Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Диплом'
Дипломом участника областной олимпиады за неподдельный интерес к познанию, труд и упорство в изучении наук, олимпийское стремление к высоким достижени...полностью>>
'Программа'
11.45 Чвалун Сергей Николаевич «Наноструктурированные полимерные и гибридные материалы, структурообразование. роль межфазной границы на примере наноко...полностью>>
'Документ'
Большак Юлія Миколаївна, заступник директора з навчально-виховної роботи Жовтневої Другої ЗШ І – ІІІ ступенів, учитель зарубіжної літератури, спеціал...полностью>>
'Документ'
Туризм (от франц. «прогулка», поездка) - это путешествие в свободное время, один из видов активного отдыха, распространенный в большинстве стран мира...полностью>>

Лекция вступительная: «психология основа творчества личности»

Главная > Лекция
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ЛЕКЦИЯ ВСТУПИТЕЛЬНАЯ:

« ПСИХОЛОГИЯ ОСНОВА ТВОРЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ »

Психология – наука изучающая факты, закономерности и механизмы психики.

Психика – есть свойство высокоорганизованной живой материи (мозга), субъективное отражение объективной реальности, необходимое человеку (или животному) для активной деятельности в нем и управления своим поведением.

Психология проявляется как совокупность типичных для человека (коллектива):

а) способов поведения

}

Связана с

сознанием

б) общения

в) познания окружающего мира

г) убеждений и предпочтений

д) черт характера

Сознание – высшая, свойственная человеку форма отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирование у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности – называется сознанием.

Ранее -Душа

Сегодня –психика – как диалектическое единство, совокупность

понятие употребляемое для обозначения:

  1. психического познавательного процесса

а) внутреннего мира человека (чувства, мысли, факты поведения)

  1. психических свойств

  2. психических состояний

  3. психических образований

б) его сознания

в) самосознания

Психика и сознание - это неотъемлемые атрибуты личности, её творчества

Личность – это социально – психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно – исторического опыта человечества.

Быть личностью значит:

  1. Иметь активную жизненную позицию.

  2. Осуществлять выбор, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом.

  3. Постоянно создавать и творить новое, совершенствовать самого себя и других.

  4. Обладать свободой выбора и нести ее бремя.

Особенная и непохожая на других личность в полноте ее духовных, физических и психических свойств характеризуется понятием индивидуальности – как совокупности ей только присущих индивидуальных психических черт и свойств.

Психология личности – формируется и развивается под влиянием диалектически взаимосвязанных социальных и биологических (природных) факторов, а именно:

  1. Социальной среды.

  2. Наследственности.

  3. Воспитания.

  4. Общественно трудовой деятельности.

Таким образом психология личности – это его чувства, мысли, намерения, т.е. все то, что составляет его субъективный внутренний мир (психологический мир) – который проявляется в действиях и поступках, во взаимоотношениях с другими людьми, т.е. психической деятельности.

Психическая деятельность осуществляется посредством множества специальных физиологических механизмов. Одни из них обеспечивают восприятие воздействий, другие – преобразование их в сигналы, третьи – планирование и регулирование поведения и т.д. Вся эта сложная работа обеспечивает активную ориентацию организма в среде.

Нервная система функционирует как единое целое. Тем не менее определенные функции приурочены к деятельности определенных ее областей. Так, управление простейшими двигательными реакциями осуществляется спинным мозгом, координация более сложных движений (ходьба, бег) – стволовой частью мозга и мозжечком.

Важнейший орган психической деятельности – кора головного мозга, обеспечивающая сложную психическую деятельность человека.

В психической жизни человека особая роль принадлежит лобным долям. Многочисленные клинические данные показывают, что поражение лобных долей мозга, наряду со снижением умственных способностей, влечет за собой ряд нарушений в личностной сфере человека.

Вся поверхность полушарий может быть разделена на несколько больших областей, имеющих неодинаковое функциональное значение. Так, анализ и синтез зрительных раздражений происходит в затылочной области коры, слуховых – в височной, осязательных – в теменной и т.д.

