Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Сахарный диабет связан с нарушением обмена веществ, в основе его лежит недостаточное усвоение организмом глюкозы. Диабет 2 типа часто возникает на фо...полностью>>
'Документ'
Актуальність теми дослідження. Зі становленням України як суверенної, незалежної держави особливого значення набуло забезпечення її економічної самос...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Работа выполнена в ФГУ «Московский научно-исследовательский институт глазных болезней имени Гельмгольца Росмедтехнологий» (директор – доктор медицинс...полностью>>
'Программа'
4-ое занятие. Тема: “Сотворение мира (продолжение). Сотворение Адама и Евы. Человек – венец творения. Душа человека. Жизнь первых людей в Раю. Рисован...полностью>>

Ассоциация гимназий санкт-петербурга воспитательные подходы и системы в современном гимназическом образовании Материалы Третьей Всероссийской конференции по проблемам современного гимназического образования в России, проходившей в Санкт-Петербурге по инициативе Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Решения

Третьей Всероссийской гимназической конференции

«Воспитательные подходы и системы в современном гимназическом образовании»

Прошедшей в г.Санкт-Петербурге 28 –30 марта 2007 г. по инициативе Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга.

Конференция собрала более четырехсот зарегистрированных участников - педагогов высших и средних учебных заведений из Твери, Новосибирска, Екатеринбурга, Лабытнанги, Череповца, Кубани, Москвы и Московской области, Перми, Абакана, Ярославля, Иркутска, Самары и Самарской области, г. Набережные Челны, г.Люберцы, Красноярка, Мурманска и Мурманской области, Новомосковска, Жуковска, Таганрога, Глазова, Кирова, г.Электросталь, Ижевска, Лесосибирска, Зеленодольска, Смоленска, Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Ростова-на Дону, Новокузнецка, Украины.

Всего присутствовали представители 27 регионов РФ.

Решения

Приняты единогласно на закрытии конференции

30 марта 2007 г.

  1. Одобрить работу Ассоциации гимназий СПб в 2006-2007 учебном году. Рекомендовать Совету Ассоциации гимназий СПб создать инициативную группу из представителей регионов РФ для реализации задачи информирования Министерства образования РФ, региональных, краевых, областных и районных органов управления образованием о решениях конференции, для обсуждения в сети Интернет «Положения о гимназическом образовании», подготовленного Советом Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга с целью придания ему статуса закона, а также для подготовки проекта всероссийской Ассоциации гимназий.

  2. Предложить Совету Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга продумать тему следующей всероссийской конференции, своевременно оповестив о ней педагогическую общественность РФ. В этой связи отметить как аксиому для передового российского школьного образования необходимость преемственности в изучении педагогических традиций и распространение представленного на конференции современного педагогического опыта, в том числе через ежегодные выпуски материалов конференций и публикацию методических пособий, инициированную Ассоциацией гимназий Санкт-Петербурга.

  3. Регулярно освещать и обсуждать в специальной педагогической прессе и СМИ проблемы формирования личности в современных условиях, а также проблемы формирования интеллигентности в каждом новом поколении школьников как национальной культурной традиции, необходимой составляющей российской духовности. Сеть гимназий и лицеев - опора общества.

  4. Через деятельность Совета Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга расширять географию участников «Ежегодных гимназических ученических чтений, или Конференции победителей»; добиваться для «Конференции победителей» статуса Всероссийской гимназической конференции старшеклассников-исследователей. С этой целью активизировать взаимодействие Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга с вузами, советом ректоров, привлечь внимание науки и высшей школы к необходимости признания официального статуса исследовательской деятельности школьников и официального статуса учителя-куратора НИД в гимназиях, а также к необходимости сохранения альтернативной формы экзамена - защиты исследовательской работы - для учащихся гимназий и лицеев на официальном уровне. В этой связи рекомендовать центрам предметных олимпиад в регионах, краях, областях включить в структуру городских, краевых, региональных олимпиад защиту исследовательской работы учащимися гимназий и лицеев.

