Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
За спадковістю передаються: тип нервової системи, конституція тіла, зовнішні ознаки (колір волосся, очей, шкіри) та власне людські задатки (високоорга...полностью>>
'Документ'
СТРУКТУРА развития и совершенствования организации питания в МСОУ школа-интернат VIII вида Ступинского муниципального район...полностью>>
'Документ'
Еще на кануне, перед отъездом на дачу, после утомительно – трудных школьных экзаменов, я созвонилась с Артемьевой, и мы, в предвкушении хорошего лета,...полностью>>
'Доклад'
МДОУ детский сад «Сказка» имеет статус юридического лица с 2 года, государственную аккредитацию, которую прошёл в 2010г. с подтверждением типа – дошк...полностью>>

Моу «усть – вельская средняя общеобразовательная школа №23» Методическая разработка урока литературы в 11 классе

Главная > Методическая разработка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МОУ «УСТЬ – ВЕЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №23»

Методическая разработка

урока литературы в 11 классе

(по творчеству М.Зощенко)

Разработана:

Водопьяновой Ольгой Анатольевной,

учителем русского языка

и литературы

2007 год

«Смех сквозь слезы»

Цели и задачи:

  • Выявить художественное своеобразие сатиры М.Зощенко.

  • Заставить задуматься о человеческой ценности, о настоящей интеллигентности.

  • Продолжать воспитывать в учащихся чувства доброты и благородства.

Оформление доски:

портрет

М. Зощенко

Тема

«Смех сквозь слезы»

Эпиграф

«Смех исправляет нравы»

Латинский поэт

Жан Батист

де Сантель

Рисунки

к рассказам

М.Зощенко

План урока:

  1. Актуализация знаний учащихся.

  2. Анализ произведений М. Зощенко.

  3. Обобщение. Произведения М. Зощенко – сатирическая энциклопедия.

Ход урока:

I. Актуализация знаний учащихся.

  1. Вступительное слово учителя.

Мучительным и долгим, непростым было возвращение имени писателя в сегодняшний наш обиход. Сколько труда и душевных сил пришлось положить многим энтузиастам нашей литературы, чтобы книги Зощенко стали выходить одна за другой.

Когда о ком-то говорят – возвратился, вернулся – значит, человек уходил. А Зощенко никуда не уходил и не отлучался. Его отлучили. От литературы, от читателя.

За что? За какие грехи? Грех был один, Зощенко имел несчастье родиться сатириком.

Ведь сатириком везде и во все времена жить было куда как опаснее. Ювенал закончил жизнь в ссылке. Свифта охранял народ. О Гоголе писали, что «он враг России». Таким был и Зощенко. Давайте вспомним его биографию.

  1. Викторина по биографии М. Зощенко.

    1. Годы жизни писателя? (1894 – 1958 г.г.)

    2. Что он закончил? (Санкт-Петербургский университет, юридический факультет, Павловское военное училище)

    3. Кем стал после Февральской революции? (комендантом Главного почтамта и телеграфа)

    4. Когда перешел в литературу? (1902 - 1905)

    5. Продолжите слова Зощенко: «Цель в жизни… (найти призвание)

    6. Чем озабочен человек в рассказах Зощенко? (водопроводом, канализацией, копейками)

    7. Назовите книги рассказов: («Сентиментальные повести», «Письма к читателю», «Возвращенная молодость», «Голубая книга», «Перед восходом солнца»)

    8. Творчество каких писателей продолжил Зощенко? (Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Чехова)

  1. 20 – 40 годы ХХ века.

А теперь вспомним 20, 30 – 40 годы 20 ХХ века.

  • Чем они характеризуются? (жестокостью, бесчеловечностью, доносительством)

  • Какой режим установился в стране после Октябрьского переворота? Перенесемся в то время.

II. Анализ рассказов М. Зощенко.

1. Сюжет и система персонажей в произведениях писателя.

Рассказ «На живца» (инсценировка)

  • Что советует рассказчик? («Мамаша! Гляди, пакет унесут. Убери на колени»)

  • Действия гражданки? (Сердито смотрит, палец к губам прикладывает и, не выдержав, обрушивается на спутника: «Может, я вора на этот пакет хочу поймать!»)

Стоп! Вдумаемся в смысл сказанного. Старуха не просто уверена, что кишмя кишат воры и жулики, но хочет, чтоб все воровали, чтоб можно было поймать человека и донести на него и сдать «куда следует». Тут уже спортивный интерес, тут азарт доносительства.

