Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Общероссийская общественная организация «Российская ассоциация работников мебельной промышленности и торговли «МЕБЕЛЬЩИКИ РОССИИ» продолжает комплект...полностью>>
'Документ'
Internet - глобальная компьютерная сеть, охватывающая весь мир. Сегодня Internet имеет около 15 миллионов абонентов в более чем 150 странах мира. Еже...полностью>>
'Публичный отчет'
Отчет по мероприятию 17.4. Разработка и внедрение комплекса специализированных образовательных программ повышения квалификации специалистов городског...полностью>>
'Документ'
В конце 18-го - начале 19-го столетия местность, занимаемая ныне Фрунзенским районом, находилась за городской чертой. В районе нынешнего кинотеатра «...полностью>>

2. Глобальные вызовы современности 5

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

3.1.6. Дисбаланс системы образования и экономики города

По данным Всероссийской переписи населения 2002 года удельный вес населения, имеющего высшее профессиональное образование, в общей численности населения в возрасте от 15 лет и более составлял чуть более 18 %, что ниже уровня городов-конкурентов.

В настоящее время основная часть студентов высших учебных заведений в городе Перми обучается по специальности «Экономика и управление», следующими по популярности среди обучающихся идут гуманитарные науки, сферы образования и здравоохранения. Специальности, связанные с промышленностью города, не пользуются особым спросом среди студентов и абитуриентов города.

По аналогии с высшим образованием у студентов средних специальных учебных заведений на первом месте по востребованности также находится специальность «Экономика и управление». Проблема состоит в том, что после получения дипломов только половина выпускников с очных отделений средних специальных учебных заведений получает направление на работу.

Около 40 % безработных составляет молодежь в возрасте от 16 до 29 лет, что говорит о слабой связи между предложением образовательных учреждений и спросом на рынке труда. Из более чем 60 тысяч ищущих работу и обратившихся в службу занятости в течение 2009 года только около 40 % удалось трудоустроиться. При этом число вакансий, заявленных предприятиями, практически соответствует численности обратившихся (свыше 50 тысяч). Низкую удовлетворенность возможностями трудоустройства подтверждали и социологические опросы пермяков.

Проблема усугубляется общим снижением качества образования, что связано в первую очередь с дифференциацией качества подготовки в школах по районам города, старением педагогических кадров, недостатком высококвалифицированных преподавателей по ряду предметов.

3.1.7. Недостаточная обеспеченность жильем

Пермь проигрывает и городам-конкурентам, и большинству региональных столиц по уровню обеспеченности населения жильем. По итогам 1985 года Пермь занимала 61 место среди всех региональных столиц с показателем 12,9 кв.м на одного жителя. По итогам 2008 года по уровню обеспеченности населения общей площадью жилья Пермь находилась на 56-м месте среди столиц субъектов Российской Федерации, при этом на 1 руб. денежных доходов населения в 2009 году введено 1,4 кв. м жилья, в то время как в среднем по России – 2,1 кв.м.

В 2009 году в очереди на улучшение жилищных условий стояло около
17 тысяч семей (почти 5 % жителей города).

На начало 2010 года уровень обеспеченности населения общей площадью жилья составил 21,5 кв.м на одного жителя, что ниже аналогичного показателя городов-конкурентов.

Несмотря на увеличение темпов строительства в последние годы отставание Перми от городов-конкурентов по этому показателю все еще сохраняется и составляет 3-6 %. Современное состояние рынка жилищного строительства в Перми характеризуется присутствием нескольких крупных застройщиков, строящих по несколько объектов. Отсутствие реальной конкуренции за потребителей среди застройщиков при наличии нереализованного платежеспособного спроса ведет к росту цен на жилье.

Проблему представляет также наличие значительного объема жилищного фонда, который в ближайшие годы может перейти в разряд ветхого и аварийного жилья (в частности, панельные дома 1960-1970-х годов постройки, на долю которых приходится более трети жилищного фонда Перми).

3.1.8. Износ инженерно-технической инфраструктуры

Износ основных фондов существующих в городе ТЭЦ, ГРЭС и котельных (более 60 единиц) составляет до 55 %. Старение оборудования приводит к росту затрат на техобслуживание и ремонт оборудования, увеличивает расход топлива, ухудшает экологическую обстановку в городе и приводит к увеличению себестоимости производства электроэнергии и тепла, что в конечном итоге отражается на тарифах для населения.

