Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекции'
Интернет-публикация. Для студентов неисторических специальностей, изучающих историю древней Греции. Для студентов-историков (первоначальное ознакомлен...полностью>>
'Программа'
1.1. Цель изучения дисциплины: формирование у студентов понимания адекватности временного и спектрального описания детерминированных и случайных проц...полностью>>
'Документ'
Деятельность социально-психологической школы направлена на сохранение психологического здоровья и обеспечение полноценного психологического и социальн...полностью>>
'Документ'
Сегодня почти треть населения России, так или иначе, связана с малым предпринимательством. Малый и средний бизнес институционально утвердился как важ...полностью>>

Закон республики таджикистан об экологическом мониторинге

Главная > Закон
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ МОНИТОРИНГЕ

Настоящий Закон определяет организационные, правовые, экономические и социальные основы обеспечения экологического мониторинга в Республике Таджикистан и регулирует отношения между органами государственной власти, органами самоуправления поселков и сел, общественными организациями и гражданами в этой области.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

Основные понятия, используемые в настоящем Законе:

антропогенное воздействие – сумма прямых и опосредованных (косвенных) влияний деятельности человека на окружающую среду;

загрязнение окружающей среды – привнесение в окружающую среду или возникновение в ней новых, обычно не характерных для нее физических, химических или биологических агентов в результате хозяйственной и иной деятельности человека в количестве (концентрации), превышающей естественные, среднемноголетние их значения (в пределах крайних колебаний) в окружающей среде;

обеспечение экологической безопасности – система мер по предотвращению возникновения и развития экологически опасных ситуаций, ликвидации их последствий;

окружающая среда – совокупность природных компонентов (атмосферного воздуха, воды, почвы, недр, животного и растительного мира) и ландшафта, природных, исторических, культурных памятников и других материальных объектов, оказывающих влияние на качество жизни, условия жизнедеятельности и состояние здоровья человека, и (или) взаимодействие этих компонентов;

охрана окружающей среды – комплекс международных, государственных и региональных, административно-хозяйственных, правовых, политических, экономических, социальных, технологических и общественных мероприятий, направленных на сохранение, рациональное использование и воспроизводство окружающей среды;

природопользователи – юридические лица и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица то есть – индивидуальным предпринимательством, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность в соответствии с требованиями законодательства для ведения которой используют природные ресурсы и (или) при осуществлении которой оказывают воздействие на окружающую среду;

система экологического мониторинга – многоцелевая и многокомпонентная информационная структура, формирующаяся посредством объединения отдельных подсистем, информационно-измерительных и информационно-вычислительных комплексов, взаимосвязанных друг с другом общностью целей, общими требованиями к организации и проведению наблюдений, к обобщению и интеграции получаемых данных;

чрезвычайная экологическая ситуация – экологически опасная ситуация, требующая в целях защиты жизни и здоровья человека, а также окружающей среды и неотложного принятия экстренных мер для ее устранения;

экологическая безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, окружающей среды от опасностей, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий;

экологически опасная ситуация – ситуация, характеризующаяся наличием или возможностью разрушения либо негативного изменения состояния окружающей среды под влиянием антропогенных и природных воздействий, в том числе обусловленных бедствиями и катастрофами, включая стихийные, и в связи с этим угрожающая жизненно важным интересам личности и общества;

экологические требования – нормы и правила организации и ведения хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием отдельных видов природных ресурсов и (или) воздействием на окружающую среду;

экологический мониторинг – комплекс мероприятий по проведению наблюдения, оценки, прогноза состояния отдельных компонентов природной среды, природных территориальных комплексов (геосистем), природных и природно-антропогенных объектов, факторов естественного и антропогенного воздействия на них и формирующих их источников на основе измерений количественных и качественных показателей степени ее загрязнения.

Статья 2. Законодательство Республики Таджикистан в области экологического мониторинга

Законодательство Республики Таджикистан об экологическом мониторинге основывается на Конституции Республики Таджикистан и состоит из настоящего Закона, других нормативных правовых актов Республики Таджикистан и международных правовых актов, признанных Таджикистаном.

