Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
- Издательский дом "Комсомольская правда" приветствует вас у себя в гостях. Откроет круглый стол редактор отдела экономики газеты "Ком...полностью>>
'Семинар'
Глобальные инициативы США, России, МАГАТЭ в области развития мирного использования ЯЭ: GNEP, Международные Центры ЯТЦ, Международные банки ядерного т...полностью>>
'Документ'
Формирование процедур поддержания летной годности воздушных судов на основе современных информационных технологий имитационного моделирования (МГТУ Г...полностью>>
'Доклад'
X Съезд Агропромышленного союза России (далее Росагропромсоюз), обсудив доклад Председателя И.А.Оболенцева «Об основных направлениях модернизации агр...полностью>>

Рабочая учебная программа по дисциплине «Педагогика» для ооп «б б. 02 Педагогика» по циклу

Главная > Рабочая учебная программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Институт фундаментального психолого-педагогического образования

Кафедра общей педагогики и истории образования

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Педагогика»

для ООП «Б.3.Б.02 Педагогика»

по циклу ­Б3 Базовая (общепрофессиональная) часть

по направлению подготовки 050100 – Педагогическое образование.

Профиль: Иностранный язык.

Очная форма обучения

Курс – 1, 2

Семестр –1, 2, 3, 4

Объем в часах всего – 360

в т.ч.: лекции – 62

практические занятия – 88

самостоятельная работа - 210

Экзамен – 4 семестр

Зачет –2 семестр

Заочная форма обучения

Курс – 1, 2

Семестр – 1, 2, 3, 4, 5

Объем в часах всего – 360

в т.ч.: лекции – 10

практические занятия – 20

самостоятельная работа – 330

Экзамен – 3,5 семестр

Екатеринбург 2011

Рабочая учебная программа по дисциплине «Педагогика»

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Екатеринбург 2011. – 45 с.

Составители:

Сокурова Н.И., к.п.н, доцент кафедры общей педагогики и истории образования УрГПУ.

Донгаузер Е.В., к.п.н., доцент кафедры общей педагогики и истории образования УрГПУ.

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры общей педагогики и истории образования УрГПУ

Протокол № 2 от 20.10. 2011 г.

Зав. кафедрой _____________________Ю.Н. Галагузова

Руководитель учебного подразделения _____________ А.С. Белкин

©Уральский государственный педагогический университет, 2011

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Педагогика» разработана с учетом требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, соответствует требованиям к содержанию и подготовке бакалавра в соответствии с требованиями ФГОС по направлениям 050100 – Педагогическое образование. Профиль: Иностранный язык.

1.1. Цели и задачи изучения дисциплины

Целью данной программы является создание условий для формирования у студентов базовой профессионально-педагогической компетентности, позволяющей решать основные группы задач современного учителя:

  • строить образовательный процесс, ориентированный на развитие личности ребенка, с учетом его потребностей, возрастных и индивидуальных особенностей;

  • создавать и использовать в педагогических целях развивающую среду (образовательное пространство школы, класса и других субъектов образовательного процесса);

- создавать условия для профессионального самоопределения и самореализации педагога.

Задачи изучения дисциплины:

  1. Обеспечить единство теоретической и практической профессионально-педагогической компетентности бакалавра.

  2. Способствовать развитию широкой эрудиции студента по проблемам образования.

  3. Способствовать формированию педагогического сознания;

  4. Создать условия для профессионального самоопределения и самореализации бакалавра в сфере профессиональной педагогической деятельности.

Программа разработана с учетом специфики ФГОС третьего поколения и традиций преподавания педагогики в Уральском государственном педагогическом университете.

Данная программа опирается на ведущие принципы отбора содержания профессиональной подготовки – практикоориентированность и социокультуросообразность; имеет оригинальную структуру представления основного содержания курса; базируется на ряде принципов, определяющих отбор содержания, форм и методов обучения, организации образовательного процесса в УрГПУ.

Принципы отбора содержания образования:

Реализация принципа гуманизации образования предусматривает возможность самовоспитания, самообразования, самосовершенствования студента в процессе изучения педагогики, обусловливает диалогичность как учебного материала (опору на сопоставление различных точек зрения, позиций, концепций), так и форм проводимых занятий.

Опора на принцип технологичности, предполагает рассмотрение каждого раздела программы логически завершенным модулем, имеющим специфическое содержание, результат, который в ходе последующих занятий встраивается в структуру системы педагогических знаний, умений, мировоззрения студента.

