Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Введение. Современные электроприводы переменного тока (ЭП) в большинстве случаев содержат преобразователи частоты (ПЧ) с широтно-импульсной модуляцие...полностью>>
'Обзор'
Представляем Вам тур в Молдавию - маленькую, но уютную страну, расположенную между Румынией и Украиной, край солнца и тепла, фруктовых садов и виногра...полностью>>
'Документ'
Затвердити склад експертної комісії по здійсненню атестаційної експертизи освітньої діяльності (додаток №1), порядок її проведення (додаток №2) та тем...полностью>>
'Урок'
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней начальной общеобразовательной школы. Особая значимость этого интегрированного...полностью>>

Анализ деятельности заместителя по воспитательной работе Анциферовой И. В., прошедшего курсовую подготовку в «Орленке», по экологической работе за 2008 год

Главная > Анализ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Анализ деятельности заместителя по воспитательной работе Анциферовой

И.В., прошедшего курсовую подготовку в «Орленке»,

по экологической работе за 2008 год

Считаю важным отметить, что в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» полноценное экологическое образование предполагает сочетание классно-урочного обучения с организацией исследовательских и практических занятий школьников в окружающей среде. Такой подход позволяет усилить мотивацию и воспитательный эффект обучения. Широкие возможности для организации такого рода учебной деятельности кроются в сфере взаимодействия основного и дополнительного образования.

Воспитание трудолюбия школьников, ответственного отношения к использованию и приумножению природных богатств может выразиться в следующих делах учащихся подростковой школы, в модуле которой я работаю: соблюдении культуры поведения в природе, изучении и оценки состояния природного окружения, некоторых элементах планирования по благоустройству ближайшего природного окружения (озеленение), выполнении посильных трудовых операций по уходу за растениями, их защите.

Важнейшая идея, заложенная в содержание экологического образования и воспитания в подростковой школе – идея целостности природы. Знания о связях в природе важны как для формирования правильного миропонимания, так и для воспитания ответственного отношения к сохранению объектов природы, находящихся в сложных взаимосвязях друг с другом. Важнейший компонент экологического воспитания – деятельность подростков. Разные ее виды дополняют друг друга: учебная способствует теории и практике взаимодействия общества и природы, овладению приемами причинного мышления в области экологии; игра формирует опыт понятия экологически целесообразных решений, общественно-полезная деятельность служит приобретению опыта принятия экологических решений, позволяет внести реальный вклад в изучение и охрану местных экосистем, пропаганду экологических идей. Успех экологического воспитания и образования в школе зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. Эффективность определяется также преемственностью деятельности учащихся в условиях школы и условиях окружающей среды. Важным примером формирования у учащихся знаний о правилах поведения в природе являются упражнения в применении этих правил на практике. На предметных уроках, уроках-экскурсиях, на уроках трудового обучения, литературы. По естествознанию проводятся экскурсии с целью ознакомления и изучения поверхности и растительности окружающей местности, выявления их особенностей. Но вся работа лишь тогда окажет влияние на чувства и развитие учащихся, если у них будет свой собственный опыт общения с природой. Поэтому большое место в системе работы по воспитанию любви к природе занимают экскурсии, прогулки, походы. Они связаны с изучением программного материала, носить краеведческий характер, могут быть просто посвящены знакомству с природой. Но следует иметь в виду, что в процессе экскурсий в природу мы решаем в школе и задачи эстетического воспитания.

В классах организовываются выставки собранных на экскурсиях коллекций, рисунков и т. д. Важнейшей задачей экологического образования является теоретическое освоение школьниками знаний о природе, о ее ценностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения на производстве, в быту, в процессе отдыха (включая экологические нормы и правила поведения) и т. д. Эта задача решается главным образом в процессе самообразования, на занятиях школьного клуба «Росток» по охране природы. Здесь имеются все необходимые условия для эффективного педагогического управления процессом теоретического усвоения экологических знаний.

Школьный клуб «Росток» ориентирован преимущественно на познавательную и простейшую практическую деятельность учащихся школы. Разработка экологически грамотных проектов устройства школьного участка, экологической тропы, маршрутов экологических экспедиций по родному краю, участие в организации и осуществлении их с привлечением школьников, школьных тематических праздников, выставок, дней здоровья и окружающей среды – вся эта деятельность успешно организованы в школьном клубе. Другой задачей экологического образования в школе является приобретение учащимися опыта целостных организаций и оценочных суждений. Наиболее успешно эта задача решается в процессе овладения школьниками практическими умениями по изучению состояния природной среды, целей и характера деятельности в ней человека, выявлению и оценке ее результатов. Здесь крайне важна взаимосвязь деятельности учащихся в природе и условиях школы. Задачей экологического образования является овладение учащихся трудовыми умениями по защите, уходу и улучшению окружающей среды. Эта деятельность опирается на теоретические знания, полученные школьниками на уроках, в процессе самообразования. Содержание экологически ориентированной трудовой деятельности учащихся зависит от возрастных особенностей ребят. Школьникам начальных классов доступны такие практические дела: развешивание птичьих домиков, кормушек; регулярный сбор корма для птиц и их кормление, посадка и уход за растениями; уход за животными живого уголка и т. д., а для учащихся подростковой школы – акции, исследования, экспедиции, посадка и уход за саженцами и др. растительностью. Успех экологического образования во многом определяется заинтересованным участием всего или большей части педагогического коллектива школы в организации экологически направленной деятельности учащихся.

