Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
21 мая в 11:00 - Открытие фестиваля в Театре п/р Владимира Назарова 21 мая Камерный зал ГМТНИ п/р В.Назарова: Мичуринский пр-т, Олимпийская деревня, д...полностью>>
'Документ'
Каковы показатели готовности учащихся начальной школы к переходу в среднюю? Можно выделить следующие компоненты в содержании понятия "готовность...полностью>>
'Рассказ'
1005 – Литературно – исторический час «Великий реформатор России» (Рассказ о выдающемся государственном деятеле России начала XX века, Столыпин П.А.;...полностью>>
'Регламент'
2. Сектор економічного аналізу та розвитку у своїй діяльності керується Конституцією України, законами України, актами Президента України і Кабінету ...полностью>>

Проанализировано современное состояние, проблемы и предпосылки развития экономики и социальной сферы

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Утверждена

Постановлением Администрации

Боровичского муниципального района

от 29.12.2011 № 2666

СТРАТЕГИЯ

социально-экономического развития

Боровичского муниципального района до 2030 года

ВВЕДЕНИЕ

Основной целью разработки и реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального района до 2030 года (далее – «Стратегия-2030») является повышение уровня и качества жизни населения, формирование благоприятных условий социально-экономического развития на долгосрочную перспективу.

«Стратегия-2030» направлена на обеспечение реализации на территории района основных положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р.

Для достижения этой цели:

- проанализировано современное состояние, проблемы и предпосылки развития экономики и социальной сферы;

- определены устойчивые конкурентные преимущества района и проведена их оценка на среднесрочную и долгосрочную перспективы;

- сформированы цели и задачи развития района с учетом общих приоритетов развития и специализации Боровичского муниципального района и Новгородской области;

- разработаны сценарии, определены приоритеты, целевые индикаторы и механизмы развития основных отраслей экономики и социальной сферы.

- выделена система наиболее крупных и значимых проектов на территории района;

- разработана система мер и предложений, направленная на успешную реализацию основных положений Стратегии.

Основополагающими принципами формирования «Стратегии-2030» являются:

  • эффективное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов;

  • реализация принципа частно-государственного партнерства;

  • обеспечение устойчивого экономического роста, стимулирование развития конкурентного производства и экспорта;

  • преодоление рисков и кризисов, которые могут оказать сдерживающее развитие и ограничить реализацию потенциальных возможностей муниципального района;

  • формирование комплексного подхода к решению демографических, миграционных, социальных и экономических вопросов;

  • социальная ориентированность Стратегии;

  • формирование условий и стимулов для развития человеческого капитала на основе повышения эффективности и конкурентоспособности здравоохранения, образования, жилищного строительства и коммунальной инфраструктуры.

В Стратегии нашли отражение уже принятые федеральные, областные и муниципальные целевые программы.

1. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РАЙОНА

1.1. Общая характеристика района

Боровичский район в существующих границах образован 12 января 1966 года. Территория – 315.5 км2.Численность населения Боровичского района на 1 января 2011 года составила 69338 человек. Плотность населения – 22,1 человек на 1 км2. В районе 1 городское и 10 сельских поселений. Населённых пунктов – 324. Административный центр Боровичского района – г. Боровичи, основанный в 1770 году. Территория – 45,4 км2. Численность населения в городе на 1 января 2011 года составила 53 712 человек, трудоспособного населения – около 42 тысяч человек. Плотность населения г. Боровичи – 1182,8 человек на 1 км2.

1.2. Анализ экономико-географического положения области

Боровичский район расположен в восточной части Новгородской области в 176 км от г. Великого Новгорода. Транспортная доступность от районного центра г. Боровичи до областного центра г. Великого Новгорода составляет 194,5 км. Муниципальный район граничит: на севере-западе с Любытинским, на северо-востоке с Хвойнинским, на западе с Окуловским, на востоке с Мошенским. на юге с Бологовским муниципальным районом Тверской области и на юго-востоке с Удомельским муниципальным районом Тверской области.

Расстояние от районного центра г. Боровичи до наиболее удаленных юго-восточных границ не превышает 51 км. Средние расстояния в направлении от г. Боровичи на запад — 18 км, на восток — 24 км.

С магистралью Москва – Санкт-Петербург район связывает железнодорожная линия Боровичи - Угловка.

Выгодное географическое положение района – близкое расположение трассы общего пользования федерального значения Е-95 «Москва - Санкт-Петербург», наличие автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, железных дорог, а также запасов полезных ископаемых (огнеупорных глин, песка и др.), богатого лесного фонда, значительного туристско-рекреационный потенциала — делает Боровичский район привлекательным для развития перерабатывающей промышленности, организации рекреационно-туристической деятельности и инвестиционно-привлекательным. Рекреационно-туристский потенциал весьма значителен, но требует четкой организации, так как склоновые и береговые экосистемы весьма уязвимы и неустойчивы в условиях неупорядоченной рекреационной деятельности.