Принцип единства теории и практики, отражающий особенности педагогики как прикладной науки, реализуется благодаря опоре на квазипрофессиональную (игровую) и учебно – исследовательскую деятельность (наряду с познавательной), использованию активных форм и методов, предполагающих применение фундаментальных теоретических знаний для решения практических задач, осмысление, обогащение личного опыта педагогической деятельности студента, развитие рефлексивных умений. Реализация данного принципа в большей мере осуществляется при проведении занятий педагогического практикума, в который включены темы, соответствующие всем основным разделам курса педагогики.

Принцип системности предполагает единство познавательной деятельности, осуществляемой под руководством преподавателя и выполняемой самостоятельно, в соответствии с предусмотренными в программе заданиями для самостоятельной работы, а также органичное единство учебной и внеучебной деятельности студентов.

Принцип интеграции предполагает: постоянную опору на знания, полученные студентами при изучении психологии, философии; учет специфики факультета при отборе содержания и форм практических заданий; целостное формирование ключевых, базовых и специальных компетентностей студента, что способствует формированию индивидуального стиля педагогической деятельности выпускника.

Принципы нормативности и вариативности, образующие амбивалентную пару, реализуются путем следования стандартам по педагогике как обязательному минимуму, обеспечивающему профессиональную компетентность выпускников, с одной стороны, а с другой - предполагают использование различных форм, методов освоения данного содержания, рассмотрение вопросов, превышающих стандарт и отражающих особенности факультета и интересы студентов, объем учебных часов, отводимых на изучение педагогики конкретным факультетом, концепцию ведущего преподавателя.

Программа имеет вариативный характер, предполагает творческое использование предлагаемых материалов при составлении рабочей программы (учебно-методического комплекса) для конкретного факультета и профиля.

1.2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП).

Дисциплина «Педагогика» относится к базовой (общепрофессиональной) части «Профессионального цикла» дисциплин в структуре ООП.

Изучение дисциплины «Педагогика» осуществляется студентами очной и заочной форм обучения направления подготовки 050100 – Педагогическое образование и проводится в составе профессионального цикла.

Содержание дисциплины в целом направлено на формирование индивидуально-творческого стиля поведения педагога, выражающегося в концептуальности профессионального мышления, потребности самостоятельно вырабатывать стратегию и тактику действий в вариативных социально-педагогических условиях. Поэтому дисциплина «Педагогика» может считаться системообразующим звеном в профессиональной подготовке бакалавра, потому что, с одной стороны, органично связана с такими фундаментальными дисциплинами, как философия, социология, психология, антропология, история, а с другой стороны – является основой для педагогических технологий, предметных методик, педагогической деятельности.

Параллельно с изучением дисциплины «Педагогика» возможно изучение дисциплин «Гуманитарного, социального и экономического цикла» (базовая и вариативная части), а также дисциплин «Профессионального цикла» (базовая и вариативная части).

1.3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование общекультурных и профессиональных компетенций:

  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

  • готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

  • осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

  • способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

  • владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

  • способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4).

В результате изучения дисциплины студент должен:

(выписка из таблицы 2 ФГОС «Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения»)

Знать:

  • ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования;

  • правовые нормы реализации педагогической деятельности и образования;

  • сущность и структуру образовательных процессов;

  • тенденции развития мирового историко-педагогического процесса, особенности современного этапа развития образования в мире;

  • методологию педагогических исследований проблем образования (обучения, воспитания, социализации);

  • теории и технологии обучения и воспитания ребенка, сопровождения субъектов педагогического процесса;

  • способы психологического и педагогического изучения обучающихся;

  • способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса;

  • способы построения межличностных отношений в группах разного возраста;

  • особенности социального партнерства в системе образования;

  • способы профессионального самопознания и саморазвития.

Уметь:

  • системно анализировать и выбирать образовательные концепции;

  • использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач;

  • учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;

  • учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся;

  • проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;

  • использовать в образовательном процессе разнообразные ресурсы, в том числе потенциал других учебных предметов;

  • использовать теоретические знания для генерации новых идей в области развития образования.

Владеть:

  • способами ориентации в профессиональных источниках (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.);

  • способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса;

  • способами проектной и инновационной деятельности в образовании;

  • различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности;

  • способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны.

1.4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Программа имеет модульную структуру:

Модуль 1. «Введение в педагогическую профессию»

Дидактические единицы модуля:

  1. Введение в педагогическую деятельность.

