Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
А такие качества, как интуиция, вдохновение, озарение, ведут к великим открытиям в науке. «В любом открытии есть 99% труда и потения и только 1% талан...полностью>>
'Документ'
Заболевания и повреждения височно-нижнечелюстного сустава (ВНЧС): воспалительные, воспалительно-дистрофические процессы, мышечно-суставная дисфункция...полностью>>
'Документ'
Славянская фэнтези – это произведения, где не только действие происходит в славянских странах, но и сама фантастика построена на фольклоре и мифологи...полностью>>
'Документ'
Зачем проводить самоконтроль сахара в крови? Почему обязательно ежедневно колоть себе пальцы? Неужели нельзя обойтись без этого? Такие вопросы часто ...полностью>>

Программа дисциплины актуальные проблемы отечественной истории и историографии для аспирантов по специальности «07. 00. 02 Отечественная история» Программу составил

Главная > Программа дисциплины
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Исторические исследования в России. Тенденции последних лет. -М.,1996.

раздел 8. Отечественная советская историография в 40-е-80-е гг. XX в.

Историческая наука после XX съезда партии. Новые тенденции в развитии советского общества и их влияние на развитие исторической науки. Организационные и структурные изменения. Открытие архивов и развитие археографии. Открытие «железного занавеса». Журнал «Вопросы истории». Реабилитация и развитие советской исторической науки. Дискуссия как элемент исторической науки. Роль партии в развитии исторической науки.

Проблематика данного периода. Дискуссия середины 50-х гг. об основных этапах и принципах периодизации истории СССР. И. Б. Берхин. М. П. Ким. Судьбы журнала «Вопросы истории» в 50—60-е гг. «Новое направление» и его судьбы. П. В. Волобуев. И. Ф. Гиндин. К. Н. Тарновский. Развитие отечественной ленинианы и ее эволюция. Возникновение традиционалистского направления в рамках советской исторической науки. Н. Н. Яковлев и политизированные дебаты вокруг его работ.

Дискуссии 50-60-х гг. о времени перехода к новой экономической политике. Оценка историографией 50-80-х гг. VIII съезда Советов и X съезда РКП (б). Советская историография о ленинской теории многоукладности, ленинском плане построения социализма в СССР и основных принципах новой экономической политики. Внутрипартийная борьба и причины ее возникновения в изображении советской историографии. Взгляды историков прежних лет на социальную структуру советского общества и динамику ее развития в 20-е гг. Анализ развития товарно-денежного хозяйства в годы нэпа и причины перехода к «новому этапу социалистического строительства».

Дискуссии о природе нэпа и его роли в истории советского общества в идейной борьбе первых лет горбачевской перестройки. Новые взгляды на природу и значение перехода от политики военного коммунизма к нэпу. Освещение в историографии последних лет проблем экономической истории советского общества в 20-е гг.: план или рынок; нэп: реальность или фикция. Изучение современной историографией экономических дискуссий в годы нэпа.

Дискуссии о природе и основных направлениях переустройства экономики в годы «социалистической реконструкции народного хозяйства» СССР. Советская историческая наука о причинах индустриализации в СССР. Оценки в советской исторической литературе источников и темпов индустриализации. Взаимосвязь экономики СССР и мирового хозяйства в период индустриализации и анализ историками ее динамики. Дискуссии в историографии 60-х гг. по вопросам исходного уровня индустриализации в СССР. Рост интереса к особенностям индустриализации в отдельных регионах и национальных республиках СССР. Советская практика управления плановой экономикой и органы хозяйственного управления в трудах отечественных историков 60-80-х гг. А. В. Венедиктов. Ю. В. Воскресенский. В. 3. Дробижев.

Советская историческая наука о «ленинском плане коллективизации». Причины, предпосылки, основные направления и результаты коллективизации в освещении советских историков. Подходы к периодизации коллективизации. Освещение политики ликвидации кулачества как класса. Изучение советской исторической наукой материальной базы коллективизации сельского хозяйства и дискуссии 50-60-х гг. о ее зрелости.

