Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Пожалуй, нет больше такого поэта, судьба которого была бы так тесно связана с творчеством, как у Мандельштама. Судьба и творчество, словно переплетённ...полностью>>
'Урок'
В.п. – стоячи лицем один до одного, руки внизу. Один тримає руки другого. Прижинисті нахили тулуба вліво і вправо почерзі відставляючи ногу в сторону ...полностью>>
'Документ'
В решении проблемы снабжения населения России ценными для здоровья продуктами питания важная роль принадлежит молочному скотоводству. Однако в условия...полностью>>
'Документ'
Вот корабль – красота, детям в плаванье пора! Это что за красота потерялась вдруг в цветах?!...полностью>>

Программа дисциплины актуальные проблемы отечественной истории и историографии для аспирантов по специальности «07. 00. 02 Отечественная история» Программу составил

Главная > Программа дисциплины
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тобольский государственный педагогический институт им. Д.И.Менделеева»

Кафедра истории России и методики преподавания истории

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ И ИСТОРИОГРАФИИ

для аспирантов

по специальности «07.00.02 - ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»

Программу составил:

Д.и.н., проф.

Гончаров Ю.М.

Тобольск, 2010

Пояснительная записка

Дисциплина «Актуальные проблемы отечественной истории и историографии» в объеме 180 часов изучается на 3 курсе обучения аспирантуры.

Общий лекционный курс по дисциплине составляет 30 часов, семинарских занятий – 24 часа, объем аудиторных часов – 54. 126 часов вынесено на самостоятельную работу аспирантов по изучению данной дисциплины. Изучение дисциплины заканчивается кандидатским экзаменом по специальности.

1. Цели и задачи дисциплины

Основная задача курса историографии «воссоздать научные биографии крупных историков России, раскрыть их вклад в отечественную науку, охарактеризовать основные тенденции в развитии научных концепций, выявит источниковую основу, методы обработки исторического материала, освободить оценки историков от заданности, идеологизмов и предвзятости»

«Историография отечественной истории» ориентирует на учебно-воспитательную, культурно-просветительную и научно-методическую виды профессиональной деятельности.

Изучение данной дисциплины способствует подготовке аспирантов к решению следующих задач профессиональной деятельности в учреждениях высшего образования:

в области учебно-воспитательной деятельности изучение дисциплины способствует

эффективному использованию современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения истории, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;

формированию духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений;

в области культурно-просветительной деятельности изучение данной дисциплины помогает студентам в:

формировании общей культуры;

организации дополнительного образования,

в области научно-методической деятельности изучение историографии отечественной истории способствует:

проведению исследований проблем, связанных с профессиональной деятельностью,

формированию логики и методологии научных исследований, определение целей и задач исследований,

применению адекватных поставленным задачам методов и методик исследований;

2. Требования к уровню освоения и содержания дисциплины:

В результате изучения курса историографии отечественной истории аспирант должен

знать: цели и задачи Историографии как науки, ее предмет, классификацию историографических источников, методы исследования, периодизацию этапов развития Отечественной исторической науки и их характеристику, основных представителей отечественной исторической науки и их работы в соответствии с периодизацией, развитие проблематики исторических исследований, основные методологические концепции, название и характеристику ведущих школ отечественной исторической науки, актуальные вопросы современной исторической науки;

уметь: анализировать историографические источники, применять на практики теоретические положения науки, применять ее методы исследования в своей практической деятельности, использовать разнообразные подходы к объяснению исторического процесса, объяснять позиции авторов исходя из разнообразных аспектов, определять аспекты, формирующие позицию авторов, транслировать разнообразные концепции на определенную проблему, делать аргументированные выводы;

владеть навыками: анализа, синтеза, обобщения историографического материала, применения методов историографической науки в практической работе исследователя, организации исследовательской работы.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

ДФО

Всего часов

Общая трудоемкость дисциплины

180

Аудиторные занятия

54

Лекции

30

Практические занятия

24

Самостоятельная работа

- реферат

-подготовка к семинарским занятиям

- изучение и конспектирование литературы, вынесенной на самостоятельное изучение

- контрольные работы

126

26

48

27

25

Вид итогового контроля

экзамен

4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

Практические занятия

Всего часов

Предмет историографии как специальной исторической дисциплины

2

2

Возникновение исторических знаний и их развитие (с древнейших времен до конца XVII в.)

4

4

Превращение исторических знаний в науку (конец XVII – XVIII вв.)

4

4

8

Историческая наука в первой трети XIX в.

2

4

6

Историческая наука во второй трети XIX в.

4

4

8

Основные тенденции и направления развития русской историографии в 1860-1917 гг.

4

4

8

Формирование новой советской исторической науки (1917-30-е гг. XX в.)

