Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Цель преподавания дисциплины. Объектом изучения учебной дисциплины «Коммерческая логистика» являются материальные, финансовые и связанные с ними инфо...полностью>>
'Документ'
В настоящее время Регистром сертификации на Федеральном железнодорожном транспорте (РСФЖТ) совместно с ОАО «РЖД» ведется работа по корректировке Норм...полностью>>
'Документ'
Для решения первоочередных проблем развития экономики города исполкомом и городским советом в Программе экономического и социального развития на 2010...полностью>>
'Рассказ'
Автобусная обзорная экскурсия по Москве (вы проедете по улицам, бульварам и площадям столицы, побываете на Воробьевых горах, посетите мост Багратион, ...полностью>>

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования Направление подготовки дипломированного специалиста (14)

Главная > Образовательный стандарт
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования

Направление подготовки дипломированного специалиста

"Телекоммуникации"

Специальность 210402 – Средства связи с подвижными объектами

Квалификация - инженер

Вводится с момента утверждения

Москва 2000 г.

1. общая характеристика направления подготовки дипломированного специалиста

"ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ"

1.1 Направление подготовки дипломированного специалиста утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации № 686 от 02.03.2000 г.

1.2. Перечень образовательных программ (специальностей), реализуемых в рамках данного направления подготовки дипломированного специалиста:

210401 Физика и техника оптической связи

210402 Средства связи с подвижными объектами

210403 Защищенные системы связи

210404 Многоканальные телекоммуникационные системы

210405 Радиосвязь, радиовещание и телевидение

210406 Сети связи и системы коммутации

1.3. Квалификация выпускника - инженер.

Нормативный срок освоения образовательных программ подготовки инженера в рамках направления подготовки дипломированного специалиста "Телекоммуникации" при очной форме обучения - 5 лет.

1.4. Квалификационная характеристика выпускника.

1.4.1. Место направления в области науки и техники.

Телекоммуникации - область науки и техники, которая включает совокупность технологий, средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на создание условий для обмена информацией на расстоянии.

1.4.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника.

Объектами профессиональной деятельности выпускника в соответствии с Федеральным законом о связи являются технологические системы, технические средства, обеспечивающие всякую передачу, излучение и прием знаков, сигналов, письменного текста, изображений, звуков по проводной, радио, оптической или следующим другим системам:

- сети связи и системы коммутации;

-многоканальные телекоммуникационные системы, включая системы оптического диапазона;

- системы и устройства радиосвязи, включая системы спутниковой и мобильной связи;

- системы и устройства звукового и телевизионного вещания, электроакустики и речевой информатики, мультимедийной техники;

- системы и устройства передачи данных;

- средства защиты информации в телекоммуникационных системах;

- средства метрологического обеспечения телекоммуникационных систем и сетей.

- управление эксплуатационным и сервисным обслуживанием телекоммуникаци- онных устройств;

- менеджмент и маркетинг в телекоммуникациях.

Выпускник должен быть подготовлен к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:

- производственно-технологической,

- проектной,

- научно-исследовательской,

- организационно-управленческой,

Конкретные виды деятельности определяются содержанием образовательной программы, разрабатываемой вузом.

Инженер должен быть подготовлен к решению следующих типов задач:

а) производственно-технологическая деятельность:

- организация и эффективное осуществление контроля за качеством функционирования систем коммутации и сетей связи, средств оптической связи, предприятий радиосвязи и телерадиовещания, систем подвижной радиосвязи;

- техническое обслуживание оборудования систем коммутации и сетей связи, многоканальных систем и направляющих систем электросвязи, средств оптической связи, предприятий радиосвязи и телерадиовещания, систем и средств подвижной радиосвязи;

- эффективное использование ресурсов сетей связи, средств вычислительной техники для организации производственных процессов при проектировании, строительстве и технической эксплуатации объектов связи, многоканальных систем и направляющих систем электросвязи, систем радиосвязи и телерадиовещания, объектов систем подвижной радиосвязи;

- автоматизированное управление сетями электросвязи, предприятиями радиосвязи и телерадиовещания, сетями подвижной радиосвязи;

- совершенствование, модернизация и улучшение технико-экономических показателей средств связи;

- строительство и монтаж многоканальных систем и направляющих систем электросвязи;

- проведение стандартных и сертификационных испытаний систем коммутации, сетей связи и составляющих их элементов, многоканальных систем и направляющих систем электросвязи, средств оптической связи, систем радиосвязи и телерадиовещания, систем и средств подвижной радиосвязи и составляющих их элементов;

- осуществление метрологической поверки основных средств измерений параметров систем и сетей связи, многоканальных систем и направляющих систем электросвязи, систем радиосвязи и телерадиовещания, систем и сетей подвижной радиосвязи;

- организация мероприятий по охране труда, безопасности жизнедеятельности и защите окружающей среды в процессе производственной деятельности предприятия;

б) проектная деятельность:

- разработка проектов коммутационных станций, узлов и сетей электросвязи; оптических линий связи для различных участков телекоммуникационных сетей; многоканальных систем с учетом направляющих систем электросвязи; стационарных систем и устройств радиосвязи и телерадиовещания; сетей, систем и устройств подвижной радиосвязи;

- проектирование и модернизация отдельных устройств и блоков систем связи;

- проектирование и внедрение специальных технических и программно-математических средств защиты информации в телекоммуникационных системах;

- формулирование целей проекта, критериев и показателей достижения целей, декомпозиция целей, выявление приоритетных целей;

- разработка обобщенных вариантов решения проблемы, анализ этих вариантов с учетом многокритериальности и неопределенности исходных данных, прогнозирование последствий, нахождение компромиссных решений в условиях многовариантности;

- планирование реализации проекта с учетом внедрения новых телекоммуникационных технологий;

- сравнительный технико-экономический анализ различных вариантов построения и практического применения средств связи;

- разработка проектов технических условий, стандартов, технических описаний применительно к системам электросвязи.

- проведение экспертной оценки технических предложений, технических заданий и других документов, связанных с проектированием средств связи.