Практически только две электростанции в городе на предприятиях
ЗАО «Сибур-химпром» и ОАО «Авиадвигатели» отвечают современным требованиям по уровню эмиссии вредных веществ в атмосферу.

Централизованная система теплоэнергоснабжения от мощных станций, доставшаяся городу в наследство от предыдущей социально-экономической системы, в целом не является оптимальной. Она предусматривает протяженную распределительную сеть энергоносителей, что при большой площади города и его значительной протяженности приводит к удорожанию инфраструктуры и потерям в сетях. Последнее наиболее сильно выражено для изношенных тепловых сетей города.

Существующие инженерные системы водоснабжения построены в основном в 70-80-е годы прошлого века. Сети и головные сооружения эксплуатируются 40-50 лет практически без капитального ремонта или реконструкции. За это время магистральные сети уже утратили свои первоначальные гидравлические параметры, а технологическое оборудование сооружений выработало свой нормативный ресурс. Износ водопроводных и канализационных сетей почти в полтора раза превышает среднероссийский уровень и является одним из наиболее высоких в сравнении с городами-конкурентами.

3.1.9. Низкий уровень благоустройства города

Уровень благоустройства территории города не соответствует потребностям и ожиданиям жителей. Ключевыми являются проблемы, связанные с утилизацией твердых бытовых отходов и уборкой снега, практическое отсутствие ливневой канализации, недостаточный уровень освещения улично-дорожной сети. Термин «неухоженность» применительно к городу чаще других приводили жители города в качестве характеристики современной Перми.

3.2. Конкурентные преимущества города

3.2.1. Выгодное географическое расположение

Город Пермь расположен на берегах реки Камы, крупнейшего притока Волги. Благодаря Каме Пермь связана водными путями с пятью европейскими морями: Каспийским, Белым, Черным, Азовским и Балтийским. Город находится также на пересечении Транссибирской железнодорожной магистрали на пути из Европы в Азию и автомобильной дороги федерального значения Казань – Екатеринбург.

По площади (799,68 кв.м) город занимает третье место в России после Москвы и Санкт-Петербурга, по протяженности (70 км) - третье место после Санкт-Петербурга и Сочи.

3.2.2. Наличие стратегии территориального развития

В 2009 году в рамках реализации проекта Генерального плана города Перми европейскими специалистами разработан Стратегический Мастер-план, который представляет собой общее видение пространственного развития и преобразования города. Результатом реализации Стратегического Мастер-плана станет создание новой современной модели городской структуры, которая обладает достаточной гибкостью, чтобы решать сложные задачи будущего развития с учетом внутренних условий и сложившихся городских традиций. Это единственный в России проект подобного рода.

3.2.3. Опыт трансформации и высокий экономический потенциал

Пермь обладает уникальным историческим опытом успешного развития различных социально-экономических функций (промышленных, торговых, транспортных, административных, культурно-образовательных), их изменения и адаптации к меняющимся внешним условиям за счет наращивания новых функций при сохранении потенциала прежних. Этот опыт представляет особую ценность в современном мире интенсивно развивающейся новой экономики, предъявляющей особые требования к гибкости и адаптивности городов в ответ на меняющиеся внешние условия, и является важнейшей предпосылкой успешной реализации Стратегии.

«Ядро» современной Перми – Егошиха - возникла в XVIII веке как типичный монофункциональный поселок, но вскоре в силу выгодного географического положения она приобрела функции важного торгово-перевалочного пункта, обслуживающего обширный прилегающий регион. В дальнейшем, с упадком уральской металлургии, промышленная специализация поселения утратила актуальность, но торговые функции укрепились и дополнились административными (Пермь приобрела статус губернского города), которые доминировали вплоть до конца XIX века, когда Пермь вступила в фазу экономического и культурного подъема. Период конца XIX – начала XX века ознаменовался усилением индустриального профиля города (чему способствовало и объединение с промышленной Мотовилихой), превратившего город Пермь в ведущий промышленный центр страны, и развитием научно-образовательного и культурного потенциала на новой основе.