4

4

8

Отечественная советская историография в 40-е-80-е гг. XX в.

4

4

8

9.

Отечественная историческая наука в конце XX в. Актуальные проблемы историографии.

2

2

4.2 Содержание разделов дисциплины

4.2.1. Лекционный курс

лекции

Раздел, тема, содержание лекции

Кол-во

часов

1

Раздел 1: Предмет историографии как специальной исторической дисциплины.

Историография и история исторической науки. Термины «историография» и «история исторической науки» в дореволюционной российской науке. Основные факторы развития исторической науки. Задачи историографии. Принципы историографического познания: принцип историзма, принцип системности, принцип ценностного подхода. Методы историографического познания: сравнительно-исторический, хронологический, проблемно-хронологический, метод периодизации, метод ретроспективного анализа, метод перспективности. Историографические факты. Историографические источники и их виды.

Периодизация отечественной историографии. Историография в системе исторических наук.

2

2-3

Раздел 2: Возникновение исторических знаний и их развитие (с древнейших времен до конца XVII в.)

Возникновение исторических знаний. Дохристианские исторические представления восточных славян. Легенды, предания, дружинные сказания, былины.

Принятие христианства и распространение письменности. Изменение общественной функции исторических знаний. Письменные исторические сочинения. Древнерусское летописание.

Развитие исторических знаний и исторической мысли в едином Русском государстве.

Исторические сочинения XVII в. Постепенное отмирание летописания.

Общие итоги развития исторической мысли (до конца XVII в.). Создание предпосылок для перехода исторических знаний в научную форму.

4

4

Раздел 3: Превращение исторических знаний в науку (конец XVII – XVIII вв.)

Петровские реформы и их роль в развитии исторических знаний.

Роль Петра I в составлении исторических сочинений. «Ядро российской истории» А. И. Манкиева. Внимание к новейшей истории страны. Популяризация внешней политики Петра I и успехов русской армии в Северной войне. «История императора Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии» Ф. Прокоповича. «Рассуждение о причинах Свейской войны» П. П. Шафирова. Значение историографии петровского времени.

Историческая концепция В. Н. Татищева (1686-1750).

Исторические исследования М. В. Ломоносова (1711-1765).

Идеология Просвещения как теоретический фундамент российских исторических исследований. Сохранение элементов провиденциализма. Формирование направлений в русской историографии второй половины ХУШ-первой трети XIX в.

Консервативное направление в историографии. Общественно-политические взгляды М. М. Щербатова (1733-1790).

Исторические воззрения И. Н. Болтина (1735-1792).

Радикально-просветительское направление в историографии. А. Н. Радищев (1749—1802).

4

5

Раздел 4: Историческая наука в первой трети XIX в.

Реформы. Александра I в области образования и цензуры. Проблемы российской истории в общественно-политической борьбе.

Идеи Просвещения в начале XIX в. Воздействие европейского сентиментализма на русскую историографию.

Влияние французской романтической историографии эпохи Реставрации. Специфика консервативно-романтического направления. Ф.-О. Шатобриан (1768—1848).. Либеральный романтизм в исторической науке. Ф. Гизо (1787-1874) и О. Тьерри (1795-1856). Отношение к идейному наследию французской революции.

Историческая концепция Н. М. Карамзина (1766-1826).

Критическое направление в отечественной исторической науке. И. Ф. Г. Эверс (1781-1830).

Скептическая школа в русской историографии. Общественно-политические взгляды М. Т. Каченовского (1775—1842).

Исторические взгляды Н. А. Полевого (1796—1846).

2

6-7

Раздел 5: Историческая наука во второй трети XIX в.

Общественно-политическая борьба и развитие исторической науки. Образование и цензура при Николае I. Расширение возможностей для свободного научного творчества.

Влияние немецкой классической философии на теоретические основы исторических концепций русских историков. Г. В. Ф. Гегель (1770-1831).

Консервативное направление в историографии. Теория официальной народности и ее истоки в русской общественно-политической мысли. С. С. Уваров и окончательное оформление новой государственной идеологии.

Теория официальной народности и историческая наука. М. П. Погодин (1800-1875).

Оформление государственной (юридической) школы в трудах К. Д. Кавелина (1818-1885).

Историческая концепция С. М. Соловьева (1820-1879).

Б. Н. Чичерин (1828-1904) - ведущий теоретик государственной школы.

Общественно-политическая позиция славянофилов. Славянофильство и либерализм.

Либерально-романтическая концепция российской истории Н.И.Костомарова (1817-1885). Щапов А.Н. как представитель революционно-демократического направления в отечественной исторической науке.

Социально-политические взгляды представителей радикального направления в общественном движении: В. Г. Белинского (1811-1848), А. И. Герцена (1812-1870), Н. Г. Чернышевского (1828-1889), Н. А. Добролюбова (1836-1861).

