Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Монография'
Алимбеков М.Т. – Введение, гл.1.1., 1.2, 1.4., 2.2, 2.3, 2.4, 3.1, 3.2; Абдиев Ж Н.- гл. 3.4.; Абдрасулов Е.Б. - гл.1.1., 1.2., 1.5, 2.2, 3.1., 3.2.,...полностью>>
'Книга'
Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой — М.: ...полностью>>
'Программа'
Генеральный директор ГНЦ РФ ФГУП «Институт химии и технологии элементоорганических соединений», д.х.н., профессор, член-корреспондент РАН, председател...полностью>>
'Документ'
Запах женщины и не только…(парфюм) 3. Медицина антистарения. Возможности косметологии (серия Zhenfei perfect) 4....полностью>>

Итоговый отчет по нормативному и методическому сопровождению профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы. Полное наименование образовательного учреждения

Главная > Публичный отчет
Сохрани ссылку в одной из сетей:

«Утверждаю»

Директор МОУ НОСШ

__________Ю.И.Шулика

« ___» __________ 2008 г.

Итоговый отчет по нормативному и методическому сопровождению профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы.

Полное наименование образовательного учреждения: Муниципальное образовательное учреждение «Новоаганская общеобразовательная средняя школа»

Адрес образовательного учреждения: 628647 ХМАО, Нижневартовский район, г.п. Новоаганск, ул. 70 лет Октября д.6а

Телефон / факс: 8 (34668) 52 – 100

Электронный адрес: E-mail: shnovs@

Тема экспериментальной работы: Нормативное и методическое сопровождение профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы.

Исполнитель эксперимента: Педагогический коллектив МОУ «Новоаганская общеобразовательная средняя школа» Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Научный руководитель эксперимента: Пшенцова Ирина Леонидовна, начальник отдела учебно-научного центра дополнительного образования Сургутского государственного университета, кандидат педагогических наук.

Актуальность темы

Внедрение профильного обучения и предпрофильной подготовки в практику работы школы является одним из приоритетных направлений развития современного образования. Переход на профильное обучение увеличил возможности школы в построении вариативной системы образования, в предоставлении учащимся различных вариантов выбора своей образовательной траектории, удовлетворении своего образовательного спроса, реализации склонностей, способностей.

Профильное образование позволит создать для старшеклассников условия для обучения в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжении образования и, как следствие, будет способствовать лучшей социализации молодых людей в обществе. Ко всему прочему, учебная деятельность в конкурентноспособной среде будет способствовать интенсификации учебного труда, повышению мотивации и, как следствие, увеличению плотности и информационной емкости урока, что незамедлительно скажется на результативности и качестве обучения.

Апробировав новые формы и методы организации предпрофильной подготовки и профильного обучения, школа может выполнить социальный заказ государства и родителей, т.е. сформировать социально мобильную личность, осознающую свои гражданские права и обязанности, ясно представляющую себе потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Введение профильного обучения позволило минимизировать нагрузку учащихся, сосредоточить внимание на изучение тех областей знаний, которые по самоопределению школьника, являются необходимыми для продолжения образования в высшей школе и построения его профессиональной карьеры.

Замысел эксперимента:

Зрелый выбор своего жизненного пути предполагает, что ученик осознает свои жизненные цели и планы, верно оценивает возможность их реализации через осуществленный выбор. Достижение данного результата предполагает наличие особой педагогической системы. С учетом этого профориентационную подготовку необходимо проводить, начиная с начальной школы.

1.В начальной школе выявляются способности, интересы, возможности учащихся, работа направлена на развитие выявленных способностей, отслеживаются результаты успешности продвижения.

2. В 5 -7 классах внимание уделяется формированию личностных качеств и развитию выявленных в начальной школе способностей, формируется самооценка, адекватная личным способностям, информационная готовность к осуществлению выбора своего будущего направления в жизни.

3. В 8 – 9 классах проводится обучение осуществлению выбора направления образования из числа доступных для школьников альтернатив, наиболее соответствующих их индивидуальным возможностям и потребностям.

