Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
5. Социальные партнеры школы (Чувашский государственный педагогический университет им И. Яковлева, ЧРООО «ВОГ», СРЦД Московского района, ДК «Салют», ...полностью>>
'Программа'
В Программе по специальности «история философии» показано содержание данной философской дисциплины, представляющей философию в ее историческом развит...полностью>>
'Сочинение'
Ночное небо всегда притягивало взоры людей своей тайной. Они задавали себе вопросы: что там? живут ли там разумные существа? Но ответов не получали, ...полностью>>
'Классный час'
- Каждый человек обязан трудиться, для этого нужно овладеть какой-нибудь профессией. Выбор профессии очень важен. Если профессия выбрана по душе, тог...полностью>>

Мсфо: применение в кредитных организациях

Главная > Публичный отчет
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МСФО: применение в кредитных организациях

Предисловие

Роль стандартов финансовой отчетности и влияние на экономическую ситуацию мирового финансового рынка за последние годы возросли. Скандалы с крупнейшими американскими компаниями Enron, WorldCom, руководство которых манипулировало финансовой информацией, привели к потрясениям на мировом финансовом рынке, повлекшим взлеты и падения фондовых индексов, банкротства компаний, убытки инвесторов. Его участники все чаще говорят о том, что необходимо принять такие стандарты отчетности, которые позволили бы обеспечить финансовую прозрачность компаний и избежать повторения кризисной ситуации 2002 года на рынке капитала.

Роль таких стандартов призваны играть Международные стандарты финансовой отчетности (далее - МСФО), которые получают все большее распространение в мире, в странах как с развитыми, так и с развивающимися рынками. Реальностью стал переход на МСФО российских кредитных организаций с 1 января 2004 г., о котором ЦБ РФ объявил в Официальном сообщении от 2 июня 2003 г..

Согласно Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации, принятой Правительством РФ и Банком России 30 декабря 2001 г., переход всех кредитных организаций России на подготовку финансовой отчетности в соответствии с МСФО должен ликвидировать различия между национальными и международными стандартами бухгалтерского учета, вызванные экономическими и юридическими условиями, сблизить принципы бухгалтерских стандартов и процедур, связанных с подготовкой и представлением финансовой отчетности, обеспечить заинтересованных пользователей информацией, необходимой в процессе принятия экономических решений.

Для этого планируется:

- обеспечить подготовку финансовой отчетности кредитных организаций в соответствии с МСФО на базе отчетности, составленной по российским Правилам ведения бухгалтерского учета, применения профессиональных суждений и внесения необходимых корректировок, то есть путем метода трансформации (далее - метод трансформации);

- использовать при надзоре за деятельностью кредитных организаций финансовую отчетность по МСФО;

- осуществлять мероприятия по внедрению принципов бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами в банковском секторе одновременно с их внедрением в реальном секторе экономики.

Финансовая отчетность по МСФО должна составляться на основе российской бухгалтерской отчетности с применением метода трансформации. При этом обязанности кредитных организаций по представлению обязательной бухгалтерской отчетности, составленной по российским стандартам, а также других форм отчетности в территориальные учреждения Банка России предполагается сохранить до 1 января 2006 г.

Банком России будет осуществляться работа по сокращению состава и количества отчетности, представляемой кредитными организациями.

Финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с МСФО, обязательно должна быть представлена в Банк России за периоды с 1 января по 30 сентября и с 1 января по 31 декабря 2004 г.

Годовая финансовая отчетность должна быть подтверждена независимым аудитором, имеющим право на проведение аудита финансовой отчетности в соответствии с МСФО.

Банк России определяет периодичность обязательного составления и представления финансовой отчетности кредитных организаций в соответствии с МСФО начиная с 1 января 2005 г.

В течение 2004 и 2005 годов финансовая отчетность кредитных организаций в соответствии с МСФО будет использоваться:

- Банком России для осуществления анализа деятельности кредитных организаций при выполнении надзорных функций;

- руководством кредитных организаций для целей анализа деятельности кредитных организаций;

- Банком России для применения мер надзорного реагирования в процессе надзора с 1 января 2006 г. Банковский и реальный секторы экономики Российской Федерации должны одновременно проводить мероприятия по внедрению принципов бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами.

