Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов (далее - Основные направления налогов...полностью>>
'Книга'
Приложение к главе 14. О норме процента в "Принципах экономики" Маршалла, "Началах политической экономии" Рикардо и у других авто...полностью>>
'Учебно-методическое пособие'
Английский язык : учебно-методическое пособие для студентов 1 курса железнодорожных специальностей дневной формы обучения / сост.: М. В. Жесткова, С....полностью>>
'Внеклассное мероприятие'
Проводится для учащихся 5ых классов при изучении темы «Вещества. Физические и химические явления.» в курсе Природоведения по программе Плешакова, Сони...полностью>>

2. Глобальные вызовы современности 5

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Стратегия

социально-экономического развития муниципального образования

город Пермь до 2030 года

2010 год

1. Введение. Стратегическое планирование развития города 4

2. Глобальные вызовы современности 5

2.1. Новая экономика: экономика, основанная на знаниях 5

2.2. Конкурентоспособность 5

2.3. Высокая мобильность трудовых ресурсов 6

2.4. Демографическая ситуация 6

2.5. Рост общественного капитала 6

3. Факторы развития города 6

3.1. Ключевые проблемы 7

3.2. Конкурентные преимущества города 14

4. Видение города 17

5. Миссия города 17

6. Стратегическая цель развития города 17

7. Стратегические и приоритетные направления достижения стратегической цели к 2030 году 18

7.1. Стратегические направления 18

7.1.1. Приоритетные направления стратегического направления «Обеспечение базовых потребностей человека» 18

7.1.2. Приоритетные направления стратегического направления «Предоставление возможностей для самореализации» 20

8. Система задач по приоритетным направлениям Стратегии 22

8.1. Задачи по приоритетным направлениям стратегического направления «Обеспечение базовых потребностей человека» 23

8.1.1.1 Создание у населения потребности в здоровом образе жизни и активном долголетии 23

8.1.1.2. Развитие системы профилактических мероприятий 23

8.1.1.3. Создание условий для сохранения здоровья населения средствами системы здравоохранения 24

8.1.1.4. Улучшение ресурсного обеспечения медицинского обслуживания 25

8.1.2.1. Повышение качества условий проживания в многоквартирных домах 25

8.1.2.2. Создание условий для развития жилищного строительства преимущественно в пределах застроенных территорий 26

8.1.2.3. Повышение доступности жилья 27

8.1.2.3.1. Создание условий для удовлетворения жилищных потребностей молодых семей и семей с детьми 27

8.1.2.3.2. Создание современного жилищного фонда для студентов и преподавателей 28

8.1.2.3.3. Поддержка жилищного строительства некоммерческими объединениями граждан (кооперативами), в том числе малоэтажного 28

8.1.3.1. Рациональное планирование территории города 29

8.1.3.1.1. Повышение уровня обеспеченности объектами социальной инфраструктуры и инфраструктуры благоустройства на всей территории города 29

8.1.3.1.2. Развитие центра города и локальных центров 29

8.1.3.2. Повышение уровня благоустройства территории города 29

8.1.3.2.1. Благоустройство городских парков и скверов, водных объектов, прочих значимых объектов городской среды 29

8.1.3.2.2. Улучшение архитектурного облика города 30

8.1.3.2.3. Создание качественной и эффективной системы уличного освещения 30

8.1.3.2.4. Обеспечение безбарьерной среды в городе Перми для всех жителей города 30

8.1.3.2.5. Обеспечение территории города ливневой канализацией 31

8.1.3.2.6. Создание эффективной системы очистки города 31

8.1.3.3. Снижение негативного воздействия города на окружающую среду 31

8.1.3.3.1. Снижение уровня загрязнения воздуха 31

8.1.3.3.2. Снижение уровня загрязнения рек и других водных объектов в пределах территории города 32

8.1.3.3.3. Сохранение устойчивых городских экосистем 32

8.1.3.4. Обеспечение надежности коммунальной инфраструктуры, эффективности использования коммунальных ресурсов и качества коммунальных услуг 32

