Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Решение'
Москва. ОАО НК «РуссНефть» оказала помощь в восстановлении одного из шедевров русского зодчества рубежа XIX-XX веков и крупнейшего регионального духо...полностью>>
'Документ'
Майстерність педагогічного працівника ПТНЗ створюється не на порожньому місці, а спирається на науку та практичний досвід багатьох поколінь. Вивчення...полностью>>
'Программа'
В результате освоения курса у слушателей должно быть сформировано целостное представление о правовых и экономических основах ипотечного жилищного кре...полностью>>
'Учебно-тематический план'
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности преподавателей технического университета, обеспечивающих подготовку инженеров, бакалавров и ма...полностью>>

Методические рекомендации Москва 2002 (1)

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ

ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

НУЖДАЮЩИХСЯ

В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ,

С НЕГОСУДАРСТВЕННЫМИ

ОРГАНИЗАЦИЯМИ

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

ДЕТСКОЙ БЕЗНАДЗОРНОСТИ


МИНИСТЕРСТОВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ПО ДЕЛАМ ДЕТЕЙ, ЖЕНЩИН И СЕМЬИ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ИНСТИТУТ СЕМЬИ И ВОСПИТАНИЯ


ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ

ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

НУЖДАЮЩИХСЯ

В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ,

С НЕГОСУДАРСТВЕННЫМИ

ОРГАНИЗАЦИЯМИ

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

ДЕТСКОЙ БЕЗНАДЗОРНОСТИ

Методические рекомендации

Москва 2002

Организация взаимодействия специализированных учреждений для О 64 несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, с не государственными организациями по профилактике детской безнадзорности: Методические рекомендации. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2002. -96 с.

ISBN 5-900072-18-9.

В пособии освещена актуальная проблема организации взаимодействия трех секторов российского социума: государственных социозащитных учреждений, бизнес-сообществ и негосударственных общественных объединений и организаций в деле профилактики детской безнадзорности.

Подробно охарактеризованы основные сферы деятельности и возможности каждой из сторон взаимодействия, даны рекомендации по оптимальным способам организации их плодотворной работы. Освещена деятельность негосударственных организаций, внесших весомый вклад в профилактическую работу и оказывающих активное содействие специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Даны рекомендации по усовершенствованию совместной работы по профилактике детской безнадзорности и усилению роли органов управления в этой сфере деятельности.

Пособие предназначено для сотрудников учреждений помощи семьи и детям, руководителям негосударственных общественных организаций, волонтерам и представителям бизнес-структур.

ББК 65.272 ISBN 5-900072-18-9

© Государственный научно-исследовательский институт семьи и воспитания, 2002

© Министерство труда и социального развития Российской Федерации, 2002

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение …………………………………………………………………………………
4
I. Взаимодействие служб социальной помощи семье и детям с негосударственными организациями по профилактике детской безнадзорности ………………………………………………………………………….
5

§ 1. Общественные объединения как субъекты системы профилактики детской безнадзорности …………………………………………………….................................

5

§ 2. Принципы взаимодействия служб социальной помощи семье и детями негосударственных организаций …………………………………………………

8

§ 3. Основные направления и содержание совместной деятельности служб социальной помощи семье и детям и общественных объединений …………………

10

§ 4. Участие общественных объединений в кадровом, научно-методическом и информационном обеспечении системы профилактики детской безнадзорности ...

14

§ 5. Организация сотрудничества служб социальной помощи семье и детям и НГО в работе по профилактике детской безнадзорности …………………………………

15

II. Взаимодействие специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, с негосударственными организациями по профилактике детской безнадзорности …………………………………………………………………….

17

§ 1. Диагностика социума детей группы риска ………………………………………

17

§ 2. Профилактика причин, порождающих детскую безнадзорность …………........

18

§ 3. Развитие инфраструктуры профилактики детской безнадзорности ……………

28

§ 4. Кадровое, научно-методическое и информационное обеспечение системы профилактики детской безнадзорности ……………………………………………

32

Ш. Практика и проблемы сотрудничества органов управления и служб социальной помощи семье и детям с негосударственными организациями по профилактике детской безнадзорности ………………………………………………..