  5. Для реализации в практике школ РФ передового педагогического опыта, представленного участниками конференции, предложить комитетам/департаментам образования тесно взаимодействовать с гимназиями, организовав при региональных учреждениях постдипломного педагогического образования кабинеты передового гимназического педагогического опыта с целью усиления координации ОУ, ученых-специалистов, научных руководителей гимназий и лицеев, поддержки инновационных образовательных и воспитательных проектов, подготовки специалистов в области современных методик работы с детьми и подростками нового поколения, проведения необходимых исследований для формирования в школе толерантной личности с гражданской позицией.

  6. От лица участников конференции обратиться к Министерству образования РФ с просьбой о выделении Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга страницы на сайте Министерства образования РФ с целью обмена опытом и обсуждения проблем современного образования; обсуждения и разработки механизма общественной экспертизы, социально-правовой оценки и защиты школы РФ от деструктивных акций и кампаний как источников ранних социальных болезней.

  7. Для внутреннего непрерывного общения гимназий и лицеев РФ создать независимый сайт Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга.

  8. Отстаивать точку зрения педагогической общественности, представленной на конференции, на стратегию и государственную политику в образовании в отношении массового перехода к ЕГЭ: результативность обучения отражается не в предметных тестах, а в утверждении гуманистических ценностей, основой которых является история развития отечественной научной, художественной, педагогической, творческой интеллигенции. В связи с этим рекомендовать оргкомитету Четвертой Всероссийской гимназической конференции, запланированной в Санкт-Петербурге на 26-28 марта 2008 года, включить в план конференции выступления от регионов, краев, областей на тему воплощения идей российского гимназического образования, сопряженного с условиями жизни, историей, культурой региона (края, области).

  9. Заблаговременно размещать на сайте Ассоциации Санкт-Петербурга информацию о готовящихся в Санкт-Петербурге семинарах для директоров гимназий, учителей, учеников, а также планировать проведение аналогичных петербургским выездных семинаров для гимназий.

  10. Активизировать службы психологической поддержки учебно-воспитательного процесса, а также осмыслить опыт создания и функционирования попечительских советов с целью создания максимально комфортной образовательной среды и привлечения внимания общественности к проблемам воспитания и обучения детей и подростков.

Документ подписан 10.04.07. редакционной коллегией в составе:

Мардер Л.М., Исполнительный директор

Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга,

директор Второй Санкт-Петербургской гимназии,

Заслуженный учитель РФ

Спиридонова Л.Е., председатель Совета

Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга; директор гимназии № 271,

Заслуженный учитель РФ;

Свирина Н.М., научный руководитель

Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга,

доктор педагогических наук, профессор

Беляева Н.В., доктор педагогических наук, Тверской областной

институт усовершенствования учителей; Заслуженный учитель РФ

Кузнецова Я.В., кандидат филологических наук, директор «Женской гуманитарной гимназии», г.Череповец

Боровик М.Г., кандидат педагогических наук, доцент СПбИГО

Болмазова Е.В., директор Домодедовской гимназии № 5

Рыжкина Н.В., директор средней школы № 1 им. В.Шишкова, г.Бежецк

Заворин В.В., директор «Гимназии № 59», г.Новокузнецк Кемеровской области

Самовольнова И.С., директор гимназии № 1 г.Жуковский Московской области

Кутнаев М.Р., зам.директора гимназии № 1516, г.Москва

Рогожина И.В., кандидат педагогических наук, профессор Самарского гос.пед.университета, гимназия № 1

Храмцова Р.А., учитель гимназии № 1514, г.Москва

Белокурова С.П., учитель гимназии № 405, методист Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Приложение 1

(резюме второго дня работы конференции на базе гимназии № 93)

«Учимся сами, учим других»

«Воспитание –самое тонкое душевное прикосновение

человека к человеку»

В. Н. Сухомлинский

«Три пути ведут к знанию: путь размышление - это путь

самый благородный

путь подражания – это путь

самый легкий,
путь опыта – это путь самый горький»

Конфуций

В гимназии №92 обсуждались проблемы управления качеством воспитательного процесса в гимназии и роли учителя и классного рукововодителя в воспитании каждого ученика и детского коллектива в целом .

В работе секции приняли участие свыше ста членов педагогических коллективов гимназий, лицеев, общеобразовательных школ из 13 регионов РФ, а также представители педагогической науки, в т.ч. д.п.н. профессора, академики Международной академии экологии и безопасности жизнедеятельности: Б.Ф Кваша, В.П. Панасюк.