На развитие Перми существенное воздействие оказывали внешние факторы в периоды промышленного всплеска второй половины XIX века, советской индустриализации, военной эвакуации производств, послевоенного промышленного развития. В результате в городе сложилась структура экономики, основу которой определяют крупные промышленные предприятия, в том числе государственные. Доминирующая роль крупных государственных предприятий преимущественно оборонного профиля обусловила «закрытый» для города характер их функционирования. Такие предприятия, с одной стороны, обеспечивают экономике Перми известную стабильность, но с другой – обусловливают ее пониженную адаптивность к изменениям рыночной конъюнктуры.

Основными видами экономической деятельности, в которых специализируются пермские промышленные предприятия, являются добыча и переработка нефти, химическое производство, электроэнергетика, машиностроение, металлургическое производство, полиграфия, деревообрабатывающая и пищевая промышленность.

Повышение качества продукции и конкурентоспособности пермских предприятий на российском и мировых рынках в сочетании с модернизацией технологических процессов, перевооружения производственной базы и внедрения систем менеджмента качества позволит укрепить экономический потенциал города, повысить производительность труда, обеспечить рост пермской экономики и новые возможности в целом для населения Перми. Стратегические планы предприятий города совпадают с направлениями модернизации и формирования новой российской экономики, что может служить основой для партнерства власти и бизнеса.

3.2.4. Высокий образовательный, культурный и научный потенциал

Историческая репутация Перми как важного образовательного и культурного центра имеет серьезные предпосылки: достигнутый здесь на рубеже XIX и XX веков уровень развития образования и культуры превзошел «стандарты» среднего губернского центра, способствовал формированию самобытного местного сообщества, развитой «культурной» прослойки.

В настоящее время система общего образования города представлена 145 государственными и муниципальными образовательными учреждениями, среди них 6 образовательных учреждений реализуют программы международного бакалавриата. Подготовкой специалистов со средним специальным образованием занимаются 23 самостоятельных учебных заведения и 6 подразделений при высших учебных заведениях. Подготовку специалистов с высшим образованием осуществляют 9 государственных учебных заведения, 10 филиалов и 11 негосударственных вузов. При многих высших учебных заведениях работают научно-исследовательские институты.

Два ведущих пермских вуза – Пермский государственный университет и Пермский государственный технический университет имеют статус национальных исследовательских университетов.

У города накоплен значительный культурный потенциал. Пермь знаменита своей театральной деятельностью и балетом, одной из самых больших в стране коллекций отечественного, западноевропейского и исконно пермского искусства (пермский звериный стиль и пермское деревянное зодчество), музеем современного искусства, международными фестивалями и конкурсами искусства.

В городе сохранился значительный потенциал научной базы для осуществления и развития научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по многим направлениям, что дает возможность для развития инновационных секторов экономики края через интеграцию высшего образования, научных организаций и производственных предприятий края.

3.2.5. Высокий уровень гражданской активности жителей города

Сегодня для Перми характерны высокий уровень гражданской активности и сохранение демократических традиций. Репутацию «демократического», настроенного на модернизацию и открытого реформам города Пермь приобрела еще в 1990-е годы. К началу XXI века эта репутация укрепилась благодаря формированию в Перми многочисленных влиятельных общественных объединений, активность которых позволила экспертам говорить о наличии в городе развитых институтов гражданского общества.

Патриотизм пермяков, их любовь к своему городу и социальный оптимизм – важнейшие условия успешной реализации Стратегии. По данным социологических обследований более 60 % горожан верят, что в ближайшие
10 лет жизнь в городе станет лучше; очень важно, что среди молодых людей в возрасте до 30 лет эта доля составляет почти 75 %.

4. Видение города

Исходя из современных мировых вызовов, на основе конкурентных преимуществ города, сформированных с учетом исторических, общественных, социально-экономических и пространственных предпосылок развития Перми, Стратегия направлена на всемерное и всестороннее развитие человеческого потенциала города. Человеческий капитал должен стать основой развития города в будущем. Двигателями новой экономики становятся творческие, активные, амбициозные люди с предпринимательским духом. Их ценностями являются разнообразие возможностей для самореализации, доступность всего мира, гражданские свободы, комфортная среда. Доля таких людей в местном сообществе должна увеличиваться.

