Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Инструкция'
Настоящая конкурсная документация подготовлена в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров...полностью>>
'Закон'
Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объедин...полностью>>
'Доклад'
Гимназия реализует общеобразовательные программы начального, основного общего и среднего ( полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную...полностью>>
'Документ'
Г-жа Фауст: Здравствуйте! Вот мы и опять встретились. Если вы помните, в прошлый раз мы говорили о женщинах среднего возраста. О том, что многие не ви...полностью>>

Программа дисциплины по кафедре Социологии, политологии и социальной работы Профессионально-этические основы

Главная > Программа дисциплины
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Тихоокеанский государственный университет

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

____________ С.В. Шалобанов

«_____» ____________ 200_ г.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

по кафедре Социологии, политологии и социальной работы

Профессионально-этические основы
социальной работы

Утверждена научно-методическим советом университета для направлений подготовки (специальностей) в области гуманитарных дисциплин

Хабаровск 2006 г.

Программа разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, предъявляемыми к минимуму содержания дисциплины и в соответствии с примерной программой дисциплины, утвержденной департаментом образовательных программ и стандартов профессионального образования с учетом особенностей региона и условий организации учебного процесса Тихоокеанского государственного университета.

Программу составил (и)

________Дьякова М.А.________ ____к.с.н., доцент каф._СпиСР_

____________________________ _____________________________

____________________________ ____________________________

Ф.И.О. автора(ов) Ученая степень, звание, кафедра

Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры

протокол №________от «____»______________ 200_г

Зав.кафедрой_________ «____»______________200_г __________________

Подпись дата Ф.И.О.

Программа рассмотрена и утверждена на заседании УМК и рекомендована к изданию

протокол №________от «_____»_______________ 200_г

Председатель УМК________ «_____»_____________200_г ______________

Подпись дата Ф.И.О.

Директор института_________ «_____»______________200_г _____________

(декан факультета) Подпись дата Ф.И.О.

  1. Цели и задачи изучаемой дисциплины

1.1. Целью курса является: формирование у студентов целостного представления о социально-этических проблемах современного общества; раскрытие социокультурных особенностей и этических стандартов профессиональной социальной работы, а также усвоение будущим социальным работником основных морально-этических норм, принятых в профессиональном сообществе.

1.2. Задачи курса:

  • дать студентам первичные теоретические знания об этике как системе норм нравственного поведения человека, общественной и профессиональной группы;

  • раскрыть специфику реализации принципов общечеловеческой морали в сфере социального обслуживания населения, деятельности социальных служб и социальных работников;

  • обосновывать особенности принципов этики профессиональной социальной работы, раскрыть ее функции, а также определить специфику содержания категорий профессиональной этики социальной работы;

  • сформировать представление о профессиональ­ной морали, совокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этичес­ких принципах и нормах поведения, отражающих сущность профессии со­циального работника и дилеммах, возникающих в профессиональной деятельности социального работника;

  • раскрыть характер нравственной стороны профессиональной деятельности социального работника и нравственных отношений в сфере социального обслуживания населения;

  • повысить уровень знаний и раскрыть актуальность социально-этических проблем современности;

  • проанализировать возможные решения практических задач, связанных с этическими установками, нормами и ценностями;

  • содействовать повышению уровня моральности и обеспечить этичность поведения и действий будущих специалистов по социальной работе, а также выработке их личной позиции и более четкому пониманию меры своей ответственности перед клиентами, коллегами, социальными службами, своей профессии и обществом в целом.

  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В итоге изучения курса «Профессионально-этические основы социальной работы» студенты

2.1. Должны знать:

  • особенности морально-нравсвенной стороны социальной работы как профессиональной социальной деятельности по оказанию помощи индивидам, семьям, социальным группам или общинам, усилению или восстановлению их способности к функционированию и созданию благоприятных условий для достижения этих целей;

  • специфику реализации принципов общечеловеческой морали в сфере социального обслуживания населения, деятельности социальных служб и социальных работников, а также нравсвенно-этических норм поведения специалистов по социальной работе;

  • общечеловеческие ценности (человек наивысшая ценность, его права и свободы);

  • этические традиции становления и развития общественного призрения и благотворительности, а также ценности современного российского общества;

  • этические нормативы зарубежных стран;

  • основные нормы и принципы этикета в профессиональной деятельности социального работника;

  • Основные категории и понятия профессиональной этики социальной работы: «этические отношения», «этическое сознание», «этические действия», «профессиональный долг» и др.