Гимназия работает над проблемой повышения качества образовательного процесса с 90х ХХ века и накопили значительный опыт по управлению качеством обучения и воспитания в условиях модернизации образовательной среды гимназии, создала систему диагностики качества образовательного процесса.

Свою миссию педагогический коллектив видит в выявлении и творческой поддержке детей, создании среды, побуждающей к самовыражению, к самореализации и развития всех участников образовательного процесса. Главным критерием определения эффективности нашей воспитательной системы мы считаем уровень развития личности ребенка и рассматриваем воспитание не столько фактором, дополняющим учебный процесс, а прежде всего явлением, определяющее формирование личности гимназиста.

Наша воспитательная система воплощает в себе совокупную деятельность гимназии, которая реализуется в 3-х сферах: в процессе обучения, во внеклассной образовательной сфере, во внеучебной творческой деятельности. Это уроки, социальные акции, олимпиады, дополнительное образование, исследовательская деятельность, школьное соуправление, традиции и праздники, и многое другое.

Конкретный педагогический опыт работы с учащимися, детскими коллективами был представлен в выступлениях учителей, классных руководителей, директоров и их заместителей. О наших достижениях и успехах, о проблемах в воспитании гимназистов и путях их решения рассказали 19 сотрудников гимназии. Мы предложили присутствующим свое понимание управлением качеством воспитательного процесса и подходы к формированию и деятельности воспитательной системы «Школа социального успеха», где делается акцент на поощрение учебных и творческих успехов каждого ученика.

Педагоги показали, что они партнеры воспитанников в ежедневном взаимодействии, и убедительно продемонстрировали на личных примерах, что являются носителями идеологии социального успеха.

В докладах, выступлениях и репликах с мест звучали озабоченность повышением качества воспитательного процесса в образовательных учреждениях и признание необходимости повышения качества управленческих умений всех членов педагогического сообщества на всех уровнях.

М.П.Калинина

О ВПЕЧАТЛЕНИЯХ

Конференция как праздник!

Гости - к нам, и в гости – мы,

Вечных мудростей запасник

Наши лучшие умы.

* * *

Хорошо, что воспитанье

Вызывает много споров,

И сомненья и исканья

Стали темой разговоров.

Л.Сулханянц (учитель истории гимназии №92)

Приложение 2

программа второго дня работы конференции на базе гимназии № 441

Ассоциация гимназий

Санкт-Петербурга

при поддержке

Комитета по образованию

Санкт-Петербурга

Санкт-Петербургского

государственного университета им. М.В. Ломоносова

Российского государственного педагогического университета

им. А.И. Герцена

ПРОГРАММА РАБОТЫ

Третьей Всероссийской

научно-практической

конференции

«Воспитательные подходы и системы

в современном гимназическом образовании»

29 марта 2007 г.

«Воспитание в процессе обучения»

Гимназия № 441 Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

Адрес гимназии:

192289, Санкт-Петербург,

ул. О. Дундича, д.37, корп.2

От станции метро «Купчино»

автобусы: 56,57,96, трамвай 62.

Тел.: 778-68-89

Программа конференции

10.20 – 10.30 Встреча гостей на платформе

станции метро «Купчино»: представители гимназии (с плакатами) будут встречать гостей на платформе с 10.20 до 10.30. Просим не опаздывать.

10.30 – 11.00 Чайный стол и регистрация участников конференции

11.00 Начало работы конференции:

  • Ведущая: Роботова Алевтина Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор РГПУ им. А.И.Герцена

  • Выступление директора гимназии Опариной Галины Павловны

  • Открытые уроки, мастерские

11.05-12.50

«Поэзия как источник воспитания ценностного отношения к миру»

Урок литературы в 8 классе. Тема: «Николай Рубцов – народный поэт России»

учитель высшей квалификационной категории гимназии № 441

Королева Татьяна Ильинична

  • «Воспитание этнокультурной толерантности»

Урок истории в 6 классе. Тема: «Расцвет Киевской Руси. XII век»

зам. директора гимназии № 441 по ВР, учитель высшей квалификационной категории

Платонова Ольга Арнольдовна

  • «Развитие культуры речи в поисковой деятельности учащихся»

Урок развития речи в 8 классе.

