Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Обґрунтування довгострокового прогнозу потреби у інвестиціях для технічного забезпечення селянських (фермерських) господарств різних природнокліматичн...полностью>>
'Решение'
В 1975 году Всемирная Организация Здравоохранения вынесла решение – считать алкоголь наркотиком, т.е. отнесла его к наркотическим веществам, подрываю...полностью>>
'Документ'
МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ01135, м. Київ, проспект Перемоги, 10, тел. (044) 486-24-42, факс (044) 236-10-49, ministry@mon.gov.ua Ця електронн...полностью>>
'Программа'
интегрировать теоретико-методологические знания студентов, полученные при изучении философии, истории, социологии, экономики, психологии применительно...полностью>>

Тема урока. Кол-во часов (1)

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема урока.

Кол-во часов асов

Тип урока

Виды учебной деятельности

Планируемый

результат

Виды контроля.

Измерители

Домашнее

задание

Сроки

проведения

план

факт

1

Введение. Значение художественной литературы в жизни человека.

1

Вводный урок

Беседа, ответы на вопросы.

Знать: о роли книги

в жизни человека;

уметь: подтверждать высказывания писателей собственными примерами из прочитанных книг

Подготовить развернутый

ответ, включив в него лексику из статей:

«точное знание», «углубление зна­ний», «умение читать», «спра­вочный аппарат», «книга - предмет для мысли»

Устное сочинение «Книга в моей жизни»

2

Мифы древних славян. Персонажи славянской мифологии.

«Миф о Солнце». Вечная борьба между светлыми и тёмными силами за власть над миром.

1

Урок чтения и изучения

произведения

Беседа, ответы на вопросы; выразительное чтение.

Знать, что такое «миф». о древнеславянских божествах. Уметь грамотно формулировать ответ на поставленный вопрос.

Проверка

д.з.

Читать «Миф о Солнце»-

С.5-7

3

4

УНТ. Былины «Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда.

Микула – носитель лучших человеческих

качеств. Воплощение в былине нравственных

критериев русского народа.

2

Урок чтения и изучения

произведения

Выразительное чтение, работа над текстом

Знать, что такое былина; уметь читать былину, сохраняя напевность и торжественность интонации.

Выразительное чтение,

задание 5 –

С.16

Ответы на вопросы- с.6

5

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и

Соловей – разбойник»

1

Урок чтения и изучения

произведения

Выразительное чтение;

ответы на вопросы.

Иметь представление о Киевском цикле былин. Уметь связно излагать содержание былины.

Прочитать былину- с.17-21

6

Древнерусская литература. Фрагменты из «Повести временных лет»

1

Урок чтения и изучения

произведения

Ответы на вопросы, беседа, выразительное чтение.

Дать представление о древнерусской литературе.

Знать, что такое летопись.

Понимать значение летописи в

формировании

всей русской литературы, насколько

интересны летописи современному читателю; уметь отличать летописные сказа­ния от произведе­ний устного народ­ного творчества

Тест

Знать содержание-

С.23-26

7

8

Русская литература

19 века.

И А. Крылов. Биография баснописца. Басни «Лебедь, Щука и Рак», «Квартет», «Волк и Ягнёнок», «Осёл и соловей».

Обличение в баснях человеческих пороков, отражение в них народной мудрости.

2

Урок чтения и изучения

произведения

Беседа о И.А.Крылове; выразительное чтение, ответы на вопросы

Дать представление о басне как одном из старейших жанров литературы. Знать о творчестве Крылова. Уметь находить в басне мораль, делать выводы для себя, наблюдая за поступками других; определять иносказательный смысл басни и особенности её поэтического языка.

Чтение

наизусть

Выразит. читать.

Выучить наизусть.

Ответить на вопросы –

С.33,35,37

Подгот. к внеклас. чтению.

9

Внеклассное чтение. И.А.Крылов.

«Волк на псарне», «Листы и корни», «Кот и повар», «Свинья под дубом».

1

Урок внеклассного

чтения

Выразительное чтение и обсуждение.

Углубить понимание мастерства великого баснописца и значения его творчества; закрепить понимание об олицетворении.

Подготовить

вопросы к

викторине

А.С.Пушкин «Выстрел»

10

Р. речи.

«Что за прелесть эти басни…» (конкурс на лучшего чтеца, инсценирование, викторина).

1

Урок развития

речи

Конкурс на лучшего чтеца басен Крылова; конкурс иллюстраций; инсценирование.

Обобщить знания учащихся о баснях Крылова, повторить основные принципы басни.

Викторина

Детские годы Пушкина

(индив.)

11

А.С.Пушкин. Поэт в изгнании. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта.

1.