В пределах каждой области, в свою очередь, могут быть выделены участки с различным микроскопическим строением, получившие название полей коры, по-разному участвующих в процессах анализа и синтеза, осуществляемых в той или иной области.

Психике человека присущ широкий спектр психических явлений . Давайте дадим их классификацию .

Все психические явления неразрывно связаны, но традиционно они подразделяются на три группы:

  1. Психические процессы;

  2. Психические свойства личности;

  3. Психические состояния.

Психические процессы следует рассматривать как базовые явления, а психические состояния и свойства личности – как временную и типологическую модификацию психических процессов.

В своей совокупности все психические явления образуют единый поток отражательно – регуляционной деятельности.

Дадим краткую общую характеристику этим трем группам психических явлений. Психические процессы – отдельные целостные акты отражательно – регуляционной деятельности. Каждый психический процесс имеет свой объект отражения, регуляционную специфику и своизакономерности.

Психические процессы представляют собой исходную группу психических явлений: на их основе формируются психические образы.

I Психические процессыактивное взаимодействие субъекта с объектом отражения, система специфических действий, направленных на его познание и взаимодействие с ним.

Психические процессы подразделяются на:

  • познавательные (ощущение, восприятие, мышление, воображение и память);

  • волевые;

  • эмоциональные.

Психическая деятельность человека – совокупность его познавательных, волевых и эмоциональных прцессов.

II Психические свойства личности – типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов.

К психическим свойствам личности относятся:

  • направленность личности (потребности, интересы, мировоззрение, идеалы);

  • темперамент;

  • характер;

  • способности.

4

Такова традиционная, идущая от И.Канта, классификация психических явлений. Она лежит в основе построения традиционной психологии.

Все психические явления системно организованы – они образуют единую структуру психики человека.

III Психическое состояние – текущая модификация психической деятельности человека, представляющая собой устойчивую интеграцию всех психических проявлений человека при определенном ею взаимодействии с действительностью. Это – временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию.

Психическое состояние проявляется в общем функциональном уровне психической активности в зависимости от направленности деятельности человека в данный момент и его личностных особенностей.

Психические состояния подразделяются на:

  • мотивационные – основанные на потребностях (установки, желания, интересы, влечения, страсти);

  • состояния организованности сознания (проявляются в различных уровнях внимательности, работоспособности);

  • эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на действительность, настроение, конфликтные эмоциональные состояния – стресс, аффект, фрустрация);

  • волевые (состояния инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости и др.); их классификация связана со структурой сложного волевого действия).

Различают также пограничные психические состояния личности – психопатии, акцентуации характера, неврозы и состояния задержанности психического развития.

Для лучшего восприятия учебного материала давайте классифицируем психические явления

Основные формы проявления

психики и их взаимосвязь







5

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

- ОЩУЩЕНИЯ

- УСТОЙЧИВЫЙ

- НАПРАВЛЕННОСТЬ

- ВОСПРИЯТИЕ

ИНТЕРЕС

- ТЕМПЕРАМЕНТ

- ПАМЯТЬ

- ТВОРЧЕСКИЙ

- ХАРАКТЕР

- МЫШЛЕНИЕ

ПОДЪЕМ

- СПОСОБНОСТИ

- ВООБРАЖЕНИЕ

- УБЕЖДЕННОСТЬ

- РЕЧЬ

- СОМНЕНИЕ

- ВНИМАНИЕ

- АПАТИЯ

- УГНЕТЕННОСТЬ

- И ДР.

