Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Первые же рабочие дни после бестолково затянувшихся новогодних праздников ознаменовались мощным всплеском недовольства граждан вступившим в силу зако...полностью>>
'Закон'
«Таким образом, ученые приблизились к ответу на вопрос о происхождении Вселенной вследствие Большого Взрыва, поскольку в основе теории лежит существов...полностью>>
'Документ'
Душевный мир младенца стал предметом серьезных исследований еще позже: лишь в последние 2-3 десятилетия. Соответственно менялись и представления о пс...полностью>>
'Документ'
21 грудня 2010 року на колегії відділу освіти райдержадміністрації (прот.№6) розглянуто питання « Про реалізацію «Концепції розвитку психологічної сл...полностью>>

Необходимость регулярного и как можно более раннего контроля за ходом психического развития ребенка давно признана в отечественной психологии

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемая вниманию читателей работа представляет собой попытку •систематического изложения некоторых основных вопросов, возникающих в практике индивидуального возрастно-психологического консультирования детей дошкольного и младшего школьного возраста. Необходимость регулярного и как можно более раннего контроля за ходом психического развития ребенка давно признана в отечественной психологии. Вместе с тем перспективы реального решения этой важнейшей практической задачи психологии возникли лишь около десяти лет тому назад в связи с началом создания в нашей стране Психологической службы. В последнее время по всей стране организуются и начинают работать психологические консультации, что создает острую потребность в специальной подготовке психологов к такого рода практической деятельности. С этой целью в ряде педагогических вузов и университетов страны открываются специальные отделения, подготавливающие кадры для работы в консультациях по вопросам воспитания и развития детей. Выполнение данного социального заказа еще острее обнаруживает недостаток учебной и научной литературы по проблеме психологического консультирования. Настоящая работа в какой-то мере способствует уменьшению имеющегося пробела.

Хотя консультирование населения представляет собой новый вид практической деятельности психологов, строится оно сегодня не на «пустом месте». И в нашей стране, и особенно за рубежом уже накоплен значительный опыт в этой области. Во многих европейских странах, в том числе в ЧСФР, ВР и ГДР, уже много лет функционирует сеть городских и районных психологических консультаций, дающих значительный практический эффект, интенсивно ведется подготовка специалистов в учебных заведениях. В Братиславе с 1967 г. работает уникальное научно-производствеионе предприятие «Психологические и дидактические тесты», решающее задачи научной разработки и обеспечения методическим инструментарием практических психологов как в своей стране, так и за рубежом.

Одновременно и в отечественной литературе по возрастной психологии и смежным отраслям (главным образом в журналах и ведомственных сборниках) постепенно накапливается немало ценных сведений о причинах и психологических механизмах различного рода трудностей в развитии, обучении и воспитании детей на разных этапах онтогенеза. В итоге к настоящему времени уже остро назрела необходимость анализа и обобщения накопленного опыта психологической помощи, уточнения теоретических основ и четкого определения принципов возрастно-психологического консультирования. В данной работе мы затронем лишь некоторые аспекты этих проблем.

Как известно, значительную трудность в деятельности возрастного психолога по консультированию представляет недостаточная «стыковка» обще-

3

теоретических и методологических установок, с одной стороны, и используемых на практике средств и методов решения конкретных индивидуальных проблем ребенка — с другой. Действительно, работами Л. С. Выготского и его последователей были заложены общие теоретические основы диагностики и коррекции психического развития ребенка, но в значительной мере они до сих пор не доведены до необходимой степени конкретизации. Здесь остро сказывается недостаток исследований «промежуточного» типа.

Отметим в этой связи, что не только в нашей стране, но и за рубежом лишь в самое последнее время стали проводиться достаточно масштабные исследования по прикладной психологии развития. В течение 80-х гг. появилось сразу несколько международных журналов по данной проблематике, От этих исследований можно ожидать получения более четких и детальных сведений о воздействии различных условий, в которых растет ребенок, на формирование особенностей его психики и личности, об отдаленном влиянии на них событий раннего детства и т. д. Такого рода исследования вызваны потребностями современного общества в психологическом анализе многообразных проблем повседневной, реальной жизни детей и острой неудовлетворенностью западных психологов результатами предшествующего периода «искусственных лабораторных экспериментов» [см.: 11]. Требуется, следовательно, прочная база специальных, новых научных данных как для решения проблем общественного воспитания и образования, так и для индивидуального консультирования.

