Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Инструкция'
Проектирование городской телефонной сети: Учебное пособие./А.В. Росляков,Н.Д. Черная, Ю.Ю. Харченко и др.; под ред. А.В. Рослякова. – Самара, ПГАТИ,1...полностью>>
'Документ'
Державна податкова адміністрація України розглянула лист щодо оподаткування податком на додану вартість послуг з обробки давальницької сировини, лист...полностью>>
'Программа дисциплины'
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития....полностью>>
'Заседание'
ФГУП ЦНИИ КМ «Прометей» с 3 по 5 декабря 2008 года принял участие в работе Международного форума по нанотехнологиям, который проводился в Москве в Эк...полностью>>

Роман И. А. Гончарова "Обломов" является социально-психологическим произведением, описывающим жизнь человека со всех сторон

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

47. проблематика романа Гончарова "Обломов"

Роман И.А.Гончарова "Обломов" является социально-психологическим произведением, описывающим жизнь человека со всех сторон. Главным героем романа показан Обломов Илья Ильич. Это помещик средней руки, имеющий свое родовое поместье. С малых лет он привыкал быть барином благодаря тому, что у него и подать и сделать было кому, отчего в последующей жизни он стал бездельником. Его лень и апатия – это создание воспитания и окружающих обстоятельств. Главное здесь не Обломов, а "обломовщина". В настоящем же своем положении он не мог нигде найти себе дела по душе, потому что вообще не понимал смысла жизни, и не мог дойти до разумного воззрения на свои отношения к другим. Обломовское начало живет и в Захаре, и в гостях героя, и в быте вдовы Пшеницыной. Захар – отражение своего хозяина. Гончаров в образе Обломова раскрывает черты характера, пораженного русской патриархальной помещичьей жизнью. "Сон Обломова" – это великолепный эпизод, который останется в нашей литературе. Этот сон – не что иное, как попытка самого Гончарова уяснить себе суть Обломова и обломовщины. Пора детства очень важна для жизни человека: она формирует его нравственный фундамент, способность любить, ценить семью, близких людей, родной дом. Обломовцы никогда не знали душевных тревог, никогда не смущали себя туманными умственными или нравственными вопросами.Обломовка – волшебная сказка, в которой вырос Илья Ильич. Этот образ стал крупнейшим обобщением мирового значения. Он является воплощением жизненного застоя, неподвижности, беспробудной человеческой лени (общечеловеческое качество). Он превратился в существо апатичное и инертное. Но неверно видеть в Обломове только отрицательного героя. Он отличается душевностью, чистосердечием, совестливостью, мягкостью. Он добр. Проблема, поднятая Гончаровым, – отражение в Обломове русского национального характера. С обломовщиной, как с явлением глубоко чуждым и вредным, нам нужно неустанно бороться, уничтожая саму почву, на которой она может произрастать, ведь Обломов живет в каждом из нас

69. Синтез графики и поэзии в тв-ве Анд.Анд.Вознесенского.

1933г.рожд. В его творчестве отразились демократические тенденции и протестные настроения советской творческой интеллигенции против тоталитарной системы «постсталинского периода» в жизни СовСоюза. С детства писал стихи, увлекался живописью. рисованием, музыкой, математикой. Он явл. автором сотен стихотворений, отмеченных чертами новаторства как в область содержания, так и в обл. формы. Сейчас живёт в Москве, публик-ся в журналах. От своих предшественников, поэзия Возн-го унаследовала высокое гражданское звучание, гуманистическую направленность и высокую культуру русского поэтического слова. Возн-ий пишет архистихи, в них слово картинно и объёмно. Рисунок в нём приобретает звуковое выражение. Поэт мыслит образами, не оформясь ещё в стихи, в слова, мысль изображается в виде картинки. Так, кино и ТВ увеличивают поток информации, упакованную в картины, в зрительные образы, не меньше чем через буквы. Картина становится словом, сообщением. Если соединить рисунок и буквенный образ получается ИЗОСТИХИ или ИЗОГРАММЫ. Пример: «Чайка – плавки Бога». В изограмме, условно названной «ТьмаТьмаТьма...», слова расположениы строго по окружности, бе интервалов между словами. Они создают впечатление круга-солнца. Из слова Тьма, многократно повторенного, рождалась жизнь – Мать и опять уходило во тьму из небытия.

