Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Библиографический указатель'
Настоящий доклад публикуется в рамках программы 2 года проекта R.E.A.D.Y. при неоценимой поддержке Cepiprint - ассоциации, представляющий сектор газе...полностью>>
'Документ'
2. Кабінету Міністрів України, Раді міністрів Автономної Республіки Крим, обласним, Київській та Севастопольській міським, районним державним адмініс...полностью>>
'Публичный отчет'
«Эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования» - социологический мониторинг эксперимента: профильное обучение. Под ред....полностью>>
'Документ'
Якщо розглядати загальну для всіх суспільно-економічних формацій структуру продуктивних сил, то до їх складу входять засоби виробництва і люди, які в...полностью>>

Лекция вступительная: «психология основа творчества личности»

Главная > Лекция
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

ЛЕКЦИЯ ВСТУПИТЕЛЬНАЯ:

« ПСИХОЛОГИЯ ОСНОВА ТВОРЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ »

Психология – наука изучающая факты, закономерности и механизмы психики.

Психика – есть свойство высокоорганизованной живой материи (мозга), субъективное отражение объективной реальности, необходимое человеку (или животному) для активной деятельности в нем и управления своим поведением.

Психология проявляется как совокупность типичных для человека (коллектива):

а) способов поведения

}

Связана с

сознанием

б) общения

в) познания окружающего мира

г) убеждений и предпочтений

д) черт характера

Сознание – высшая, свойственная человеку форма отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирование у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности – называется сознанием.

Ранее -Душа

Сегодня –психика – как диалектическое единство, совокупность

понятие употребляемое для обозначения:

  1. психического познавательного процесса

а) внутреннего мира человека (чувства, мысли, факты поведения)

  1. психических свойств

  2. психических состояний

  3. психических образований

б) его сознания

в) самосознания

Психика и сознание - это неотъемлемые атрибуты личности, её творчества

Личность – это социально – психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно – исторического опыта человечества.

Быть личностью значит:

  1. Иметь активную жизненную позицию.

  2. Осуществлять выбор, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом.

  3. Постоянно создавать и творить новое, совершенствовать самого себя и других.

  4. Обладать свободой выбора и нести ее бремя.

Особенная и непохожая на других личность в полноте ее духовных, физических и психических свойств характеризуется понятием индивидуальности – как совокупности ей только присущих индивидуальных психических черт и свойств.

Психология личности – формируется и развивается под влиянием диалектически взаимосвязанных социальных и биологических (природных) факторов, а именно:

  1. Социальной среды.

  2. Наследственности.

  3. Воспитания.

  4. Общественно трудовой деятельности.

Таким образом психология личности – это его чувства, мысли, намерения, т.е. все то, что составляет его субъективный внутренний мир (психологический мир) – который проявляется в действиях и поступках, во взаимоотношениях с другими людьми, т.е. психической деятельности.

Психическая деятельность осуществляется посредством множества специальных физиологических механизмов. Одни из них обеспечивают восприятие воздействий, другие – преобразование их в сигналы, третьи – планирование и регулирование поведения и т.д. Вся эта сложная работа обеспечивает активную ориентацию организма в среде.

Нервная система функционирует как единое целое. Тем не менее определенные функции приурочены к деятельности определенных ее областей. Так, управление простейшими двигательными реакциями осуществляется спинным мозгом, координация более сложных движений (ходьба, бег) – стволовой частью мозга и мозжечком.

Важнейший орган психической деятельности – кора головного мозга, обеспечивающая сложную психическую деятельность человека.

В психической жизни человека особая роль принадлежит лобным долям. Многочисленные клинические данные показывают, что поражение лобных долей мозга, наряду со снижением умственных способностей, влечет за собой ряд нарушений в личностной сфере человека.

Вся поверхность полушарий может быть разделена на несколько больших областей, имеющих неодинаковое функциональное значение. Так, анализ и синтез зрительных раздражений происходит в затылочной области коры, слуховых – в височной, осязательных – в теменной и т.д.

В пределах каждой области, в свою очередь, могут быть выделены участки с различным микроскопическим строением, получившие название полей коры, по-разному участвующих в процессах анализа и синтеза, осуществляемых в той или иной области.

Психике человека присущ широкий спектр психических явлений . Давайте дадим их классификацию .

Все психические явления неразрывно связаны, но традиционно они подразделяются на три группы:

  1. Психические процессы;

  2. Психические свойства личности;

  3. Психические состояния.

Психические процессы следует рассматривать как базовые явления, а психические состояния и свойства личности – как временную и типологическую модификацию психических процессов.

В своей совокупности все психические явления образуют единый поток отражательно – регуляционной деятельности.

Дадим краткую общую характеристику этим трем группам психических явлений. Психические процессы – отдельные целостные акты отражательно – регуляционной деятельности. Каждый психический процесс имеет свой объект отражения, регуляционную специфику и своизакономерности.

Психические процессы представляют собой исходную группу психических явлений: на их основе формируются психические образы.

I Психические процессыактивное взаимодействие субъекта с объектом отражения, система специфических действий, направленных на его познание и взаимодействие с ним.

Психические процессы подразделяются на:

  • познавательные (ощущение, восприятие, мышление, воображение и память);

  • волевые;

  • эмоциональные.

Психическая деятельность человека – совокупность его познавательных, волевых и эмоциональных прцессов.

II Психические свойства личности – типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов.

К психическим свойствам личности относятся:

  • направленность личности (потребности, интересы, мировоззрение, идеалы);

  • темперамент;

  • характер;

  • способности.

4

Такова традиционная, идущая от И.Канта, классификация психических явлений. Она лежит в основе построения традиционной психологии.

Все психические явления системно организованы – они образуют единую структуру психики человека.

III Психическое состояние – текущая модификация психической деятельности человека, представляющая собой устойчивую интеграцию всех психических проявлений человека при определенном ею взаимодействии с действительностью. Это – временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию.

Психическое состояние проявляется в общем функциональном уровне психической активности в зависимости от направленности деятельности человека в данный момент и его личностных особенностей.

Психические состояния подразделяются на:

  • мотивационные – основанные на потребностях (установки, желания, интересы, влечения, страсти);

  • состояния организованности сознания (проявляются в различных уровнях внимательности, работоспособности);

  • эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на действительность, настроение, конфликтные эмоциональные состояния – стресс, аффект, фрустрация);

  • волевые (состояния инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости и др.); их классификация связана со структурой сложного волевого действия).

Различают также пограничные психические состояния личности – психопатии, акцентуации характера, неврозы и состояния задержанности психического развития.

Для лучшего восприятия учебного материала давайте классифицируем психические явления

Основные формы проявления

психики и их взаимосвязь







5

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

- ОЩУЩЕНИЯ

- УСТОЙЧИВЫЙ

- НАПРАВЛЕННОСТЬ

- ВОСПРИЯТИЕ

ИНТЕРЕС

- ТЕМПЕРАМЕНТ

- ПАМЯТЬ

- ТВОРЧЕСКИЙ

- ХАРАКТЕР

- МЫШЛЕНИЕ

ПОДЪЕМ

- СПОСОБНОСТИ

- ВООБРАЖЕНИЕ

- УБЕЖДЕННОСТЬ

- РЕЧЬ

- СОМНЕНИЕ

- ВНИМАНИЕ

- АПАТИЯ

- УГНЕТЕННОСТЬ

- И ДР.