Тема: «Индивидуальная культура речи как условие сохранения языка»

учитель высшей квалификационной категории гимназии № 441

Мороз Регина Александровна

  • «Воспитание нравственно-эстетического отношения к природе»

Урок биологии в 7 классе. Тема: «Мои любимые животные»

учитель первой квалификационной категории гимназии № 441

Фадеева Елена Александровна

  • «Развитие критического мышления»

Урок обществознания в 11 классе. Тема: «Политические режимы»

учитель высшей квалификационной категории гимназии № 441

Платонов Николай Павлович

  • «Двуязычие как воспитание коммуникативной культуры»

Фрагмент урока-игры по иностранным языкам (английский и немецкий) в 5 классе.

Тема: «Город»

Учителя высшей квалификационной категории гимназии № 441:

Онищенко Марина Алексеевна, Соколова Виктория Владимировна

  • «Воспитание межкультурной коммуникации»

Мастерская. Немецкий язык, 10 класс. Тема: «Ф. Шиллер и его творчество»

Учитель высшей квалификационной категории гимназии № 441:

Денисенкова Энгельсина Павловна

12.50-13.35 Обед

13.40-14.45 Круглый стол «Учитель – предметник как воспитатель»

Ведущая:

Берестовицкая Светлана Эрленовна, методист НМФ Фрунзенского района

Приложение 3

Н.М.Свирина

д.п.н., профессор, научный руководитель

Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга,

зав. кафедрой педагогики Института

специальной педагогики и психологи

Размышления после Третьей всероссийской гимназической конференции «Воспитательные подходы и системы в современном гимназическом образовании», прошедшей 28 - 30 марта 2007 г.

в Санкт-Петербурге

Отгремела очередная весенняя конференция, которая ежегодно проводится Ассоциацией гимназий Санкт-Петербурга для учителей, директоров, завучей, методистов, преподавателей высшей школы, занимающихся научным руководством гимназий, лицеев, школ. Около восьмисот педагогов из Украины, Твери, Новосибирска, Екатеринбурга, Лабытнанги, Череповца, Кубани, Москвы и Московской области, Перми, Абакана, Ярославля, Иркутска, Самары и Самарской области, г. Набережные Челны, г.Люберцы, Красноярка, Мурманска и Мурманской области, Новомосковска, Жуковска, Таганрога, Глазова, Кирова, г.Электросталь, Ижевска, Лесосибирска, Зеленодольска, Смоленска, Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Ростова-на Дону, Новокузнецка, побывали за три дня на секциях, круглых столах, мастер-классах , уроках и семинарах в восьми замечательных гимназиях и школах Санкт-Петербурга: Второй Санкт-Петербургской гимназии, 73 «Ломоносовской» гимназии, 92 гимназии, Гимназии № 148 им. Сервантеса, школе № 348 с гимназическими классами, гимназиях № 399, № 441 и № 622. Многие участники приезжали уже в третий раз, привозя новых коллег и увозя новые интересные знакомства. Три дня, за время которых прозвучало более трехсот выступлений. А каждое выступление - это опыт гимназии, школы, лицея, по-своему уникальный опыт. И все эти дни не оставляло ощущение некоего педагогического единства, общности стремлений, целей педагогической работы собравшихся их разных регионов людей. Не просто людей –педагогов! Да и погода наша петербургская, обычно еще зимняя в марте, словно бы поддерживала ощущение праздника почти летним для нашего города солнцем.

И несмотря на это, несмотря на единство в принятии решений, общей атмосферы дружественности - после конфренции, уже традиционно собирающей активных российских педагогов, не отступает мысль об угрожающей в нашем образовании ситуации.

Почему? Педагоги - как наподбор: жаль было, что времени мало, хотелось каждого слушать и слушать, забыв о регламенте.

Позже, при знакомстве с отчетами, комментариями ведущих секций и Круглых столов, мне стало ясно, откуда взялось это, как называл подобное ощущение Л.С.Выготский, «противочувствие».

