Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Использование учебно-методического комплекса по истории издательства «Русское слово» (2)
Использование учебно-методического комплекса
по истории
издательства «Русское слово»
В 2006-2007 учебном году общеобразовательные учреждения Российской Федерации продолжают постепенный переход на новые образовательные стандарты, утверждённые в 2004 г. При этом жёстких сроков перехода на новое содержание Министерство образования и науки России не предусматривает.
Таким образом, в 2006--2007 учебном году учитель продолжает ориентироваться на обязательный минимум основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 19.05.1998 г. (№ 1236) и обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образовании, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 30.06. 1999 г. (№ 56).
Данные положения имеют цели познакомить учителей истории с новыми нормативными документами, при этом обращается особое внимание на методические и образовательные ресурсы издательства «Русское слово» в рамках реформирования системы школьного образования.
1.Государственный стандарт общего образования: общие положения, назначение, структура
Государственный стандарт общего образования – это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объём учебной нагрузки учащихся, уровень подготовки выпускников, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса.
Введение Государственного стандарта является главным условием обновления содержания образования, приведения его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны.
Государственный стандарт общего образования является основой разработки федерального базисного учебного плана, образовательных программ различных ступеней общего образования, базисных учебных планов регионов и образовательных учреждений. Он также становится основанием для объективной оценки уровня подготовки учащихся и деятельности образовательных учреждений и для определения объёма бюджетного финансирования образовательных услуг.
Государственный стандарт общего образования призван обеспечить равные возможности для всех граждан в получении качественного общедоступного, бесплатного общего образования, единство образовательного пространства в РФ, преемственность образовательных программ на разных ступенях общего образования, социальную и профессиональную защищённость обучающих и обучающихся.
Государственный стандарт общего образования включает три компонента: федеральный, региональный (национально-региональный) и компонент образовательного учреждения.
2.Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования (ФК ГСОО).
ФК ГСОО является основной частью Государственного стандарта общего образования, важнейшим средством инновационного развития и обновления организационных форм, методов и технологий образования. Он является обязательным к исполнению для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений РФ, устанавливает обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, требования к уровню подготовки выпускников, максимальный объём учебной нагрузки учащихся, и нормативы учебного времени.
Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования был одобрен решением коллегии Министерства образования РФ и Президиума Российской академии образования от 23.12.2003 г. (№ 21/12) и утверждён приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. (№1089). Он вводится поэтапно: в 2005/2006 учебном году в предпрофильных 9-х классах; в 2006-2007 учебном году в 1-х, 5-х и 10-х классах и т.д.
ФК ГСОО разработан в соответствии с принятым в 1992 г. Законом РФ «Об образовании» (статья 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., утверждённой распоряжением Правительства РФ (№ 1756-р) от 29.12.2001 г. В нём нашли отражения основные концептуальные подходы и направления модернизации общего образования: введение профильного обучения, нормализация учебной нагрузки, личностная ориентация, социально-гуманитарная направленность содержания образования, его деятельностный характер, формирование ключевых компетенций, усиление воспитательной роли, повышение значения социализирующих дисциплин, в том числе истории, обеспечение вариативности образования и всеобщей компьютерной грамотности.
В соответствие с этими положениями в содержании учебного предмета «История» полнее должны быть раскрыты историко-культурные аспекты, причинно-следственные связи, роль человеческого фактора, цивилизационная составляющая исторического процесса.
Концепция ФК ГСОО определяется прежде всего новой стратегией развития личности в информационную эпоху.
Молодой человек живёт в быстроизменяющемся, противоречивом, сложном мире, в котором объём информации возрастает в геометрической прогрессии. Его социальный и профессиональный успех зависит от позитивного отношения к новациям, от способности преодолевать устаревающие стереотипы мышления, поведения, общения, от готовности отвечать за реализацию своих жизненных перспектив, от умения самостоятельно искать, отбирать, анализировать и использовать нужную информацию, от обладания навыками конструктивного взаимодействия с людьми разных взглядов и ценностных ориентаций.