Процесс перехода банковского и реального секторов экономики на ведение бухгалтерского учета в соответствии с принципами международных стандартов должен координироваться датой введения соответствующих изменений Министерством финансов РФ совместно с Банком России. Одновременный переход на ведение бухгалтерского учета в соответствии с принципами международных стандартов обязателен для банковского и реального секторов экономики в целях обеспечения адекватности применяемых принципов ведения бухгалтерского учета и отражения результатов деятельности в финансовой отчетности как кредитных организаций, так и предприятий реального сектора экономики. Указанная работа будет проводиться в течение нескольких лет.

Процесс перехода на принципы бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами предполагает внесение необходимых изменений в действующее законодательство, которое обеспечит условия для реализации принципов международных стандартов, в частности приоритета экономического содержания операций над их юридической формой.

Для придания юридической значимости финансовой отчетности по МСФО, составляемой путем трансформации, необходимо принятие соответствующего законодательного акта.

Банк России готовит документы, устанавливающие:

- порядок составления финансовой отчетности кредитных организаций в соответствии с МСФО на базе отчетности, составленной по российским Правилам ведения бухгалтерского учета с применением метода трансформации. Указанный порядок был опубликован в 2003 году с последующим внесением в него уточнений, учитывающих изменения самих МСФО;

- обеспечение внедрения принципов международных стандартов бухгалтерского учета в банковском секторе России одновременно с реальным сектором экономики Российской Федерации.

Указанные документы будут доводиться ЦБ РФ до сведения кредитных организаций по мере их готовности, заблаговременно. Банк России планирует организовать обучение соответствующих категорий специалистов теоретическим основам и практическим навыкам применения МСФО при составлении финансовой отчетности:

- представителей органов банковского надзора, бухгалтерских служб, специалистов других заинтересованных структурных подразделений Банка России;

- специалистов российских кредитных организаций (руководителей, главных бухгалтеров, внутренних аудиторов);

- аудиторов российских кредитных организаций.

ЦБ РФ в следующих документах определил подход к методу трансформации финансовой отчетности:

1. Положение ЦБ РФ 9 июля 2003 г. N 232-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери".

2. Указание ЦБ РФ от 25 декабря 2003 г. N 1363-У "О составлении и представлении финансовой отчетности кредитными организациями".

3. Методические рекомендации ЦБ РФ от 25 декабря 2003 г. N 181-Т "О порядке составления и представления кредитными организациями финансовой отчетности".

Объявленные ЦБ РФ меры согласуются с подходом Европейского Союза, который постановил, что европейские компании, ценные бумаги которых обращаются на организованном рынке, должны начиная с 2005 года перейти к составлению консолидированной (сводной) отчетности в соответствии с МСФО.

В 2004-2005 годах МСФО будут применяться уже для тысяч российских и европейских компаний, так что изучение международных стандартов сейчас - насущная необходимость. Между российским и международным подходами к ведению финансового учета и подготовке отчетности существуют значительные расхождения, вытекающие из различий в основных принципах двух систем отчетности. Это значит, что необходимым является не столько заучивание российскими бухгалтерами новых правил учета, сколько глубинная перестройка их работы, предполагающая формирование профессионального суждения по вопросам учета тех или иных объектов учета и операций.

Тридцать лет минуло с момента образования Комитета по Международным стандартам финансовой отчетности. За это время произошли серьезные изменения как на самом финансовом рынке, так и в соответствующих стандартах, служащих базой для составления и представления пользователям финансовой информации о компаниях. Если изначально МСФО представляли собой свод несложных и не очень подробных правил составления отчетности, то в 2002 году их сборник насчитывал уже 34 стандарта и более 30 интерпретаций, содержащих весьма детальные требования к составлению отчетности, классификации, признанию и оценке статей. Сами стандарты становятся все более сложными в практическом применении. Это связано с появлением новых методов оценки объектов учета (использование справедливой стоимости, определение обесценения активов на основе дисконтирования денежных потоков, расчет вероятности денежных потоков при признании резервов), что, в свою очередь, предполагает более широкое применение бухгалтерами профессионального суждения.

Таким образом, идет постоянный процесс совершенствования стандартов, обусловленный, в частности, усложнением рыночных операций и возрастающими требованиями пользователей финансовой отчетности - в первую очередь инвесторов - к ее качеству. В этой связи выдвигаются повышенные требования к профессиональной квалификации бухгалтеров и аудиторов.