Зарубежная теория и практика консультирования, например в США, имеет давние, сложившиеся направления, принципы и традиции, располагает большим практическим опытом и, бесспорно, заслуживает самого внимательного изучения. Вместе с тем в силу многих причин она не может, с нашей точки зрения, быть принята за основу формирующейся консультативной деятельности в нашей стране. Принципальным моментом, не допускающим прямого заимствования в этой области, являются глубокие расхождения в понимании природы психического развития ребенка, его движущих сил и механизмов. Следует учитывать также, что, несмотря на высокую материально-техническую обеспеченность и широкие практические возможности, представители западных школ психологического консультирования, по их собственному признанию, испытывают значительные трудности в решении многих актуальных проблем детства [см., напр., 125]. Достижения, свидетельствующие о преимуществах той или иной теоретической позиции или метода, во многих случаях далеко не бесспорны [см.: 77]. Считаем уместным упомянуть об этом в связи с примерами некритического преувеличения реальных успехов западной психологии в области консультирования [см.: 6].

Особого внимания, с нашей точки зрения, заслуживает также вопрос о специфике возрастно-психологического консультирования среди других психологических специальностей. Мы связываем специфику возрастно-психологического консультирования с применением берущего начало в работах Л. С. Выготского системного анали.за явлений детского развития, т. е. с рассмотрением их в контексте социальной ситуации развития, иерархии дея-тельностей и психологических новообразований в сфере сознания и личности ребенка. Исходя из этого, решение любых проблем, касающихся развития, обучения и воспитания ребенка, не может быть успешным без внимательного анализа их под углом зрения содержания и условий конкретного возраст-

4

ного этапа, без учета закономерностей онтогенеза в целом. Безусловно, что проблемы развития ребенка не могут быть решены и без учета его психофизиологических особенностей и без анализа общего контекста семейных отношений, однако целиком они к этим аспектам никогда не сводятся. Между тем в текущей литературе и в реальной практике консультирования можно встретить немало примеров «растворения» возрастного аспекта в иной, смежной проблематике. Реализуемого при этом «интуитивного» учета специфики возраста может быть достаточно лишь для весьма поверхностного решения этих проблем. Наш акцент на внимании к специфике возрастных закономерностей развития ребенка не означает, разумеется, игнорирования других аспектов консультирования. Напротив, мы уверены, что лишь совместное, комплексное рассмотрение и «увязывание» различных аспектов консультирования, тесное сотрудничество специалистов разного профиля, объединенных с этой целью в рамках общей организационной структуры, позволяют эффективно способствовать психологическому «оздоровлению» и нормализации детства.

В целях изучения конкретного круга актуальных проблем психического развития детей, а также для отработки форм и методов психологической помощи им и их родителям кафедра возрастной психологии факультета психологии МГУ открыла в 1984 г. (на общественных началах) консультативный пункт для родителей — сотрудников, аспирантов и студентов МГУ. Опыт приема детей дошкольного и младшего школьного возраста и послужил фактической основой данной работы, в которой, однако, мы могли остановиться далеко не на всех возникающих проблемах. В работе можно выделить пять групп вопросов (соответственно пяти главам книги). Прежде всего мы стремились привлечь внимание читателей к тем неблагоприятным тенденциям в развитии современных поколений детей, которые в значительной мере определяют конкретную проблематику консультативной работы. Затем мы обратились к теоретическим и методологическим положениям возрастной психологии как основе практики психологического консультирования, уделив при этом главное внимание анализу той части научного наследия Л. С. Выготского, которая, будучи прямо связана с вопросами практического консультирования, тем не менее не занимает еще должного места в современных работах указанного русла. Наибольшее значение в этой главе придается обсуждению концепции психологического возраста, а также понятий психологического диагноза, прогноза, схемы обследования ребенка. Здесь же намечены основные направления исследований, необходимые для прочного научного обеспечения консультирования.