1.3. Анализ природно-ресурсного потенциала

Боровичский район расположен на северо-западе европейской части России, на Валдайской возвышенности, в лесной зоне. По Валдайской возвышенности проходит главный водораздел Восточно - Европейской равнины, с которого реки несут свои воды на юг и на север. В целом рельеф территории района характеризуется сложным строением.

Почвы Валдайской возвышенности отличаются большим количеством валунов. Поля приходится очищать от камня.

Улучшению земель Боровичского района способствуют проводимые мелиоративные работы: осушение, уборка камней, раскорчевка кустарников, срезание кочек. Плодородие повышается за счет внесения органических и минеральных удобрений, известкования почв.

К неблагоприятным природным процессам и явлениям на территории района следует отнести:

  • сложность рельефа; пересеченная поверхность, карьеры, провальные воронки, образовавшиеся вследствие оседания кровли подземных выработок, местами заполненные водой, отвалы пород, современные физико-геологические явления, все это осложняет инженерно-строительные условия рассматриваемой территории;

  • осадков выпадает больше, чем расходуется влаги на испарение и сток, поэтому имеется много заболоченных земель.

Полезные ископаемые в Боровичском районе имеют осадочное происхождение. Это объясняется особенностями геологического строения территории. Наибольшее промышленное значение имеют огнеупорные глины, известняки, кварцевые пески, торф, бурый уголь.

Месторождения огнеупорных глин в Боровичском районе сосредоточены в достаточно большом количестве, где пласты этого ценного сырья чередуются с маломощными пластами бурого угля, не имеющими промышленного значения.

Наиболее крупное месторождение торфа Боровичского района находится около поселка Тухун (Перёдское сельское поселение).

Песок, гравий, глины, валунный материал широко распространены в пределах Боровичского района. Эти материалы широко используются при строительных работах, сооружении дорог.

В районе имеются 3 месторождения кирпично-черепичных глин для производства кирпича, а также 3 месторождения кварцевых песков.

В пределах Боровичского района распространены известняки. Известняки используют для кладки фундаментов, облицовки зданий, мощения дорог. Известняк необходим для производства цемента, строительной извести. В размолотом виде известняк применяется в сельском хозяйстве для известкования кислых почв.

Данное направление является перспективным для дальнейшего его развития по разработке месторождений.

1.4. Анализ демографической ситуации

Население муниципального района на 1 января 2011 года составляет 69338 человек. По численности населения район занимает 1-е место среди муниципальных районов Новгородской области.

Основная доля населения муниципального района (76,7%) проживает в городе Боровичи.

Плотность сельского населения увеличивается вблизи города и основных транспортных коридоров. Там же концентрируется более 80 процентов всех сельских поселений.

Незначительный миграционный прирост не может восполнить естественную убыль населения. Близость Москвы и Санкт-Петербурга обуславливает отток населения в эти агломерации.

Коэффициент смертности населения области в 2010 году составил 21,7 умерших на 1 тысячу человек, коэффициент рождаемости – 11,1 родившихся на 1 тысячу человек. Анализ естественного движения населения показывает, что число умерших практически в 2 раза превышает количество родившихся. Несмотря на то, что показатель естественной убыли населения в последние годы сокращается, ситуация остается сложной.

Главным последствием демографических процессов в прогнозный период наряду с сокращением численности населения станет его дальнейшее старение. В области продолжится рост доли населения в возрасте 60 лет и старше. В 2010 году доля жителей этой возрастной группы составляет 25,9 процента, к началу 2031 года она увеличится до 27,4 процента.

1.5. Анализ экологической ситуации

Многоотраслевая хозяйственная структура, наличие в муниципальном районе крупных, средних и мелких промышленных и сельскохозяйственных предприятий, обуславливают образование значительного количества и разнообразия отходов производства и потребления.

Загрязненность окружающей среды отходами уже сейчас вызывает тревогу. При неправильном захоронении отходы представляют угрозу здоровью населения, загрязняют почву, поверхностные и подземные воды, занимают сельскохозяйственные угодья и создают эстетические и рекреационные проблемы. Поэтому одной из наиболее важных проблем в сфере охраны окружающей среды является проблема сбора, утилизации и размещения отходов.

