Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
"Как мне объясниться с тобой? - думалось ему, покуда думалось. - Ведь это не блуд. Грубый разврат всеяден; тонкий предполагает пресыщение. Но ес...полностью>>
'Документ'
1. Положення (стандарт) бухгалтерського обліку 12 "Фінансові інвестиції" (далі - Положення (стандарт) 12) визначає методологічні засади фор...полностью>>
'Документ'
Идея психологического сопровождения является идеологией и методом работы школьной психологической службы. Сопровождение рассматривается нами как проце...полностью>>
'Документ'
, Фастівський район 4 ДТГО «Південно-Західна залізниця» Недіючий лікувальний корпус Буде визначатись при зверненні орендаря Київська обл....полностью>>

Управление качеством в заведениях общественного питания

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Управление качеством в заведениях общественного питания

Данная глава является своего рода обобщением того, что ранее было
рассмотрено в предыдущих главах. Ведь понятие «качество» проявляется на всех этапах и во всех процессах, протекающих на предприятии общественного питания: это то, насколько качественно обустроено помещение, насколько качественное оборудование в нем используется, насколько качественные продукты питания, способ приготовления, подача.

Так, в предыдущей главе мы рассмотрели правила обслуживания клиентов, которые также являются стандартом качественного обслуживания. Поэтому теперь мы уделим больше внимания тому, каким образом мы можем отслеживать и контролировать соблюдение стандартов на своем предприятии.

1.1Особенности понятия качества в сфере услуг

Когда мы говорим о качестве в сфере общественного питания, то можно выделить два его основных составляющих: качество продукции, предлагаемой в заведении общественного питания, и качество оказываемых в нем услуг.

В случае с продуктом - все более или менее ясно: есть четкий и определенный стандарт, какие продукты питания могут и какие не могут быть использованы в процессе приготовления блюда, каковы могут быть методы обработки, температурные режимы и т.п. По этому вопросу разработаны государственные стандарты, СНиПы, рекомендации. Когда же мы говорим об услугах, прописать какие-либо стандарты становится гораздо сложнее.

Общее понятия качества можно сформулировать таким образом:

  • Качество - степень, с которой совокупность характеристик соответствует предъявляемым требованиям

  • Обеспечение качества - создание уверенности у потребителя в том, что требования к качеству будут выполнены

  • Система управления качеством - система управления организацией применительно к качеству

Существуют различные подходы и к толкованию понятия «качество услуги». Наиболее употребляемым является определение, данное в Международном стандарте ИСО 8402-94 «Управление качеством и обеспечение качества. Словарь». Вот это определение: «Качество услуги - это совокупность характеристик услуги, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности».

В МС ИСО 8402-94 также принят термин «качество обслуживания», которое рассматривается как совокупность характеристик процесса и условий обслуживания, обеспечивающих удовлетворение установленных или предполагаемых потребностей потребителя.

К важнейшим характеристикам услуги, обеспечивающим её способность удовлетворять определенные потребности, относятся:

  • Надежность - способность персонала в точности предоставить обещанную услугу. С обеспечения надежности должна начинаться разработка программы качественного сервиса. Основанием для надежности является компетентность персонала. Сгладить некомпетентность персонала не помогут ни большие затраты на реконструкцию и обновление, ни дружелюбное и приветливое обслуживание клиента.

  • Предупредительность - решимость помочь клиенту и без задержки оказать услугу. Во время обслуживания очень часто возникают нештатные ситуации или же у клиентов появляются особые желания (приготовить и подать блюдо за немыслимые сроки и т.п.). В подобных случаях оценивается способность предприятия найти неординарное и эффективное решение. В таких случаях необходима качественная работа персонала, который должен незамедлительно реагировать на возникающие проблемы в соответствии с принципами каждого конкретного предприятия в работе с требовательными и скандальными клиентами (согласно правилу Парето, можно предположить, что 20% клиентов создают 80% проблем).