Постановка в советской историографии вопроса о государственной политике по отношению к крестьянству и причинах «извращения генеральной линии партии» в области колхозного строительства на первых этапах коллективизации. Взгляды оппозиции на пути и методы обобществления мелкого крестьянского хозяйства, особенности трактовок советскими историками причин сопротивления крестьянства в период развертывания колхозного строительства в СССР. Роль и место колхозного строя в политической и экономической системе СССР в трудах историков 50—80-х гг.

Первые советские работы о Великой Отечественной войне и их роль в идеологической борьбе на международной арене и внутри страны. Труды советских историков с критикой немецкой1 историографии войны и историографии стран - бывших союзников СССР. Влияние на формирование советской исторической концепции участия СССР в войне трудов И. В. Сталина, других партийных деятелей и советских полководцев Великой Отечественной войны. Основные направления в советской исторической литературе о Великой Отечественной войне в конце 40—начале 50-х гг.

Изменения, произошедшие под влиянием XX съезда партии. Вычеркивание из истории роли, сыгранной И. В. Сталиным, Г. К. Жуковым в общем русле «борьбы против культа личности» и «восстановления марксистского взгляда на роль личности в истории». Преувеличение в историографии конца 50-70-х гг. сначала роли Хрущева, а затем Л. И. Брежнева в войне. Возникновение и роль «Военно-исторического журнала» в изучении вклада советского народа в разгром фашистской Германии и милитаристской Японии. Написание и основные особенности шеститомного исследования по истории Великой Отечественной войны. Возрождение консерватизма в военной историографии. Возврат к освещению роли И. В. Сталина в войне. Расширение проблематики военной истории. Включение советской истории в контекст мировой истории, написание многотомной истории второй мировой войны. Достижения и пробелы советской исторической концепции Великой Отечественной войны.

Советская историография о причинах второй мировой войны. В. М. Хвостов. А. М. Некрич. Г. А. Деборин. Военная экономика СССР и вклад тружеников тыла в победу над фашизмом в советской исторической литературе. Эвакуация промышленности, этапы и сроки восстановления и реконструкции промышленности. Сельское хозяйство в годы Великой Отечественной войны в освещении историков 50-80-х гг. Рыночные механизмы и товарно-денежные отношения в период войны, зарплата и жизненный уровень населения СССР. Работы Н. А. Вознесенского, Г. С. Кравченко, Ю. В. Арутюняна, Я. Е. Чадаева и др. Изучение в советской историографии военного строительства, боевых действий и отдельных кампаний в период Великой Отечественной войны. Е. Шиловский. С. Голиков. Ф. Селиванов. И. Маркин. Советские историки о влиянии коммунистической партии на организацию сопротивления немецко-фашистской оккупации и побед в войне. Интерпретация советской историографией Великой Отечественной войны как вой-

ны социальных систем и антагонистических идеологий. А. М. Самсонов. Ю. П. Петров. Н. И. Шатагин. Историческая наука 50-80-х гг. о международном положении и внешней политике Советского Союза в годы второй мировой и Великой Отечественной войн. И. Ф. Ивашин, В. Л. Исраэлян и др.

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

Историки России XVIII-XX веков. - М., 1997. - Вып. 4.

Историческая наука России в XX в. – М., 1997.

Черепнин Л. В. Отечественные историки XVIII-XX вв. - М., 1984.

Дополнительная литература: .

Вандалковская М. Г. Историческая наука российской эмиграции: «евразийский соблазн». - М., 1997.

. Власть и общество России. XX век. М.; Тамбов, 1999.

Голанд Ю. Кризисы, разрушившие НЭП. - М., 1991.

Гордон Л. А., Клопов Э. В. Что это было? Размышления о предпосылках и итогах того, что случилось с нами в 30-40-е годы. - М., 1989.

Городецкий Е. Н. Историографические и источниковедческие проблемы Великого Октября (1930-1960): Очерки. - М., 1982.

