Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебное пособие'
Каждый найдёт в Москве своё, для себя, и если он в ней проезжий гость, то не может не почувствовать себя здесь совсем счастливым. Многоцветность архи...полностью>>
'Документ'
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 28, 30/7, 32/10, 33, 35, 37, 40, 41, 42, 43, 44, 47, 51, 53...полностью>>
'Документ'
Радиоактивные излучения являются неотъемлемой частью мира, в котором мы живем: сама жизнь на Земле возникла на фоне этих излучений. Радиационный фон ...полностью>>
'Викторина'
К хлебу в Древней Греции подавали овощи и плоды, причем особенно популярны были бобы всех видов (из-за своей распространенности и дешевизны), оливки и...полностью>>

Вопросы кандидатского экзамена по истории и философии науки (2)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ВОПРОСЫ КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА

по истории и философии науки

(исторические специальности)

кафедра философской антропологии -

зав. каф. Стрелец Юрий Шлемович (ауд. 2211)

По разделу: «Общие проблемы философии науки»:

  1. Три аспекта бытия науки (наука как познавательная деятельность, как социальный институт и как особая отрасль культуры);

Эволюция подходов к анализу науки.

  1. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М. Полани.

  2. Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.

  3. Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности.

  4. Особенности научного познания. Наука и: философия, искусство, обыденное сознание.

  5. Роль и функции науки в жизни общества.

  6. Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта.

  7. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика.

  8. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек – творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами – алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука.

  9. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт.

  10. Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки. Технологические применения науки. Формирование технических наук.

  11. Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.

  12. Научное знание как сложная развивающая система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Особенности эмпирического и теоретического языка науки.

  13. Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Случайные и систематические наблюдения. Применение естественных объектов в функции приборов в систематическом наблюдении. Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта.

  14. Структура теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории. Развертывание теории как процесс решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории. Проблемы генезиса образцов. Математизация теоретического знания. Виды интерпретации математического аппарата теории.

  15. Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размеренность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности.

  16. Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа).

  17. Операциональные основания научной картины мира. Отношение онтологических постулатов науки к мировоззренческим доминантам культуры.

  18. Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру. Логика и методология науки. Методы научного познания и их классификация.

  19. Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. Проблема классификации. Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки.

  20. Формирование первичных теоретических моделей и законов. Роль аналогий в теоретическом поиске. Процедуры обоснования теоретических знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Механизмы развития научных понятий.

  21. Становление развитой научной теории. Классический и неклассический варианты формирования теории. Генезис образцов решения задач. Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

  22. Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и «парадигмальные прививки» как фактор революционных преобразований в науке. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов.

  23. Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных традиций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенциально возможных историй науки.

  24. Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.

  25. Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований. Освоение саморазвивающихся «синергетических» систем и новые стратегии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах.

  26. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного познания. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности. Расширение этноса науки.

  27. Новые этические проблемы науки в конце ХХ столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизированной науки.

  28. Экологическая этика и её философские основания. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Проблемы экологической этики в современной западной философии (Б. Калликот, О. Леопольд, Р.Аттфильд).

  29. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

  30. Различные подходы к определению социального института науки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (республика ученых ХVII в.; научные сообщества эпохи дисциплинарно организованной науки; формирование междисциплинарных сообществ науки ХХ столетия).

  31. Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и её социальные последствия. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки.

По разделу «Философские проблемы социально-гуманитарных наук»

  1. Донаучные, ненаучные и вненаучные знания об обществе, культуре, истории и человеке. Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла: эмпирические сведения и историко-логические реконструкции.

  2. Сходства и отличия наук о природе и наук об обществе: современные трактовки проблемы. Особенности общества и человека, его коммуникаций и духовной жизни как объектов познания: многообразие, неповторяемость, уникальность, случайность, изменчивость. Научная картина мира в социально-гуманитарных науках.