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ

- ЧУВСТВА

- ВОЛЯ

Обратите внимание на основные научные определения, понятия познавательных психических процессов , которые лежат в основе творческой деятельности

ОЩУЩЕНИЯ

ВОСПРИЯТИЯ

ПАМЯТЬ

ВООБРАЖЕНИЕ

МЫШЛЕНИЕ

ОТРАЖЕНИЕ

ОТРАЖЕНИЕ

ОТРАЖЕНИЕ

ОТРАЖЕНИЕ

ВЫСШАЯ

ОТДЕЛЬНЫХ

ПРЕДМЕТОВ

ПРОШЛОГО

БУДУЩЕГО,

ФОРМА

СВОЙСТВ

И ЯВЛЕНИЙ,

ОПЫТА ИЛИ

СОЗДАНИЕ

ОТРАЖАТЕЛЬНОЙ

ПРЕДМЕТОВ

НЕПОСРЕДСТВЕННО

ЗАПЕЧАТЛЕНИЕ,

НОВОГО

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

И ЯВЛЕНИЙ,

ВОЗДЕЙСТВУЮЩИХ

СОХРАНЕНИЕ

ОБРАЗА

ПОЗВОЛЯЮЩАЯ

НЕПОСРЕДСТВЕННО

НА ОРГАНЫ ЧУВСТВ

И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ

НА ОСНОВЕ

ПОЗНАТЬ

ВОЗДЕЙСТВУЮЩИХ

В ЦЕЛОМ

ЧЕГО-ЛИБО

ПРОШЛОГО

СУЩНОСТЬ

НА НАШИ

В СОВОКУПНОСТИ

ОПЫТА

ПРЕДМЕТОВ И

ОРГАНЫ ЧУВСТВ

СВОЙСТВ

ЯВЛЕНИЙ

И ПРИЗНАКОВ

ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ

ЭТИХ ПРЕДМЕТОВ

ЗАКОНОМЕРНОСТИ

И ЯВЛЕНИЙ

РАЗВИТИЯ

Мозг и психика

Психика является свойством мозга. «Ощущение, мысль, сознание есть высший продукт особым образом организованной материи».

Психическая деятельность организма осуществляется посредством множества специальных телесных устройств. Одни из них воспринимают воздействия, другие – преобразуют их в сигналы, строят план поведения и контролируют его, третьи – придают поведению энергию и стремительность, четвертые – приводят в движение мышцы и т.д. Вся эта сложнейшая работа обеспечивает активную ориентацию организма в среде и решение жизненных задач. На протяжении длительной эволюции органического мира – от амебы до человека – физиологические механизмы поведения непрерывно усложнялись, дифференцировались, становясь благодаря этому все более гибкими и оперативными.

Развитие психики

Возникновение и развитие психики человека является одной из самых сложных проблем, встававших когда – либо перед исследованиями, стремившимися осмыслить законы природы. Ученые материалистического направления объясняют возникновение психики длительным развитием материи. Исследуя природу материи, они изучают различные формы движения материи, т.к. движение есть способ существования материи, неотъемлемое ее свойство, внутренне ей присущее. Материи неподвижной, неизменно прибывающей в абсолютном покое, вообще не существует. В состоянии движения, изменения и развития находится вся материя во вселенной, вся неорганическая и органическая природа.

Вся материя, начиная от неживой, неорганической, и кончая самой высшей и сложной материей – человеческим мозгом, обладает всеобщим качеством материального мира – качеством отражения, т.е. способностью отвечать на воздействия. Формы отражения зависят от форм существования материи: отражение проявляется в способности отвечать на внешние воздействия в соответствии с характером воздействия и формой существования материи.

В неживой природе движение может выступать в виде механического, физического или химического взаимодействия тел или веществ. Простейшие примеры движения в неорганической природе: скала, омываемая морем, оказывает воздействию воды определенное сопротивление – волны разбиваются о скалу, но и скала постепенно разрушается; солнечный луч, отражаемый от поверхности воды; появившийся в результате электрических зарядов озон. При переходе к живой материи качественно изменяются и формы ее движения. Живой материи присущи биологические формы отражения, а на определенном этапе живой материи возникает психика как качественно новая форма отражения.

Все психические явления, как форма отражения действительности являются базовыми элементами творчества личности. Рассмотрим некоторые из них.

ОЩУЩЕНИЯ

ЗАПАХИ – ПРИЧИНА НАШЕЙ ПРИЯЗНИ ИЛИ НЕПРИЯЗНИ К ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ.

1. Обоняние связывает человека с внешним миром. Запахи исходят от обстановки, одежды, тела, да и все, существующее в природе, имеет свой запах – ткани, металлы, дерево.

Обратите внимание на то, как богата палитра ароматов, которую описали литераторы:

1. сладостный,

2. грустный,

3. волнующий,

4. дурманящий,

5. отталкивающий,

6. пряный,

7. родной,

8. чистый,

9. тревожный,

10. навязчивый,

11. приторный,

12. вкрадчивый,

13. знойный …….

2. Тренированные люди могут описать и назвать от тысячи до двух тысяч оттенков запахов.

3. В тибетских монастырях таких людей воспитывали с детства. Они могли не только определить по запаху возраст, пол, характер человека, диагностировать заболевание, но и выявить родство отдельных людей.

4. Знания о могуществе ароматов уходят далеко в глубину веков:

а) Известно, что пещерные люди в целях защиты пропитывали свои одежды дымом костра, так как запах гари всегда порождает ощущение паники, тревоги (горящий лес!) и этим отпугивает диких животных.

б) При археологических раскопках найдены ароматические вещества, которые приготовлены 5 тысяч лет назад. В Древнем Египте знали, что каждая часть тела источает свой запах, и средства для их умащивания готовили отдельно. Знания о запахах имелись в древней Индии и у древних арабов.

в) В африканских племенах мужчины растирали некоторые травы и вещества и вдыхали их, готовя себя к бою либо к любовной встрече.

г) От матери к дочери передавались секреты ароматов, с помощью которых женщина, насильно выданная за нелюбимого, заставляла его отказаться от себя. Один аромат сменял другой, и вот та же самая женщина приводила в восторг желанного мужчину. Известно, что жрицы любви при храмах владели этим искусством в совершенстве.

5. Сегодня мы не придаем такого значения запахам. И напрасно. Современные научные исследования доказали, что:

а) Запахи способны увеличить мускульную силу – аммиак, например.б) Могут стимулировать органы дыхания – это характерно для ароматов березы, липы, тимьяна, лимона, эвкалипта, душицы.

8

в) Могут, наоборот, угнетать их, действуя подобно запахам тополя, сирени, валерианы.

г) Ароматы боярышника, зубровки, сирени, тополя, камфары, а также в летнее время сосны и ели стимулируют сердечно – сосудистую систему, повышая частоту пульса и артериальное давление.

д) Также сосна и ель зимой успокаивают пульс, понижают давление.

е) Нормализуют работу сердечно – сосудистой системы запахи дуба, березы, ванили, мелиссы, валерианы.