Исторические исследования в России. Тенденции последних лет. -М.,1996.

раздел 9. Отечественная историческая наука в конце XX в. Актуальные проблемы историографии.

Влияние политических событий середины 80-90-х гг. на состояние отечественной исторической науки. Углубление методологического кризиса науки. Изменение исследовательской проблематике. Открытие «белых пятен истории». Начало политической реабилитации. Появление новых тенденций в развитии отечественной исторической науки.

Центры изучения российской истории XX в. Публицистика и ее воздействие на историографический процесс. Взаимодействие отечественной и зарубежной историографии. Состояние отечественной историографии в последние годы: кризис или смена парадигм в поисках новой научной концепции истории России в XX в.

Смена идеологических ориентиров в подходах к событиям русской революции и гражданской войны в середине 80-х гг. Дискуссии об «исторических альтернативах» Октября 1917 г., роли в революции «человеческого фактора», «бунтарском компоненте» в революционной активности масс, по другим вопросам. Спорные подходы к периодизации эпохи революционных потрясений и постреволюционного развития российского общества. Расхождения в оценках причин и предпосылок революции. Дискуссии вокруг вопроса о политической закулисе в русской революции: «немецкие деньги» и «запломбированный вагон», участие американских банков в финансировании русской революции, масонская проблематика, роль еврейского фактора в русской революции. Д. Волкогонов, М. Капустин, О. Платонов, А. Аврех, О. Соловьев и др. Современные оценки предреволюционного развития страны и влияния на складывание предпосылок революции участия России в первой мировой войне.

Оценки двоевластия. Рост интереса к революционным событиям в российской провинции. Новое в изучении общественных организаций и органов самоуправления в революции 1917 г. Утверждение в исторической науке направлений, изучающих становление в России начала XX в. гражданского общества, судьбы российского парламентаризма в период революции и гражданской войны. Современная историческая наука о формировании нового российского государства в 1917—1920 гг. Взаимоотношение власти и общества в период революции и гражданской войны на страницах исторической литературы. Место и роль политических партий в годы революции, гражданской войны и интервенции.

Изменение приоритетов в изучении характера и движущих сил революции, участия в ней различных общественных классов и групп. Кризис «рабочей истории» в посткоммунистической историографии. Историки о судьбах русского крестьянства в годы революции и гражданской войны. Теория «общинной революции» и ее влияние на современную историографию. Дискуссии вокруг вопроса о «третьей силе» в гражданской войне. Казачество и революция. Обращение историографии к проблеме «человека с ружьем» в русской революции. Национальный фактор в революции.

Оценки в историографии 90-х гг. причин гражданской войны и ее ожесточенного характера. Ослабление внимания к освещению иностранной военной интервенции и политико-экономического давления на конфликтующие в гражданской войне стороны. Красный и белый террор, их функции в становлении нового общества. Новое в освещении строительства РККА в годы гражданской войны. «Белое дело» в трудах современных историков. Изучение влияния войны и доктринальных установок на внутреннюю политику большевиков и белых правительств в 1918-1920 гг. Дискуссии в современной исторической литературе о природе и направленности мероприятий большевистского режима в конце 1917-на-чале 1918 г. в области государственного, национального и культурного строительства, промышленности, сельского хозяйства и продовольственного снабжения. Новые трактовки «военного коммунизма», его природы и причин кризиса военно-коммунистической системы. Оценки современной историографией последствий гражданской войны для русского народа

Историческая наука о причинах горбачевской перестройки. Современные трактовки борьбы за власть в высших эшелонах партии в канун и первые месяцы перестройки. Влияние публицистики на оценку исторической наукой периода перестройки. Современная историческая наука о внешнеполитических аспектах преобразований в 1985-1991 гг., судьбах советского блока и послевоенного устройства мира. Дискуссии о характере и этапах преобразований. Политика «гласности» и ее оценка в исторической литературе и публицистике. Межнациональные отношения в СССР в последний период его существования, взгляды исследователей на роль межнациональных конфликтов в СССР. Современная историография о «неформальном движении» и складывании условий возникновения в Советском Союзе многопартийности. Дискуссии о причинах провала перестройки и ее последствиях для народов СССР и Российской Федерации.