70. Проблема отчуждения личности в прозе В. Маканина

В рассказах и повестях к. 1970-х – н. 1980-х гг центральной маканинской метафорой отчуждения личности становится «самотечность жизни» - это хаотическая логика повседневности, когда чел-к уже не контролирует свою жизнь, а превращается в щепку в безличном потоке бытовых сцеплений, зависимостей, обязанностей, ритуалов, автоматических действий. «Самотечность» противоположна свободе, она стирает различия между личностями, уравнивая их в единстве ф-ций. «Самотечность» - это и метафора безвременья, тотального социального разочарования и «примирения» с уродливой действительностью «застоя». Но М. одновременно показывает, что инстинкт свободы - недостаточное орудие против «самотечности». Существование очень быстро обрастает своей «самотечностью». Глубинная неудовлетворенность «самотечностью» и трагическое неумение преодолеть ее власть наиболее глуб. исследованы в 1-м из лучших рас-в М. - «Антилидере». В одном и том же чел-ке, слесаре-сантехнике Толике Куренкове, сочетаются послушное следование заведенному порядку вещей и неуправляемое бунтарство, направленное обязательно на какого-нибудь ударника, любимца публики, мелкого пахана. Вечность стереотипов объясняется их безличностью- они соответствуют отчужденному от индивидуальности потоку массовой жизни, власти социальных ритуалов, правил, абстрактных идей; в то время как «голоса» у М. воплощают неповторимо-личный, и потому уникальный, способ контакта с бытием, соответствуют предельно конкретному переживанию смысла жизни. Герой прозы М. - человек безвременья, не питающий ни малейших иллюзий насчет возможности обрести духовную почву во внешнем мире. Вот почему он ищет эту почву в себе, в собственной психике, пытаясь открыть в себе самом нечто тайное, нереализованное, связывающее изнутри и с прошлым и с будущим. Чел-к М. обретает себя только в «промежутке» между двумя формами роевого, массового сознания - между стандартизированной «самотечностью» внешней, социальной жизни и между коллективным-бессознательным. Углубление в коллективное-бессознательного у М. не равнозначно растворению в нем. Это всегда напряженный поиск своего «голоса», уникального созвучия - равного обретению свободы. Так складывается экзистенциальный миф М. Крайне показательно, что одним из сквозных мотивов в зрелой прозе М. становится образ туннеля - купчик Пекалов в пов. «Утрата» роет бессмысленный, по видимости, туннель под рекой Урал; Ключарев в пов. «Лаз» по вертикальному туннелю спускается в некий подземный благополучный мир, в туннеле - «андеграунде» провел всю свою жизнь непризнанный писатель и бомж Петрович из ром. «Андеграунд». Герой М. ищет из темноты коллективного-бессознательного выход наружу к своему «Я». Однако в нач. 1990-х гг экзистенциальный миф М. претерпел существенные изменения. Наиболее ярко он проявился в пов. «Лаз» (1991). Можно говорить о двуплановости повести, в кот-й поверх соц-го гротеска о возможных последствиях эконом-й разрухи и полит-кой нестабильности развивается сугубо философский сюжет. Лаз это тот же маканинский туннель. Однако, как М. убеждается в своих следующих за «Лазом» произв-ях, лава бессознательного довольно быстро остывает, порождая нов. инерцию, новую, уродливую и пугающую, «самотечность жизни». Особенно показателен в этом плане рас. «Кавказский пленный» (1994). Война ярчайшее воплощение социального хаоса - показана М. как бесконечная рутина. Российский полковник-интендант и местный авторитет Алибек мирно, в полудреме, за чаем, обсуждают сделку по обмену российского оружия на кавказское продовольствие. Сама война выглядит «вялой», статичной - центральная ситуация рассказа связана как раз с непреодолимостью этой статики. Этой «самотечности» противостоит в рассказе мотив красоты. Именно красота взятого в плен юноши-горца выбивает Рубахина из колеи военной «самотечности».

