материалах Пермского муниципального района). Для обобщенной характеристики силы влияния города на пригородную территорию на рисунке 2 сопоставлены средние значения ключевых показателей в зависимости от удаленности города.

Рис. 2. Влияние города на развитие пригородных территорий

Проведено обоснование показателей, характеризующих пространство, расселение, демографию, производство, инфраструктуру, земельный рынок, экологическую обстановку пригородных территорий с применением корреляционного анализа. В качестве зависимой переменной принят основной индикатор силы влияния города – урбанизированность территорий, обусловленная удаленностью от города.

Выявлены следующие показатели, которые характеризуются наличием хорошей и высокой тесноты связи с признаком урбанизированности территории: плотность населения, механический прирост населения, густота дорожной сети, удельный вес садоводческих участков в структуре земельного фонда района, удельный вес сезонных (дачных) населенных пунктов, кадастровая стоимость земли под ИЖС, интенсивность земельного рынка, удельный вес работников промышленности в структуре занятого населения, удельный вес производства малотранспортабельной продукции сельского хозяйства, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.

В результате обоснования установлено влияние города, доказаны признаки, позволяющие использовать их для выделения пригородной зоны. Детерминирующие показатели охватывают ключевые функции пригородных зон и содержание социально-экономических связей с городом.

Процесс формирования и установления границ пригородной зоны необходимо вести от общего к частному, разделив на 2 этапа:

1. Зонирование территории субъекта РФ (края, области) с целью определения степени влияния городов на административные районы.

Объекты исследования – территории административных районов. На основе общности показателей состояния развития территорий и функциональных связей выделятся однородные зоны, характеризующиеся наличием влияния города, – пригородные зоны.

2. Зонирование территории пригородной зоны.

На данном этапе, используя тесноту, преимущество и постоянство связей города с прилегающими землями, следует выделить основные подзоны: сильного (непосредственного) влияния города, среднего влияния города (промежуточная), слабого влияния (периферийная).

Объект исследования – территории в пределах границ сельских и поселковых административных образований, или административно-территориальных образований (АТО).

Для выделения пригородной зоны наиболее приемлемым является метод, основанный на определении эвклидова расстояния (дистанционного коэффициента). Разделение возможных значений коэффициента на интервалы позволяет разбить исследуемое пространство на требуемое количество зон в зависимости от степени схожести территорий.

Выполнено зонирование территории Пермского края, в результате которого определено, что в пригородную зону Перми входят 3 административных района: Кунгурский, Нытвенский, Пермский – и 3 административных территории, подчиненных городам Добрянка, Краснокамск, Чусовой.

Рис. 3. Формирование пригородной зоны Перми

На втором этапе, в результате разделения территорий административных районов, образующих пригородную зону Перми, на подзоны: сильного, среднего и слабого влияния – дифференцирована интенсивность воздействия города (табл. 1), конкретизированы внешние границы пригородной зоны (рис. 3).

Таблица 1

Основные характеристики пригородной зоны Перми

Характеристики

Зоны влияния города

Итого,

в среднем

сильного

среднего

слабого

Площадь, тыс. га

120,3

302,0

635,4

1057,7

Плотность населения, чел./кв. км

39

21

7

15

Густота насел. пунктов, кол-во на 100 кв.км

11,5

6,4

4,9

6,1

Уд. вес дачных населенных пунктов, %

37

53

48

43

Кадастровая стоим. земель под ИЖС, руб./кв.м

14,22

10,54

5,59

7,86

Трудовая маятниковая миграция населения, %

42

19

8

21

Площадь пашни с.-х. предприятий, в расчете на одного работника, га

12,2

4,5

22,0

9,4

Кадастровая стоимость с.-х. угодий, руб./га

7612

6162

7447

7131

Реализация с.-х. продукции, тыс.т.

картофель и овощи

мясо, птица

молоко и молокопродукты

11,9

1,6

24,7

4,0

41,4

10,1

0,1

2,3

22,4

16,0

45,3

57,2

Прибыль, в расчете на 1-го работн., тыс. руб.

9,5

5,1

28,4

14,3

Рентабельность с.-х. произ-ва в среднем, %

5,7

3,0

21,2

10,8



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Цели и задачи территориального планирования Нытвенского муниципального района. Глава

    Документ
    Результаты проведения земельной реформы, их влияние на распределение, состояние земель на экономику района. Тенденции в развитии земельно-имущественных отношений.
  2. Программа социально-экономического развития города красноярска до 2020 года красноярск 2010 (1)

    Программа
    постановление Совета администрации Красноярского края от 13.04.2007 №135-п «О порядке взаимодействия органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления в процессе планирования социально-экономического развития Красноярского края»,
  3. Программа социально-экономического развития города красноярска до 2020 года красноярск 2010 (2)

    Программа
    постановление Совета администрации Красноярского края от 13.04.2007 №135-п «О порядке взаимодействия органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления в процессе планирования социально-экономического развития Красноярского края»,
  4. Программа социально-экономического развития ленинградской области на 2012 2016 годы основной разработчик

    Программа
    Проект подготовлен с учетом предложений всех органов исполнительной власти Ленинградской области, частично актуализирован комитетом экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области
  5. Отчёт об исполнении в 2010 году Программы социально-экономического развития

    Публичный отчет
    Сохранение высокого качества и конкурентоспособности человеческого потенциала, формирование условий для повышения уровня жизни населения Удмуртской Республики

Другие похожие документы..