Содержание образования поэтому должно быть нацелено на создание условий для самоопределения и самореализации личности, на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков, обобщённых способов деятельности, социально-значимых компетенций. Историческое образование, в частности, становится личностно и практико-ориентированным с приоритетом использования деятельностных форм.
История изучается в основной и старшей школе. В старшей школе история изучается на профильном и базовом уровнях.
3.Цели общего и исторического образования
Концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования следующим образом: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся за своё развитие». Важнейшими задачами являются «формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».
В рамках общей стратегии развития российского образования цели изучения истории для основного общего образования определяются как
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этническими традициями;
- формирование толерантного отношения к представителям других народов, рас, религий, навыка участия в межкультурном взаимодействии на основе применения знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей.
Цели изучения истории на ступени среднего (полного) общего образования (базовый уровень):
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззрения учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнических традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
- совершенствование умений и навыков поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к реальности, соотносить свои взгляды с исторически сложившимися мировоззренческими системами;
- формирование исторического мышления – способности рассматривать события, явления, личности с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий, явлений и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам.
Цели изучения истории на ступени среднего (полного) общего образования (профильный уровень):
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззрения учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнических традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
- расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе;
- подготовка учащихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин;
- овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственное отношение к реальности, соотносить его с исторически сложившимися мировоззренческими системами;
- формирование исторического мышления – способности рассматривать события, явления, личности с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.
4.Обязательный минимум содержания исторического образования
Обязательный минимум содержания исторического образования представляет собой набор предметных тем (дидактических единиц), который в обязательном порядке предоставляется учащимся.
Обязательный минимум содержания исторического образования предоставляет возможности для вариативного и дифференцированного обучения, так как он не устанавливает последовательность и длительность по времени изучения предметных тем, выделяет содержание, которое не является предметом контроля.
В основной школе обязательный минимум исторического образования сформирован традиционно, в единой «линейной» системе. По сравнению с минимумом 1998 г. в новом стандарте усилена общеобразовательная, мировоззренческая и общекультурная направленность, преодолена излишняя детализация учебного материала.
Особенность содержания исторического образования в старшей школе связана с переходом от преимущественного изучения фактов к их осмыслению и анализу. Таким образом, отличие преподавания истории в старшей школе по сравнению с основной школой носит не количественный, а качественный характер.
В старшей школе история преподаётся на базовом и профильном уровнях.
На базовом уровне история изучается как обязательный предмет независимо от профиля и организации довузовской подготовки учащихся. Базовый уровень изучения истории решает задачи воспитания, развития и формирования мировоззрения учащихся.
Изучение истории на профильном уровне, кроме упомянутых задач, решает задачи профессиональной ориентации и организации последующего профессионального образования учащихся.
5.Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню подготовки учащихся задаются в деятельностной форме: «знать», «понимать», «уметь», «использовать в практической деятельности и повседневной жизни» и служат основой для разработки контрольно-измерительных материалов.
Категория «знать/понимать» является содержательной основой требований.
В основной школе изучаются ключевые события отечественной и всемирной истории.
В старшей школе на базовом уровне изучаются исторические процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории, подчёркивающие историческую обусловленность современных общественных институтов, норм и мотивов человеческого поведения.
На профильном уровне в старшей школе учащиеся знакомятся с основными современными методологическими концепциями исторического развития, принципами периодизации и дискуссионными вопросами истории.
Во всех курсах истории, на всех уровнях уделяется большое внимание вопросам культуры, осмыслению духовных традиций и ценностей разных религиозно-культурных систем.
Категория «уметь» - ключевая в системе требований, так как отражает направления учебного процесса и определяет принципы построения системы итогового контроля.
Основная школа прививает учащимся умения репродуктивно описывать исторические события и памятники культуры на основе текста и иллюстраций учебника, анализировать и объяснять исторические факты и явления, соотнося их с историческим процессом, выявляя их существенные черты; сравнивая факты, процессы друг с другом, определяя их причины и следствия. Учащиеся приобретают первичные навыки работы с историческими источниками, с картографическим и хронологическим материалом.
