Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Цель конференции – публикация научных результатов психологических и педагогических исследований ведущих ученых, аспирантов, докторантов, студентов ву...полностью>>
'Примерная программа'
Библиотечный фонд комплектуется с учетом типа школы с родным (русским) и родным (нерусским) языком обучения на основе Перечня УМК, рекомендованных или...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Учебно-методический комплекс по курсу «Корпоративный контроллинг и управление затратами» составлен в соответствии с требованиями Государственного обр...полностью>>
'Диплом'
Учреждение статуса «ГЕНЕРАЛЬНОГО СПОНСОРА» Международного Медико-технического форума «Медизделия 2011», представление во всех рекламно-информационных ...полностью>>

Программы учебных дисциплин по направлению 031800 «религиоведение» (2)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

89


Санкт-Петербургский Государственный Университет

Философский факультет

Программы

учебных дисциплин по направлению

031800

«РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»

Часть вторая

Рецензенты: докт. филос.н., проф. Соколов Е.Г.

докт. филос. н., проф. Колесников А.С.

Печатается по постановлению

Редакционно-издательского совета

С.-Петербургского государственного университета

Сборник утвержден и рекомендован к печати Ученым советом факультета философии и политологии СПбГУ

Программы учебных дисциплин по направлению 031800 — РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ» / Под ред. М.М. Шахнович. СПб., 2008. — с.

В сборнике представлены программы некоторых дисциплин, по которым осуществляется подготовка магистров по направлению «Религиоведение», а также программы религиоведческих курсов, читаемых в рамках подготовки бакалавров по направлениям «Психология», «Конфликтология», «Политология».

© Составители программ, 2007

© С.-Петербургский государственный университет

В предлагаемом сборнике отражена учебно-методическая работа, проводимая при обучении в магистратуре по направлению 031800 – «Религиоведение» – в Санкт-Петербургском государственном университете. В сборнике представлены программы некоторых дисциплин, по которым осуществляется подготовка магистров по направлению «Религиоведение», подготовленные сотрудниками разных кафедр факультета философии и политологии СПбГУ, сотрудничающих с выпускающей кафедрой философии религии и религиоведения в осуществлении образовательной программы по религиоведению. Все программы составлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом по направлению 031800 ­– «Религиоведение». В сборнике представлены программы специальных дисциплин.

Кроме того, в сборнике имеются программы религиоведческих курсов, читаемых в рамках подготовки бакалавров по направлениям «Психология», «Конфликтология», «Политология» преподавателями кафедры философии религии и религиоведения факультета философии и политологии СПбГУ.

Включенные в сборник учебные, учебно-методические и справочно-библиографические материалы призваны помочь, прежде всего, преподавателям и студентам, обучающимся по специальности и направлению «Религиоведение», а также «Психология», «Конфликтология», «Политология», однако могут быть использованы и для занятий по философии и культурологии. Материалы могут быть использованы в системе непрерывного образования при повышении квалификации или переподготовке.

Все предлагаемые программы прошли соответствующее рецензирование, утверждение и апробацию. Все они являются интеллектуальной собственностью их авторов и Санкт-Петербургского государственного университета.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Магистерская программа «История религий»

ПРОГРАММА КУРСА «СРЕДНЕВЕКОВАЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ И МЕТАФИЗИКА»

Составитель доцент, доктор философских наук О.Э. Душин

1. Организационно-методический раздел

Цель изучения дисциплины:

Специальный курс "Средневековая католическая теология и метафизика" предполагает формирование у студентов общего представления и понимания перспективы истории средневековой католической мысли от патристики до XIV - XV в.в., её основных направлений и базовых теологических догматов, знания соответствующих ключевых терминов и основополагающей метафизической проблематики.

Задачи курса:

выявить специфику и своеобразие средневековой католической теологии и метафизики в контексте соответствующего культурологического материала;

представить единую традицию становления западноевропейской средневековой теологии и метафизики в перспективе её базовых направлений и главных богословских школ;

раскрыть процесс экспликации основных богословских и метафизических понятий в истории средневековой католической мысли;

определить основные богословские концепции эпохи патристики в перспективе утверждения главных христианских догматов (Тертуллиан; Иларий Пиктавийский; Августин; Боэций).