  3. Индивидуальный субъект, его форма существования. Включенность сознания субъекта, его системы ценностей и интересов в объект исследования СГН. Личностное неявное знание субъекта. Индивидуальное и коллективное бессознательное в гуманитарном познании.

  4. Коллективный субъект, его формы существования. Научное сообщество как субъект познания. Коммуникативная рациональность. Роль традиций, ценностей, образцов интерпретаций и «предрассудков» (Гадамер) в межсубъектном понимании и смыслополагании.

  5. И. Кант: диалектика теоретического и практического (нравственного) разума. Методологические функции «предпосылочного знания» и регулятивных принципов в науке. Явные и неявные ценностные предпосылки как следствия коммуникативности СГН.

  6. Оценочные суждения в науке и необходимость «ценностной нейтральности» в социальном исследовании. Принципы «логики социальных наук» К. Поппера. Роль научной картины мира, стиля научного познания, философских категорий и принципов, представлений здравого смысла в исследовательском процессе социально-гуманитарных наук. Вненаучные критерии: принципы красоты и простоты в социально-гуманитарном познании.

  7. Понимание жизни за пределами ее биологических смыслов. Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни (А. Бергсон, В. Дильтей, философская антропология). Ограниченность применения естественно-научных методов, причинных схем.

  8. Познание и «переживание» жизни — основное содержание художественных произведений. История — одна из форм проявления жизни, объективация жизни во времени, никогда не завершаемое целое (Г. Зиммель, О. Шпенглер, Э. Гуссерль и др.).

  9. Различие времени как параметра физических событий и времени как общего условия и меры становления человеческого бытия, осуществления жизни. Объективное и субъективное время. Социальное и культурно-историческое время.

  10. Коммуникативность (общение ученых) как условие создания нового социально-гуманитарного знания и выражение социокультурной природы научного познания. Научные конвенции (соглашения, договоренности) как необходимость и следствие коммуникативной природы познания.

  11. Рациональное, объективное, истинное в СГН. Классическая и неклассическая концепции истины в СГН. Экзистенциальная истина, истина и правда. Проблема истины в свете практического применения СГН. Плюрализм и социологическое требование отсутствия монополии на истину. Релятивизм, психологизм, историзм в СГН и проблема истины.

  12. Объяснение и понимание как следствие коммуникативности науки. Природа и типы объяснений. Объяснение — функция теории. Понимание в гуманитарных науках, необходимость обращения к герменевтике как «органону наук о духе» (В. Дильтей, Г.-Г. Гадамер). (Специфика понимания: не может быть репрезентировано формулами логических операций, требует обращения к целостному человеку, его жизнедеятельности, опыту, языку и истории).

  13. Герменевтика — наука о понимании и интерпретации текста. Текст как особая реальность и «единица» методо­логического и семантического анализа социально-гуманитарного знания.

  14. Язык, «языковые игры», языковая картина мира. Интерпретация как придание смыслов, значений высказываниям, текстам, явлениям и событиям — общенаучный метод и базовая операция социально-гуманитарного познания. Объяснение и понимание в социологии, исторической, экономической и юридической науках, психологии, филологии, культурологии.

  15. Вера и знание, достоверность и сомнение, укорененность веры как «формы жизни» (Л. Витгенштейн) в допонятийных структурах. Диалектика веры и сомнения. Конструктивная роль веры как условия «бытия среди людей» (Л. Витгенштейн).

  16. Вера и понимание в контексте коммуникаций. Вера и истина. Разные типы обоснования веры и знания. Совместное рассмотрение веры и истины — традиция, укорененная в европейской философии. «Философская вера» как вера мыслящего человека (К. Ясперс).

  17. Общенаучное значение натуралистической и антинатуралистической исследовательских программ. Натуралистическая и антинатуралистическая исследовательские программы в социологии, исторической, экономической и юридической пауках, психологии, филологии, культурологии.

