Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Навчальний посібник є одним з перших видань, що підготовле- но для вітчизняною читача і присвячено розгляду та аналізу міжнародного інвестиційного ри...полностью>>
'Документ'
В Вавилоне в глубокой древности и даже позже, во время царя Хаммурапи, богатые люди указывали в завещании среди прочего имущества деревянную кровать, ...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Защита состоится «30» января 2009 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.062.02 при Ивановском государственном университете по а...полностью>>
'Документ'
Выручка в соответствии с МСФО (IAS) 18 — это валовое поступление экономических выгод в ходе обычной деятельности компании, приводящее к увеличению ка...полностью>>

Программа дисциплины «Кинематограф как инструмент политики» Для направления 030200. 62 Политология

Главная > Программа дисциплины
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации

Государственный университет -

Высшая школа экономики

Факультет прикладной политологии

Программа дисциплины

«Кинематограф как инструмент политики»

Для направления 030200.62 – Политология

Подготовки бакалавра

Автор программы: доцент, к.ф.н. Кокарев Игорь Евгеньевич

Рекомендована секцией УМС

«Политология»

«_____» ___________ 2008 г.

Председатель Поляков Л.В.

__________________

Одобрена на заседании кафедры

«Прикладная политология»

«04» марта 2008 г.

Зав. кафедрой Урнов М.Ю.

___________________

Утверждена УС факультета

Прикладной политологии

« ____» ___________2008 г.

Ученый секретарь Орлов И.Б.

__________________

Москва

2007

  1. Пояснительная записка

Автор программы: Кокарев Игорь Евгеньевич, доцент, кандидат философских наук

Требования к студентам:

Данный курс опирается на основы социальной психологии, анализ массовых настроений, на углубленное восприятие кинопроизведений в контексте их бытования в обществе, на зрительский опыт студентов, а также основы политологии и навыки общего политического анализа.

Аннотация курса:

Учебная задача дисциплины - дать студентам знания о контенте массового кино и кино-телерепертуара, рассматривая его в качестве предмета и объекта политанализа – политического инструмента, отражающего актуальные социальные типы и нравственные конфликты эпохи, моделирующего зарождающиеся в обществе социальные и политические отношения, новые ценности и модели поведения. Задача показать их воздействие на общественную атмосферу, их влияние на политические предпочтения с одновременным их отражением в художественных образах, передать симпатии и фобии массового сознания, сформировать установки на будущее. Привить способность видеть, по крайней мере, в некоторых кино произведениях их политический и идеологический смысл и предлагаемые обществу ценности и модели поведения.

Задача курса выявлять эти латентные характеристики фильмов не только на основании собственных ощущений и понимания текста, но, прежде всего, на основании восприятия ее ценностного ряда массовым зрителем или общественным сознанием.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: пропагандистские штампы советского кинематографа начиная с 20-х годов, сюжетные конструкции и архетипы сознания, работавшие в американском кино 40-70-х годов прошлого столетия, идеологемы современного отечественного и зарубежного кино.

Уметь: видеть политический контекст кино как продукта массовой культуры на всех носителях, владеть методикой восприятия и оценки фильмов, идентификации их героев, анализировать социально-психологический подтекст сюжетных коллизий в контексте политической реальности, определять их истоки и соотносить их с тенденциями в общественном сознании, применять полученные знания в практике политических организаций и бизнес-структур.

Студент должен научиться понимать расслоение общественного сознания на его составные части, что довольно часто помогает сделать искусство, выступая лакмусовой бумажкой массовых чувствований и массовых настроений. Политологический анализ не интересует заявленная или маскируемая позиция художника, его цель - более или менее объективно оценить резонанс кинематографических текстов в общественном сознании и через него получить более точное и адекватное представление об этом сознании.

Иметь представление: об основных особенностях государственного управления кинопроцессом, принципах общественного контроля за содержанием кинорепертуара и закономерностях рыночного производства кинопродукта в интересах максимальной прибыли.

Обладать практическими навыками: политологического анализа текстов кинематографических произведений и контент-анализа кино репертуара в целом, социологических исследований разового и кумулятивного воздействия массовой кинопродукции на общественное сознание, продюсерского подхода к организации и реализации кинопроектов.

