Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Раздел 2. Специфика в работе по организации и проведению социальных туров для лиц с ограниченной дееспособностью (инвалидов и людей пожилого возраста...полностью>>
'Реферат'
Товарные запасы составляют значительную часть активов фирмы. До недавнего времени считалось, что чем больше у предприятия запасов, тем лучше. Это спр...полностью>>
'Документ'
Шкільна історична освіта спрямована не тільки на те, щоб допомогти учням засвоїти систему наукових знань, а й щоб сформувати в них здатність творчо м...полностью>>
'Автореферат'
Работа выполнена в лаборатории ветеринарной медицины Курского Научно-исследовательского института Агропромышленного производства РАСХН, на базе ведом...полностью>>

«Россия в XVI веке». Автор-составитель: З. Ф. Смирнова (моу сош №1 г. Андриаполя) Даты (историческое время)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Приложение 2. Диагностические материалы по истории России в формате ЕГЭ по теме: «Россия в XVI веке». Автор-составитель: З.Ф. Смирнова (МОУ СОШ № 1 г. Андриаполя)

Даты (историческое время)

В каком году произошли эти события:

1. Правление Ивана IV

2. Правление Василия III

3. Присоединение Смоленска

4. Присоединение Пскова

5. Царствование Федора Ивановича

6. Боярское правление в период царствования Ивана Грозного

7. Венчание Ивана IV на царство

8. Созыв первого Земского собора

9. Принятие нового Судебника

10. Стоглавый собор

11. Отмена кормлений

12. Присоединение Казанского ханства

13. Присоединение Астраханского ханства

14. Ливонская война

15. Опричнина

16. Новгородский поход опричного войска

17. Поход Ермака в Сибирь

18. Указ о «заповедных летах»

19. Введение «урочных лет»

20. Заключение Ям-Запольского мира с Польшей

21. Заключение мира со Швецией

22. Строительство Покровского собора

23. Создание первой русской печатной книги «Апостол»

24. Издание первой русской книги для обучения грамоте «Часословец»

25. Введение патриаршества

26. Проведение денежной реформы, введение московского рубля

27. Начало формирование стрелецкого войска

Персоналии

1. Мать Ивана IV

2. Митрополит с 1542 года, писатель, церковный и политический деятель

3. Священник Благовещенского собора Московского Кремля, личный духовник Ивана IV

4. Государственный деятель, член Избранной рады, возглавлял Челобитный приказ

5. Митрополит, требовавший отмены опричнины

6. Князь, автор «Истории о великом князе Московском» и обличающих посланий Ивану Грозному

7. Первый патриарх Московский и всея Руси

8. Первый книгопечатник в государстве

9. Руководитель опричного войска

10. Дьяк, талантливый инженер, по его проекту были проведены подкопы под стены Казанского кремля

11. Возглавлял отряды «охочих людей», казаков во время покорения Сибири

12. Создатель царь-пушки

Географические названия

1. Столица государства российского

2. Крепость, построенная в 1551 году при впадении реки Свияги в Волгу

3. Город, основанный в 1587 году, ставший столицей русской Сибири

4. Город, завоеванный Иваном IV в 1552 году

5. Территория, борьба за вхождение которой в состав Российского государства происходила с 1581 по 1598 год

6. Город, завоеванный в 1556 году

Термины

1. Неофициальное правительство, созданное из кружка приближенных к Ивану Грозному придворных людей

2. Общее название городского и сельского населения, несшего тягло в пользу государства

3. Социальные группы людей, занимающие определенное общественное положение

4. Форма государственного устройства, при которой наряду с самодержавной властью существовали сословно-представительное собрание – Земский собор и постоянный совещательный орган при верховной власти – Боярская дума

5. Пешее войско, созданное в России около 1550 года

6. Собрание духовенства

7. Постоянно действующие органы центрального управления в Российском государстве в XVI веке.

8. Политика, проводимая Иваном IV, направленная на установление самодержавного правления

9. Натуральный налог с народов Поволжья, Сибири, Севера

10. «Вольные, удалые люди», несшие службу в пограничных районах России

11. Период, с которого запрещали переход крестьян в Юрьев день

12. Срок сыска и возвращения беглых крестьян их владельцам (от 5 до 15 лет)

13. Стиль в архитектуре, при котором покрытие куполов делается в виде четырех или многогранной пирамиды

14. Часть территории государства, не включенная в опричнину и управлявшаяся боярами

15. Служилые люди, включенные в состав Государева двора

16. Территориальный округ, совпадающий, как правило, с волостью или уездом

17. Укрепленная линия из лесных завалов для защиты от набегов

18. Денежные и натуральные повинности, которые несли крестьяне и посадские люди

19. Единая для всего государства единица взимания налога

Факты. Явления

А 1.