4

8

Раздел 6: Основные тенденции и направления развития русской историографии в 1860-1917 гг.

Развитие методологических подходов и их борьба. Влияние западноевропейской методологии истории. Позитивизм и его критика в 1860-1880 гг. Исторические концепции русских марксистов 90-х гг. Консервативные модели реформации.

Методологические основы исторического исследования В. О. Ключевского (лекции 1—4).

Становление марксистской, историографии в России.

Ленинская концепция отечественной истории (барщинного хозяйства, феодализма и капиталистического развития России) в работе «Развития капитализма в России» (1899).

Творчество М. Н. Покровского до Великой Октябрьской социалистической революции.

Теоретические и методологические позиции П. Н. Милюкова в «Очерках по истории русской культуры» (1896).

С. Ф. Платонов. Методологические основы мировоззрения (христианская мораль, позитивная философия и эволюционная теория).

«Обзор русской истории с социологической точки зрения» Н. А. Рожкова (1905).

4

9-10

Раздел 7: Формирование новой советской исторической науки (1917-30-е гг. XX в.)

Складывание и развитие советской исторической школы.

Религиозно-мистические течения в русской зарубежной историографии революции и новой экономической политики. Н. А. Бердяев. И. А. Ильин. Г. П. Федотов. Д. С. Мережковский. Евразийство и евразийская концепция русской истории и постреволюционного развития СССР. Н. П. Савицкий. Н. С. Трубецкой. Л. П. Карсавин. П. П. Сувчий-ский. Г. В. Вернадский. Д. П. Святополк-Мирский.

Изменения в оценках новой экономической политики, отдельных ее этапов и лидеров в советской историографии 30-50-х гг. Зарождение и становление постулата «непогрешимости генеральной линии партии» применительно к новой экономической политике.

Постановка в исторической науке 30-х гг. проблем реконструкции народного хозяйства СССР. Этапы становления советской исторической концепции построения социалистического общества в СССР в 30-е гг. Эмиграция о природе сталинского режима в СССР и советского варианта модернизации. С. Дмитриевский. П. В. Милюков. С. Н. Прокопович. Л. Д. Троцкий. Влияние политической борьбы и общеполитической ситуации в стране на советскую историографию модернизации в 30-е гг. Специфика отечественной исторической концепции модернизации 30-х гг.

4

11

Раздел 8: Отечественная советская историография в 40-е-80-е гг. XX в.

Историческая наука после XX съезда партии. Новые тенденции в развитии советского общества и их влияние на развитие исторической науки. Проблематика данного периода.

Дискуссии 50-60-х гг. о времени перехода к новой экономической политике. Оценка историографией 50-80-х гг. VIII съезда Советов и X съезда РКП (б). Советская историография о ленинской теории многоукладности, ленинском плане построения социализма в СССР и основных принципах новой экономической политики. Внутрипартийная борьба и причины ее возникновения в изображении советской историографии.

Дискуссии о природе нэпа и его роли в истории советского общества в идейной борьбе первых лет горбачевской перестройки.

Дискуссии о природе и основных направлениях переустройства экономики в годы «социалистической реконструкции народного хозяйства» СССР.

Советская историческая наука о «ленинском плане коллективизации».

Первые советские работы о Великой Отечественной войне и их роль в идеологической борьбе на международной арене и внутри страны.

Изменения, произошедшие под влиянием XX съезда партии.

Советская историография о причинах второй мировой войны. В. М. Хвостов. А. М. Некрич. Г. А. Деборин.

4

12

Раздел 9: Отечественная историческая наука в конце XX в. Актуальные вопросы современной историографии.

Влияние политических событий середины 80-90-х гг. на состояние отечественной исторической науки. Центры изучения российской истории XX в.

Смена идеологических ориентиров в подходах к событиям русской революции и гражданской войны в середине 80-х гг.

Оценки двоевластия. Рост интереса к революционным событиям в российской провинции.

Изменение приоритетов в изучении характера и движущих сил революции, участия в ней различных общественных классов и групп. Кризис «рабочей истории» в посткоммунистической историографии.

Оценки в историографии 90-х гг. причин гражданской войны и ее ожесточенного характера.

Историческая наука о причинах горбачевской перестройки. Современные трактовки борьбы за власть в высших эшелонах партии в канун и первые месяцы перестройки.

Обострение политической конфронтации в обществе и в руководстве страны в 1991 г. События августа 1991 г. и дискуссионность их оценок современными исследователями.

Конституции 1993 г. Россия в условиях президентской республики. Становление нового российского парламентаризма и многопартийности, оценка их исторических судеб.