В каждой отдельной аудитории, независимо от темы секции, был очевидно высок накал педагогических идей, неодолимо желание, потребность взрослых опытных людей – ученых, учителей, методистов- сохранить, спасти отечественное образование от падения, унижения, увести его в сторону от веяний, тенденций, возникающих на потребу массовой культуры. Еще и еще раз сказать о наболевшем, о том, что не роботов, умеющих на кнопки нажимать, а думающих и образованных людей все еще может формировать школа, гимназия. И это были не лозунги. Основа - неиссякаемый – по крайней мере, в поколении ныне работающих педагогов - опыт, умение думать об уроке как о живой структуре, вбирающей в себя внимание ученика на каждом своем новом этапе.

Достаточно обратиться к темам и идеям выступлений на подсекции –1 «Преподавание литературы как отечественная культурная традиция» (докладов по этой теме было так много, что пришлось разделиться на 2 подсекции). Украинский педагог из г.Николаева, некогда выпускница ЛГПИ им.А.И.Герцена, сейчас - учитель зарубежной литературы М.А.Ерошенко блистательно продемонстрировала собственную методику преподавания русской литературы. В самом деле, располагая двумя часами в неделю на преподавание русской классики в украинской школе, Маргарита Алексеевна умеет «включить» старшеклассников в поиски смысла романа Л.Н.Толстого «Война и мир», М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита», да так, что наши словесники, слушавшие это выступление, просили на следующей конференции провести мастер-класс по такой методике, ее рабочим приемам ( работать с буклетом по произведению в процессе урока, где доделка учительской заготовки - выводы из анализа, комментирования текста; сформулировать в одном предложении свои главные мысли по целому произведению и проч.).

Слова, вынесенные в заглавие статьи, прозвучали в выступлении известного методиста из Самары к.п.н, проф. СГПУ И.В.Рогожиной. Четко поставлена проблема: ориентация на сдачу литературы в форме тестов ведет к прагматике и без того к ней склонных старшеклассников, их родителей. «А литературу куда девать?» - этот вопрос докладчика прозвучал в аудитории словесников как на общем выдохе. Ирина Викторовна развернула стройную методику преподавания литературы сегодня, где основа - смена акцента в уроке литературы в сторону организации форм деятельности учеников. «Дайте возможность человеку ( ученику –Н.С.) пройти путь, который прошли Вы, готовясь к уроку», «Включите в урок уже пятнадцатилетним опытом гимназий отработанную методику исследовательской деятельности». Безусловно, современный подход.

Аудитория словесников буквально затаив дыхание следила за анализом-презентацией урока по стихотворениею О.Мандельштама «Ласточка», который разворачивала замечательный педагог из г.Бежецка Н.В. Рыжкина. Да, было что послушать! В самом деле, любой учитель знает, как сложно дать урок-анализ одного стихотворения. Одухотворенно, умно, талантливо это сделала Нина Валерьевна, учитель русского языка и литературы, директор средней школы № 1 им В. Шишкова г. Бежецка Тверской области. Это был не только тонкий анализ, а поэтическое странствие по истокам метафор и образов стихотворения О.Мандельштама, по широкому историко-культурному контексту, подтексту, живущему в поэтическом сознании. Конечно, этот урок будет опубликован в материалах конференции, но, полагаю, он должен быть напечатан и на страницах газеты «Литература».

Остро прозвучало выступление коллеги из Екатеринбурга М.Э.Исхаковой, которая рассказывала о педагогической ситуации в своем городе уверенно и свободно. Можно порадоваться за педагогическую школу Екатеринбурга, где «не падает уровень учителей», а также согласиться с утверждением Марины Эльбрусовны, что необходмо для 10 класса знакомство с основами философии для понимания мира литературного произведения 19 - начала 20 веков.

Снова и снова в выступлениях звучала мысль о сохранении и передаче школьникам ценностей отечественной культуры через урок литературы. Потому сочувственно были встречены слова Анны Евгеньевны Иллюминарской, учителя из Твери, о том, что «Болит душа за тот предмет, который мы преподаем». Нечего было возразить –увы – и ее мысли об «...убывании в школе творчества, которое необходимо для развития воображения детей».