  18. Проблема разделения социальных и гуманитарных наук (по предмету, по методу, но предмету и методу одновременно, по исследовательским программам). Методы социальных и гуманитарных наук. Вненаучное социальное знание.

  19. Дисциплинарная структура социально-гуманитарного знания и междисциплинарные исследования. Изменения дисциплинарной структуры СГH, сложившейся в XIX в. Смена лидирующих дисциплин. Переопределение парадигм и тем, появление новых областей исследования. Возрастание роли знания в обществе. «Общество знания». Значение опережающих социальных исследований для решения социальных проблем и предотвращения социальных рисков.

По разделу «История историографии»

  1. Понятие «историография». Тематическая историография, или историография проблемы. Субдисциплинаная историография. История исторической культуры. История историографии и история исторической мысли. Историография и источниковедение. Историография и методология истории.

  2. Основные аспекты и методология современного историографического исследования. Понятия «историографический факт» и «историографический источник». Виды историографических источников. Периодизация истории историографии. Понятия «школа» и «направление».

  3. Между мифом и историей: протоистория. Эпос, литература и искусство архаической эпохи о деяниях богов и героев, храмовые записи о свершениях правителей. Теократический историзм Ветхого Завета. Гомер: первый опыт переживания прошлого как истории. Гесиод и его поэма «Работы и дни»: от мифа к логосу. Рассказ о пяти «веках» как первая схема исторического развития человечества.

  4. Греческая историография классической эпохи. История как жанр литературы. Первые историки. «Отец истории» Геродот. Глубина исторической ретроспективы. Устная традиция и исторический метод Геродота. Фукидид и его «прагматическая история». Аристотель: концепция истины, противопоставление истории и поэзии (драмы). Исократ и «парадигматическая» история.

  5. Эллинистическая историография. Полибий и первая «всеобщая история». Понятие «ойкумены» и идея «всемирной истории» как единой истории греческого мира. Синтез прагматической и парадигматической истории: история как исследование особого типа и как школа жизни.

  6. Римская историография. Традиция римской анналистики. Гай Саллюстий Крисп: опыт написания «современной истории». Тит Ливии: ранняя история Рима, сотканная из легенд. Зачатки исторической критики. Публий Корнелий Тацит: риторическая история из примеров политических «пороков» и «добродетелей». История в биографиях великих людей: характер личности как фактор истории.

  7. Параллельные биографии Плутарха и «Жизнеописание двенадцати цезарей» Гая Светония Транквилла. «Как следует писать историю» Лукиана из Самосаты: первая попытка создания теории историописания. Цели и метод историописания. Язык и стиль повествования. Последний римский историк» Аммиан Марцеллин: герой истории — Империя.

  8. Историописание переходной эпохи. Первый опыт богословской истории: «Церковная история» Евсевия Кесарийского. Основы христианской хронологии истории. Христианская идея истории у Августина: первый европейский опыт философии истории. Учение о двух «гра­дах». Жизнь и смерть Иисуса Христа — центральный пункт «священной истории».

  9. История как воля Бога. «История против язычников» Павла Орозия. Истории варварских народов. Исторические сочинения раннего Средневековья. Ранняя византийская историография и историческая проза.

  10. Характерные черты и жанры средневековой историографии. Основания христианской историографии: теология истории. Взаимодействие античной и библейской концепций истории. «Исторический» Метод истолкования Библии. Универсализм и провиденциализм христианского видения истории. История «священная» и история «светская». Жанры средневековой историографии и ее эволюция.

  11. Региональные модели средневековой историографии. Роль устной традиции. Проблема передачи и фиксации. Скандинавские саги и эпос. Византийская традиция историописания в XI—XIII вв. Михаил Пселл и его «Хронография». Поздневизантийская историография: Михаил Дука. Русская летописная традиция: этапы развития и своеобразие в сопоставлении с латинской и византийской традициями письменной истории. Летопись и летописный свод. «Повесть временных лет». Первые исторические произведения в Древней Руси: исторические сказания, повести, «слова».