Обострение политической конфронтации в обществе и в руководстве страны в 1991 г. События августа 1991 г. и дискуссионность их оценок современными исследователями. Первые попытки научного анализа состояния российского общества на этапе перехода к «радикальным экономическим реформам». «Шокотерапия» и пребывание у власти «молодых реформаторов» первой волны, оценка их деятельности в научной литературе и публицистике. Рост социального расслоения и неудовлетворенности российского общества проводимой властями политикой и анализ этих процессов отечественной наукой. Возникновение оппозиции и попытки ее объединения в освещении публицистов и исследователей. Политический кризис лета-осени 1993 г. и рост конфронтации в обществе и в высших эшелонах власти. События сентября-октября 1993 г. и полемика вокруг них.

Конституции 1993 г. Россия в условиях президентской республики. Становление нового российского парламентаризма и многопартийности, оценка их исторических судеб. Современный российский федерализм, его достижения и просчеты. Чеченская война и первые работы о ее причинах, характере, основные этапах и последствиях. Современная наука и публицистика о судьбах российского общества в условиях социальной и политической напряженности после системного кризиса монетаристско-либерального курса 17 августа 1998 г. В. Соргин. Р. Медведев.

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

Историки России XVIII-XX веков. - М., 1997. - Вып. 4.

Историческая наука России в XX в. – М., 1997.

Черепнин Л. В. Отечественные историки XVIII-XX вв. - М., 1984.

Дополнительная литература: .

Вандалковская М. Г. Историческая наука российской эмиграции: «евразийский соблазн». - М., 1997.

. Власть и общество России. XX век. М.; Тамбов, 1999.

Голанд Ю. Кризисы, разрушившие НЭП. - М., 1991.

Гордон Л. А., Клопов Э. В. Что это было? Размышления о предпосылках и итогах того, что случилось с нами в 30-40-е годы. - М., 1989.

Городецкий Е. Н. Историографические и источниковедческие проблемы Великого Октября (1930-1960): Очерки. - М., 1982.

Исторические исследования в России. Тенденции последних лет. -М.,1996.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

План семинарских занятий

Тема 1: Русская историография второй половины XVIII в.

План:

1.Роль российского самодержавия в становлении отечественной исторической науки.

2. Историограф М.М. Щербатов. Жизнь, творчество, исторические взгляды.

3. Историк И.Н.Болтин. Жизнь, творчество, исторические взгляды.

Методические рекомендации для подготовки к семинару:

Подготовку к семинару следует начать с характеристики периода, указанного в названии. Обратите внимание на тенденции в развитии политики и культуры, связав с биографией М.М.Щербатова и И.Н.Болтина. Далее, познакомьтесь с содержанием произведений М.М. Щербатова и И.Н.Болтина, обращая особое внимание на такие вопросы как: периодизация русской истории, оценка ключевых событий отечественной истории, суть полемики историков. Далее проанализируйте работы об авторах. Результаты работы оформите в виде конспектов.

Список рекомендуемой литературы:

Заболотный Е.Б., Камынин В.Д., Шишкин И.Г. Очерки современной историографии истории России с древнейших времен до начала XX века. Тюмень. 2003.

Историки России XVIII-XX веков. - М., 1997. - Вып. 4.

Ключевский В.О. И.Н.Болтин //Сочинения в 9 т. М.1989. Т.VII.

Рубинштейн Н.Л. Русская историография. М. 1941.

Шанский Д. Н. Из истории русской исторической мысли. И. Н. Болтин. - М., 1983. Шапиро А. Л. Русская историография с древнейших времен до1917 г.: Учеб. пособие. - М., 1993.

Шкуринов П. С. ЮхтА. И. Государственная деятельность В. Н. Татищева в 20-х-нача-ле 30-х годов. XVIII в. - М., 1985.