36. Жанровое и стилевое своеобразие комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Ком. Грибоедова “Горе от ума” (1828) одно из лучших произв-й великого драматурга. Ком. стоит “каким-то особняком”, по словам Гончарова, среди ранних произведений Г., да и в целом среди комедий, составлявших тогдашний репертуар театров. Своеобразие комедии Г. в том, что эта “гениальнейшая русская драма” (Блок) явилась особым, рубежным произведением на стыке “века нынешнего” и “века минувшего”, века просветительского классицизма и нового, реалистического ис-ва. В этом состоит лит-рное своеобразие комедии. Но вместе с тем произв-е Г. - это новое слово не только в драматургии, но и воплощение нового мышления, нового понимания отношений личности и общества. Г. создал комедию с обширной проблематикой. Она затрагивает не только злободневные общественные проблемы, но и современные в любую эпоху нравственные вопросы. Пис-ль осмысляет те социальные и нравственно-психологические конфликты, которые делают пьесу истинно художественным произведением. Конфликт ком. Г. отличается психологической и философской новизной и глубиной. Своеобразие конфликта диктует и своеобразие жанра. Бытовая комедия, комедия нравов, сатира — всех этих определений явно недостаточно для определения жанра “Горя от ума”. В ком. также можно найти фарсовые элементы, кот-е в общем-то не являлись в те времена новшеством (Напр., реплики Скалозуба, княгини, явление Репетилова), но в пьесе Г. все это своеобразно сочетается с романтической возвышенностью Чацкого. Но это не трагедия и не романтическая драма для чтения. Чацкий не просто объект сочувствия автора и не просто герой-резонер, выражающий идеи Г.. Чацкий тоже смешон, смешна и Софья, и все фамусовское общество. Значит, это особая комедия, обличающая (устами Чацкого) нравы фамусовского общества, и в то же время комедия, в которой зрители смеются над своим обличителем. Стилевые особенности. В новаторской пьесе Г. сочетаются черты классицизма и реализма. Создавая пьесу, Г. вырабатывал особую, новую поэтику. Даже черты классицистического стиля нашли свое своеобразное преломление. Пресловутые числовые характеристики традиционной драмы (пять актов, три единства) вроде бы выдерживаются, монологи классицистических резонеров остаются таковыми, амплуа, принятые в драматургии того времени, присутствуют. Но все это насыщено каким-то новым, живым, реальным смыслом. Напр, “субретка” Лиза - это реалистически изображенная крепостная девушка, счастливая и бойкая, полная лукавства и проницательности. А ведь в характеристике реалистического героя имеется и типичное, обобщенное, и конкретное, индивидуализированное. Это было настоящим открытием гениального драматурга. Возьмем, например, совершенно новые речевые характеристики героев. Язык, на котором общаются герои комедии, способствует их индивидуализации и в то же время типизации. “Смесь французского с нижегородским”, насыщенность разговорными элементами языка, на котором общается фамусовское общество, ярко показывает нам, с кем мы имеем дело. Почти книжная речь Чацкого, насыщенная остротами, резко выделяет его среди всех героев комедии. Почти звукоподражательное изображение речи... светских барышень (например: “тюрлюрлю атласный” Натальи Дмитриевны), четкая сухая речь Скалозуба, меткие, хлесткие слова Хлестовой, афористическое высказывание Чацкого — все это позволяет нам согласиться со словами Пушкина: “...о стихах я не говорю: половина войдет в пословицы”. Стиху сообщается разговорный хар-р, непредсказуемость живой жизни выражена в вольности ямба, переходе реплики. Ярким примером может служить сон Софьи, который она придумывает на ходу. Т.о, комедия “переживет много эпох” и останется своеобразным, неповторимым произведением и для потомков.