2.2. Должны владеть:

  • правилами общения и поведения, нравственных норм и предписаний, регулирующих отношения между работниками социальных служб и клиентами, между самими социальными работниками, а также между социальными работниками и служащими государственных и негосударственных управленческих структур;

  • знаниями об этических проблемах исследований в социальной работе; этических принципах и кодексах прав на проведение исследований, а также требованиях нравственных принципов и публикаций результатов научных исследований, доведения их до широкой публики и специалистов, работающих в системе социальных служб;

  • ком­плексом профессиональных, правовых и морально-этических пра­вил, составляющих понятие профессионального долга соци­ального работника;

2.3. Должны иметь опыт или представление о:

  • специфических ценностях современной российской социальной работы, а также личностных ценностях и идеалах специалистов;

  • нормах поведения и облике социального работника;

  • этических обязательствах социального работника по отношению к своим клиентам;

  • этических обязательствах социального работника по отношению к коллегам;

  • этических обязательствах социального работника по отношению к организациям, с которыми он сотрудничает;

  • этических обязательствах социального работника по отношению к своей профессии;

  • этических обязательствах социального работника по отношению к обществу;

  • этике партнерских взаимоотношений с клиентом, правительственными и неправительственными организациями, специалистами в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения;

  • этических проблемах современности и приоритетах профессиональной социальной работы.

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Наименование

По учебным планам (УП)

Общая трудоемкость дисциплины

по ГОС

по УП

Изучается в семестрах

1

Вид итогового контроля по семестрам

зачет

экзамен

Курсовой проект (КП)

Курсовая работа (КР)

Расчетно-графические работы (РГР)

Реферат (РФ)

Домашние задания (ДЗ)

1

-

-

-

-

-

-

Аудиторные занятия:

Всего

В том числе:

лекции (Л)

лабораторные работы (Л)

практические занятия (ПЗ)

51

34

-

17

Самостоятельная работа

общий объем часов (С2)

В том числе:

на подготовку к лекциям

лабораторным работам

на подготовку к практическим занятиям

на выполнение КР

на выполнение РГР

на написание РФ

на выполнение ДЗ

51

-

-

40

-

-

-

11

  1. Содержание дисциплины

Раздел дисциплины

Л

ПЗ

ДЗ

С2

1

2

3

4

5

6

1.

Предмет, цели и задачи курса «Профессионально-этические основы социальной работы».

*

*

2.

Этические традиции в становлении и развитии общественного призрения и благотворительности на Руси.

*

*

*

*

3.

Профессиональная этика социального работника. Основные понятия и принципы.

*

*

*

*

4.

Философские ценности профессиональной социальной работы.

*

*

*

*

5.

Отечественный и зарубежный профессионально-этические кодексы социального работника.

*

*

*

*

6.

Личностно-нравственные качества социального работника.

*

*

*

*

7.

Моральные нормы и принципы в социальной работе.

*

*

8.

Этические проблемы исследований в социальной работе.

*

*

9.

Деонтология и ее проявление в отдельных видах социальной работы.

*

*

*

*

10.

Профессиональные интересы и партнерские взаимоотношения в социальной работе.

*

*

*

*

11.

Этика взаимоотношений с клиентом.

*

*

*

*

12.

Нравственно-этические отношения в микросоциальной среде.

*

*

13.

Этика взаимоотношений с правительственными и неправительственными организациями.

*

*

*

*

14.

Этика партнерских взаимоотношений специалистов в сфере социального обслуживания населения.

*

*

*

*

15.

Этические проблемы современного общества и социальная работа.

*

*

*

*

16.

Этикет социального работника.

*

*

*

*

17.

Профессиограмма социального работника

*

*

*

Тема 1. Предмет, цели и задачи курса «Профессионально-этические основы социальной работы».

Этика социальной работы – учение о морально-нравственных основах профессиональной социальной деятельности по оказанию помощи индивидам, семьям, социальным группам или общинам, усилению или восстановлению их способности к функционированию и созданию благоприятных условий для достижения этих целей, нравственно-этических нормах поведения специалистов по социальной работе.