  • Доверительность - умение персонала вызывать доверие. Для создания доверительности очень важно акцентировать внимание на внешних признаках, которым потребители доверяют в большей степени. Хорошо организованный интерьер номеров, ресторана, чистота помещений и опрятный вид улыбающихся служащих - все это внешние критерии качества обслуживания, по которым клиенты сделают заключение о том, что здесь всё в порядке и этому заведению можно довериться. Доступность - легкость установления связей с персоналом. К примеру, если гость через официанта вызвал администратора, то тот должен прибыть в течение нескольких минут, а не часов.

  • Коммуникативность - способность обеспечить такое обслуживание, которое исключит недопонимание между персоналом и клиентами за счет того, что необходимая информация будет предоставляться клиентам вовремя и без дополнительного запроса с их сторон.

  • Внимательное отношение - индивидуальное обслуживание и внимание, которое проявляется по отношению к клиенту. Особая ценность этой характеристики качества услуги объясняется тем, что каждый клиент имеет особые потребности, отличающиеся от потребностей других людей. Чтобы обеспечить верность (лояльность) клиента предприятию, при предоставлении услуги следует показать, что конкретный клиент является для предприятия особенным и его индивидуальные потребности будут учтены.

При рассмотрении качества услуг часто употребляются нестандартизованные определения: «соответствует - не соответствует требованиям», «выше уровня – ниже», «хорошо – плохо», «удовлетворяет потребности - не удовлетворяет» и т.д.

Широкое распространение нестандартизованных терминов в отношении качества услуг вполне оправдано, так как позволяет показать всю многогранность качественных характеристик в деятельности предприятий гостеприимства.

Качество услуги с точки зрения потребителя.

Для предприятий гостеприимства решающее значение имеет то, что и как потенциальный потребитель принимает за качество на рынке услуг, то есть при рассмотрении понятия «качество» в центре внимания находится личность потребителя.

При оценке качества услуги потребитель сравнивает то, что ему предоставили, с тем, что он желал получить. Ожидаемая услуга представляет собой ожидаемое качество и может соотноситься с желаниями и индивидуальными нормами потребителей, с объективными представлениями об ожидаемом или другим стандартом сравнения.

Оценка услуги зависит от опыта обращения к производителям подобных услуг, от знания услуги, рыночной коммуникации (сведений из рекламы, СМИ, каталогов, проспектов), личных желаний потребителя и имиджа производителя.
Здесь следует обратить внимание на подстерегающую Вас опасность: не пытайтесь в рекламе представить Ваш ресторан лучше, чем он есть на самом деле! Клиент зайдет к Вам в заведение с соответствующими ожиданиями, и если они не оправдаются, будет разочарован. В этом отношении даже лучше, чтобы ожидания клиента были несколько занижены (относительно качества, а не относительно цены!).

Одна и та же услуга воспринимается её потребителями по-разному, вследствие индивидуальности их характера, интересов, личных качеств, знаний, а также ситуации, в которой происходит потребление услуги.

К ситуационным особенностям восприятия качества относится предоставленное в распоряжение время (например, в спешке можно не заметить, а в спокойной обстановке рассмотреть все детали), конкретная обстановка и т.д.

Открытость рынка позволяет предприятию провести прямое сравнение своего пакета услуг с предложениями конкурентов - отсюда происходит понятие «относительное качество», которому присущи следующие характеристики:

  • возможность сравнения с услугами самых сильных конкурентов

  • возможность рассмотрения с точки зрения потребителя

  • независимость от структуры цен на предприятии

  • возможность охвата не только материальных, но и нематериальных составляющих услуг, включая поведение персонала

Выявление относительного качества укрепляет надежность предприятия, помогает завоевать и удержать позиции на рынке. Методика выявления относительного качества включает два этапа.

На первом этапе выделяют важнейшие с точки зрения потребителя критерии (5-10), которые приводят к принятию решения о приобретении услуг, при этом цены в расчет не принимаются. Важность выделенных критериев необходимо согласовать с мнением персонала, который непосредственно контактирует с потребителем и имеет большой опыт общения.