8.1.3.5. Приоритетное развитие общественного транспорта 33

8.1.3.6. Обеспечение личной и общественной безопасности в городе 34

8.1.3.6.1. Снижение уровня преступности 34

8.1.3.6.2. Повышение дорожно-транспортной безопасности 34

8.1.3.6.3. Повышение пожарной безопасности 34

8.1.3.6.4. Снижение угроз возникновения чрезвычайных ситуаций 35

8.1.3.7. Развитие сетей и пространств общественных коммуникаций 35

8.1.3.7.1. Формирование культуры поведения в общественных местах 35

8.1.3.7.2. Развитие телекоммуникационных систем в общественных пространствах 36

8.1.3.7.3. Создание условий для развития общественных коммуникаций на всей территории города 36

8.2. Задачи по приоритетным направлениям стратегического направления «Предоставление возможностей для самореализации» 36

8.2.1.1. Обеспечение доступного и качественного непрерывного образования для всех возрастных групп населения 37

8.2.1.2. Выявление и развитие потенциала лучших образовательных учреждений, педагогов и учащихся 38

8.2.1.3. Формирование системы социальных лифтов для талантливых детей, учащихся и студентов 38

8.2.1.4. Поддержка молодых и талантливых педагогов 38

8.2.1.5. Предоставление уникальных образовательных возможностей (уникальных специальностей или программ) 39

8.2.1.6. Обеспечение равных условий для поставщиков услуг образования 39

8.2.1.7. Партнерство власти, бизнеса и общества в сфере образования 39

8.2.2.1. Обеспечение координации планов и программ развития города и крупных предприятий 40

8.2.2.2. Содействие оптимизации размещения производственных объектов 41

8.2.2.3. Создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе индивидуальных предпринимателей 41

8.2.2.4. Создание эффективной системы кадрового обеспечения бизнеса 42

8.2.3.1. Определение и развитие культурной идентичности Перми 43

8.2.3.2. Формирование у горожан потребностей в творческой самореализации, духовно-культурном развитии 43

8.2.3.3. Создание условий для профессиональной самореализации в сфере культуры и искусства 44

8.2.4.1. Развитие инновационных компонентов в экономике города 45

8.2.4.2. Формирование инфраструктуры внедрения результатов научных и инновационных разработок 45

8.2.4.3. Целевая поддержка самых активных и талантливых ученых 46

8.2.4.4. Стимулирование научно-инновационной деятельности студенческой молодежи 47

8.2.5.1. Вовлечение граждан в местное самоуправление 48

8.2.5.2. Повышение информационной открытости и прозрачности органов местного самоуправления 48

8.2.5.3. Создание условий для самоорганизации общества 48

8.2.5.4. Повышение уровня гражданской культуры и культуры согласования интересов 48

8.2.5.5. Развитие общественного оказания услуг 49

9. Система целевых показателей реализации Стратегии 49

10. Управление реализацией Стратегии 50

10.1. Организация взаимодействия участников реализации Стратегии 50

10.2. Организационная структура управления реализацией Стратегии 51

11. Планирование реализации Стратегии 53

11.1. Место Стратегии в системе планирования социально-экономического развития города Перми 53

11.2. Координация Стратегии с другими документами планирования 53

11.3. Ресурсное обеспечение реализации Стратегии 53

11.4. Мониторинг и оценка реализации Стратегии 54

11.5. Контроль за реализацией Стратегии 54

11.6. Информационное сопровождение реализации Стратегии 55

11.7. Корректировка Стратегии 55

1. Введение. Стратегическое планирование развития города

Стратегическое планирование развития городского округа направлено на определение перспективных направлений и приоритетов развития города в условиях ограниченных ресурсов, обеспечение согласованных позиций и действий со стороны власти, бизнеса и общества, привлечение к принятию решений и их реализации активной части городского сообщества.

В процессе стратегического планирования регионами и городами решаются разные проблемы, в то же время основной вопрос, стоящий перед ними в рамках формирования стратегического плана, остается одним для всех: как повысить уровень благосостояния жителей и заложить прочные основы для его дальнейшего роста.