Данное методическое пособие по МСФО специально разработано для специалистов, практикующих в области бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита кредитных организаций. Его содержание и структура нацелены на формирование у них адекватного восприятия принципов МСФО, а также знаний в области классификации, признания и оценки основных видов активов и обязательств и раскрытия информации в финансовой отчетности. В каждом разделе содержится большое количество примеров, в том числе из реальных отчетов российских кредитных организаций, применяющих МСФО.

Пособие поможет получить представление о международных стандартах в целом. Однако содержащейся здесь информации недостаточно для применения МСФО на практике, для этого необходимо детально изучить оригинальный текст стандартов.

Надеемся, что пособие облегчит понимание Международных стандартов финансовой отчетности и заложит прочную и надежную основу для дальнейшего изучения и применения МСФО.

Порядок разработки МСФО

История создания международных стандартов

В различных странах мира сложились свои традиции и законодательные нормы, которые способствовали появлению различных моделей финансового учета, однако тенденции интеграции и глобализации экономики в мировом масштабе выявили необходимость сблизить существующие модели учета. Уже после Второй мировой войны произошли значительные изменения в практике ведения бизнеса, вызванные в первую очередь расширением сферы влияния транснациональных компаний (ТНК) и развитием международных рынков капитала.

За последние 25 лет роль ТНК изменилась, и сейчас они занимают доминирующее положение на рынке капитала, оказывая существенное влияние на развитие экономики в мире, действия правительства и людей. Многообразие учетных практик создает проблемы при ведении международного бизнеса, поскольку постоянно приходится приспосабливаться к традициям и нормативным актам страны партнера. Они начинаются со сложностей разработки единой учетной политики представительств ТНК в различных странах. Чем в большем количестве стран имеются представительства ТНК, тем больше сложностей возникает при разработке единой стратегии.

Создание международных рынков капитала также привело к необходимости сблизить существующие методики учета. Значительному росту международных рынков капитала способствовали и способствуют специальные программы помощи восстановлению разрушенных стран. В настоящее время хорошо известны такие рынки капитала, как евродоллар, евровалюта, азиатский доллар, на которых представлены компании США, Японии, Великобритании и других развитых стран мира. Взаимосвязь рынков капитала особенно ярко проявилась после кризисов фондового рынка, произошедших в 1987 и 1998 годах и затронувших практически все ведущие рынки мира.

Тенденция к глобализации рынков капитала создает условия, которые требуют применения единой системы финансовой отчетности в общемировом масштабе. Осознание этой необходимости является важным шагом вперед по направлению к созданию международных стандартов финансовой отчетности и международных стандартов аудита. В ином случае дальнейшее развитие международных рынков капитала столкнется с трудностями выбора эффективного объекта для инвестирования из-за разнообразия систем учета.

Международные стандарты финансовой отчетности и национальные стандарты

МСФО и US GAAP

Принято сопоставлять национальные правила составления финансовой отчетности с теми, что действуют в США (US GAAP). Однако американские стандарты отчетности представляют собой свод правил и практических инструкций и являются всего лишь национальными стандартами, как и все другие. Международные стандарты финансовой отчетности построены на основе Концепции (Принципов), что позволяет достаточно гибко применять их в различных спорных ситуациях, опираясь на профессиональное суждение бухгалтера, и являются наднациональными стандартами. Доминирование же американских стандартов финансовой отчетности связано прежде всего с явным господством американского рынка капиталов, который составляет более половины общемирового рынка.

Для того чтобы акции компании могли котироваться на конкурирующих с американскими фондовых рынках (в Лондоне, Гонконге и Токио), достаточно, чтобы предоставляемый инвесторам финансовый отчет был подготовлен в соответствии с МСФО.

Применение МСФО в России

В большинстве развивающихся стран не созданы национальные стандарты отчетности. Поэтому они следуют предписаниям GAAP США и Великобритании или Международным стандартам финансовой отчетности. Принятие ими МСФО нужно считать разумным шагом на пути стандартизации мировой учетной политики.

Препятствия, возникающие для российских организаций при обращении к иностранному финансированию, объясняются тем, что финансовая информация организации подготавливается и используется в формате, близком к тому, который применялся в бывшем СССР, то есть предназначенном для фискальных органов, а не для инвесторов. Эти препятствия преодолимы, только если организация способна предоставлять финансовую информацию и составлять финансовую отчетность в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. По этой причине многие российские компании начали создавать и внедрять процедуры составления отчетности в соответствии с МСФО.

