Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
За редким исключением единичных отшельников, человеческое Я с самого рождения и до смерти принадлежит к неким МЫ. И живет по писаным и неписаным зако...полностью>>
'Закон'
В Республике Беларусь реализуются права граждан на безопасные и здоровые условия труда, предусмотренные Конституцией. Международные организации, зару...полностью>>
'Документ'
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об организации общих принципов местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральн...полностью>>
'Конкурс'
Для участия в Конкурсе допускаются молодые семейные пары, официально зарегистрированные в браке, проживающие на территории города Владимира, возраст ...полностью>>

Социология Эрвинга Гоффмана. Последняя лекция

Главная > Лекция
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Социология Эрвинга Гоффмана. (Последняя лекция по истории социологии. Первую часть писал Крап, вторую Оля Симонова и Наташа Петрова)

Эрвинг Гоффман. 1922-1982.

Американский социолог канадского происхождения.

Первая же его книга – Представление себя другим в повседневной жизни, сразу после выхода стала почти культовой, а Гоффман почти великим. Среди социологических текстов книг, выходивших такими тиражами, просто нету.

Почти до самой смерти в социологии считался почти безусловным маргиналом. Ставилось под сомнение, является ли вообще социологией то, что он делал. Его называли «Кафкой нашего времени». За своего его считали почти во всех социальных науках – антропологии, политологии, PR и т.д. Спецкурсы по Гоффману читают даже в спецшколах разведки.

Уже в 60-е годы в социологии формируется некий культ Гоффмана. После его кончины культ стал только разрастаться.

Студентов Гоффман по возможности избегал, ни у кого научными работами не руководил.

Апофеоз культа – четырехтомник, в котором собраны труды самых разных социологов, которые пытаются понять, о чем же писал Гоффман.

Структурный функционализм, символический интеракционизм, чикагское направление – ко всему этому его можно отнести, чертовски, блин, многолик и многогранен.

Систематизация его трудов затрудняется тем, что он пользовался своеобразным языковым и методологическим приемом, перспектива несуразности – употребление метафор не только как художественных единиц, но доводя метафорическое сравнение до конца. Он применяет для описания ситуаций, элементов повседневной жизни такие способы говорения, которые в обычной жизни мы бы никогда не употребили.

В 1981 его избрали Президентом Американской Социологической Ассоциации.

Чуть-чуть биографии. Родился в Канаде. Еврейская семья. Университет в Торонто. После Торонто - чикагский университет, где защитил докторскую.

В Чикагском университете у него преподавали: Варнер, Хьюз (кого Гоффман называл чуть ли не единственным своим настоящим учителем), Браун.

Почти все исследования строятся на мелочах-наблюдениях.

Основные работы:

  • 1956 (второе издание 1959) Представление себя другим в повседневной жизни

  • 1961 Приюты (Asylums), Столкновение (Encounters)

  • 1963 Поведение в общественных местах (Заметки о социальной организации сборищ), Стигма (Заметки об управлении испорченной идентичностью)

  • 1967 Ритуал взаимодействия (Очерки о поведении лицом к лицу)

  • 1969 Стратегическое взаимодействие

  • 1971 Отношения на публике

  • 1974 Рамочный анализ

  • 1981 Формы разговора

Основной предмет исследования – область взаимодействия лицом к лицу. Гоффман эту область фактически открыл.

Исследуются особенности порядка, который в этой области действует.

Вопрос – что происходит в этой области с человеческим Я?

Основные понятия:

  • Взаимодействие лицом к лицу – «взаимное влияние индивидов на действия друг друга, имеющее место во время их пребывания в непосредственном физическом присутствии друг друга»

  • Столкновение – «событие взаимодействия лицо к лицу, начинающееся когда индивиды осознают, что они вошли в непосредственное физическое присутствие друг друга, и заканчивающееся их доступным восприятию удалением из взаимного участия».

3 основные единицы:

  • Социальное событие (social occasion) – «событие, которое видится заранее или впоследствии как нечто единое, имеет время и место протекания и задает тональность того, что происходит внутри него во время его протекания». Например, лекционное занятие или шахматная партия.

  • Сборища (gathering) – «любой набор из двух или более индивидов, охватывающий тех и только тех, кто в данной момент находится в непосредственном физическом присутствии друг друга». Например, ужин дома или автобусная остановка.