проанализировать учения наиболее выдающихся представителей средневековой католической схоластики (Фома Аквинский, Дунс Скот, Уильям Оккам и др.);

Место курса в профессиональной подготовке выпускника:

Дисциплина "Средневековая католическая теология и метафизика" является специальным учебным курсом для студентов, обучающихся по магистерской программе «История религий» по направлению «Религиоведение».

Требования к уровню освоения дисциплины

знать главное содержание основных направлений западноевропейской средневековой католической мысли и иметь представление о своеобразии её исторического наследия;

владеть основным понятийным аппаратом, выработанным в истории средневековой католической теологии и метафизики;

понимать значение главных богословских учений и их роль в становлении базовых смыслов западного христианства;

уметь показать связь истории западной средневековой мысли с общей перспективой развития европейской культуры и религии.

2. Объем дисциплины, виды учебной работы,

форма текущего, промежуточного и итогового контроля.

Форма обучения

Дневная

Всего аудиторных занятий

32

Из них лекций

Семинарских занятий

26

6

Самостоятельная работа студента

32

Итого

64

Семестры, в которых изучается дисциплина

9

3. Содержание дисциплины.

Темы, краткое содержание

Средневековая католическая теология и метафизика в перспективе современности. Источники и исследования по средневековой католической теологии и метафизике. Значение латинской патристики и схоластики в истории западного христианства. Неотомизм и его роль в современном католицизме. Оценки Средневековья в истории европейской культуры: от Возрождения до современности. Русские религиозные мыслители о Средних веках и католической теологии.

Основополагающие принципы средневековой христианской мысли. Античность и Средневековье. Космос и идея творения. Теоцентризм. Бог как ipsum esse. Богопознание: между светом и мраком. Умосозерцание и сотериологая. Иерархия ens creatum. Иерархия небесная, церковная и социальная. Universum Symbolicum. Творец in speculum mundi. Персонализм. Бог и человек. Антиномичность человеческой природы. Божий образ и первородный грех. Телеология истории. Традиция Слова (Argumentum ex Verbo).

Основные этапы и проблемы средневековой католической мысли. Общая периодизация средневековой католической теологии. Патристика и схоластика. Вера и знание. Философия и Откровение. Гностицизм и его опровержение. Тертуллиан: “Верую, ибо абсурдно” ("Афины и Иерусалим"). “Спекулятивное” направление: Августин, Ансельм Кентерберийский (“верую, дабы уразуметь”). Фома Аквинский: “гармония” веры и знания. Латинский аверроизм: “двойственность” истины. М. Лютер: разделение веры и разума. Спор об универсалиях в средневековой университетской схоластике и главные метафизические позиции: номинализм (Росцелин, Оккам); реализм (Вильгельм из Шампо); концептуализм (Пьер Абеляр); "умеренный" реализм (Фома Аквинский). Платонизм и аристотелизм versus мистика и схоластика в Средние века.

Латинская патристика: становление догматики и теологического канона мысли. Догмат о Троице в интерпретации латинских Отцов Церкви. Неоплатонизм и христианство. Богословие Тертуллиана. Иларий Пиктавийский. Ортодоксия Августина. Боэций “О Троице”. Проблема зла и понимание материи в латинской патристике. Тертуллиан и Августин против манихейского дуализма. Концепция материи в учении Августина.

Мистика и схоластика XI—XII в.в.: пути разума и веры. Теология Ансельма Кентерберийского. “Онтологический” аргумент и его значение в истории европейской мысли. Пьер Абеляр и Бернар Клервоский: столкновение веры и знания. “Диалектика” Абеляра и новые принципы образования. Сен-Викторская школа мистического богословия. Основополагающие принципы мистического пути богопознания. Гуго Сен-Викторский и его учение.