Черепнин Л. В. Отечественные историки XVIII-XX вв. - М., 1984.

Тема 2: Начало революционно-демократического периода в отечественной историоргафии.

План:

1. А.Н.Радищев и начало революционно-демократического периода в России.

2. Размышления А.Н.Радищева о революции.

3. Размышления А.Н.Радищева ореформах.

Методические рекомендации для подготовки к семинару:

Подготовку к семинару следует начать с характеристики периода, указанного в названии. Обратите внимание на тенденции в развитии политики и культуры, проследите как они отразились в биографии А.Н.Радищева. Обратите особое внимание на политические взгляды А.Н.Радищева, характеристику событий русской истории. Далее проанализируйте работы об авторе. Сделайте вывод о роли А.Н.Радищева в отечественной исторической науки. Результаты работы оформите в виде конспектов.

Список рекомендуемой литературы:

Заболотный Е.Б., Камынин В.Д., Шишкин И.Г. Очерки современной историографии истории России с древнейших времен до начала XX века. Тюмень. 2003.

Историки России XVIII-XX веков. - М., 1997. - Вып. 4.

КузьминА. Г. Татищев. - М., 1987.

Шапиро А. Л. Русская историография с древнейших времен до1917 г.: Учеб. пособие. - М., 1993.

Черепнин Л. В. Отечественные историки XVIII-XX вв. - М., 1984.

Тема 3: Исторические сочинения Н.М.Карамзина.

План:

  1. Историко-теоретическая концепция Н.М.Карамзина. («Записка о древней и новой России»)

  2. Общественно-политические и научные задачи «Истории государства Российского».

  3. Н.М.Карамзин о происхождении, основных этапах, роли российского государства.

  4. Значение «Истории государства Российского».

Методические рекомендации для подготовки к семинару:

Подготовку к семинару следует начать с характеристики периода, указанного в названии. Обратите внимание на тенденции в развитии политики и культуры, связав с процессом становления взглядов Н.М.Карамзина. Далее, познакомьтесь с содержанием «Записки о древней и новой России» и «Историей государства Российского», обращая особое внимание на такие вопросы как: периодизация русской истории, оценка ключевых событий отечественной истории, принципы построения материала. Далее проанализируйте работы об авторе, сделайте вывод о роли и значении Н.М.Карамзина в русской исторической науки и источниковедении. Результаты работы оформите в виде конспектов.

Список рекомендуемой литературы:

Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России. М. 1991.

Карамзин Н.М. История государства Российского. М. 1989. Т.1.

Заболотный Е.Б., Камынин В.Д., Шишкин И.Г. Очерки современной историографии истории России с древнейших времен до начала XX века. Тюмень. 2003.

Историки России XVIII-XX веков. - М., 1997. - Вып. 4.

Козлов В. П. «История Государства Российского» Н. М. Карамзина в оценках современников. - М., 1989.

Лотман Ю. М. Карамзин. - М., 1997

Рубинштейн Н.Л. Русская историография. М. 1941.

Шапиро А. Л. Русская историография с древнейших времен до1917 г.: Учеб. пособие. - М., 1993.

ШмидтС.О. Путь историка: избранные труды по источниковедению и историографии. М. 1997.

Черепнин Л. В. Отечественные историки XVIII-XX вв. - М., 1984.

Эйдельман Н.Я. Последний русский летописец. М.1983.

Тема 4: С.М.Соловьев и начало складывания государственной школы.

План:

  1. Историко-теоретическая концепция С.М.Соловьева.

  2. С.М.Соловьев о факторах, определяющих ход русской истории.

  3. Основные проблемы «Истории России с древнейших времен».

  4. Значение трудов С.М.Соловьева.