в) научно-исследовательская деятельность:

- применение методов анализа, синтеза и оптимизации структуры телекоммуникационных сетей; многоканальных систем и направляющих систем электросвязи; систем оптической связи; систем радиосвязи и телерадиовещания; сетей подвижной радиосвязи и составляющих их элементов;

- разработка и использование методов математического и физического моделирования в процессе исследования и оптимизации параметров отдельных элементов и систем связи в целом;

- разработка планов, программ и методик проведения измерений параметров телекоммуникационных сетей и составляющих их элементов; многоканальных систем и направляющих систем электросвязи; систем стационароной и мобильной радиосвязи и телерадиовещания с широким использованием средств вычислительной техники;

- анализ и прогнозирование трафика, показателей качества функционирования и других параметров сетей электросвязи;

- анализ и прогнозирование развития, показателей качества функционирования и ряда других параметров многоканальных систем и направляющих систем электросвязи, систем стационарной и мобильной радиосвязи и телерадиовещания;

- проведение исследований с целью нахождения и выбора наиболее целесообразных практических решений по защите информации в телекоммуникационных системах;

- разработка документации, необходимой при проведении НИОКР в процессе исследований и создания перспективных средств связи;

- организация и проведение патентных исследований и библиографического поиска в области телекоммуникаций;

г) организационно-управленческая деятельность:

-организация работы коллектива исполнителей, принятие организационно-управленческих решений с учетом различных мнений;

- осуществление технического контроля и управления качеством функционирования телекоммуникационных сетей, многоканальных систем и направляющих систем электросвязи, предприятий радиосвязи и телерадиовещания;

- принятие многокритериальных решений (качество, надежность, стоимость, информационная защищенность, сроки исполнения) как при долгосрочном, так и при краткосрочном планировании развития телекоммуникационных сетей, многоканальных систем и направляющих систем электросвязи, систем стационарной и мобильной радиосвязи и телерадиовещания;

- обеспечение организационных и инженерно-технических мер защиты информации в телекоммуникационных системах;

- оценка производственных и непроизводственных затрат при планировании функционирования телекоммуникационных сетей, систем многоканальной электросвязи и направляющих систем электросвязи, предприятий радиосвязи и телерадиовещания; принятие обоснованных технико-экономических решений при планировании развития систем и сетей связи;

- проведение мероприятий, обеспечивающих рентабельную деятельность предприятий связи на рынке телекоммуникационных услуг;

- проведение необходимых мероприятий по подбору, расстановке, подготовке и переподготовке кадров.

Для решения перечисленных профессиональных задач инженер:

- выполняет работы в области научно-технической деятельности по проектированию, информационному обслуживанию, организации производства, труда и управлению, метрологическому обеспечению, техническому контролю;

- способствует полезному использованию природных ресурсов, энергии и материалов;

- разрабатывает методические и нормативные материалы, техническую документацию, а также предложения и мероприятия по осуществлению разработанных проектов и программ;

- проводит технико-экономический анализ, комплексно обосновывает принимаемые и реализуемые решения, изыскивает возможности сокращения цикла выполнения работ, содействует подготовке процесса их выполнения, обеспечению необходимыми техническими данными, материалами, оборудованием;

- участвует в работах по осуществлению исследований, разработке проектов и программ, в проведении необходимых мероприятий, связанных с испытаниями оборудования и внедрением его в эксплуатацию, а также выполнении работ по стандартизации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов, в рассмотрении различной технической документации и подготавливает необходимые обзоры, отзывы, заключения;

- изучает и анализирует необходимую информацию, технические данные, показатели и результаты работ, обобщает и систематизирует их, проводит необходимые расчеты, используя современные технические средства;

- составляет графики работ, заказы, заявки, инструкции, пояснительные записки, карты, схемы и другую техническую документацию, а также установленную отчетность по утвержденным формам и в установленные сроки;

- оказывает методическую и практическую помощь при реализации проектов и программ, планов и договоров;

- осуществляет экспертизу технической документации, надзор и контроль за состоянием и эксплуатацией оборудования, выявляет резервы, устанавливает причины существующих недостатков и неисправностей в его работе, принимает меры по их устранению и повышению эффективности использования;

- следит за соблюдением установленных требований, действующих норм, правил и стандартов;

- организует работу по повышению научно-технических знаний работников;

- способствует развитию творческой инициативы, рационализации, изобретательства, внедрению достижений отечественной и зарубежной науки, техники, использованию передового опыта, обеспечивающих эффективную работу учреждения, организации, предприятия.

Инженер должен знать:

- принципы работы, технические характеристики, конструктивные особенности разрабатываемых и используемых технических средств, материалов и их свойства;

  • методы исследования, правила и условия выполнения работ;

  • методы проведения технических расчетов и определения экономической эффективности исследований и разработок;

- основные требования, предъявляемые к технической документации, материалам, изделиям;

- постановления, распоряжения, приказы вышестоящих и других органов, методические, нормативные и руководящие материалы, касающиеся выполняемой работы;

- достижения науки и техники, передовой и зарубежный опыт в соответствующей выполняемой работе, области знаний;

- перспективы технического развития и особенности деятельности учреждения, организации, предприятия;

- основы экономики, организации производства, труда и управления;

- основы трудового законодательства;

- правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

В соответствии с квалификационными требованиями Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного Постановлением Минтруда России от 21.08.98 г. № 37, выпускники могут занимать первичные должности инженеров научно-исследовательских учреждений, конструкторских и проектных организаций, инженеров-проектировщиков, инженеров-электроников, инженеров по защите информации, инженеров-программистов, младших научных сотрудников и прочие должности.

1.5. Возможности продолжения образования выпускника

Инженер, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования в рамках направления подготовки дипломированного специалиста "Телекоммуникации", подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.

2. Требования к уровню подготовки абитуриента

2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.

2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

3. общие требования к основной образовательной программе по направлению подготовки ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА "Телекоммуникации"

3.1. Основная образовательная программа подготовки инженера разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта дипломированного специалиста и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных, производственных практик.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки инженера, к условиям её реализации и срокам её освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.

3.3. Основная образовательная программа подготовки инженера состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины вузовского компонента и по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа подготовки инженера должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:

цикл ГСЭ - Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ЕН - Общие математические и естественнонаучные дисциплины;

цикл ОПД - Общепрофессиональные дисциплины;

цикл СД - Специальные дисциплины, включая дисциплины специализаций;

ФТД - Факультативы.

3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки инженера должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА

"ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ"

Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего часов

ГСЭ

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

1800

ГСЭ.Ф.00

Федеральный компонент

1260

ГСЭ.Ф.01

Иностранный язык:

Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке: основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации: чтение транскрипции.

Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексическмх единиц общего и терминологического характера.

Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая).

Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах.

Понятие об основных способах словообразования.

Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию без искажения смысла при письменном и устном общении общего характера: основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи.

Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля.

Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета.

Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад).

Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации.

Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности.

Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.