Причина поражения России в Ливонской войне

1. Усиление Ливонского ордена

2. Опричная политика Ивана IV

3.Отказ Земского собора поддержать царя

4. Нежелание Ивана IV продолжать войну

А 2.

Главный итог правления Василия III

1. Завершение политического и территориального объединения русских земель

2. Завоевание Россией выхода к Балтийскому морю

3. Оформление в России сословно - представительной монархии

4. Принятие первого свода законов единого государства – «Судебника»

А 3.

В результате политики опричнины

1. Были уничтожены пережитки удельной старины

2. Начался процесс раскрепощения крестьян

3. Была преодолена экономическая отсталость России

4. Укрепилась система управления хозяйством

А 4.

Основная причина вступления России в Ливонскую войну заключалась в стремлении Ивана IV

1. Расширить территорию государства за счет завоевания польских земель

2. Захватить земли Великого княжества Литовского

3. Получить выход к Балтийскому морю

4. Ослабить Швецию

А 5.

В результате присоединения новых территорий во второй половине XVI века

1. Россия вышла к берегам Черного моря

2. Столица государства была перенесена в Петербург

3. Началось освоение целинных земель Казахстана

4. В руках России оказался Волжский торговый путь

А 6.

Результатом внешней политики Ивана IV стало получение

1. Территории Левобережной Украины

2. Выхода к Балтийскому морю

3. Выхода к Азовскому морю

4. Выхода к Каспийскому морю

А 7.

Что из перечисленного сдерживало развитие экономики в XVI веке

1. Продолжение феодальной раздробленности

2. Взимание внутренних пошлин с купцов

3. Расширение каменного строительства

4. Низкая численность населения

А 8.

В отличие от дворянского ополчения стрелецкое войско

1. Было постоянным

2. Набиралось из дворян

3. Создавалось на основе рекрутских наборов

4. Собиралось на время военных походов

А 9.

В результате Ливонской войны Россия потеряла

1. Смоленские земли

2. Черниговские и Северские земли

3. Крепости Ям, Нарву, Копорье, Иван - город

4. Новгород и Псков

А 10.

В результате военной реформы XVI века в России появились

1. Рекруты

2. Стрельцы

3. Драгуны

4. Гвардейцы

А 11.

Согласно условиям Плюсского мира со Швецией, заключенного в 1583 году Россия

1. Получила выход в Балтийское море

2. Присоединила Псков

3. Потеряла Полоцк

4. Теряла часть Карелии, крепости Нарву, Ям, Копорье

А 12.

Реформы 50-х годов XV века способствовали

1. Реорганизации местного и центрального управления

2. Появлению коллегий

3. Заключению мира с Польшей

4. Введению министерств

А 13.

Какие архитектурные сооружения относятся к шатровому стилю?

1. Успенский и Архангельский соборы в Москве

2. Церковь Троицы в селе Большие Вязьмы, Успенский собор в Ростове

3. Смоленский собор Новодевичьего монастыря, церковь Спаса на Бору в Москве

4. Церковь Вознесения в Коломенском, Покровский собор в Москве

А 14.

Какие факторы характерны для социально-экономического развития России второй половины XVI века?

А. Завершение закрепощения крестьян

Б. Преобладание натурального хозяйства

В. Начало освоения земель Сибири

Г. Распространение в сельском хозяйстве трехполья

Д. Четко выраженная районная специализация хозяйства

Е. Рост заморской торговли по Балтийскому морю и Черному морю

1. АБЕ

2. БВГ

3. ГДЕ

4. АВД

А 15.

К чему привело проведение реформы местного управления в середине XVI века?

1. Усиление власти бояр – вотчинников

2. Проведение среди всего населения выборов в земства, ведавшие образованием, почтой и другими социальными вопросами

3. Усиление влияния на местное управление специальных наместников царя из числа опричников

4. Привлечение дворян, посадских людей и черносошных крестьян к управлению, сбору налогов и суду на местах

А 16.