47.Проблематика романа И. А. Гончарова «Обломов

«Обломов» публ. в «Отечественных записках» начиная с января 1859 года, частями, в течение четырех месяцев и вызвал бурную ответную реакцию критики. В статье Добролюбова «Что такое обломовщина?» проблематика романа рассм-лась в социологич. плане, тип Обломова истолковывался как воплощение всех сословных пороков дворянства, философский же аспект «Обломова» остался без рассмотрения. Безусловно, Гончаров рассматривает проблему упадка русского дворянства, однако рассматривает ее не с позиций обличения, а с т.з. человека, стремящегося понять смысл и последствия перемен, происходящих в русском обществе. Дворянство, принадлежность к которому обусловила хар-р гончаровского героя, было носителем высоких культурных традиций и одновременно сохраняло органич. связи с народной почвой; именно дворянство выработало русскую личность и дало лучшие ее образцы в своих представителях. Но оно оказалось несостоятельным в условиях изменившегося общества, втянутого в гонку буржуазного «прогресса». Обломов сознает свою непригодность к «делу», неспособность к штольцевской дисциплине и, так сказать, к активной жизненной позиции. Но при этом он не столько сознает, сколько ощущает, что его упрямое противостояние «прогрессу» не лишено смысла. Потому-то Обломов столь упорно отстаивает неприкосновенность своей духовной жизни, отгораживается своим безобразным бытом, апатией от агрессивных требований русской действительности середины XIX века. Бесспорно, лень и неповоротливость Обломова могут быть объяснены его социальным происхождением, но и присущие герою врожденное благородство и безупречная честность - также часть его сословного наследия. «Обломовщина» мгновенно слетает с Ильи Ильича, когда негодяем задета честь его друга и возлюбленной. В этой сцене с Тарантьевым он - рыцарь, великолепный в своем благородном гневе. Штольц (по-немецки - «гордый») ценит ум и душу своего друга, именует его поэтом, философом, актером. Прозаический немец Штольц - наследник протестантской культуры и носитель индивидуалистического типа сознания, характерного для буржуазной цивилизации. Русский мечтатель Обломов - наследник многовековой общинной культуры, патриархального жизненного уклада. Проблема несовместимости двух «миров» - патриархально-дворянского в лице Обломова и буржуазного в лице Штольца - имеет не только культ.-историч., но и философ. аспект. Если жизненный сценарий Штольца определяется вопросом «Как жить?», то философский поиск Обломова направлен на решение вопроса «Зачем жить?». На фоне характера Обломова, органически вырастающего на » русской почве, Штольц выглядит героем странным, «о котором не знаешь, откуда и зачем он», как с некоторым недоумением признался сам романист. О том, что Штольцу не удалось «перевесить» Обломова, свидетельствует и финал романа: деятельность Штольца находит окончательное завершение, успокоение в семейном благополучии в крымском имении, которое, по сути, та же Обломовка, только устроенная в новейшем вкусе. Совместимы ли буржуазный прогресс и традиционные ценности, выработанные русской историей и культурой? Зачем живет человек? Какие потрясения ожидают Россию, какая уготована ей судьба? Роман Гончарова не дает ответа на эти вопросы, а лишь ставит их перед читателем. Для людей, подобных Штольцу, таких вопросов не существует, люди обломовского склада не готовы дать на них ответы. «Или я не понял этой жизни, -признается Обломов Штольцу, - или она никуда не годится...» Современную действительность Обломов понял верно: в эпоху штольцев жизнь становится все более безразличной к человеку, все менее совместимой со светлыми началами человеческой природы. Но герой не нашем своего слова, чтобы ответить на вопросы своей эпохи, требующей от мыслящей части общества новой «идеи бытия», новой «идеи человека». Гончаров же не оставляет надежды найти такое слово в русской жизни.

39. Жанровая природа романа Пушкина «Евгений_Онегин»