К 2030 году Пермь должна стать городом, который обладает конкурентными преимуществами для развития, привлечения и удержания человеческого потенциала, который предоставляет возможности любому человеку для развития карьеры и роста личной капитализации, реализации инициатив и амбиций, воплощения новых идей и проектов, формирования активной жизненной позиции.

5. Миссия города

Миссия города состоит в обеспечении лучших возможностей для свободной самореализации человека с комфортными условиями для жизни.

6. Стратегическая цель развития города

Стратегической целью развития города к 2030 году является достижение конкурентоспособности в развитии, привлечении и удержании человеческого потенциала.

Результатом достижения стратегической цели будет повышение индекса развития человеческого потенциала с 0,453 в 2009 году до 0,8 к 2030 году.

Индикаторами достижения стратегической цели будут сальдо миграции, миграционный оборот, число лиц с высшим образованием, прибывших в город на постоянное место жительства.

7. Стратегические и приоритетные направления достижения стратегической цели к 2030 году

7.1. Стратегические направления

Достижение стратегической цели будет осуществляться по двум стратегическим направлениям:

  1. обеспечение базовых потребностей человека,

  2. предоставление возможностей для самореализации.

Удовлетворение базовых потребностей человека является необходимым, но не достаточным условием для удержания и привлечения человеческого потенциала. Только в сочетании с продвижением по второму стратегическому направлению – предоставление возможностей для самореализации – можно достичь стратегической цели.

Развитие человеческого потенциала должно быть обеспечено за счет повышения уровня и качества образования жителей города, развития ключевых компетенций, востребованных современной экономикой, создания условий для непрерывного образования, повышения уровня общественного здоровья, создания условий для экономического роста как в традиционных отраслях, так и в отраслях новой экономики, обеспечения гражданских свобод.

Привлечение качественного человеческого потенциала должно быть основано на обеспечении необходимых условий для удовлетворения базовых потребностей человека, а также на предоставлении городом уникальных возможностей для самореализации в образовании, культурном развитии, предпринимательстве, научной и инновационной деятельности, других сферах.

Удержание качественного человеческого потенциала должно быть основано на обеспечении жителям города качества городской среды, возможностей для получения образования, сохранения здоровья, организации досуга, занятий профессиональной деятельностью и других возможностей для самореализации.

7.1.1. Приоритетные направления стратегического направления «Обеспечение базовых потребностей человека»

Приоритетными направлениями в рамках стратегического направления «Обеспечение базовых потребностей» являются «Здоровье», «Жилье» и «Городская среда», поскольку данные приоритетные направления в целом охватывают все базовые потребности человека.

7.1.1.1. Здоровье

Здоровье - важнейшее базовое условие для формирования человеческого потенциала. Здоровый образ жизни должен стать сознательным выбором каждого жителя города. В свою очередь, город создаст условия всем пермякам независимо от их возраста и материального положения для улучшения состояния здоровья, поддержания здоровья в процессе работы или учебы, занятий физкультурой и спортом, перехода к здоровому питанию.

Профилактика здоровья пермяков от младенческого до пенсионного возраста станет основным принципом обеспечения общественного здоровья. Пермь также должна стать одним из лучших российских городов по уровню квалификации медицинского персонала, его ориентированности на запросы жителей города, организации оказания медицинской помощи.

Результатом должно стать увеличение периода активной жизнедеятельности граждан, снижения показателя первичной заболеваемости населения до уровня не выше среднего значения по Российской Федерации.

7.1.1.2. Жилье

Жилье – главное требование, которое предъявляют все граждане при выборе места жительства, а также основное условие обеспечения мобильности населения. Жилищное строительство в городе должно обеспечить разнообразие форм жилой застройки в соответствии с предпочтениями и платежеспособным спросом пермяков, специфическими потребностями отдельных категорий граждан.

Результатом должно стать улучшение обеспеченности жильем и комфортности условий проживания, расширение возможностей выбора жилья. Целью является ежегодный темп прироста ввода в действие общей площади жилых домов по отношению к среднему объему ввода за 10 предшествующих лет не менее 10 %.

Целевым показателем к 2030 году по данному приоритетному направлению является увеличение доли ввода жилья на территориях жилых кварталов, в отношении которых осуществлена комплексная застройка в рамках реконструкции застроенных территорий, от общего объема годового ввода жилья (нарастающим итогом) до 50 %.