340

ГСЭ.Ф.02

Физическая культура:

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности.

Основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности.

Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания.

Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.

Основы методики самостоятельных занятий и самокотроль за состоянием своего организма.

408

ГСЭ.Ф.03

Отечественная история:

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России неотъемлемая часть всемирной истории.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в ХIII-XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.

Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру.

Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.

Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика.

Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.

СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война.

Социально-экономическое развитие, общественно-политичекая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.

Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития.

СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений.

Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.

Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной сосиально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

ГСЭ.Ф.04

Культурология:

Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретичекая и прикладная культурология.

Методы культурологичеких исследований.

Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.

Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и “серединные” культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.

Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности.

Культура и личность. Инкультурация и социализация.

ГСЭ.Ф.05

Политология:

Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии.

Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики.

История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы.

Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России.

Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, элекоральные системы.

Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация.

Политичекие организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство.

Социокультурные аспекты политики.

Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.

Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.

(см.п.

6.1.2.)

ГСЭ.Ф.06

Правоведение:

Государство и право. Их роль в жизни общества.

Норма права и нормативно-правовые акты.

Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права.

Закон и подзаконные акты.

Система российского права. Отрасли права.

Правонарушение и юридическая ответственность.

Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство.

Конституция Российской Федерации - основной закон государства.

Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации.

Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности.

Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Наследственное право.

Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву.

Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение.

Административные правонарушения и административная ответственность.

Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений.

Экологическое право.

Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности.

Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.

ГСЭ.Ф.07

Психология и педагогика:

Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность.

Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики.

Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.

Мозг и психика.

Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания.

Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы.

Эмоции и чувства.

Психическая регуляция поведения и деятельности.

Общение и речь.

Психология личности.

Межличностные отношения.

Психология малых групп.

Межгрупповые отношения и взаимодействия.

Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, восприятие, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взоимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.

Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования.

Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения.

Воспитание в педагогическом процессе.

Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация.

Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.

Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.

Управление образовательными системами.

ГСЭ.Ф.08

Русский язык и культура речи:

Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей.

Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.

Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи.

Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.

Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

ГСЭ.Ф.09

Социология:

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О.Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль.

Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации.

Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация.

Социальные движения.

Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса.

Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества.

Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.

Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект.

Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе.

Методы социологического исследования.

ГСЭ.Ф.10

Философия:

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы исторического развития. Структура филосовского знания.

Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, сомоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.

Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.

Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

ГСЭ.Ф.11

Экономика:

Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории.

Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его фокторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства.

Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Распологаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс.

Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики.

ГСЭ.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

270

ГСЭ.В.00

Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые вузом

270

ЕН

Общие математические и естественнонаучные дисциплины

2500

ЕН.Ф.00

Федеральный компонент

2350

ЕН.Ф.01

Математика:

алгебра: векторные пространства и линейная алгебра, теория определителей и матриц, системы линейных алгебраических уравнений; геометрия: прямая и плоскость, геометрия кривых и поверхностей; анализ: дифференциальное и интегральное исчисления; кратные, криволинейные и поверхностные интегралы; элементы векторного анализа; степенные и тригонометрические ряды; теория функций комплексного переменного; операционное исчисление; дифференциальные уравнения.

652

ЕН.Ф.02

Информатика:

понятие информации; общая характеристика процессов создания, сбора, передачи, обработки, накопления и хранения информации средствами вычислительной техники; технические и программные средства реализации информационных процессов; модели и методы решения функциональных и вычислительных задач; алгоритмизация и программирование; языки программирования высокого уровня; создание текстовых документов и электронных таблиц; базы данных; программное обеспечение и технологии программирования; компьютерная графика; средства автоматизации инженерных и научных расчетов, компьютерные сети; основы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну; методы защиты информации, компьютерный практикум.

300

ЕН.Ф.03

Физика:

основы классической механики: понятие состояния и описание движения; принцип относительности; уравнения движения; законы сохранения; элементы релятивистской механики; кинематика и динамика твердого тела; электричество и магнетизм: электростатика и магнитостатика в вакууме и веществе; квазистационарные токи; уравнения Максвелла в интегральной и дифференциальной формах; физика колебаний и волн: гармонические, затухающие и вынужденные колебания; гармонический и ангармонический осциллятор; описание плоских звуковых и электромагнитных волн; энергетические характеристики волн; кинематика волновых процессов, нормальные моды; интерференция и дифракция волн; дисперсия; когерентность; элементы Фурье-оптики; квантовая физика: корпускулярно-волновой дуализм; соотношение неопределенности и причинность, волновая функция; квантовые состояния; принцип суперпозиции; операторы физических величин; квантовые уравнения движения; квантовые сотояния атомов и молекул; спектры излучения, химическая связь; статистическая физика и термодинамика: три начала термодинамики; термодинамические функции состояния; квантовая и классическая статистики; системы заряженных частиц; конденсированное состояние; кинетические явления; агрегатные состояния вещества и фазовые превращения; элементы физики твердого тела: виды связи структурных частиц; кристаллическое состояние; волновая функция электронов в твердых телах; электронная зонная теория твердых тел; примесные состояния, электроны и дырки в зонах; теплоемкость; контакт разнородных материалов; квантово-размерные структуры; кинетические явления в твердых телах: собственная и примесная электропроводность; температурная зависимость электропроводности, сверхпроводимость; нелинейные явления; теплопроводность; термоэлектрические и термомагнитные эффекты; рекомбинация и возбуждение неравновесных носителей тока в твердых телах; взаимодействие электромагнитного поля с веществом: движение заряженных частиц в электрических и магнитных полях; диэлектрическая проницаемость агрегатных состояний вещества в переменном электромагнитном поле; дисперсия; анизотропия; рассеяние волн в "мутных" средах; распространение волн в неоднородных и анизотропных средах; циклотронный резонанс; усиление электромагнитного поля в среде с отрицательными потерями, "инверсия" квантовых состояний в веществе, принцип работы лазеров.

635

ЕН.Ф.04

Химия:

протекание химических процессов, скорости протекания химических процессов, периодичность свойств химических элементов и их соединений, химические связи и строение вещества, растворы и поверхностные явления, твердое тело, кристаллы, основы электрохимии, окислительно-восстановительные реакции, коррозия и защита от коррозии.

100

ЕН.Ф.05

Экология:

биосфера и человек, структура биосферы, экосистемы, взаимоотношения организма и среды, экология и здоровье человека, глобальные проблемы окружающей среды, экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы, основы экономики природопользования, экозащитная техника и технологии, основы экологического права, профессиональная ответственность, международное сотрудничество в области окружающей среды.