Следующая глава содержит обзор типичных психологических трудностей детей в дошкольном, младшем школьном и переходном между ними возрасте. Обзор строится на материалах, полученных авторами в практике консультирования родителей по широкому кругу вопросов, и иллюстрирован примерами разбора отдельных случаев.

В третьей главе работы авторы стремились отразить особенности психологического обследования ребенка в целях практического консультирования, а также представить используемый ими вариант схемы составления и анализа истории индивидуального развития ребенка.

Четвертая глава отведена проблемам психологической коррекции. Здесь предпринимается попытка четко сформулировать основные принципы возраст-

5

но-психологического подхода к коррекции, раскрывается их тесная связь с положениями деятельностной теории онтогенеза. Учитывая, что значительное число используемых у нас в стране методов и техник коррекции заимствовано из арсенала зарубежной психологии, мы считали важным кратко обозначить их теоретические истоки, анализ которых необходим для адекватного применения коррекционных методик. Мы считали также целесообразным представить обобщенные рекомендации по преодолению некоторых типичных трудностей в развитии ребенка дошкольного возраста.

Наконец, в последней главе затронуты некоторые наиболее существенные проблемы взаимоотношений психолога с родителями в процессе консультативной работы.

Разумеется, в столь краткой работе не могли найти отражения многие важные вопросы, связанные, например, с методическим оснащением консультирования, содержательным анализом типов нарушении, разбором специфических средств их диагностики и коррекции, и многие другие. Каждый из названных вопросов, образуя перспективное направление исследований, может н должен со временем составить предмет отдельных публикаций и фундаментальных руководств.

Учитывая дискуссионность некоторых положений книги, а также вынужденно избирательный и конспективный характер освещения затронутых сложных проблем, авторы будут весьма признательны за все критические замечания в адрес этой первой попытки изложения вопросов возрастно-пси-хологического консультирования. В то же время мы хотели бы выразить глубокую благодарность сотрудникам кафедры возрастной психологии МГУ за неоценимую помощь в работе консультативного пункта и в обсуждении рукописи данной книги.

Г. В. Бурменской написаны гл. 1 и 3, разд. 2.1 и 5.1; О. А. Карабано-вой — гл. 4 и разд. 5.2; А. Г. Лидерсом — разд. 2.2 и 2.3.

Глава 1

ЗАДАЧИ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

ВОЗРАСТНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

1.1. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Как следует из подзаголовка данной работы, она посвящена психологическим проблемам нормального детства. На первый взгляд такая формулировка может показаться противоречивой. Действительно, может ли идти речь о каких-либо серьезных проблемах применительно к нормальному детству, за рамки которого по определению вынесены все многообразные расстройства, нарушения и отклонения от нормального хода развития? Указанное противоречие, однако, легко обнаруживает свой мнимый характер и снимается, если учесть многозначность употребления понятия «норма» как в обыденном, так и в научном языке. Подчеркнем, что, обращаясь к анализу психологических проблем нормального детства, встающих в практике консультирования, мы относим к ним затруднения и проблемы распространенные, типичные, свойственные если не большинству, то значительной части детского населения (и, следовательно, опираемся при этом на статистическое понятие нормы). Как показывают специальные исследования и консультативная практика, в развитии детей и при отсутствии патологических нарушений, т. е. в рамках медико-биологической нормы, имеется множество трудностей психологического плана, требующих своевременного обнаружения и коррекции. Квалификация тех или иных особенностей психического развития или поведения детей как неблагоприятных, нежелательных, требующих коррекции основывается в первую очередь на критерии несоответствия их предъявляемым требованиям со стороны социально-культурного окружения, т. е. при нарушении функциональной нормы. Кроме того, возможно и необходимо сравнение реального хода развития ребенка с оптимальным, т. е. максимально достижимым, уровнем в благоприятных условиях (последнее опирается на представление о норме как идеальном варианте развития). В любом случае понятие нормального детства не имеет ничего общего с представлением о некоем «правильном», беспроблемном развитии ребенка.