  12. Историография эпохи Возрождения и Реформации.

Культурная программа возрождения прошлого. Эрудитская школа: открытие первоисточников, сбор и первичная обработка материала. «Трактат о подложности Константинова дара» и начало филологической критики источников. Риторическая школа и драматизм истории: Л. Бруни и П. Браччолини. Политическая школа: предмет истории — борьба политических партий за власть. Н. Макиавелли

  1. Вершины ренессансной исторической мысли. Модель героического века. Оптимизм и исторический релятивизм концепции Леруа. Историография как гуманитарная наука и идея всеобщей истории Ф. Бодуэна. Ж. Боден и его «Метод легкого познания истории». Действие законов в истории. Ф. Бэкон: история как опытное знание. История в системе наук. Всеобщая история как синтез, или «история эпох».

  2. Западноевропейская историография в XVII — начале XVIII в. Складывание картезианского идеала науки. Теория естественного права и общественного договора: Г. Гроций, Т. Гоббс и др. Рационализм и исторические предрассудки.

  3. Русская историческая мысль в XVI — начале XVIII в. Влияние идей Возрождения. Новые жанры исторических сочинений. «Степенная книга», «История о Казанском царстве». Влияние реформ Петра I на развитие исторических знаний. Собирание исторических памятников и организация архивного дела.

  4. Исторические концепции века Просвещения. Дж. Вико: принцип историзма и отрицание доктрины естественного права. Три эпохи развития человечества и идея круговорота. Представление об органической связи всех сторон исторического процесса. Метод исторических параллелей. Новое направление исторической мысли: «философская история». Идея прогресса и факторы истории. О духе законов» и «Рас­суждение о причинах величия и упадка римлян» Ш. Монтескье. Вольтер как историк. П.Мабли и его советы «О способе писать историю». Ж.А. Кондорсе «Эскиз историчес­кой картины прогресса человеческого разума». «История Англии» Д. Юма: «История упадка и круше­ния Римской империи» Э. Гиббона — классический образец универсальной истории эпохи Просвещения.

  5. Идеи Просвещения и российская историография. «История Россий­ская» В.Н. Татищева. Создание Академии наук и ее роль и разработке российской истории. Норманская теория: сторонники и противники. Историческая концепция М.В. Ло­моносова. МЖ Щербатов и его «История России с древнейших вре­мен»: проблема альтернатив в русской истории.

  6. Западноевропейская историография в первой половине XIXв.. Пред­теча историографии XIX в. И.Г. Гердер и сравнительно-историчес­кий метод. Историческая культура ро­мантизма. Историчес­кая школа права (ф.К. Савиньи, К.Ф. Эйхгорн) и понятие «народно­го духа». Успехи филологической критики текстов (Ф.А. Вольф, братья Гримм). Б.Г. Нибур: новый этап в совершенствовании критики источников. Приемы историче­ской критики. Метод исторической аналогии. Синтез романтизма и Просвещения в «Философии истории» Г.В.Ф. Гегеля и восстановле­ние в правах всемирной истории. Ф.К. Шлоссер и его «Всемирная история». К. Риттер и историко-географическая школа.

  7. Французская историография в первой половине XIX в. О. Тьерри и идея «борьбы рас». «Философская школа» Ф. Гизо: историк и политик. Историческая концепция Гизо. «История Франции» Ж. Мишле. Ф. Минье и его «История Француз­ской революции».

  8. Британская историография первой половины XIX в.

Становление вигской историографической традиции: Г. Галлам. Т.Б. Маколей и его «История Англии от восшествия на престол Якова II». Т. Карлейль — историк, философ, публицист

  1. Российская историография в первой половине XIX в.. Педагогичес­кая и общественная деятельность Т.Н. Грановского. Н.М. Карамзин и «История государства Российского». Личность в исторической концепции Карамзина.