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ

- ЧУВСТВА

- ВОЛЯ

Обратите внимание на основные научные определения, понятия познавательных психических процессов , которые лежат в основе творческой деятельности

ОЩУЩЕНИЯ

ВОСПРИЯТИЯ

ПАМЯТЬ

ВООБРАЖЕНИЕ

МЫШЛЕНИЕ

ОТРАЖЕНИЕ

ОТРАЖЕНИЕ

ОТРАЖЕНИЕ

ОТРАЖЕНИЕ

ВЫСШАЯ

ОТДЕЛЬНЫХ

ПРЕДМЕТОВ

ПРОШЛОГО

БУДУЩЕГО,

ФОРМА

СВОЙСТВ

И ЯВЛЕНИЙ,

ОПЫТА ИЛИ

СОЗДАНИЕ

ОТРАЖАТЕЛЬНОЙ

ПРЕДМЕТОВ

НЕПОСРЕДСТВЕННО

ЗАПЕЧАТЛЕНИЕ,

НОВОГО

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

И ЯВЛЕНИЙ,

ВОЗДЕЙСТВУЮЩИХ

СОХРАНЕНИЕ

ОБРАЗА

ПОЗВОЛЯЮЩАЯ

НЕПОСРЕДСТВЕННО

НА ОРГАНЫ ЧУВСТВ

И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ

НА ОСНОВЕ

ПОЗНАТЬ

ВОЗДЕЙСТВУЮЩИХ

В ЦЕЛОМ

ЧЕГО-ЛИБО

ПРОШЛОГО

СУЩНОСТЬ

НА НАШИ

В СОВОКУПНОСТИ

ОПЫТА

ПРЕДМЕТОВ И

ОРГАНЫ ЧУВСТВ

СВОЙСТВ

ЯВЛЕНИЙ

И ПРИЗНАКОВ

ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ

ЭТИХ ПРЕДМЕТОВ

ЗАКОНОМЕРНОСТИ

И ЯВЛЕНИЙ

РАЗВИТИЯ

Мозг и психика

Психика является свойством мозга. «Ощущение, мысль, сознание есть высший продукт особым образом организованной материи».

Психическая деятельность организма осуществляется посредством множества специальных телесных устройств. Одни из них воспринимают воздействия, другие – преобразуют их в сигналы, строят план поведения и контролируют его, третьи – придают поведению энергию и стремительность, четвертые – приводят в движение мышцы и т.д. Вся эта сложнейшая работа обеспечивает активную ориентацию организма в среде и решение жизненных задач. На протяжении длительной эволюции органического мира – от амебы до человека – физиологические механизмы поведения непрерывно усложнялись, дифференцировались, становясь благодаря этому все более гибкими и оперативными.

Развитие психики

Возникновение и развитие психики человека является одной из самых сложных проблем, встававших когда – либо перед исследованиями, стремившимися осмыслить законы природы. Ученые материалистического направления объясняют возникновение психики длительным развитием материи. Исследуя природу материи, они изучают различные формы движения материи, т.к. движение есть способ существования материи, неотъемлемое ее свойство, внутренне ей присущее. Материи неподвижной, неизменно прибывающей в абсолютном покое, вообще не существует. В состоянии движения, изменения и развития находится вся материя во вселенной, вся неорганическая и органическая природа.

Вся материя, начиная от неживой, неорганической, и кончая самой высшей и сложной материей – человеческим мозгом, обладает всеобщим качеством материального мира – качеством отражения, т.е. способностью отвечать на воздействия. Формы отражения зависят от форм существования материи: отражение проявляется в способности отвечать на внешние воздействия в соответствии с характером воздействия и формой существования материи.

В неживой природе движение может выступать в виде механического, физического или химического взаимодействия тел или веществ. Простейшие примеры движения в неорганической природе: скала, омываемая морем, оказывает воздействию воды определенное сопротивление – волны разбиваются о скалу, но и скала постепенно разрушается; солнечный луч, отражаемый от поверхности воды; появившийся в результате электрических зарядов озон. При переходе к живой материи качественно изменяются и формы ее движения. Живой материи присущи биологические формы отражения, а на определенном этапе живой материи возникает психика как качественно новая форма отражения.

Все психические явления, как форма отражения действительности являются базовыми элементами творчества личности. Рассмотрим некоторые из них.