За рубежом психологическое консультирование в области детской психологии активно развивается уже более 60 лет. На-

7

чало ему было положено историческими работами А. Вине, посвященными разработке методов измерения умственного развития с целью дифференциации здоровых, но социально и педагогически запущенных детей от детей с аномалиями развития. Первоначально в сферу деятельности консультаций входили преимущественно дети с отклонениями в развитии, а главную задачу составляли психотерапия и помощь в социальной адаптации детей с теми или иными формами патологии. Постепенно, однако, сфера консультативной практики стала значительно расширяться за счет включения собственно психологических проблем, не связанных с патологией: высокой тревожности ребенка, нарушений межличностных отношений, трудностей в обучении, семейном воспитании и т. д. В то же время преимущественная ориентация на проблемы, имеющие ярко выраженный, а не лишь намечающийся характер, отчасти сохранилась. В настоящее время в качестве двух основных показаний для психологической помощи детям называют: возникновение кризисной жизненной ситуации (распад семьи, госпитализация, неуспеваемость в школе и др.) и грубое или устойчивое расстройство поведения (страхи, драчливость, воровство, лживость и др.) [см.: 125]. Профилактические функции консультирования развиты заметно меньше.

В отечественной психологии необходимость систематического контроля за ходом психического развития детей была признана с первых же лет ее становления. В работах Л. С. Выготского, Н. М. Щелованова и других советских ученых эта задача с самого начала понималась весьма широко. Из представлений о детстве как периоде подлинного формирования личности ребенка (в противоположность наследственно предетерминированно-му «развертыванию») закономерно следовали выводы об особом значении условий жизни и развития ребенка и необходимости психологического контроля за развитием нормального ребенка с целью своевременного обнаружения даже легких, далеких от патологии трудностей и отставаний, профилактики возможных неблагоприятных вариантов развития [см.: 17; 95]. В этой связи Л. С. Выготский ориентировал исследователей на изучение «всех особенностей каждого возраста... всех основных типов нормального и аномального развития, всей структуры и динамики детского развития в их многообразии» [18, с.261].Теоретически возрастно-психологический анализ и диагноз развития давно признаны у нас необходимой основой для совершенствования системы условий воспитания и обучения ребенка как в семье, так и в различных детских учреждениях, обществе в целом. Однако практическая реализация этого, бесспорно, справедливого требования и сегодня представляется весьма отдаленной.

Как известно, во все времена в самых различных обществах процесс воспитания детей ставил перед родителями множество сложных проблем, порождал разнообразные трудности. В то же время очевидны своеобразие наиболее острых и типичных про-

£

блем в различные исторические эпохи, их зависимость от конкретных социально-экономических условий и процессов духовной жизни общества. Что же характерно для данного времени, какие проблемы делают столь актуальным создание в нашей стране психологической службы по оказанию помощи в сфере воспитания и обучения детей? Не стремясь к полному освещению этих объемных вопросов, попытаемся выделить некоторые наиболее существенные (и тревожащие), на наш взгляд, обстоятельства.

В настоящее время практика консультирования сталкивается с усилением в нашем обществе ряда неблагоприятных тенденций, существенно осложняющих психическое развитие и воспитание детей. Заметное место среди них принадлежит отрицательному влиянию ряда социально-экономических факторов. Ощутимые осложнения несет с собой, например, фактор возрастания занятости родителей, особенно матерей, в общественном производстве. Ориентация на массовую систему дошкольных учреждений существенно повлияла на «психологию родителей», точнее, на их социально-воспитательные установки.

Наиболее прямое и очевидное выражение этих сдвигов состоит, например, в тенденции переносить многие исконно родительские функции на ясли и детские сады, а позднее на школу и другие учреждения. Между тем специалистам хорошо известно, насколько серьезными для эмоционального состояния и здоровья детей во многих случаях бывают последствия от излишне раннего помещения детей в ясли (см.: 38]. Более того, в стране постоянно растет число так называемых круглосуточных групп в яслях и детских садах, где дети находятся в течение пяти дней в неделю. Сложный комплекс острых психолого-педагогических проблем, возникающих в этих условиях (порой вплоть до эмоциональной депривации, задержки речевого и общего психического развития и др.)» требует специального обсуждения.