Урок чтения и изучения

произведения

Работа над статьёй. Ответы на вопросы по содержанию текста

Знать: факты биографии и творческой деятельности поэта, определение понятий «композиция», «интонация стихотворения»; понимать чувства и переживания лирического героя, вольнолюбивый характер стихотворения; уметь использовать «слово-образ», «контраст», «мотив неволи» при анализе стихотворения, определять поэтические средства изображения чувств лирического героя

Какие художественные средства помогают создать особый эмоциональный колорит стихотворения. Подготовить выразительное чтение стихотворения

Выучить наизусть

«Узник»-с.43

12

«Песнь о вещем Олеге. Народно – поэтический колорит стихотворения.

1

Урок чтения и изучения

произведения

Выразительное чтение, пересказ прочитанного, ответы на вопросы.

Помочь учащимся перенестись воображением в ту далёкую эпоху, открыть красоту поэтического слова Пушкина.

Выразительное

чтение

эпизодов

Ответить на вопросы с.47-48

13

14

А.С.Пушкин «Метель». Особенности построения повести. Марья Гавриловна и Бурмин, авторское отношение к ним.

2

Урок чтения и изучения

произведения

Выразительное чтение, пересказ прочитанного, особенности построения повести.

Знать сюжет и героев повести, композицию повести. Уметь давать характеристику героям повести.

Тест

Пересказ, ответы на вопросы-

С.61-62.

Прочитать

«Барышня-

крестьянка»

15

«Барышня-крестьянка» Сюжет и герои повести. Романтические мотивы в повести.

Тема и идея произведения.

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Беседа; пересказ эпизодов; ответы на вопросы ; характеристика героев.

Знать: сюжет и героев повести Пушкина,

понимать позицию Пушкина-гуманиста: простые и естественные качества - самый короткий и самый прямой путь от че­ловека к человеку, залог дружбы и любви; уметь: анализировать роль эпиграфа («Во всех ты, ду­шенька, нарядах хороша»), антитезы и случая в компо­зиции повести, инсценировать эпизоды повести, передавая харак­тер, чувства героев

Тест

Подгот. к внеклассному чтению; подготов.

к тестированию.

16

Внеклассное чтение. А.С.Пушкин «Выстрел». «На что растрачена

жизнь».

1

Урок внеклассного

чтения

Выборочное чтение, беседа; пересказ.

Знать сюжет повести; об особенностях характера романтического героя; уяснить роль рассказчиков в произведении. Развивать представления о смысле жизни.

Тест

Н.В.Гоголь «Майская ночь или Утопленница»

17

Р.Р.

Подготовка к сочинению по произведениям А.С.Пушкина

«Любовь в жизни героев А.С.Пушкина».

1

Урок развития

речи

Беседа, составление плана работы

Уметь отбирать материал к сочинению, показать логику развития мысли в сочинении

Сочинение

Закончить работу

18

М.Ю.Лермонтов. Биография поэта. «На севере диком», «Тучи», «Горные вершины».

Своеобразие лирических пейзажей.

1

Урок чтения и изучения

произведения

Сообщение о поэте, выразительное чтение.

Знать: автора, факты его биогра­фии и творческой деятельности ука­занного периода, историю появления стихотворения «Тучи», определе­ние понятий «эпи­тет», «художест­венное сравне­ние», «антитеза», «инверсия», «лек­сический повтор»; понимать: в чем поэт находит сход­ство своей участи с «судьбой» тучек; как меняется ха­рактер отношения лирического героя к тучам; каковы осо­бенности компози­ции стихотворения, настроение и ком­позицию стихотво­рения;

уметь связно рас­сказывать о поэте, выразительно чи­тать, определять художественные средства языка, указывая их роль в поэтическом тек­сте.

Выступления

учащихся

Читать выразит., ответить на вопросы.

19

«Утёс», «Листок».

Выражение чувства одиночества через олицетворение природы.

1

Урок чтения и изучения

произведения

Заучивание наизусть, ответы на вопросы.

Знать: определе­ние понятий «ком­позиция», «поэти­ческий образ», «образ-символ», «эпитет», «олице­творение», «анти­теза», «аллего­рия», «художест­венное сравне­ние», «инверсия»; понимать на­строение стихотво­рений,

уметь определять средства художе­ственной вырази­тельности в тексте, объяснять их роль в композиции сти­хотворения, сопос­тавлять черновые варианты стихотворения с его окончательной ре­дакцией и стихотворением другого поэта, выявляя в них общие и свое­образные черты.

«Утёс» выучить

наизусть

20

21

Н.В.Гоголь. «Ночь перед рождеством»

Интерес писателя к украинским песням, преданиям. Осуждение жадности, глупости деревенских властей. Фантастика в народных сказках.

2

Урок чтения и изучения

произведения

Сообщение о творчестве писателя, пересказ прочитанного, ответы на вопросы;

чтение по ролям;

характеристика героев.

Расширить знания о Гоголе, истории создания его произведений; развитие речи учащихся, обратить внимание на выразительные детали в повести, дать представление о юморе.