  2. Историки-славянофилы. Антитеза русской и всемирной истории в работах К.С. Аксакова, И.В. и П.В. Киреевских, Ю. Самарина. Западничество и государст­венная школа в историографии России. К.Д. Кавелин и формирова­ние концепции органического развития русской истории. С.М. Соловь­ев и его «История России с древнейших времен».

  3. Историография второй половины XIXв.: превращение в «науку». К. Маркс и материалистическое понимание истории. Учение о базисе и надстройке, социально-экономический детерминизм и абсолютизация классовой борьбы в истории. К. Маркс и Ф. Энгельс как истори­ки. Классика социально-исторического анализа: «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта».

  4. Позитивистский идеал науки. «Социаль­ная физика» О. Конта и исторический позитивизм. Два элемента подлинной науки: сбор фактов и разработка законов. История и со­циология. Теория «равноправных факторов». Дарвинизм и история. И. Тэн: «расы» и «среда», борьба за существование и прогресс в исто­рии. Г. Спенсер и «Принципы социологии»: общество как живой ор­ганизм. Новая методология истории.

  5. Национальные традиции в историографии и их взаимодействие. Позитивистская историография в Британии. Г.Т. Бокль как историк циви­лизации. Оксфордская и Кембриджская школы. Позитивистская историография во Фран­ции. Идея эволюционного континуитета в истории: А. де Токвиль. «Экспериментальная история» И. Тэна. Историография внешней политики в школе Сореля. Немецкая историография во второй половине XIX в.

  6. Российская историческая наука второй половины XIX в.. Историческая концепция и теоретико-методо­логические воззрения В.О. Ключевского. «Курс русской истории». Концепция истории России и русской культуры. Ученики Ключев­ского: П.Н. Милюков, А.А. Кизеветтер, М.М. Богословский, Н.А. Рожков, Ю.В. Готье, СВ. Бахрушин и др. Политическая история (Н.Ф. Дубровин, Н.К. Шильдер, С.С. Татищев). Н.Я. Данилевский: учение о культурно-исторических типах. Проблемы всеобщей истории, теории исто­рии и исторического познания, исторического образования в трудах Кареева.

  7. История как академическая дисциплина на рубеже веков.

Кризис позитивизма и споры о месте истории в системе наук. Революция в естествознании. «Назад к Канту»: Баденская школа (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) о логике исторического познания. Теория понимания В. Дильтея. Неокантианцы и полемика о своеобразии истории и социальных наук. М. Вебер о предме­те и методе гуманитарных наук, об общих понятиях в исторической науке. Историко-социологическая концепция Вебера и теория иде­альных типов. Проблема ценностных суждений. Условность истори­ческой «истины».

  1. Национальные исторические школы в конце XIX — начале XX в. Социали­стические идеи в историографии (Ф. Меринг). Антипозитивизм во Франции (Э. Дюркгейм, Ф. Симиан) и основные направления в ис­ториографии. Эволюция американского позитивизма и становление прогрессистской исто­риографии. «Имперская шко­ла». Экономическая интерпретация истории (Э. Селигмен) Неогегельянская критика позитивизма: Б. Кроче и его «Теория и история историографии».

  2. Пересмотр позитивистской методологии в российской историогра­фии. Теоретико-методологические и историографические работы Н.И. Кареева и Р.Ю. Виппера. А.С. Лаппо-Данилевский: эволюция методологических позиций от позитивизма к неокантианству. Кон­цепция истории России в контексте всемирной истории.

  3. Теория и практика мировой историографии в первой половине XX в. Осмысление опыта. Создание глобальных теорий истори­ческого процесса. Теория циклического развития О. Шпенглера. Тео­рия цивилизаций А.Дж. Тойнби. Французская историография межвоенного период Социальная интерпретация революции (А. Матьез, Ж. Лефевр). Проблемы войны: школа П. Ренувена. Человек в истории и новое понимание социальной истории. «Бои за историю» Л. Февра и «Ремесло историка» М. Блока.