Анализ опытного обучения, проводимого классными руководителями, педагогами и администрацией школы, дает основание сделать вывод о том, что наилучшим образом этого можно достичь путем вовлечения учащихся в выполнение школьных экологических проектов. Так в мае 2008 года было представлено более 10 экологических проектов, выполненных учащимися 5-8 классов. Работа над проектами проводится с использованием прогрессивной педагогической технологии – индивидуальная учебная деятельность организуется в малых группах (классных коллективах или инициативных группах) сотрудничества, которыми овладели классные руководители, посещая совещания модуля «Подростковая школа», которые проведены мною после обучения в «Орленке».

Исходя из полученных знаний по оформлению и написанию экологических проектов, по своему содержанию экологические проекты состоят из трех частей:

  • поиск источников и сбор первичной информации; ее анализ, обработка (в том числе компьютерная) и оформление в виде текстов, рисунков, графиков, диаграмм и др.;

  • разработка программы практической деятельности по осуществлению проекта;

  • личное участие и вовлечение других участников в практическое осуществление теоретически разработанной части проекта.

На заключительном этапе каждая малая группа сотрудничества оформляет соответствующим образом выполненный проект и докладывает о нем на конференциях разного уровня: школьных, городских и других. Именно в такой работе наиболее полно проявляется тесная связь основного и дополнительного экологического образования. При этом у школьников заметно меняется характер оценочных суждений; вырабатываются привычки следовать экологическим нормативам в личных поступках и поведении; появляется потребность придерживаться здорового образа жизни.

Цель деятельности в летнем лагере «Республика Росинка» связана с необходимостью дать новый импульс развитию детского экологического движения, это мотивирование подростков к активизации экологической деятельности, стимулирование экологических инициатив.

Кроме того - это воспитание взрослого населения, проживающего в 4 микрорайоне города, в районе школы, через деятельность детей в рамках проекта.

В процессе реализации программы по организации летнего оздоровительного лагеря «Республика Росинка» дневного пребывания педагогами, работающими по заявленной программе, решались следующие задачи:

  1. Создание условий для формирования экологического мировоззрения всех участников процесса через

    • опыт в организации туристических походов (специальная программа: "Веревочный курс"; пионеринг (построение конструкций из брусков и верёвок); разведение костра; оказание первой медицинской помощи; правильное укладывание рюкзака; вязание узлов);

    • вовлечение в проективную деятельность по экологической тематике;

    • проведение тренингов экологической ответственности;

    • психологическое сопровождение эколого-воспитательной программы;

    • проведение запланированных мероприятий.

  1. Постоянное обеспечение необходимой информацией в удобной для детей форме и в удобное время.

  2. Обеспечение открытости реализуемого проекта (привлечение к проводимым мероприятиям всех желающих из числа жителей микрорайона).

  3. Широкое освещение деятельности детской школы экологического лидерства в СМИ.

  4. Создание видеофильма о работе летнего лагеря «Республика Росинка» (для отчета ТРЦ).

  5. Анализ результатов деятельности летнего оздоровительного лагеря (экологического лидерства и политико-экономической деятельности) с целью разработки методических рекомендаций по проведению летних лагерей.

Результативность работы по программе лагеря «Республика Росинка». В летнем лагере прошли обучение 95 детей в возрасте 7-15 лет. Работа велась по принципу “погружения” в проблематику, т.к. по замыслу разработчиков проекта, только в реальных условиях проживания экологических проблем можно перевести знания детей в природоохранные убеждения. Для этого использовались распространенные и эффективные методы “малых групп” и работа в разновозрастных группах.

Все запланированные мероприятия, прописанные в справочнике для участников летнего лагеря, осуществлены в полном объеме, по некоторым направлениям была проведена даже более объемная работа (проектная деятельность, психологическая подготовка участников, приобретение туристских навыков и т.д.) Дополнительно проводилась диагностика общественно-политического потенциала детей, личностных ценностных ориентаций, желания участвовать в управлении страны. Анализ ответов анкеты, проводимой в конце сезона, позволяет сделать вывод, что лагерь - это формирование положительных ценностных ориентаций, активной жизненной позиции подрастающего поколения.