Тест

Читать 3-10 гл.

Озаглавить каждую часть

Подгот. к внекл. чт.

22

Внеклассное чтение. Н.В.Гоголь «Майская ночь или Утопленница»

(урок-игра)

1

Урок внеклассного

чтения

Викторина:

«Угадай по портрету героя»; «Защита рисунков»; «Блиц-опрос».

Определить реалистические и фантастические элементы в повести.

Ответы на вопросы

А.П.Чехов «Толстый и тонкий»

23

24

И.С.Тургенев.

Слово о писателе. «Бежин луг» Духовный мир крестьянских детей, их отношение к природе, миру. Смысл рассказа «Бежин луг».

2

Урок чтения и изучения

произведения

Беседа по вопросам; художественный рассказ о Бежине луге с включением в него эпитетов, сравнений, метафор из текста характеристика

героев; устное словесное рисование; выразительное чтение эпизодов.

Знать: факты био­графии и творчест­ва писателя, свое­образие цикла «Записки охотни­ка», исторически реальные детали, изображенные в рассказе, содержа­ние рассказа «Бе­жин луг»; понимать автор­ское отношение к героям;

уметь связно рас­сказывать о героях, характерах, опи­сывать их по иллю­страциям и вооб­ражению, выбороч­но пересказывать эпизоды, коммен­тировать их.

Знать: содержание рассказа Тургенева, определение понятий «пейзаж», «пейзажная зарисовка»; понимать: почему описаниям природы в рассказе уделено особое внимание; уметь: сопоставлять словесное и художественное повествование, выразительно читать текст.

Ответить на во­просы: какими вы представили се­бе мальчиков, прослушав чте­ние актера? Как можно на­звать рассказы мальчиков: рос­сказнями, преда­ниями, поверья­ми?

Сопоставить рас­сказы мальчиков: какие из них осо­бенно интерес­ны? Как они ха­рактеризуют са­мих героев? Как относится автор к своим героям?

Сопоставительный анализ ночного и утреннего пейзажа

Пересказ

Ответы на вопросы.

Выучить близко к тексту отрывок из рассказа «Бежин луг»: «Был прекрасный июльский день… затеплится на нем вечерняя звезда».

25

Р. речи. Сочинение

«Мой любимый герой»

1

Урок развития

речи

Характеристика героев

Уметь составлять

характеристику литературного героя.

Сочинение.

Закончить

26

Н.А.Некрасов. «Крестьянские дети». Крестьянские дети и природа.

1

Урок чтения и изучения

произведения

Выразительное чтение по ролям; ответы на

Познакомить учащихся с творчеством Н.Некрасова; проанализировать отрывки из поэмы «Крестьянские дети».

Чтение наизусть

Выучить наизусть отрывок

27

Русские поэты 19 века о родной природе.

Ф.И.Тютчев. «Весенняя гроза», «Есть в осени первоначальной..», «Чародейкою зимою…»

И.С.Никитин «Встреча зимы»

Своеобразие каждого времени года.

1

Урок чтения и изучения

произведения

Сообщение о поэте, выразительное чтение.

Знать: автора и факты его био­графии, литера­турной деятельно­сти; определение понятий «лирика», «лирический ге­рой», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «олицетворение», «строфа» и др.; понимать мысль поэта о безыскус­ственности лирики, стремление поэтов остановить мгнове­ние и запечатлеть его в слове, пони­мать, какие чувст­ва испытывает ли­рический герой стихотворения при восприятии картин природы; уметь: объяснять роль восклицания, слышать музы­кальный ритм по­этической речи, определять средства художе­ственной вырази­тельности и объяс­нять их роль в сти­хотворении.

Выразительное чтение.

Ответить на вопросы, выучить наизусть

28

А.Н.Майков «Пейзаж»

А.А.Фет. «Уж верба вся пушистая…»

«Что за вечер!..» Выражение любви к Родине.

Урок –концерт «Времена года»

1

Урок чтения и изучения

произведения

Выразительное чтение, анализ

Выступление

групп

1гр.-«Осень»

2гр.-«Зима»

3гр.- «Весна»

4гр.-«Лето»

Знать: автора и факты его био­графии, литера­турной деятельно­сти; понимать мысль поэта о безыскус­ственности лирики, стремление поэта остановить мгнове­ние и запечатлеть его в слове, пони­мать, какие чувст­ва испытывает ли­рический герой стихотворения при восприятии картин природы; уметь: объяснять роль восклицания, слышать музы­кальный ритм по­этической речи, определять средства художе­ственной вырази­тельности и объяс­нять их роль в сти­хотворении.

Выступления творческих групп.

Выразительное чтение.

Подготовить сообщение.

29

30

31

Л.Н.Толстой. Л.Н.Толстой в Ясной Поляне. «Петя Ростов» Изображение партизанской войны. Петя Ростов в партизанском отряде. Смелость доброта,

решительность, наивность и непрактичность Пети. Его первый бой и смерть.