7.1.1.3. Городская среда

Городская среда в целом, включая организацию общественных пространств и жизни в городе – основное условие для удержания и привлечения человеческого потенциала.

Общественные пространства должны стать безопасными, привлекательными, доступными и благоустроенными. В городе необходимо создать безбарьерную среду для всех групп населения с особым вниманием к людям с ограниченными возможностями. Организация общественных пространств внутри кварталов и на придомовых территориях будет способствовать развитию соседских и гражданских инициатив.

Территория города должна планироваться более рационально. Жителям города должна быть обеспечена доступность социальной инфраструктуры (детских садов, школ, поликлиник и т.д.).

Коммунальная инфраструктура города должна обеспечить высокое качество и надежность коммунальных услуг.

Город будет строить свое будущее, учитывая экологические условия, и стремиться к их улучшению.

В городе будет проходить череда разнообразных событий для поддержания «живой», «бурлящей» среды, рассчитанной на все группы жителей и максимально охватывающей всю территорию города.

Результатом должно стать существенное повышение комфортности городской среды.

7.1.2. Приоритетные направления стратегического направления «Предоставление возможностей для самореализации»

Приоритетными направлениями в рамках стратегического направления «Предоставление возможностей для самореализации» являются «Образование», «Бизнес (предпринимательство)», «Культура», «Наука» и «Гражданское общество».

7.1.2.1. Образование

Образование не только дает возможность самореализации в рамках расширения знаний и профессиональных навыков, но и является стартовым условием для самореализации в других сферах, в том числе выделенных в качестве приоритетных направлений Стратегии.

В городе должны быть созданы условия для непрерывного профессионального и неформального образования. Все жители города должны иметь возможность получать и развивать в течение всей жизни необходимые в современном обществе социальные компетенции, навыки предпринимательства, изучать иностранные языки, повышать компьютерную грамотность. Должен быть обеспечен доступ к системе социальных лифтов для одаренных детей и молодежи вне зависимости от их материального положения.

Усиление связи образовательного процесса с предприятиями и организациями города и стажировки в бизнесе и муниципальных структурах должны обеспечить широкие возможности трудоустройства.

Результатом должно стать повышение уровня и качества образовательного капитала жителей города.

Целевыми показателями к 2030 году по данному приоритетному направлению являются увеличение доли лиц с высшим образованием в общей численности населения города в два раза по сравнению с данными 2002 года и увеличение числа студентов высших учебных заведений в 2 раза по сравнению с 2009 годом.

7.1.2.2. Бизнес (предпринимательство)

Бизнес (предпринимательство) – сфера самых широких возможностей, которые может предоставить город, для самореализации активных людей с предпринимательским духом в условиях рыночной экономики. Самореализация в бизнесе (предпринимательстве) может включать в себя любые сферы, в том числе выделенные в качестве других приоритетных направлений (бизнес в науке, культуре, образовании и т.д.).

Возможности для самореализации в сфере бизнеса будут обеспечиваться лучшими условиями для старта и расширения предпринимательской деятельности в Перми. Административные барьеры для бизнеса в городе будут минимальными, в особенности в сфере строительства и малого предпринимательства.

Крупным предприятиям будет оказываться содействие в реализации мер по повышению производительности труда и эффективности производства, включая перенос производственной деятельности на новые площадки. Для поддержки малого и среднего предпринимательства будет создана необходимая инфраструктура.

Будут сняты барьеры для вхождения бизнеса на новые рынки предоставления бюджетных услуг.

Результатом должно стать создание новых бизнесов и новых рабочих мест в городе как в традиционных отраслях городской экономики, так и в новых отраслях.

Целевым показателем по данному приоритетному направлению является увеличение фонда оплаты труда крупных, средних и малых предприятий и организаций по сравнению с 2009 годом в 4 раза.

Индикаторами приоритетного направления являются количество вновь созданных рабочих мест и рейтинг города по уровню привлекательности для бизнеса.

7.1.2.3. Культура

Культура предоставляет широкие возможности не только для самореализации творческого человека в его профессиональной деятельности, но и для творческой, насыщенной жизни, не связанной с профессиональной деятельностью.