Статья 3. Цели и задачи экологического мониторинга

1. Экологический мониторинг осуществляется в целях:

– наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду;

– оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов;

– обеспечения потребностей государства, физических и юридических лиц в достоверной информации о состоянии окружающей среды и ее изменениях, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий таких изменений.

2. Задачами экологического мониторинга являются:

– ведение регулярных наблюдений за состоянием объектов экологического мониторинга;

– создание информационного банка данных о состоянии объектов наблюдения;

– оценка показателей состояния и функциональной целостности природных комплексов, среды обитания и состояния здоровья человека;

– прогнозирование изменений состояния объектов наблюдения;

– разработка программ, предложений и мероприятий по ликвидации последствий неблагоприятных воздействий на окружающую среду;

– информирование органов государственной власти, физических и юридических лиц о состоянии окружающей среды.

Статья 4. Объекты и субъекты экологического мониторинга

1. Объектами экологического мониторинга являются:

– источники антропогенного воздействия на окружающую среду;

– объекты и территориально обособленные участки окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, недр, почв, лесных и иных природных объектов, особо охраняемых природных территорий);

– группы населения, испытывающие негативное воздействие факторов окружающей среды.

2. Субъектами экологического мониторинга являются:

– государственные уполномоченные органы по организации и проведению экологического мониторинга;

– местные органы государственной власти;

– природопользователи.

3. Экологический мониторинг ведется на республиканском, местном и локальном (объектовом) уровнях в объемах, обеспечивающих получение целостной и достоверной информации об окружающей среде и экологической обстановке, а также о динамике их изменения.

Статья 5. Основные принципы организации и осуществления экологического мониторинга

К основным принципам организации и осуществления экологического мониторинга относятся:

– непрерывность наблюдений, проводимых в необходимом и достаточном объеме;

– оперативность наблюдений в чрезвычайных ситуациях;

– единство и сопоставимость методов наблюдений и контроля сбора, обработки, хранения и распространения полученной информации;

– достоверность информации о состоянии объектов экологического мониторинга и ее доступность для потребителей;

– коллегиальность в прогнозе результатов экологического мониторинга при подготовке проектов управленческих решений;

– согласованность действий органов государственной власти Республики Таджикистан между собой;

– учет данных экологического мониторинга при разработке, формировании и реализации национальной стратегии развития Республики Таджикистан;

– ведение экологического мониторинга при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, строгое соблюдение требований по обеспечению экологического мониторинга всеми субъектами хозяйственной и иной деятельности, в том числе природоохранной;

– гарантированное обеспечение экологического мониторинга за счет финансовых и материально-технических ресурсов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, оказывающих воздействие на окружающую среду.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

Статья 6. Единая государственная система экологического мониторинга Республики Таджикистан

1. Экологический мониторинг на территории Республики Таджикистан осуществляется в рамках Единой государственной системы экологического мониторинга Республики Таджикистан.

2. Основу Единой государственной системы экологического мониторинга Республики Таджикистан составляют функциональные и локальные подсистемы экологического мониторинга, создаваемые на базе государственных органов Республики Таджикистан, уполномоченных на организацию и проведение экологического мониторинга. Координацию деятельности ведомственных и функциональных подсистем и их объединение в Единую государственную систему экологического мониторинга Республики Таджикистан осуществляет государственный уполномоченный орган по организации и проведению экологического мониторинга.

3. Правительство Республики Таджикистан определяет порядок, форму и сроки представления субъектами экологического мониторинга информационных ресурсов в Единую государственную систему экологического мониторинга Республики Таджикистан и порядок использования данных этой системы.

4. Данные экологического мониторинга, относящиеся к экологической информации, не подлежат засекречиванию. Ограниченный доступ к данным, связанным с необходимостью обеспечения государственной тайны, устанавливается законодательством.

Статья 7. Государственный реестр объектов экологического мониторинга Республики Таджикистан

1. Государственный реестр объектов экологического мониторинга Республики Таджикистан создается с целью регистрации объектов экологического мониторинга Республики Таджикистан.

2. Порядок ведения Государственного реестра объектов экологического мониторинга Республики Таджикистан и государственный орган, осуществляющий его, определяются Правительством Республики Таджикистан.