38

§ 1. Поддержка социальных инициатив НГО и привлечение их к решению социальных задач …………………………..

38

§ 2. Недостатки профилактической деятельности НГО и роль органов управления в их предупреждении ………………………….

41

§ 3. Стимулирование участия НГО в работе по профилактике детской безнадзорности – актуальная задача органов социальной защиты населения …………

42

Приложения……………………………………………………………………………..

45

Приложение 1. Типовой договор о социальном партнерстве ……………………….

45

Приложение 2. Типовой договор о сотрудничестве ……………………………………..

47

Литература ……………………………………………………………………………..

49

Введение

Рост детской безнадзорности в нашей стране стал следствием ряда негативных явлений. Среди них:

  • падение жизненного уровня значительного числа семей, рост безработицы, ощущение утраты жизненных перспектив частью взрослого населения;

  • выхолащивание из педагогического процесса массовой школы воспитательной составляющей, формализация отношений между школой и семьей, педагогами и учащимися, возведение искусственных барьеров между школой и детьми из неблагополучных семей;

  • не адекватные проблеме количественные и качественные показатели развития системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних, в том числе ее нового сегмента - социозащитных служб современного типа. Эти службы призваны стать компенсаторным социальным институтом, выполняющим функции временного замещения семейного и школьного воспитания;

  • отсутствие координации действий органов и учреждений, входящих в систему профилактики; ее неполный характер, выражающийся в слабом участии в этом процессе негосударственных организаций.

Действие этих и многих других факторов привело, во-первых, к ослаблению воспитательной функции семьи, асоциальному образу жизни значительной части родителей, снижению или полному прекращению их заботы о детях; во-вторых, к отсутствию целенаправленной работы системы образования по выявлению детей школьного возраста, не посещающих учебные заведения, равнодушию к судьбам детей из семей группы социального риска, сознательному «выдавливанию» их из стен школы; в-третьих, к невозможности достижения необходимого социального эффекта в деятельности системы профилактики детской безнадзорности.

Кардинальное решение этой важнейшей социальной проблемы, состояние которой является ярким показателем степени цивилизованности, гуманности и заботы о будущем любого современного государства и общества, у нас в стране возможно только при условии объединения усилий государственных и негосударственных структур [92]. Масштаб их совместной деятельности должен охватывать весь спектр задач по преодолению детской безнадзорности и беспризорности как явлений, недопустимых в социальном государстве, которым, согласно Конституции, является Российская Федерация.

Деятельность органов власти, государственных и муниципальных социозащитных и социореабилитационных учреждений по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних целиком совпадает с интересами граждан. Поэтому и органам социальной защиты населения в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях, и лидерам негосударственных организаций важно рассматривать профилактику детской безнадзорности в качестве задачи, которую призваны сообща решать не только социальные службы помощи семье и детям, но и общественные объединения, действующие в социальной сфере.

I. Взаимодействие служб социальной помощи семье и детям с негосударственными организациями по профилактике детской безнадзорности

§ 1. Общественные объединения как субъекты

системы профилактики детской безнадзорности

Взаимодействие специализированных учреждений и общественных, негосударственных организаций в социальной профилактике детской безнадзорности опирается на ряд методологических оснований.

Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, находятся в ведении государственных структур, которые составляют лишь первую часть (первый сектор) социума России. Государственные структуры обладают полнотой власти, правом на издание нормативных ведомственных документов, организацию отчетно-проверочной и контрольно-санкционирующей деятельности всех подведомственных им организаций, созданных по вертикали в каждом регионе страны. В рамках этой части социума разрабатывается государственная социальная политика. Действуя в соответствии с бюджетом, государственные и муниципальные специализированные учреждения стараются решать проблемы социальной профилактики детской безнадзорности и беспризорности в конкретных населенных пунктах.

Вторую часть (второй сектор) социума составляют структуры большого, среднего, малого и очень малого бизнеса. Именно они способствуют обеспечению населения всеми видами товаров, распространяя свое влияние даже на самые маленькие населенные пункты и в значительной мере снабжая всем необходимым социальные организации. В этом секторе российского социума сосредоточены основные финансовые потоки и деньги, которых так не хватает государству для полного решения задач профилактики детской безнадзорности.