  2. Общие основы педагогики.

  3. Нормативно-правовое обеспечение образования.

Модуль 2. «Теоретическая педагогика»

Дидактические единицы модуля:

  1. Теория обучения.

  2. Теория и методика воспитания.

  3. Социальная педагогика.

Модуль 3. «История образования и педагогической мысли»

Дидактическая единицы модуля:

  1. История образования и педагогической мысли.

Модуль 4. «Практическая педагогика»

Дидактические единицы модуля:

  1. Педагогический менеджмент.

  2. Педагогические технологии.

  3. Психолого-педагогический практикум.

Содержание модулей по дисциплине «Педагогика»

по циклу Б.3.Б.02 - Педагогика включает:

Модуль 1. «Введение в педагогическую профессию»

Общая характеристика педагогической профессии. Особенности и перспективы развития педагогической профессии. Педагогическая деятельность: ее сущность и функциональные компоненты. Гуманистическая природа педагогической деятельности. Общая и профессиональная культура педагога. Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к личности и профессиональной компетентности педагога. Профессионально-личностное становление и развитие педагога. Педагогическое творчество и мастерство. Профессиограмма учителя и модель личности современного педагога.

Педагогика в системе наук о человеке. Педагогика как наука, ее объект, предмет, функции и задачи. Понятийно-категориальный аппарат педагогики. Структура педагогической науки. Связь педагогики с другими науками. Аксиологические основы педагогики. Понятие методологии педагогической науки. Методы и логика педагогического исследования. Методологическая культура педагога.

Образование как целенаправленный процесс и результат воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Факторы формирования и развития личности человека. Образование как социальное явление и педагогический процесс. Современная система отечественного образования, стратегия ее развития. Законодательство, регулирующее отношения в области образования. Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве Российской Федерации. Особенности правового обеспечения профессиональной педагогической деятельности. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений. Правовое регулирование отношений в системе непрерывного образования и правовой статус субъектов образовательного процесса. Основные правовые акты международного образовательного законодательства.

Модуль 2. «Теоретическая педагогика»

Теории целостного педагогического процесса. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функции обучения. Закономерности и принципы обучения. Современные дидактические концепции. Понятие о развитии личности ребенка. Основные периоды детства, их психолого-педагогическая характеристика. Обучение как сотворчество учителя и ученика. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Требования государственного образовательного стандарта к качеству обучения. Современные модели организации обучения. Компетентностный подход к построению педагогического процесса. Типология и многообразие образовательных учреждений. Методы обучения. Классификация средств обучения. Формы организации процесса обучения.

Сущность воспитания и его место в целостной структуре педагогического процесса. Базовые теории воспитания и развития личности. Закономерности, принципы и направления воспитания. Система форм и методов воспитания. Функции и основные направления деятельности классного руководителя. Понятие о воспитательных системах. Педагогическое взаимодействие в воспитании. Коллектив как объект и субъект воспитания. Национальное своеобразие воспитания и гражданско-патриотическое воспитание. Поликультурное воспитание: этническая, конфессиональная толерантность.

Социализирующая функция образовательного процесса. Взаимосвязь воспитания и социализации личности. Социальное воспитание как совокупность организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи. Социализация как контекст социального воспитания: стадии, факторы, агенты, средства, механизмы. Соотношение социализации и индивидуализации ребенка в процессе его интеграции в общество. Влияние среды на развитие личности ребенка. Понятие нормы и отклонения от нормы. Типы отклонений. Теории отклонений. Принципы, содержание, методика социального воспитания. Социально-педагогическая деятельность с семьей. Социально-педагогическая деятельность с ребенком девиантного поведения.

Модуль 3. «История образования и педагогической мысли»

История образования и педагогической мысли как область научного знания. Закономерности становления и развития воспитания, обучения, систем образования и педагогической мысли в истории мировой культуры. Модели воспитания и образования человека. Истоки гуманистических идей педагогики. Основные педагогические системы прошлого. История развития школы как социального института и становления высшего образования. Характеристика зарубежных и отечественных педагогических идей, теорий, концепций в различные исторические эпохи. Основные реформы отечественной образовательной политики. Ведущие тенденции развития современного мирового образовательного процесса. Процесс интеграции национальных систем образования.