Оживление экологических инициатив нами связывалось с овладением детьми проектной деятельностью. Поэтому участники лагеря разрабатывали свои проекты различной масштабности и обосновывали возможность их реализации, обучаясь при этом брать на себя роль лидера -организатора как детей, так и взрослого населения.

В результате часть проектов, получивших наиболее высокую оценку законодательного собрания Республики Росинка (как проектов, реализация которых вполне реальна и не требует особых финансовых вложений), будут представлены в городе, освещены в СМИ.

Через проектную работу детей мы ожидаем активизации взрослого населения на создание экологических инициатив. Как известно, иногда приходит время, когда взрослые учатся у детей. Перевоспитание взрослого населения - нереальная задача, необходимо менять сознание с более раннего возраста.

Положительный момент летнего лагеря дневного пребывания - то, что здесь дети разного возраста (7 - 15 лет), что учит построению взаимоотношений с различными людьми, толерантности.

Проведение подобных лагерей, на мой взгляд, формирует творческий коллектив детей с развитым чувством ответственности, философским миропониманием (взаимосвязь всего в природе, активной жизненной позицией), эстетическим отношением к природе, развитыми коммуникативными качествами.

Качество и эффективность проведенной работы проверялась по результатам опросов - анкет. Отзывы исключительно положительные, все участники высказали желание продолжить совместную деятельность и в дальнейшем.

Ролик о работе по программе был показан в программе новостей ТВ – 3 (Усть-Илимское телевидение). До сентября идет монтаж видеофильма о работе в рамках программы. Видеофильм позволит реализовывать подобные программы на базе любых лагерей при школах.

Привлечение детей и подростков в свободное летнее время к изучению местных объектов родной природы не требует больших затрат и академических знаний, может проводиться с использованием элементарных или сделанных руками самих детей средств измерений, проходит на хорошем эмоциональном фоне, воспитывает чувство гордости за свою "малую родину".

Продуктивная и хорошо организованная экологическая деятельность будит в детях творческое начало. Наблюдения за живой природой способствуют пониманию важности природных процессов, значимости природы в нашей жизни. Активное общение с детьми и взрослыми в процессе экологической деятельности, формирование и выражение собственного мнения, востребованность результатов работы помогает личности ребенка формироваться полноценно, без искусственных ограничений и комплексов. Время, проведенное на свежем воздухе, и активный образ жизни естественным образом укрепляют здоровье ребенка, улучшают его самочувствие. Кроме прочего, созидательная работа и творчество отвлекают детей "от улицы", оставляют минимум возможностей для развития вредных привычек, влияния неблагоприятной социальной среды.

Проведенная работа по экологии и политико-экономической деятельности благотворно влияет на детей и подростков и повышает эффективность воспитательных процессов в школе.

Наша МОУ "СОШ № 8" экологией занимается 5 лет. Особенностью моей работы является, то, что наша школа находится почти в центре города. Но нам повезло в географическом расположении - рядом находятся сквер. У нас есть возможность выхода в "природу". Малая Родина наших учеников - это достаточно урбанистический ландшафт, скрашенный лесопарком. Но для того, чтобы добраться до парка нам приходится проходить мимо переполненных мусорных баков. Это тоже элементы окружающей нас среды, нашей Родины.

Летом мы проводим экологические экспедиции, с целью изучения состояния природной зоны школы и города. По возможности проводим акции «Чистый город, чистый школьный двор», расчищаем лесопарковую зону. Обращаемся к взрослым за помощью, обращаем их внимание на вопиющие безобразия. Учимся безопасному поведению в природе. И как приятно бывает потом, когда мы просто выходим отдохнуть в парк. Ребята не просто отдыхают, они замечают все новое, интересуются всем. Организация такой формы работы позволяет подросткам интересно и с пользой проводить свободное время, общаться и развивать свои способности, вырабатывать сознание необходимости и возможности посильной охраны природы (лесопарковой зоны), воспитывать чувство ответственности каждого из них за судьбу всякого, даже самого маленького деревца. А самое главное - желание помочь тому же растению.

Для сохранения человека как вида нужно сохранить природную среду, а для сохранения природной среды человек должен изменить себя, свое отношение к ней. В этой связи важно отметить, что, занимаясь конкретным делом (охраной парков) с детьми и подростками мы пробуждаем нравственные, этические качества, меняем внутренний мир человека, его ценности. Полноценное экологическое воспитание невозможно без реальных экологических действий. При этом наиболее доступной формой таких действий является изучение и охрана природы в сочетании с акциями по очистке и благоустройству лесопарковых зон.

