Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
„Державна цільова економічна програма енергоефективності на 2010-2015 роки”, яка затверджена постановою Кабінету Міністрів України від 01.03.2010 №24...полностью>>
'Документ'
В период с 18 по 20 июля 2011 года в Конгресс-Отеле «Форум» (г.Рязань) состоится Второй учебно-методический курс для судей и ассистентов судей, прово...полностью>>
'Лекции'
20 ноября 1957 года в Центральном лектории Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний и Москве заместитель министра здраво...полностью>>
'Документ'
Робота з файлами в Paint. Складання карти Європи Відкрийте файл Контурна карта. Збережіть файл у свою папку під власним іменем. Складіть карту Європи...полностью>>

Учебное пособие Книга первая философия древнего мира таганрог 2010

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ В г. ТАГАНРОГЕ

(ТТИ Южного федерального университета)

И.Н. Титаренко

ФИЛОСОФИЯ

Учебное пособие

Книга первая

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

Таганрог 2010

ББК 87я73

Рецензенты:

доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии, культурологии и философии науки Педагогического института Южного федерального университета Несмеянов Е.Е.,

доктор философских наук, профессор кафедры философии и социологии Таганрогского института управления и экономики Майданский А.Д.

Титаренко И.Н. Философия: Учебное пособие. Книга первая. Философия Древнего мира. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. – 140 с.

Данное учебное пособие предназначено для студентов всех специальностей, изучающих философию. В нем излагаются темы, без которых невозможно составить представление о философском знании (предмет и метод философии, философские проблемы в жизни человека, место истории философии в философском знании). Подробно представлена история философии древнего мира. Автор учитывает кредитно-модульную систему, действующую в ТТИ ЮФУ. Настоящее учебное пособие позволяет осуществлять самостоятельную подготовку к семинарским занятиям, сдаче промежуточных и итоговых рейтинг-контролей, а также производить проверку освоения материала посредством контрольных заданий.

© Таганрогский технологический институт ЮФУ, 2010

© Титаренко И.Н., 2010

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ

В начале всякой философии

лежит удивление …

Мишель Монтень

  1. Предмет философии. Философские вопросы в жизни человека.

    1. Античное понимание философии.

1.2. Традиционное понимание философии.

1.3. Современное понимание философии.

  1. Философия и другие формы мировоззрения. Соотношение философии и науки. Философия как форма духовной культуры.

  2. Методы философского анализа.

  3. Философия и ее история.

1. Предмет философии. Философские вопросы

в жизни человека

Приступая к изучению философии, следует осознать и глубоко прочувствовать, что она представляет собой очень древний и крайне сложный для понимания элемент духовной культуры человечества, история которого измеряется тысячелетиями. Сложность постижения философии определена, в первую очередь, предельной широтой философских понятий, общим типом решаемых философией задач, заключающихся в осмыслении всеобщих проблем взаимодействия мира и человека. В чем смысл жизни, как обрести счастье, что такое человек и каково его место в мироздании, на что он может надеяться, какова природа человеческого разума, возможно ли познать истину, в чем сущность красоты – эти вопросы рано или поздно задает себе каждая развитая мыслящая личность. Как отмечал выдающийся русский философ В.С.Соловьев (1853-1900), «безусловно необходимы для жизни человеческой убеждения и воззрения высшего порядка, то есть такие, что разрешали бы существенные вопросы ума, вопросы об истине сущего, о смысле или разуме явлений, ставя безусловную цель для хотения, определяя верховную норму деятельности, давая внутреннее содержание всей жизни…»1. Там, где человек начинает задавать эти общие вопросы, где он отрывает глаза, чтобы удивиться миру, где он открывает разум для глубокого знания о сущности этого мира и о себе самом, там начинается философия. Философ удивляется глубине, проявляющейся под пристальным и пытливым взглядом в тех явлениях и объектах, которые кажутся на первый взгляд простыми и понятными, тому, мимо чего он проходил многократно, не замечая истинного смысла происходящего. «Человек начинает философствовать потому, что известное, близкое становится вдруг загадочным и эту задачу он пытается разрешить»2. Он удивляется тому, что есть мир, а в нем есть порядок и гармония, тому, что существует сам человек и он неповторим, удивляется силе человеческой мысли и непреложности природных законов. Из этого удивления возникает желание понять многообразную действительность во всей ее глубине.