Методические рекомендации для подготовки к семинару:

Подготовку к семинару следует начать с характеристики историографической ситуации периода, указанного в названии. Обратите внимание на тенденции в развитии исторической науки данного периода и результатах предшествующих. Изучите биографию С.М.Соловьева. Далее, познакомьтесь с содержанием «Истории России с древнейших времен», обращая особое внимание на такие вопросы как: периодизация русской истории, оценка ключевых событий отечественной истории, принципы построения материала, факторы, определяющие ход русской истории. Далее проанализируйте работы об авторе, сделайте вывод о роли и значении трудов С.М.Соловьева в русской исторической науки. Результаты работы оформите в виде конспектов.

Список рекомендуемой литературы:

Зверев В. В. Реформаторское народничество и проблема модернизации России от 40-х к 90-м гг. XIX в. - М., 1997

Заболотный Е.Б., Камынин В.Д., Шишкин И.Г. Очерки современной историографии истории России с древнейших времен до начала XX века. Тюмень. 2003.

Иллерицкий В. Е. Сергей Михайлович Соловьев. - М., 1980.

Историки России XVIII-XX веков. - М., 1997. - Вып. 4.

Лосев А. Владимир Соловьев и его время. - М., 1990.

Рубинштейн Н.Л. Русская историография. М. 1941.

Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М.1988. Т.1.

Шапиро А. Л. Русская историография с древнейших времен до1917 г.: Учеб. пособие. - М., 1993.

Черепнин Л. В. Отечественные историки XVIII-XX вв. - М., 1984.

Тема 5: В.О.Ключевский и формирование экономизма в отечественной историографии.

План:

  1. Методология истории В.О.Ключевского.

  2. В.О.Ключевский о факторах и движущих силах русской истории, о принципах периодизации.

  3. Основные этапы истории России в «Курсе русской истории».

  4. В.О.Ключевский как источниковед и историограф.

Методические рекомендации для подготовки к семинару:

Подготовку к семинару следует начать с характеристики историографической ситуации периода, указанного в названии. Обратите внимание на тенденции в развитии исторической науки данного периода и результатах предшествующих. Изучите биографию В.О.Ключевского. Далее, познакомьтесь с содержанием «Курса русской истории», обращая особое внимание на такие вопросы как: периодизация русской истории, оценка ключевых событий отечественной истории, принципы построения материала, факторы, определяющие ход русской истории. Далее проанализируйте работы об авторе, сделайте вывод о роли и значении трудов В.О.Ключевского в русской исторической науки. Результаты работы оформите в виде конспектов.

Список рекомендуемой литературы:

Вандалковская М. Г. История изучения русского революционного движения середины XIX века. 1870-1917. - М., 1982.

Заболотный Е.Б., Камынин В.Д., Шишкин И.Г. Очерки современной историографии истории России с древнейших времен до начала XX века. Тюмень. 2003.

Историки России XVIII-XX веков. - М., 1997. - Вып. 4.

Карагодин А. М. Философия истории В. О. Ключевского. - Саратов, 1976.

Ключевский В.О. Сочинения в 9 т. М.1987. Предисловие.

Ключевский В.О. Курс русской истории. Ч.1, 3,5. (издание любое)

Нечкина М. В. Василий Осипович Ключевский. История жизни и творчества. - М., 1974.

Шапиро А. Л. Русская историография с древнейших времен до1917 г.: Учеб. пособие. - М., 1993.

ШмидтС.О. Путь историка: избранные труды по источниковедению и историографии. М. 1997.

Черепнин Л. В. Отечественные историки XVIII-XX вв. - М., 1984.

Чумаченко Э. Г. В. О. Ключевский - источниковед. - М., 1970

Цамутали А. Н. Борьба течений в русской историографии во второй половине XIX в. - Л., 1977.

Тема 6: Историческая наука на переломе. Формирование советской исторической науки.

План:

  1. Формирование новых принципов взаимоотношений советской власти и исторической науки.

  2. Возникновение марксистского направления в исторических исследованиях.

  3. Борьба «старой» и «новой» школы. Дело академика С.Ф.Платонова.

  4. Проблематика советских исследований 20-х гг.