Исходя из представленного, можно сделать следующие выводы: Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в подростковом возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Постановка цели и задач экологического воспитания позволила определить содержание воспитательного процесса. Выделены основные этапы сущности процесса воспитания, тенденции и формы экологического воспитания. Для каждой формы выделены основные критерии эффективности: массовость, стабильность, умение применять экологические знания. Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы. Наиболее популярными средствами обучения экологии являются экскурсии и экологические проекты. Они позволяют выявить природные связи и основные этапы изучения природы. Хочется надеяться, что экологическое воспитание получит дальнейшее развитие.

Давая отчет о проделанной работе по деятельности в школе и летнем лагере «Республика Росинка», хочется остановиться на анализе собственных знаний, полученных на курсах в «Орленке» и 2 семинаров, проводимых благотворительным фондом «Вольное дело» и применяемых мною на практике.

Изучено: Спорт и туризм (теория + практика):

  • специальная программа "Веревочный курс";

  • пионеринг (построение конструкций из брусков и верёвок);

  • разведение костра;

  • оказание первой медицинской помощи;

  • правильное укладывание рюкзака;

  • приготовление пищи на костре;

  • расчет пищевых калорий, необходимых в походных условиях;

  • очищение воды в походных условиях;

  • вязание узлов.

Применено:

В организации и проведении летнего оздоровительного лагеря «Республика Росинка» в 2008 году.

Перспективное планирование:

Весь приобретённый опыт, надеюсь, понадобится в скаутском лагере, который будем организовывать на следующий учебный год, при проведении походов и школьных спортивно-туристических мероприятий.

Изучено: Написание программы лагеря, справочника для родителей, легенды экономической игры.

Применено:

Участвовала в написании и реализации программы по организации и проведении летнего оздоровительного лагеря «Республика Росинка» в 2008 году. Составляла справочник для участников летнего лагеря и их родителей. Проводила работу факультатива и министерства «культура и досуг».

Перспективное планирование:

На следующее лето участвовать в областном конкурсе проектов на получение гранта губернатора.

Изучено: Проектная деятельность

Применено:

Являлась куратором проектной деятельности министерства культуры и досуга, знакомила детей и педагогов с методикой работы над социально-значимыми проектами; помогала в написании проекта и его реализации; применяла технологии работы с лидером, полученные в лагере «Орлёнок» и опыт работы в ШСУ (3 года) при школе № 8 с учетом технологии работы в разновозрастных группах.

Перспективное планирование:

Проектная деятельность в модуле «Подростковая школа» в течение нового учебного года.

Изучено: Экономическо-политическая игра "Республика Росинка":

  • создание политических "партий" и общественных объединений;

  • создание предвыборных штабов по проведению избирательной кампании и предвыборных мероприятий с использованием разнообразных технологий (биографическая справка, оформленная в виде листовки с фотографией, встречи с избирателями, митинг, пресс-конференция, теледебаты кандидатов, предвыборные акции и др.);

  • распределение ролей в предвыборных штабах;

  • алгоритм избирательного процесса;

  • выборы государственных органов власти;

  • получение (ИНН) для начисления зар/платы на счёт;

  • проведение деловой игры "Экономическая жизнь"

  • и мн. др.

Применено:

  • участвовала в проведении избирательной кампании в целях максимального включения детей в социально-политическую жизнь;

  • составление и заполнение протокола общего собрания граждан лагерной республики, удостоверений, заявлений, бюллетеней;

  • проведение избирательной кампании и предвыборных мероприятий (биографическая справка, оформленная в виде листовки, предвыборная акция);

  • регистрация избирателей;

  • ознакомление граждан лагерной республики со способами зарабатывания «восьмушек»;

  • помощь в проведении заключительного аукциона (возможность потратить заработанные восьмушки).

Перспективное планирование:

В деятельности как зам. директора по воспитательной работе использовать данные знания при работе с активистами органов школьного и классного самоуправления.

Выводы:

  1. Была сложность в организации подобной деятельности в условиях летнего лагеря дневного пребывания при школе.

  2. В силу младшего школьного возраста детей не смогли в должной и задуманной мере провести подготовленную программу, пришлось проводить коррекцию и доработку, с учетом возрастных особенностей маленьких детей.

  3. В целом работу по данной программе считать успешно выполненной.

Отчет подготовила:

Анциферова Ирина Васильевна

заместитель директора по ВР



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Книга первая (14)

    Книга
    ГЛАЗУНОВ Илья Сергеевич родился в 1930 году в Ленинграде в потомственной дворянской семье. По возвращению в 1944 году из Новгородской области, куда он был эвакуирован из блокадного Ленинграда, после смерти родных от голода, заканчивает

Другие похожие документы..