Сегодня, в начале нового тысячелетия, потребность в философском осмыслении бытия проявляется, бесспорно, с особой остротой. Своеобразие современной общественной ситуации состоит в том, что человечество переживает сложнейший период истории – эпоху смены типов цивилизационного развития, поиска новых жизненных ориентиров, выбора адекватных стратегий выживания, призванных обеспечить ориентацию и существование человека в мире быстрых и кардинальных культурных перемен. Стремительное развитие науки, необходимость критического переосмысления трагического опыта истории и испытаний XX века, создают дополнительные условия для нового подъема философии. Чем явственнее и глубже становится осознание человеком катастрофических коллизий современного мира, тем более он уповает на спасительную силу собственной духовности и самосознания, на личное достоинство и нравственно-просветленную свободу.

Особую важность обращение к философскому анализу приобретает для России, упорно ищущей формы культурной, духовной, политической идентификации и мобилизации: когда в общественном сознании распространяется склонность к мистическим темам, когда утрачивается вера в разум и его возможности, когда утверждается беззаботное отношение к непреходящим ценностям бытия, насущной культурной потребностью становится «отрезвление сознания, отказ от навязанных ему нереальных уродливых мечтаний о самом себе»1. И здесь неоценимую услугу обществу может оказать философия. Профессор Л.А.Коган, указывая на сущностную зависимость между уровнем развития общества и состоянием философии, заметил: «…если есть будущее у общества, то есть оно и у философии. Больше того, будущее человечества немыслимо без глубокого самосознания и, стало быть, философии, как и она без него»2. И хотя сейчас о будущем общества можно лишь строить догадки, но одно можно сказать с полной уверенностью: то, каким оно будет, зависит от живущих сейчас людей, прежде всего, от молодого поколения, от его способности постичь тайны природы и законы мышления, верно определить приоритеты жизни и познать глубины человеческой натуры. Осуществить все это поможет философия как квинтэссенция духовной жизни человечества, как наиболее систематизированное и рационализированное мировоззрение своей эпохи.

1.1. Античное понимание философии

История философии знает множество определений философии и ее предмета – образных и метафорических, общих и частных. Они отражают многообразие ее истолкований и представлений о сфере ее интересов, свойственное великим творцам философии. Интересно проанализировать этимологию слова «философия», понять его изначальное буквальное значение. Древнегреческое слово «φιλοσοφία» восходит к двум другим словам – «φιλειν (любить)» и «σοφία (мудрость)». Таким образом, этимологически «философия» – это любовь к мудрости, любомудрие, а философ – это тот, кто любит мудрость (φιλει το σοφόν). По свидетельству Диогена Лаэртского, свое имя философия получила от древнегреческого философа и математика Пифагора (ок. 570 – ок. 497 гг. до н.э.): «Философию философией (любомудрием), а себя философом впервые стал называть Пифагор … мудрецом же, по его словам, может быть только бог, а не человек. Ибо преждевременно было бы философию называть «мудростью», а упражняющегося в ней – «мудрецом», как если бы он изострил уже свой дух до предела; а философ – это просто тот, кто испытывает влечение к мудрости»1. При этом следует обратить внимание на тот интересный факт, что если понятие мудрости и слово, его обозначающее, встречается в литературных источниках всех древних народов, то понятие философии встречается только в литературе древнегреческой, а в языках других народов древнего мира оно отсутствует. У древних греков слово «философия» означало стремление к мудрости, к знанию, к пониманию сущности вещей. Именно в Древней Греции, где в период VIII-V вв. до н.э. и зародилась философия как специфическая форма духовной деятельности, сформировалось исторически первое, иногда называемое «староантичным», понимание философии и ее предмета. Оно связано с отделением совокупного, тогда еще нерасчлененного и неразделенного на составные части, научного знания о мире от ненаучных мифологических представлений. Слово «философия» было в это время синонимом научного знания в целом.