Новизна курса. Данный подход к восприятию и анализу произведений кино и кино репертуара в целом не характерен ни для искусствоведения ни для социологов культуры. Он не встречается в учебном процессе других ВУЗов страны, не практикуется до сих пор и на кафедре ГУ ВШЭ. Между тем он может быть серьезным подспорьем теоретическим курсам по политологии и полит-анализу, давая визуальное подтверждение теориям среднего уровня и политологическим выводам. Автор разрабатывал данный подход в своем курсе «Социология кино», читавшемся им во ВГИКе в 70-80-х годах прошлого века и артикулированного им в двух монографиях:

1. «Америка на экране». М.: Прогресс, 1978.

2. «Америка на пороге 80-х, Голливуд и политика». М.: Искусство, 1987.

Методические указания студентам:

Рекомендуется систематическое знакомство с журналом «Искусство кино» и Методические указания студентам могут оформляться в виде приложения к программе дисциплины и должны раскрывать рекомендуемый режим и характер учебной работы, особенно в части выполнения домашних заданий.

Освоение данного учебного материала необходимо для практической работы:

  • Сотрудников органов государственной власти федерального и регионального уровня, органов местного самоуправления.

  • Политических аналитиков любого профиля, публицистов и специалистов по общественному мнению.

  • Руководителей СМИ и журналистам.

  • Организаторов политических и избирательных кампаний.

  • Практических политиков, лидеров общественных движений и массовых организаций.

  • Данной программой предусматривается:

  • лекционные занятия;

  • семинарские занятия;

  • эссе;

  • зачет.

  • В самостоятельную работу студента может входить:

  • Просмотр рекомендуемых курсом фильмов и их письменный или устный анализ.

  • Работа с рекомендованной литературой.

  • Подготовка устных докладов и их обсуждение на семинарах.

  1. Формы контроля:

  • Текущий контроль – посещение лекций, участие в семинарских занятиях, в просмотрах, конспекты рекомендуемой литературы с комментариями; аннотации к просмотренным фильмам.

  • Промежуточный контроль – конспекты проработанной литературы (в том числе на иностранном языке), аннотации к просмотренным фильмам.

  • Эссе.

  • Итоговый контроль - зачет.

Итоговая оценка (из чего складывается):

Удельный вес

Посещаемость лекций 25%

Семинарские занятия 15%

Эссе 25%

Зачет 35%

Все формы текущего, промежуточного и итогового контроля оцениваются по 10-балльной шкале:

8 – 10 — «отлично»

6—7 — «хорошо»

4—5 — «удовлетворительно»

1—3 — «неудовлетворительно»

  1. Тематический план.

Разделы и темы

Всего

часов

Лекции

Семинары

Самостоя-тельная работа

Лекция 1. Бытование кино в обществе.

5

2

1

2

Лекция 2. Полифункциональное бытование кино в обществе

4

2

-

2

Лекция 3. Кино как идеологический инструмент

3

1

-

2

Лекция 4. Революционный энтузиазм 20-х в жизни и на экране.

1

1

-

-

Лекция 5. Воплощение тезиса о возрастании классовой борьбы на экране.

1

1

-

-

Лекция 6. Оптимизм и энтузиазм средствами кино.

4

1

1

2

Лекция 7. США, 50-е годы: социально-политическая реальность и конец золотого века Голливуда.

3

1

-

2

Лекция 8. Протестные настроения 60-70-х годов на экране и в жизни.

3

1

-

2

Лекция 9. Кинематограф как инструмент саморегуляции демократического общества.

4

1

1

2

Лекция 10. Кино США после 11 сентября 2001 года.

4

1

1

2

Лекция 11. Новые тенденции советского кино. Появление личностного начала

2

1

1

-

Лекция 12. Закат советской империи: эпоха застоя и размагничивания идеологии. «Серый фильм»

3

1

-

2

Лекция 13. Развал советской системы кинематографа и временный уход государства из кинопроизводства.

2

1

1

-

Лекция 14. Кино на постсоветском пространстве

3

1

-

2

Лекция 15. Роль современного кино и телевидения в формировании политического сознания.

3

-

1

2

Лекция 16. Молодежное кино – в поисках нравственных ориентиров и новых ценностей.

6

1

1

4

Лекция 17. Национальный характер: в поисках самоидентификации.

-

-

-

-

Лекция 18. Что смотрит российский зритель? Кассовые фильмы десятилетия.

1

-

1

-

Лекция 19. Диверсификация экранных СМИ и процессы глобализации

2

1

1

-

Лекция 20. Формирование личности в глобальном «сетевом обществе».

