Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекция'
Л. Физика К- 05 Лысак Ю.Д. 14.15-15.40 Физкультура Каф. 15 Химия (лекция) Б-304 Звончевская М.Ф. Математический анализ К- 05 Гусева И....полностью>>
'Закон'
Опустынивание и засуха занимает особое место среди современных глобальных проблем человечества, препятствующих устойчивому развитию экономики, что наш...полностью>>
'Закон'
1. Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением статуса саморегулируемых организаций, дея...полностью>>
'Документ'
Комплект учебно-наглядных пособий по дисциплинам включает в себя весь курс. Дидактические материалы содержат рисунки, схемы, определения, таблицы и пр...полностью>>

Методическая разработка для учащихся 9, 11 классов

Главная > Методическая разработка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №48

Особенности работы над рефератом

(методическая разработка для учащихся 9, 11 классов)

Малаховка, 2001 г.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

1. Введение……………………………………………………………………. 3

2. Что такое реферат и как его защищают….….…………….………4

3. Построение реферата…………………………..………………………………………….5

4. Особенности оформления ссылок на литературу в тексте реферата………………………………………………………………..…….8

5. Литература…….……………………………………………………………...9

6. Приложение 1. Образец оформления титульного листа реферата………………………………………………………………….…10

В в е д е н и е

В соответствии с Законом Российской федерации «Об образовании освоения школьных программ основного общего (9 классов) и среднего (полного) общего образования (11 классов) завершается итоговой аттестацией выпускников [1].

Нормативными документами, которые регламентируют организацию итоговой аттестации, эта аттестация проводится в форме устных и письменных экзаменов. "Устные экзамены могут проводиться по билетам, в форме собеседования или защиты рефератов» [2], с.2.

Таким образом, выпускники 9 и 11 классов могут сдавать выбранные ими устные выпускные экзамены в форме защиты рефератов. Однако, большинство школьников имеют «смутное» представление о том, что такое реферат и как над ним работать. Специальной литературы, где в доступной для восприятия учащихся школ форме разъясняются подобные вопросы, мы не обнаружили. Этим обусловлено написание настоящих методических рекомендаций, которые призваны помочь выпускникам в подготовке и защите рефератов.

Что такое реферат и как его защищают.

Итак, выпускники 9 и 11 классов вместо традиционных устных экзаменов по билетам могут быть аттестованы по результатам защиты рефератов. Прежде, чем остановить свой выбор на сдаче экзамена в форме защиты реферата, необходимо иметь четкое представление о предмете своего выбора. В различных энциклопедических изданиях слово «реферат» объясняется практически однозначно. Приведем один из примеров.

РЕФЕРАТ - это "…изложение в письменном виде или в форме публичного доклада… научной проблемы, результатов научного исследования и т.д.; доклад на определенную тему, освещающий её вопросы на основе обзора литературных и др. источников" [4], с.1074. Из этого определения необходимо уяснить, что:

- РЕФЕРАТ- это научный труд, выполненный в письменном виде.

Слово «научный» не следует воспринимать как нечто, совершенно незнакомое школьникам. Здесь имеются в виду элементы научных исследований. К таковым относится, например, использование в работе анализа научно-методической, учебной и др. литературы. А это является одним из методов научных исследований.

- РЕФЕРАТ- это работа, которая выполняется на основе обзора литературы. Другими словами, в реферате должны анализироваться точки зрения, факты, события, которые изложены в различных книгах, журналах, других литературных источниках. Количество таких источников не ограничивается. Но учитывая, что реферат – это научный труд, таких источников должно быть не менее 5.

Согласно рекомендациям министерства образования Российской Федерации "защита реферата предполагает предварительный выбор выпускником интересующей его темы работы с учетом рекомендаций учителя - предметника, последующее глубокое изучение избранной для реферата проблемы, изложение выводов по теме реферата" [3], с.3.