Мы отмечаем здесь эти факты лишь как одно из наиболее очевидных свидетельств активно происходящих массовых изменений в воспитательных традициях и установках родителей. (Крайним, но далеко не исключительным их выражением является резкий рост числа родителей, отдающих своих детей на воспитание в учреждения закрытого типа.) Но даже если оставить в стороне эти крайние случаи и обратиться к типичным, то и тогда можно со всей определенностью утверждать, что современный ритм жизни и занятости родителей (вместе с другими факторами) существенно искажает характер взаимоотношений родителей и детей.

Среди многообразных проявлений этого прежде всего следует выделить уменьшение продолжительности и обеднение содержания общения в семье, дефицит теплоты, внимательного отношения друг к другу, исчезновение действительно совместных форм полезной деятельности ребенка со взрослыми. Место личностного и познавательного общения все больше занимают его

9

узко прагматические формы — по поводу обихода, режима, учебы и т. д. Обеднение и формализация контактов в сочетании с повышенной требовательностью к исполнительности ребенка не способствуют формированию у него ощущения самоценности, значимости для других. Напротив, нередко уже в раннем возрасте эти факторы провоцируют у детей неуверенность в своих силах, стойкое эмоциональное неблагополучие, негативизм, аффективные реакции, отрицательные формы самоутверждения, создают у них серьезные смысловые барьеры в понимании требований взрослых — одним словом, еще сильнее осложняют жизнь как самих детей, так и их родителей.

Чрезвычайно усложняет условия развития детей и неуклонно происходящий у нас в стране рост числа разводов и неблагополучных, конфликтных семей. Достаточно сказать, что, по мнению многих специалистов, распад семьи относится к категории весьма сильных психогенных факторов, ставящих ребенка в тяжелую ситуацию, на психологическое преодоление которой, как показывают исследования, детям требуется в среднем не менее двух лет. Разумеется, «проблемны» не только неполные семьи. Так, к группе существенного «воспитательного риска» обоснованно относят и многих детей, растущих в семьях с единственным ребенком [см.: 38]. По существу, в любой семье с низкой культурой межличностных отношений формирование личности ребенка не может протекать благополучно.

Важнейшее место среди источников разнообразных психологических проблем, осложняющих развитие ребенка, занимает школа. Неудовлетворительное состояние существующей ныне системы среднего и специального образования в нашей стране стало предметом широкого общественного обсуждения и всестороннего критического анализа, результаты которого частично отражены в правительственном постановлении о реформе средней и высшей школы.

Не углубляясь в эту обширную самостоятельную проблематику, приведем лишь некоторые данные, указывающие на истинные масштабы неблагополучия, порождаемого современной школой. Только по медицинским критериям 15—20% детей школьного возраста находятся в состоянии школьной дезадаптации и нуждаются либо в кратковременной, либо в более или менее систематической психотерапии [см.: 42]. Спектр распространенных психологических проблем школьников чрезвычайно широк: потеря учебной мотивации, низкая успеваемость, неорганизованность, конфликтные отношения с учителями и сверстниками, низкая самооценка, склонность к участию в асоциальных группировках, различные формы отклоняющегося поведения и др.

Многие из перечисленных проблем имеют в качестве одной из общих причин недостаточный учет современной школой и обществом в целом глубинных закономерностей и потребностей возрастных этапов формирования личности, а также игнори-

10

рование индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей детей как результат стандартизованных требований к их поведению. Как правило, в школе не находится места настоящей творческой активности, присущей каждому ребенку, и подлинно коллективным формам жизни, от которых прямо зависит формирование личности детей в школьном периоде детства. Между тем консультирование родителей и учителей показывает, что большинство из них недооценивают степень расхождения между практически создаваемыми школой условиями и условиями, необходимыми для реализации их возрастных возможностей. Серьезные трудности и осложнения развития части детей, с которыми столкнулась попытка начала всеобщего школьного обучения с шести лет, также являются прямым следствием устоявшейся в обществе недооценки объективного характера законов психического развития ребенка.

В связи с этим необходимо подчеркнуть, что радикальное разрешение многих острых психологических проблем детства находится за рамками возможностей индивидуальной консультативной помощи. Устранение их причин и источников лежит на пути коренной реформы существующей системы общественного воспитания и образования и не менее коренного оздоровления социальной, культурной, материально-бытовой и других сторон жизни семьи1. Что же касается функций индивидуально-психологической помощи, то в сложившихся в настоящее время условиях она, очевидно, может быть направлена на поиск и определение таких конкретных способов адаптации ребенка к наличным условиям (в том числе и к существующей системе общественного воспитания), которые бы в наименьшей степени ущемляли интересы развития личности ребенка, способствовали бы нормализации и оздоровлению микросоциальной среды, в которой растет ребенок.

