Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Гильдия управляющих и девелоперов: В 2009 году объем инвестиций в российскую недвижимость (все сегменты, включая жилье) сократился до уровня 2004 года...полностью>>
'Документ'
Методичні вказівки для виконання лабораторних робіт з дисципліни "Iнфор­ма­ційні системи і технології в обліку і аудиті” для студ. спеціальності ...полностью>>
'Методические указания'
Опухоли губы, слизистой оболочки полости рта занимают видное место в структуре злокачественных опухолей. Рак нижней губы чаще возникает у мужчин, кот...полностью>>
'Бюллетень'
В настоящий «Бюллетень» включены книги, поступившие во все отделы Научной библиотеки в марте 2004 года. «Бюллетень» составлен на основе записей элект...полностью>>

Каниева Д. Р. Учитель русского языка и литературы

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Каниева Д.Р.

Учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории МБОУ

«Новошешминская гимназия Новошешминского

муниципального района РТ»

Урок-презентация

по русской литературе в 5 «а» классе (национальная

школа)

на тему:

«Победа добра над злом в произведении А.С. Пушкина

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Цель:

1) познавательная (углубить знания учащихся по УНТ,

закрепить понятия структурные элементы сказки, виды сказок, тема, идея, «герой», сравнительная характеристика);

2) обучающая (комплексный анализ текста;

сопоставительная характеристика литературных персонажей; уметь правильно определить идею сказки и ее воспитательное значение; обучение путем инновационных технологий; учиться развивать речь; совершенствовать навыки работы с текстом);

3) развивающая (развитие воображения, мышления и речи, креативных способностей учащихся; совершенствовать слуховую, зрительную зоркость, память).

Задача: воспитательная (уметь отличать хорошее от плохого, стремление к самосовершенствованию, толерантному отношению к людям.

Наглядности: портрет поэта; эскизы портрета учащихся, эпиграф к уроку; Пушкин в детстве, няня и поэт; иллюстрации к сказке; компьютерная интерактивная доска; портрет В. Даля, словарь В. Даля.

Межпредметная связь: русский язык, татарский язык, живопись.

Ход урока.

I. Организационный момент.

  1. приветствие

  2. посещаемость учащихся

  3. цель урока

II. Вступительное слово учителя Эпиграф

Если сказка настоящая,

в ней прекрасно сочетаются

действительная жизнь и та,

к которой мы стремимся.

Учитель: Волшебная страна сказок Пушкина. Где она?

Слайд №1 (иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина и рисунки

учащихся к сказкам)

Учитель: Откуда она?

Слайд №2 (няня и Пушкин)

III. Выразительное чтение 4-стишия 1-ым учеником:
Всё было мудро предназначено

Судьбой - и сказки, и былины. Его сама Россия нянчила Руками крепостной Арины.

2-ая ученица:

- С малых лет няня полюбила Сашу. Благодаря ей он
окунулся в мир волшебных народных сказок. Став
поэтом, Пушкин написал свои сказки, которыми мы
зачитываемся и сегодня.

Учитель: Все мы, люди, родом из детства. Через сказки мы учимся постигать жизнь, отличать хорошее от плохого. Пушкин создавал сказки в зрелом возрасте.

IV. Повторение о сказке.

  • В чём отличие литературной сказки от народной?

  • Какие виды сказок вы знаете?

  • Как бы вы определили «Сказку о мёртвой царевне и о 7 богатырях»?

  • Как обычно начинаются сказки? (Жили-были...)

  • В чём необычность «Сказки о мёртвой царевне....»? (Написана стихами,...).

V. Работа с текстом. Беседа по вопросам. Фронтальный
опрос учащихся.

  • Почему грустит царица?

  • Найти в тексте и зачитать этот эпизод. Назвать слова, которые вышли из современного русского языка. Дать лексическое толкование таким словам.

  • Какой эпитет подобрал автор к слову заря? (Белая)

  • Перевести на татарский язык.

  • Бывают ли зори белыми? А какого цвета заря? Вывод учителя: Для молодой царицы даже зори выцвели, так долго ждёт она возвращения. В этих строчках мы видим русскую женщину, которая верно

ждёт своего мужа. Рождается дочь, и царица умирает. Через некоторое время царь женится на другой.

VI. Работа с интерактивной доской (параллельно работа с текстом).

Слайд3 (Царица - 2-ая жена царя)

- Как вы определили, что это царевна? (Одежда,
корона, трон)

Учитель: Найти в тексте и зачитать о ней (дети зачитывают).

Высока, стройна, бела,

И умом, и всем взяла...

Учитель: Соответствуют ли эти строчки портрету? (на

интерактивной доске)

- Да (ответы учащихся).

Учитель: Можем ли мы по 2-м строчкам узнать всё о ней? (Нет).