70

Дисциплины, устанавливаемые по предложению УМО

593

ЕН.Ф.06

Дискретная математика:

Булевы алгебры, элементы математической логики, элементы теории графов и комбинаторики, оптимизация на графах, теория алгоритмов, конечные автоматы.

85

ЕН.Ф.07

Теория вероятностей и математическая статистика:

элементарная теория вероятностей случайных событий, математические основы теории вероятностей, случайные величины, случайные векторы, математические основы теории случайных процессов, модели случайных процессов, корреляционный и спектральный анализ случайных процессов, методы математической статистики, точечное и интервальное оценивание, проверка статистических гипотез, принцип максимального правдоподобия, статистические методы обработки экспериментальных данных.

153

ЕН.Ф.08

Электромагнитные поля и волны:

система уравнений электродинамики; поведение векторов электромагнитного поля на границе раздела сред; энергия и мощность электромагнитного поля, баланс энергии электромагнитного поля, мощность излучения, вектор Пойнтинга, скорость движения энергии; решение уравнений Максвелла при заданных источниках, электродинамические потенциалы, плоские и сферические волны; уравнения Максвелла и их решение для гармонических колебаний, основные теоремы и принципы в теории электромагнитных волн; излучение электромагнитных волн; плоские волны в однородных изотропных, анизотропных и гиротропных средах; волновые явления на границе раздела двух сред; поверхностный эффект; дифракция электромагнитных волн на различного рода препятствиях, основы методов решения задач дифракции; рефракция электромагнитных волн; общие свойства направляемых электромагнитных волн, направляющие системы; резонаторы; возбуждение волн в направляющих системах и резонаторах, электромагнитные волны в направляющих системах конечной длины, элементы направляющих систем и трактов СВЧ.

153

ЕН.Ф.09

Физические основы электроники:

элементы зонной теории твердого тела, кристаллическая решетка, типы связей, дефекты решетки; cобственный и примесные полупроводники; зонные диаграммы; генерация и рекомбинация носителей заряда; равновесные концентрации носителей заряда, распределение по энергии, влияние поверхностных состояний; эффект внешнего поля; природа контактной разности потенциалов, работа выхода, зонные диаграммы контактов металл – полупроводник и полупроводник –полупроводник (электронно–дырочный переход); диффузионные и дрейфовые токи в полупроводниках и переходах; математическая модель идеализированного электронно-дырочного перехода; физические явления (туннельный эффект, ударная ионизация и др.), вызывающие отклонения от идеализированной модели; инерционные свойства перехода, барьерная и диффузионная емкости; физические поцессы в контактах полупроводников с различной шириной запрещенной зоны (гетеропереходы); особенности квантово – размерных структур; фотоэлектрические явления в полупроводниках и переходах, фотопроводимость и фотогальванический эффект; термоэлектрические явления (эффект Пельтье и Зеебека); гальваномагнитный эффект Холла; термоэлектронная эмиссия, вторичная электронная эмиссия и др; понятие о плазме и электрическом разряде в газе; роль физических основ электроники в развитии полупроводниковых приборов, микроэлектроники, электровакуумных и газоразрядных приборов, электронно-лучевых и индикаторных приборов.

102

ЕН.Ф.10

Химия радиоматериалов:

проводники, полупроводники, диэлектрики, магнитные материалы, органические материалы, применяемые в технологии аппаратуры связи, экологические аспекты использования химических процессов в технологии радиоматериалов и аппаратуры связи.

100

ЕН.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

150

ОПД

Общепрофессиональные дициплины

1900

ОПД.Ф.00

Федеральный компонент

1530

ОПД.Ф.01

Начертательная геометрия. Инженерная графика

102

ОПД.Ф.01.01

Инженерная и компьютерная графика:

теоретические и практические основы построения чертежа; ортогональное проецирование; построение разрезов и сечений; единая система конструкторской документации (ЕСКД); графика радиотехнических схем и цепей; основы компьютерной графики.

102

ОПД.Ф.02

Электротехника и электроника

578

ОПД.Ф.02.01

Основы теории цепей:

Основные законы и общие методы анализа электрических цепей; режим гармонических колебаний, частотные характеристики; режим негармонических воздействий; четырехполюсники и цепи с распределенными параметрами; цепи с обратной связью, автоколебательные цепи; электрические фильтры; корректоры и регуляторы частотных характеристик; методы анализа дискретных цепей; цифровые фильтры.

306

ОПД.Ф.02.02

Электроника:

разновидности полупроводниковых диодов и их особенности; принцип действия, схема включения, режимы работы, статические характеристики, параметры, электрические модели, частотные и импульсные свойства биполярного транзистора, полевого транзистора с управляющим электронно-дырочным переходом и переходом металл-полупроводник, транзистора со структурой металл-диэлектрик-полупроводник (МДП); принцип действия и вольтамперные характеристики транзисторов; основные понятия микроэлектроники, достоинства микроэлектронных изделий; представление о физико-технологических процессах изготовлений активных и пассивных элементов полупроводниковых и гибридных микросхем; инвертор и усилительный каскад как основа цифровых и аналоговых микросхем; структурная схема операционного усилителя (ОУ), представление о дифференциальном усилительном каскаде, схемах сдвига уровней потенциала и выходного каскада; особенности включения ОУ; проблемы повышения степени интеграции; применение базового матричного кристалла; переход к функциональной электронике, понятие о поверхностно-акустических волнах, цилиндрических магнитных доменах, приборах с зарядовой связью.

85

ОПД.Ф.02.03

Основы схемотехники:

основные технические показатели и характеристики аналоговых электронных устройств; принципы усиления сигналов и построения усилителей; апериодические усилительные каскады в режиме малого сигнала; обратная связь в усилителях; многокаскадные усилители; каскады предварительного усиления; оконечные усилительные каскады; широкополосные и импульсные усилители; функциональные устройства на ОУ; устройства перемножения и деления сигналов; активные RC-фильтры; RC-генераторы гармонических колебаний; схемотехника аналого-цифровых устройств; компьютерный анализ и проектирование аналоговых устройств.

102

ОПД.Ф.02.04

Электропитание устройств и систем телекоммуникаций:

принципы организации электроснабжения телекоммуникационных устройств и сетей; электромагнитные устройства электропитания, выпрямительные устройства, фильтры, статические преобразователи напряжения и тока; системы электропитания оборудования автоматической и многоканальной электросвязи, систем радиосвязи и вещания; основные источники энергоснабжения стационарных и подвижных объектов; аккумуляторы большой емкости для стационарной и носимой аппаратуры и зарядные устройства к ним; вопросы резервирования и надежности в системе электроснабжения; технико-экономическое сравнение различных систем электроснабжения аппаратуры и рекомендации по их выбору.