Третью часть (третий сектор) социума представляют общественные объединения и организованные сообщества граждан, которые принято называть неправительственными (негосударственными, некоммерческими) организациями. Не входя в государственные структуры, эти объединения характеризуются высоким уровнем общественной инициативы. Их развитие способствует формированию гражданского общества.

Можно утверждать, что только объединение всех трех секторов социума на принципах социального партнерства и согласование между ними приоритетов и ценностей позволят сформировать единую социальную политику России, которая будет отражать главные цели государства и общества в сфере социального развития и способствовать социальному миру. Попытки подчинить один сектор другому, навязать собственную социальную политику другим секторам, занять в социальной жизни «руководящее и направляющее» положение удовлетворят лишь ведомственные интересы и не будут способствовать решению задач социальной защиты населения, в том числе несовершеннолетних. Кроме того, соединение финансовых потоков коммерческого сектора, властных полномочий государства, социальной инициативы общественных объединений с учетом позиций каждого из них дает возможность концентрировать усилия и сосредоточить их на главных направлениях. Для этого должны быть созданы условия, способствующие высокой мотивации деятельности коммерческих структур и неправительственных организаций в социальной сфере, что является прерогативой государственных организаций.

Целесообразность взаимодействия государственных служб социальной защиты населения, в том числе специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, с общественными объединениями в работе по профилактике детской безнадзорности обусловлена рядом причин.

Во-первых, согласование усилий представителей НГО*1 и государственных учреждений позволяет усовершенствовать работу по социальной защите несовершеннолетних. Так, решение вопросов профилактики детской безнадзорности и беспризорности на местах практически невозможно без объединения усилий работников системы образования, медиков, социальных работников, социальных педагогов, представителей органов культуры и досуга, спорта, молодежных объединений и др. Структуры, предназначенные для эффективной координации этой деятельности, к сожалению, не сложились. Ведомственные

разногласия и различия в нормативно-правовой базе также не способствуют объединению усилий, а межведомственные комиссии, создаваемые для решения возникающих проблем, как правило, неэффективны. Межведомственная раздробленность, несогласованность и конкуренция являются факторами, серьезно препятствующими профилактике детской безнадзорности. Решить многие из этих проблем можно с помощью общественных объединений и организованных сообществ, которым в целом чужды ведомственные интересы. Именно в рамках таких объединений представители разных структур и ведомств могут работать в единой системе, реализуя возможности своих организаций и личные способности.

Во-вторых, вполне естественны консервативность и ограниченность сферы действия специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в силу их государственного статуса. Эти организации работают в рамках положений, уставов, приказов и постановлений, являющихся обязательными к исполнению.

В отличие от них НГО гибки, мобильны и обладают высокой инициативой и восприимчивостью к изменяющимся условиям. Представители этих объединений нередко более глубоко и предметно знают положения дел на местах, в своих районах и дворах, адреса неблагополучных семей и детей в них, их потребности, нужды; имеют больше возможностей для поддержания постоянных контактов с каждой семьей, помогая ей словом и делом. Именно эти организации способны опираться в своей деятельности на общинный характер социального воздействия и добрососедские взаимоотношения, что традиционно ценится людьми значительно выше, чем формальные контакты с государственными социальными учреждениями.

Кроме того, НГО имеют различную социальную направленность, т.е. действуют в разных секторах социальной сферы. Это позволяет «перекрывать» различные аспекты профилактики социальной беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, существенно разнообразить ту помощь, которая им необходима.

Всемерное развитие неправительственных, негосударственных организаций и общественных объединений является также важнейшим направлением развития и становления гражданского общества в России, формирования социальной инициативы людей, включения их в активную социальную деятельность вне сферы служебных обязанностей или учебы.

В-третьих, НГО объединяют людей разного возраста (молодежь и пожилых) и являются формой организации межпоколенного взаимодействия, средством преодоления так называемого конфликта поколений. В таких организациях под руководством людей старшего возраста несовершеннолетняя молодежь учится социальной работе с теми, кто в этом особенно нуждается.