3. Государственный уполномоченный орган по организации и проведению экологического мониторинга, извещает природопользователей уведомлением (предписанием) о внесении подведомственных ему объектов в Государственный реестр объектов экологического мониторинга Республики Таджикистан.

4. Особо охраняемые природные территории включаются в Государственный реестр объектов экологического мониторинга Республики Таджикистан в качестве эталонных участков и опорных пунктов для оценки качества окружающей среды.

Статья 8. Использование информационных ресурсов экологического мониторинга

Информационные ресурсы экологического мониторинга подлежат использованию органами государственной власти Республики Таджикистан и местными исполнительными органами государственной власти при принятии ими решений по вопросам обеспечения социально-экономического развития Республики Таджикистан, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в том числе:

– при подготовке прогнозов и разработке программ социально-экономического развития, включая государственные и местные инвестиционные, экологические и иные программы;

– при подготовке градостроительной и архитектурной документации, включая генеральные планы городов;

– при принятии решений о строительстве крупных хозяйственных объектов;

– при ведении отдельных видов государственных кадастров природных ресурсов;

– при подготовке государственных докладов о состоянии окружающей природной среды и ее влиянии на здоровье населения Республики Таджикистан;

– при подготовке проектов нормативных правовых актов Республики Таджикистан по вопросам природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также финансирования мероприятий и программ по оздоровлению окружающей среды населения, проживающего на территориях с особым экологическим статусом.

ГЛАВА 3. КОМПЕТЕНЦИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

Статья 9. Компетенция Правительства Республики Таджикистан в области экологического

мониторинга

В компетенцию Правительства Республики Таджикистан в области экологического мониторинга отнесены:

– определение государственного уполномоченного органа по организации и проведению экологического мониторинга;

– осуществление координации деятельности государственного органа, уполномоченного на организацию и проведение экологического мониторинга;

– организация разработки и выполнения республиканских целевых программ по экологическому мониторингу;

– определение порядка ведения Государственного реестра объектов экологического мониторинга Республики Таджикистан;

– определение порядка объединения информационных ресурсов субъектов экологического мониторинга в Единую государственную систему экологического мониторинга Республики Таджикистан и их использования;

– получение от государственного уполномоченного органа по организации и проведению экологического мониторинга, данные экологического мониторинга, аналитические материалы, иную экологическую информацию и их использование при принятии решений;

– по оздоровлению населения и окружающей среды, обеспечению экологической безопасности и рациональному использованию природных ресурсов;

– осуществление иных полномочий в области экологического мониторинга в соответствии с законодательством.

Статья 10. Полномочия государственного уполномоченного органа по организации и проведению экологического мониторинга

1. Государственный уполномоченный орган организует и проводит экологический мониторинг на территории Республики Таджикистан.

2. Государственный уполномоченный орган, по организации и проведению экологического мониторинга на территории Республики Таджикистан в сфере своей деятельности и пределах своих полномочий:

– самостоятельно организует и осуществляет мониторинг соответствующих объектов природной среды в рамках положений об этих органах;

– участвует в организации и проведении государственного мониторинга водных объектов;

– определяет объекты государственного экологического мониторинга по согласованию с государственным органом;

– организует проведение исследований по экологическому мониторингу по взаимосогласованным нормативным и методическим документам, обеспечивающим единство методов, способов и показателей, на основе которых осуществляются сбор и обработка данных состояния объектов экологического мониторинга;

– доводит до сведения природопользователей порядок обязательного представления документированных данных экологического мониторинга;

– организует и обеспечивает ведение специализированных банков данных экологического мониторинга;

– организует оценку данных экологического мониторинга на предмет отсутствия сведений, отнесенных законодательством к категории ограниченного распространения;

– осуществляет информационный обмен с другими государственными органами;

– устанавливает квалификационные требования к персоналу, обеспечивающему проведение экологического мониторинга;

– организует обучение и подготовку специалистов для работы в области экологического мониторинга;

– дает соответствующие распоряжения по организации проведению экологического мониторинга;

– информирует органы государственной власти Республики Таджикистан, органы самоуправления поселков и сел и население о состоянии окружающей среды на территории Республики Таджикистан на основе достоверных данных экологического мониторинга.