Стратегия социально-экономического развития муниципального образования город Пермь до 2030 года (далее – Стратегия) – это инструмент управления социально-экономическим развитием города на ближайшие 20 лет.

Целью разработки Стратегии является создание импульса для нового витка развития города, при котором значительный приоритет будет отдан созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, уровень и качество его жизни.

Одним из важнейших условий успешной реализации Стратегии города является вовлечение всех заинтересованных сторон городского сообщества в достижение стратегических целей развития города. Эффективные стратегические решения в ответ на вызовы развития невозможны без зрелой и честной открытой дискуссии на тему перспективного развития города.

Для достижения желаемых результатов развития города необходимо объединить потенциал всех членов городского сообщества на основе согласованных долгосрочных приоритетов, мобилизовать все возможные ресурсы и выработать систему эффективных действий.

Стратегия на основе конкурентных преимуществ города и возможностей для его развития позволит создать набор действенных инструментов для достижения поставленных целей, минимизировать влияние слабых сторон и угроз, создать условия для реализации индивидуальных стратегий людей.

Ключевые принципы Стратегии – приоритет будущего перед настоящим, совпадение текущих решений со стратегическими выборами.

Для этого реализация Стратегии должна быть основана на принципах ответственности, уважения и согласования интересов, открытости и прозрачности, устойчивости долгосрочных целей и гибкости в выборе механизмов их достижения.

Ответственность означает:

обеспечение органами местного самоуправления города Перми последовательности и преемственности в реализации Стратегии;

активную позицию жителей Перми по отношению к настоящим и будущим решениям о направлениях развития города;

учет интересов и перспектив развития города Перми при принятии решений предприятиями и организациями, действующими на территории города.

Уважение и согласование интересов означают, что к разработке и обсуждению важных для города Перми решений будут привлекаться все заинтересованные стороны. Только открытый общественный диалог, плодотворные и конструктивные дискуссии могут и должны стать главными условиями успешности Стратегии.

Открытость и прозрачность означают, что все участники реализации Стратегии будут стремиться к тому, чтобы любая информация, представляющая общественный интерес и не относящаяся к государственной, коммерческой тайне, персональным данным, была доступна для принятия решений в рамках реализации Стратегии и оценки эффективности реализации Стратегии, в том числе жителями города Перми.

Устойчивость долгосрочных целей означает отказ от конъюнктурных изменений стратегической цели и основных приоритетов Стратегии.

Гибкость в выборе механизмов достижения стратегической цели означает проведение регулярного мониторинга и оценки хода реализации Стратегии в целях корректировки используемых механизмов для успешной реализации Стратегии.

2. Глобальные вызовы современности

2.1. Новая экономика: экономика, основанная на знаниях

В настоящее время мир характеризуется усилением глобальной конкуренции, быстрыми переменами и стремительными потоками информации. Этот мир существует по законам новой экономики, экономики инноваций и знаний, в которой ключевая роль отводится интеллектуальному капиталу, приобретающему роль основного фактора производства.

В основе новой экономики находится человек, являющийся генератором идей, и его интеллект – источник капитала. Материальные активы и природные ресурсы перестают быть ключевыми факторами развития, знания и непрерывное обучение сегодня уже стали доминирующей компонентой в создании добавленной стоимости.

Экономике знаний требуются не только квалифицированные трудовые ресурсы, но ресурсы интеллектуальные, способные создавать инновации в любых сферах. Поскольку в новой экономике работники становятся физически менее «привязанными» к рабочим местам, бизнес может привлекать интеллектуальный капитал независимо от того, где находятся его носители, либо сам приходит в места концентрации качественного человеческого потенциала.

2.2. Конкурентоспособность

Центрами развития новой экономики становятся крупные города, которые больше не могут рассчитывать на то, что их бизнес и промышленность останутся неизменными. В традиционной экономике главными конкурентными преимуществами городов были транспортно-географическое положение и природные ресурсы. Сегодня компании выбирают места концентрации человеческого потенциала и лучшего качества жизни.

Благополучие города все в меньшей степени зависит от численности его населения, но все больше становится связанным с качеством человеческого потенциала. В новой экономике началась конкуренция городов за человека.