4. 10-11 классы – профильная школа. Учащиеся утверждаются в правильности сделанного ими выбора, но на первых этапах обучения еще имеют возможность изменить профиль обучения, так как в этом возрасте трудно определиться с предпочтениями, особенно если ученик успешно обучается по всем предметам. Изучение единого для разных профилей набора дисциплин по программам разных уровней даст возможность получения полного среднего образования и успешного интенсивного продвижения в изучении различных областей знаний каждому ученику, обеспечит достаточную базу для продолжения образованию в высшей школе.

Объект экспериментирования: учащиеся 9 – 11 классах.

Предмет экспериментирования: Учебно-воспитательный процесс в 9 - 11 классах.

Цель эксперимента: Апробация разработанных локальных, нормативных и методических документов для организации и запуска в режим функционирования профильной школы.

Задачи:

1. Апробировать пакет нормативных и методических документов для организации и запуска профильной школы;

2. Разработать пакет контрольно-измерительного инструментария результативности работы профильных групп:

- локальные акты для набора в профильные классы;

- профильные учебные программы;

3. Создать программу мониторинга профильного обучения.

4. Педагогический мониторинг процесса и результатов обучения по профильным предметам.

5. Разработать методические рекомендации по внедрению новой формы оценки (аутентичной, рейтинговой, накопительной, портфолио), оформлению портфолио выпускника школы.

6. Диагностика жизненного самоопределения выпускников.

Информационная справка о школе.

Новоаганская муниципальная общеобразовательная средняя школа работает в режиме эксперимента по внедрению предпрофильной подготовки и профильного обучения с 2004 – 2005 учебного года. Тема эксперимента: « Создание условий для внедрения в практику различных форм и методов предпрофильной подготовки и профильного обучения». Педагогический коллектив быстро включился в работу, так как переход на новые условия был подготовлен инновационной деятельностью всех участников образовательного процесса 2001 – 2004 годов над реализацией программы по формированию системы управления школой на исследовательской основе, обеспечивающей качество образования.

С 2004 – 2005 учебного года школа работала над решением следующих задач:

  1. Разработка нормативных документов по предпрофильной подготовке.

  2. Организация информационной работы, знакомящей учащихся и их родителей с образовательными возможностями территории.

  3. Введение предпрофильной подготовки в выпускном классе основной школы через краткосрочные курсы по выбору.

  4. Организация психолого-педагогияеской поддержки учащимся в принятии решения в выборе профиля обучения, направления дальнейшего образования, возможного трудоустройства с учетом спроса на рынке труда.

  5. Отработка системы интегральной накопительной оценки и вариантов построения образовательного рейтинга выпускника основной школы в виде портфолио.

  6. Экспертиза программ курсов по выбору и создания банка программ для внедрения предпрофильной подготовки.

Результаты работы следующие:

  1. Разработана система управления внедрением предпрофильной подготовки, созданы службы сопровождения экспериментальной работы:

    • Творческая группа разработки нормативных документов;

    • Группа разработки учебных планов;

    • Экспертная группа по созданию банка программ;

    • Группа мониторинга результатов реализации программы экспериментальной работы.

  1. Разработан пакет нормативно-правового сопровождения, который включает:

    • Функциональные обязанности участников управления внедрением предпрофильной подготовки;

    • Положение о предпрофильной подготовке и профильному обучению, о портфолио выпускника основной школы, рейтинге выпускника основной школы; порядке зачисления в профильный класс;

    • Моделели выпускника профильного класса средней (полной) школы и профильной школы.

    • Рекомендации о методических приемах и педтехниках, используемых в преподавании элективных курсов.

  2. Проведена работа по повышению профессионального мастерства учителей, формированию компетенции по вопросам предпрофильной подготовки и профильного обучения через следующие мероприятия:

    • Педагогический совет «Теория и практика организации предпрофильной подготовки и профильного обучения»;

    • Семинары: «Эффективные методы преподавания элективных курсов», «Роль классного руководителя и психолога в профориентации учащихся», «Построение образовательного рейтинга выпускника основной школы;

    • Районный семинар: «Система профильного обучения»;

    • Курсовую подготовку учителей.