Второй этап - оценка критериев по 5-10-балльной шкале и последующее сравнение с такой же оценкой идентичных критериев на важнейших предприятиях-конкурентах. Чем больше будет предприятий, тем точнее будут критерии относительного качества, которые лучше изобразить графически, в результате чего получится своеобразный профиль качества.

Понятие «качество» с позиции потребителя рассматривают многие авторы. Так, Ф.Татарский утверждает, что «качества вообще не бывает, а бывает оно только применительно к конкретным требованиям конкретных потребителей и оказывается, как правило, неким компромиссом между качеством и ценой».

Дж.Харингтон подходит к этому понятию следующим образом: «Качество - это удовлетворение ожиданий потребителя за цену, которую он себе может позволить, когда у него возникла потребность. Высокое качество - превышение ожиданий потребителя за более низкую цену, чем он предполагает».

Таким образом, удовлетворение определяется не только качеством. Удовлетворение - это результат анализа цены и пользы, а именно сравнения качества и цены. Очень часто, особенно в сфере услуг, потребитель остается недовольным, несмотря на то, что считает качество высоким. При этом причина недовольства – цена. В то же время этот же потребитель будет доволен другим, более дешевым продуктом.

Таким образом, следует помнить о том, что качество обычного продукта и качество обслуживания – две принципиально разные категории. И если в первом случае можно установить четкие численные нормативы, то в случае обслуживания, где огромное значение имеет личностный фактор, можно дать лишь общие рекомендации, на что стоит обратить внимание, но ни в коем случае не нормированные шаблоны поведения.

1.2Стандарты качества

1.2.1Внешние стандарты качества

Стандарты качества можно разделить на внутренние стандарты предприятия – стандарты, установленные самим предприятием для самого себя, и внешние стандарты – стандарты, диктуемые государственными органами или независимыми организациями.

Стандартизация - это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение услуг надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда.

Цель стандартизации – упорядочить деятельность в той или иной области посредством использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач.

Что обычно стандартизируют? Стандартизировать можно услугу, процесс обслуживания, для которых разрабатывают те или иные требования, характеристики, параметры, правила и т.п. Стандартизация может касаться либо объекта в целом, либо его отдельных составляющих (характеристик).

В зависимости от того, участники какого географического, экономического, политического региона мира принимают стандарт, различают уровень стандартизации:

  • международный - деятельность, открытая для соответствующих органов любой страны

  • региональный - деятельность, открытая только для соответствующих органов государств одного географического, политического или экономического региона мира

  • национальный - стандартизация в конкретном государстве. В свою очередь национальная стандартизация может осуществляться на разных уровнях: на государственном, отраслевом, в том или ином секторе экономики, на уровне ассоциаций, объединений, предприятий

Международная и региональная стандартизация осуществляется специалистами стран, представленных в соответствующих международных и региональных организациях.

В процессе стандартизации вырабатываются нормы, правила, требования, характеристики, которым должен соответствовать стандартизуемый объект, которые оформляются в виде нормативного документа. Это стандарты, документы технических условий, своды правил, регламенты.

Стандарт - нормативный документ, утвержденный общепризнанным органом и призванный упорядочить деятельность в определенной области. В стандарте устанавливаются общие принципы, правила, характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.

Документ технических условий устанавливает технические требования, которым должна удовлетворять услуга (процесс). В документе технических условий должны быть указаны, в случае необходимости, процедуры, с помощью которых можно установить, соблюдены ли данные требования.

Свод правил - документ, рекомендующий технические правила или процедуры проектирования, изготовления, обслуживания, эксплуатации.

Регламент - документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органом власти.

Развитие международной торговли и международного сотрудничества во всех областях человеческой деятельности привело к тому, что возникла потребность в том, чтобы согласовать многочисленные стандарты разных стран (так определить понятие качества того или иного продукта, чтобы все понимали его одинаково). Так появились международные стандарты. Мировой опыт управления качеством сконцентрирован в пакете международных стандартов ИСО 9000—9004, принятых в марте 1987 года и обновленных в 1994 году.