ж) При коликах помогают ароматы фенхеля, майорана, мелиссы.

з) Запахи черного перца, кардамона, жасмина стимулируют потенцию.

и) Цитрусовые, розмарин и герань улучшают зрение, а ухудшают его неприятные запахи гниющих растений.

6. Наше настроение подвержено влиянию ароматов не меньше, чем физическое состояние. Пример тому –

а) Действие лаванды, камфоры, герани: их ароматы бодрят, внушают оптимизм, снижают депрессию.

б) Каждый знает, какой сильный прилив чувств может вызвать запах родного дома, как переворачивает душу не только вид, но и аромат вещи, принадлежащей.

в) Заметьте: многие религиозные обряды сопровождаются воздействием ароматов.

  • В православной церкви – это ладан.

  • В буддийских храмах ароматические вещества используются не только в помещении, но и при выходе вручают каждому небольшой пакетик с зеленым порошком: стоит поджечь его и из дома переносишься в атмосферу храма.

г) Впечатления от постоянных ароматов неосознанно, но надолго запечатлеваются в памяти. Кстати, именно поэтому в зрелом возрасте женщине опасно менять духи – это может омрачить отношения с мужем.

7. Восприятие запахов у мужчин и женщин различное.

а) Женщины воспринимают запахи острее, «осознаннее», но власть запахов над мужчинами сильнее.

б) Многие уверены, что парфюмерия способна убивать неприятные естественные запахи, а значит делать нас более привлекательными.

Это не совсем так! Прежде всего не надо забывать, что причины неприятных запахов различны.

9

1. Это не только следствие пренебрежения правилами ухода за телом, неопрятности, но зачастую и показатель неблагополучия:

а) нервной системы,

б) пищеварительной системы,

в) почек.

2. Запах изо рта сигнализирует, как правило, о заболевании зубов или о сбоях в пищеварении.

4. Запах из носа указывает на плохое состояние:

а) гайморовых полостей,

б) слизистой носа.

Ни один дезодорант, ни одни духи не заменят необходимости лечиться и соблюдать правила гигиены. Порой женщина, чтобы «перебить» неприятные запахи, не жалеет парфюмерии и тем самым делает большую ошибку. Так уж устроен организм, что запах с синтетическими компонентами сигнализирует мозгу о «неполадках» в окружающей среде, а это вызывает невольное раздражение по отношению к той же «хорошо» надушенной женщине. И заметьте, навязчивый запах духов и дезодорантов не могут выносить все больше и больше людей. Хотим дать совет женщинам: если вы собираетесь в лес, а особенно к реке, водоему, не злоупотребляйте духами. Их запахи на фоне природных будут выглядеть довольно убого и грубо, а следовательно, вы также потеряете привлекательность. Жаль, что многие из нас не знают и не учитывают роль запахов в общении. Между тем запаховое «общение» также широко распространено среди людей, как и в животном мире, начиная с бабочек и кончая млекопитающими.

8. Запахи выделяемые одним животным для воздействия на поведение другого носят название а) феромонов. б) Особенно мощно действуют так называемые половые аттрактанты, цель которых – привлечь особь противоположного пола, и в) репелленты – вещества, вызывающие чувство тревоги, паники, дискомфорта.

Много еще неизвестного в науке о запахах – одорологии. Однако ясно, что власть запахов тем сильнее, чем меньше мы их ощущаем, осознаем. Запах, исходящий от человека, мы зачастую воспринимаем бессознательно. Нам нравятся его улыбка, походка, интеллект, но мы и не подозреваем, что эта привлекательность во многом обусловлена биологическим, запаховым воздействием. Подчеркиваю, репелленты и аттрактанты не имеют ощутимого запаха, они действуют на уровне подсознания, и это усиливает их влияние на поведение человека!

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОЩУЩЕНИЙ

ФИЗИЧЕСКИЙ

ПРОЦЕСС

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ

ПРОЦЕСС

ПСИХИЧЕСКИЙ

ПРОЦЕСС

ОЩУЩЕНИЕ

ЦЕНТР В КОРЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА

РАЗ

ДРА

ЖИТЕ

ЛИ

РАЗДРАЖЕНИЕ

ВОЗБУЖДЕНИЕ

ПРОВОДЯЩИЕ

ПУТИ

ОБЩИЕ СВОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ


КАЧЕСТВО

Каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности, отличающие его от других видов. Так, слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью, зрительные – цветовым тоном, насыщенностью, светлотой.

ИНТЕНСИВНОСТЬ

Определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ

Определяется функциональным состоянием органа чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью.

ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ЛОКАОИЗАЦИЯ РАЗДРАЖИТЕЛЕЙ

Пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. В некоторых случаях ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель (вкусовые ощ.), а иногда они более разлиты (болевые ощ.)

11

КЛАССИФИКАЦИЯ ОЩУЩЕНИЙ


ДИСТАНТНЫЕ

СЛУХОВЫЕ

ЗРИТЕЛЬНЫЕ

ОБОНЯТЕЛЬНЫЕ

ПО КОНТАКТУ С РАЗДРАЖИТЕЛЕМ


КОНТАКТНЫЕ

КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ

КОЖНЫЕ

ВКУСОВЫЕ

ПО РАСПОЛОЖЕНИЮ

РЕЦЕПТОРА

ОРГАНИЧЕСКИЕ

ЗРИТЕЛЬНЫЕ

СЛУХОВЫЕ

ИНТЕРОРЕЦЕПТИВНЫЕ – ОРГАНИЧЕСКИЕ

КОЖНЫЕ

ПРОПРИОРЕЦЕПТИВНЫЕ - КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ

ОБОНЯТЕЛЬНЫЕ

ЭКСТЕРОРЕЦЕПТИВНЫЕ

РЕЦЕПТЫ ВНИМАНИЯ

1. Все великие исследователи обладали исключительной способностью к сосредоточению мысли на главном предмете. Сократ решил принять участие в войне и присоединился к походной колонне войск. В пути он углубился в разрешение какого-то философского вопроса и остановился посреди дороги , глубоко задумавшись. Когда он пришел в себя , выяснилось , что он простоял несколько часов, отстав от войска.

Очевидно ( можно даже сказать – без сомнения ), каждый человек способен существенно развить в себе способность сосредотачиваться .

Главный элемент сосредоточения – внимание. Неумение сосредоточить свое внимание в данный момент на решающем , на главном- беда многих. Недаром говорят, самый короткий путь сделать много дел – делать в данное время одно дело.

2. Очень важное качество внимания – способность к переключению. Тренировки на развитие внимания полезно подразделить на три формы.

  • Общая внимательность. Не давая себе никакого предварительного задания, выясняйте, что осталось незамеченным от впечатлений с которыми столкнулись.

  • Направленная внимательность. Дается задание на внимательное рассматривание названного объекта. После чего спрашивают о чем-либо , к этому объекту относящееся, что можно было уловить при рассматривании , хотя не предупреждали о том что именно будет предметом вопроса.

  • Целевая наблюдательность. Дается задание наблюдать определенные детали некоторого явления, и лишь затем показывается это явление.