Учитель: Это только видимая внешняя красота. Обратите внимание на то, как начинается 3-ья строка ( с союза но). Это противительный союз. Зачитать 3-ью и 4-ую строки.

- Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.

Учитель: 3-ья и 4-ая строки характеризуют, какая

царица была на самом деле. Это характер человека.

Называет ли автор хотя бы одно положительное

качество?

-Нет.

Учитель: Если сравнить с 1-ой женой царя, то не в

пользу 2-ой жены окажется это сравнение.

Слайд №4 (Царица с зеркальцем)

  • С кем она была лишь ласкова? (С зеркальцем).

  • Какое свойство имело зеркальце? (Умело говорить)

  • Найти и зачитать эти строки.

Дети зачитывают и говорят, что 2-ая царица любила только саму себя и целыми днями (в отличие от 1-ой царицы, любившей и ждавшей своего мужа) любовалась только собой. Учитель: Эта черта её - эгоизм, самолюбие.

  • Перевести на татарский язык.

  • Эти строки тоже говорят не в пользу 2-ой царицы.

  • Кто был лучше?

  • 1-ая жена царя.

VII. Литература и другие виды искусства.

Слайд5 (Портрет художника)

Слово учителя.

Сказки А.С. Пушкина с давних времен привлекали внимание многих художников. Среди интересных и талантливых иллюстраторов - Владимир Михайлович Конашевич.

Одной из лучших работ являются иллюстрации к «Сказке о мёртвой царевне и о 7 богатырях». Сегодня мы с вами будем работать по его иллюстрациям.

Слайд6 (Портрет молодой царевны) Зрительное восприятие учащихся

VIII. Работа с текстом.

  • Кто противопоставлен злой мачехе?

  • Молодая царевна.

  • Найти в тексте и зачитать.

Но царевна молодая

Тихомолком расцветая

Между тем росла, росла, Поднялась и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого...

  • Это внешние или внутренние качества? (Ответы учащихся)

  • Подобрать синоним к прилагательному кроткий (Ответы учащихся).

  • О чём узнала мачеха от зеркальца? (Подросла, похорошела молодая царевна).

- Как она на это отреагировала? Зачитать в тексте.
Как царица отпрыгнет

Да как ручку замахнёт,

Да по зеркальцу как хлопнет,

Каблучком-то как притопнет!...

  • Действия царицы характеризуют её с хорошей или плохой стороны?

  • С плохой.

Учитель: Глаголы, которые подобрал к ней автор, характеризуют её с отрицательной стороны.

- Красиво себя она ведёт?
-Нет.

Учитель: Нужно всегда следить за тем, как вы себя ведёте.

Учитель: Обратите внимание на речь (зачитать):

Ах ты, мерзкое стекло!

………………………...........

Учитель: Почему зеркальце стало мерзким стеклом?

- Мерзким стеклом называет после того, как узнаёт, что есть моложе и красивее её.

Учитель: Зеркало отнимает у неё последнюю иллюзию. Красота исчезает.

- Зачитать следующие строки
Ученик: «Я в ней дурь-то успокою...»

Учитель: Можно ли по речи определить, что мачеха -воспитанный культурный человек?

- Нет. Она грубая.

Учитель: По речи можно определить, что это за человек. Речь мачехи - грубая разговорная лексика. Перед нами - грубая гневная баба. Следите за своей речью, если хотите в глазах окружающих выглядеть культурным человеком. Снова это сопоставление не в её пользу. Учитель: Как вы понимаете выражение «чёрной зависти полна»?

  • Злая мачеха завидует красоте молодой царевны.

  • Кого и для чего она позвала к себе?

  • -Чернавку.

  • Почему Чернавка написано с большой буквы?

  • Это имя девушки.

  • Для чего она была нужна в доме?

  • Чтобы выполнять работу в доме.

Слайд №7 (Портрет В. Даля)

Учитель: В словаре В. Даля сенная девушка - это служанка.

- Что приказала сделать мачеха служанке?

- Отвести царицу в лес и оставить её на съедение
волкам.

Слайд8 (Иллюстрация «Царевна и Чернавка в лесу»)

Учитель: Подтвердите словами из текста, что у Пушкина есть и природа.

Ученик: Вот Чернавка в лес пошла

Учитель: И чувства?

Ученик: Что царевна догадалась,

И до смерти испугалась.

Учитель: И разговор?

Ученик: И взмолилась: «Жизнь моя!

В чём, скажи, виновна я?

Не губи меня, девица!

А как буду я царица... Учитель: И действия?

Ученик: Не убила, не связала,

Отпустила и сказала...

Учитель: Почему служанка отпустила царевну?

Ученик: Она служила её матери, любила молодую царевну.

Слова из текста: «А как буду я царицей...»

Она обещала отблагодарить её.