Объекты захоронения отходов требуют повышенного внимания с целью обеспечения их экологической безопасности. Реконструкция существующих санкционированных свалок, строительство нового полигона для захоронения ТБО для муниципального района остается одной из первоочередных экологических задач, но решается она недопустимо медленно.

1.6. Анализ потенциала сложившейся структуры экономики муниципального района

Экономика Боровичского муниципального района за годы рыночных преобразований превратилась в многоукладную при значительной роли частного сектора не только по числу предприятий, но и по объемам производства товаров и услуг. Помимо частной формы собственности в районе представлены организации государственной, муниципальной, иностранной, смешанной и других форм собственности.

Общее число предприятий и организаций, включая фермерские (крестьянские) хозяйства, по данным Статистического регистра хозяйствующих субъектов (Статрегистр Росстата) на начало 2011 года, составляло в районе 1100 единиц (7,4% от всех предприятий Новгородской области), в том числе 30 – крупных и средних предприятий. Основу экономического потенциала муниципального района составляют промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь, строительство, оптовая и розничная торговля.

Промышленность дает основную долю налоговых поступлений в местный бюджет и является базовой отраслью и фундаментом экономики. Обрабатывающие производства занимают в общем объеме промышленного производства более 90%. В городе Боровичи сосредоточены предприятия практически всех основных видов экономической деятельности. Промышленность представлена предприятиями черной металлургии, лесной и деревообрабатывающей промышленности, пищевой промышленности, машиностроения и металлообработки, промышленности строительных материалов. Наибольший удельный вес приходится на чёрную металлургию. Сельское хозяйство является одним из основных направлений развития экономики района. Внедрение новых технологий, повышение эффективности сельского хозяйства формируют заказ на развитие производства в смежных секторах экономики.

В лесопромышленном комплексе района по состоянию на конец 2010 года в целом работали порядка 20 предприятий с общей численностью около 500 человек. Заготовкой и переработкой древесины занимаются в основном предприятия малого бизнеса и индивидуальные предприниматели.

Согласно лесохозяйственного регламента Боровичского лесничества, расчетная лесосека на 2010 и последующие годы установлена в объеме 342,8 тыс. кубометров, в том числе по хвойному хозяйству – 118,8 тысяч кубометров (35%). В 2010 году заготовлено древесины 140,7 тысяч кубометров, что составляет 41% от расчетной лесосеки против 33,6% в прошлом году.

Причин неэффективного использования лесных ресурсов несколько. Одной из основных причин является отсутствие необходимых лесных дорог для освоения лесосечного фонда в полном объеме.

Следующей немаловажной причиной является наличие в составе лесов порядка 65 процентов мягколиственных пород, которые на сегодняшний день менее привлекательны для лесоперерабатывающей промышленности.

Главным направлением региональной политики области для обеспечения рационального использования и охраны лесов должно стать развитие долгосрочных арендных отношений, позволяющих обязать арендаторов заниматься не только вырубкой, но и восстановлением лесного фонда.

Также представляется целесообразным возрождение промысловой заготовки не только ягод, грибов, березового сока, папоротника, другой лесной продукции, но и использование лесов для эколого-рекреационной, познавательной туристской и другой деятельности.

1.7. Анализ межбюджетных отношений, налогового потенциала и финансового состояния организаций

В 2010 году консолидированный бюджет муниципального района был исполнен с дефицитом в размере 16278 тыс. рублей. Годовой план по доходам исполнен на 104 процента, по расходам - на 92 процента. К уровню 2009 года налоговые и неналоговые доходы выросли на 11,0 процентов и составили 450919 тыс. рублей. Безвозмездные поступления из областного бюджета в 2010 году составили 1 075 922 тыс. рублей.

За последние 3 года консолидированный бюджет муниципального района исполнялся с дефицитом. По сравнению с 2005 годом доходы и расходы бюджета выросли в 2 раза. Объем безвозмездных перечислений из областного бюджета за этот период увеличился в 2,2 раза.

Исполнение консолидированного бюджета муниципального района представлено в таблице 1.7.1.

Исполнение консолидированного бюджета

муниципального района (тыс. рублей)

Таблица 1.7.1

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Доходы

739 608

863 455

951 245

1 119 500

1 064 103

1 459 419

Расходы

739 608

863 455

942 968

1 124 454

1 096 413

1 475 697

Профицит, дефицит (-)

-

-

8 277

-4 954

-32 310

- 16 278

В 2005 - 2010 годах основным источником доходов консолидированного бюджета муниципального района был налог на доходы физических лиц. Его совокупный удельный вес в 2010 году составил 47,9 процента, в 2009 году – 54,8 процента, в 2008 году – 62 процента, в 2007 году – 63 процента, в 2006 году -58,3 процента и в 2005 году 53,7 – процента. Безвозмездные поступления с федерального уровня осуществлялись в виде дотаций, субвенций, субсидий. Доля всех безвозмездных поступлений в общем объеме доходов консолидированного бюджета в 2010 году составила 55,7 процента, что ниже уровня 2009 года на 14,6 процента.