3. Во время тренировок вы заметили – это уже заметили до нас ученые – «как ни странно , но обычно мы видим лишь то, с чем уже знакомы: мы редко замечаем что-либо новое , до тех пор нам не известное, даже если оно находится прямо перед нашими глазами».

4. Очень важно уметь, не только внимательно наблюдать, но и слушать. Оказывается, это не такое простое умение, как кажется на первый взгляд.

( Привычки)

Прежде всего большинству из нас мешают слушать плохие привычки , которые можно

перечислить в шести пунктах.

1) Наш ум не хочет ждать. Наши мысли бегут в 4-10 раз быстрее , чем речь большинства людей. И вот пока мы ждем , когда будут произнесены слова , наш мозг то отключается от того, что говорится, то опять включается… В результате в нем оседает лишь несколько слов , а мы теряем смысл сказанного.

2) Нам кажется , что это мы уже знаем, поэтому мы слушаем вполуха.

3) Мы смотрим , а не слушаем : сколько раз вы не улавливали имени нового знакомого только потому, что ваши мысли были заняты его внешним видом или манерами.

4) Мы слушаем , будучи все время занятыми: мы пытаемся слушать, отдавая часть своего внимания газете, радио или телевизору.

5) Мы забываем самое главное: внимаем словам , а не мыслям.

6) Наши эмоции оглушают нас: когда кто-либо пытается высказать мнение , противоположное тому, которое мы считаем единственно верным, - мы обязательно чувствуем , что слушать рискованно , ведь можем услышать нечто такое , что заставит нас усомниться в справедливости собственной точки зрения. Мы перестаем мысленно воспринимать говорящего и начинаем планировать свою собственною словесную контратаку.

( Советы)

Рекомендуем шесть способов для улучшения навыков слушать.

1) Учитесь медленно сосредотачиваться : практикуйте упражнения типа: «Сколько будет два плюс три минус пять плюс четыре, помноженное на два минус шесть?» (2+3=5-5=0+(4*2)-6=2)

2) Устройте себе радио -или телеэкзамен: прослушайте вместе с кем-нибудь передачу и проверьте , сколько положений , высказанных в этой передаче, вы оба запомнили ; попытайтесь найти общую точку зрения на главную идею , содержавшуюся в основных выводах передачи.

13

3) Отключитесь от того , что отвлекает ваше внимание: не пытайтесь слушать и одновременно делать еще два или три дела.

4) Учитесь понимать точки зрения , противоположные вашей: следите за своим подсознательным стремлением перестать, слушать и придумать «достойный» ответ. Вместо этого готовьте вопрос , относящийся к словам вашего собеседника. Этот вопрос отнюдь не должен « убивать» собеседника, он просто должен дать ему понять , что вы начинаете вникать в смысл сказанного.

5) Повторяйте про себя распоряжения и указания. Если вы не можете этого сделать , вы без сомнения, не сможете ни точно запомнить их, ни правильно выполнить их.

6) Помогайте слушать другим: мы поощряем в наших детях привычку внимательно слушать, повторяя одно и тоже по нескольку раз до тех пор , пока не привлечем внимания ребенка или не добьемся его послушания. Обращение к ребенку должно произноситься только один раз . если он не послушался , его следует разумно наказать, с тем чтобы он научился слушать, что ему говорят, с первого раза. В свою очередь , мы должны сами быть для детей хорошим примером, откликаясь на их слова с первого раза.

14

КАК УЛУЧШИТЬ ПАМЯТЬ

Задачи инженерной психологии и развития кибернетики потребовали сегодня ввести такие понятия о памяти , как:

а) долговременная память

б) кратковременная память

в) память оперативная , или промежуточная

Они все взаимосвязаны.

Если вы выясняете , что ваша память не отличается феноменальными характеристиками ( а это обычное явление) , не следует отчаиваться, а надо заняться её усовершенствованием . Не забудьте только главного закона саморазвития: Труд, Настойчивость, Регулярность.

1. Полезно знать и правильный процесс повторения при запоминании прочитанного. Это-

а) упорное чередование чтения ( восприятия)

б) припоминание про себя

в) рассказывание прочитанного.

Причем надо повторять ( или заучивать текст – будь то проза или стихи – не по частям , а в целом . Если забыли что-то, не торопитесь заглянуть в книгу, лучше «загляните» в память.

2. При повторениях не следует утомляться . через 40-50 минут полезно делать перерыв на 10-15 минут . Полезно и повторять перед сном, а также утром, на свежую голову.

3. Очень эффективен метод логического , ассоциативного запоминания. Запоминая что-либо из прочитанного , надо не просто зазубривать факты, а стараться подобрать к ним какие –либо известные вам аналогии. Тогда в будущем сможете быстро «вытащить» из кладовой памяти эти сведения. Поможет ассоциативная обработка материала.

4. Полезно разбивать материал на смысловые куски, выделяя при этом главное и второстепенное, аргументированное и бездоказательное, сложное и простое. И главное , самое главное- все должно быть осмысленно- ни одного механического запоминания! Установлено, что продуктивность смысловой памяти в двадцать пять раз выше продуктивности механической памяти. Этим все сказано.

5. Как видите , память, подобно другим любым задаткам, развивается одним путем- упражнениями. Поэтому не правы те, кто жалуясь на слабость памяти, стремится не очень-то её обременять. Таким людям следует помнить: тот , кто воздерживается открывать рот, никогда не станет оратором.

Но развивая память, надо знать –тренировки не самоцель, а лишь вспомогательное средство. Как бы при этом не пришлось вспоминать мудрые слова: память намозолил -все перезабыл.

Известно- нарочитое удержание в памяти чего-либо ненужного снижает подвижность сознания , связывает мышление , мешает его оперативности.

Как установлено, легче всего человек запоминает сведения , связанные ассоциативно с его повседневной трудовой деятельностью. Этим объясняется известный «студенческий парадокс» , когда после сдачи экзаменов накопленная информация нередко выветривается из головы студента. Зато знания , полученные в процессе самостоятельной работы( а не только для сдачи очередного экзамена ) , оказываются на много выше и прочнее.

Но, к сожалению, в повседневной практике людям приходится запоминать и сведения , мало связанные с их непосредственной деятельностью. Тут на помощь приходит « мнемоника».

6. Мнемоника стара как мир. Ещё от древних греков дошли до нас некоторые из её примеров. Сами слова «мнемоника» , «мнемотехника» - греческого происхождения. Уже две с половиной тысячи лет назад Симонид описал мнемонический приём . если нужно удержать в памяти много разнородных сведений , следует мысленно вообразить город, поделенный на множество улиц. На каждой улице свое число домов, а в домах - комнаты , и в каждой комнате «наготове» то или иное воспоминание .

7. Последовательность цветов радуги школьники нередко запоминают с помощью фразы «Каждый Охотник Желает Знать , Где Сидят Фазаны» , в которой начальные буквы соответствуют начальным буквам цветов солнечного спектра.

15

ВООБРАЖЕНИЕ

Отражение человеком мира есть активный творческий процесс . это означает, что воспринимаемые предметы и явления , пережитые чувства не только отражаются в мозгу человека , но и перестраиваются в новые комбинации.

  1. Психический процесс, заключающийся в создании новых образов ( представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте , называется ВООБРАЖЕНИЕМ . Воображение присуще только человеку.