Статья 11. Участие общественных объединений и граждан в системе экологического мониторинга

1. Физические и юридические лица, общественные объединения вправе обращаться в государственный уполномоченный орган по организации проведению экологического мониторинга, для получения достоверной и полной информации о состоянии окружающей среды.

2. Государственный уполномоченный орган по организации и проведению экологического мониторинга обязан рассматривать в установленном порядке жалобы и заявления граждан и общественных объединений о состоянии окружающей среды и извещать заявителей о результатах рассмотрения и принятых мерах.

3. Общественные объединения вправе обращаться в государственный уполномоченный орган по организации и проведению экологического мониторинга с предложениями об установлении дополнительных объектов экологического мониторинга.

4. Общественные объединения и граждане вправе участвовать в проведении экологического мониторинга за счет своих и иных, предусмотренных законодательством средств.

5. Данные экологического мониторинга, полученные общественными объединениями и соответствующие требованиям к качеству информационных ресурсов, вносятся в реестр объектов экологического мониторинга.

ГЛАВА 4. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

Статья 12. Обязанности субъектов экологического мониторинга

1. Субъекты экологического мониторинга в отношении своих объектов, внесенных в Государственный реестр объектов экологического мониторинга Республики Таджикистан, обязаны:

– организовать и проводить локальный мониторинг источников антропогенного воздействия на окружающую природную среду за счет собственных средств;

– обеспечивать создание необходимой материально-технической базы экологического мониторинга;

– вести локальный мониторинг с использованием утвержденных в установленном законодательством порядке методик, с помощью приборов и средств, обеспечивающих единство измерений;

– определять должностных лиц, ответственных за ведение локального экологического мониторинга, обеспечивать их профессиональную подготовку в соответствии с установленными квалификационными требованиями;

– бесплатно представлять в установленные сроки и в установленных объемах государственному уполномоченному органу по организации и проведению экологического мониторинга и местным органам государственной власти обязательные документированные данные локального экологического мониторинга.

2. Локальный экологический мониторинг осуществляется природопользователями или привлекаемыми ими юридическими лицами по разработанным ими в соответствии с установленными требованиями программам (регламентам), согласованным с государственным уполномоченным органом по организации и проведению экологического мониторинга.

3. Организации и индивидуальные предприниматели, деятельность которых связана с использованием природных ресурсов или с риском отрицательного воздействия на окружающую среду, организуют и осуществляют экологический мониторинг в соответствии с законодательством.

Статья 13. Экологический мониторинг на территориях, имеющих особый экологический статус

1. На территориях, имеющих особый экологический статус (зона чрезвычайной экологической ситуации, зона экологического бедствия), экологический мониторинг является составной частью программ оздоровления территорий.

2. Экологический мониторинг ведется по объектам, по которым было принято решение о присвоении территории особого экологического статуса в объемах, достаточных для достоверной и полной оценки эффективности выполняемых природоохранных мероприятий и программ.

Статья 14. Экологический мониторинг в закрытых административно-территориальных

образованиях

1. Экологический мониторинг в закрытых административно-территориальных образованиях является составной частью экологического мониторинга Республики Таджикистан.

2. Экологический мониторинг в закрытых административно-территориальных образованиях осуществляется с учетом требований, определяемых законодательством.

Статья 15. Экологический мониторинг на военных и оборонных объектах

На военных и оборонных объектах, а также при проведении сборов и учений, при дислокации войск и военной техники на территории Республики Таджикистан организация и ведение экологического мониторинга осуществляются с учетом требований, определяемых законодательством.

Статья 16. Экологический мониторинг при предупреждении и ликвидации чрезвычайных

ситуаций

1. На объектах, включенных в Государственный реестр опасных объектов, организуется и ведется экологический мониторинг их состояния по соответствующим показателям, а также экологический мониторинг внешних факторов, способных вызвать чрезвычайные ситуации.

2. При возникновении чрезвычайных ситуаций осуществляется экологический мониторинг природных и иных объектов, оказавшихся в зоне влияния чрезвычайной ситуации и распространения ее неблагоприятных последствий.

Статья 17. Экологический мониторинг при обращении с опасными отходами

1. Экологический мониторинг осуществляется на всех стадиях обращения с опасными отходами (накопление, транспортировка, обезвреживание, утилизация, захоронение и иные стадии обращения с отходами).