  4. Становление советской историографии. Исторические взгляды Г.В. Плеханова и материалистическое по­нимание истории. Проблемы новейшей истории в трудах В.И. Ленина. Схема русской истории М.Н. Покровского Развитие организационных форм советской исторической науки в 1930—1950-х гг. Постановления партии и правительства о преподавании истории. «Краткий курс по истории ВКП(б)» и его влияние на историческую науку. Историческая наука накануне и в годы Великой Отечественной войны.

  5. Историческая наука во второй половине XXв. (до 1990-х гг.). «Научная история» и проблема междисциплинарности в 1960—1970-х гг. Дискус­сии об отношениях между историей и социологией. Историческая наука во Франции. Историческая наука в Великобритании. Историческая наука в США. Историческая наука в ФРГ. Советская историография во второй половине XX в.

  6. Историография на рубеже веков. Ломка общекультурной пара­дигмы и «критический поворот» в историографии на рубеже 1980— 1990-х гг. Роль нарратива. Переосмысление природы исторического источника и исторического факта. Методология и практика исторического постмодернизма. Конец идеологии прогресса. Отказ от синтетических построений. Теорико - методологические дискуссии середины 1990-х годов. «Новая культурная история» и её ведущие представители

Рекомендуемая основная литература:

  1. Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987.

  2. Бычков С.П., Корзун В.П. Введение в отечественную историографию XX ве­ка. Омск, 2001.

  3. Гене Б. История и историческая культура на средневековом Западе. М., 2002.

  4. Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов». М., 1993.

  5. Историки России. XVIII — начало XX века. М., 1996.

  6. Историография истории нового времени стран Европы и Америки. М., 1990.

  7. Историография истории нового и новейшего времени стран Европы и Аме­рики. М, 2000.

  8. Историческая наука в России в XX веке. М., 1997.

  9. К новому пониманию человека в истории: Очерки развития современной за­падной исторической мысли / Под ред. Б.Г. Могильницкого. Томск, 1994.

  10. Могильницкий Б.Г. История исторической мысли XX века. Кризис историз­ма. Томск, 2001. Вып. 1.

  11. Портреты историков. Время и судьбы: В 2 т. (Т.1. Отечественная история; Т. 2. Всеобщая история). М., 2000.

  12. Репина Л.П. «Новая историческая наука» и социальная история. М., 1998.

  13. Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время. М., 1997.

  14. Дополнительная литература

  15. Биск И. История исторической мысли в новое время. Иваново, 1983. Гутнова Е.В. Историография средних веков. М., 1985.

  16. Немировский А.И. У истоков исторической мысли. Воронеж, 1979

  17. Приселков М.Д. История русского летописания XI—XV вв. СПб., 1996.

Иностранный язык

Английский язык

- кафедра АФи МПАЯ, зав. каф. – Темкина Вера Львовна (ауд. 4106т)

Немецкий язык

- кафедра НФиМПНЯ, зав. каф. - Солодилова Ирина Анатольевна (ауд. 4203)

Французский язык

- кафедра РФиМПФЯ зав. каф. - Моисеева Ирина Юрьевна (ауд. 4108)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Вопросы кандидатского экзамена по истории и философии науки (6)

    Документ
    52.Философия права и проблемы юридической герменевтики. 53.Философско-методологические проблемы политической науки. 54.Философско-методологические проблемы современной психологии.
  2. Вопросы кандидатского экзамена по истории и философии науки (4)

    Документ
    В.Виндельбанд, Г.Риккерт) Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках Специфика средств и методов социально-гуманитарных наук Особенности социальных наук по М.Веберу Х.-Г.Гадамер о соотношении философской
  3. Вопросы кандидатского экзамена по истории и философии науки (3)

    Документ
    Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки.
  4. Вопросы кандидатского экзамена по истории и философии науки (5)

    Документ
    Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки.
  5. Вопросы кандидатского экзамена по истории и философии науки (7)

    Документ
    Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки.

Другие похожие документы..