3

Урок чтения и изучения

произведения

Беседа по вопросам; пересказ эпизодов;

составление характеристики.

Знакомство с детством писателя, его человеческими идеалами, нашедшими отражение в романе-эпопее «Война и мир», развивать умения анализировать художественное произведение, показать отношение автора к войне.

Тест.

Ответы на вопросы, пересказ, подгот. к сочинению

32

Р.Речи. Сочинение на тему: «Каким я представляю Петю Ростова?»

1

Урок развития

речи

Беседа

Уметь отбирать материал к сочинению, показать логику развития мысли в сочинении

Сочинение

Закончить.

Прочитать рас­сказ

А.П.Чехова «Толстый и тонкий». Инд. задания: подготовить рассказ о Че­хове по воспо­минаниям И.А. Бунина, В.Г. Короленко, К.И. Чуковского (по

33

А.П.Чехов «Смерть чиновника». Комизм бытовых ситуаций в рассказе.

1

Урок чтения и изучения

произведения

Ответы на вопросы; работа с

иллюстрациями.

Знать: факты биографии писателя; содержание рассказа, определение понятий «юмор», «сатира»; понимать: смысл названия рассказа; уметь: сопоставлять рассказы.

Ответы на вопросы

Пересказ

Рассказа «Хирургия»

34

«Хирургия». Осмеяние глупости и невежества героев рассказа.

1

Урок чтения и изучения

произведения

Беседа по вопросам

Знать содержание рассказа

Пересказ

Подготовиться к внеклас. чтению

35

Внеклассное чтение. А,П,Чехов. «Толстый и тонкий»

1

Урок внеклассного

чтения

Беседа по вопросам

Знать: содержание рассказа, определение понятий «юмор», «художественная деталь», «антоним»; понимать: смысл названия рассказа; уметь: делать наблюдения над речью героев, внешним обликом, поведением, выделяя художественные детали описания.

М.М.Зощенко

«Монтёр»

36

Русская литература

20 века. И.А.Бунин. Слово о писателе. Проза. «Лапти». Смерть ради жизни.

Гуманизм

Рассказа.

1

Урок чтения и изучения

произведения

Чтение, беседа по прочитанному.

Знать: факты биографии писателя; содержание рассказа.

Уметь анализировать прочитанное; оценивать художественное произведение, понимать авторский замысел.

Мини-сочинение на тему:

«В жизни всегда есть место подвигам».

Составить

характеристику Нефёда.

Прочитать

«Танька»

37

«Танька». Русская деревня конца 19 века.

1

Урок чтения и обсуждения

произведения

Ответы на вопросы.

Знать содержание рассказа. Уметь анализировать прочитанное.

Знать, что такое рассказ.

Ответы на вопросы.

Вопрос 5,6 –с.16.

Краткий пересказ текста.

38

Лирика. «Полевые цветы», «Родина», «Соловьи».

Тонкий лиризм пейзажной лирики поэта.

1

Урок чтения и обсуждения

произведения

Выразительное чтение; анализ.

Совершенствование анализировать лирический текст, выявлять авторскую позицию

Фронтальный опрос.

Выразит. читать стихотворения.

Сообщение о Куприне

(индив.)

39

40

А.И.Куприн. Слово о писателе. «Чудесный доктор». Картины нищеты в рассказе. Доброта и благородство души профессора Пирогова. Гуманистический пафос рассказа.)

2

Урок чтения и изучения

произведения

Беседа, ответы на вопросы.

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, воспитывать у учащихся гуманистические чувства.

Оценка ответов во время беседы на знание текста.

Письменный ответ

Пересказ, составить характеристику.

Напишите сочинение на одну из тем:
1. Можно ли согласиться со словами Григория Мерцалова, что «…то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо»?
2. Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Пирогова: «…главное – не падайте никогда духом»?
3. В какие чудеса следует верить людям?

41

К.Д.Бальмонт. «Осень» («Поспевает брусника»), «Золотая рыбка»

В.Я.Брюсов. «Вечером в дороге»

1

Урок чтения и изучения

произведения

Выразительное чтение; составление устных иллюстраций. Сочинение-миниатюра «Уголок родной природы»

Знакомство с художественным миром Брюсова и Бальмонта.

Обучить анализу лирического стихотворения.

Сочинение-миниатюра на тему:

«Уголок родной природы».

Ответить на вопросы 4,5 - с.37,

7 –с.39.

42

А.А.Ахматова. биография поэта. Лирика. «Музыка". Ахматова и Шостакович.

«Перед весной бывают дни такие…»

Выразительность стихотворной речи.

1

Урок чтения и изучения

произведения

Выразительное чтение; анализ.