  2. Специфика воображения состоит в переработке прошлого опыта. В этом отношении оно неразрывно связано с процессом памяти. Оно преобразует то , что есть в памяти.

  3. Воображение тесно взаимосвязано и с процессом восприятия. Оно влияет на создание образов воспринимаемых предметов. Оно обогащает новые образы, делает их более продуктивными.

  4. Самые тесные связи существуют между воображением и мышлением. Особенно это проявляется в проблемной ситуации.

Воображение как своеобразная форма отражения действительности:

а) осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого ;

б) способствует предвосхищению будущего;

в) «оживляет» то, что было ранее.

5) Воображение порождено трудовой деятельностью и развивается на её основе.

6) Физиологической основой воображения является сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга , в процессе которой происходит образование новых систем временных связей на основе ранее сформированных.

7) Важную роль в создании новых временных связей играет слово

Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и в преобразовании объективного мира . прежде чем изменить что-то практически, человек изменяет его мысленно. В этом существенное отличие психической и практической активности человека от активности животных. Так, паук совершает операции , напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей - архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы отличается тем, что , прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил её в своей голове. В конце процесса труда получается результат , который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека.

8) Воображение – важнейшая составляющая часть творческого процесса. При этом воображение , преобразуя воспринимаемое , глубже и полнее отражает действительность, чем простое восприятие.

Деятельность воображения зависит от общей направленности личности.

Выделим нравственные качества

9) С деятельностью воображения связано формирование ряда нравственно-психологических качеств личности, таких, как :

  • Идейная убежденность

  • Чувство долга

  • Гуманность

  • Чуткость

  • Целеустремленность

  • Настойчивость

10) Воображение связано со всей психической жизнью человека. Особенное значение в создании образов воображения имеет мировоззрение личности, его идейная направленность. Процесс воображения неразрывно связан с эмоционально-волевой и познавательной сферами личности.

Воображение тесно связано с мышлением.

16

Общее и отличное между мышлением и воображением

И мышление и воображение возникают в проблемной ситуации , мотивируются потребностью личности, основу их составляет опережающее отражение. Но опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения , происходит в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредовано познавать окружающее.

Воображение может быть:

  1. Пассивным ( сновидения, грезы)

  2. Активным - которое в свою очередь разделяется на :

  • Воссоздающее ( создание образа предмета по его описанию)

  • Творческое ( создание новых образов, требующих отбора материала , в соответствии с замыслом).

МЕЧТА-вид творческого воображения , связанного с осознанием желаемого будущего.

Этапы творческого воображения

Возникновение творческой идеи

«Вынашивание» замысла

Реализация замысла

Синтез , реализуемый в процессах воображения , осуществляется в разных формах:

  1. Агглютинация - «склеивание» различных в повседневной жизни несоединимых качеств, частей;

  2. Гиперболизация – характеризуется увеличением или уменьшением предмета , а также изменением отдельных частей;

  3. Схематизация – отдельные представления сливаются , различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко;

  4. Типизация- выделение существенного , повторяющегося в однородных образах;

  5. Заострение-подчеркивание каких-либо признаков.

Образы воображения различаются между собой по степени яркости и по соотношению образов с действительностью. Выделяют:

    • Реалистическое воображение ( отражает действительность, предвосхищает события)

    • Фантастическое воображение ( «отлетает» от действительности).

А теперь кратко рассмотрим мышление через структурно – логические схемы.

Мышление- это процесс отражения в сознании человека существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

17

РУКОВОДИТЕЛЬ, НАУЧИ СЕБЯ САМ

Специалисты утверждают, продуктивность творческой работы прямо пропорциональна объёму полученной и переработанной информации.

Конечно, мы здесь снова имеем дело с некоторым преувеличением затронутой проблемы, но никто не будет спорить , что читать быстро не только полезно , но и важно: способность к быстрому «поглощению» знаний еще никому не вредила. Это, между прочим , одна из существенных характеристик одаренной личности.

Как известно, 90 процентов информации получают посредствам знаний. Одним из основных путей получения информации – чтение.

Вот почему важнейшей характеристикой этого процесса становится скорость. Чтобы её увеличить, люди идут на разные хитрости. На Западе придумали

  • Дайджесты – ( вместо томов классики маленькие книжечки);

  • Комиксы ( пространные приключенческие книги излагаются в комиксах);

  • Рефераты ( теперь как правило, научные статьи сжимают в рефераты);

  • «Шапки» - ( большие газетные статьи снабжают краткими «шапками»)

Но все это мало помогает. Нужно быстрее читать.

Оказывается, некоторые люди действительно умеют читать «вскачь» , поглощая текст – и осмысленно ! – буквально метрами , в несколько раз быстрее обыкновенного среднего читателя

Умение читать быстро - свойство высокоорганизованного ума, концентрированного внимания, натренированного зрения.

Почему же большинство людей читают медленно ( как доказали психологи , в несколько раз медленнее своих возможностей?)

Некоторые люди с детства читают как бы в полголоса. Они двигают губами , иногда языком, мускулами лица. Читая, такой человек скорее слышит, чем видит. Ведь при чтении у него создается последовательная цепь: глаза – речь - слух. Этот метод – «фонетизация» - ограничивает скорость чтения до 120-150 слов в минуту.

Известно, что пропускная способность слухового канала в приёме , передачи и переработке информации в десять тысяч раз меньше, чем пропускная способность зрительного канала. Значит, задача – загрузить полностью наиболее продуктивный канал.

От одного из недостатков, сильно замедляющих процесс чтения, можно избавиться. Достаточно плотно сжать зубы, а губы удерживать двумя пальцами. Правда, были случаи, когда дети на первых порах переставали понимать прочитанное, но затем все налаживалось,

Можно преодолеть и «звуковой барьер) – привычку к так называемому «слуховому» чтению, когда слова произносятся в уме (их звучание воображается). Этот способ хорош при чтении стихов и пьес, но очень мешает при чтении обычных текстов. От него можно избавиться. Надо каждый день по пятнадцать или двадцать минут читать что-нибудь легкое и интересное и в то же время шепотом повторять: «один, два, три, четыре» и т.д. Глаза ваши будут постепенно приучаться воспринимать текст без всякой вокализации.

Наиболее совершенное зрение – чисто зрительное. Подобно тому, как, слушая лекцию, вы сразу улавливаете смысл сказанного, а не отдельные слова, надо при чтении вникать в общий смысл прочитанного, а не в значение отдельных частей каждого из предложений.

Слишком медленное восприятие текста нередко ведет к потере основной мысли прочитанного, читающий за отдельными деревьями не видит леса. К тому же тот, кто не овладел приёмами быстрого чтения, легко отвлекается на посторонние события, «уходит» к собственным мыслям - слабо загруженный основным делом мозг легко принимается за дополнительную работу.

Таким образом, очень важна дисциплина умственной работы.

Некоторые полагают, что приобретенный навык чтения никакими силами изменить нельзя. Это неверно. Научиться быстрому чтению можно в любом возрасте. Основной узел переработки информации при чтении – наш мозг, как установлено, с возрастов отнюдь не теряет способности к скорочтению.