    • Информационно-педагогическую работу с учащимися и их родителями:

  • Оформлены информационные стенды по предпрофильной подготовке и профориентации;

  • В учебном плане были выделены в девятых классах 3 часа на проведение профориентационной и информационной работы с целью оказания психолого-педагогической поддержки в самоопределении траектории своего дальнейшего образования;

  • Проведена презентация элективных курсов;

  • Проведены родительские собрания по ознакомлению с нормативными документами по организации профориентационной работы с учащимися, перечнем предоставляемых педагогических услуг;

  • Организованы: встреча с выпускниками, студентами различных ВУЗов, которые проинформировали школьников о б условиях поступления и обучения в ВУЗах, где они учатся; экскурсии на предприятия для ознакомления с условиями труда людей различных профессий; встречи и беседы с представителями разных профессий, участие в районных акциях «Абитуриент».

  1. Создана образовательная сеть в п.г.т. Новоаганск

Взаимодействие между учебными заведениями происходит по линии обмена детьми ( участие в работе краткосрочных курсов по выбору), кадровыми и материально-техническими ресурсами.

С 2005 – 2006 учебного года школа приступила к поэтапному переходу на Федеральный БУП 2004 года, где предпрофильная подготовка в девятом классе рассматривается как обязательный компонент учебного процесса и фиксируется в учебном плане школы.

1. Часы учебного предмета «Технология» передаются в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки. Из имеющихся 102 часов 68 часов отводится на специально организованные краткосрочные курсы по выбору, а 34 часа - на информационную работу и профориентацию, которые проводятся в рамках курса «Твоя профессиональная карьера».

2. Для методического сопровождения эксперимента за счет внутренних резервов школы были созданы следующие службы :

  • Творческая лаборатория по профессиональной ориентации. Задачей данной методической службы является организация профориентационной работы с учащимися 1 – 11 классов через внеклассную работу, через использование резервов воспитательного потенциала современного урока, организацию работы со способными, одаренными детьми ( 1 – 4 класс – «Путь к Парнасу», 5 – 11 классы – «Олимпийские резервы»).

  • Творческая лаборатория по предпрофильной подготовке. Работа этой службы направлена на разработку нормативных документов (локальных актов, памяток, рекомендаций), методического обеспечения предпрофильной подготовки, отслеживанию ее результативности : определению качества программ курсов по выбору, рецензированию разработанных учителями школы программ и представлению их к внешней экспертизе, повышению компетентности учителей в вопросах предпрофильной подготовки через семинары, практикумы, консультирование.

  • Творческая лаборатория профильного обучения. Работа этой службы направлена на подготовку нормативно-правовой и учебно-методической базы для перехода на профильное обучение, повышение компетентности учителей в вопросах профильного обучения.

  • Две творческие группы мониторинга результатов внедрения программы эксперимента объединяют учителей, работающих в девятых классах и осуществляющих диагностику сформированности профессионального самоопределения старшеклассников, мотивационной готовности участников образовательного процесса к нововведениям, связанным с профильным обучением.

  • МО учителей, ведущих профильные предметы апробирует программы курсов по выбору и элективных курсов, анализирует их качество и востребованность, изучает состояние УМК, пригодного для профильного обучения, оказывает профессиональную поддержку учителям, испытывающим затруднения при внедрении нововведений.

  • Годичная команда учителей, работающих в выпускном классе основной школы, внедряет принципы предпрофильной подготовки школьников, используя воспитательный потенциал урока.

  • Команда классных руководителей 9-ых классов осуществляет информационную и педагогическую поддержку учеников своего класса и их родителей, оказывает помощь в оформлении портфолио достижений, в анкетировании учащихся и родителей.

Изменения в методике оценивания и аттестации обучающихся 9 классов в 2007-2008 учебном году.

Одним из основных направлений эксперимента являлась апробация новой системы оценивания учебных достижений учащихся 9-ых классов.