В своем классическом варианте стандарты ИСО серии 9000 были разработаны для промышленности, однако общая философия систем качества, изложенная в них, универсальна. Поэтому сегодня предприятия и организации самых различных сфер деятельности стали активно использовать эту методологию.

Определенным достижением мирового опыта в управлении качеством услуг можно считать принятие ИСО международного стандарта ИСО 9004-2 «Общее руководство качеством и элементы системы качества. Часть 2. Руководящие указания по услугам».

В сфере обслуживания очень распространены также стандарты, предлагаемые различными негосударственными организациями, которые являются признанными специалистами в той или иной сфере. Кроме того, большинство крупных сетей (в том числе и ресторанных) разрабатывают свои собственные стандарты, которые в рамках этих сетей строго поддерживаются и контролируются. Мы уже немного говорили о стандартах, используемых в сетях ресторанов быстрого питания («McDonalds», «Чайная ложка»). Подобных стандартов в несетевом ресторанном бизнесе пока не существует. Как нет и организаций, публично проверяющих соответствие заведений общественного питания определенным стандартам 1.

Тесно связано с понятием стандартов и термин сертификация (правила поучения сертификата также базируются на проверке соответствия организации определенным стандартам).

Слово «сертификация» в переводе с латинского языка означает «сделано верно». Для того чтобы убедиться, что услуга «оказана верно», необходимо знать, каким требованиям она должна соответствовать и каким образом возможно получить достоверные доказательства этого соответствия. Общепризнанным способом такого доказательства служит сертификация соответствия.

Сертификация - процедура, посредством которой третья сторона дает письменную гарантию, что услуга соответствует заданным требованиям. Под третьей стороной понимается лицо или орган, признанный независимым ни от производителя услуг (первой стороны), ни от их потребителя (второй стороны).

Процедуры, правила, испытания и другие действия, согласно которым проводится сертификация, могут быть различными в зависимости от ряда факторов. Среди них - законодательство, касающееся стандартизации, качества и непосредственно сертификации, особенности объекта сертификации, что в свою очередь определяет выбор метода проведения исследований и т.д. Другими словами, доказательство соответствия производится по той или иной системе сертификации 2. В общем виде систему сертификации составляют:

  • центральный орган, который управляет системой, проводит надзор за ее деятельностью и может передавать право на проведение сертификации другим органам

  • правила и порядок проведения сертификации

  • нормативные документы, на соответствие которым осущес­твляется сертификация

  • процедуры (схемы) сертификации

  • порядок инспекционного контроля

Сертификацию услуг осуществляют органы по сертификации, аккредитованные в центральном (национальном) органе. Функции органа по сертификации услуг могут выполнять предприятия и организации, отвечающие требованиям независимости и компетентности и имеющие не менее двух экспертов-аудиторов.

Системы сертификации могут действовать на национальном, региональном и международном уровнях. Кроме того, сертификация может носить обязательный и добровольный характер.

Обязательная сертификация осуществляется на основании законов и законодательных положений и обеспечивает доказательство соответствия услуг требованиям технических регламентов, обязательным требованиям стандартов - безопасности, охраны здоровья людей и окружающей среды.

Обязательная сертификация введена такими законами, как «О защите прав потребителей», «О сертификации продукции и услуг».

Добровольная сертификация проводится органами по сертификации по договорным ценам и только после получения обязательного сертификата безопасности.

Порядок проведения сертификации услуг включает:

  • подачу заявки на сертификацию

  • принятие решения по заявке, в том числе выбор схемы сертификации

  • разработку методики проведения проверки

  • проведение сертификационной проверки

  • выдачу сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия, заключение договора на проведение инспекционного контроля за соответствием

  • осуществление инспекционного контроля за соответствием сертифицированной услуги требованиям нормативных документов

Инспекционный контроль осуществляется органом, выдавшим сертификат, в течение всего срока действия сертификата, но не реже одного раза в год, в форме периодических и внеплановых проверок. Результаты инспекционного контроля оформляются актом, в котором дается оценка результатов контроля и заключение о возможности сохранения действия выданного сертификата. Акт хранится в органе по сертификации, а его копии направляются исполнителю услуг и организациям, принимавшим участие в инспекционном контроле. В случае выявления нарушений действие сертификата может быть приостановлено либо прекращено.

