Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
В конкурсе принимают участие обучающиеся общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей. Возраст обучающихся 14 - 17 л...полностью>>
'Закон'
Цей Закон визначає основні засади запобігання і протидії корупції в публічній і приватній сферах суспільних відносин, відшкодування завданої внаслідо...полностью>>
'Программа'
Анализ лирического произведения или фрагмента лироэпического, эпического или драматического произведения в форме развёрнутого высказывания (сочинение...полностью>>
'Диссертация'
Диссертация выполнена на кафедре социологии организаций и менеджмента социологического факультета Московского государственного университета им. М.В. ...полностью>>

Программа учебной дисциплины «Основы менеджмента» Для направления 080500. 62 «Менеджмент»

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Государственный университет – Высшая школа экономики»

Санкт-Петербургский филиал

Государственного университета – Высшей школы экономики

Кафедра менеджмента

Программа учебной дисциплины

«Основы менеджмента»

Для направления 080500.62 «Менеджмент»

Курс II

Автор: Чайка В.А.

Согласовано УМО Одобрено на заседании кафедры

________________________ Зав. кафедрой __________/А.А. Кайсаров/

«___» ____________ 200_г.

«___» ____________ 200_г.

Утверждено УМС (или Советом Факультета)

____________________________

Председатель

__________________

«___» ____________ 200_г.

Санкт – Петербург

2010

I. Пояснительная записка

Курс «Основы менеджмента» входит в состав цикла общепрофессиональных дисциплин. Дисциплина «Основы менеджмента» представляет собой курс лекций и практических занятий, посвященных рассмотрению ключевой терминологии и базовых концепций в области теории менеджмента. Дисциплина «Основы менеджмента» является исходной теоретической и практической основой для изучения общих и специальных дисциплин в области менеджмента. Данная дисциплина формирует общую систему теоретических и концептуальных представлений об управленческой деятельности, которые могут быть применены для лучшего понимания других дисциплин в области менеджмента, а также ряд практических навыков и умений, позволяющих слушателям данного курса впоследствии принимать эффективные управленческие решения в условиях неопределенной и изменчивой внешней среды.

Учебная задача дисциплины:

Целью дисциплины является усвоение основных понятий, приобретение знаний и выработка умений в осуществлении менеджмента организаций.

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны

знать:

- базовые понятия менеджмента;

- основные концепции теории менеджмента;

- ключевые характеристики внешней и внутренней среды организации;

- базовую терминологию стратегического менеджмента;

- основные типы организационных структур;

- концепцию управления изменениями;

- теорию лидерства и мотивации.

уметь:

- применять базовые знания в области менеджмента для анализа практических ситуаций и принятия управленческих решений;

- систематизировать полученные теоретические знания для дальнейшего использования в рамках учебного процесса.

иметь представление:

- о современных теоретических и практических подходах в области менеджмента;

- о лучших практиках западных и российских компаний в области менеджмента.

обладать навыками:

- анализа и оценки управленческих решений;

- базового анализа внутренней и внешней среды организации;

- базового стратегического анализа.

Полученные знания и умения понадобятся в других общепрофессиональных и специальных дисциплинах.

В рамках обучения по данной дисциплины у студента должен сформироваться следующие компетенции:

а) профессиональные (ПК):

  • организационно-управленческая деятельность

    • знает основные этапы эволюции управленческой мысли, опыт выдающихся менеджеров и умеет соотносить их с обстоятельствами собственной практической деятельности (ПК -1);

    • осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ПК -2);

    • способен предложить организационно - управленческие решения и оценить условия и последствия принимаемых решений (ПК - 3);

    • способен использовать знания о работе с коллективами людей и отдельными работниками в управленческой деятельности (ПК -5);

    • умеет проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности (ПК - 6);

    • способен применить основные выводы теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач (ПК - 8);

    • владеет методами выработки стратегических, тактических и оперативных решений в управлении деятельностью организаций (ПК - 16).

Формы работы студентов: посещение лекций, работа на семинарских и практических занятиях, выполнение домашних заданий, контрольных работ.

Виды контроля:

  • текущий контроль: осуществляется в виде самостоятельной и групповой работы на семинарских и практических занятиях, выполнения домашних заданий;

  • промежуточный контроль: осуществляется в виде написания реферата;

  • итоговый контроль: письменный экзаменационный тест.