Каковы были последствия введения «заповедных лет»?

1. Крестьянам разрешено было уходить от хозяина только в Юрьев день

2.Крестьянский переход запрещался даже в Юрьев день

3. Вводился бессрочный сыск беглых крестьян

4. Крестьянам на год разрешалось не платить налоги

А 17.

Какие изменения произошли в результате принятия решений Стоглавым собором?

1. Церковные земли были переданы государству

2. Были открыты церковные школы во всех городах России

3. Были введены единые церковные обряды

4. Была введена регулярная армия

А 18.

Поводом отмены опричнины является

1. Сожжение татарами Москвы

2. Разгром Новгорода

3. Битва при Молодях

4. Ливонская война

А 19.

В середине XVI столетия Россия имела

1. 120 городов

2. 160 городов

3. 100 городов

4. 180 городов

А 20.

Центром приморской торговли в XVI веке стал

1.Мурманск

2. Нарва

3. Новгород

4. Архангельск

А 21.

Обряд венчания на царство Ивана IV разработал

1. Андрей Курбский

2. Малюта Скуратов

3. Митрополит Макарий

4. Сильвестр

А 22.

Законодательная власть в России в XVI веке осуществлялась

1. Боярской думой

2. Земским собором

3. Приказами

4. Царем

А 23.

Какое литературное произведение было создано Сильвестром, протопопоп Благовещенского собора Кремля

1. «Апостол»

2. «Домострой»

3. «Повесть о зачале Москвы»

4. «Сказание о князьях Владимирских»

А 24.

По случаю взятия Казани 1552 году в Москве был (а) построен (а)

1. Церковь Вознесения в селе Коломенском

2. Собор Василия Блаженного

3. Грановитая палата

4. Храм святой Троицы в Вяземках

А 25.

Одним из итогов правления Елены Глинской было

1. Проведение губной реформы

2. Введение единой общерусской монеты

3. Проведение военной реформы

4. Реформирование управления в государстве

В 1.

Какие три из перечисленных преобразований и нововведений были связаны с деятельностью Избранной рады?

1. Ограничение местничества

2. Разделение государства на две части

3. Уничтожение последнего удела

4. Поход на Новгород

5. Отмена кормлений

6. Оформление приказов

В 2.

Какие три из перечисленных городов и земель вошли в состав Русского государства при Иване IV?

1. Казанское ханство

2. Полоцкая земля

3. Крымское ханство

4. Астраханское ханство

5. Западная Сибирь

6. Ливония

В 3.

Установите соответствие между названиями реформ середины 50-х годов XVI века и содержанием этих реформ. Ответ запишите цифрами.

Реформы середины 50-х годов

XVI века

Содержание реформ

А. Приказная реформа

1. Отмена системы кормлений

Б. Созыв Земского собора

2. Упорядочение церковной жизни

В. Созыв Стоглавого собора

3. Формирование сословно-представительной монархии

Г. Губная реформа

4. Упорядочение управления на местах

5. Создание центральных органов (в основном отраслевого управления)

В 4.

Какие три из перечисленных органов власти (должностных лиц) существовали в России во второй половине XVI века.

1. Избранная рада

2. Священный Синод

3. Губные старосты

4. Суд присяжных

5. Приказы

6. Вече

В 5.

Установите соответствие между мирными договорами и условиями их заключения.

Мирный договор

Условия

А. Ям-Запольский

1. Россия получила побережье Финского залива

Б. Плюсский

2. К Польше отходила Ливония

3. Швеция закрепила за собой часть Карелии, крепости Нарву, Ям, Копорье, Иван – город

В 6.

Какие три города вошли в состав России в годы правления

Василия III

1. Смоленск

2. Новгород - Северск

3. Полоцк

4. Казань

5. Псков

6. Астрахань

Задания по типу части 3 ЕГЭ (С1-С7)

С1-С3.

№ 1

Прочтите отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы:

«А пошлет Бог кому детей – сыновей или дочерей, то заботиться о чадах своих отцу и матери, обеспечить их и воспитать в добром поучении; учить страху Божию и вежливости и всякому порядку, а затем, по детям смотря и по возрасту, их учить рукоделию – мать дочерей и мастерству – отец сыновей… любить их и беречь, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а осудив, побить. Наказывай детей в юности – успокоят тебя в старости твоей.