30

В итоге скорость чтения зависит от продуктивной способности мозга. А она определяется количеством новой информации, новых сведений, которые поступают в мозг при чтении. Каждый знает по собственному опыту – бывает текст легкий, или, как говорят, водянистый,

Где удельная плотность новых сведений на строчку или страницу мала. А бывает текст трудный, насыщенный неизвестной информацией. На страницах книги, журнала или даже на газетной полосе важно уметь варьировать скорость чтения в зависимости от трудности материала.

Важно уметь следить за основными идеями и существенными частями текста, пропуская ненужные детали и все второстепенное.

Наконец, очень важна способность запомнить основное ядро прочитанного. Итак, если вы хотите овладеть быстрочтением – « динамическим чтением», то научитесь:

  • Водить глазами по странице сверху вниз, а не слева на право;

  • Схватывать группы слов за один взгляд, а не одно или два слова, как вы делаете теперь, читая эту страницу;

  • Старайтесь как можно реже останавливаться, чтобы повторно прочитать слово или фразу.

При чтении печатного текста с нормальными размерами шрифта глаз фиксирует 3-4 буквы, остальные видит расплывчато. Читая, глаз делает скачки – каждый в тысячные доли секунды. Читаем мы только на « остановках». Но останавливается глаз не на всех буквах подряд. Он действует экономнее – выбирает точку фиксации через 4-5 букв. Глаз «спешит», чтобы читать быстрее и делать меньше остановок. Подсчитано, что глаза читающего в течении часа движутся лишь три минуты, а покоятся 57 минут

Первая цель- заставить себя считывать в единиц времени как можно больше информации. Для этого старайтесь охватывать большее число слов – увеличить угол зрения, воспринять большее поле.

Между прочим можно тренироваться везде. Например, на улицах старайтесь запомнить с одного взгляда номера проезжающих автомашин, надписи на плакатах, тексты реклам. Все печатные билеты, рекламные вкладыши – повод для тренировки - надо «поймать» напечатанное одним взглядом и прочитать.

Чем больше слов вы будите схватывать одним взглядом, тем быстрее вы научитесь читать.

Начав тренировки, старайтесь избавиться от привычки (если у вас есть такая) читать книгу, газету, журнал, все время возвращаясь назад к прочитанному. Читайте, как говорят , двигаясь только вперед. Это приучит вас быть более внимательным. Не теряйтесь, если значение отдельных слов не ясно. Не останавливайтесь, двигайтесь дальше, стремитесь прежде всего уловить общий смысл читаемого. Это тоже приучит вас к внимательности.

Такой метод ускоряет чтение на 10 -15 % .(Правда он совершенно не применим для чтения художественной прозы, для стихов и пьес, где важны стилевые особенности, оттенки речи, образность).

Овладев быстрым чтением, не смешивайте две проблемы - культуру чтения и скорочтение, не забывайте о дифференцированном методе чтения:

- исторический роман надо читать с иной скоростью чем, скажем, научно-популярную книгу. И вообще есть чтение - проникновение в прекрасное, и есть скорочтение - овладение растущим потоком информации. Не забывайте об этом, не забывайте о высокой дисциплинированности умственной работы.

ВЫВОДЫ:

Психология, психика и сознание являются необходимыми атрибутами личности и, её творчества .

Глубокое знание механизма психики – воображения , мышления, представления, речи, памяти и другое способствует познать истину, научиться управлять психологическими процессами , а значит , и развить и активизировать свою творческую деятельность.

31

ВОЛЯ

1) В быту, в повседневной жизни, среди мелочей поведения , отдельных наших действий, мы часто не обращаем внимания на акт « хотения» . Мы часто забываем , что хотеть – это значит мочь! Хотеть и сделать должны быть слитны. Недаром говорят: волевой человек хочет, безвольный – только хочет хотеть.

Ситуации волевых проявлений весьма разнообразны:

  • Бывают случаи , когда человеку ради решения общей для многих людей задачи приходится терпеть тяжелые страдания, не получая взамен радости, счастья. Тут возникает наиболее сложная ситуация для проявления воли: надо заставить себя ощущать удовольствие от выполнения своего долга.

  • Поставив цель , пусть даже самую простую, - например, делать по утрам заряду – надо стремиться во что бы то не стало достичь её. Это придает уверенность в способности преодолеть себя, докажет, что у вас есть воля.

Правда, иногда стремление преодолеть внешнюю преграду или сопротивление своего «я» может приобрести для человека более важное значение, чем сама цель, значит, он « перегнул палку» - становится упрямцем.

  1. Развивая волю, надо помнить об одном из важных законов жизни законе целесообразности .

В какой-то мере полярно противоположно указанному недостатку слабоволие. Причины его многообразны.

    • Распущенность

    • Невоспитанность

    • Отсутствие сильных мотивов

( О роли наследственности уже упоминалось)

Пожалуй , отсутствие сильных мотивов – одна из наиболее существенных причин. У многих слабовольных воля есть, но набор жизненных интересов бледен, и поэтому у человека не возникает поводов для « включения» волевого аппарата.

В этих случаях полезно расширить круг своих интересов. Интересы будут рождать цели и стремление к их достижению. А стремление само призовет на помощь волю, заставить её работать.

3) Управлять своими хотениями может человек:

  • Обладающий эмоционально-волевым усилием;

  • Умеющий заставить себя работать;

  • Умеющий сконцентрировать свое внимание, свои мысли на определенном деле.

Человек как бы обладает внутренним регулятором поведения. И столь мощным, что он служит иногда своеобразной « смирительной рубашкой» для отвлекающих хотений.

  • Эмоционально-волевому усилию помогает слово. Словесный стимулятор - важный фактор , о нем не следует забывать. Доброе слово друга, умное слово книги, совет родителей, товарищей - стимул к волевому действию.

  • Помогает и предварительный психологический « проигрыш» задания, модель вашего поведения. Можно все взвесить, настроить себя на действие

  • Во многом помогает и внешняя эмоциональная обстановка. Не случайно футболисты выигрывают на своем поле. И вы лучше работаете на « любимом месте» , и у вас лучше дело идет в привычных условиях: « Дома и стены помогают».

  • В волевом усилии важную роль играют положительные эмоции

- радость творчества;

- гордость за свое дело;

- чувство удовлетворения

( эмоциональный «попутный ветер»)

К сожалению, бывает и так, что сильная воля иногда сковывает эмоции, ограничивая тем самым человек, и даже наносит вред творчеству. Образовавшаяся в сознании жесткая программа создает своего рода шоры, сужает ареал творческих поисков.

24

Сковывая эмоции, чрезмерные волевые усилия как бы отсекают побочные пути творческого поиска. Вот почему оптимальная стратегия творчества требует сочетания чрезвычайной целеустремленности, « терпения думать об одном и том же», как говорил Ньютон, и способности взглянуть на проблему по-новому, поддаться интуитивному порыву.

Комбинация из целеустремленности и эмоциональной свободы от неё, умение преодолеть косность мышления (но не превращаться в « поисковый флюгер») – вот зерно, из которого рождается всякое творчество.