Итоговое оценивание знаний по накопительной системе:

результирующая оценка рассчитывается по накопительной системе за работу в течение двух модулей:

  • работа студента в аудитории (вес заданий - 0,1);

  • самостоятельная работа (вес задания - 0,1);

  • контрольные работы (вес задания - 0,2);

  • итоговый тест (вес задания - 0,6)

Итоговый письменный экзаменационный тест является обязательным для выполнения.

Система преобразования оценок:

1-3 – «не зачтено»

4-5 – «удовлетворительно»

6-7 – «хорошо»

8-10 – «отлично»

II. Содержание программы

Тема 1. Базовые понятия. Содержание управленческого труда.


Понятия «менеджмент» и «организация». Типология организаций. Менеджмент как наука и как профессия. Основные функции менеджмента. Эволюция института профессионального менеджмента.

Вертикальное и горизонтальное разделение труда в менеджменте. Навыки менеджера. Новые компетенции менеджеров. Роли менеджера. Организационные результаты – эффективность, конкурентное преимущество, управленческое решение. Социальная значимость менеджмента. Развитие профессионального менеджмента в России.

Тема 2. Эволюция теории менеджмента.

Основные школы управленческой мысли – научный менеджмент Ф. Тейлора, административная школа (А. Файоль, М. Вебер, Ч. Барнард), школа человеческих отношений (Э. Мейо, М.Фоллет).

Подходы в менеджменте (количественный подход, системный подход, ситуационный подход). Вклад П. Дракера в развитие теории менеджмента. Сравнительные исследования в менеджменте. Современные тенденции в теории и практике менеджмента. Управление знаниями.

Тема 3. Внутренняя и внешняя среда организации

Понятие внутренней среды организации Основные внутренние переменные организации: цели, структура, задачи, технологии, персонал. Взаимосвязь внутренних переменных. Организационные коммуникации. Понятие организационной культуры и ее влияние на внутреннюю среду организации.

Внешняя среда организации Роль факторов внешней среды в управлении современными организациями. Структура внешней среды. Переменные среды косвенного воздействия (макросреды) и прямого воздействия (микросреды). Внешние заинтересованные группы. Этика бизнеса, социальная ответственность и внешняя репутация фирмы.

Менеджмент: международный аспект Особенности среды международного бизнеса. Концепция мультинациональной корпорации. Стратегии выхода на международные рынки. Кросс-культурный менеджмент.

Тема 4. Основы стратегического управления

Цели организации. Понятие стратегии. Понятие конкурентного преимущества. Миссия организации и ее предназначение. Цели организации: иерархия и основные характеристики. Концепция стратегического планирования: сущность и ограничения. Сценарное планирование. Оперативные планы. Управление по целям (П.Дракер). Трансформация стратегических целей российских компаний.

Основные современные концепции стратегического управления. Сущность корпоративной стратегии. Концепция конкурентных стратегий М. Портера Типы конкурентных стратегий. Понятие ключевой компетенции. Ресурсная концепция стратегического управления.

Базовые методы стратегического анализа Метод SWOT-анализа: преимущества и ограничения в использовании. Концепция бенчмаркинга. Концепция жизненного цикла отрасли. Анализ отраслевой среды с помощью метода пяти сил конкуренции М.Портера. Отбор корпоративных стратегий через матрицу БКГ.

Тема 5. Организационные структуры

Базовые понятия. Факторы проектирования организации. Разделение труда и специализация. Понятия координации, масштаба контроля, иерархии, цепи команд, зоны ответственности. Централизация и децентрализация: преимущества и недостатки. Формализация организационной структуры. Пять структурных форм по Г. Минцбергу.

Эволюция организационных структур. Департаментализация. Линейно-штабная структура. Функциональная структура. Дивизиональная структура как организационная инновация. Концепция конгломерата как организационного решения. Проектный подход и специфика работы менеджера проекта. Матричная структура. Особенности проектирования организации в российских компаниях.

Сетевые межфирменные структуры. Аутсорсинг и межфирменные сетевые структуры. Стабильная, внутренняя и динамическая сетевые организации. Понятие контрактного производства: его преимущества и недостатки для российских компаний. Способы горизонтальной координации. Командная работа. Факторы, влияющие на организационную структуру.

Тема 6. Управление развитием организации

Понятие предпринимательства. Предпринимательство и современная внешняя среда. Концепция бизнеса и роль предпринимателя в ее создании. Внутреннее и внешнее предпринимательство. Концепция риска. Предпринимательские организации: создание внутренних рынков ресурсов.