Город должен дать возможность жителям заниматься любыми видами творчества как самодеятельного, так и профессионального, обучаться искусству и формировать творческое мировоззрение, востребованное не только культурой, но и экономикой.

Необходима концентрация в городе креативных людей, поддержка атмосферы творческой свободы и роста, проведение в городе событий общероссийского и международного масштаба.

Должны быть созданы условия для реализации любых культурных инициатив, привлечения внешних «культурных инвестиций», воплощения в жизнь авторских культурных проектов, в том числе через развитие современной инфраструктуры для творчества и с помощью поддержки культурных инициатив и проектов.

Результатом должно стать превращение самореализации в сфере культуры в фактор социально-экономического развития города.

7.1.2.4. Наука

В условиях новой экономики наука предоставляет возможности не только для проведения исследований, но и для внедрения инноваций, получения удовлетворения от конкретных результатов научной деятельности. Самореализация человека в сфере науки способствует внедрению инновационных процессов для повышения производительности труда и развития экономики.

Большой потенциал для реализации научных идей и технологий, развития важнейших прикладных исследований и внедрения разработок, накопленный в городе, должен быть использован в полной мере. Для этого должна быть создана инфраструктура научных разработок и внедрения их результатов.

Необходимо адаптировать научно-технологический комплекс к условиям рыночной экономики, дать возможность для самореализации молодым ученым, обеспечить взаимодействие государственного и частного капитала в целях развития науки и технологий, использовать научный и образовательный потенциал ученых, живущих за пределами города и страны.

Результатом должны стать лучшие возможности для создания и внедрения инноваций в научно-производственной сфере.

Целевым показателем по данному приоритетному направлению является доля затрат организаций (кроме субъектов малого предпринимательства) на исследования и разработки в общей сумме затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг) с темпом прироста 0,12–0,15 процентного пункта в год.

7.1.2.5. Гражданское общество

Гражданское общество обеспечивает возможности самореализации в общественной деятельности, связанные как с повышением общей активности жителей города, так и с активной гражданской позицией многих успешных предпринимателей, деятелей культуры, науки, образования, в привлечении или удержании которых заинтересован город.

Общественная жизнь в городе должна сформировать благоприятную среду для рождения творческих инноваций, сплочения местного сообщества, развития личностных качеств жителей города. Одной из современных тенденций общественного развития является увеличение роли социальных инноваций, инноваций в сфере самоорганизации общества по сравнению с техническими и технологическими инновациями.

Город будет и дальше предоставлять все возможности для активной общественной жизни и реализации гражданских инициатив: будет приветствоваться открытое обсуждение самых острых вопросов, осуществляться широкий общественный диалог, сотрудничество властей с общественными организациями, будут поддерживаться разнообразные формы участия жителей в местном и общественном самоуправлении.

Результатом должно стать зрелое гражданское общество, обеспечивающее существенный вклад в развитие человеческого потенциала.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Глобальные проблемы современности (1)

    Документ
    Одна из специфических особенностей современного мира – появление, распространение и обострение проблем, которые по своему характеру выходят за рамки интересов различных классов и общественных систем.
  2. Современное российское государство на рынке образовательных услуг: опыт системного социально-философского анализа 09. 00. 11 социальная философия

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «29» июня 2010 г. в на заседании диссертационного совета Д 212.076.07 в Кабардино-Балкарском государственном университете имени Х.М. Бербекова, 36 4 г.
  3. Глобальные проблемы современности и

    Курсовая
    Ключевые слова: глобализация, глобальные проблемы, экологический кризис, устойчивое развитие, демографическая проблема, проблема мирового неравенства.
  4. Денисович Бобков "Современный глобальный капитализм"

    Документ
    Тема глобализма, глобализации не сходит со страниц периодической печати, постоянно звучит в телевизионных и радиорепортажах, ею переполнен Интернет. Интерес объясним, и усиливается благодаря нарастанию протестного движения, получившего
  5. Политико-административные преобразования в контексте глобальных вызовов: отечественный и зарубежный опыт, проблемы и тенденции развития

    Диссертация
    Защита состоится 20 октября 2011 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 504.001.12 в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ по адресу: 119606, г.

Другие похожие документы..