Знать автора; понимать, как в одном развернутом сложном предло­жении А.Ахматова передает ощуще­ние весеннего про­буждения природы; мир ее образов (видимых, слыши­мых, осязаемых, обоняемых), осо­бенность лирики поэтессы - ассо­циативность (не говорить о чувствах прямо, а только намекать на них) и доверительность; уметь выражать впечатления от прочитанного, устанавливать ассо­циативные связи, выразительно чи­тать, передавая интонационно чув­ства лирического героя

Выразительное чтение.

Нарисовать иллюстрацию к стихотворению «Перед весной бывают дни такие...» (по желанию); выучить наи­зусть стихотво­рение «Музыка».

43

Б.Л.Пастернак. Биография писателя. «Июль», «Золотая осень». Воздействие красоты природы на внутренний мир человека

1

Урок чтения и изучения

произведения

Выразительное чтение;

составление устных иллюстраций.

Знать: факты биографии поэта.

Стимулировать восприятие, осмысление и воспроизведение стихотворений.

Выразительное чтение.

Выразительно читать

стихотвор.

44

Л.Н.Андреев. Биография писателя. «Петька на даче» Мир богатых и бедных в рассказе.

1

Урок чтения и изучения

произведения

Выразительное чтение эпизодов;

пересказ; ответы на вопросы.

Знать: факты биографии писателя; содержание рассказа, показать отношение автора к героям произведения.

Письменный ответ на вопрос: «Почему автор назвал Петьку жертвой большого города»

Подготовить устный рассказ Николке о даче от лица Петьки.

45

«Кусака». «Такими мы быть не должны…»

1

Урок чтения и обсуждения

произведения

Беседа по вопросам;

составление цитатного плана

Знать содержание рассказа «Кусака». Уметь выражать своё отношение к событиям и героям рассказа.

Письменный ответ на вопрос:

«Можно ли вылечить

Лелю? Вернётся ли она за Кусакой?»

Нарисовать иллюстрацию к рассказу или

Сочинение о любимом животном

46

М.М.Зощенко. Слово о писателе. «Галоша», «Встреча»-сатира на бюрократов и мещан.

1

Урок чтения и изучения

произведения

Беседа, анализ прочитанного.

Познакомить с жизнью и творчеством писателя.

Попытаться раскрыть особенности жанра и языка рассказов Зощенко. Знать, что такое юмор и сатира.

Защита творческих работ.

Ответы на вопрос 4– с.79

47

Внеклассное чтение.

М.М.Зощенко. «Монтёр»

1

Урок внеклассного

чтения

Беседа; ответы на вопросы.

Знать содержание рассказа.

Уметь выражать своё отношение к событиям и героям рассказа.

Тест.

М.М.Пришвин «Таинственный ящик», «Лесная капель»

48

49

50

М.М.Пришвин «Кладовая солнца». Дружба и взаимопомощь людей. Приключения Насти и Митраши. История травки.

Одухотворение природы, её участие в судьбах людей.

3

Урок чтения и изучения

произведения

Выразительное чтение, ответы на вопросы, составление рассказов о Насте и Митраше, работа с иллюстрациями, выразительное чтение описаний природы; устное рисование.

Знать автора, содержание сказки-были; понимать смысл понятий «сказка-быль», «философ­ская притча»; уметь выделять сказочные и реали­стические моменты повествования, анализировать предложенные эпи­зоды произведе­ния, выборочно выразительно чи­тать их и переска­зывать.

Знать скрытый смысл прозвища Насти - «золотая курочка», автор­ское отношение к главной героине; понимать: что жадность, раздра­жение, озлобление губят душу челове­ка, заставляя за­быть о любви и до­бре Понимать смысл выражения «мужи­чок в мешочке», авторское отноше­ние к герою; уметь подробно пересказывать за­данные эпизоды, отмечая в них де­тали описания; уметь прийти к вы­воду: все тропы человеческие сли­ваются в одну большую общую дорогу - дорогу жизни; пройдя испытания, герои по­няли, как дороги друг другу

Тест.

Викторина

(презентация)

Выделить в

тексте эпизоды,

связанные с

образом Насти.

Подготовить

план рассказа о героине произ­ведения.

Выделить в

тексте эпизоды,

связанные с

образом Митраши.

Подготовить

план рассказа о героине произ­ведения.

51

Р.Р. Подготовка к написанию сочинения.

Сравнительная

характеристика

Насти и Митраши

1

Урок развития

речи

Систематизация материала. Составление плана

сравнительной

характеристики,

вариантов вступления и заключения сочинения

Знать: содержание сказки-были, последовательность раскрытия темы; уметь находить в тексте описания Насти и Митраши,

отбирать эпизоды для сочинения

Сочинение - сравнительная

характеристика

Насти и Митраши.

Закончить.

52

Внеклассное чтение.

М.М.Пришвин «Таинственный ящик», «Лесная капель»

1

Урок внеклассного чтения

Беседа, ответы на вопросы.