Модуль 4. «Практическая педагогика»

Понятие управления и педагогического менеджмента. Государственно-общественное управление образованием. Основные функции и принципы педагогического управления. Школа как педагогическая система и объект управления. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами. Управленческая культура руководителя. Инновационные процессы в образовании. Повышение квалификации и аттестация работников образовательных учреждений. Карьера педагога.

Понятие педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических задач. Виды педагогических задач. Проектирование и процесс решения педагогических задач. Общая характеристика педагогических технологий. Планирование как результат конструктивной деятельности педагога. Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса. Технология педагогического общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений субъектов образовательного процесса.

Решение психолого-педагогических задач, конструирование различных форм психолого-педагогической деятельности, моделирование образовательных, педагогических и управленческих ситуаций. Психолого-педагогические методики диагностики, прогнозирования и проектирования, накопления профессионального опыта.

Формы работы при изучении дисциплины «Педагогика»:

  • лекции,

  • семинары,

  • практические занятия,

  • самостоятельная работа студентов (написание рефератов, подготовка докладов, конспектирование первоисточников).

Формы контроля:

- текущий (промежуточный) контроль реализуется в форме тестирования по темам и дидактическим единицам, предполагает написание рефератов, промежуточную аттестацию в виде собеседования по изученному материалу;

  • итоговый контроль проводится в форме зачета/экзамена.

Результаты освоения модулей определяются системой балльно-рейтингового оценивания.

Формы самостоятельной работы студентов:

  • работа с текстами, нормативными материалами, первоисточниками, дополнительной литературой, сведениями INTERNET, конспектами лекций;

  • написание рефератов,

  • подготовка докладов,

  • подготовка презентаций,

  • проведение исследовательской и проектной деятельности,

  • подготовка к зачету/экзамену.

Курс «Педагогика» для очной формы обучения рассчитан на 360 часов общей трудоемкости, из них аудиторных – 150 часов: лекций – 62 часа, практических занятий – 88 часов. На самостоятельную работу студентов отводится 210 часов.

Курс «Педагогика» для заочной формы обучения рассчитан на 360 часов общей трудоемкости, из них аудиторных – 30 часов: лекций – 10 часов, практических занятий – 20 часов. На самостоятельную работу студентов отводится 330 часов.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 10 зачетных единиц.

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебно-тематический план очной формы обучения (по модулям)

№ п/п

Наименование раздела, темы

Всего трудоемкость

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Коды результатов обучения (компетенций)

Всего (в т.ч. и интерактивной форме)

Лекции

Практические

Лабораторные

1

Педагогика

360

150

62

88

210

ОК-1, ОК-13, ОПК-1, ПК-4

11.

Введение в педагогическую профессию

60

32

16

16

28

ОК-1, ОПК-2, ПК-4

12.

Теоретическая педагогика

100

48

24

24

52

ОК-1, ОК-2, ОПК-2, ПК-4

13.

История образования и педагогической мысли

120

40

12

28

80

ОК-1, ОК-13, ОПК-2, ОПК-3, ПК-4

14.

Практическая педагогика

80

30

10

20

50

Итого

360

150

62

88

210




Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебной программы по дисциплине «Педагогика» для ооп

    Реферат
    Целью данной программы является создание условий для формирования у студентов базовой профессионально-педагогической компетентности, позволяющей решать основные группы задач современного учителя:
  2. Отчет о самообследовании основной образовательной программы по специальности (направлению) 060101 лечебное дело

    Публичный отчет
    Подготовка дипломированных специалистов по основной образовательной программе (ООП) по специальности 060101 (040100) «Лечебное дело» ведется в Северном государственном медицинском университете на лечебном факультете с момента основания
  3. Отчет о самообследовании основной образовательной программы по направлению подготовки бакалавра 280200 Защита окружающей среды

    Публичный отчет
    Подготовка бакалавров по основной образовательной программе (ООП) по направлению 280200 «Защита окружающей среды», профиль «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» ведется в Воронежской государственной
  4. Отчет о самообследовании основной образовательной программы по специальности (направлению) 280201 Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов

    Публичный отчет
    Подготовка дипломированных специалистов по основной образовательной программе (ООП) по специальности 280201(320700) «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» ведется в Воронежской государственной технологической
  5. Отчет о самообследовании основной образовательной программы по специальности (направлению) 060105 «Стоматология»

    Публичный отчет
    Подготовка дипломированных специалистов по основной образовательной программе (ООП) по специальности 060105 «Стоматология» ведется в Северном государственном медицинском университете с 1958 года в соответствии с Приказом Министерства

Другие похожие документы..