85

ОПД.Ф.03

Метрология, стандартизация и сертификация:

метрология, стандартизация и сертификация, принципы и методы измерений, методы и средства обеспечения единства и точности измерений; принципы построения и особенности средств измерений (СИ) основных электрических и радиотехнических величин; принципы построения цифровых СИ; автоматизация измерений; информационно-измерительные системы; особенности измерений в системах связи с разной средой распространения; основы стандартизации, особенности сертификации аппаратуры связи различного назначения, сертификация средств измерений.

119

ОПД.Ф.04

Безопасность жизнедеятельности:

организационные и правовые основы безопасности жизнедеятельности, эргономическое обеспечение систем и средств связи, санитарно-гигиенические факторы производственной среды, их влияние на организм человека, нормирование, способы и средства защиты, микроклимат, шум и вибрация, электромагнитные поля и излучения, освещение, основы электробезопасности, технические и организационные меры безопасности электроустановок, изоляция электрических сетей и электрооборудования, защитное заземление, зануление, устройства защитного отключения, электротехнические защитные средства, защита от перехода напряжения, безопасность и экологичность систем и средств связи, безопасность в чрезвычайных ситуациях.

Информационная безопасность в телекоммуникационных системах: основы информационной безопасности (ИБ); правовые и нормативные акты в области ИБ; каналы утечки конфиденциальной информации; методы и средства обеспечения ИБ (криптографические, программно-аппаратные, технические).

170

Дисциплины, устанавливаемые по рекомендации УМО

561

ОПД.Ф.05

Теория электрической связи:

сообщения, сигналы и помехи, их математические модели; методы формирования и преобразования сигналов; алгоритмы цифровой обработки сигналов; каналы электросвязи; теория передачи и кодирования сообщений; помехоустойчивость; многоканальная связь и распределение информации; эффективность систем связи; теоретико-информационная концепция криптозащиты сообщений в телекоммуникационных системах.

272

ОПД.Ф.06

Вычислительная техника и информационные технологии:

логические основы цифровой техники; логические функции, логические элементы, методы синтеза комбинационных и последовательностных схем; узлы цифровых устройств; триггеры, шифраторы, дешифраторы, преобразователи кодов, мультиплексоры и демультиплексоры, регистры, счетчики, аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи информации, запоминающие устройства; общие принципы построения и функционирования компьютеров; сигнальные процессоры и их применение в системах цифровой обработки сигналов; микроконтроллеры и их применение в системах управления объектами и процессами; общие принципы компьютерного моделирования; аппаратная база компьютерной телефонии; локальные вычислительные сети; электронная почта; компьютерные системы видеоконференцсвязи; Интернет; новые информационные технологии; принципы защиты информации.

102

ОПД.Ф.07

Основы построения телекоммуникационных систем и сетей:

архитектура взаимоувязанной сети связи РФ, первичные электрические сигналы и их характеристики; коммутация каналов, сообщений и пакетов; принципы построения систем коммутации; элементы теории телетрафика; типовые каналы передачи, организация двусторонних каналов, особенности передачи информации по двусторонним каналам, развязывающие устройства, основные характеристики каналов; принципы построения систем передачи (СП) с частотным разделением каналов (ЧРК), методы формирования и передачи канальных сигналов в СП с ЧРК, иерархическое построение МСП с ЧРК; принципы построения СП с временным разделением каналов и импульсно-кодовой модуляцией (ИКМ), иерархическое построение СП с ИКМ; параметры цифровых сигналов в системах плезиохронной и синхронной иерархии, транспортная модель сети, понятие о протоколах обмена; особенности построения волоконно-оптических цифровых систем передачи; принципы построения систем радиосвязи: радиорелейных, спутниковых, подвижных систем электросвязи; сигналы и типовые каналы в системах радиосвязи, передача аналоговых и цифровых сигналов, параметры аналоговых частотно-модулированных сигналов; принципы построения наземных и спутниковых систем телевизионного и звукового вещания; современное состояние и перспективы развития связи в РФ.

119

ОПД.Ф.08

Менеджмент в телекоммуникациях:

основы управления организацией, методы управления и принятия эффективных управленческих решений, функции управления, групповая динамика и руководство, обеспечение эффективного использования ограниченных производственных ресурсов организации (ценообразование, управление издержками, логистика, контроллинг, нормирование труда и др.), маркетинговый подход к управлению в связи; организация сетей и предприятий связи и управление ими; общие принципы организации и управления ВСС России; организация взаимодействия между операторами (сетями), торговые соглашения в области телекоммуникаций и их влияние на регламентацию деятельности; методы прогнозирования, планирования и анализа организационно-экономических показателей деятельности предприятия связи; организация труда и обслуживания оборудования на предприятии связи; системы качества и управление им, экономика качества; характер и содержание процессов развития техники и услуг электросвязи; методы оценки эффективности инвестиций: метод чистой текущей стоимости, метод внутренней нормы отдачи, метод анализа иерархий; разработка бизнес-плана; методы учета рисков; основы международного сотрудничества в области телекоммуникаций.

68

ОПД.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

170

ОПД.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

200

СД.00

Специальные дисциплины

1612

Специальность 210402 Средства связи с подвижными объектами

1612

СД.01

Основы теории систем связи с подвижными объектами:

методы синтеза и анализа оптимальных алгоритмов, функциональные схемы устройств обработки сигналов; оптимальное оценивание и фильтрация параметров сигналов на фоне помех, анализ точности, функциональные схемы устройств оценивания; сигналы с расширенным спектром и их характеристики, ансамбли псевдослучайных сигналов; основы теории частотного, временного и кодового разделения сигналов; вероятностные модели радиоканалов для естественных условий распространения радиоволн и в условиях сельской и городской застройки; вероятностные модели радиосигналов, принимаемых подвижными объектами; методы цифровой спектрально-эффективной модуляции и оптимальной демодуляции, помехоустойчивого кодирования и декодирования, пространственного и временного разнесения; основы теории синхронизации, когерентной и квазикогерентной передачи данных; системы с множественным доступом, сети связи, архитектура и топология сети, основные принципы многостанционного доступа; модели нагрузки на сеть, емкость и спектральная эффективность сети, основы проектирования оптимальной сети, основы управления сетью с большой зоной обслуживания; элементы автоматизации проектирования сетей связи с подвижными объектами.