XIII век в культуре западноевропейского Средневековья: “золотой век” схоластики. Становление университетов и формирование “школьного” образца мысли. Новые монашеские ордена и их роль в развитии средневековой католической теологии. Теологические споры в тринадцатом столетии. Спиритуалы и Иаохим Флорский. Ересь катаров. Альбигойские войны и их значение. Средневековый аристотелизм: парижские аверроисты. Сигер Брабантский и факультет искусств. Оксфордская школа: Гроссетест и Роджер Бэкон. Теологическая система Фомы Аквинского. Значение томизма в традиции католической Церкви. Фома Аквинский, аристотелизм и августинианство. “Естественная теология” Фомы Аквинского: “путь аналогий”. Бог как ipsum esse. Иерархия ens creatum: сущность и существование, материя и форма. Осуждения 1270 и 1277 гг. и их значение в развитии схоластического дискурса позднего Средневековья. Францисканская “оппозиция”. Мистика Д.Ф. Бонавентуры: “путь души к Богу”. Концепция бытия в метафизике Дунса Скота. Теология и метафизика. Воля Бога и порядок мира. Принцип индивидуации.

Католическая теология на исходе Средневековья: мистика и схоластика XIV - XV в.в. Номинализм У. Оккама и кризис средневековой метафизики "сущностей". Концепция веры и истины. Парижские номиналисты: via moderna. Немецкая мистика XIV в. и движение “Devotio moderna”. Учение Майстера Экхарга о Боге и мистическом “отрешении”. Г. Сузо и И. Таулер. Становление лютеранства: М. Лютер как критик средневековой схоластики и аристотелизма. Лютер и Фома Аквинский. Лютер и номинализм. Лютер и Августин. Лютеранство в перспективе формирования культуры Нового времени.

Примерный перечень тем рефератов и вопросов к зачёту по курсу.

  1. Основные этапы истории средневековой католической мысли: главные представители и краткая характеристика проблем.

  2. Основополагающие принципы средневековой христианской мысли: их определение и метафизическое значение.

  3. Место и значение Средневековья в истории европейской культуры: ключевые позиции.

  4. Место и значение средневековой католической теологии и метафизики в истории западного христианства.

  5. Вера и знание в истории средневековой мысли.

  6. Проблема универсалий в средневековой университетской схоластике.

  7. Латинская патристика: представители и основные идеи.

  8. Общая характеристика богословского учения Аврелия Августина.

  9. Основные особенности концепции веры и знания Тертуллиана.

  10. Концепция творения и материи в латинской патристике.

  11. Основные особенности и краткая характеристика главных направлений средневековой схоластики.

  12. Аристотель и его место в истории средневековой католической мысли.

  13. “Онтологическое” доказательство бытия бога в учении Ансельма Кентерберийского.

  14. Характеристика философских и теологических противоречий Пьера Абеляра и Бернара Клервоского.

  15. Роль Абеляра в истории становления средневековых университетов.

  16. Основные принципы средневекового мистического богословия.

  17. Общая характеристика культурно-исторической ситуации тринадцатого столетия.

  18. Главные принципы и метафизические основания теологии Фомы Аквинского.

  19. Идеи и представители латинского аверроизма.

  20. Концепция бытия в учении Дунса Скота.

  21. Номинализм У. Оккама и кризис средневековой метафизики.

  22. Немецкая мистика XIV века: характеристика основоположений.

  23. Мартин Лютер как критик средневековой схоластики и аристотелизма.

Литература:

Учебная литература:

Джохадзе Д.В., Стяжкин Н.И. Введение в историю западноевропейской средневековой философии. Тбилиси, 1981.

Коплстон Ф. История средневековой философии. М., 1997.

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика М., 1991.

Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

Суини М. Лекции по средневековой философии. Выпуск 1. Средневековая христианская философия Запада. М., 2001.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.

Источники:

Абеляр Пьер. Теологические трактаты. М., 1995, С. 98-131.

Августин Аврелий. Исповедь. М., 1991.

Аверроэс. Опровержение Опровержения. Киев - СПб., 1999.

Ансельм Кентерберийский. Сочинения. М., 1995.

Антология мировой философии. Т. 1, ч. 2, М., 1969.

Антология педагогической мысли христианского Средневековья. В 2-т.т., М., 1994.

Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского Средневековья. В 2-т.т., СПб., 2001.

Бернар Клервоский. О благодати и свободе воли. // Средние века. Вып.45, М., Наука, С. 265-303.

Блаженный Августин. Творения. СПб.-Киев, 1998.