Расходы социальной направленности составляют более половины всех расходов консолидированного бюджета муниципального района.

Наибольшая часть расходов бюджета муниципального района в 2010 году была направлена на поддержку образования (29,4 процента) и социальную политику (19,8 процента).

Финансовые результаты деятельности организаций

Сальдированный финансовый результат организаций муниципального района на протяжении многих лет складывался стабильно положительный. Доля убыточных организаций снизилась с 2005 по 2010 годы с 42,3 до 25 процентов.

В формировании прибыли на долю обрабатывающих производств в 2010 году приходилось 72,1 процента (в 2009 году – 78,5 процентов) прибыли рентабельно работающих организаций.

В 2010 году наибольшее количество убыточных организаций было отмечено в производстве электроэнергии, газа и воды, в здравоохранении и предоставлении социальных услуг (100 процентов), в сельском хозяйстве (56,5 процентов), в строительстве (42,9 процента).

Наилучшее соотношение прибыли от продаж и затрат на производство проданных товаров (продукции, работ, услуг) сложилось в организациях, занимающихся производством прочих неметаллических минеральных продуктов (15,4 процента), производством электрических машин и электрооборудования (16,1 процента), производством электрооборудования, электронного и оптического оборудования (15,0 процентов), производством мебели (14,3 процента).

В структуре внеоборотных активов основная часть (77,2 процента) приходилась на основные средства (в 2009 году – 80,5 процентов). Доля незавершенного строительства в 2010 году незначительно возросла и составила 15,8 процента, против 12,8 процента в 2009 году. В 2010 году более половины (72,4 процента) внеоборотных активов приходилось на обрабатывающие производства, 5,7 процента - на сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство, 5,4 процента - на строительство, 5,0 процентов – на оптовую и розничную торговлю.

Наиболее весомую часть в формировании оборотных активов составляли дебиторская задолженность и запасы, на чью долю в 2010 году приходилось 42,0 процента и 37,4 процента, в 2009 году – 46 процентов и 33,2 процента - соответственно. Доля денежных средств снизилась с 17,6 процента до 12,5 процента, краткосрочных финансовых вложений (легкореализуемые активы) возросла с 2,3 процента до 6,1 процента. В 2010 году 63,4 процента оборотных активов приходилось на обрабатывающие производства, 17,0 процентов - на оптовую и розничную торговлю; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, 16,0 процентов - на строительство, 2,4 процента – на сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство.

Состояние платежей и расчетов в организациях

В объеме суммарной задолженности по обязательствам организаций муниципального района на долю кредиторской задолженности в 2010 году приходилось 54,4 процента, в 2009 году – 72,5 процента. В 2010 году по сравнению с предыдущим годом объем кредиторской задолженности снизился на 22,5 процента, объем дебиторской задолженности снизился на 3,6 процента.

1.8. Анализ бизнес-климата и инновационного потенциала в муниципальном районе

В числе принципиальных по важности критериев экономической политики муниципального района можно выделить следующие:

1. Последовательность и непрерывность экономических преобразований, проводимых в муниципальном районе.

2. Применение нормативных правовых актов области, предусматривающих предоставление налоговых льготах по региональным налогам.

3. Применение правила о неухудшении условий для уже работающего на рынке инвестора.

4. Действие налоговых льгот по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в областной бюджет, для кредитных организаций, финансирующих инвестиционные проекты, одобренные Администрацией области в соответствии с областным законом от 11.06.98 № 29-ОЗ «Об инвестиционной деятельности в Новгородской области».

5. Влияние на территории района общественных объединений предпринимателей.

В то же время следует отметить, что инновационный потенциал активно не реализуется в части использования научно-исследовательских кадров, что свидетельствует о недостаточном уровне развития производственных кластеров, включающих, в том числе, и субъекты инновационной деятельности.

Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из наиболее значимых направлений деятельности органов власти всех уровней в рамках решения вопросов социально-экономического развития территорий и смягчения социальных проблем.

На 01.01.2010 г. в целом по муниципальному району количество малых и микропредприятий составило 529 единиц, средних предприятий - 18 единиц. На 1 января 2010 года всего на микро-, малых и средних предприятиях было занято 6743 человека, том числе:

на микропредприятиях – 1057 человек;

на малых - 4072 человека;

на средних – 1614 человек.