В средней школе на базовом уровне учащиеся приобретают навыки установления пространственно-временных рамок исторических процессов и явлений; различения в исторической информации фактов и мнений, описаний и объяснений; участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, подкреплённой историческими аргументами; поиска исторической информации в разных знаковых системах (текст, карта, схема, диаграмма, таблица, аудиовизуальный ряд); использования методов электронной обработки исторической информации.
В старшей школе на профильному уровне учащиеся должны научиться систематизировать различную историческую информацию на основе собственных представлений о закономерностях всемирно-исторического процесса; формировать собственный алгоритм решения исследовательских задач – формулировать проблемы и цели своей работы над проектом, определять способы и методы решения задач, прогнозировать ожидаемый результат, корректировать свою деятельность путём рефлексии. Учащиеся должны научиться представлять результаты своей деятельности в форме конспекта, реферата, рецензии, тезисов, исторического эссе, резюме, исследовательского проекта, презентации, выступления на «круглом столе», конференции, в ходе дебатов, дискуссии, полемики и т.п. Учащиеся должны осуществлять несложный источниковедческий анализ (давать внешнюю и внутреннюю критику источника, классифицировать источники исторической информации по определённым основаниям и т.п.)
Категория «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» включает в себя положения, которые не всегда могут быть достигнуты и выявлены в рамках учебного процесса. В такой ситуации учитель должен поощрять положительную мотивацию и внутреннюю готовность к использованию приобретённых знаний и умений у учащихся. Что составляет сущность компетентностного подхода к обучению.
К познавательной компетентности относятся умения
- разделять процессы на этапы, звенья, периоды;
- устанавливать причинно-следственные, временные, функциональные связи между частями и целым;
- определять структуру объекта познания;
- сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по различным критериям и основаниям;
- различать факты, мнения, доказательства, гипотезы;
- решать задачи на основе заданных алгоритмов;
- рефлектировать основания мышления, поведения, общения;
- самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, критически оценивать полученные результаты.
В старшей школе учащиеся должны научиться
- осознавать сферы своих познавательных интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности;
- определять причины возникших трудностей и пути их устранения;
- развивать способности и готовность учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке;
-понимать ценность образования как средства развития личности.
При профильном изучении истории важнейшее значение приобретает участие учащихся в проектной деятельности. Поэтому учащиеся должны приобрести навыки научно-исследовательской деятельности:
- выдвигать гипотезы;
- осуществлять их проверку;
- самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности.
В области информационно-коммуникативной компетентности учащиеся должны приобрести умения
- передавать содержание текста в сжатом и развёрнутом виде;
- производить информационно-смысловой анализ текста;
- использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и т.п.);
- создавать краткие, выборочные или полные письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную или прочитанную информацию;
- составлять план, тезисы конспекта;
- владеть монологической речью;
- участвовать в диалоге;
- перефразировать мысль.
- пользоваться различными источниками информации, включая электронные;
- осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы для передачи информации;
- переводить информацию из одной знаковой системы в другую.
В области социально-мировоззренческой компетенции учащиеся должны овладеть умениями
- формулировать свои взгляды;
- осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную идентичность;
- адаптироваться к жизни социума;
- понимать значение традиций и устоев;
- проявлять свою гражданскую позицию;
-ответственно относится к выбору профессии.
Приобретение общеучебных умений и навыков подразумевает повышенное внимание е межпредметным связям курса «История».
Использование потенциала межпредметных связей истории и обществознания позволит сформировать у учащихся целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности явлений и процессов современного общества, адекватно воспринимать социальную информацию, осмысленно и толерантно воспринимать многообразие форм социальной жизни. Учащиеся на уроках истории пользуются понятийным аппаратом, усвоенным на уроках обществознания.
Использование интегративных возможностей истории и географии расширит представление учащихся о закономерностях пространственно-временной организации мира, закрепит умение оперировать статистическим и картографическим материалом, сформирует представление о том, что история – это география развёрнутая во времени, а география – это история, развивающаяся в пространстве.