Таким образом, негосударственные (или некоммерческие, неправительственные) организации, имеющие в соответствии с действующим законодательством различные организационно-правовые формы - общественные организации, общественные фонды, общественные учреждения, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации и другие, - осуществляют разнообразную деятельность в социальной сфере.

Изучение практики деятельности НГО, функционирующих в социальной сфере, выявило присущие им преимущества, которые позволяют этим объединениям добиваться лучших результатов в решении задач профилактики детской безнадзорности, чем государственным социальным службам. К их числу можно отнести следующие показатели [53, с. 61-63]:

  • большая гибкость в использовании различных подходов к решению имеющихся проблем, широкая возможность внедрения инновационных технологий;

  • высокая самоотдача и креативность персонала, работающего «ради идеи», а не только за вознаграждение;

  • отсутствие жестко регламентированной структуры, изменение которой не нуждается в длительном бюрократическом согласовании;

  • возможность быстрого привлечения необходимого числа волонтеров;

  • включение в сферу своей социозащитной деятельности более широкого круга несовершеннолетних, не попадающих в поле зрения государственных социальных служб;

  • максимально возможная близость к населению, лучшее знание спроса на социальные услуги в конкретном микрорайоне, муниципальном образовании и оперативная реакция на возникающие нужды;

  • более тесные и прямые контакты с семьями несовершеннолетних поэтому лучшее знание особенностей ситуации;

  • значительная степень доверия к НГО со стороны детей и взрослых, которые, имея негативный опыт обращения в государственные социальные службы, сомневаются в их возможности решить накопившиеся проблемы;

  • наиболее полный учет потребностей и специфики клиентов, включая детей, максимальная специализация и индивидуализация спектра оказываемых социальных услуг;

  • независимость от субъективного мнения чиновника;

  • возможность привлечения дополнительных материально-финансовых ресурсов от спонсоров и инвесторов (грантодающих организаций);

  • отсутствие жестких ограничений финансовых ресурсов рамками сметы; возможность свободно направлять имеющиеся средства на цели, важные в конкретный период времени и наилучшим образом решающие проблемы той или иной группы граждан.

Все это обусловливает значимость задачи максимального вовлечения НГО в сферу профилактики детской безнадзорности, обеспечения тесного сотрудничества этого базисного института гражданского общества с органами социальной защиты населения и специализированными социальными службами социальной помощи семье и детям. Ряд НГО сейчас успешно реализуют свои возможности в этой области.

Так, отделения Российского Красного Креста, Российского детского фонда, российского фонда «Здоровье и милосердие» на региональном и муниципальном уровнях, а также большинство региональных благотворительных фондов и организаций проводят гуманитарные акции, оказывают материальную поддержку многодетным малообеспеченным семьям и семьям с приемными детьми, социальным приютам и социально-реабилитационным центрам. Определенную работу по выявлению беспризорных детей, оказанию им первой помощи, содействию в устройстве, организации познавательного и активного досуга воспитанников специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, ведут молодежные и детские общественные объединения. Женские общественные организации привлекают детских психологов, юристов и других квалифицированных специалистов к оказанию бесплатных консультационных услуг в социальных службах. В отдельных регионах силами общественных объединений созданы негосударственные детские социальные приюты и кризисные центры, центры социальной реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением и другие социозащитные и социореабилитационные службы.

Вместе с тем потенциал реального участия общественных объединений в работе по профилактике детской безнадзорности и их сотрудничества в данной сфере со специализированными учреждениями используется далеко не в полной мере.

Например, органы общественной самодеятельности по месту жительства граждан располагают большими возможностями по диагностированию семей, в которых в силу того, что родители не уделяют должного внимания воспитанию, дети склонны к асоциальному поведению, а также по общественному воздействию на такие семьи, оказанию им разносторонней помощи в решении жизненных проблем.

Объединения, защищающие семью и детство, претворяющие в жизнь идеи гуманизма и милосердия, могут организовывать кризисные службы для оказания экстренной помощи безнадзорным и беспризорным детям. Гражданский долг таких объединений - добиваться решения органами власти проблем детской безнадзорности в конкретных городах и районах, формировать соответствующее общественное мнение жителей, привлекать добровольцев к участию в этой работе.