  • Чему она радуется? (Удалось кого-то «заловить»)

  • Чувствуете пафос? (Общество охвачено доносительством, жаждой ловить и разоблачать. Безразлично кого: шпионов, воров, классовых врагов)

  • Когда был написан рассказ? (1923 г.)

Рождается трагическое предчувствие всеобщей вражды и тотального страха 30-х годов. Не такие ли гражданки в теплых платках помогали упрятать в ГУЛАГ сотни тысяч невинных людей?

2. Рассказы М.Зощенко – сатирическая энциклопедия.

Жестокий бюрократический контроль за каждым шагом человека устанавливается в это время.

И уж совсем до абсурда доведен контроль в рассказе

«Ночное происшествие» (пересказ).

- В чем он? (Старичок - сторож сидит между двух закрытых дверей). Пренебрежение к человеку. Какая свобода между дверьми?

Писатель понимал, что система насилия и лжи оберегает покой властьимущих, чиновников. Рассказы М. Зощенко – это сатирическая энциклопедия номенклатурных нравов. Новые чиновники являются носителями пороков, известных нам еще по произведениям Чехова. (Подхалимство, взяточничество, паразитизм, духовная пустота)

3. Главный интерес М.Зощенко – «маленький человек»

Зощенко жил в эту эпоху большой лжи, в годы, когда все газеты и журналы трубили об успехах социализма, о якобы счастливой судьбе человека труда. Многие деятели науки и искусства искренне верили в эти сказки, не допускали мысли, что рядом с ними, в соседней квартире, в соседнем доме, на соседней улице, люди живут в вопиющей нищете.

  • Но не таков Зощенко. Он понимал, что положение простого люда не только не улучшилось после революции – а наоборот, ухудшилось.

а) «Баня» (1924 г.) (чтение наизусть)

б) «4 дня» (1925 г.)

в) «Операция» (1927 г.)

  • Заметили главное? (Все в равных штанах ходят. Пальто: один карман рваный, другого нет. Пуговицы.) Вот такая униформа для человека труда.

  • А вот контраст – портрет советского депутата Дмитрия Наумыча.

«Пациентка» (1924 г.)

Беседа по рассказу:

  • Чем он отличается? (пальто, штиблеты, 4 действия математической дробь)

  • Какие черты героя вы отметили? (Спесивость, стыдится собственной необразованной женой) И это изрекает не сторож склада, а депутат! Человек, наделенный властью.

4. Опустошенная душа героев М.Зощенко.

Гневно бичует Зощенко фразерство, хвастовство, очковтирательство, дрязги, ссоры, склоки в рассказах:

а) «Аристократка»,

б) «Любовь»,

в) «Нервные люди»

  • Рассказ «Любовь» (инсценировка)

- Что здесь высмеивает Зощенко?

  • Уродливые гримасы коммунального быта показаны в рассказе «Нервные люди» (работа с текстом)

- Как начинается произведение? («Недавно в нашей коммунальной квартире драма произошла… Инвалиду Гаврилову последнюю башку чуть не оттяпали.»)

-Какова же причина? (Не поделили жильцы ежик для чистки примуса)

«Тут в это время кто-то и ударяет инвалида кастрюлькой по кумпалу. Инвалид – брык на пол и лежит. Скучает… И из башки кровь каплет»

Смерть человека превращается в заурядный факт. И никто из

персонажей не испытывает к убитому сочувствия, сострадания. Поистине искажен, исковеркан, разрушен человек! Опустошена его душа.

  • Анализ рассказа «Аристократка»

- Почему так называется рассказ? (доверительное признание, что герой не любит баб в шляпках)

- Почему в шляпках? (быт нового человека – шляпка, галстук. Это классовый признак. Он понятия не имеет, кто такой аристократ, но поясняет)

- Зачитайте. А как в словаре? (герой заходит к объекту любви с вопросом об исправности водопровода и уборной) (Больше говорить им не о чем)

- Кто же героиня аристократка? (Дама – одного поля ягода с героем)

- Чем привлекает ее герой? (Мужчина, кавалер, у власти, ей хочется, чтоб все было как у людей, «сводил в театр»)

- Интересует их театр? (нет)

- А что же интересует? (действует ли водопровод)

- А какова ее цель? (буфет)

- В чем конфликт? (съела три пирожка)

- Как конфликт раскрывает героев? (Она видит подлинную цену своему кавалеру. Он бедняк, никакая не власть. Дурак. Разочарование)

- Речь героев. Как их характеризует? («волочусь, как щука», «хожу вокруг нее, что петух», «вожжа под хвост» - город + деревня)

- Вызывают сочувствие? (мелочность, пошлость, мещанство, крайняя ограниченность)

Этот рассказ дал русской разговорной речи новый, иронический оттенок

слову «аристократка» - «мещанка», «дура».