Российская компания может считать необходимым подготовку финансовой отчетности в соответствии с МСФО в следующих случаях:

- иностранные клиенты рассматривают возможность установления долгосрочных торговых отношений;

- стратегические инвесторы проявляют интерес к созданию совместных предприятий;

- компания предполагает выпуск ценных бумаг на международный рынок;

- компания принимает участие в проектах, финансируемых международными институтами;

- компания хочет улучшить конкурентные преимущества на внутреннем рынке.

Применение международных стандартов отчетности может предоставить компании не только мощные средства улучшения своей деятельности, но и такие значительные конкурентные преимущества, как: отражение результатов деятельности компании в более простой и реалистичной форме; возможность сравнения финансового положения компании с финансовым положением иностранных компаний, что дает лучшее восприятие со стороны западных партнеров; более совершенная система бухгалтерского учета, которая позволит принимать лучшие решения на основе расчета экономических последствий этих решений.

Развитие Международных стандартов финансовой отчетности происходило в условиях рыночной экономики, поэтому МСФО - это не только прозрачная финансовая отчетность, но и основа построения систем управления финансами и внутреннего контроля. МСФО одинаково полезны и внешним и внутренним пользователям финансовой информации.

В настоящее время, по оценкам экспертов Международного центра реформы системы бухгалтерского учета (International Center for Accounting Reform, ICAR), около 400 компаний в России применяют МСФО. Безусловно, крупных участников рынка среди них немного. Большая часть этих компаний представлена совместными предприятиями с иностранным участием, ведущими учет по МСФО по требованию собственников (учредителей). Кроме того, часть этих компаний является российскими представительствами таких транснациональных компаний, как "Пепси", "Мицубиси", и др. Тем не менее интерес к применению МСФО в России возрастает с каждым годом, о чем свидетельствует высокий спрос на специалистов по МСФО, предъявляемый аудиторскими компаниями и организациями, готовящими финансовую отчетность. Некоторые из крупных российских компаний применяют МСФО с середины 90-х годов XX века, не преследуя при этом непосредственно цели выхода на международные рынки капитала.

По мнению менеджмента этих компаний, МСФО позволяют составить более адекватное представление о компании, чем российские стандарты учета. Так, например, одна из наиболее неприятных проблем приватизированных предприятий - это изношенные основные фонды. Их балансовая стоимость, полученная с использованием российских правил учета, нередко не имеет никакой реальной основы. Российские Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) заключают в себе возможность проведения регулярных переоценок стоимости основных средств, однако не содержат требований по проверке активов на предмет их обесценения, которые существуют в МСФО.

Таким образом, МСФО представляют собой систему стандартов отчетности, которая обеспечивает достоверной информацией не только внешнего пользователя - инвестора, но и органы управления предприятием.

Причины и условия возникновения МСФО

Финансовые отчеты - важный инструмент информирования и контроля, предназначенный для решения проблем больших компаний, порождаемых разделением собственности и управления. Иначе говоря, учет - это часть системы управления корпорацией, цель которой - побуждать менеджеров действовать в интересах собственника фирмы.

В каждой стране регулируется выбор правил бухгалтерского учета. Правила учета и процедуры управления корпорациями отражают стадии экономических и политических процессов, а не просто результат адаптации к рынку. Даже если не принимать в расчет расходы на регулирование, еще никто не доказал, что оно улучшило качество отчетов. Поскольку нелегко определить, какие экономические проблемы должно было разрешить регулирование учета и отчетности, также трудно понять, почему оно принимает разные формы в различных странах.

Комитет по Международным стандартам финансовой отчетности

Комитет по Международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) был организован в 1973 году представителями профессиональных организаций Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Нидерландов, Великобритании, Ирландии и США. В 2000 году до реорганизации КМСФО его членами были 153 профессиональные бухгалтерские и аудиторские ассоциации из 112 стран мира. В настоящее время членство в КМСФО отменено, 14 членов правления КМСФО представляют Австралию и Новую Зеландию, Великобританию, Германию, Канаду, США, Францию, Южную Африку, Японию. Россия представлена в Консультативном совете по стандартам при правлении КМСФО, наряду с еще 28 странами и 5 международными организациями, среди которых Всемирный банк, Международный валютный фонд и др.