Учитель: Божьи заповеди запрещают убивать человека. Значит, служанка была религиозна.

Учитель: Какую черту характера проявила Чернавка?

Ученик: Была доброй. Совершила хороший поступок. Учитель: Она проявила милосердие. Какие поступки в жизни нужно совершать?

Ученик: Хорошие.

Учитель: Выполнила ли Чернавка «чёрное» поручение мачехи?

Ученик: Нет.

Учитель: Как вы понимаете выражение «Бог с тобой»? (Ответы учащихся)

Учитель: Это не только прощальное пожелание, чтобы Бог оберегал молодую царевну, но и просьба простить её саму.

Слайд №9 (иллюстрация «Царевна возле терема

богатырей»)

  1. Лексическая работа к главе

  2. Работа с текстом. Беседа по вопросам. Фронтальный опрос учащихся.

Учитель: Возле чего оказалась молодая царевна?

  • Возле терема богатырей.

  • Кто её первый встретил?

  • Пёс.

  • Почему он виляет хвостом?

- Обрадовался. Почуял, что это добрая девушка, хороший человек.

- Почему царевна решила, что здесь живут добрые люди?

  • Не заперты двери у гостеприимных людей.

  • Что сделала царевна в первую очередь?

  • Прибралась в доме.

  • Как называется такая черта в человеке?

  • Трудолюбие.

Учитель: Царевна не только внешне красива, но у неё хорошие внутренние качества. Прибралась, как простая крестьянская девушка, а не вела себя как капризная царевна. Перечислим её хорошие качества.

Ученики: Красивая, добрая, трудолюбивая, скромная

Учитель: Это положительная героиня в отличие от кого?

Ученик: От мачехи

Учитель: Мачеха - это отрицательная героиня.

Слайд10 («Встреча царевны с богатырями») Учитель: Чему удивились богатыри?

Ученик: Всё в доме прибрано

  • Как встретила их царевна?

  • Честь хозяевам отдала (поклонилась, поздоровалась первая с ними).

Учитель: Это признак уважения старших.

- Как нужно относиться к старшим?
Ученик: Уважать.

Учитель: Как вела она себя за столом?

Ученик: Скромно.

Учитель: Это одна из хороших черт положительной

героини

XI. Работа с текстом (продолжение)

Учитель: Как проводили свои дни богатыри?

- Всё в доме было сделано их руками.
Учитель: Как вы понимаете эпитет «золотые руки»?
Ученик: Могут выполнять любую работу.

Учитель: В прямом или переносном значении

употребляется эпитет? Бывают руки золотые, из золота?

Ученик: Нет. В переносном.

Учитель: Ещё чем занимались братья?

Ученик: Ходили на охоту уток пострелять.

  • Родную землю защищали. Значит, воины.

  • Полюбили ли братья молодую царевну?

  • -Да.

  • Что они предложили ей?

  • Выйти замуж за одного их них.

Учитель: Выражение «Аль товар не по купцам?» - это сцена сватовства.

  • Как ответила царевна?

  • Не согласилась.

  • Почему?

  • У неё был жених королевич Елисей. Они любили друг друга.

  • На кого похожа царевна?

  • На свою маму. Она тоже верно ждала царя.

Слайд11 (Рисунки учащихся «Королевич Елисей») Учитель: О чем узнала мачеха?

- Что молодая царевна жива.

Учитель: Мачеха решила наказать Чернавку рогаткой.

XII. Лексическая работа.

Учитель: Это простонародное слово. Рогатка - это железный ошейник. Он применялся как средство наказания.

  • Успокоилась ли мачеха?

  • Нет.

-Что она решила?

  • Сама пойти и убить молодую царевну.

  • Какое дело она задумала: плохое или хорошее?

  • Плохое.

XIII. Работа с интерактивной доской.

Слайд12 (Иллюстрация «Царевна и нищая черница») Учитель: Обратите внимание, что существительное черница написано с маленькой буквы, на одежду.

  • Действительно ли это была черница (люди, которые служат Богу)?

  • Нет, под одеждой скрывалась злая мачеха.

  • Она не та, за кого себя выдает.

  • Как встретил пёс черницу?

  • Стал громко лаять, словно не хотел пускать её в дом.

  • Значит, пёс почувствовал плохого человека. Зачитать, как он встретил молодую царевну. Так же?

  • Нет. На этот раз он хотел спасти царевну.

Учитель: Этот эпизод является самым напряжённым -это кульминация.

  • Почему царевна встретила черницу приветливо?

  • Она подумала, что люди, которые служат Богу, не могут совершить зло. Она протянула ей хлеб.

  • Что бросила черница?

  • Яблоко.

  • Какое оно? Назвать в тексте имена прилагательные.

- Наливное, молодое, золотое, свежее, душистое,
спелое.

Учитель: Обратите внимание на обилие гласной О. Но какое оно было?