170

СД.02

Системы и сети связи с подвижными объектами:

общие принципы построения систем подвижной радиосвязи; международные, федеральные и региональные стандарты на цифровые и аналоговые СПР общего, персонального и корпоративного пользования, применяемые в России; пакетные радиосети; подвижные спутниковые службы; архитектура сетей; методы модуляции; методы многостанционного доступа; протоколы обмена; системы сетевого управления, системы сигнализации; планы и диапазоны частот, понятие о кластере; виды услуг, предоставляемых в сетях СПР; основы проектирования СПР; методы частотно-территориального планирования; параметры радиоканала; модели предсказания уровня сигнала; расчет основных параметров частотного плана, параметров станций и трафика сети; проблемы ЭМС; глобальная связь через ИСЗ; глобальная информационная система (ГИС); место России в ГИС; системы подвижной связи третьего поколения.

170

СД.03

Устройства генерирования и формирования сигналов в системах подвижной радиосвязи:

теория и расчет генератора с внешним возбуждением (ГВВ), компьютерное моделирование и схемы ГВВ, устойчивость работы ГВВ; принципы и устройства формирования модулированных колебаний; цифровые методы генерирования, усиления и управления колебаниями; структурные схемы передатчиков; особенности построения передатчиков систем связи с подвижными объектами; особенности построения передатчиков радиорелейной и спутниковой связи; особенности построения передатчиков мобильных и носимых дуплексных и симплексных радиостанций; современные методы проектирования передатчиков; надежность радиопередатчиков.

160

СД.04

Устройства приема и обработки радиосигналов в системах подвижной радиосвязи:

особенности приема радиосигналов, структура и технические характеристики устройств приема и обработки сигналов в системах подвижной радиосвязи; стуктурные схемы и показатели радиотракта приемников; физические принципы, используемые в трактах и функциональных узлах устройств для приема и обработки аналоговых и цифровых сигналов различных видов; принципы функционирования, схемотехнические решения и методы расчета основных узлов приемника, предназначенных для усиления, фильтрации, преобразования частоты и демодуляции сигналов в различных системах подвижной радиосвязи; особенности технической реализации трактов радио- и промежуточной частот, устройств приема и обработки сигналов различных частотных диапазонов; помехи радиоприему в системах подвижной радиосвязи и методы повышения помехоустойчивости; проектирование радиоприемников различного назначения по заданным показателям качества с использованием современной элементной базы; методы экспериментального исследования радиоприемников и их функциональных узлов; особенности устройств приема и обработки сигналов в системах подвижной радиосвязи различного назначения с аналоговыми и цифровыми сигналами.

160

СД.05

Распространение радиоволн и антенно-фидерные устройства систем подвижной радиосвязи:

основные электрические параметры передающих антенн; общий подход к расчету поля излучения антенн, внешняя и внутренняя задача теории антенн; решение задачи нахождения тока в проволочных антеннах, методы решения внутренних задач для апертурных антенн; решение внешней задачи теории антенн, особенности вычисления поля в дальней зоне; теория антенных решеток и излучающих поверхностей; основы теории приемных антенн, основные электрические параметры приемных антенн; основные типы слабонаправленных антенн, подходы к оценке влияния элементов окружающих металлоконструкций на диаграмму направленности слабонаправленных антенн, методы миниатюризации антенн; основные типы направленных антенн, зеркальные параболические антенны, фазированные антенные решетки; влияние земной поверхности на распространение радиоволн с учетом реальных параметров атмосферы; влияние ионосферы на распространение радиоволн; помехи радиоприему, шумовая температура антенн; распространение радиоволн в каналах наземных систем подвижной радиосвязи (СПР), особенности распространения радиоволн в условиях города, статистический и детерминистский подходы к расчету уровня поля; распространение радиоволн в каналах спутниковых СПР; антенны центральных и базовых станций наземных СПР и абонентских терминалов; бортовые и наземные антенны спутниковых СПР; вопросы электромагнитной совместимости (ЭМС) в СПР, основные источники взаимных помех, методы снижения уровня бокового излучения антенн, методы оценки взаимного влияния близко расположенных антенн; биологические аспекты проблемы ЭМС.

160

СД.06

Цифровая обработка сигналов и сигнальные процессоры в системах подвижной радиосвязи:

дискретизация и квантование сигналов, Z-преобразование, разностные уравнения для описания дискретных систем, алгоритмы дискретного и быстрого преобразования Фурье и дискретной свертки; преобразование Уолша и его применение для обработки сигналов, нерекурсивная и рекурсивная цифровая фильтрация, синтез цифровых фильтров, вопросы масштабирования и и оценки точности при вычислениях. Архитектура, характеристики, классификация и адресация цифровых сигнальных процессоров; основы программирования, системы команд и аппаратная часть процессоров фирм Texas Instruments, Analog Devices, Motorola и др. Реализация алгоритмов типовых устройств ЦОС систем подвижной связи на ЦСП, отладочные средства и периферийные блоки.

95

СД.07

Устройства преобразования и обработки информации

в системах подвижной радиосвязи:

системные требования к терминальному оборудованию; классификация, принадлежность; ограничения по габаритам, массе, энергопотреблению; сертификация абонентских устройств отечественного и зарубежного производства; нормируемые стыковочные параметры; допуска; условия эксплуатации; надежность и срок службы; режимы работы абонентских терминальных устройств; цифровые методы передачи сообщений; речевые и аналоговые кодеки; модемы для передачи данных по каналам связи; интерфейс сеть/человек; звуковые сигналы, видеосигналы, тактильные сигналы; качественные характеристики абонентских устройств; формирование сигналов вызова и тревоги; защищенность информации от несанкционированного доступа; интерфейс сеть/ЭВМ; протоколы сопряжения и стыковочные характеристики; верность передачи сообщений; режимы работы устройств передачи данных.