С момента своего создания КМСФО занимается программой по разработке стандартов учета, получившей широкое признание во всем мире. В 2001 году действовали 34 Международных стандарта финансовой отчетности, выпущенных КМСФО. После реорганизации КМСФО в 2001 году новое правление переименовало стандарты из "Международных стандартов учета" (International Accounting Standards) в "Международные стандарты финансовой отчетности" (International Financial Reporting Standards). Данный факт свидетельствует в том числе о расширении поля деятельности КМСФО, который начинает уделять большее внимание вопросам представления в отчетности компаний не только бухгалтерской, но и финансовой информации. В частности, на повестке дня правления КМСФО стоит проект по так называемому "Докладу менеджмента" (Management Analysis) как части финансовой отчетности, не связанной непосредственно с содержанием бухгалтерской отчетности.

Цели и приоритеты правления КМСФО

В мае 2000 года был принят новый Устав, согласно которому Комитет по Международным стандартам финансовой отчетности был учрежден как независимое юридическое лицо, управляемое 19 Доверенными лицами. В соответствии с данным Уставом КМСФО в своей деятельности преследует следующие цели:

- разработка в интересах общественности единой системы высококачественных, понятных и имеющих обязательную силу глобальных стандартов бухгалтерского учета, в соответствии с которыми в финансовой отчетности и прочей финансовой документации должна раскрываться высококачественная, прозрачная и сопоставимая информация, с тем чтобы участники фондовых рынков и другие пользователи могли принимать обоснованные экономические решения;

- распространение и обеспечение строгого соблюдения данных стандартов;

- обеспечение максимального сближения (конвергенции) национальных стандартов бухгалтерского учета с Международными стандартами финансовой отчетности исходя из наиболее оптимального решения вопросов бухгалтерского учета и отчетности.

Перечисленные выше цели правления КМСФО отличаются от тех, которые были провозглашены КМСФО до его реорганизации и включали разработку единой системы высококачественных стандартов и гармонизацию учетных систем различных стран мира. Новые цели КМСФО, как мы видим, в большей мере, нежели раньше, ориентированы на обеспечение практического применения МСФО и их конвергенцию с национальными системами учета.

Цель максимального сближения национальных стандартов финансовой отчетности с международными в настоящий момент является одной из наиболее важных для правления. При этом члены правления неоднократно подчеркивали, что максимальное сближение национальных и международных стандартов не является самоцелью и не может быть достигнуто путем выпуска некоего набора примитивных правил. Так, в Информационном бюллетене правления КМСФО (IASB Insight) за март 2001 года в статье председателя правления Дэвида Твиди "Цель - максимальное сближение" говорится о том, что без активного участия органов, устанавливающих национальные стандарты, невозможно говорить о высококачественных стандартах на международном уровне. Таким образом, только путем кооперации усилий различных стран достижение поставленной цели становится возможным. Очевидно, однако, что национальные организации, устанавливающие стандарты финансовой отчетности, могут иметь различные, а иногда и противоположные, позиции по рассматриваемым вопросам, согласовать которые весьма нелегко.

Следует отметить также, что цель на максимальное сближение МСФО с национальными системами учета не предполагает прямого перехода на МСФО, ограничиваясь более практическими аспектами сближения МСФО с национальными стандартами, предусматривающими вовлечение в процесс разработки и совершенствования МСФО профессионалов из различных стран мира и, таким образом, достижение единых подходов к решению вопросов учета и отчетности на национальных уровнях. Именно поэтому значительное внимание в реализации цели конвергенции правление КМСФО намерено уделять процессу совместных обсуждений проектов документов КМСФО с организациями, устанавливающими национальные стандарты в различных странах, а также на заседаниях Консультативного совета по стандартам. Этот орган был создан летом 2001 года специально для того, чтобы обеспечить максимальное участие заинтересованных лиц, представляющих различные страны и организации, в процессе подготовки Международных стандартов финансовой отчетности.

Исходя из целей деятельности и после консультаций с Консультативным советом по стандартам, правление КМСФО сформулировало в 2001 году свой рабочий план, в который включены более 20 проектов, касающихся разработки новых и совершенствования действующих МСФО. Часть из этих вопросов является объектом прямого интереса стран с развивающимся рынком. Так, среди приоритетных вопросов особый интерес представляет проект по первому применению МСФО (First Application of IFRS). Среди прочего на повестке дня правления следует выделить вопросы финансовой отчетности в добывающих отраслях, а также на предприятиях малого и среднего бизнеса и предприятиях, действующих в условиях развивающихся рынков.