Жизненный цикл организации. Концепции жизненного цикла организации Л. Грейнера и А. Адизеса. Стадии роста и умирания организации. Логика перехода организации с одной стадии развития на другую. Размеры и жизненный цикл организации.

Управление изменениями: типология изменений. Организационное развитие. Модель плановых организационных изменений. Сопротивление изменениям.

Тема 7. Основы лидерства

Понятие лидерства. Менеджмент и лидерство: современное соотношение понятий. Лидерство и власть. Понятия власти и баланса власти. Источники власти: организационные и личностные. Классификация форм власти. Лидерство и наделение подчиненных полномочиями. Понятие эмоционального интеллекта.

Классификация теорий лидерства. Теория «великих людей». Поведенческий подход. Понятие стилей руководства. Теории Д. МакГрегора и Ф. Лайкерта. Ситуационные подходы к лидерству. Лидерство при проведении изменений. Центральные проблемы современного лидерства.

Тема 8. Лидерство через мотивацию

Концепция мотивации. Традиционные подходы к мотивации. Мотивация и стимулирование. Понятие потребностей и их разновидностей. Экономическая и управленческая трактовки потребностей. Психологические основы процесса мотивации.

Содержательные и процессуальные теории мотивации. Иерархия потребностей А. Маслоу. Двухфакторная модель мотивации Ф. Герцберга. Теория ожиданий В. Врума. Модель Портера-Лоулера.

Мотивационная теория подкрепления. Виды мотивации. Проблема демотивации. Современные методы мотивации. Понятие компенсационного пакета. Варианты структуры компенсационных пакетов менеджеров. Особенности мотивации интеллектуальных работников.

III. ТЕМАТИКА ЗАДАНИЙ ПО РАЗЛИЧНЫМ ФОРМАМ КОНТРОЛЯ:

3.1. Тематика практических заданий

Семинар 1. Базовые понятия. Содержание управленческого труда.

Семинар 2. Эволюция теории менеджмента.

Семинар 3. Внутренняя и внешняя среда организации

Семинар 4. Основы стратегического управления

Семинар 5. Организационные структуры

Семинар 6. Управление развитием организации

Семинар 7. Основы лидерства

Семинар 8. Лидерство через мотивацию


3.2. Вопросы к экзамену

  1. Основные характеристики организации.

  2. Менеджмент как профессия. Разделение труда в менеджменте.

  3. Понятие управленческого решения.

  4. Основные школы управленческой мысли: эволюция идей.

  5. Школы научного менеджмента: основные идеи и противоречия.

  6. Принципы научного менеджмента Ф. Тейлора.

  7. Административная школа: основные идеи и авторы.

  8. Школа человеческих отношений: этапы и основные идеи.

  9. Хотторнские эксперименты Э. Мэйо.

  10. Развитие теории менеджмента в 1950-1970-е годы.

  11. Системный подход в менеджменте.

  12. Ситуационный подход в менеджменте.

  13. Концепция «научной дисциплины менеджмента» П. Дракера.

  14. Сравнительные исследования У. Оучи. Фирма типа Z.

  15. Исследования «лучших компаний» Питерса-Уотермена. Концепция 7 «С».

  16. Внешняя среда организации: уровни и основные переменные.

  17. Специфика внешней среды современного бизнеса.

  18. Миссия и цели организации.

  19. Концепция “теории бизнеса” П. Дракера.

  20. Концепция SWOT-анализа.

  21. Понятия корпоративных, конкурентных и функциональных стратегий.

  22. Основы процесса разработки стратегий фирмы: матрица БКГ

  23. Концепция пяти сил отраслевой конкуренции М. Портера.

  24. Концепция бенчмаркинга.

  25. Типология организационных структур: сравнение механизмов управления.

  26. Функциональная организационная структура.

  27. Дивизиональная организационная структура.

  28. Разновидности дивизиональной структуры.

  29. Матричная организационная структура.

  30. Сетевые межфирменные структуры: принципы построения и примеры. Аутсорсинг

  31. Понятие бизнес-процессов и цели их реинжениринга.

  32. Реинжениринг бизнес-процессов: причины и примеры.

  33. Алмазная модель внутрифирменного управления Хаммера-Чампи.

  34. Концепция жизненного цикла организации Л. Грейнера.

  35. Формы власти. Менеджмент и лидерство.

  36. Эволюция теорий лидерства.

  37. Теория лидерства Д. МакГрегора.