Роман "Евгений Онегин" писался Пушкиным в течение 8 лет. В нем отразились события первой четверти XIX века, то есть время создания и время действия романа примерно совпадают. Читая книгу, мы понимаем, что роман является уникальным, ведь ранее в мировой литературе не существовало ни одного романа в стихах. Лиро-эпический жанр произведения предполагает переплетение двух сюжетов - эпического, главные герои которого Онегин и Татьяна, и лирического, где главный герой - персонаж, называемый Автором, то есть лирический герой романа. "Евгений Онегин" - реалистический роман. Метод реализма предполагает отсутствие заданности, изначального четкого плана развития действия: образы героев развиваются не просто по воле автора, развитие обусловлено теми психологическими и историческими чертами, которые заложены в образах. Завершая VIII главу, автор сам подчеркивает эту особенность романа: И даль свободного романа Я сквозь магический кристалл Еще неясно различал. Определив роман как "собранье пестрых глав", Пушкин подчеркивает еще одну сущностную черту реалистичного произведения: роман как бы "разомкнут" во времени, каждая глава могла бы стать последней, но может иметь и продолжение. Тем самым акцентируется внимание читателя на самостоятельной ценности каждой главы. Уникальным этот роман делает и то, что широта охвата действительности, многосюжетность, описание отличительных особенностей эпохи, ее колорита приобрели такую значимость и достоверность, что роман стал энциклопедией русской жизни 20-х годов прошлого века. Читая роман, мы, как в энциклопедии, можем узнать все о той эпохе: о том, как одевались и что было в моде ("широкий боливар" Онегина и малиновый берет Татьяны), меню престижных ресторанов, театральный репертуар. На протяжении действия романа и в лирических отступлениях поэтом показаны все слои русского общества того времени: высший свет Петербурга, дворянская Москва, поместное дворянство, крестьянство. Это позволяет нам говорить об "Евгении Онегине" как об истинно народном произведении. Петербург того времени собирал в себе лучшие умы России. Там "блистал Фонвизин", люди искусства - Княжин, Истомина. Автор хорошо знал и любил Петербург, он точен в описаниях, не забывая ни о "соли светской злости", "ни о необходимых нахалах". Глазами столичного жителя показана нам и Москва - "ярмарка невест". Описывая московское дворянство, Пушкин зачастую саркастичен: в гостиных он подмечает "бессвязный, пошлый вздор". Но вместе с тем поэт любит Москву, сердце России: "Москва... как много в этом звуке для сердца русского слилось" (читать такие строки москвичу должно быть вдвойне приятно). Современная поэту Россия - деревенская. Вероятно, поэтому галерея персонажей поместного дворянства в романе наиболее представительная. Посмотрим на персонажей, представленных нам Пушкиным. Красавец Ленский, "с душою прямо геттингенской", - романтик немецкого склада, "поклонник Канта". Но стихи Ленского подражательны. Они насквозь пародийны, но в них пародируются не отдельные авторы, а сами штампы романтизма. История матери Татьяны достаточно трагична: "Не спросясь совета, девицу повезли к венцу". Она "рвалась и плакала сначала", но заменила счастье привычкой: "Солила на зиму грибы, вела расходы, брила лбы". Отставному советнику Флянову поэт дает красочную характеристику: "Тяжелый сплетник, старый шут, обжора, взяточник и плут." Появление романа Пушкина "Евгений Онегин" оказало огромное влияние на дальнейшее развитие русской литературы. Важно и то, что главный герой романа как бы открывает целую галерею "лишних людей" в русской литературе: Печорин, Обломов продолжат ее.

51. Образ Ставрогина в романе Достоевского «Бесы»...

Творч. история Ставр. загадочна и драматична. Поиски «настоящего» героя вынудили автора радикально изменить первонач-ый замысел, забраковать работу целого года и приступить к написанию связного текста только тогда, когда С. был вознесен на «безмерную высоту» и получ. статус «обворожительного демона», властного соблазнителя и «господина разговора". В одном из автокомментариев к образу С. Достоев. писал: «Это целый соц. тип (в моем убеждении), наш тип, русский, человека праздного, не по желанию быть праздным, а потерявшего связи со всем родным и, главное, веру, развратного из тоски, но совестливого и употребляющего страдальческие судорожные усилия, чтоб обновиться и вновь начать верить. » (письмо к Н.А.Любимову от марта-апреля 1872). Худож-ая хронология «Бесов», романное действие которых длится 1 месяц, За месяц романного времени С. проживает целую жизнь: между намерениями, решениями и поступками пролегает бездна — надежд, сомнений, «проб», разочарований и краха. Каждый шаг С. обусловлен другим, давно происшедшим, каждое мгновение совершающейся катастрофы, каждая точка кризиса отягощены грузом прошлого. Стремление освободиться от ненавистных воспоминаний-галлюцинаций путем исповеди, покаяния («новая мысль» С.) и обнародования «листков» граничит с дерзким вызовом («Оглашу внезапно и именно в какую-нибудь мстительную, ненавистную минуту...»). Визит к старцу Тихону, разгадавшему подпольные замыслы С, и неудача акта исповеди провоцируют публичное признание, совершенное С. в гордыне «беспредельного высокомерия» и обернувшееся тотальной катастрофой («Я не убивал и был против, но я знал, что они будут убиты, и не остановил убийц»). Пружиной романного действия и тайной интригой «Бесов» оказывается противостояние беса-политика Петра Верховенского, стремящегося втянуть С, аристократа и демонического красавца, в широкомасштабную провокацию, предполагавшую убийство Шатова и самоубийство Кириллова, а также подчинить С. своему влиянию и путем шантажа навязать ему роль самозванца и Лжецаря («Иван-Царевича»), соучастника и соруководителя смуты. Причины, по которым С. ввязался в политическую авантюру, случайны и непреднамеренны: «Я к этому обществу совсем не принадлежу, не принадлежал и прежде... Напротив, с самого начала заявил, что я им не товарищ, а если помогал случайно, то только так, как праздный человек...» В романе констатирован трагический итог пути «аристократа, пошедшего в демократию»: С. попустительствовал политическим мошенникам, поддался минутному искушению страсти и погубил Лизу, совершил смертный грех самоубийства. Вместе с тем «князь и ясный сокол» отказался от трона и венца царя-самозванца, не принял бесовской идеи захвата мира, а с ней — звания кумира-идола живого бога, дал нравственную оценку «верховенцам»: «Я не мог быть тут товарищем, ибо не разделял ничего... потому, что все-таки имею привычки порядочного человека и мне мерзило». Фамилия «Ставрогин» (от греч. — крест) намекает на высокое предназначение героя.