95

СД.08

Средства коммутации систем подвижной радиосвязи:

принципы построения коммутационных систем; основные функции; коммутация каналов, пакетов, сообщений; сигнализация и управление; полнодоступные и неполнодоступные, разделенные и неразделенные коммутационные схемы; двух- и четырехпроводные аналоговые и цифровые, многопараметрические коммутационные схемы; пространственная и временная коммутация; многозвенные коммутационные схемы; неблокирующая трехзвенная схема Клоза; расчет вероятности блокировок; графы Ли; метод Якобеуса; методы управления соединением; централизованное и децентрализованное управляющее устройство; управление по записанной программе; замонтированные (встроенные) программы управления; понятие о программном обеспечении; технологическое и эксплуатационное программное обеспечение; интеграция обслуживания; микроэлектронные средства цифровых коммутационных систем; блоки пространственной, временной и пространственно-временной коммутации с встроенным микропрограммным управлением; сопряжение цифровых систем передачи и коммутации; многозвеньевые и цифровые коммутационные схемы; частотная, временная и частотно-временная коммутация радиоканалов наземных и спутниковых цифровых сетей; микроэлектронные средства цифровой коммутационной системы бортовых и наземных радио-АТС.

95

ДС.00

Дисциплины специализаций

507

ФТД.00

Факультативы

450

ФТД.01

Военная подготовка

450

Всего часов теоретического обучения 8262 часа

5. СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА "ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ"

5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера при очной форме обучения составляет 260 недель, в том числе:

- теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу студентов, практикумы, в том числе лабораторные - 153 недели,

- экзаменационные сессии - не менее 22 недель;

- практики - не менее 12 недель, в том числе

производственная - 8 недель,

преддипломная - 4 недели;

- итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту выпускной квалификационной работы, - не менее 16 недель.

- каникулы, включая 8 недель последипломного отпуска - не менее 38 недель.

5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки инженера по очно-заочной (вечерний) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются вузом до одного года относительно нормативного срока, установленного п.1.3 настоящего государственного образовательного стандарта.

5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.

5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.

5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.

5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.

5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА

"ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ"

6.1. Требования к разработке основных образовательных программ подготовки инженера

6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу и учебный план вуза для подготовки инженера на основе настоящего государственного образовательного стандарта.

Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.

Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

По всем дисциплинам федерального компонента и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно).

6.1.2. При разработке и реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:

  • изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала, для циклов дисциплин в пределах 5 %, для отдельных дисциплин - в пределах 10 %.

- формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать из одиннадцати базовых дисциплин, приведенных в настоящем государственном образовательном стандарте, в качестве обязательных следующие 4 дисциплины: “Иностранный язык” (в объеме не менее 340 часов), “Физическая культура” (в объеме не менее 408 часов), “Отечественная история”, “Философия”. Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания.

Занятия по дисциплине “Физическая культура” при очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения и экстернате могут предусматриваться с учетом пожелания студентов;

- осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;

- устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, в соответствии с профилем специальных дисциплин, реализуемых вузом;

- устанавливать по согласованию с Учебно-методическим объединением (УМО) по образованию в области связи наименование специализаций, наименование дисциплин специализаций, их объем и содержание, а также форму контроля их освоения студентами;

- реализовывать основую образовательную программу подготовки инженера в сокращенные сроки для студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование. Сокращение сроков проводится на основе аттестации имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. При этом продолжительность сокращенных сроков обучения должна составлять не менее трех лет. Обучение в сокращенные сроки допускается также для лиц, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным основанием;

- устанавливать дополнительные практики в пределах срока освоения основной образовательной программы, не предусмотренные настоящим государственным образовательным стандартом.

6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса

Реализация основной образовательной программы подготовки инженера должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью.

Преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь ученую степень и/или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.

6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса

Реализация основной образовательной программы подготовки инженера должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующих полному перечню дисциплин основной образовательной программы, наличием методических пособий и рекомендаций по всем видам занятий - практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практикам в количестве не менее 0,5 экземпляра на одного студента дневного отделения, а также наглядными пособиями, аудио-, видео- и мультимедийным материалами. Вуз, реализующий основные образовательные программы по направлению подготовки инженера "Телекоммуникации", должен обеспечивать студентам доступ в глобальную компьютерную сеть Интернет.

Лабораторными практикумами должны быть обеспечены дисциплины: физика, химия, основы теории цепей, теория электрической связи, электроника, основы схемотехники, электропитание устройств и систем телекоммуникаций, метрология, стандартизация и сертификация, безопасность жизнедеятельности. Лабораторными практикумами должны быть обеспечены также специальные дисциплины:

по специальности 201200 Средства связи с подвижными объектами: системы и сети связи с подвижными объектами, устройства генерирования и формирования сигналов

в системах подвижной радиосвязи, устройства приема и обработки радиосигналов в системах подвижной радиосвязи, распространение радиоволн и антенно-фидерные устройства систем подвижной радиосвязи, цифровая обработка сигналов и сигнальные процессоры в системах подвижной радиосвязи, устройства преобразования и обработки информации в системах подвижной радиосвязи, средства коммутации систем подвижной радиосвязи, а также не менее трех дисциплин по выбору и дисциплин специализаций;

Практические занятия должны быть предусмотрены по дисциплинам в соответствии с примерными учебными планами специальностей направления.

Библиотечный фонд должен содержать следующие научно-технические и реферативные журналы:

  • "Электросвязь",

  • "Вестник связи",

  • "Сети и системы связи",

  • "Системы и средства связи, телевидения и радиовещания ",

  • "Мобильные системы",

  • "Системы безопасности связи и телекоммуникаций",

  • "Цифровая обработка сигналов",

  • "Радиотехника",

  • "Автоматика, телемеханика и связь",

  • "Локальные сети",

  • Сводный реферативный журнал "Связь",

  • Сводный реферативный журнал "Радиотехника",

а также нормативные документы Международного союза электросвязи (МСЭ) - рекомендации МСЭ-Р и МСЭ-Т и справочники МСЭ.

6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса

Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу инженера, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных и практических занятий, научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом, и соответствующей действующим санитарно-техническим нормам.

Лаборатории высшего учебного заведения должны быть оснащены современными стендами и оборудованием, позволяющим изучать телекоммуникационную аппаратуру в соответствии с реализуемыми вузом направлением и специальностями (специализациями).

6.5. Требования к организации практик

6.5.1. Производственная практика.

Цель производственной практики - изучение функциональной структуры телекоммуникационного предприятия, должностных инструкций обслуживающего персонала, технических характеристик оборудования, контрольно-измерительной аппаратуры и методов измерений основных параметров каналов и трактов передачи, нормативно-технической документации по проектированию и эксплуатации телекоммуникационного оборудования, технических решений по выполнению требований бесперебойного функционирования телекоммуникационного оборудования, вопросов обеспечения безопасности жизнедеятельности на предприятии; освоение приемов и правил обслуживания отдельных видов оборудования, порядка отыскания и устранения повреждений в оборудовании.