А какой накоплен опыт, уважаемые коллеги! Какие дивные учительские интерпретации, какое знание художественных, исторических источников при прочной литературоведческой базе! Это продемонстрировали и Элина Владимировна Костерина, учитель, аспирант кафедры русской литературы и методики ее преподавания Смоленского Государственного университета в докладе «Методическая концепция литературного чтения Ю.М. Лотмана в проекции на современную российскую школу», и Сергей Владимирович Федоров, к.п.н, проф. СПбАППО, представляя разработки «Информационных технологий в преподавании литературы (презентация курса повышения квалификации учителей-словесников)», и учитель литературы петербургской гимназия № 271 Наталья Игоревна Алексеева в опыте «Системы уроков по изучению творчества Ф.М.Достоевского: методическое обеспечение темы с использованием ИТК».

И фактически в каждом выступлении слышалась мысль, опасение: неужели великолепие отечественного педагогического опыта завершится всего лишь обязательными тестами, изначально несообразными для природы преподаваемого нами искусства?

Это - биение пульса нашей культуры, давным –давно с точностью метронома озвучивающее шаги каждого российского гимназиста, со времен еще Ф.И.Буслаева, приобщающегося к основам того, что мы справедливо считаем национальным достоянием. Не случайно секция словесников называлась не «Методика преподавания литературы», не «Технологии обучения литературе на современном этапе», например, а именно «Преподавание литературы как отечественная культурная традиция». А в качестве начала для заседания по этой теме был представлен небольшой рассказ автора этой статьи о тех, по чьим следам мы, нынешние словесники, продолжаем идти. Наши предшественники - те, благодаря кому и сегодня, несмотря на множество препон, изучение литературы педагогами воспринимается именно как отечественная культурная традиция.

Очень краткий экскурс в прошлое: о чем они думали, те, кто стоял у истоков методики преподавания словесности, те, кто с новаторскими идеями затем методику преобразовывал, тем самым продолжая:

Федор Иванович Буслаев, «О преподавании отечественного языка», 1844 г.: «Детей мы учим на целую жизнь, следовательно, не можем давать им заучивать то, что издается на время...»; «Именно, чтобы уничтожить ...бессмысленное чтение, надобно с учениками читать образцовых русских писателей и объяснять их. Главная задача должна состоять в том, чтобы объяснения были необходмы, не случайны»

Василий Иванович Водовозов, «Существует ли теория словесности и при каких условиях возможно ее существование?» 1859г.: «Для пользы учащихся не столько необходимо систематическое изучение всех фактов литературы, сколько непосредственное с ними знакомство при чтении и разборе содержания», «Лучше пройти немного, да с теми подробностями, которые оставляют в душе живое, вечное знание»

Владимир Яковлевич Стоюнин, «О преподавании русской литературы», 1864 г.: «Для нас важно не само содержание, а работа ученика над ним и над теми вопросами, которые связываются с разбором поэтического произведения»

Виктор Петрович Острогорский, «Беседы о преподавании словесности», 1884 г.: «Литературное образование - одно из самых могущественных средств, при помощи которых юноша приобретает связь с родиной и человечеством»

Владимир Валерьянович Данилов, «Литература как предмет преподавания» 1917 г.: «Идея произведения искусства как и содержания слова, не дается в готовом виде; она только обусловлена внутреннею формой произведения, но всякий раз снова создается воспринимающей его личностью»

Обратите внимание, коллеги! Эти ученые–педагоги размышляли много о целях литературного образования и способах реализации этих целей на уроке – но не о единообразии знаний, что надо продемонстрировать на единообразном тесте-экзамене! Вообще, экзамен как итог преподавания литературы и родного языка их волновал меньше всего: другая была цель – формирование полноценной образованной личности. Нет, разумеется, экзамен был, и, как нам хорошо известно из мемуаров, писем, дневников, автобиографической прозы, наших домашних архивов - это тоже было отечественной культурной традицией! И как мы, после блистательного опыта столетий, опыта включения гимназистов, школьников разных сословий в культуру на уроках литературы и русского языка допустим безликие, чуждые предмету тесты вместо живых размышлений о прочитанном? Мы, педагоги, столько раз обращавшиеся на уроках к известному приему составления диалогов между героями разных произведений, или между героями и писателями, между писателями разных эпох и проч., словом, – диалогами, которых не могло быть на самом деле, но именно они часто оживляют для ребят время, отношения, личность –мы можем тоже попробовать представить себе такой диалог. Допустим, мы с вами, коллеги, имеем возможность побеседовать с Ф.И.Буслаевым или В.И.Водовозовым, В.Я.Стоюниным или Ц.П.Балталоном, с Л.И.Поливановым, например. Разговор неизбежно коснется урока. И что ж скажем мы? Что готовим к тестам, где нет живого слова? Что не пишем сочинения, потому что боимся шпаргалок? Сетуем на горькую судьбину. Жалкое зрелище, униженные и оскорбленные! Мы. Не они!