Руководствуясь этими же рекомендациями, дальнейшая «технология» работы строится следующим образом:

- не позднее, чем за неделю до экзамена выпускник представляет реферат на рецензию учителю - предметнику;

- аттестационная комиссия на экзамене знакомится с рефератом и с письменной рецензией на представленную работу;

- в процессе экзамена выпускник делает доклад (на это ему отводится до 10 минут) с изложением основных материалов реферата;

- выпускник отвечает на вопросы по теме реферата (если таковые появляются у членов комиссии);

- аттестационная комиссия выставляет выпускнику оценку.

Построение реферата

С учетом сложившихся требований к содержанию и оформлению научных работ, реферат должен включать в себя следующие структурные единицы (разделы):

1. Титульный лист.

2. Содержание.

3. Введение.

4. Цель, задачи, методы, организация работы.

5. Результаты работы.

6. Раздел 4. Обсуждение результатов работы.

7. Раздел 5. Выводы.

8. Литература.

9. Приложения (если таковые имеются).

1.Титульный лист (оформляется по образцу, указанному в приложении 1 настоящих методических рекомендаций).

2. Содержание (состоит из перечня названий разделов реферата и номеров страниц, на которых начинается соответствующий раздел). Примерным образцом оформления может служить «содержание» на странице 2 настоящей работы.

3. Раздел 1. Введение. Во введении кратко излагаются следующие сведения: обоснование темы (почему выбрана конкретная тема), дается краткая информация о работе (о чем эта работа). Примерный объем до 2 страниц.

4. Раздел 2. Цель, задачи, методы, организация работы.

4.1. Цель работы – формулируется кратко по типу: «Уточнить сведения о…»; «Выявить тенденции (закономерности) в …» или «Систематизировать материалы по …» и т. п. Цель в работе ставится одна. Далее в этом разделе отмечается, что для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи: и кратко формулируются эти задачи (не более трех).

4.2. Методы, используемые в работе. В качестве основных методов при написании реферата используются следующие методы:

1) Анализ научно-методической и учебной литературы;

2) Анализ статистических данных;

3) Анализ и обобщение практического опыта;

4) Анкетирование. Не исключается использование и других методов, включая методы математической статистики, если есть необходимость сравнения цифровых данных (хотя бы путем вычисления средних арифметических).

В реферате указываются не все методы, с которыми Вы знакомы, а только те, которые применялись в конкретной работе.

4.3. Организация работы. Излагается в случае, если в реферате использованы собственные экспериментальные данные (например, на основе результатов анкетирования). Здесь описывается когда, как и где проводились соответствующие исследования.

5. Раздел 3. Результаты работы. Здесь представляется основная часть реферата, текст которого для наглядности может сопровождаться таблицами, графиками, рисунками. В этом разделе могут быть подразделы с соответствующими названиями, например:

…….

3.1. Исторический аспект состояния проблемы.

3.2. Современное состояние проблемы.

…….

и т.п.

Раздел 4. Обсуждение результатов работы. Здесь представляется собственный взгляд на изучаемую проблему, рассматриваются варианты использования результатов работы в практике (в жизни). Возможны другие аспекты обсуждения.

Раздел 5. Выводы. Выводы формулируются кратко. Они должны соответствовать задачам, поставленным в разделе 2.

Раздел 6. Литература. Здесь дается перечень источников учебной и научно-методической литературы, на которые имеются ссылки в тексте работы. Список литературы представляется в алфавитном порядке в следующей последовательности: порядковый номер, фамилия и инициалы автора, название статьи и (или) книги, место издания, издательство, год издания, страницы.

Наиболее распространенные примеры:

Если проводился анализ всей книги:

…….

7. Погорелов А.В. Геометрия. Учебник для 7-11 классов средней школы. М., Просвещение, 1992, 383 с.

Если анализировался только один раздел (параграф) книги:

…….