2.3. Высокая мобильность трудовых ресурсов

Люди становятся более мобильными, потоки миграции – стремительными и разветвленными. Решения о переезде определяются теперь не только появлением новых рабочих мест в связи с возникновением новых производств, но и целой совокупностью социальных, экономических и личностных факторов.

Важнейшим условием конкурентоспособности города становится умение сохранять и развивать имеющийся потенциал жителей города, а также привлекать в город новых людей, сохранять связи и капитал, накопленные теми, кто уехал из города.

2.4. Демографическая ситуация

«Население мира растет, движется и стареет. Население бурно растет в самых бедных странах мира. Притяжение более высокого уровня жизни за рубежом побуждает десятки миллионов людей без квалификации перемещаться из бедных стран в богатые промышленные страны, где их рабочая сила не нужна».

В России сложившаяся в результате первичной индустриализации система расселения не обеспечивает воспроизводства человеческих ресурсов в большинстве городов. Сокращение численности населения в трудоспособном возрасте в условиях ожидаемого экономического роста может в перспективе создать дефицит рабочей силы. В то же время происходит увеличение доли населения пенсионного возраста, что может привести к дополнительной нагрузке на трудоспособное население.

2.5. Рост общественного капитала

Общественный капитал, представляя собой совокупность связанных между собой индивидуальных капиталов, является основой для стратегического планирования городов. В новой экономике при доступности практически любой информации и знаний, сетевых социальных связях и отношениях между людьми общественный капитал приобретает особое значение.

Многократно возрастает значимость каждого индивидуального капитала в рамках сообщества. Индивидуальные стратегии людей начинают оказывать существенное влияние на развитие всего общества и на характер общественной среды.

В этой связи развитие города становится не просто суммарным результатом реализации планов своих жителей, но получает дополнительный импульс от синергетического эффекта, которым обладает общественный капитал.

3. Факторы развития города

3.1. Ключевые проблемы

3.1.1. Снижение численности населения города Перми

До 2004 года Пермь была городом-миллионником. Однако свой миллион жителей Пермь получила искусственным путем в периоды эвакуации жителей других городов во время Великой Отечественной войны, активного «завоза» рабочей силы на пермские предприятия оборонного комплекса в послевоенные годы, а также за счет административного присоединения соседних населенных пунктов.

После появления возможности самостоятельно выбирать места для жизни люди стали уезжать из города. Миграционный прирост в Перми имел стабильно отрицательные значения в период 1999–2005 годов. До сих пор из Перми ежегодно уезжают порядка 7 тысяч человек.

Миграция неизбежна и будет нарастать. Многие молодые люди выражают желание жить в другом городе, некоторые планируют отъезд уже в ближайшие
2–3 года. Если данные тенденции сохранятся и установка на жизнь в Перми среди молодежи год от года будет слабеть, количество уезжающих будет и дальше расти. Это станет серьезной проблемой для города.

Миграционная проблема в городе носит не столько количественный, сколько качественный характер. Пермь в основном является точкой притяжения для жителей Пермского края. Основными причинами переезда в Пермь являются родственные связи, более широкие возможности для трудоустройства и обучения. Международная миграция характеризуется значительной долей выходцев из государств Закавказья и Средней Азии.

Отток из города происходит большей частью в Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург и их области, а также в Германию, Израиль, Канаду и США.

Таким образом, структура миграционных потоков складывается не в пользу Перми. Особенность пермской миграции в том, что приезжают в город в основном жители сельских территорий и маленьких городов, а уезжают выпускники вузов и молодые специалисты в столичные крупные города.

Снижение численности населения города происходит также за счет естественной убыли населения. В 1992 году смертность населения Перми превысила рождаемость и город, как и большинство российских городов, вступил в период депопуляции. С 1990-х годов, с учетом естественной убыли, численность населения города в целом сократилась более чем на 100 тысяч человек, что сопоставимо с численностью некоторых российских городов. По оценке на 01.01.2010  численность населения города составила 986,5 тыс.чел.