41. Особенности романтизма Н.В. Гоголя в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». В истор рус лит вошел как писатель критич реализма. В ранних произведениях Г. предстает как писатель романтического склада. В ром-м духе написано 1 произв-е «Ганц Кюхельгартен». Как ром-к Г выступил и в «Вчерах…». Г-романтика интересует не соц-е положение людей, а их душевный склад. Герои его ранних повестей не похожи на измученных крепостных задавленных нуждой. Это свободные, гордые, сильные, смелые люди. Отстаивая свое счастье герои «В» преодолевают любые препятствия (Хитроумные проделки Грицька «Сорочинская ярмарка», кузнец Вакула..). Народная жизнь связана с природой – столь же яркой, солнечной, щедрой, как и душа украинца. Ослепительные гоголевские пейзажи усиливают романтическую атмосферу. Огромную роль играют также старинные поверья, сказания, легенды. Многие повести («Вечер накануне Ивана Купала», «Пропавшая грамота», «Страшная месть», «Заколдованное место») и воссоздают эти преданья. Как и в других произведениях ром-й лит-ры у Г тесно сплетены друг с другом фантастика и реальность. (Солоха «Ночь перед…» ничем, кажется, не отличается от обычной укр крестьянки, но она – ведьма и летает на метле. Вакула совершает свое путешествие в Питербург верхом на черте.