7. Погорелов А.В. Объемы и поверхности тел

вращения // Геометрия. Учебник для 7-11 классов средней школы. М., Просвещение, 1992, с. 353-363.

Аналогичным образом оформляются источники из различных журналов.

Особенности оформления ссылок на литературу в тексте реферата.

В тексте реферата обязательно должны быть ссылки на используемую литературу. В противном случае весь реферат воспринимается как полностью авторская работа ученика. Корректно ли это?

Рассмотрим наиболее распространенные примеры корректного использования в своем реферате материалов различных источников литературы. Чаще всего, при этом, своими словами излагается точка зрения автора какой либо работы. Например:

……

По сведениям, которые приводит Машковский В.П. (1990), самым распространенным языком в мире является английский.

……

По сведениям, которые приводит Машковский В.П., самым распространенным языком в мире является английский [4]. Обращаем внимание на то, что ссылка на источник литературы здесь размещается в квадратных скобках.

В последнем примере книга Машковского В.П. в списке литературы должна быть указана под номером 4.

Оба из приведенных вариантов допускаются при оформлении научных работ, поэтому они в равной степени могут быть использованы при написании реферата.

Особенности других вариантов оформления ссылок на источники литературы можно уяснить на примерах, которые встречаются в тексте данной методической разработки.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Учительская газета №№ 5,6 1996 г.

2. Положение об итоговой аттестации выпускников 1Х и Х1 (Х11) классов государственных, муниципальных, и негосударственных общеобразовательных учреждений Российской Федерации. (Приложение 1 к приказу Министерства образования Российской Федерации от 24.02.1995 г. № 88) //Вестник образования № 4, 1995 г., М., Про-Пресс, 1995, с. 2-7.

3. Примерные вопросы по предметам для проведения итоговой аттестации выпускников 11 (12) классов общеобразовательных учреждений в 1995/96 учебном году. //Вестник образования № 1, 1996 г. М., Про-Пресс, 1996, с. 3-64.

4. Реферат // Малая Советская Энциклопедия. (Ред. Б.А. Введенский) Том 7. М., БСЭ, 1960 г. с.1074.

Приложение 1

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №48

Р Е Ф Е Р А Т

По………………………………………

на тему: «…………………………………………..»

Реферат подготовлен

учащ...ся …….класса:

…………………………...

Малаховка, 200… г.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методическое пособие для учащихся 9-11 классов средних общеобразовательных школ программирование на языке pascal

    Учебно-методическое пособие
    Чтобы научиться программированию, надо писать программы, решать конкретные задачи. Изучать приведенные решения. Вводите их в свой компьютер. Не бойтесь экспериментировать – вносите изменения в программы.
  2. Методическая разработка урока литературы в 11 классе

    Методическая разработка
    художественной культуры и традиций; выработать у учащихся умение соотносить определенные языковые средства, приемы их использования, сочетаемости, взаимоотношения с содержанием произведения,
  3. Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 8-11 классов на конкурс «Алтай наш общий дом»

    Методическая разработка
    Отборочный тур проводиться за две недели до игры. Предлагается учащимся ответить письменно на 10 вопросов. Тот, кто правильно ответит на большее количество вопросов, тот входит в число участников игры «Самый умный».
  4. Учебная программа предмета «правоведение» (для учащихся 9-11 классов гуманитарно-юридического профиля) Автор программы

    Программа
    Актуальность изучения права для современной жизни трудно оспорить. Будущим политикам, бизнесменам, служащим и просто гражданам нашей страны очень нужны знания в области юриспруденции.
  5. Образовательная программа «культура здоровья» для учащихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений рекомендовано

    Образовательная программа
    Ж 86 Жуков О.Ф. Образовательная программа «Культура здоровья» для учащихся 1 - 11 классов / О.Ф. Жуков, М.И. Лукьянова. – Ульяновск: УлГУ, 2011. – 17 с.

Другие похожие документы..