В последние годы в городе наблюдается рост рождаемости при снижении смертности. В то же время процесс естественной убыли населения пока продолжается. В структуре смертности на первом месте находятся болезни кровообращения (порядка 60 % от общего числа умерших), на втором месте смертность от новообразований (более 15 %), на третьем – от несчастных случаев, отравлений и травм (более 13 %). В структуре причин смертности для Перми характерен повышенный уровень смертности от внешних причин (алкогольные и иные отравления, травмы, самоубийства).

В Перми, как и в России в целом, продолжается старение населения, что в перспективе может привести к повышению социальной нагрузки на работающее население.

3.1.2. Неоднородность городского сообщества

Особенности исторического развития определили значительный уровень неоднородности городского сообщества. До конца советской эпохи Пермь формировалась как конгломерат микрорайонов – бывших заводских поселков, разных по экономическим параметрам. Социальная инфраструктура Перми формировалась на базе сети дореволюционных учреждений (земских и пр.), в советское время одним из ведущих ее элементов стали ведомственные социальные объекты, что привело к неравномерности размещения социальной инфраструктуры по территории города.

Ориентация на экстенсивное территориальное развитие, преобладавшая в ХХ столетии, привела к формированию аморфной и раздробленной территориальной структуры, низкому качеству городской среды. Это привело к росту социальной сегрегации и неравенства населения, формированию районов с высокой концентрацией бедности, безработицы и низким уровнем социальной инфраструктуры.

В формировании структуры населения Перми значительную роль играли лица, прибывшие в город насильственным порядком или по «организованному набору», что наложило отпечаток на структуру пермского городского сообщества. С одной стороны, такие черты «мигрантов поневоле» как ограниченная инициативность, пассивность, недостаток креативности обусловили относительно слабое развитие в городе предпринимательства и популярность патерналистских настроений. С другой стороны, значительное представительство среди мигрантов лиц с высоким уровнем образования и культуры способствовало повышению стандартов качества жизни в Перми, возникновению хорошо образованного и «продвинутого» в культурном отношении местного сообщества, оформлению пермской интеллектуальной и творческой элиты.

3.1.3. Высокий уровень преступности

Для Перми характерен один из самых высоких в стране уровней преступности. В 2008 году в рейтинге 50 опасных городов России с населением более 100 тысяч человек город Пермь находился на 3 месте с уровнем преступности 638,1 зарегистрированных преступления на 10 тысяч жителей. За 2009 год несмотря на то, что количество зарегистрированных преступлений снизилось и составило 400,8 на 10 тысяч жителей, это по-прежнему один из самых высоких показателей в стране.

Базой преступности служит большое количество исправительно-трудовых учреждений, расположенных на севере Пермского края. Ежегодно из мест лишения свободы освобождаются около 8 тысяч осужденных, большая часть которых по пути домой проезжают Пермь в силу особенностей транспортной сети Пермского края.

Структура преступности в городе Перми не меняется на протяжении последних лет. Значительную часть (около 77 %) в числе зарегистрированных преступлений составляют преступления против собственности: кражи, грабежи, мошенничества, разбойные нападения. Уровень криминальных угроз дифференцирован по территории города: от района к району различаются не только уровень преступности, но и ее структура.

Несмотря на снижение общего количества преступлений уровень краж, грабежей и разбоев в Перми превышает среднероссийский уровень более чем в 2,4 и 3,2 раза соответственно.

Репутация одного из самых криминальных городов России негативно влияет на инвестиционную привлекательность города. В то же время в перечне городских проблем, которыми озабочены горожане, безопасность стоит на
6 месте, что можно объяснить различной степенью локализации преступности по районам города.

3.1.4. Неустойчивость экономического развития

Пермь - один из крупнейших российских промышленных центров с самым высоким показателем объема промышленного производства на душу населения среди крупных городов.

Промышленным производством занимаются около 170 крупных и средних предприятий. Ведущие места в экономике занимают предприятия, входящие в состав крупных вертикально интегрированных компаний общероссийского масштаба, стратегические решения о развитии которых часто принимаются за пределами города.