ОЩУЩЕНИЯ

ЗАПАХИ – ПРИЧИНА НАШЕЙ ПРИЯЗНИ ИЛИ НЕПРИЯЗНИ К ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ.

1. Обоняние связывает человека с внешним миром. Запахи исходят от обстановки, одежды, тела, да и все, существующее в природе, имеет свой запах – ткани, металлы, дерево.

Обратите внимание на то, как богата палитра ароматов, которую описали литераторы:

1. сладостный,

2. грустный,

3. волнующий,

4. дурманящий,

5. отталкивающий,

6. пряный,

7. родной,

8. чистый,

9. тревожный,

10. навязчивый,

11. приторный,

12. вкрадчивый,

13. знойный …….

2. Тренированные люди могут описать и назвать от тысячи до двух тысяч оттенков запахов.

3. В тибетских монастырях таких людей воспитывали с детства. Они могли не только определить по запаху возраст, пол, характер человека, диагностировать заболевание, но и выявить родство отдельных людей.

4. Знания о могуществе ароматов уходят далеко в глубину веков:

а) Известно, что пещерные люди в целях защиты пропитывали свои одежды дымом костра, так как запах гари всегда порождает ощущение паники, тревоги (горящий лес!) и этим отпугивает диких животных.

б) При археологических раскопках найдены ароматические вещества, которые приготовлены 5 тысяч лет назад. В Древнем Египте знали, что каждая часть тела источает свой запах, и средства для их умащивания готовили отдельно. Знания о запахах имелись в древней Индии и у древних арабов.

в) В африканских племенах мужчины растирали некоторые травы и вещества и вдыхали их, готовя себя к бою либо к любовной встрече.

г) От матери к дочери передавались секреты ароматов, с помощью которых женщина, насильно выданная за нелюбимого, заставляла его отказаться от себя. Один аромат сменял другой, и вот та же самая женщина приводила в восторг желанного мужчину. Известно, что жрицы любви при храмах владели этим искусством в совершенстве.

5. Сегодня мы не придаем такого значения запахам. И напрасно. Современные научные исследования доказали, что:

а) Запахи способны увеличить мускульную силу – аммиак, например.б) Могут стимулировать органы дыхания – это характерно для ароматов березы, липы, тимьяна, лимона, эвкалипта, душицы.

8

в) Могут, наоборот, угнетать их, действуя подобно запахам тополя, сирени, валерианы.

г) Ароматы боярышника, зубровки, сирени, тополя, камфары, а также в летнее время сосны и ели стимулируют сердечно – сосудистую систему, повышая частоту пульса и артериальное давление.

д) Также сосна и ель зимой успокаивают пульс, понижают давление.

е) Нормализуют работу сердечно – сосудистой системы запахи дуба, березы, ванили, мелиссы, валерианы.

ж) При коликах помогают ароматы фенхеля, майорана, мелиссы.

з) Запахи черного перца, кардамона, жасмина стимулируют потенцию.

и) Цитрусовые, розмарин и герань улучшают зрение, а ухудшают его неприятные запахи гниющих растений.

6. Наше настроение подвержено влиянию ароматов не меньше, чем физическое состояние. Пример тому –

а) Действие лаванды, камфоры, герани: их ароматы бодрят, внушают оптимизм, снижают депрессию.

б) Каждый знает, какой сильный прилив чувств может вызвать запах родного дома, как переворачивает душу не только вид, но и аромат вещи, принадлежащей.

в) Заметьте: многие религиозные обряды сопровождаются воздействием ароматов.

  • В православной церкви – это ладан.

  • В буддийских храмах ароматические вещества используются не только в помещении, но и при выходе вручают каждому небольшой пакетик с зеленым порошком: стоит поджечь его и из дома переносишься в атмосферу храма.

г) Впечатления от постоянных ароматов неосознанно, но надолго запечатлеваются в памяти. Кстати, именно поэтому в зрелом возрасте женщине опасно менять духи – это может омрачить отношения с мужем.