Идея введения новой системы оценивания в последнем классе основной школы связана с общим направлением модернизации российского образования – созданием открытой и объективной процедуры оценивания качества образования школьников. В этих целях были введена итоговая аттестация по новой форме – ЕГЭ – русскому языку и алгебре и два предмета по выбору. Результаты итоговой аттестации учитывались при комплектовании профильных классов.

Реализация предпрофильной подготовки проходит в три этапа:

  1. Пропедевтический этап позволяет дифференцировать учащихся, в соответствии с их потребностями в продолжении обучения в профильной школе, пробой через курсы по выбору. На этом этапе осуществляется :

- презентация программ элективных курсов (по выбору) для выпускников основной школы;

- предварительная диагностика образовательного запроса школьников с учетом мнения их родителей, основных мотивов предстоящего выбора, интересов, склонностей. В этом направлении за сентябрь, октябрь проведено анкетирование по следующим направлениям:

- готовность к изучению курсов по выбору и предпочтения по организации занятий элективных курсов;

- предварительное изучение сформированности профильного выбора;

- диагностика зрелости выбора профиля обучения учащимися 9-ых классов;

- жизненное и профессиональное самоопределение учащихся 9-ых классов;

- планируется проведение анкетирования по определению информационной культуры девятиклассников.

2. На основном этапе предусматривается:

- обучение способам принятия решений о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности;

- организация процедур психолого-педагогической диагностики и самодиагностики, позволяющих строить версии о предпочтениях учащихся в направлениях образовательной деятельности в условиях профильного обучения;

- анализ образовательных ситуаций, в которых создаются условия для выявления основных ограничителей (затруднений, проблем) свободы выбора профиля обучения.

3. На завершающем этапе планируется реализовать «пробы выбора профиля обучения» через задания, прогнозирующие соответствие личностной заинтересованности школьника в обучении на данном профиле и его возможностей требованиям избираемого профиля («хочу» и «могу»).

Учебные планы ППП и ПО

Основу любой учебной деятельности составляет учебный план, который регламентирует ее, способствует выполнению учебных задач и является гарантом сохранения единого образовательного пространства. Учебный план предпрофильной подготовки.

Модель учебного плана предпрофильной подготовки МОУ НОСШ разработана на основе БУПа -98 ( № 322 от 9 февраля 1998 г.) с учетом рекомендаций регионального учебного плана ( № 826 от 14.09.2005 года).

На предпрофильную подготовку выделяется 105 часов в год из расчета 3 учебных часа на 35 учебных недель в году. На нее отводятся 2 часа предмета «Технология» (что предполагает деление класса на группы при наполняемости класса более 20-25 человек) и 1 часа из школьного компонента.

Учебный план ПП имеет нежесткую структуру. Она включает три компонента.

1. 17,5 часов (0,5 в неделю) отводится на информационную работу (курс «Твоя профессиональная карьера.

2. 17,5 часов (0,5 в неделю) – на профконсультирование, профориентационную работу.

3. 70 х 2 часа отводится на специально организованные краткосрочные (12, 17 часовые) или долгосрочные (35 часовые) курсы по выбору, содержание которых способствует самоопределению ученика относительно его профиля обучения в старшей школе и удовлетворению образовательных потребностей и интересов школьников.

Учебный план предпрофильной подготовки имеет достаточное кадровое обеспечение. В школе проводятся семинары по содержанию ПП, разработке программ курсов по выбору, методам и формам работы на курсах.

Программное обеспечение ПП достаточное. В первый год внедрения ПП в школе мы испытывали большие трудности из-за отсутствия специальных программ курсов по выбору для учащихся 9-ых классов. В настоящее время учителя школы овладели навыками составления собственных программ курсов, подбором содержания, разработкой специальных заданий, критериев оценки. Кроме того, в данное время имеется достаточное количество готовых программ курсов по выбору, которые учителя адаптируют под условия школы и учащихся групп, выбравших курс.

Программы, разработанные учителями школы предпочтительнее тем, что они рассчитаны на наши условия, в них учтены образовательные потребности наших школьников, их возможности, интересы, ресурсы наших библиотек и информационной базы, к тому же они работают на профильные классы, функционирующие в школе.