Основным сектором экономики города являются обрабатывающие производства. По общим показателям производства лидирующие позиции от доминировавшего в советские годы машиностроения перешли к топливному (нефтегазовому) сектору. На третьем месте находится химическое производство.

Рынки нефтегазового сектора промышленности в большой степени подвержены колебаниям уровня цен. Экономические процессы 2008-2009 года наглядно подтверждают эти риски.

В машиностроении значительную долю составляют предприятия военно-промышленного комплекса, которые во многом зависят от государственного заказа, работают фактически вне конкурентного рынка и не до конца сформировали механизмы адаптации к колебаниям рыночной инфраструктуры. Положение этих предприятий усугубляется еще и тем, что на них были практически ликвидированы научные и опытные подразделения при сохранении базовых структурных элементов (серийных производств), способных выпускать традиционную продукцию, мало востребованную на рынке. Реальная инновационная активность промышленных предприятий Перми остается на невысоком уровне. Только четверть крупных и средних предприятий вовлечены в инновационную деятельность.

Несмотря на доминирующую роль крупных промышленных предприятий в экономике города занятость населения существенно диверсифицирована. В обрабатывающем производстве занято всего 28 % от численности работающих на средних и крупных предприятиях. Практически столько же (порядка 23 %) занято в сферах образования и здравоохранения, по остальным видам производства численность распределена более равномерно.

3.1.5. Невысокий уровень развития малого бизнеса (предпринимательства)

По уровню развития малого предпринимательства город Пермь отстает от городов-конкурентов. Доля занятых в малом бизнесе в 2008 году в городе Перми была существенно ниже, чем в Екатеринбурге, Челябинске или Казани (20 % против 30-40 %). По данным социологических исследований предприниматели неблагоприятно оценивают «входящие» условия для ведения бизнеса в городе. Наряду с объективными проблемами (кадровыми, финансовыми и инфраструктурными) отмечены проблемы с подключением к сетям, завышенные арендные ставки, несоблюдение или отсутствие четких регламентов прохождения тех или иных процедур, непрозрачность конкурсных процедур при размещении муниципального заказа. Среди проблем для ведения бизнеса особо выделено отсутствие стратегии развития города, преемственности принимаемых решений.

По условиям для предпринимательской деятельности город Пермь занимал в 2009 году 7 место среди десяти городов России, при этом по сложности создания компании город находился на 10 месте.

В рейтинге лучших городов России, проводимом журналом «Форбс», из 30 сравниваемых городов Пермь в 2010 году занимала 21 место, уступая всем городам-конкурентам.

В рейтинге инвестиционной привлекательности российских городов среди 58 российских городов с численностью населения свыше 250 тысяч человек (кроме Москвы и Санкт-Петербурга), проводимом рейтинговым агентством РБК.рейтинг, город Пермь занял в 2009 году 16 позицию, опустившись на
5 позиций по сравнению с 2007 годом.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Глобальные проблемы современности (1)

    Документ
    Одна из специфических особенностей современного мира – появление, распространение и обострение проблем, которые по своему характеру выходят за рамки интересов различных классов и общественных систем.
  2. Современное российское государство на рынке образовательных услуг: опыт системного социально-философского анализа 09. 00. 11 социальная философия

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «29» июня 2010 г. в на заседании диссертационного совета Д 212.076.07 в Кабардино-Балкарском государственном университете имени Х.М. Бербекова, 36 4 г.
  3. Глобальные проблемы современности и

    Курсовая
    Ключевые слова: глобализация, глобальные проблемы, экологический кризис, устойчивое развитие, демографическая проблема, проблема мирового неравенства.
  4. Денисович Бобков "Современный глобальный капитализм"

    Документ
    Тема глобализма, глобализации не сходит со страниц периодической печати, постоянно звучит в телевизионных и радиорепортажах, ею переполнен Интернет. Интерес объясним, и усиливается благодаря нарастанию протестного движения, получившего
  5. Политико-административные преобразования в контексте глобальных вызовов: отечественный и зарубежный опыт, проблемы и тенденции развития

    Диссертация
    Защита состоится 20 октября 2011 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 504.001.12 в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ по адресу: 119606, г.

Другие похожие документы..