Возвращаясь к вопросу о неблагоприятных тенденциях в изменении условий развития и воспитания детей, характерных для настоящего времени, необходимо отметить определенное ослабление органических предпосылок психического развития детей. Имеется в виду рост числа детей с поврежденной или ослабленной нервной системой. Так, по данным академика Л. О. Бадаля-на, приводимым в широкой печати, у 30% новорожденных детей отмечаются различные поражения нервной системы (в результате осложнений беременности, родовых травм и других факторов), у 40% — минимальные нарушения; соответственно доля здоровых новорожденных составляет 30%. Значительный вклад в эту тяжелую картину вносят по крайней мере три группы при-

1 В связи с глубоким и массовым характером отмеченных проблем большого интереса заслуживает гипотеза А. Л. Венгера, В. И. Слободчикова и Б. Д. Эльконина о кризисном характере современного этапа истории детства, убедительно обоснованная в теоретическом плане и подкрепленная примерами типичных психологических проблем детей разных возрастов [см.: 14].

11

чин: алкоголизм родителей, влияние неблагоприятной экологической обстановки, а также недостаточные медицинский контроль и помощь. Даже учитывая большие компенсаторные возможности детского возраста и преходящий, временный характер значительного числа нарушений, необходимо признать, что чрезвычайно ответственные периоды раннего онтогенеза психики у значительной части детей проходят в осложненных условиях.

Не менее красноречивые данные в отношении дошкольников приводятся в исследовании И. А. Шашковой [94], проведенном в московских детских садах. В результате комплексного лонги-тюдного прослеживания психоневрологического статуса детей было обнаружено, что на четвертом году жизни патологические отклонения в состоянии их нервно-психического здоровья отмечаются у 9% детей, а функциональные нарушения —у 62% детей исследованной выборки. На долю «благополучных» детей приходится, таким образом, только 29%. Показательна динамика дальнейших изменений: на седьмом году жизни в результате частичного преодоления функциональных нарушений и частичного их перехода в устойчивые отклонения соответствующие показатели составляли 21 (патология) и 38% (функциональные нарушения). Таким образом, приведенные здесь данные углубленного исследования свидетельствуют о том, что к концу дошкольного периода детства стойкие нервные расстройства обнаруживаются у каждого пятого ребенка, функциональные — у каждого третьего, здоровыми же в собственном смысле слова можно считать менее половины детей.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. 1. Цели и задачи психологического консультирования родителей по проблемам развития и воспитания детей

    Документ
    Общую задачу возрастно-психологического консультирования составляет контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и периодизации этого процесса.
  2. Возрастная психология (Психология развития)

    Учебник
    Учебник «Возрастная психология» представляет собой развернутый курс по дисциплине «Психология развития и возрастная психология», разработанный в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.
  3. Психология семьи и больной ребенок

    Книга
    В книге собраны новые и классические исследования по психологии внутрисемейных отноше­ний. Читатель сможет познакомиться с трудами отечественных и зарубежных специалистов (психи­атров, психологов, педагогов, логопедов), чьи профессиональные
  4. Учебник предназначен для студентов психологических факультетов университетов, педагогических вузов и колледжей, а также всех тех, кто интересуется вопросами психического развития детей

    Учебник
    Данное издание представляет собой первую попытку в современной отечественной психологической науке создания учебника по детской психологии. Содержание и структура учебника включают существующие зарубежные и отечественные теории, многообразный
  5. Л. С. Выготский вступительная статья1 к русскому переводу книги к. Бюлера «очерк духовного развития ребенка»2 17 ббк 88. 8

    Статья
    Настоящая книга представляет собой сборник статей по методологическим, теоретическим и экспериментально-прикладным вопросам возрастной и педагогической психологии, разработанным виднейшими представителями и продолжателями культурно-исторического

Другие похожие документы..