Знать содержание рассказов. Уметь выражать своё отношение к событиям и героям рассказа.

Ответы на вопросы

Ю. В. Бондарев. «Простите нас!»

53

Ю.П.Казаков. Слово о писателе. Рассказ «Оленьи рога». Мир взрослых и одиночество героини.

1

Урок чтения и изучения

произведения

Выразительное чтение эпизодов

беседа по вопросам.

Знать: автора,

факты его биографии и творческой деятельности, со­держание рассказа.

Пересказ эпизодов

Сделать

иллюстрацию.

Ответить на

вопросы с.-

9-12.

54

Н. Н. Заболоцкий. «Некрасивая девочка», «Не позволяй душе лениться», «Лебедь в зоопарке».

Прославление

духовной красоты

и высоких человеческих чувств.

1

Урок чтения и изучения

произведения

Анализ стихотворений

Знать: автора,

факты его биографии и творческой деятельности.

Совершенствование анализировать лирический текст, выявлять авторскую позицию

Выразительное

чтение

Выразительно читать стихотвор.

55

Стихотворения о войне.

А.А.Твардовский. «Рассказ танкиста»
К.М.Симонов

«Майор привёз мальчишку на лафете». Война и дети - трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне

1

Урок чтения и изучения

произведения

Беседа о Великой Отечественной войне; сообщение о поэтах, выразительное чтение.

Знать: авторов стихотворений, факты их биогра­фии, творческой деятельности; понимать, о каких событиях расска­зывают стихотво­рения, какими чув­ствами проникну­ты произведения поэтов-фронтовиков; уметь выразитель­но читать, переда­вая при помощи интонации слож­ную гамму чувств -от скорбного вос­поминания до гор­дости за милую Родину

Выразительное

чтение

Выучить наизусть

«Рассказ

танкиста»

Прочитать

рассказ

«Корова»

56

А.П.Платонов. Автобиография писателя. «Корова». Труд как нравственное содержание человеческой жизни.

1

Урок чтения и изучения

произведения

Пересказ запомнившихся эпизодов;

беседа по вопросам; составление плана.

Познакомить учащихся с некоторыми вехами биографии писателя; с текстом рассказа «Корова»; с его основными проблемами.

Обсудить проблему человека и окружающего мира; заложить основы воспитания чувства сострадания и любви ко всему живому у учащихся.

Тест

Ответить на вопросы 7,8-

С.153

Прочитать рассказ «Юшка»

57

А. П. Платонов «Юшка»

Любовь и уважение к человеку.

1

Урок чтения и изучения

произведения

Беседа по вопросам; мини-сочинение на тему: «Случай из моей жизни. Как моя (или чья-то) любовь

помогла другому человеку».

Познакомить учащихся с рассказом «Юшка», раскрыть идейно-художественное своеобразие рассказа. Осознание необходимости сострадания, милосердия, недопустимости жестокости.

Оценка ответов во время беседы на знание текста.

Ответить на вопросы- с.161

58

Е. И. Носов. «Белый гусь»

Гуманистический пафос рассказа.

1

Урок чтения и изучения

произведения

Ответы на вопросы; составление плана.

Познакомить с произведением, воспитывать гуманизм, бережное отношение к природе.

Оценка ответов во время беседы на знание текста.

Составить

план рассказа; сделать рисунок к рассказу.

59

Н. М. Рубцов. Слово о поэте. «В горнице», «Ночь на родине».

Безграничная любовь поэта к родине.

1

Урок чтения и изучения

произведения

Выразительное чтение стихотворений;

ответы на вопросы.

Знать: сведения об авторе, основные мотивы его творче­ства (родина, при­рода, русская ду­ша), постоянные образы (свет, звез­да, огонек); понимать, что ти­хо произнесенные, сокровенные, вы­разительные чув­ства поэта сильны искренней любо­вью к родине; ка­кие чувства испы­тывает лирический герой Н.Рубцова; уметь интонаци­онно передавать песенные напевы лирики: задушев­ность, мелодич­ность; устно опи­сывать образы, возникающие при чтении стихотво­рений; соотносить названия стихо­творений с их со­держанием; опре­делять особенно­сти композиции, художественные приемы, помогаю­щие передавать эмоции лирическо­го героя.

Ответить на во­просы: как гово­рит о своих мыс­лях и чувствах поэт? Почему лирику Н.Рубцова принято называть «тихой»?

«В горнице» выучить наизусть

60

61

В. Г. Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского». Нравственная стойкость юного героя, чувство собственного достоинства.

2

Урок чтения и изучения

произведения

Пересказ отдельных глав, чтение по ролям, ответы на вопросы;

характеристика

героев.