Такой подход можно обнаружить, например, в трудах величайшего философа и ученого Древней Греции Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), разделявшего философию на теоретическую (включавшую метафизику (первую философию), физику, математику), практическую (включавшую этику, политику, экономику), творческую (включавшую поэтику, риторику, искусства). Представляет интерес понимание Аристотелем первой философии и ее предмета, в качестве которого древнегреческий философ называет первые причины и сущее как таковое: «Есть некоторая наука, исследующая сущее как таковое... Эта наука не тождественна ни одной из так называемых частных наук, ибо ни одна из других наук не исследует общую природу сущего как такового…»2. Физику как умозрительное знание о природе Аристотель называет второй философией, что еще раз доказывает ее отнесение в сферу философского знания. Таким образом, философия у Аристотеля (и, в первую очередь, первая философия) понимается достаточно широко, будучи направленной на познание сущего, на выявление его важнейших аспектов, сторон, структуры. Первая философия, по мнению древнегреческого философа, дает начала и принципы прочим научным дисциплинам. Вот, например, как он трактует соотношение предметов математики и философии: «И вообще может возникнуть сомнение, какая же наука должна исследовать материю математических предметов. Это и не учение о природе…, и не наука, рассматривающая доказательство и познание. Стало быть, остается только одно: что этим занимается предлежащая нам философия…. Хотя математика на свой лад и пользуется общими положениями, но начала математики должна исследовать философия»1. Это аристотелевское представление о философии было широко распространенным и далеко вышло за временные рамки античности.

Так, например, французский философ XVII века Рене Декарт также следует еще аристотелевской традиции, рассматривая вопрос о сущности философии: «Прежде всего, я хотел бы выяснить, что такое философия, начав с обычного, а именно с того, что слово «философия» обозначает понятие мудрость и что под мудростью понимается не только благоразумие в делах, но также и совершенное знание всего, что может познать человек; это же знание, которое направляет нашу жизнь, служит сохранению здоровья, а также открытиям во всех искусствах. А чтобы оно стало таковым, оно необходимо должно быть выведено из первых причин так, чтобы тот, кто старается овладеть им (а это и значит, собственно, философствовать), начинал с исследования этих первых причин, именуемых первоначалами»2. Декарт понимает философию как основу знания, которая разрабатывает начала другим наукам: «…должно серьезно отдаться подлинной философии, первой частью которой является метафизика, где содержатся начала познания; среди них – объяснение главных атрибутов Бога, нематериальности нашей души, а равно и всех остальных ясных и простых понятий, какими мы обладаем. Вторая часть – физика; в ней, после того как найдены истинные начала материальных вещей, рассматривается главным образом, как образован весь Универсум; затем, особо, какова природа Земли и всех остальных тел, находящихся около Земли… Далее должно… исследовать природу растений, животных, а особенно человека… Таким образом, вся философия подобна дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви, исходящие из этого ствола, - все прочие науки, сводящиеся к трём главным: медицине, механике и этике. Последнюю я считаю высочайшей и совершеннейшей наукой, которая предполагает полное знание других наук и является последней ступенью к высшей мудрости»1. Взгляд на философию как на достаточно широкую сферу знаний о мире, понимание метафизики и физики в этой формуле восприняты из аристотелевской традиции, а значительная роль, отводимая конкретно-научным дисциплинам, безусловно, определена Новым временем и заметным в этот период прогрессом естественных наук, приобретающих все большую практическую значимость. В связи с этим, Декарт говорит о пользе философии, которая раскрывается в ее плодах: «Подобно тому, как плоды собирают не со ствола дерева, а только с концов его ветвей, так и особая полезность философии зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены только под конец»2.