На 1 января 2011 года численность индивидуальных предпринимателей, прошедших государственную регистрацию, составила 1823 человека, темп роста к численности на 1 января 2010 года – 103,0 процента. Наибольшее число индивидуальных предпринимателей (48,7 процента от общего числа) осуществляют свою деятельность в сфере оптовой и розничной торговли; ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования. Оборот розничной торговли индивидуальных предпринимателей в общем объеме розничной торговли составляет более 18 процентов.

Объем оборота микропредприятий за 2009 год составил 2000,1 млн. рублей, оборот малых предприятий – 2800,0 млн. рублей, оборот средних предприятий – 1584,2 млн. рублей.

Отраслевая структура микро-, малых и средних предприятий тяготеет к сферам деятельности с быстрым оборотом капитала: 46,6 процента от общего оборота предприятий – оборот предприятий, осуществляющих свою деятельность в торговле, 24,6 процента – в сфере обрабатывающих производств, в строительстве – 7,9 процентов, сельском хозяйстве – 4,3 процента, транспорта и связи – 6 процентов.

Разработана муниципальная программа поддержки малого и среднего предпринимательства, создан Координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства при Главе муниципального района. Сформирован и опубликован в СМИ перечень муниципального имущества, предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на территории Боровичского муниципального района. Этим видом поддержки воспользовались 10 субъектов малого предпринимательства.

Бюджету муниципального района с 2011 года предоставляются субсидии из областного и федерального бюджетов на реализацию мероприятий программы поддержки малого и среднего предпринимательства. Благодаря предоставленным субсидиям, а также используя средства бюджета муниципального района, Администрация муниципального района осуществляет поддержку начинающих предпринимателей, а также компенсирует часть затрат субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • на технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства;

  • связанных с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в международных, межрегиональных и областных выставках и ярмарках;

  • на оплату консультационных услуг.

Кроме того, субъектам малого предпринимательства, обратившимся в Администрацию Новгородской области, оказывается поддержка в рамках реализации областной программы. Финансовая поддержка в виде компенсации процентных ставок по кредитам оказана 4 субъектам малого бизнеса, 1 малому предприятию предоставлена субсидия 100 тыс. руб. на компенсацию затрат по участию в выставках и ярмарках. На территории области введена упрощенная система налогообложения на основе патента, снижена налоговая ставка по упрощенной системе налогообложения до 10 процентов.

На базе Новгородского фонда поддержки малого предпринимательства создан фонд содействия кредитованию, предоставлено 9 поручительств, что позволило привлечь 26,6 млн. рублей кредитных средств; создан фонд микрофинансирования для предоставления льготных займов субъектам малого предпринимательства, предоставлено 5 льготных микрозаймов на общую сумму 3,5 млн. рублей.

Развитие малого и среднего предпринимательства, как рыночного института, обеспечивающего формирование конкурентной среды, самозанятости населения и стабильности налоговых поступлений является в районе одним из приоритетных направлений в экономике.

Анализ развития предпринимательства в Боровичском муниципальном районе показал, что малый и средний бизнес рассматривается как неотъемлемый элемент рыночной системы хозяйствования, соответствующий целям экономических реформ в России и Новгородской области - созданию эффективной конкурентной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Администрация Кетовского района Стратегия социально-экономического развития Кетовского района, Курганской области до 2020 года

    Реферат
    Целью Стратегии социально-экономического развития Кетовского района на период 2008-2020 является определение задач, приоритетов социально-экономического развития, путей и механизмов их оптимизации.
  2. Администрация Альменевского района Курганской области Стратегия социально-экономического развития Альменевского района до 2020 года Альменево

    Документ
    Целью Стратегии социально-экономического развития Альменевского района на период 2008-2020 является определение задач, приоритетов, сбалансированных сценариев социально-экономического развития, путей и механизмов их оптимизации.
  3. Анализ ресурсного потенциала и внутренних условий развития г. Белогорск

    Реферат
    Раздел 2. Социально-экономическое развитие г. Белогорск за 2 -2008 годы и целевая динамика основных показателей на перспективу (на 2010, 2015, 2020, 2025, 2030 годы) …… .
  4. 3. Основные итоги социально-экономического развития Катайского района в 2000-2007 годах

    Реферат
    Стратегия социально-экономического развития Катайского района на период до 2020 года определяет задачи, приоритеты, механизмы реализации. Основные приоритеты направлены на повышение уровня и качества жизни населения, устойчивое развитие
  5. Администрация (13)

    Реферат
    Администрация Частоозерского района Курганской области СТРАТЕГИЯ социально-экономического развития Частоозерского района до 2020 года с.Частоозерье 2008г.

Другие похожие документы..