Бонавентура. Путеводитель души к богу. М., 1993.

Боэций. Утешение философией и другие трактаты. М., 1990.

Дунс Скот. Избранное. М., 2001.

Дунс Скот. Трактат о первоначале. М., 2001.

Ибн Сина [Авиценна]. Избранные философские произведения. М., 1980.

Лютер М. Избранные произведения. СПб., 1994.

Оккам У. Избранное. М., 2002.

Тертуллиан. Избранные сочинения. М., 1994.

Фома Аквинский. О сущем и сущности. // Историко-философский ежегодник - 88. М., 1988, С. 228-252.

Фома Аквинский. Сумма против язычников. Долгопрудный, 2000.

Фома Аквинский. Сумма теологии. Киев - М., 2002.

Экхарт М. Духовные проповеди и рассуждения. М., 1991.

Экхарт М. Избранные проповеди и трактаты. СПб., 2001.

Экхарт М. Об отрешённости. М. - СПб., 2001.

Исследования

Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1997.

Аристотель и средневековая метафизика. Verbum. Выпуск 6. СПб., 2002.

Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. СПб., 1995.

Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975.

Брендлер Г. Мартин Лютер. Теология и революция. М.-СПб., 2000.

Бриллиантов А.И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. М., 1998.

Бурдье П. От "королевского дома" к государственному интересу: модель происхождения бюрократического поля. // Социоанализ Пьера Бурдье. М. - СПб.: "Алетейя", 2001, С. 141 - 176.

Бычков В.В. Эстетика Аврелия Августина. М., 1984.

Гайденко П.П. Понимание бытия в античной и средневековой философии.//Античность как тип культуры. М., 1988, С. 284-307.

Гайденко В.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века. М., 1989.

Душин О.Э. Предмет и статус физики в средневековой схоластике (Фома Аквинский и Уильям Оккам). // Verbum. Выпуск 4. Философия Уильяма Оккама: традиции и современность. СПб, 2001.

Душин О.Э. Сущность и существование. // Вестник Русского Христианского Гуманитарного Института. №3, СПб, 1999.

Душин О.Э. Университетская схоластика и "рационализация" власти в Средние века. // Образование и гражданское общество. Выпуск 1. СПб., 2002.

Жильсон Э. Избранное: Том 1. Томизм. Введение в философию св. Фомы Аквинского. М., 2000.

Жильсон Э. История христианской философии в Средние века. Глава III. Фома Аквинский. // VERBUM. Выпуск 2. Наследие Средневековья и современная культура. СПб., 2000.

Жильсон Э. Разум и Откровение в средние века. // Богословие в культуре средневековья. Киев, 1992.

Зубов В.П. Аристотель. М., 1963.

Карсавин Л.П. Монашество в Средние века. М., 1992.

Койре А. Аристотелизм и платонизм в средневековой философии. / Очерки истории философской мысли. М., 1985.

Коплстон Ф.Ч. Аквинат. Введение в философию великого средневекового мыслителя. Долгопрудный, 1999.

Курантов А.П., Стяжкин Н.И. Уильям Оккам. М., 1978.

Ле Гофф Ж. Другое Средневековье. Время, труд и культура Запада. Екатеринбург, 2000.

Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого. М., 2001.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

Лупандин И.В. Школа Альберта Великого и аристотелевская физика. // Физическое знание: его генезис и развитие. М, 1993.

Маграт А. Богословская мысль Реформации. Одесса, 1994.

Мадоль Ж. Альбигойская драма и судьбы Франции. СПб., 2000.

Маритен Ж. Знание и мудрость. М., 1999.

Маритен Ж. Философ в мире. М., 1994.

Марру А.-И. Святой Августин и августинианство. Долгопрудный, 1999.

Мудрагей П.С. Знание и вера: Абеляр и Бернар. // Вопросы философии. М., 1988, № 10, С. 133-145.

Муратова К.М. Мастера французской готики. М., 1988.

Неретина С.С. Концептуализм Абеляра. Слово и текст в средневековой культуре. М., 1996.

Пареди А. Святой Амвросий Медиоланский и его время. Бергамо, 1991.

Сагадеев. А.В. Ибн-Рушд (Аверроэс). М., 1973.