Следует отметить, что за рубежом тысячи ресторанов сертифицируют свои системы качества в национальных и международных системах сертификации, что дает им значительные преимущества в конкурентной борьбе.

Подробнее о сертификации предприятий общественного питания в России мы говорили в главе нашего справочника, посвященной юридическим вопросам.

1.2.2Внутренние стандарты предприятия

Каждое предприятие в явной или неявной форме создает собственные стандарты качества в виде неких указаний о том, что и как надо делать в определенных ситуациях.

Зачем нужны стандарты предприятия:

  • Научить людей трудиться долго, монотонно, в жестких условиях

  • Дать эталоны для самооценки, самоконтроля, саморазвития

  • Исправлять и не допускать появление типичных и повторяющихся несоответствий (ошибок)

  • Увеличить коэффициент полезного действия (КПД) сотрудников, процессов, подразделений, компании

  • «Ввести» человека в средние рамки крепкого исполнителя

  • Связать стыки между рабочими местами, подразделениями, функциями

  • Превратить отдельные удачные «ситуации, находки и решения» в общепринятые технологии

  • Отделить технологию от человека и тем самым обеспечить преемственность качества деятельности при смене исполнителя

  • Дать уверенность заинтересованным лицам в том, что их требования зафиксированы, понятны и исполняются надлежащим образом

Прежде чем устанавливать правила, подумайте:

  • А можно ли их исполнить?

  • Какой должна быть форма, процедура и периодичность контроля правил?

  • Кто будет их контролировать?

  • Какими будут санкции за нарушение?

  • Каким будет поощрение за исполнение?

  • Как правила будут влиять на производительность труда, лояльность сотрудников, общий морально-психологический климат в коллективе?

  • Главный вопрос: как внедрение стандартов отразится на клиентах?

1 - Так в Дании, например, существует организация, представители которой посещают заведения общественного питания и проверяют их соответствие разработанным этой организацией стандартам. По результатам проверки на заведении вывешивается «вердикт» этой организации в виде пиктограмм с пояснениями по различным параметрам:  - очень хороший сервис,  - средний уровень (недостатки могут быть устранены в течение нескольких дней без закрытия заведения) и  - низкий уровень – недостатки могут быть устранены с закрытием заведения на несколько дней. Данные результаты показаны в динамике, так что любой посетитель сразу видит, насколько последовательно поддерживается уровень качества в том или ином заведении.

2 - В соответствии с Руководством 2 ИСО/МЭК, система сертификации - это система, которая осуществляет сертификацию по собствен­ным правилам, касающимся как процедуры, так и управления.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «Основные виды предприятий общественного питания. Цели и задачи программы»

    Документ
    Отрасли общественного питания свойственно сочетание трёх функций: производство готовой пищи; её реализация; организация потребления. Исходной является функция производства, затраты труда на которую составляют 70-90% всех затрат труда в отрасли.
  2. Формирование системы управления качеством услуг на предприятиях общественного питания

    Автореферат
    Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Дагестанский государственный технический университет».
  3. Тимирьянова Венера Маратовна Организация управления предприятиями общественного питания (название дисциплины) учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Организации управления предприятиями общественного питания» составлен в соответствии с требованиями основной обязательной программы по дисциплине по специальности 080502.
  4. Организационно-экономические основы управления развитием предприятий сферы общественного питания

    Автореферат
    Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (сфера услуг)
  5. Совершенствование качества системы управления персоналом на предприятиях общественного питания

    Автореферат
    Работа выполнена на кафедре «Управление качеством и безопасностью пищевых продуктов и производств» ГОУВПО «Московский государственный университет пищевых производств».

Другие похожие документы..