Наличие в образовательном учреждении в рамках реализации программы развития авторских программ, элективных курсов (свыше 18 часов), учебно-методических рекомендаций, прошедших экспертизу:

Наименование авторских программ, элективных курсов, учебно-методических рекомендаций

Количество часов

Ф.И.О., должность эксперта

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Владыко О.А. Программа элективного курса по культуроведению Великобритании.

Прохорова Н.Н. Программа элективного курса образовательной области «Обществознание» по предмету «Обществознание» (социология) «Основы научно-исследовательской деятельности»

Учебно-методическое пособие для учителей физической культуры: «Развитие двигательных способностей и формирование жизненно важных двигательных умений и навыков»

Полтарина Н.Г. Программа спецкурса по предмету «Технология» «Национальное творчество»

Коротаева Н.Е. Программа элективного курса по информатике «Дизайн WEB – страниц»

Коротаева Н.Е. Программа элективного курса по информатике «Основы компьютерного делопроизводства»

Коротаева Н.Е. Программа элективного курса по информатике «Основы программирования на Паскаль»

Полтарина Н.Г. Программа элективного курса «Домашняя экономика»

Полтарина Н.Г. Программа элективного курса «Кулинарная азбука»

Федоренко Л.А. Программа элективного курса «Источники творчества художника-модельера»

Федоренко Л.А. Программа элективного курса «Дизайн костюма как вид художественного творчества»

Ботова Н.П. Программа элективного курса «Лес и человек»

Ботова Н.П. Программа элективного курса «Профессии, связанные с географией»

Коротаева Н.Е. Программа элективного курса по информатике

« Издательское дело в среде текстового редактора MS Word»

136 часов

68 часов

68 часов

34 часа

34 часа

18 часов

20 часов

18 часов

18 часов

18 часов

18 часов

18 часов

18 часов

18 часов

Г.А. Петрова, зав. Кафедрой общей и социальной педагогики НГГУ, кандидат педагогических наук, доцент

Г.А. Петрова, зав. Кафедрой общей и социальной педагогики НГГУ, кандидат педагогических наук, доцент

В.Л. Вижиченко,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры ТОФВ

НГГУ

Г.А. Петрова, зав. Кафедрой общей и социальной педагогики НГГУ, кандидат педагогических наук, доцент

Г.А. Петрова, зав. Кафедрой общей и социальной педагогики НГГУ, кандидат педагогических наук, доцент

Г.А. Петрова, зав. Кафедрой общей и социальной педагогики НГГУ, кандидат педагогических наук, доцент

Г.А. Петрова, зав. Кафедрой общей и социальной педагогики НГГУ, кандидат педагог.наук, доцент

Г.А. Петрова, зав. Кафедрой общей и социальной педагогики НГГУ, кандидат педагогических наук, доцент

Г.А. Петрова, зав. Кафедрой общей и социальной педагогики НГГУ, кандидат педагогических наук, доцент

Г.А. Петрова, зав. Кафедрой общей и социальной педагогики НГГУ, кандидат педагогических наук, доцент

Г.А. Петрова, зав. Кафедрой общей и социальной педагогики НГГУ, кандидат педагогических наук, доцент

Г.А. Петрова, зав. Кафедрой общей и социальной педагогики НГГУ, кандидат педагогических наук, доцент

Г.А. Петрова, зав. Кафедрой общей и социальной педагогики НГГУ, кандидат педагогических наук, доцент

Г.А. Петрова, зав. Кафедрой общей и социальной педагогики НГГУ, кандидат педагогических наук, доцент

В 2005 году издан сборник программ элективных курсов и нормативных документов.

Учебный план профильных классов составлен на основе федерального БУПа- 2004 г. ( № 1312 от 9 марта 2004 г.) и рекомендаций регионального БУПа (№ 826 от 14.09.2005 года), с учетом государственного стандарта общего образования, обоснованного выбора учащихся, соответствующего их образовательным возможностям.