2. Экологический мониторинг проводят юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие соответствующие операции по обращению с опасными отходами, если договором между ними и производителем или собственником опасных отходов не предусмотрено иное.

Статья 18. Экологический мониторинг и государственная экологическая экспертиза

В представляемых на государственную экологическую экспертизу документах по мероприятиям, связанным с природопользованием и планируемым к реализации в Республике Таджикистан, обязательным является раздел об экологическом мониторинге. По объектам государственной экологической экспертизы, которые одновременно являются объектами экологического мониторинга (полностью или частично), полнота и достоверность представляемой на экспертизу информации должна обеспечиваться использованием соответствующих информационных ресурсов, имеющихся в системе экологического мониторинга.

Статья 19. Финансирование работ по организации и проведению экологического

мониторинга

1. Финансирование системы экологического мониторинга, реализация соответствующих государственных целевых программ осуществляется за счет средств государственного бюджета, а также за счет внебюджетных средств, собственных средств предприятий и иных источников.

2. Финансирование работ по организации экологического мониторинга осуществляется в рамках выполнения соответствующих республиканских целевых и местных программ за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов.

3. Финансирование работ по организации экологического мониторинга природопользователями, определенное статьей 11 настоящего Закона, осуществляется за счет природопользователей.

4. Финансирование работ по организации экологического мониторинга источников загрязнения окружающей среды, находящихся в коммунальной собственности, осуществляется за счет средств соответствующих предприятий –природопользователей, расположенных на территории данного административно-территориального образования.

5. Экологический мониторинг состояния здоровья населения, испытывающего негативное влияние факторов окружающей среды на территории коммунальных образований, осуществляется за счет бюджетов, внебюджетных фондов и других, предусмотренных для этого источников в соответствии с законодательством.

6. Финансирование работ по ведению экологического мониторинга на природных и других объектах, не находящихся во владении и пользовании физических и юридических лиц, а также финансирование работ по экологическому мониторингу состояния окружающей среды, здоровья населения, испытывающего негативное влияние окружающей среды, в объемах, предусмотренных республиканскими целевыми программами, осуществляется за счет государственного бюджета, внебюджетных фондов, других источников, предусмотренных законодательством.

Статья 20. Международное сотрудничество в области экологического мониторинга

Международное сотрудничество в области экологического мониторинга осуществляется в соответствии с законодательством Республики Таджикистан и международными договорами, признанными Таджикистаном.

ГЛАВА 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 21. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Физические и юридические лица за нарушение настоящего Закона привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.

Статья 22. Порядок введения в действие настоящего Закона

Настоящий Закон ввести в действие после его официального опубликования.

Президент

Республики Таджикистан Эмомали Рахмон

г. Душанбе,

25 марта 2011 года

№ 707



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Закон республики таджикистан о животном мире

    Закон
    Настоящий Закон, регулируя общественные отношения в области охраны, восстановления и разумного использования животного мира, устанавливает правовые, экономические и социальные основы отрасли и направлен на охрану и восстановление
  2. Концепция перехода республики таджикистан к устойчивому развитию содержание

    Документ
    Кроме того, ограниченность электро-, газо- и теплоснабжения и их сезонное сокращения, рост цен на энергоносители, высокий уровень энергетических потерь усугубляетя проблемы производственного сектора, привело к формированию сезонности
  3. Об охране окружающей среды (1)

    Закон
    Настоящий Закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и направлен на обеспечение устойчивого социально-экономического развития, гарантии прав человека на здоровую и благоприятную окружающую
  4. Конституцией Республики Таджикистан, настоящим кодекс

    Кодекс
    Настоящий Кодекс регулирует земельные отношения и направлен на создание условий для рационального использования и охраны земель, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды, для равноправного развития всех
  5. Концепция по рациональному использованию и охране водных ресурсов в Республике Таджикистан Содержание

    Реферат
    Пресная вода является главным условием жизни и составной частью всех элементов биосферы суши. По различным данным количество ее колеблется в пределах 0,25-0,5% от всей гидросферы планеты Земля.

Другие похожие документы..