В целом новые тенденции в развитии МСФО свидетельствуют о переходе этих стандартов в более практическую плоскость. Так, например, ранее считалось, что вопросы обеспечения соблюдения стандартов не входят в сферу деятельности КМСФО. Аналогично КМСФО не занимался вопросами практических рекомендаций по применению стандартов (единственное исключение - сборники вопросов и ответов по применению МСФО 39 "Финансовые инструменты: признание и оценка"). Теперь же в числе приоритетов правления - руководство по первому применению МСФО. И наконец, проведение исследований по выявлению различий между национальными системами отчетности и МСФО в части учета определенных операций и объектов (например, в области вознаграждений работникам) также свидетельствует о переходе КМСФО на новый уровень в плане практического применения стандартов.

Переход деятельности КМСФО в более практическую плоскость связан с наметившейся тенденцией к существенному расширению практики применения МСФО: в 2000 году Европейская комиссия выступила с инициативой, одобренной впоследствии Европарламентом, о переходе к 2005 году всех европейских компаний, чьи ценные бумаги обращаются на биржах, к составлению и представлению консолидированной (сводной) отчетности по МСФО. Это означает, что, по крайней мере, 7000 крупнейших европейских компаний будут применять МСФО. Кроме того, в 1999 году Международная организация комиссий по ценным бумагам (International Organization of Security Commission, IOSCO) рекомендовала МСФО для применения в целях листинга на биржах, что также способствовало существенному укреплению авторитета КМСФО и появлению новых приоритетов в его деятельности.

Порядок разработки и принятия МСФО

Правление Комитета по Международным стандартам финансовой отчетности (правление КМСФО) в составе четырнадцати человек (двенадцать членов работают в нем постоянно, а двое - по совместительству) несет исключительную ответственность за разработку стандартов бухгалтерского учета. Процесс разработки стандарта может состоять из следующих этапов:

- в начале проекта правление КМСФО формирует подготовительный комитет или консультативную группу для предоставления рекомендаций по спорным вопросам, возникающим в ходе проекта. В течение всего проекта проводятся консультации с подготовительным комитетом, консультативной группой или Консультативным советом по стандартам;

- в рамках основных проектов правление КМСФО разрабатывает и представляет на рассмотрение общественности "Проект основных принципов" (Draft Statement of Principles) или другой документ аналогичного содержания;

- после изучения полученных комментариев правление КМСФО разрабатывает и представляет на рассмотрение общественности "Предварительный вариант стандарта" (Exposure Draft);

- после изучения полученных комментариев правление КМСФО выпускает окончательный вариант стандарта.

Одновременно с публикацией стандарта правление КМСФО выпускает "Основу для выводов" (Basis for Conclusions), где разъясняются причины сделанных выводов и содержится исходная информация, которая может оказаться полезной при практическом применении стандартов КМСФО. Кроме того, правление КМСФО публикует несовпадающие мнения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины «Практика применения международных стандартов финансовой отчетности в кредитных организациях» для направления 080100. 68-Экономика подготовки магистра

    Программа дисциплины
    Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренная Приказом Министра финансов Российской Федерации от 1 июля 2004 г.
  2. Программа проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора (аудит кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов (банковский аудит)) (новая редакция)

    Программа
    проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора (аудит кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов (банковский аудит
  3. Письмо Банка России от 30. 04. 2008 №51-т "о методических рекомендациях "О порядке составления и представления кредитными организациями финансовой отчет

    Публичный отчет
    Письмо Банка России от 30.04.2008 № 51-Т “О Методических рекомендациях “О порядке составления и представления кредитными организациями финансовой отчетности”
  4. "Регламент", 2007 анализ типовых ошибок в работе бухгалтерии кредитных организаций (Методическое пособие)

    Регламент
    - Положение Банка России от 05.12.2002 N 205-П (ч. II, разд. 2) "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" ;
  5. 2. Организационно-правовые формы кредитных организаций Тема Гражданско-правовое регулирование деятельности кредитных организаций

    Программа
    Программапроведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора (аудит кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов (банковский аудит)(одобрена Советом по аудиторской деятельности

Другие похожие документы..