25

ОГРАНИЧЕННОСТЬ ОРГАНОВ ЧУВСТВ

Одно из условий эффективной трудовой деятельности состоит в том, что работающий человек должен контролировать свои действия на основе информации, получаемой извне. Хотя здоровый человек обладает весьма разнообразными сенсорными механизмами , каждый из этих механизмов имеет свои ограничения.

1) Система слуха функционирует в диапазоне 20-20000Гц, хотя верхний предел чувствительности с возрастом может снизиться до 12000 Гц. Анатомия этой системы сложна; она рассчитана на преобразование изменений давления атмосферного воздуха через применения давления жидкой среды в импульсы, передающие информацию о высоте громкости звука .

  • Обычно повреждение системы слуха не проявляется в усиливающейся глухоте во всем диапазоне частот, оно выражается лишь в снижении чувствительности к некоторым частотам или в прогрессирующем снижении слуха при более высоких частотах.

  • В некоторых странах за повреждение слуха несут юридическую ответственность наниматели.

  • Из финансовых соображений, а так же в интересах здоровья рабочих некоторые компании снимают аудиограммы при приёме на работу новых лиц, которые на производстве будут подвергаться воздействию высоких уровней шума.

  • Уровень, при котором шум непосредственно влияет на производительность труда, отличается от уровня, при котором возникает риск поражения слуха, очень не значительно. Косвенные помехи возникают и при гораздо более низких уровнях шума, поскольку шум мешает связи между работающими, что повышает опасность возникновения несчастных случаев и угнетает работника, трудно сделать какие-нибудь сообщения относительно раздражения, вызываемого шумом.

  • Это в незначительной мере зависит от конкретных обстоятельств и индивидуальных различий. Например, шум, создаваемый другими машинами или цехами, гораздо больше раздражает , чем шум собственной машины или цеха, в котором трудится работник; на прерывистый , неожиданный шум человек реагирует тяжелее , чем на ожидаемые шумы, и совершенно очевидно, что необязательный шум вызывает большее раздражение , чем неизбежный ,

  • Если работник спокоен и в хорошем настроении, он часто игнорирует шум, но если моральное состояние работающих, снижается даже по совершенно другим причинам, они будут жаловаться и на шум. Это явление на столько обычно, что когда внезапно возрастает число жалоб на шум при отсутствии явного измерения его уровня, следует предположить, что эти жалобы служат указанием на более общую неудовлетворительность работников.

2) Речевое общение – очень сложная проблема. При непосредственном общении понимание речи не всегда зависит от слуха, поскольку важную роль играют также артикуляция и жест. с другой стороны, при определенной ситуации главной причиной раздражения или невозможности понять друг друга являются помехи в разговоре, а не уровень шума как токовой.

3) Зрение – доминирующая способность органов чувств человека, поэтому важное значение имеет освещение окружающей среды.

Полезное эмпирическое правило состоит в том , чтобы уровень освещенности устанавливать в 30 раз выше того уровня , при котором может быть выполнено

4) Возраст человека - необычно постоянный, но часто игнорируемый фактор. Количество света, необходимое для одного и того же уровня эффективности зрения, удваивается примерно каждые 13 лет. Можно избежать перевода более старых и часто высококвалифицированных работников, требующих острого зрения, или отложить его,

28

обеспечив более высокий уровень освещенности; нужно принимать во внимание и такие факторы, как слепящий блеск, контрастность, направление светового потока и цвет.

Опытным путем установлено, что:

  • Насыщенные цвета привлекают внимание, так что они могут быть использованы в качестве сигналов;

  • Кроме того, создается впечатление, что поверхности находятся ближе, чем они на самом деле есть. Соответственно стена, окрашенная в ненасыщенный цвет, кажется дальше и поэтому помещение будет выглядеть просторнее. Опыт показывает также, что чем больше помещение, тем больше возможностей окрасить его в более яркие цвета, и наоборот;

  • Цвет в основном используется для улучшения общего вида помещения, хотя условные цветовые коды могут применяться для распознания различных указаний и деталей на приборной доске, проводах и трубах;

  • Иногда полезно использовать контрастный цвет для того, чтобы привлечь внимание к какой-либо части машины, например к внутренней поверхности крышки, которую не следует оставлять открытой, к особо важной шкале или ручке органа управления;

  • Следует помнить, что цвет меняется и перестает быть видным по мере того, как снижается уровень освещенности. Это следствие механизма адаптации к темноте – процесса который длится примерно полчаса:

  • Внезапные изменения уровня освещенности в пределах одного рабочего места или при переходе рабочего с одного места на другое могут быть опасными для зрения. Принимая во внимание естественные ограничения, присущие органам чувств, следует при организации трудовой деятельности исходить из ряда принципов:

1) Органы чувств - зрение и слух – имеют широкий диапазон приспособительных возможностей, хотя они и беспредельны. Слишком много цвета и слишком много шума опасны для функционирования этих систем.

За редкими исключениями, такими, как сильные грозовые раскаты или яркий свет солнца, опасные уровни шума или освещенности создает сам человек.

2) Кроме того, человек не умеет интуитивно защищаться от этой опасности и не сможет избежать её, если не будет соответствующим образом подготовлен.

3) Воздействие шума на психику трудно предсказать ввиду доминирующего влияния предрасполагающих состояний.

4) При разработке условий освещенности следует учитывать возраст работающих, и освещенность должна быть тем выше, чем старше рабочий.

5) Важными факторами при проектировании освещения, кроме уровня освещенности, является контрастность и ослепляющий блеск.

Границы контрастности являются основными факторами, определяющим легкость видения. Темный предмет на светлом фоне виден так же хорошо, как светлый предмет на темном фоне.

6) Для речевого общения в шумном окружении важнее ясная дикция и сокращение расстояния (до нескольких сантиметров) между говорящим и слушающим, чем более громкая речь.

7) Различие небольших объектов лучше достигается путем повышения контрастности, нежели увеличение яркости.

8) Цветовые различия лучше всего видны в свете, который рассеивает поверхность, а искажение света, отражение от поверхности, лучше всего обнаруживает неровности поверхности.

РУКОВОДИТЕЛЬ, НАУЧИ СЕБЯ САМ

Специалисты утверждают, продуктивность творческой работы прямо пропорциональна объёму полученной и переработанной информации.

Конечно, мы здесь снова имеем дело с некоторым преувеличением затронутой проблемы, но никто не будет спорить , что читать быстро не только полезно , но и важно: способность к быстрому «поглощению» знаний еще никому не вредила. Это, между прочим , одна из существенных характеристик одаренной личности.

Как известно, 90 процентов информации получают посредствам знаний. Одним из основных путей получения информации - чтение.

Вот почему важнейшей характеристикой этого процесса становится скорость. Чтобы её увеличить, люди идут на разные хитрости. На Западе придумали

• Дайджесты - ( вместо томов классики маленькие книжечки);

• Комиксы - ( пространные приключенческие книги излагаются в комиксах);

• Рефераты - ( теперь как правило, научные статьи сжимают в рефераты);

• «Шапки» - ( большие газетные статьи снабжают краткими «шапками») Но все это мало помогает. Нужно быстрее читать.

Оказывается, некоторые люди действительно умеют читать «вскачь» , поглощая текст - и осмысленно ! - буквально метрами , в несколько раз быстрее обыкновенного среднего читателя

Умение читать быстро - свойство высокоорганизованного ума, концентрированного внимания, натренированного зрения.