Аналогичный подход возможно обнаружить у Ф.Бэкона (1561-1626), Т.Гоббса (1588-1679), И.Ньютона (1643-1727). Вот, к примеру, как выражал его Томас Гоббс: «Истинная мудрость есть не что иное, как познание истины в любом предмете. Поскольку же она вытекает из памяти о вещах благодаря определенным и точным наименованиям, она представляет собой результат не внезапного мощного прорыва души, а подлинного разума, то есть философии. Именно через нее открывается путь от созерцания отдельных предметов к общим понятиям. И эта философия делится на столько же ветвей, сколько существует родов вещей, которые могут быть доступными человеческому разуму… Наука, изучающая формы, называется геометрией, наука о движении – физикой, наука о естественном праве называется философией морали, тогда как вся наука в целом называется философией»3.

В «староантичном» представлении о соотношении философии и частных наук был заложен исток, импульс для дальнейшего самоопределения философии, постепенно приведший к формированию так называемого традиционного понимания.

1.2. Традиционное понимание философии

Вместе с процессом предметного самоопределения частных наук, приобретшим особую активность со второй половины XVII века и имевшим своим результатом обретение статуса самостоятельных научных дисциплин математикой, механикой, астрономией, химией, геологией, возникла необходимость переосмысления предмета философии и ее задач. Философия стала все более пониматься как наука об общем в отличие от конкретных наук, занимающихся изучением особенного содержания. Как результат, философы стали подчеркивать отличия философии от других наук, ее особый, исключительный характер в системе научного знания о мире. С легкой руки Аристотеля, считавшего первую философию, за которой впоследствии утвердилось название «метафизика», господствующей и руководящей наукой, философия стала постепенно пониматься как наука всех наук, как сфера знания, занимающая главенствующее положение отношению к остальным наукам. Понимание, основанное на представлениях о философии как науке о всеобщем, получило название «традиционного». Оно было свойственно признанным классикам философской мысли – И.Канту (1724-1804), И.Фихте (1762-1814), Г.Гегелю (1770-1831).

Так, например, Иммануил Кант рассматривал философию как метафизику, основанную на учении о всеобщем в мышлении, называя ее «завершением всей культуры человеческого разума». Так понимаемая философия (метафизика)1 является единственным источником принципов для наук, в том числе и естественных: «…те, кто исследует одни лишь явления природы, всегда остаются одинаково далеки от глубоко понимания первых причин этих явлений и столь же мало способны когда-нибудь достигнуть познания самой природы тел, как и те, кто подымаясь на гору все выше и выше, стали бы убеждать себя в том, что в конце концов они коснутся рукой неба. Поэтому метафизика, без которой, по мнению многих, вполне можно обойтись при разрешении физических проблем, одна только и оказывает здесь помощь, возжигая свет познания»2. В этом смысле «философ есть не виртуоз разума..., а законодатель человеческого разума»1. Исходя из этих идей, И.Кант подробно рассматривает в рамках своего учения вопрос о теоретических предпосылках математики и естествознания, которые способна выявить только философия.

Представление о философии как науке о всеобщем было не менее четко выражено И.Фихте, указывавшим на необходимость поиска всеобщего начала, лежащего в основе многообразия человеческого опыта: «Философским же может быть названо только такое воззрение, которое сводит наличное многообразие опыта к единству одного общего начала и затем исчерпывающим образом объясняет и выводит из этого единства все многообразие… задача философа – вывести возможные в опыте явления из единства предположенного им понятия…»2.

1.3. Современное понимание философии

Если говорить о современном определении философии и ее предмета, то оно, безусловно, ближе традиционному пониманию, основываясь на представлении о философии как о дисциплине, имеющей дело со всеобщим. Однако вряд ли стоит считать философию наукой всех наук, в которой залегают истоки не только уже самоопределившихся наук, но и всех тех, которые, возможно, выделятся из нее в дальнейшем. Предмет современной научной философии своеобразен и не пересекается с предметами частных «нефилософских» наук. Уместно привести здесь следующее рассуждение: «Предмет научной философии специфичен и неизменен, из него выделять и «отдавать» другим наукам нечего, да и не нужно; он у нее единственный, неделимый и нераздаваемый по частям. Предмет философии в объективном смысле стабилен. Иное дело – содержание знания, разработанность его проблематики, способность той или иной отрасли знания найти подлинный предмет своего исследования, выявить его законы (при необходимости помочь другой отрасли знания найти предмет и развить о нем соответствующее представление)… Предмет философии не «распочковывался», предметы естественных наук не порождались им. Частные науки и сама философия выделились, обретя свой предмет, из совокупного преднаучного знания («протознания»)»3.