12.Философская лирика Ф. И. Тютчева

Федор Иванович Т. - первый в истории рус. лит. поэт, центр-ой темой творч-ва кот. явл-ся «предельные основания бытия», общие вопросы мироустройства. Его лирич. герой не яв-ся выразителем какой-то определенной философ. концепции, он только задастся «проклятыми», не имеющими ответа вопросами: что есть человек? для чего он заброшен в мир? для чего сотворена сама природа? Т. «последовательно противоречив» в своей философ. позиции относительно сущности природного бытия - прежде всего и вопросе о том, обращен ли природный мир к человеку. В ряде тютчевских стихов природа действительно одушевлена: ручьи «гласят» и «предвещают», родник «шепчет», вершины берез «бредят». С др. стороны, автор говорит о глухоте природы к мольбам своих детей, о ее равнодушии как к смерти человека, так и к его страданиям и страстям. Тютчевские деревья олицетворяют бесстрастность, самодостаточность природы, ее равнодушие к духовной жизни людей: «Красуются, шумят, - и нет им дела, / Чей прах, чью память роют корни их». Природа не просто лишена души, памяти, любви - она, по Тютчеву, превыше и души, и любви, и памяти, и человека, как творец превыше своего творения: ...перед ней мы смутно сознаем Себя самих - лишь грезою природы. Здесь, как и в ряде других стихотворений, звучит мотив бездны (хаоса) - один из ключевых мотивов тютчевской лирики. В стихотворении «От жизни той, что бушевала здесь...» бездна мыслится как одна из частей или одна из функций физического мира: Природа знать не знает о былом... Поочередно всех своих детей, Свершающих свой подвиг бесполезный, Она равно приветствует своей Всепомогающей и миротворной бездной, - с жутковатой иронией («приветствует») пишет поэт. В творческом наследии Тютчева есть немало светлых й радостных стихотворений, в которых выражены благоговейные, восторженные чувства, вызванные красотой мира («Весна», «Летний вечер», «Утро в горах», «Нет, моего к тебе пристрастья...», «Зима недаром злится...»). Такова знаменитая «Весенняя гроза», наполненная торжествующими интонациями, ликующим звучанием симфонии красок и звуков, энергией обновления жизни: Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. Однако бытие человека в мире, бытие самой природы воспринимаются поэтом как пролог к неотвратимой катастрофе. Отсюда трагизм звучания таких стихотворений поэта, как «Видение» (1829), «Бессонница» (1829), «Как океан объемлет шар земной» (1830), «Сои па море» (1833). В «Бессоннице» Тютчев рисует образ времени. В начале стихотворения «часов однообразный бой» осмыслен как «глухие стенания» времени, как его язык, «равно чужой и внятный каждому»; в конце - как «металла голос погребальный». Напоминание о неумолимом движении времени заставляет человека увидеть себя (и человечество в целом) стоящим «на краю земли», ощущать свое бытийное одиночество в мире («...мы... покинуты на нас самих»). «...Мы плывем, пылающею бездной. / Со всех сторон окружены», - говорит Тютчев в стихотворении «Как океан объемлет шар земной». Путь жизни есть путь в никуда; небытие - последнее пристанище и человека, и мира природы. Эта мысль выражена в стихотворной философской миниатюре «Последний катаклизм»: Когда пробьет последний час природы, Состав частей разрушится земных: Все зримое опять покроют воды, И Божий лик изобразится в них!

68. Роман Шолохова «Тихий Дон»Судьба Григория Мелехова. Осмысление проблематики романа в литературоведении»Роман-эпопея,который охватывает события с1912-1922г. Григорий Мелехов – центральная фигура романа.Григорий был донским казаком,а это о многом говорит.Когда он попал на войну,то увидел всю жестокость и бессмысленность этого мероприятия.Во время революции он метался и среди красных и среди белых,и везде оказывался чуждым,опасным человеком.В личной жизни тоже полный крах:он мечится от Натальи к Аксинье,но несмотря на это в его-то 29лет у него страшная судьба:у него умирают родители,жена Наталья,любимая Аксинья,дочь.Образ Мелехова – один из самых трагических в русской литературе 20века.В нем запечатлилась личная судьба человека и всего российского народа.Проблематика романа «Т,Д» поистине неисчерпаема и затрагивает практически все стороны человеческого бытия,среди которых есть вечные и главные:прблема войны и мира,жизни и смерти,любви и семьи,личности и общества,самоопределения,прекрасного и безобразного,героического и трагического,отношение человека и природы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Цели и задачи программы: 4 Информационная справка о школе 6 > Организационно-педагогические условия, способствующие реализации образовательной программы. 7 Раздел III. Дошкольное образование 10 > Образовательные программа дошкольного образования дсп №3 10

    Программа
    Образовательная программа школы – документ, который разработанный школой в соответствии с государственными образовательными стандартами и определяющий:
  2. Л. В. Козуб С. Ф. Прокопенко «01» сентября 2010 года «01»сентября 2010 года Образовательная программа

    Образовательная программа
    Основываясь на достигнутых результатах и традициях школы, учитывая тенденции развития образования в России и мировой практике, социально-политическую и культурную ситуацию в стране,
  3. Задачи истории литературы: Задачи, связанные с изучением отдельного художественного произведения; Поиски внутренней логики развития литературы

    Литература
    - собрать все факты, связанные с одним произведением, и систематизировать их (для этого необходимо знание эпохи). Принцип историзма. Умение отстраняться от современности, широкая эрудиция, умение «вживаться» в эпоху.
  4. Базовый уровень пояснительная записка (2)

    Пояснительная записка
    Настоящая примерная программа по русскому языку для X-XI классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
  5. Базовый уровень пояснительная записка (4)

    Пояснительная записка
    Настоящая примерная программа по русскому языку для X-XI классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Другие похожие документы..