  38. Ситуационные подходы к изучению лидерства

  39. Мотивация: основные понятия.

  40. Содержательные теории мотивации.

  41. Теория мотивации А. Маслоу.

  42. Теория мотивации Ф. Герцберга.

  43. Процессуальные теории мотивации.

  44. Теория мотивации В. Врума.

  45. Теория справедливости и практические аспекты ее применения.

  46. Понятие компенсационного пакета.

  47. Особенности мотивации высших менеджеров.

IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

ОСНОВНАЯ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Учебники

  • Дафт Л.Р. Менеджмент. 8-е изд. СПб., 2009.

  • Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. 5-изд. М., 2007.

Дополнительная литература

  • Адизес И.К. Управление жизненным циклом корпорации. СПб., 2008.

  • Вумек Дж.П., Джонс Д.Т. Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании. М., 2006.

  • Гиус Ари Де. Живая компания. Рост, научение и долгожительство в деловой среде. СПб., 2004.

  • Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М., 2008.

  • Друкер П. Ф. Практика менеджмента. М., 2000.

  • Друкер П. Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. М., 2000.

  • Ким У. Чан, Моборн Р. Стратегия голубого океана. Как создать свободную нишу и перестать бояться конкурентов. М., 2005.

  • Коллинз Дж. От хорошего к великому. СПб., 2001.

  • Колинз Дж., Лазье У. Больше, чем бизнес. Как преодолеть ограничения и построить великую компанию. М., 2006.

  • Кэ де Ври М. Мистика лидерства. М., 2003.

  • Мильнер Б.З. Управление знаниями. М., 2003.

  • Нонака И., Такеучи X. Компания - создатель знания. М., 2003.

  • Нордстрем К.А., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. СПб., 2000.

  • Паппэ Я. Ш., Галухина Я. С. Российский крупный бизнес. Первые 15 лет. Экономические хроники. М., 2009.

  • Питерс Т.Дж., Уотерман-мл Р.Х. В поисках совершенства. Уроки самых успешных компаний Америки. М., 2005.

  • Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. М., 2006.

  • Семь нот менеджмента / под ред. Бочкарева А., Кондратьева В., Красновой В., Матвеевой А. и др. 6-е издание. М., 2007.

  • Хамел Г., Прахалад К.К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего
    дня. М., 2002.

  • Хейвуд Дж.Б. Аутсорсинг: В поисках конкурентного преимущества. М., 2004.

Литература для написания курсовых работ

  • Бэттелл Дж. Поиск. Как компания Google и ее конкуренты переписали законы бизнеса и изменили нашу культуру. М., 2006

  • Брэнсон Р. Теряя невинность. Автобиография. М., 2007.

  • Вламис Э., Смит Б. Бизнес-путь: Yahoo! Секреты самой популярной в мире интернет-компании., М. 2003.

  • Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. Ростов-на-Дону, 2000.

  • Герстнер Л. Кто сказал, что слоны не умеют танцевать? Возрождение корпорации IBM: взгляд изнутри. М., 2003.

  • Гроув Э. Выживают только параноики. Как использовать кризисные периоды, с которыми сталкивается любая компания. М., 2003.

  • Деарлав. Д. Бизнес-путь: Ричард Брэнсон. 10 секретов лучшего в мире создателя брэнда. М., 2003.

  • Делл М., Фредман К. От Dell без посредников. Стратегии, которые совершили революцию в компьютерной индустрии. М., 2004.

  • Коттер Дж. П. Лидерство Мацуситы. Уроки выдающегося предпринимателя XX века. М., 2004.

  • Лоу Дж. Говорит Билл Гейтс. М., 2004.

  • Лутц Р.А. 8 законов Крайслер. Законы бизнеса, которые сделали Chrysler
    одной из самых успешных в мире автомобильных корпораций. М., 2004.

  • Льюис Э. Великая ИКЕА. Бренд для всех. М., 2008.

  • Манчестер У. Стальная империя Круппов. История легендарной оружейной династии. М., 2003.

  • Меджи Д. Путь компании John Deere. Эффективность, проверенная временем. М., 2007.

  • Мерриден Т. Бизнес-путь: Nokia. Секреты успеха самой быстроразвивающейся компании в мире. М., 2003.

  • Мичелли Дж.А. Ritz-Carlton. Золотой стандарт гостиничного бизнеса нового тысячелетия. М., 2009.

  • Мэнтл Дж. Бенеттон. Семья, бизнес и бренд. М., 2003.