Возвращаясь к современному определению философии и ее предмета, попытаемся в наиболее общем виде определить, что же она изучает. Самый первый подход к предмету философии позволяет установить, что она имеет дело с весьма широкой сферой субъект-объектных отношений, или, более простыми словами, отношений человека и мира. Взаимодействие человека с окружающей его природой и социальной реальностью многомерно и разнообразно. С давних времен люди стремятся понять законы развития мира, чтобы выстроить свою жизнь в соответствии с ними, постигая периодичность разливов рек и морских приливов, открывая энергию ядерного распада и уясняя потенциал солнечной энергии (это познавательное отношение к миру). Проникая в глубинные тайны природы, они старались понять устройство Вселенной и ее влияние на человеческую жизнь, осознать, какое воздействие оказывает мир на развитие сознания и где залегают истоки последнего, определить, что является более фундаментальным – человеческое сознание или природа с ее нерушимыми законами (это онтологическое отношение к миру) (см. раздел «Онтология как философское учение о бытии»). Познавая все более широкий круг явлений, люди определяли их ценность и значимость для жизни, выстраивали приоритеты в социальных отношениях, учась понимать красоту и гармонию, стремиться к истине и добру, уважать законы и бороться за справедливость (это ценностное отношение к миру). Человеческий род не остался простым наблюдателем: исходя из жизненных потребностей и своих представлений о ценностях, он научился преобразовывать природу, использовать ее силы и скрытые возможности, выступая творцом, строителем, созидателем (это практическое отношение человека к миру).

Однако если предположить, что весь этот широкий круг важнейших взаимных отношений человека и мира входит в предмет философии, то этот предмет оказался бы поистине неохватным. Интересуется ли философия тем, как энергия фотона связана с длинной волны электромагнитного излучения, как рассчитать вероятность случайных событий, как выразить алгебраическое уравнение в радикалах, какова средняя молекулярная масса химических элементов звездного вещества или с помощью какого лекарства вылечить насморк? Безусловно, нет: это вопросы частных наук. Зато философия решает вопросы о том, обладает ли мир как в целом, так и в своих отдельных частях системной организацией, существует ли в нем причинно-следственная связь и какова роль случайности в природных и социальных процессах, какова сущность пространства и времени, как и откуда возникает жизнь на земле, возможно ли достичь истины, какова природа человеческого сознания. Иными словами, философия интересуется лишь всеобщим в многообразных отношениях человека и мира, стремится к выявлению максимально общих законов и связей, к пониманию внутреннего единства мира. Предмет философии – это не одна какая-либо сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла, взятое с точки зрения всеобщности. Философия стремится исследовать как единое целое то, что естественные науки разделили на отдельные части, исследование которых осуществляется различными, зачастую недостаточно связанными между собой научными дисциплинами. Философия, например, рассматривает мир как целостность, тогда как физика, химия, астрономия или биология исследуют лишь его отдельные аспекты. К данной точке зрения на предмет философии, во многих аспектах преемственной по отношению к традиционному его пониманию, склоняются сегодня многие отечественные философы1.

Таким образом, предметом философии является всеобщее в системе отношений человека и мира. В рамках философии субъект-объектные отношения исследуются в наиболее общем плане. Понятия «субъект» и «объект» были введены в философскую терминологию в эпоху Средневековья для обозначения познающего индивида и предмета его познания соответственно. Субъект-объектный подход к пониманию философии и ее предмета сформировался и получил широкое развитие в немецкой классической философии XVIII-XIX вв. Одним из первых его выразил Иоганн Фихте, резко отграничивший человеческий субъект («Я») от всей совокупности противостоящих ему объектов внешнего мира («не-Я»). Доказывая необходимость исходить в объяснении действительности из «Я», Фихте определил свои взгляды как «идеализм», противопоставив их «догматизму» как стремлению исходить из «не-Я» при объяснении человеческого «Я».