- Отравленное.

Учитель: Обратите внимание на слово будто (стр.54). Значит автор хочет сказать нам, что яблоко принесёт несчастье героине.

Учитель: Обратите внимание на то, как ушла черница. Найти в тексте и зачитать.

- Поклонилась и пропала.

Учитель: Пропала, как нечистая сила. Этот приём называется сравнение. Её сравнивают с нечистой силой. Перевести на татарский язык.

  • Куда упала царевна?

  • Под образа (икону).

  • Икона - это символ надежды, веры, спасения. Автор надеется на её спасение.

  • Как пёс встретил братьев?

  • Начал грозно выть.

  • Народная примета. Это не к добру.

  • Что он сделал?

  • Проглотил яблоко и издох.

- Почему гибель царевны братья назвали «жертвой
злобе»?

- Она оказалась жертвой злой мачехи.
XIV. Интерактивная доска

Слайд13 (Елисей отправляется на поиски любимой)

- Все ли понимают его горе?

  • Нет. Одни смеются, другие отворачиваются.

Учитель: Люди бывают разные. Это чёрствые люди, безразличные к чужому горю. И только природа пытается помочь ему.

  • К кому обратился за помощью Елисей в первый раз?

  • К Солнцу.

Слайд14 («Елисей обращается к Солнцу») Учитель: Как он называет Солнце? Ученики: Свет наш, солнышко

- Свет ты мой.

Учитель: Помогло солнышко?

  • Нет. Оно посоветовало обратиться к Месяцу.

Учитель: Подобрать синоним.

  • Луна.

Учитель: Когда мы называем месяц, а когда луна?

- Луна (полная в конце), месяц - в начале месяца.
Учитель: С мольбой погнался Елисей к месяцу. Как он обращается к месяцу?

  • Месяц, месяц, мой дружок, Позолоченный рожок...

  • Помог месяц?

  • Нет, он посоветовал обратиться за помощью к ветру.

  • Как называет Елисей ветер?

  • Могучим.

- Он не просит, он взывает. Обратите внимание, как
переживает Елисей. Подсказал ли ветер, где находится
его любимая?

-Да.

  • С какого раза Елисею помогли?

  • С третьего.

- На Руси число 3 имело магическое свойство, т.е.
волшебное.

  • Где он посоветовал искать царевну?

  • В горе, в глубокой норе.

  • Обратите внимание на то, что природа очеловечена. Она переживает, помогает подобно человеку. Это литературный прием - олицетворение.

  • Каким образом Елисей спасает царевну?

Слайд15 (рисунок ученика «Царевна просыпается»)

- Елисей ударился всей силой, и гроб разбился. Царевна ожила. Как в сказке.

  • Что произошло со злой мачехой?

  • Она умерла.

  • Обратите внимание на выражение «взяла и умерла». От чего она умерла?

  • От зависти, от злости.

  • Каким не нужно быть?

  • Как мачеха.

Учитель: Золотое правило нравственности звучит так: «Не поступай с людьми так, как бы ты не хотел, чтобы поступали с тобой». Запомните эти слова.

  • Любит ли мачеха кого-нибудь?

  • Только себя.

  • Кого любит первая царица?

  • Царя.

  • Любят ли Елисей и молодая царевна друг друга?

  • Да.

Учитель: Любовь - это и есть добро, которое победило зло. Этот год объявлен Годом семьи.

- Как вы думаете, сопоставив три семейные пары, назвать семьями?

- Можно первую и третью.

- Какой должна быть крепкая семья? (Ученики
перечисляют).

- Можно ли это произведение назвать сказкой?
- Да.

  1. Работа в тетради. (Ученики записывают элементы сказки)

  2. Вывод урока

  3. Задание на дом.

1-ая группа (слабые). Заполнить таблицу, подобрать прилагательные

Первая царица

Злая мачеха

Молодая царевна

2-ая группа. Написать мини-сочинение на тему: «Какие качества ценил А.С. Пушкин»?

XVIII. Комментирование оценок.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рының жұмыс тәжірибесінде оқыту технологиялары мен жаңашыл мұғалімдердің тәжірибесін тиімді қолдану жөнінде озық педагогикалық тәжірибелердің атауларынан тұрады

    Документ
    Осы анықтама қысқаша түсініктемеден, білім мекемелерін басқаруды ұйымдастыру, республика педагогтарының жұмыс тәжірибесінде оқыту технологиялары мен жаңашыл мұғалімдердің тәжірибесін тиімді қолдану жөнінде озық педагогикалық тәжірибелердің
  2. Иосиф Ерёменко И. Б

    Документ
    Коллекция дел, документов и воспоминаний воинов-интернационалистов, служивших в подразделениях ограниченного контингента советских войск в Афганистане

Другие похожие документы..