Методические рекомендации для подготовки к семинару:

Подготовку к семинару следует начать с характеристики политической ситуации в России, указанного периода. Обратите внимание на произошедшие изменения, определите какое влияние они оказали на роль, содержание, структуру отечественной исторической науки. Дайте характеристику историографической ситуации этого периода, выделяя три основных направления: «старая буржуазная» школа, «новое» марксистское направление, «русское зарубежье». Далее, определите основные положения «старой» и «новой» школы, суть конфликта между С.Ф.Платоновым и М.Н.Покровским. Проследите как изменилась проблематика исторических сочинений в указанный период. Сделайте вывод об итогах периода и сложившихся тенденциях.

Список рекомендуемой литературы:

Брачев В. С. Русский историк Сергей Федорович Платонов: В 2 ч. -СПб, 1995.

Вандалковская М. Г. История изучения русского революционного движения середины XIX века. 1870-1917. - М., 1982.

Вандалковская М. Г. П. Н. Милюков, А. А. Кизеветтер: история и политика. - М., 1992.

Думова Н. Г. Либерал в России: трагедия несовместимости. Исторический портрет П. Н. Милюкова. - М., 1993. - Ч. 1.

Заболотный Е.Б., Камынин В.Д., Шишкин И.Г. Очерки современной историографии истории России с древнейших времен до начала XX века. Тюмень. 2003.

Историки России XVIII-XX веков. - М., 1997. - Вып. 4.

Плеханов Г. В. История русской общественной мысли. - СПб, 1914.

Покровский М. Н. Историческая наука и борьба классов. (Историографические очерки, критические статьи и заметки). - М.; Л., 1922.

Покровский М. Н. Классовая борьба и русская историческая литература.-М., 1923.

СивакА. Ф. Константин Леонтьев. -Л., 1991.

Смирнов И. П. «От марксизма к идеализму»: М. И. Туган-Барановский, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев. - М., 1995.

ШмидтС.О. Путь историка: избранные труды по источниковедению и историографии. М. 1997.

Черепнин Л. В. Отечественные историки XVIII-XX вв. - М., 1984. :

Чистякова Е. В., Мальцева И. Ф. Ленинская концепция истории России периода феодализма. - М., 1985.

Тема 7: Актуальные вопросы современной исторической науки.

План:

  1. Историографическая ситуация рубежа 20-21 века.

  2. Методология истории и вопросы теории исторической науки.

  3. Характеристика проблематики современной историографии.

  4. Региональная историческая наука сегодня.

Методические рекомендации для подготовки к семинару:

Подготовку к семинару следует начать с характеристики политической ситуации в России, указанного периода. Обратите внимание на произошедшие изменения в экономики, политике, сознании людей, определите какое влияние они оказали на роль, содержание, структуру отечественной исторической науки. Дайте характеристику историографической ситуации этого периода, определяя новые тенденции, характерные черты, попытки преодоления кризиса исторической науки. Назовите наиболее ярких представителей, рассматриваемого периода. Проследите как изменилась проблематика исторических сочинений. Определите особенности развития исторической науки в регионах. Сделайте вывод об итогах развития исторической науки в данный период.

Список рекомендуемой литературы:

Вандалковская М. Г. Историческая наука российской эмиграции: «евразийский соблазн». - М., 1997.

Власть и общество России. XX век. М.; Тамбов, 1999.

Голанд Ю. Кризисы, разрушившие НЭП. - М., 1991.

Гордон Л. А., Клопов Э. В. Что это было? Размышления о предпосылках и итогах того, что случилось с нами в 30-40-е годы. - М., 1989.

Городецкий Е. Н. Историографические и источниковедческие проблемы Великого Октября (1930-1960): Очерки. - М., 1982.

Заболотный Е.Б., Камынин В.Д. Историческая наука в России в конце XX- начале XXI века. Тюмень. 2004.

Заболотный Е.Б., Камынин В.Д., Шишкин И.Г. Очерки современной историографии истории России с древнейших времен до начала XX века. Тюмень. 2003.