В современной философии под «субъект-объектными отношениями» понимают всю совокупность действенно-познавательных отношений человека к противостоящей ему природной и социальной действительности, и этот термин помогает глубже осознать особенности предметной области философских исследований. Действительно, необходимо постоянно учитывать, что философия изучает не только мир в его всеобщности, не только человека в его всеобщности, но их взаимные отношения, влияния, взаимодействия. «Из этого отношения человека к миру и формируется та коренная особенность философского мировоззрения, которую можно определить как биполярность. Речь идет не только об объективном, но также и о субъективном отношении: одни придают преимущественное значение первому, другие – второму…»1. В предмете философии с необходимостью выражено разделение всей действительности на человека и мир, на духовное и материальное, на субъекта и объект. Именно поэтому философия, основанная на работе обобщающего категориального строя человеческого разума, способна создать систему знаний о мире как целом: «Ее задача – не одна какая-нибудь сторона существующего, а все существующее, вся вселенная в полноте своего содержания и смысла; она стремится не к тому, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а к тому, чтобы понять их внутреннюю связь и единство»2. Философское знание, имеющее реальную познавательную ценность, в построении общей картины мира с необходимостью должно опираться на современные данные естественных, технических, гуманитарных, социальных наук, оно должно строиться на обширном и прочном фундаменте знания, не являющегося специфически философским. Однако философия ни в коей мере не является простым объединением результатов, полученных в отдельных науках: ее связь с частными науками сложнее и многограннее, поскольку она не складывает, как мозаику, результаты и данные, получаемые в рамках конкретных частных наук, а опираясь на них, интегрирует новое целостное представление о мире, человеке и их всеобщих взаимоотношениях. Результаты научного познания представляют для философии тот опыт, из которого она исходит как из уже достигнутой данности в выдвижении и обосновании собственных построений.

Выражением специфического предмета философии являются философские проблемы, то есть вопросы, выступающие неотъемлемой частью поисковой познавательной ситуации в философии, на решение которых она и направлена. Необходимость анализа и решения важнейших философских проблем определена их способностью отражать своеобразие предмета философии. И.Кант, выражая связь предмета философии и ее проблем, указывал: «Сферу философии… можно подвести под следующие вопросы: 1) Что я могу знать? 2) Что я должен делать? 3) На что я смею надеяться? 4) Что такое человек?»1 Круг проблем современной философии, конечно, неизмеримо шире, но существо соотношения их с ее предметом Кантом схвачено верно. Перечислим лишь некоторые проблемы современного философского знания: Как соотносятся материя и сознание? Развивается ли мир по естественным законам или им управляют сверхъестественные силы? Конечен или бесконечен мир? Существует ли причинно-следственная связь в мире и какова роль случайности в нем? Каковы свойства материи? Какова сущность человека и его место в системе мироздания? Возможно ли адекватное познание мира и достижение истины? Какими способами человек познает окружающий мир? В чем смысл жизни? Как достичь счастья? В чем сущность прекрасного? Что такое справедливость? В чем смысл и основное направление человеческой истории? Как обеспечить выживание человечества перед лицом глобальных проблем современности?