При составлении учебного плана профильных классов мы руководствовались:

  • приказом Минобразования РФ от 30.06.1999 № 56 « Об утверждении Обязательного минимума содержания среднего (полного) образования»

  • приказом Минобразования РФ от 5.02.2004 г. « № 1089 « Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования»

  • приказом Минобразования РФ ль 09.03.2004 г. № 1312 « Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ».

Учебный план профильных классов состоит из инвариантной части, которая включает обязательные базовые предметы:

  • русский язык,

  • литературу

  • иностранный язык

  • математику

  • историю

  • физическую культуру

  • обществознание ( включая интегрированный курс экономики и права)

  • химию, биологию, физику ( в школе нет ни специалиста, ни УМК для ведения интегрированного курса «Естествознание»).

В вариативную часть федерального компонента включены базовые учебные предметы, которые изучаются по выбору:

  • информатика

  • география

  • Технология

  • ОБЖ

Базовые общеобразовательные учебные предметы федерального компонента направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся.

В вариативную часть федерального компонента учебного плана входят также и предметы, изучаемые на профильном уровне. Для каждого профиля это свой, индивидуальный набор предметов. Если предметы изучаются на профильном уровне, они исключаются из инвариантной части и на базовом уровне не изучаются.

В школе сформировался свой набор профилей:

1. Социально- гуманитарный. Профильными предметами являются:

  • Литература (5 часов в неделю)

  • История (4 часа в неделю)

  • Обществознание (3 часа в неделю)

  • Предметы «Экономика» и «Право» не интегрированы, преподаются в объеме по 0,5 часа в неделю (по 17,5 часов в год).

2.Информационно-математический. Профильными предметами являются:

  • Математика (6 часов в неделю)

  • Информатика (4 часа в неделю)

  • Физика (5 часов в неделю)

3.Кадетский. Профильными являются:

  • ОБЖ (2 часа в неделю)

  • ОВС (1 час в неделю)

  • Информатика ( 4 часа в неделю)

4.Профессиональный. Профильными являются:

  • Технология (4 часа в неделю)

  • Спецкурс (5 часов в неделю) + 3 часа в неделю практика за счет часов доп. образования.

Программы профильных предметов позволяют дифференцировать содержание обучения старшеклассников в соответствии и их интересами, возможностями, обеспечить лучшую подготовку к продолжению образования в Вузе. Уровень подготовки по математике учащихся информационно-математического профиля значительно выше, чем в гуманитарном или кадетском классах. То же можно констатировать и по гуманитарным предметам в профильных классах. Учащиеся кадетского класса демонстрируют высокие показатели обученности по профильным предметам оборонно-спортивного направления.

Обучение в конкурентно способном окружении позволяет быстрому продвижению учащихся, мобилизует на самообразование, повышает мотивацию. Уроки в таких классах отличаются высоким уровнем научности, большой информационной плотностью, хорошим темпом, результативностью.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет по Плану социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2009 год по реализации Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы за 2009 год № п/п

    Публичный отчет
    Стратегия социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года утверждена законом Удмуртской Республики от 09.10.2009 г. №40-РЗ
  2. Итоги реализации программы развития системы образования городского округа город Салават Республики Башкортостан на 2007-2011 годы

    Документ
    Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования взрослых (повышения квалификации) «Учебно-методический центр» городского округа город Салават Республики Башкортостан
  3. Средняя общеобразовательная школа (1)

    Образовательная программа
    Изменение системы целевых показателей образовательных результатов в контексте программы развития системы оценки качества образования г. Москвы (СОКОМ) и международных исследований PISA,
  4. Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся 169

    Документ
    4.2. Рекомендации по организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений (организаций) в целях реализации профильного обучения на старшей ступени общего образования.
  5. Нормативно-правовое обеспечение профильного обучения Сборник материалов Выпуск 1 Сетевое сотрудничество и социальное партнёрство в системе профильного обучения Москва (1)

    Документ
    Раздел I. Проекты нормативно-правовых документов федерального уровня, регулирующих вопросы организации и реализации профильного обучения . . . . . . .

Другие похожие документы..