Знать: автора, со-

держание рассказа;

понятия: «герой-

повествователь»,

«рассказ», «посвящение», «предисловие», «приемы характеристики героя»;

понимать, в каких трудных послево­енных обстоятельствах развиваются события рассказа, какие испытания выпадают на долю главного героя; уметь анализиро­вать и сопостав­лять эпизоды, де­лать выводы, как пейзажная зари­совка помогает по­нять характер ге­роев.

Понимать скрытый смысл названия рассказа, мотивы поведения Лидии Михайловны, ре­шившей помочь мальчику; смысл посвящения и пре­дисловия;

Оценка ответов во время беседы на знание текста.

Тест

Пересказ содержания

Подготовиться к сочинению.

62

Р. речи.

Сочинение – отзыв о прочитанном произведении В.Г.Распутина «Уроки французского»

1

Урок развития

речи

Беседа, ответы на вопросы

Знать, что такое отзыв.

Уметь работать с планом, по которому строится отзыв.

Сочинение

Закончить.

63

Внеклассное чтение.

Ю .В. Бондарев. «Простите нас!»

1

Урок

внеклассного

чтения

Беседа по прочитанному произведению.

Знать: автора,

факты его биографии и творческой деятельности, со­держание рассказа;

Прочитать

«Робинзон Крузо»

64

Зарубежная литература.

Д.Дефо. «Робинзон Крузо». Гимн человеческому труду и мужеству.

1

Урок чтения и обсуждения

произведения

Сообщение о писателе, разбор отдельных глав, пересказ содержания.

Знать факты биографии Дефо, обратить внимание на интерес к человеческой личности, донести мысль о том, что труд оказался условием и способом спасения жизни.

Тест

Читать

«Том Сойер»

65

66

М.Твен. «Приключения Тома Сойера». Изображение жизни провинциального городка приключения друзей. Дружба Тома и Гека, благородство и мужество мальчиков.

2

Урок чтения и обсуждения

произведения

Характеристика героев, пересказ содержания

Знать: автора,

факты его биографии и творческой деятельности, со­держание рассказа; иметь представление о приключенческой литературе.

Викторина

Пересказ;

Ответить на вопрос- с.11.

Составить

вопросы для викторины

(индив.)

67

Э. Сентон – Томпсон. «Чинк». «Снап". Рассказ о верности и преданности собаки своему хозяину.

1

Урок чтения и обсуждения

произведения

Пересказ глав, ответы на вопросы, беседа.

Знать: автора,

факты его биографии и творческой деятельности, со­держание рассказа;

Проверка д.з.

Пересказ

68

«Арно»- грустный рассказ о самоотверженном почтовом голубе.

1

Урок чтения и обсуждения

произведения

Выразительное чтение эпизодов, пересказ.

Знать содержание рассказа; уметь выражать своё отношение к происходящему.

Ответы на вопросы

Подготов.

к пис. работе

69

Итоговая контрольная

работа

1

Урок контроля

Выполнение заданий

Знать литературные термины за курс 6 класса, изученные произведения.

Уметь правиль­но и быстро под­бирать нужный

вариант ответа; обобщать изучен­ное по характерам героев; выражать свое отношение к прочитанному; пользоваться нуж­ными цитатами из текста; писать от­зывы о героях.

Тесты; проблемные задания

Подготов.

к празднику

(индив., групп.)

70

Заключительный урок.

Урок-праздник «Путешествие по стране «Её Величество Литература».

Задания для летнего чтения.

1

Комбинирован-ный

Выступления

групп, викторина

Уметь использовать полученные знания на практике

Список книг на лето

« Согласовано» « Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель М О Заместитель руководителя по УВР Руководитель МОУ

________/Шакирова Г.К./ МОУ «Нижнеметескинская средняя «Нижнеметескинская средняя

Протокол №_ от «___»__________2010 г. общеобразовательная школа» общеобразовательная школа»

_________/Закирова Л.А./ ________ /Гиниатуллин Р.Н,/

Протокол №___ от «___» _________2010 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

МОУ «Нижнеметескинская средняя общеобразовательная школа»

Арского муниципального района Республики Татарстан

Тухбатуллиной Ляйсан Хурматулловны

учительницы 1 квалификационной категории

по русской литературе

6 класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № __________от

________» ____________2

2010 – 2011 учебный год

Учебно-тематическое планирование по русской литературе

Класс - 6

Учитель - Тухбатуллина Ляйсан Хурматулловна

Количество часов - 70

Всего – 70ч., в неделю – 2 ч..

Уроков по развитию речи - 6ч.

Уроков по внеклассному чтению - 7ч.

Контрольные уроки - 1ч.

Планирование составлено на основе программы средней школы по русской литературе для 5-11 классов татарских школ под редакцией М.Г.Ахметзянова ( Казань, издательство «Магариф», 2009 )

Учебник - «Русская литература, 6 класс», авторы: М.Г.Ахметзянов, Ж.Ф.Хакимова, Д.И.Шакирова, Казань, издательство

«Магариф», 2006. ( в 2 частях)

Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы средней школы по русской литературе для 5-11 классов татарских школ под редакцией М.Г.Ахметзянова. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.