Большой вклад в улучшение профилактической и реабилитационной деятельности социальных служб по работе с детьми из семей группы риска призваны внести общественные организации ветеранов, офицеров и военнослужащих запаса, объединения, занимающиеся патриотическим воспитанием. Лидеры и актив этих организаций имеют возможность проводить тематические встречи и беседы с детьми, организовывать патриотические и военно-спортивные клубы, кружки и секции, вести индивидуальную шефскую работу, стать для трудных подростков старшими друзьями и наставниками.

В силах организаций, занимающихся пропагандой и формированием здорового образа жизни, физкультурно-спортивных и туристических общественных объединений приобщать детей с девиантным поведением к участию в спортивных соревнованиях, турпоходах, привлекать их в спортивные, туристические кружки и секции, вести работу по разъяснению губительного воздействия курения и других вредных привычек, необходимости соблюдать нормы гигиены, заботиться о своем здоровье.

Важной задачей повседневной деятельности общественных организаций, занимающихся профилактикой наркомании, алкоголизма, СПИДа и ВИЧ-инфекций, должно стать проведение специальных социальных акций как для трудных детей, проживающих в семьях, так и воспитанников специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Важно, чтобы они посещали соответствующие беседы, тренинги, тематические вечера, фестивали и концерты, имели и читали выпускаемые этими организациями печатные издания.

Серьезную роль в профилактической работе могли бы выполнять общественные организации, действующие в сфере содействия гармоничному развитию личности детей, приобщения их к культуре и искусству. Данные общественные объединения призваны выявлять у детей группы риска интерес к творческой деятельности, развивать их способности, приобщать их к разумным формам проведения свободного времени, знакомить с лучшими, соответствующими возрастному восприятию образцами литературы, музыки, живописи и архитектуры, с памятниками истории, культуры и религии.

Большими возможностями для укрепления материальной базы социальных служб, улучшения условий проживания в них детей и подростков располагают общественные объединения промышленников и предпринимателей, служащих финансово-кредитных структур, НГО в сфере материального производства, экономики, банков и финансов и созданные ими благотворительные фонды. Их резервы как потенциальных спонсоров деятельности специализированных учреждений, реализации новых программ и проектов по профилактике детской безнадзорности намного выше, чем реальный вклад в решение этой первостепенной общегосударственной проблемы.

Итак, взаимодействие социальных служб, негосударственных организаций и коммерческих структур в социальной профилактике детской безнадзорности является одним из механизмов повышения эффективности и качества решения этой важной социальной проблемы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации Москва 2002 (2)

    Методические рекомендации
    Организация взаимодействия специализированных учреждений для О 64 несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, с не государственными организациями по профилактике детской безнадзорности: Методические рекомендации.
  2. Методические рекомендации Москва 2008 Как написать курсовую работу по логопедии: Методические рекомендации. Учебно-методическое пособие / Сост. Артемова Е. Э., Тишина Л. А

    Методические рекомендации
    Как написать курсовую работу по логопедии: Методические рекомендации. Учебно-методическое пособие / Сост. Артемова Е.Э., Тишина Л.А. / под ред. Орловой О.
  3. Методические рекомендации Москва, 2005

    Методические рекомендации
    Методический материал подготовлен при финансовой поддержке Фонда «Российское здравоохранение» в рамках Программы «Развитие стратегии лечения населения РФ,
  4. Методические рекомендации Москва ● 2010 удк 347. 962: 342. 7 Ббк 67. 721-91: 67. 400. 32

    Методические рекомендации
    Деятельность органов прокуратуры по обеспечению соблюдения конституционных прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи: методич. рекомендации / [В.
  5. Методические рекомендации учителям-предметникам на 2009/2010 учебный год часть I

    Методические рекомендации
    В первой части сборника представлены методические рекомендации учителям-предметникам по следующим образовательным областям: «Начальные классы», «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «История и обществознание», «Изобразительное

Другие похожие документы..