  • Саундерс Р. Бизнес-путь: . Секреты самого успешного в мире веб-бизнеса., М. 2003.

  • Саундерс Р. Бизнес-путь: DELL. Секреты лучшего в мире компьютерного бизнеса. М., 2003.

  • Стауффер Д. Бизнес-путь: AOL. 10 секретов веб-мастера №1 в мире. М., 2003.

  • Стауффер Д. Бизнес-путь: Sun. Секреты мегабрэнда Новой экономики. М., 2003.

  • Торекуль Б. Сага об ИКЕА. М., 2003.

  • Уолтон С., Хьюи Дж. Сделано в Америке. Как я создал Wal-Mart. М., 2009.

  • Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. Екатеринбург, 2003.

  • Шпотов Б.М. Генри Форд: жизнь и бизнес. М., 2005.

  • Шульц Г., Йенг Д.Д. Влейте в нее свое сердце. Как чашка за чашкой строилась Starbucks. М., 2005.

  • Якокка Л. Карьера менеджера. Тольятти, 1995.

Научные и научно-практические журналы по менеджменту

  • Российский журнал менеджмента

  • Вестник СПбГУ. Серия «Менеджмент»

  • Harvard Business Review – Россия

  • Вестник McKinsey – Россия

  • Проблемы теории и практики управления

  • Менеджмент в России и за рубежом

Профессиональные периодические издания

  • Журналы: Эксперт (+ Эксперт-Северо-Запад); Секрет фирмы; Business Week (русское издание); Компания; Крупный бизнес; Персонал-Микс

  • Газеты: Ведомости; Financial Times; Коммерсантъ

VI. ТЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЁТ ЧАСОВ.

2009/2010 уч. год

Наименование темы

Всего

Аудиторные занятия

Самост

Всего

Лекции

Практич

1

Тема 1. Базовые понятия. Содержание управленческого труда.

6

4

2

2

2

2

Тема 2. Эволюция теории менеджмента.

10

8

4

4

2

3

Тема 3. Внутренняя и внешняя среда организации

15

8

4

4

7

4

Тема 4. Основы стратегического управления

15

8

4

4

7

5

Тема 5. Организационные структуры

15

8

4

4

7

6

Тема 6. Управление развитием организации

15

8

4

4

7

7

Тема 7. Основы лидерства

8

6

3

3

2

8

Тема 8. Лидерство через мотивацию

8

6

3

3

2

Подготовка к семинарам

4

4

Эссе

4

4

Подготовка домашних заданий

4

4

Подготовка к экзамену

4

4

ИТОГО

108

52

26

26

56



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа учебной дисциплины «Стратегический маркетинг» Для направления 080500. 62 «Менеджмент» Для специальности 080502. 65 «Менеджмент организации»

    Программа
    Дисциплина "Стратегический маркетинг" входит в состав цикла специальных дисциплин. Дисциплина "Стратегический маркетинг" является экспериментальной дисциплиной-полигоном для апробации новейших образовательных инноваций
  2. Программа дисциплины Управление запасами Для направления 080500. 62 Менеджмент, профиль специальных дисциплин «Логистика и управление цепями поставок» Утверждена

    Программа дисциплины
    2.Требования к студентам: владение знаниями «Основ логистики», «Общего менеджмента», «Стратегического менеджмента», «Логистики снабжения», «Маркетинга».
  3. Программа дисциплины маркетинговые коммуникации для направления 080500. 62 Менеджмент, специализация Маркетинг подготовки бакалавра

    Программа дисциплины
    Требования к студентам: приступая к изучению дисциплины «Маркетинговые коммуникации» студент должен обладать навыками разработки маркетинговых мероприятий, прослушавших курсы «Основы маркетинга» и владеющих базовыми знаниями маркетинга и менеджмента.
  4. Программа дисциплины Мировая экономика для направления 080500. 62 «Менеджмент»

    Программа дисциплины
    Требования к студентам: овладение в полном объеме материалом курсов микроэкономики и макроэкономики, истории экономических учений, институциональной экономики
  5. Программа дисциплины «Управление качеством» для направления 080500. 62 «Менеджмент»

    Программа дисциплины
    Государственный университет – Высшая школа экономикиПрограмма дисциплины «Управление качеством» для направления 080500.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра, для специальности 080507.
  6. Программа дисциплины История предпринимательства  для направления 080500. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра Автор программы

    Программа дисциплины
    Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Другие похожие документы..