Место проведения практики: предприятия-операторы связи, научно-исследовательские, опытно-конструкторские организации и промышленные предприятия, оснащенные современным телекоммуникационным оборудованием, измерительной и компьютерной техникой.

6.5.2. Преддипломная практика.

Цель преддипломной практики - ознакомление с производственной структурой и с производственной программой предприятия, перспективами и планами его развития; планами расширения номенклатуры и повышения качества предоставляемых услуг связи, с экономическими показателями работы предприятия; изучение новой техники и телекоммуникационных технологий, применяемых на предприятии; мероприятий по технике безопасности и противопожарных мероприятий; системой контроля качества предоставляемых услуг связи; системой технической эксплуатации оборудования коммутационных станций, узлов, центров, студий, аппаратных; системой учета стоимости представляемых услуг связи и расчета с абонентами; проведение библиографического поиска по теме выпускной квалификационной работы с использованием отечественных и зарубежных периодических изданий, руководящих документов Минсвязи России, рекомендаций МСЭ, монографий и учебников; ознакомление с типовыми решениями по поставленной в выпускной работе проблеме; проведение углубленного изучения и проработки технических вопросов, связанных с темой выпускной работы; приобретение дополнительных навыков по работе с телекоммуникационной аппаратурой, персональными компьютерами и контрольно-измерительной техникой.

Место проведения практики: предприятия-операторы связи, научно-исследовательские, опытно-конструкторские организации и промышленные предприятия, где возможно изучение материалов, связанных с темой выпускной квалификационной работы.

6.5.3. Аттестация по итогам практики.

Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от предприятия. По итогам аттестации выставляется оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно).

7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА "ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ"

7.1. Требования к профессиональной подготовленности выпускника

Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, указанной в п.1.3 настоящего государственного образовательного стандарта.

Для решения указанных задач инженер должен знать:

- современные и перспективные направления развития телекоммуникационных сетей и систем;

- принципы построения телекоммуникационных систем различных типов и распределения информации в сетях связи;

- особенности передачи различных сигналов по каналам и трактам телекоммуникационных систем;

- принципы работы, технические характеристики и конструктивные особенности разрабатываемых и используемых средств связи;

- схемотехнику устройств электросвязи;

- прогрессивные методы технической эксплуатации систем и устройств связи;

- методы проведения теоретических и экспериментальных исследований в области техники связи;

- основы проектирования, строительства, монтажа и эксплуатации технических средств многоканальных, в том числе волоконно-оптических, систем и линий связи;

- требования стандартизации, метрологического обеспечения и безопасности жизнедеятельности при разработке и эксплуатации устройств и систем электросвязи;

- технические и программно-математические средства защиты информации в телекоммуникационных системах;

- основные методы маркетинга и менеджмента в области телекоммуникаций.

Инженер должен уметь применять:

- методы проектирования телекоммуникационных сетей, систем, устройств и блоков с технико-экономическим обоснованием принимаемых решений;

- правила и нормы проектирования, строительства, монтажа и эксплуатации систем и линий связи;

- методы оценки параметров устройств и систем связи;

- передовые методы технического контроля и диагностики в процессе настройки и эксплуатации средств связи;

- теоретические и экспериментальные методы исследования с целью создания новых перспективных средств связи и информатики;

- технические решения по повышению качества передачи информации и снижению опасных и мешающих влияний в системах связи;

- организационные и инженерно-технические меры информационной защиты телекоммуникационных сетей и систем;

- необходимые меры по обеспечению безопасности жизнедеятельности и охране окружающей среды при производстве, строительстве и эксплуатации систем и устройств связи.

7.2. Требования к итоговой государственной аттестации выпускника

7.2.1. Общие требования к итоговой государственной аттестации.

Итоговая государственная аттестация инженера включает защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен.

Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности инженера к выполнению профессиональных задач, установленных настоящим государственным образовательным стандартом, и продолжению образования в аспирантуре в соответствии с п. 1.5 вышеупомянутого стандарта.

Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.

7.2.2. Требования к дипломному проекту (работе) инженера.

Дипломный проект (работа) инженера должен быть представлен в форме рукописи.

Требования к содержанию, объему и структуре дипломного проекта (работы) определяются высшим учебным заведением на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, государственного образовательного стандарта по направлению подготовки дипломированного специалиста "Телекоммуникации" и методических рекомендаций УМО по образованию в области связи.

Время, отводимое на подготовку квалификационной работы, составляет не менее шестнадцати недель.

7.2.3. Требования к государственному экзамену инженера.

Порядок проведения и программа государственного экзамена по специальностям направления подготовки дипломированного специалиста "Телекоммуникации" определяются вузом на основании методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанных УМО по образованию в области связи, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, и настоящего государственного образовательного стандарта.

СОСТАВИТЕЛИ:

Учебно-методическое объединение по образованию в области связи.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на совместном заседании Учебно-методических советов по специальностям направления подготовки дипломированных специалистов "Телекоммуникации" 10.11.1999 г., протокол № 3



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Государственный образовательный стандарт Высшего профессионального образования Направление подготовки дипломированного специалиста (44)

    Образовательный стандарт
    Микробная, растительная и животная клетки – основной объект биотехнологии. Строение и химический состав клеток, основные биополимеры клеток, органеллы клеток; поступление веществ в клетку и их метаболизм; ферментативный катализ и
  2. Государственный образовательный стандарт Высшего профессионального образования Направление подготовки дипломированного специалиста 656600 (280200 по оксо) «Защита окружающей среды»

    Образовательный стандарт
    Понятие «экологический менеджмент»; система международных стандартов ISO 14 ; оценка исходной экологической ситуации на промышленных предприятиях; система экологического менеджмента; экологическая миссия, политика и цели промышленных
  3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки дипломированного специалиста (29)

    Образовательный стандарт
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера по направлению подготовки дипломированного специалиста “Информатика и вычислительная техника” при очной форме обучения 5 лет.
  4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки дипломированного специалиста (30)

    Образовательный стандарт
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера по направлению подготовки дипломированного специалиста “Информатика и вычислительная техника” при очной форме обучения - 5 лет.
  5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки дипломированного специалиста (57)

    Образовательный стандарт
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера по направлению подготовки дипломированного специалиста “Информатика и вычислительная техника” при очной форме обучения - 5 лет.
  6. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки дипломированного специалиста (60)

    Образовательный стандарт
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера по направлению подготовки дипломированного специалиста “Информатика и вычислительная техника” при очной форме обучения 5 лет.

Другие похожие документы..