7. Восприятие запахов у мужчин и женщин различное.

а) Женщины воспринимают запахи острее, «осознаннее», но власть запахов над мужчинами сильнее.

б) Многие уверены, что парфюмерия способна убивать неприятные естественные запахи, а значит делать нас более привлекательными.

Это не совсем так! Прежде всего не надо забывать, что причины неприятных запахов различны.

9

1. Это не только следствие пренебрежения правилами ухода за телом, неопрятности, но зачастую и показатель неблагополучия:

а) нервной системы,

б) пищеварительной системы,

в) почек.

2. Запах изо рта сигнализирует, как правило, о заболевании зубов или о сбоях в пищеварении.

4. Запах из носа указывает на плохое состояние:

а) гайморовых полостей,

б) слизистой носа.

Ни один дезодорант, ни одни духи не заменят необходимости лечиться и соблюдать правила гигиены. Порой женщина, чтобы «перебить» неприятные запахи, не жалеет парфюмерии и тем самым делает большую ошибку. Так уж устроен организм, что запах с синтетическими компонентами сигнализирует мозгу о «неполадках» в окружающей среде, а это вызывает невольное раздражение по отношению к той же «хорошо» надушенной женщине. И заметьте, навязчивый запах духов и дезодорантов не могут выносить все больше и больше людей. Хотим дать совет женщинам: если вы собираетесь в лес, а особенно к реке, водоему, не злоупотребляйте духами. Их запахи на фоне природных будут выглядеть довольно убого и грубо, а следовательно, вы также потеряете привлекательность. Жаль, что многие из нас не знают и не учитывают роль запахов в общении. Между тем запаховое «общение» также широко распространено среди людей, как и в животном мире, начиная с бабочек и кончая млекопитающими.

8. Запахи выделяемые одним животным для воздействия на поведение другого носят название а) феромонов. б) Особенно мощно действуют так называемые половые аттрактанты, цель которых – привлечь особь противоположного пола, и в) репелленты – вещества, вызывающие чувство тревоги, паники, дискомфорта.

Много еще неизвестного в науке о запахах – одорологии. Однако ясно, что власть запахов тем сильнее, чем меньше мы их ощущаем, осознаем. Запах, исходящий от человека, мы зачастую воспринимаем бессознательно. Нам нравятся его улыбка, походка, интеллект, но мы и не подозреваем, что эта привлекательность во многом обусловлена биологическим, запаховым воздействием. Подчеркиваю, репелленты и аттрактанты не имеют ощутимого запаха, они действуют на уровне подсознания, и это усиливает их влияние на поведение человека!



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основы психодиагностики

    Документ
    В настоящем пособии освещаются общие принципы, методы и конкретные проблемы психологической диагностики. Книга адресована двум категориям студентов — будущим учителям-предметникам и будущим школьным психологам.
  2. Психология XXI столетия том 1 (2)

    Документ
    Члены Оргкомитета: Акопов Г.В., Базаров Т.Ю., Журавлев А.Л., Знаков В.В., Ерина С.И., Кашапов С. М., Клюева Н.В., Львов В.М., Мануйлов Г.М., Марченко В.
  3. Психология сегодня Материалы Х региональной студенческой научно-практической конференции

    Документ
    Психология сегодня [Текст]: Материалы Х регион. студ. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 23 – 24 апр. 2008 г. / Отв. за выпуск В.А. Лебедева; ГОУ ВПО «Рос.
  4. Психология сознания

    Документ
    Мировой психологической наукой накоплен огромный опыт в области исследования психологии сознания. В новом издании серии «Хрестоматия по психологии» собраны фрагменты из множества публи­каций отечественных и зарубежных ученых — классиков
  5. Лекции Философия театра (1)

    Лекции
    Антонен Арто принадлежит к тому ряду деятелей культуры XX века, значение которых для современности огромно и непре­ложно. Вместе с тем его имя постоянно вульгаризируется, связы­вается с явлениями, ему чуждыми.

Другие похожие документы..