2


4.2.2. Семинарские занятия

занятия

Тема практического занятия

Раздел, тема дисциплины

Кол-во

часов

1.

Русская историография второй половины XVIII в.

раздел 3: Превращение исторических знаний в науку (конец XVII – XVIII вв.)

4

2.

Начало революционно-демократического периода в отечественной историографии.

раздел 3: Превращение исторических знаний в науку (конец XVII – XVIII вв.)

4

3.

Исторические сочинения Н.М.Карамзина.

раздел 5: Историческая наука во второй трети XIX в.

4

4.

С.М.Соловьев и начало складывания государственной школы.

раздел 5: Историческая наука во второй трети XIX в.

4

5.

В.О.Ключевский и формирование экономизма в отечественной историографии.

раздел 6. Основные тенденции и направления развития русской историографии в 1860-1917 гг.

4

6.

Историческая наука на переломе. Формирование советской исторической науки.

раздел 7. Формирование новой советской исторической науки (1917-30-е гг. XX в.)

4

7.

Актуальные вопросы современной исторической науки.

раздел 9. Отечественная историческая наука в конце XX в. Актуальные вопросы современной историографии.

4

4.2.3. Задания для самостоятельной работы студентов

Разделы и темы рабочей программы самостоятельного изучения

Перечень домашних заданий и других вопросов для самостоятельного изучения

раздел 7. Формирование новой советской исторической науки (1917-30-е гг. XX в.)

Тема: Формирование российской исторической школы за рубежом. Начало «русистики» и «советологии».

Проанализируйте литературу из предложенного перечня и ответьте на вопросы:

Историческая наука 20-30-е годы.//История и историки. М.1990.

Рубинштейн Н. Л. Русская историография. - М., 1941.

Черепнин Л. В. Отечественные историки XVIII-XX вв. - М., 1984.

В.Т.Пашуто Русские истории-эмигранты в Европе. М. 1991.

  1. Условия, способствующие формированию российской исторической школы за рубежом.

  2. Социальный и персональный состав. Назовите направления и наиболее ярких представителей.

  3. Особенности исторической проблематики. (Показать на примере одного из представителей)

Работу оформите в виде конспекта.

раздел 6. Основные тенденции и направления развития русской историографии в 1860-1917 гг.

Тема: С.Ф.Платонов и М.Н. Покровский – два подхода к истории феодализма.

Проанализируйте литературу из предложенного перечня и ответьте на вопросы:

А.Н.Артизов Исторические семинары М.Н.Покровского.// История и историки. М.1990.

Вандалковская М. Г. Историческая наука российской эмиграции: «евразийский соблазн». - М., 1997.

Рубинштейн Н. Л. Русская историография. - М., 1941.

Черепнин Л. В. Отечественные историки XVIII-XX вв. - М., 1984.

  1. Основные положения исторической концепции С.Ф.Платонова.

  2. Основные положения исторической концепции Н.М.Покровского.

  3. Суть дискуссии Платонов-Покровский.

Работу оформите в виде конспекта.

Тема: Основные этапы развития отечественной исторической науки.

Составьте обобщающую таблицу «Основные этапы развития отечественной исторической науки», включив следующие разделы: этап с указанием хронологических рамок, философско-методологические основы исторических исследований, основные представители, историографические памятники, указанного периода, периодизация русской истории, проблематика исслндований.

Подготовка к семинарам

Подготовка к контрольным работам

5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

5.1. Рекомендуемая литература

Основная литература:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа подготовки аспиранта по специальности 07. 00

    Основная образовательная программа
    Обострение социально-экономической и политической ситуации в Советской России к концу гражданской войны. Народные выступления против политики «военного коммунизма».
  2. Программа дисциплины источниковедение и историография западной сибири для аспирантов и соискателей специальности 07. 00. 02 Отечественная история

    Программа дисциплины
    Историография и источниковедение Западной Сибири (60 часов). Лекционный курс (20 часов) построен на основе освещения тем по истории Западной Сибири в русле изучения их исследователями.
  3. Меньшевизм и российские революции начала ХХ века: проблемы идейной эволюции (по материалам партийной печати) 07. 00. 02 Отечественная история

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 26 ноября 2009 года в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.150.01 при ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» по адресу: 141221, Московская обл.
  4. Программа кандидатского экзамена по истории и философии науки (для аспирантов и соискателей) Хабаровск

    Программа
    Программа кандидатского экзамена по истории и философии науки включает в себя проограммы-минимум по истории историографии, истории экономических учений, истории социологии, философии науки, подготовленные ведущими вузами страны и
  5. Основная профессиональная образовательная программа (1)

    Образовательная программа
    Настоящая образовательная программа послевузовского профессионального образования составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной образовательной программа послевузовского

Другие похожие документы..