Свежавски С. Святой Фома, прочитанный заново. // Символ. 1995, № 33, Париж, С. 7-183.

Соловьёв Э.Ю. Время и дело Мартина Лютера. / Соловьёв Э.Ю. Прошлое толкует нас. Очерки по истории философии и культуры. М., 1991. С. 54-126.

Соловьёв Э.Ю. Мартин Лютер – критик схоластики. // Проблемы истории домарксистской философии. Средневековый способ философствования. М., 1985. С. 89-109

Столяров А.А. Свобода воли как проблема европейского морального сознания. М., 1999.

Уколова В.И. "Последний римлянин" Боэций. М., 1987.

Уотт М. Влияние ислама на средневековую Европу. М., 1976.

Философия природы в Античности и в Средние века. М., 2000.

Хейзинга Й. Осень средневековья. М., 1988.

Честертон Г.К. Вечный человек. М., 1991.

Шевкина Г.В. Сигер Брабантский и парижские аверроисты XIII в. М., 1972.

ПРОГРАММА КУРСА «ПСИХОТЕХНИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ В РЕЛИГИЯХ ИНДИИ И КИТАЯ»

Составитель канд.фил.н., доц. Парибок А.В.

1. Организационно-методический отдел

Цель курса: познакомить студентов с психотехническими практиками Индии и Китая.

Задача курса: выявить основные типы и формы психотехники

Место курса в профессиональной подготовке выпускника: представленный курс является специальной дисциплиной в программе подготовки магистра по направлению «Религиоведение», магистерская программа «История религий»

Требования: иметь представление об основных проблемах, знать основные понятия

2.Объем дисциплины, виды учебной работы, форма текущего, промежуточного и итогового контроля

Форма обучения

Дневная

Всего аудиторных занятий

32

Из них лекций

Семинарских занятий

32

Самостоятельная работа студента

32

Итого

64

Семестры, в которых изучается дисциплина

10

Форма итогового контроля: зачет

1. Понятие психотехники.

Актуальность изучения унаследованных психотехник в связи со становлением сферы психической культуры в современной западной цивилизации. Проблема взаимообусловенности теоретического и методического аспектов психотехники в различных духовных традициях. Проблема перевода психотехнических описаний и инструкций с одного традиционного языка на другой. Наиболее развитые из всех имеющихся традиционных теорий психотехники – индийские. Отсутствие в настоящее время объемлющих научных (медицинских, психологических, биологических и физических) представлений, которые позволили бы понять традиционную психотехнику. Имеющиеся факты как вызов господствующей научной парадигме.

2. Культурно-исторические корни индийской психотехники (йоги). Индийские теоретические обоснования йоги. Спор индуистских и буддийских подходов, методологий и онтологических картин. Проблематичность эмпирического подтверждения правоты любой из сторон. Лучшая систематизированность буддийской традиции, сравнительно с индуистской.

3Теоретические и методические основы буддийской йоги.

Понятия дхармы, клеш, кармы. Группы терминов – понятий (матрики) как мнемоническое средство и инструмент построения картины деятельност йога.

Типология целей йоги – лучшее будущее рождение; личное избавление от сансары; пробуждение (буддство). Необходимость понимать методы йоги в отрицательных терминах, не как порождение, но как устранение препятствий. Типология отношения к препятствиям как типология путей. 1. Путь отречения или хинаяна.2. Путь очищения или махаяна и низшие уровни тантр. 3. Путь преображения или высшие уровни тантр. 4. Путь самоосвобождения (махамудра, дзогчен). Типология методов – сутра, тантра, дзогчен.

4.Психотехника хинаяны.

Стадии тренировки монаха. 1. «Обеты»- регуляция соцального поведения. 2. «Стережение органов чувств» - оттормаживание привычного воспроизведения усвоенных смыслов. Задание студентам для обнаружения в себе возможности этому научиться. 2. «Постановки памятования» - рефлексия обыденной активности в режиме реального времени. Задание – опробовать эту технику как собственную возможность. 3. Подготовка к созерцанию (дхьяне) - работа с пятью помехами. Об инварианте (схеме) пятиэлементной матрики. 4.Представление о созерцании. Отличие переживания дхьяны от обыденного сознания. Аналоги дхьяны вне йоги – творческая одержимость, захваченность переживанием художественного шедевра, любовь и др.Уровни дхьяны. Представления о дхьяне в индуистской традиции (Аштанга-йога Патанджали): параллелизм описаний и различие интерпретаций. 5. Сверхнормальные способности. Место их среди целей и результатов практики. Упорядочение их пятеричной схемой.