Профессиональная этика социальной работы как отрасль прикладной науки о роли нравственных начал в деятельности работников социальных служб и специфическое проявление общей этики в социальном обслуживании. Объект, предмет. Цели и задачи «этики социальной работы». Этические категории. Роль морали в становлении социальной работы. Функции профессиональной этики социальной работы.

Будущее этики социальной работы. Этика социальной работы как философско-социологическое знание.

Тема 2. Этические традиции в становлении и развитии общественного призрения и благотворительности на Руси.

Исторические корни и традиции оснований становления социальной поддержки нищих, больных, престарелых, женщин, вдовцов и пленных. Интеграция христианской морали и славянской духовности. Распространение этических норм христианского вероучения по отношению к престарелым нищим и страждущим на Руси.

Этические взгляды Древней Руси. Социально-этические концепции средневековья в России. Принципы нравственного регулирования жизненно важных семейных и общественных действ в "Домострое" – памятнике литературы XVI века.

Морально-этическая ориентация в развитии общественного призрения и благотворительных обществ в России. Нравственно-этические ценности российских народов: милосердие, гуманность, взаимопомощь, справедливость, нравственность, совесть, национальная гордость, ценность детей и благотворительность. Российский менталитет и нравственность. Этические взгляды на благотворительность П.Я.Чаадаева, В.О.Ключевского,И.А.Ильина, Н.А.Бердяева, П.А.Флоренского, Л.Н.Толстого, П.А.Сорокина.

Этика социального обеспечения и обслуживания в России. Сущность морально-нравственных подходов к социальной работе в современной Российской Федерации. Возникновение профессиональной этики социальной работы.

Тема 3. Профессиональная этика социального работника. Основные понятия и принципы.

Профессиональная этика как совокупность норм и правил, регулирующих поведение специалиста на основе общечеловеческих моральных ценностей, с учетом особенностей его проф. деятельности и конкретной ситуации. Содержание и задачи профессиональной этики. Современная классификация профессий и виды профессиональной этики (традиционные, новые, этика делового общения). Общие и специфические (частные) особенности профессиональной этики.

Профессиональная мораль и профессиональные моральные нормы. Место и роль профессиональной морали в общей системе нравственных отношений современного общества. Специфичность содержания и форм моральных требований в различных профессиях. Виды профессиональной морали.

Профессиональная этика современного социального работника: общее и особенное. Основные понятия и принципы профессиональной этики социального работника (принцип моральной ответственности перед клиентом; принцип моральной ответственности перед профессией и коллегами; принцип моральной ответственности перед обществом и др).

Условия становления в России профессиональной этики социального работника. Пути и средства формирования нравственно-этической культуры работников социальных служб.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины по кафедре социологии, политологии и социальной работы «Теория социальной работы»

    Программа дисциплины
    Программа разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта, предъявляемыми к минимуму содержания дисциплины и в соответствии с примерной программой дисциплины, утвержденной департаментом образовательных
  2. Программа дисциплины по кафедре Социологии, политологии и социальной работы социальная геронтология

    Программа дисциплины
    1.1. Целью курса являются формирование у студентов целостного, системного представления о социальной группе пожилых и старых людей, составляющих значительную часть современного общества и имеющих свой специфический характер; раскрытия
  3. Программа дисциплины по кафедре Социология, политология и социальная работа Содержание и методика социально-медицинской работы

    Программа дисциплины
    Программа разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, предъявляемыми к минимуму содержания дисциплины и в соответствии с примерной программой дисциплины, утвержденной департаментом образовательных
  4. Программа дисциплины по кафедре Социологии, политологии и социальной работы педагогика

    Программа дисциплины
    Программа разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, предъявляемыми к минимальному содержанию дисциплины и в соответствии с примером программной дисциплины, утвержденной департаментом образовательных
  5. Программадисциплины по кафедре социологии, политологии и социальной работы «Социальная педагогика» утверждена научно-методическим советом университета для подготовки в области гуманитарных дисциплин Хабаровск 2006

    Программа
    Программа разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта, предъявляемыми к минимуму содержания дисциплины и в соответствии с примерной программой дисциплины,

Другие похожие документы..