Историки России XVIII-XX веков. - М., 1997. - Вып. 4.

Историческая наука России в XX в. – М., 1997.

Исторические исследования в России. Тенденции последних лет. -М.,1996.

Рубеж веков: проблемы методологии и историографии исторических исследований: Сб. статей. Тюмень. 1992.

ШмидтС.О. Путь историка: избранные труды по источниковедению и историографии. М. 1997.

Черепнин Л. В. Отечественные историки XVIII-XX вв. - М., 1984.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Содержание самостоятельной работы

и методические рекомендации к ее выполнению

Тема 1: Формирование российской исторической школы за рубежом. Начало «русистики» и «советологии».

Методические указания:

Проанализируйте литературу из предложенного перечня и ответьте на вопросы по плану.

Вандалковская М. Г. Историческая наука российской эмиграции: «евразийский соблазн». - М., 1997.

Историческая наука 20-30-е годы.//История и историки. М.1990.

Рубинштейн Н. Л. Русская историография. - М., 1941.

Черепнин Л. В. Отечественные историки XVIII-XX вв. - М., 1984.

В.Т.Пашуто Русские истории-эмигранты в Европе. М. 1991.

План:

  1. Условия, способствующие формированию российской исторической школы за рубежом.

  2. Социальный и персональный состав. Назовите направления и наиболее ярких представителей.

  3. Особенности исторической проблематики. (Показать на примере одного из представителей)

Форма контроля: контрольная работа

Тема 2: С.Ф.Платонов и М.Н. Покровский – два подхода к истории феодализма.

Методические указания:

Проанализируйте литературу из предложенного перечня и ответьте на вопросы по плану.

А.Н.Артизов Исторические семинары М.Н.Покровского.// История и историки. М.1990.

Рубинштейн Н. Л. Русская историография. - М., 1941.

Черепнин Л. В. Отечественные историки XVIII-XX вв. - М., 1984.

План:

  1. Основные положения исторической концепции С.Ф.Платонова.

  2. Основные положения исторической концепции Н.М.Покровского.

  3. Суть дискуссии Платонов-Покровский.

Форма контроля: контрольная работа

Тема 3: Основные этапы развития отечественной исторической науки.

Методические указания:

Составьте обобщающую таблицу «Основные этапы развития отечественной исторической науки», включив следующие разделы: этап с указанием хронологических рамок, философско-методологические основы исторических исследований, основные представители, историографические памятники, указанного периода, периодизация русской истории, проблематика исследований.

План:

  1. Периодизация отечественной историографии.

  2. Основные представители и их работы.

  3. Философско-теоретические основы исторических концепций.

  4. Проблематика исследований.

Форма контроля: коллоквиум



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа подготовки аспиранта по специальности 07. 00

    Основная образовательная программа
    Обострение социально-экономической и политической ситуации в Советской России к концу гражданской войны. Народные выступления против политики «военного коммунизма».
  2. Программа дисциплины источниковедение и историография западной сибири для аспирантов и соискателей специальности 07. 00. 02 Отечественная история

    Программа дисциплины
    Историография и источниковедение Западной Сибири (60 часов). Лекционный курс (20 часов) построен на основе освещения тем по истории Западной Сибири в русле изучения их исследователями.
  3. Меньшевизм и российские революции начала ХХ века: проблемы идейной эволюции (по материалам партийной печати) 07. 00. 02 Отечественная история

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 26 ноября 2009 года в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.150.01 при ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» по адресу: 141221, Московская обл.
  4. Программа кандидатского экзамена по истории и философии науки (для аспирантов и соискателей) Хабаровск

    Программа
    Программа кандидатского экзамена по истории и философии науки включает в себя проограммы-минимум по истории историографии, истории экономических учений, истории социологии, философии науки, подготовленные ведущими вузами страны и
  5. Основная профессиональная образовательная программа (1)

    Образовательная программа
    Настоящая образовательная программа послевузовского профессионального образования составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной образовательной программа послевузовского

Другие похожие документы..