Мы не можем любить литературу только для себя. Мы должны, как наши предшественники, «учить на целую жизнь» (Ф.И.Буслаев), понимая, что «О поэзии или красоте не может быть и речи там, где вместо живых образов воспоминания и чувств для юных читателей остаются пустые слова и рифмованные строки» (Ц.П.Балталон, «Воспитательное чтение», 1900 г.)

Один из выводов секции словесников на конфренции в марте 2007 уже года звучит так: «ЕГЭ по литературе только в форме тестов недопустимо, т.к. принципы такого рода итоговой аттестации противоречат логике и целеполаганию предмета».

А вот выдержка из решений секция «Способы реализации творческого потенциала школьников»: «Перестать проявлять лояльность к ЕГЭ в форме тестов, как к неизбежному злу, отстаивая право на освобождение от него только одной литературы –ЕГЭ в истории, физике, математике не менее губительно, позиция должна быть иной: нет ЕГЭ для гимназий».

Умозаключения, к которым пришли педагоги в разных секциях часто совпадают, что подчеркивает наличие единства в воззрениях на преподавание практиков и теоретиков из разных регионов, например: «Необходимость получения официального статуса исследовательской и проектной деятельности в гимназиях и лицеях, а также необходимость официального альтернативного экзамена в виде защиты исследовательской работы для учащихся гимназий и лицеев». И еще две цитаты из решений секций: «Необходим выход на Министерство образования и широкая кампания в печати о необходимости финансовой и прочей поддержки гимназий и лицеев как исторически сложившейся в России сети профильных учебных заведений» (Круглый стол «Воспитание интеллигенции в рамках ОУ»); «Обратить внимание педагогического сообщества и организаций, ответсвенных за выпуск учебников и учебных пособий для школ, на низкое качество не только содержания (наукообразие,нечеткость формулировок, подмена понятий, формализация заданий, их ориентация на «натаскивание» и т.п.), но и оформления учебных текстов, в первую очередь на многочисленные отступления от речевых и грамматических норм» (Круглый стол «Воспитательный потенциал учебных текстов»).

Все мы когда-то тоже учились в школах, большинство ныне работающих педагогов - еще в советских школах. Тогда нам было невдомек, что стихотворение Беранже, что вспоминает Актер из пьесы М.Горького «На дне» будет звучать для нас, спустя годы как призыв, голос из прошлой, не сдавшей ни при каких обстоятельствах свои ценности культуры:

Господа! Если к правде святой

Мир дороги найти не умеет, -

Честь безумцу, который навеет

Человечеству сон золотой!

Вспомним начало стихотворения:

Оловянных солдатиков строем

По шнурочку равняемся мы.

Чуть из ряда выходят умы:

«Смерть безумцам!» –мы яростно воем,

Поднимаем бессмысленный рев...

Стихотворение названо «Безумцы», написано в 30-е годы 19 века. Оно демонстрирует два полюса миропонимания, неслучайно в контексте философских идей Сен-Симона, Фурье, Анфантена разворачивает главную свою мысль Пьер-Жан Беранже. Два полюса миропонимания, два способа жить. А у нас – единственная, одна -литература.