Свод и классификация типовых техник согласно «Висуддхимагге».Психические типы и сообразные им техники.

5.Индуистские параллели рассмотренных буддийских методов.

Новые типы психотехник в подходе сутр, появившиеся в махаянской традиции Индии и Тибета. Т.н. «аналитическая» и «удерживающая» медитации. Работа с личностной мотивацией для начинающего. Зарождение бодхичитты. Практики медитации обмена. Методы «очищения установок» (лоджонг).

Постадийный и мгновенный путь и метод. Методы медитации в мгновенном пути (китайская школа чань, японские риндзаи и сото дзен).

Понятие о тантрических методологиях и приемах психотехники. Общие сведения о ранней истории тантры в Индии. Основные представления: тонкое тело, энергетические каналы (нади), сплетения (чакры), семя энергии (бинду).Типы онтологий тантры: дуалистически-религиозная позиция низших тантр и последовательно-йогическая позиция высших. Основа метода тантры: использвание фундаментального слоя феноменов, на котором снято противопоставление простого и составного. Иллюстрации того, как этот уровень бытия свидетельствует о себе в нашем обыденном опыте, в семантике языка и др. Задания студентам обнаружить в жизни своего сознания следы этого слоя.

6. Понятие мандалы.

Пример – основная схема мандалы «Гухьясамаджатантры». Конкретная тантра как система методических представлений и практических инструкций. Классы текстов, с нею связываемые. Отцовские и материнские тантры. Пересадка тантры ва тибетскую культуру и дальнейшее развитие ее в Тибете. Понятия школы, линии передачи, традиции, законченной системы практик применительно к тибетскому тантризму. Подготовительные практики тантры (нгёндро). Метод «отсечения» (чод). Примеры конкретных методов тантры – йога туммо, йога сновидения, переноса сознания и др. Традиция «самоосвобождения» и методы дзогчена.

7. Современная ситуация.

Рецепция практик на Западе, массовое смешение их в new age, упрощающее осовременивание для мирских нужд.

Отличие методологической и теоретической базы исконных китайских психотехник даосизма от индийских. Цели – достижение бессмертия, а не избавления-освобождения. Начальные этапы практики связаны более с телом, а не с сознанием. Стиль психотехник- китайская гармония, но не индийская бескомпромиссность. Теоретический язык прибегает к алхимическим метафорам, а также близок к медицине. Проблема сравнения результатов индийских и китайских практик.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программы учебных дисциплин по направлению 031800 «религиоведение» (1)

    Документ
    Современное отечественное религиоведение представляет собой динамично развивающуюся науку. В последние десять лет в разных университетах России активно осуществляется подготовка бакалавров, магистров и специалистов по религиоведению.
  2. Рабочий план по направлению 031800 "Религиоведение" Квалификация

    Документ
    Религиоведение изучает различные религии и религиозные организации, анализирует причины их возникновения и развития, а также взаимодействие с культурными и социально-политическими процессами.
  3. Примерные программы учебных курсов аннотация примерной программы дисциплины «Социология религии» Цель дисциплины

    Документ
    Курс «Социология религии» предполагает ознакомление с проблематикой, аналитическими парадигмами, а также наиболее существенными достижениями современной социологии религии как специальной области исследований.
  4. Примерные программы учебных курсов аннотация примерной программы дисциплины «История религий (Христианство)» Цель дисциплины

    Документ
    Курс по истории христианства предполагает изучение одной из крупнейших мировых религий, оказавшей огромное влияние на формирование европейской культуры.
  5. 8. Перечень приложений к образовательному стандарту (1)

    Документ
    разработано на основании образовательного стандарта Санкт-Петербургского государственного университета по уровню высшего профессионального образования «бакалавриат», утверждённого приказом с учётом требований федерального государственного

Другие похожие документы..