-

-

-

-

ИТОГО

54

18

10

26

  1. Базовый учебник

1. И.Е.Кокарев «США на пороге 80-х, Голливуд и политика». М.: Искусство, 1987.

Содержание:

Предисловие.

По свидетельству Голливуда: кризис институтов

От моды на ретро к политическому консерватизму

Опасные тупики кризисного сознания

Лики консерватизма: жажда «закона и порядка»

Лики консерватизма: против «большого правительства»

Лики консерватизма: от «вьетнамского синдрома» к «холодной войне»

Лики консерватизма: плоды «морального возрождения»

В поисках «альтернативного общества»

Голливуд и массовые движения

2. Игорь Кокарев. Российский кинематограф: между прошлым и будущим. М.: Российский Фонд культуры, 2001.

Содержание

Предисловие

Часть 1. От советского к российскому, от государственного к рыночному

Еще совсем недавно…

Союз кинематографистов: лидер перемен

Гильдии в поиска своего места

От СК СССР к СК России: драма распада

Российские независимые: кино за пределами киностудий

Кто развалил прокат?

Кинотеатры вчера, сегодня, завтра

Фестивали и вторичные кинорынки

Часть II. Голливуд: от Старого к Новому

Чем-то похожий на Госкино

Кинопрокат: возвратный механизм Голливуда

Гильдии есть, а Союза нет…

Рейтинг

Конец «золотого века»

За пределами судий: триумф независимых

«Святая троица»: продюсер-агент-адвокат

Предпродажи и вторичные рынки

Независимые компании киносервиса

Новое равновесие?

Часть III

Голливуд и независимые: партнеры ради прибыли

Инструменты управления: маркетинг

Независимый продюсер сегодня

Горизонтальная интеграция киноиндустрии

Агентства: в чьих руках власть?

Современные прокатчики

Малтиплексы – новое поколение кинотеатров

Глобализация голливудской империи

Послесловие

3. Кинематограф оттепели. Сборник статей. М.: Материк, 2002.

Содержание

От авторов

Часть I.Старое и новое

Новые люди шестидесятых годов

Слова великие и простые

Отблеск костра или настоящий конец большой войны

Часть II От оттепели к холодам

«Смена вех» на исходе оттепели

Диалог с реальностью

Прощание с «уходящей натурой»

Кончаловский и Тарковский: вместе и врозь

Часть III Действующие лица

После сказки

Кино оттепели было «диффузным»

Время ломало даже самые крепкие натуры

Чины и люд

То, что с нами сделали – это землетрясение

Луков, Шукшин и другие

Часть IV 1953-1070. Даты и факты

Кинематограф оттепели в социально-политическом и культурном контекстах

  1. Содержание программы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины Гражданское общество и государство для направления 030200. 62 Политология подготовки бакалавра Авторы программы профессор, к ю. н. Беляева Н. Ю

    Программа дисциплины
    -Раскрыть возможности концепции Гражданского Общества как инструмента анализа политического развития современного российского общества на основе изучения мирового опыта использования этого понятия.
  2. Программа дисциплины национальная, региональная и глобальная безопасность для направления 030200. 62 «Политология» подготовки магистра Автор: доктор исторических наук, профессор

    Программа дисциплины
    Универсальный характер безопасности и системный подход к ее изучению. Современность и история, споры об изучении истории современности. Междисциплинарный, историко-генетический и компаративистский подходы.
  3. Программа дисциплины «Художественный образ как средство политического воздействия» для направления 030200 Политология подготовки бакалавра (030200. 62) Авторы программы

    Программа дисциплины
    показать возможность – с точки зрения прикладной политологии – обращения к художественным произведениям как к источнику знаний о политических явлениях;
  4. Психолого-педагогические науки и спортивные дисциплины (2)

    Документ
    Алексеева Е.В. Архивоведение [Текст] : учеб. [для студентов учреждений сред. проф. образования, обучающихся по спец. 0611 - Делопроизводство и архивоведение] / Е.
  5. Октябрь 2008 год. Поступило в библиотеку в октябре 2008 года

    Документ
    Исаак Константинович Кикоин в жизни и в "Кванте" [Текст] : (к 100-летию со дня рождения) / сост.: Ю. М. Брук, С. С. Кротов, В. А. Тихомиров ; сост.

Другие похожие документы..