Н.С.Лесков «Кадетский монастырь» Гл.1. В кн. Лесков Повести и рассказы – Лениздат, 1966 - с.277

Там же, ГЛ. 5, с.283

Гл. 5, там же

там же, Гл 6, сс.285 –286)

Мечников И.И. Пессимизм и оптимизм/Сост., вступ. ст., коммент. В.П.Фролова. – М,: Сов Россия, 1989 – с.9

ШаляпинФ.И. Повести о жизни –1972 –сс. стр. 29-30

Шаляпин Ф.И. Повести о жизни. Страницы из моей жизни. Маска и душа. – Пермское книжное издательство, 1972 - с. 335

Подробнее об этом, а также о незаурядных педагогах прошлого отечественной истории, воздействующих эффективно культурой на своих учеников см. журнал «Русская словесность» - 2007 - №8 – сс.12 - 21

выборка сделана по Санкт-Петербургу и Ленинградской области

Н.Л.Мишатина, Т.М.Бутолина Рабочая тетрадь №1 по элективному Курск «образ человека, в слове явленный», Санкт-Петербург, «САГА», 2005

Н.Л.Мишатина, Т.М.Бутолина «Образ человека, в слове явленный» (элективный курс по русскому языку для предпрофильной подготовки и профильного обучения), Санкт-Петербург, «САГА», 2005

Академический словарь русского языка. В 4-х томах.- М.:«Русский язык» 1985 г.

Статья «О необходимости сделать русские школы русскими». Педагог. Соч. в шести томах, т.2., М.: Педагогика, 1988, с.360

Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Юрайт – Издат, 2005. – 566 с. – С. 36.

Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – Второе издание, дополненное и переработанное. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998. – 432 с. (Практическая психология в образовании). – С. 286.

Глухарева Л.И. Права человека. Гуманитарный курс: Учебное пособие. – М.: Логос, 2002. – 176 с. – С. 89.

Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2000. – 519 с. – С. 350.

М.М. Фирсова. Элитарность современного гимназического образования: история, мифы и реальность. – Вестник образования России, 2006, №22.

Доклад сопровождается демонстрацией работ учащихся.

Н.Л.Мишатина, Т.М.Бутолина Рабочая тетрадь №1 по элективному Курск «образ человека, в слове явленный», Санкт-Петербург, «САГА», 2005

Н.Л.Мишатина, Т.М.Бутолина «Образ человека, в слове явленный» (элективный курс по русскому языку для предпрофильной подготовки и профильного обучения), Санкт-Петербург, «САГА», 2005

Федор Иванович Буслаев, «О преподавании отечественного языка»/ вступ. ст., ред. и комм. проф. Е.Н.Петрова – Гос. уч. пед. изд-во, Лен. отделение, 1941 – 248с.

Василий Иванович Водовозов, Избранные педагогические сочинения –М,: Педагогика, 1986 – 474 с.

Владимир Яковлевич Стоюнин, «О преподавании русской литературы»/Избранные педагогические сочинения – М,: Педагогика, 1991 – 368с.

Виктор Петрович Острогорский, Беседы о преподавании словесности – СПб.: типография В.Демакова, 1885 – 110с.

Владимир Валерьянович Данилов, Литература как предмет преподавания – М,: типография Сытина, 1917 – 176с.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Проблемы современного образования информационные технологии в средней школе сборник материалов конференции

    Документ
    В современном мире постоянно осуществляется процесс совершенствования системы образования, поиски и внедрение наилучших форм, средств и методов обучения, адекватных практическим потребностям общества.
  2. "гимназия №56 в 2006 году"

    Доклад
    Гимназия №56 – по-прежнему остается крупнейшим не только в Санкт-Петербурге, но и во всем Северо-Западном регионе образовательное учреждение полного общего образования.
  3. Методика преподавания литературы Учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям Источник

    Учебник
    Богданова О. Ю., Леонова С. А., Чертова В. Ф.Методика преподавания литературыУчебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям
  4. Computer Using Educators Inc., Usa материалы (2)

    Документ
    Материалы XVIII Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 27 – 28 июня 2007г. г.Троицк, Московской области - ГОУ ДПО "Центр новых педагогических технологий" Московской области, МОО Фонд новых
  5. Межведомственное взаимодействие государственных, муниципальных, общественных и религиозных организаций по проблемам профилактики злоупотребления психоактивными веществами (Методическое пособие)

    Учебно-методическое пособие
    межведомственное взаимодействие государственных, муниципальных, общественных и религиозных организаций по проблемам профилактики злоупотребления психоактивными веществами

Другие похожие документы..