Чтение произведений зарубежной литературы в 6 классе проводится в конце учебного года.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для внеклассного чтения.

Программа №рассчитана на 2 часа в неделю.

Раздел II. Содержание учебного курса.

Содержание

Кол-во часов

Развитие речи

Внеклассное

чтение

Контрольные

уроки

Введение.

1

-

-

-

Мифы.

1

-

-

-

Устное народное творчество.

3

-

-

-

Древнерусская литература.

1

-

-

-

Русская литература XIX века: И.А. Крылов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь, И.С.Тургенев, Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, И.С.Никитин, А.Н.Майков,А.А.Фет, Л.Н.Толстой,А.П.Чехов.

20

4

4

-

Русская литература XX века: И.А.Бунин, А.И.Куприн,К.Д.Бальмонт,В.Я.Брюсов, А.А.Ахматова, Б.Л.Пастернак, Л.Н.Андреев, М.М.Зощенко, М.М.Пришвин, Ю.П.Казаков, Н.А.Заболоцкий, А.Т.Твардовский, А.П.Платонов, Е.И.Носов, Н.М.Рубцов, В.Г.Распутин.

23

2

3

-

Зарубежная литература: Д.Дефо, М.Твен, Э.Сетон-Томпсон.

5

-

-

-

Заключительные уроки

2

-

-

1

Произведения для заучивания наизусть.

И.А.Крылов. Одну басню по выбору.

А.С. Пушкин. «Узник».

М.Ю. Лермонтов. «На севере диком…». «Горные вершины» (по выбору).

И.С.Тургенев. «Бежин луг» (отрывок).

Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» (по выбору)

Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза». «Есть в осени первоначальной…» (по выбору).

И.С.Никитин. «Встреча зимы».

А.А. Фет. «Уж верба вся пушистая…»

А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста» (отрывок).

А.А. Ахматова .«Музыка» .

Произведения для внеклассного чтения.

Из русской литературы XIX века

И.А.Крылов. «Волк на псарне», «Листы и корни», «Кот и повар», «Свинья под дубом».

А. С. Пушкин. « «Выстрел».

Н.В.Гоголь «Майская ночь или Утопленница».

А,П,Чехов. «Толстый и тонкий».

М.М.Зощенко. «Монтёр».

М.М.Пришвин «Таинственный ящик», «Лесная капель».

Ю .В. Бондарев. «Простите нас!».

(В. К. Железников. «Чудак из шестого «Б». «Путешествен­ник с багажом». «Хорошим людям — доброе утро».

А. А. Лиханов. «Последние холода».

В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех».

В. П. Крапивин. «Брат, которому семь». «Звезды под дождем»).

Раздел III. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Раздел IV. Перечень учебно-методического обеспечения.

Печатные издания.

Для учащихся:

Ахметзянов М.Г. «Русская литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - Казань, «Магариф», 2006.

Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.

Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2008.

Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 6 класс. - М.: Просвещение, 2008.

Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.

Маранцман В.Г. Времена года: Рабочая тетрадь по литературе для 5-6 классов. - СПб.: Про­свещение, 2004.

Обернихина ГА, Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2006.

Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005.

Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. -М.: Просвещение, 2006.

Для учителя:

Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного под­хода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004.

Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.

Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 6 класс. - М.: Просвещение, 2005.

Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.

Матвеева Е.И. Литература: 6 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тет­радь / Е.И.Матвеева. - М.: Эксмо, 2009.

Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2007.

Гурьянская Б.И., Холодкова Л.А. и др. Литература в 6 классе: Урок за уроком. - М.: ООО ТИД «Русское слово - PC», 2000.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Тема урока Кол-во часов (12)

    Урок
    Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван Царевич, его помощники и противники. Народная мораль в сказке. Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы.
  2. Тема урока Кол-во часов (14)

    Урок
    Иметь представление о своеобразии литературы данного периода с точки зрения направлений, стилей, тем, идей, языка, образов, составлять тезисы статьи в учебнике
  3. Урока Дата Раздел, тема урока Кол во часов

    Урок
    Расширение представлений о понятии «культура», рассмотрение эволюции этого понятия в историческом аспекте, дискуссия на тему: «Культура сегодня. Нужна ли она современному человеку?
  4. Урока Тема урока Кол-во часов

    Урок
    Уметь давать сопоставительную характеристику. Показать через сопоставление Герасима с другими героями его нравственное превосходство. Уметь выразительно читать по ролям.
  5. Тема урока Кол-во часов (1)

    Урок
    Иметь представление об исторических аспектах развития промышленного и графического дизайна. Выделять роль дизайна в конструкторской и/или художественной деятельности

Другие похожие документы..