    • Несфокусированные – люди присутствую друг перед другом, но в разговор или иное общение не вовлечены

    • Сфокусированные – люди, находящиеся в физическом соприсутствии, поддерживают общий фокус визуального или когнитивного внимания, взаимно ротирующего друг друга как людей, открытых друг другу для разговора или какого-либо его замещения.

Контакт, по Гоффману, конституативное ожидание.

  • Социальная ситуация – любая среда, содержащая возможности взаимного мониторинга, которая существует на протяжении того времени, пока индивиды находятся в непосредственном физическом присутствии друг друга, и охватывает собой всю территорию, в пределах которой этот взаимный мониторинг возможен.

Человек:

  • Находится в одиночестве,

  • В присутствии людей.

Так как большинство жизни человека протекает с людьми – то человек почти всегда вовлечен в социальные ситуации.

В американском обществе современного типа жизнь организована по закрытым территориальным областям (районам) – социальным учреждениям.

Социальное учреждение – любое место, окруженное фиксированными барьерами для восприятия, в котором регулярно происходит определенная деятельность (социальное учреждение – аудитория; то есть то, что нужно для деятельности или исследований – это территория и будет считаться социальными учреждениями).

Тотальный институт оказывает влияние на людей в нем находящихся; человек не может избежать этой ситуации.

Взаимодействие привязывается к социальным учреждениям, следовательно, ограничение ситуаций.

Зачем: тотальный институт – определенное социализированное влияние на человека. «Я» не может избежать воздействия тотального института.

Область взаимодействия «лицом к лицу» - основная область изучения.

Восприятие учениками как целое – социальное событие.

Каркас этого: поддержание публичного/интеракционного порядка.

Столкновение: «лицо к лицу» можно рассматривать как ритуал (приветствие).

Ритуалы описываются с помощью метафорических моделей.

Модель 1. лицо и лицевая работа.

  • Человек должен вести себя так, чтобы поддерживать и сохранить лицо.

  • Лицо – образ Я, очерченный в позитивных атрибутах. Позитивная социальная ценность. Что он мог показать то Я, которое он хочет, общественность должна одобрить его выбор. Он может поддерживать Я, но и может рассчитывать, что другие ему помогут в поддержании его Я (преподаватель - ученик).

  • Это поддержание – ритуальная обязанность (когда неправильно – люди должны поддерживать Я-образ).

Этим загадочным словом «Я-образ» мы заканчиваем наш альтруистический проект записывания лекций по истории социологии и методам социологических исследований по той простой причине, что лекции по этим предметам нам больше читаться не будут. Будет ли продолжен этот проект в дальнейшем мы пока не определились, а пока мы хотели бы выразить благодарность тем, кто так или иначе помогал нам по ходу проекта:

Екатерине Наумовой

Марии Новожиловой

Наталии Петровой

Марии Подшиваловой (г.Томмот)

Ольге Симоновой,

а также:

А.Б.Гофману

Н.И.Даудрих

В.Г.Николаеву,

без которых этот проект также вряд ли мог бы состояться.

Николай Крапиль aka Крап

Станислав Смоляр aka Хемуль



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебниках социологии; и уж конечно оно не похоже на предшествующее

    Учебник
    Один из ярких признаков государства, существовавшего до периода модернити, заключается в том, что оно не имело представления о «новых и усовершенствованных» нормах справедливости и даже не пыталось их установить.
  2. Бентли Э. Б46 Жизнь драмы / Перевод с англ. В. Воронина; Предисловие И. В. Минакова

    Книга
    Книга известного литературоведа, критика и исследователя драматического искусства Эрика Бентли посвящена наиболее актуальным проблемам драматургии и театра.
  3. Общемировые тенденции развития закрытых воспитательных учреждений

    Документ
    Современный этап развития педагогики характеризуется повы­шением внимания к разнообразным проявлениям у воспитуемых коммуникации разного уровня и направленности, осуществляемой посредством не только вербального общения и художественной
  4. Программа С. Л. Братченко основные зарубежные психологические концепции ХХ века курс "Основные зарубежные психологические концепции ХХ века" предназначен для знакомства (1)

    Программа
    Курс "Основные зарубежные психологические концепции ХХ века" предназначен для знакомства студентов-психологов с миром современной психологии, с разнообразием психологических концепций, школ, подходов наиболее крупных представителей

Другие похожие документы..