Почему же большинство людей читают медленно ( как доказали психологи , в несколько раз медленнее своих возможностей?)

Некоторые люди с детства читают как бы в полголоса. Они двигают губами , иногда языком, мускулами лица. Читая, такой человек скорее слышит, чем видит. Ведь при чтении у него создается последовательная цепь: глаза - речь - слух. Этот метод - «фонетизация» -ограничивает скорость чтения до 120-150 слов в минуту.

Известно, что пропускная способность слухового канала в приёме , передачи и переработке информации в десять тысяч раз меньше, чем пропускная способность зрительного канала. Значит, задача - загрузить полностью наиболее продуктивный канал.

От одного из недостатков, сильно замедляющих процесс чтения, можно избавиться. Достаточно плотно сжать зубы, а губы удерживать двумя пальцами. Правда, были случаи, когда дети на первых порах переставали понимать прочитанное, но затем все налаживалось,

Можно преодолеть и «звуковой барьер) - привычку к так называемому «слуховому» чтению, когда слова произносятся в уме (их звучание воображается). Этот способ хорош при чтении стихов и пьес, но очень мешает при чтении обычных текстов. От него можно избавиться. Надо каждый день по пятнадцать или двадцать минут читать что-нибудь легкое и интересное и в то же время шепотом повторять: «один, два, три. четыре» и т.д. Глаза ваши будут постепенно приучаться воспринимать текст без всякой вокализации.

Наиболее совершенное зрение - чисто зрительное. Подобно тому, как, слушая лекцию, вы сразу улавливаете смысл сказанного, а не отдельные слова, надо при чтении вникать в общий смысл прочитанного, а не в значение отдельных частей каждого из предложений.

Слишком медленное восприятие текста нередко ведет к потере основной мысли прочитанного, читающий за отдельными деревьями не видит леса. К тому же тот. кто не овладел приёмами быстрого чтения, легко отвлекается на посторонние события, «уходит» к собственным мыслям - слабо загруженный основным делом мозг легко принимается за дополнительную работу.

Таким образом, очень важна дисциплина умственной работы.

Некоторые полагают, что приобретенный навык чтения никакими силами изменить нельзя. Это неверно. Научиться быстрому чтению можно в любом возрасте. Основной узел переработки информации при чтении - наш мозг, как установлено, с возрастов отнюдь не теряет способности к скорочтению.

В итоге скорость чтения зависит от продуктивной способности мозга. А она определяется количеством новой информации, новых сведений, которые поступают в мозг при чтении. Каждый знает по собственному опыту - бывает текст легкий, или, как говорят, водянистый, Где удельная плотность новых сведений на строчку или страницу мала. А бывает текст трудный, насыщенный неизвестной информацией. На страницах книги, журнала или даже на газетной полосе важно уметь варьировать скорость чтения в зависимости от трудности материала.

Важно уметь следить за основными идеями и существенными частями текста, пропуская ненужные детали и все второстепенное.

Наконец, очень важна способность запомнить основное ядро прочитанного. Итак, если вы хотите овладеть быстрочтением - « динамическим чтением», то научитесь:

• Водить глазами по странице сверху вниз, а не слева на право;

• Схватывать группы слов за один взгляд, а не одно или два слова, как вы делаете теперь, читая эту страницу;

• Старайтесь как можно реже останавливаться, чтобы повторно прочитать слово или

фразу.

При чтении печатного текста с нормальными размерами шрифта глаз фиксирует 3-4 буквы, остальные видит расплывчато. Читая, глаз делает скачки — каждый в тысячные доли секунды. Читаем мы только на « остановках». Но останавливается глаз не на всех буквах подряд. Он действует экономнее - выбирает точку фиксации через 4-5 букв. Глаз «спешит», чтобы читать быстрее и делать меньше остановок. Подсчитано, что глаза читающего в течении часа движутся лишь три минуты, а покоятся 57 минут

Первая цель- заставить себя считывать в единиц времени как можно больше информации. Для этого старайтесь охватывать большее число слов - увеличить угол зрения, воспринять большее поле.

Между прочим можно тренироваться везде. Например, на улицах старайтесь запомнить с одного взгляда номера проезжающих автомашин, надписи на плакатах, тексты реклам. Все печатные билеты, рекламные вкладыши - повод для тренировки - надо «поймать» напечатанное одним взглядом и прочитать.

Чем больше слов вы будите схватывать одним взглядом, тем быстрее вы научитесь читать. Начав тренировки, старайтесь избавиться от привычки (если у вас есть такая) читать книгу, газету, журнал, все время возвращаясь назад к прочитанному. Читайте, как говорят , двигаясь только вперед. Это приучит вас быть более внимательным. Не теряйтесь, если значение отдельных слов не ясно. Не останавливайтесь, двигайтесь дальше, стремитесь прежде всего уловить общий смысл читаемого. Это тоже приучит вас к внимательности.

Такой метод ускоряет чтение на 10 -15 % .(Правда он совершенно не применим для чтения художественной прозы, для стихов и пьес, где важны стилевые особенности, оттенки речи, образность).

Овладев быстрым чтением, не смешивайте две проблемы - культуру чтения и скорочтение, не забывайте о дифференцированном методе чтения:

• исторический роман надо читать с иной скоростью чем, скажем, научно-популярную книгу. И вообще есть чтение - проникновение в прекрасное, и есть скорочтение - овладение растущим потоком информации. Не забывайте об этом, не забывайте о высокой дисциплинированности умственной работы.

ВЫВОДЫ:

Психология, психика и сознание являются необходимыми атрибутами личности и, её

творчества.

Глубокое знание механизма психики - воображения , мышления, представления, речи, памяти и другое способствует познать истину, научиться управлять психологическими процессами , а значит , и развить и активизировать свою творческую деятельность.

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основы психодиагностики

    Документ
    В настоящем пособии освещаются общие принципы, методы и конкретные проблемы психологической диагностики. Книга адресована двум категориям студентов — будущим учителям-предметникам и будущим школьным психологам.
  2. Психология XXI столетия том 1 (2)

    Документ
    Члены Оргкомитета: Акопов Г.В., Базаров Т.Ю., Журавлев А.Л., Знаков В.В., Ерина С.И., Кашапов С. М., Клюева Н.В., Львов В.М., Мануйлов Г.М., Марченко В.
  3. Психология сегодня Материалы Х региональной студенческой научно-практической конференции

    Документ
    Психология сегодня [Текст]: Материалы Х регион. студ. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 23 – 24 апр. 2008 г. / Отв. за выпуск В.А. Лебедева; ГОУ ВПО «Рос.
  4. Психология сознания

    Документ
    Мировой психологической наукой накоплен огромный опыт в области исследования психологии сознания. В новом издании серии «Хрестоматия по психологии» собраны фрагменты из множества публи­каций отечественных и зарубежных ученых — классиков
  5. Лекции Философия театра (1)

    Лекции
    Антонен Арто принадлежит к тому ряду деятелей культуры XX века, значение которых для современности огромно и непре­ложно. Вместе с тем его имя постоянно вульгаризируется, связы­вается с явлениями, ему чуждыми.

Другие похожие документы..