Рассматривая эти вопросы, нельзя не обратить внимания на их особенности. Прежде всего, это проблемы всеобщего характера. Они стремятся охватить мир в целом, человека в целом, отражают всеобщее во взаимоотношениях этих сложнейших саморазвивающихся систем. Данные проблемы направлены на предельно широкое осмысление субъект-объектных отношений, служат основой формирования мировоззрения человека и задают базовые ориентиры его жизнедеятельности. Всеобщность выступает как важнейшая черта абсолютно всех философских проблем. Еще одной значимой чертой является их постоянство: философские проблемы сохраняют свое значение для любых эпох. В этом – качественное отличие философских проблем от частнонаучных. Современные математики более не рассуждают о том, возможно ли построить правильный 17-угольник с помощью циркуля и линейки, поскольку в 1796 году возможность эту доказал Карл Фридрих Гаусс. Давно доказано и то, что лишь с помощью этих инструментов не решить задач об удвоении куба, трисекции угла и квадратуре круга. Современных физиков не интересуют более оптические проблемы времен Рене Декарта (1569-1650), поскольку они успешно решены. Безусловно, в частных науках периодически возникают вопросы, которые не находят решений в течение длительного времени. Например, великая теорема Пьера Ферма о неразрешимости в натуральных числах диофантова уравнения xⁿ+yⁿ=zⁿ при n>2, сформулированная им в XVII веке, была доказана Эндрю Уайлсом только в конце XX века. Однако такая длительность решения проблем в частных науках являет собой скорее исключение из правил. Совершенно иное дело – проблемы философские. Они вечны в подлинном смысле этого слова в силу их соотнесенности с бытием человека и поиском смысла этого бытия, который людьми обретается «вновь» и «заново». «Для чего вообще все это? Для чего мироздание? Для чего «Я» и мои переживания? А эти вопросы задаются именно потому, что в этом мироздании живет живое существо, которое не создано, а создается. Непрерывно, снова и снова»1. Сегодня, равно как и тысячу лет назад, мыслители будут биться над проблемой определения роли случайности в мире или личности в историческом процессе, ибо философские проблемы «всегда сохраняют свое значение: в каждую эпоху постановка этих проблем означает не просто продолжение традиции, но и выявление новой перспективы»2.

Вместе с тем, осознавая вечность философских проблем, не следует думать, что они принципиально неразрешимы. В каждую новую эпоху новый великий ум находит их специфическое решение, базирующееся на современном ему уровне развития общества, науки, техники, связанное с особенностями культурного и исторического процесса. Именно поэтому философию нередко называют систематизированным, максимально рационализированным мировоззрением своей эпохи1. У философских проблем есть и еще одна интересная черта: судьба творческого решения проблемы и судьба самого творца оказываются в философии неразрывно связанными. «Личность великого философа пронизывает всю инфраструктуру его учения. Платон и Аристотель жили в одну эпоху, так же как Декарт и Спиноза, Кант и Гегель, однако их воззрения, хотя и связаны, сопоставимы, но вместе с тем совершенно самостоятельны и своеобразны; это – разные системы, выношенные и выстроенные сугубо индивидуально, «штучно», в единственном числе»2. В философских учениях, как и в шедеврах искусства, проявляются не только черты эпохи, но и индивидуальные особенности мышления и сила гения великих мыслителей. Эта черта делает философию не только полезным, но еще и крайне увлекательным занятием.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Махачкала 2008

    Учебное пособие
    Вагабов М.В. – руководитель Центра исламских исследований при Дагестанском государственном университете, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации и Республики Дагестан.
  2. Учебное пособие для студентов старших курсов и слушателей магистратуры Москва 2011

    Учебное пособие
    В учебном пособии раскрывается понятие аналитики, содержание интеллектуальных технологий юридической деятельности, определена роль ряда научных дисциплин, прежде всего философии, социологии, логики, экономической науки, математики,
  3. Учебное пособие для студентов старших курсов и слушателей магистратуры Второе издание

    Учебное пособие
    В учебном пособии раскрывается понятие аналитики, содержание интеллектуальных технологий юридической деятельности, определена роль ряда научных дисциплин, прежде всего философии, социологии, логики, экономической науки, математики,
  4. Книга рассчитана на широкого читателя (1)

    Книга
    В книге рассмотрены закономерности и тенденции общественного развития, проявившиеся на грани второго и третьего тысячелетий. Состояние современного мира характеризуется нестабильностью, нарастанием экологического и социального кризисов,
  5. Книга рассчитана на широкого читателя (2)

    Книга
    В книге рассмотрены закономерности и тенденции общественного развития, проявившиеся на грани второго и третьего тысячелетий. Состояние современного мира характеризуется нестабильностью, нарастанием экологического и социального кризисов,

Другие похожие документы..