Назовите классическую фразу примитивности: («Ложи, - говорю, - взад!»)

- В чем комизм? (Неумение вести себя, говорить, двигаться, выражать свои чувства)

- Для чего служит сюжет и языковая характеристика? (Средства создания характеров героев невысокой культуры, узких интересов, но стремящихся держаться на уровне современных требований)

Рассказы:

«Спи, скорей»

«История болезни»

«Фотокарточка»

- пьянство, паразитизм, воровство – типичные черты социального общества.

  • Для чего предназначены рассказы М.Зощенко?

  • В чем мужество писателя? (Сказал горькую правду о своем времени, о своей стране)

  • Какой мир создал М.Зощенко? («Сатирический антимир»; мир, кишащий доносчиками, взяточниками, болтунами, волокитчиками, взяточниками, льстецами, приспособленцами, самодурами)

5. Язык произведений М.Зощенко.

Вы, конечно, обратили внимание на своеобразный язык произведений Зощенко.

- Как вы думаете, почему он употребляет «неправильные слова»?

- А К.Чуковский вспоминает:

«Пестрый бисер вашего лексикона» показался своеобразным и ценным, что профессор В.Виноградов написал тракт «Язык Зощенко»

Это живая, свежая, неподдельная речь, которая звучала тогда на базарах, в трамваях, в очередях, на вокзалах, в банях.

Зощенко первый из писателей ввел в литературу внелитературную речь и стал свободно ею пользоваться. Она нелепа и смешна.

О какой-то женщине они, например, говорят, что она …нюхала цветки и настурции. Как будто настурции не цветки. «Раздаются крики, возгласы и дамские слезы» Как будто слезы могут раздаваться.

- Что ты нарушаешь беспорядок?

- М.Зощенко говорил: «Я пишу очень сжато. Фраза у меня короткая. Доступная бедным. Может быть, поэтому у меня много читателей»

Чем больше мы смеемся над грубостью, невежеством, тем меньше хотим на них походить.

Смех осуждения вызвала речь, язык героев.

Что можно сказать о словах?

(слова грубые, неверно употребляются)

Это литературный прием – сниженная неверная речь – смех над невежеством, бескультурьем. Быт определяет речь.

III. Обобщение.

- Каков же герой рассказов М.Зощенко?

- Как проявляется языковой комизм писателя?

- Каковы черты духовного мира людей 20-40 г.г. ХХ века?

Урок я заканчиваю словами Б. Окуджавы. Именно таким хотел видеть человека М. Зощенко.

Совесть, благородство и достоинство –

Вот оно, святое наше воинство –

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

Но зато умрешь, как человек. Б. Окуджава

Литература.

    1. М.Зощенко. Рассказы. М.: «Художественная литература». – 1987.

    2. М.Зощенко. Возвращенная молодость. М.: ОНИКС.- 2003.

    3. Н.Л. Крупинина, Н.А.Соснина. Сопричастность времени. М.: «Просвещение». – 1992.

    4. Русские писатели ХХ века. Библиографический словарь. – М.: «Рандеву - АМ». – 2000

    5. Энциклопедия. Русская литература. «Аванта+». – 1999.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Общеобразовательные программы основного общего образования Выпуск 6

    Публичный отчет
    Курилова И.А. – консультант отдела развития дошкольного, общего и дополнительного образования министерства образования, науки и культуры Архангельской области;
  2. Методические рекомендации по организации и прове дению единого дня правовых знаний по теме «конвенция ООН о правах ребенка»

    Методические рекомендации
    Вопросы правового просвещения, образования и воспитания учащихся приобретают особое значение в условиях формирования правового государ­ства и гражданского общества в России, потребовавших формирования вы­сокого уровня готовности гражданина
  3. Список участников областного конкурса, посвященного 75-летию со дня рождения Н. М. Рубцова (учащиеся) (2011 год)

    Конкурс
    Рубцова «Доволен я буквально всем!» Лагутина Любовь Эдуардовна Хребтов Никита Андреевич МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» Архангельск Отзыв Отзыв на стихотворение Н.
  4. Посольства Королевства Нидерландов программа

    Программа
    «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи»
  5. Методическое пособие по реабилитации людей с ограниченными возможностями средствами культуры и искусства Издание осуществлено при поддержке «Компании Полярное сияние»

    Учебно-методическое пособие
    Н.А. Мякшин, директор Центра поддержки и социально-творческой реабилитации инвалидов Архангельского регионального отделения общественной организации «Всероссийского общества глухих»

Другие похожие документы..