Интеграция предметных областей «История» и «Филология» позволит учащимся лучше усвоить стилистические и образно-выразительные ресурсы родного и иностранных языков, точнее понимать содержание литературных произведений.
Использование возможностей межпредметных связей истории и предметов образовательной области «Искусство» также позволит учащимся лучше понимать содержание произведений изобразительного искусства и логику его развития.
Историческое образование в старшей профильной школе предполагает опредёлённую специфику установления межпредметных связей. Для углубления изучения тех или иных предметных областей возможно формирование особых содержательных линий: «История экономики», «История права», «История науки и техники», «История философии» и т.п.
6.Федеральный базисный учебный план
Федеральный базисный учебный план отводит на изучение истории 68-70 часов в год в основной общей школе и в средней (полной) непрофильного обучения. Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования предлагает изучать в V классе: «Историю Древнего мира» не менее 50 часов; в VI классе: «История России с древнейших времён до конца XVI века» не менее 30 часов, «Историю Средних веков» не менее 30 часов; в VII классе: «Историю России (XVII-XVIII вв.)» не менее 36 часов, «Историю Нового времени» (XVI-XVIII вв.) не менее 24 часов; в VIII классе: «Историю России (XIX – начала XX века)» не менее 36 часов, «Историю Нового времени» (XIX-начало XX вв.) не менее 24 часов; в IX классе: «Новейшую и современную историю России» не менее 36 часов, «Историю Новейшего времени» (c начала XX в. по настоящее время) не менее 24 часов; в X классе: «Историю России с древнейших времён до середины XIX века» не менее 36 часов для базового уровня и не менее 72 часов для профильного уровня, «Всеобщую историю с древнейших времён до середины XIX в.» не менее 24 часов для базового уровня и 48 часов для профильного уровня; в XI классе: «Историю России с середины XIX века до начала XXI века» не менее 36 часов для базового уровня, «Всеобщую историю с середины XIX века до начала XXI века» не менее 24 часов для базового уровня и 48 часов для профильного уровня. Оставшиеся часы предлагается распределять следующим образом: в V классе не менее 10 часов отводится на пропедевтический модуль, в других классах – на изучение истории родного края.
В федеральном базисном учебном плане устанавливается следующее соотношение между федеральным компонентом, региональным (национально-региональным) компонентом и компонентом образовательного учреждения:
- федеральный компонент – не менее 75% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования;
- региональный (национально-региональный) компонент – не менее 10%;
- компонент образовательного учреждения – не менее 10%.
Похожие документы:
Использование учебно-методического комплекса по истории издательства «Русское слово» (1)
РефератВ 2007-2008 учебном году общеобразовательные учреждения Российской Федерации продолжают постепенный переход на новые образовательные стандарты, утверждённые в 2004 г.Федеральный компонент государственного образовательного стандарта не предполагает преподавание в начальной школе какого-либо отдельного пропедевтического курса или учебного модуля по истории
ДокументВ рамках основного общего образования изучение истории предполагается в V-IX классах по 70 часов в год (из расчета 2 часа в неделю). Таким образом, общее время, выделенное на изучение истории в основной школе, составляет 350 часов.Учебно-методический комплекс по направлению «Новейшая политическая история России»
Учебно-методический комплексОсновной целью курса раздела является новейшего периода истории России, основных политических, социальных, экономических и культурных тенденций её развития.Учебно-методический комплекс по дисциплине направление подготовки 050100 «Педагогическое образование» Профиль подготовки
Учебно-методический комплексПрофиль подготовки: «Иностранный язык», «Начальное образование», «Биология и химия», «Экология и география», «Биология», «География», «Русский язык и литература», «Родной язык и литература и русский язык», «Русский язык», «История»,Учебно-методический комплекс дисциплины история экономических учений Специальность
Учебно-методический комплекс1.Минимальные требования к содержанию дисциплины: Особенности экономических воззрений в традиционных обществах (отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту), систематизация экономических знаний, первые