…Если же кто осуждает, или оскорбляет своих родителей, или клянет их, или ругает, тот перед Богом грешен и проклят людьми…

Да самому тебе, господину, и жене, и детям, и домочадцам – не красть, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не помнить зла к старшим, быть послушным и покорным, к среднем – дружелюбным, к младшим и убогим – приветливым и милосердным.

В монастыре, и в больнице, и в затворничестве, и в темнице заключенных посещай и милостыню, что просят, по силе своей возможности подавай, насколько возможно им помогай, и всех, кто в скорби и бедности, и нуждающегося, и нищего не презирай, введи в дом свой, напои, накорми, согрей…»

С 1.

Как называется документ?

С 2.

По каким правилам предполагается строить взаимоотношения в семье?

С 3.

Какими нравственными качествами должен обладать человек?

№ 2

Прочтите отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы:

«.. Безобразные сцены боярского своеволия и насилий, среди которых рос Иван, были первыми политическими его впечатлениями. Они превратили его робость в нервную пугливость, из которой с летами развилась наклонность преувеличивать опасность, образовалось то, что называется страхом с великими глазами. Вечно тревожный и подозрительный, Иван рано привык думать, что окружен только врагами, и воспитал в себе печальную наклонность высматривать, как плетется вокруг него бесконечная сеть козней, которою, чудилось ему, стараются опутать его со всех сторон. Это заставляло его постоянно держаться настороже; мысль, что вот-вот из-за угла на него бросится недруг, стала привычным, ежеминутным его ожиданием. Всего сильнее работал в нем инстинкт самосохранения. Все усилия его бойкого ума были обращены на разработку этого грубого чувства…»

С 1.

О каком времени XVI века говорится в тексте?

С 2.

Какие качества личности сформировались в детстве у Ивана IV и почему?

С 3.

Как в последующем эти качества личности повлияли на государственную деятельность Ивана IV?

№ 3.

Прочитайте фрагмент из исторического источника и ответьте на вопросы:

«А коли насадит человек капусты и свеклы, и они созреют, то листья капустные можно сварить, а станет капуста свиваться в кочан, да еще густо, то, постепенно отсекая, тоже варить; листьями же, их, обламывая, кормить скотину. В ту же пору, до самой осени борщ, нарезая, сушить, он всегда пригодится – и в этот год и позднее; и капусту в течение всего лета варить и свеклу, по осени же хозяин капусту солит, а свекольный рассол готовит и солит огурцы, а летом наслаждается: ест дыни, горошек, морковь, огурцы и всякий овощ, а коли, Бог послал, и больше чего уродилось, то еще и продаст»

С 1.

Кто автор документа? Что вы о нем знаете?

С 2.

О каких видах хозяйственной деятельности в нем говорится?

С 3.

Какое значение для жизни россиян имели эти занятия?

№ 4.

Прочитайте отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы:

«Кроме обычных сидений великого государя с боярами, бывали еще чрезвычайные совещания, на которые приглашались высшее духовенство и выборные из других сословий. Эти чрезвычайные бывали обыкновенно по вопросу: начинать или не начинать опасную, тяжелую войну. Причем потребуется долгая и тяжелая служба ратных людей. С другой стороны потребуется денежные пожертвования с тягловых людей. Нужно призвать выборных или светских людей из тех и других, изо всех чинов, чтоб сказали свою мысль, и если скажут, что надобно начинать войну, то чтоб после не жаловались, сами наложили на себя тягость. Выборные, или советные люди, являлись из Москвы и областей, из разных чинов по два человека, из дворян и детей боярских больших городов по два человека, из меньших по человеку, из гостей - по три человека, из гостиной и суконной сотен - по два, из черных сотен и слобод и из городов, из посадов по человеку. Из крестьян выборных не было»

С 1.

К какому периоду российской истории относится описанное событие?

С 2.

Кто присутствовал на заседаниях чрезвычайных совещаний?

С 3.

Какие вопросы рассматривались чрезвычайными совещаниями?

№ 5.

Прочитайте отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы:

Первое послание А.Курбского Ивану Грозному:

«Зачем, царь, воевод, дарованных тебе Богом для борьбы с врагами, различным казням предал и на доброхотов твоих, душу свою за тебя положивших, неслыханные от начала мира муки, и смерти, и притеснения измыслил, обвиняя невинных православных в изменах и чародействе и с усердием тщась свет во тьму обратить и сладкое назвать горьким? В чем же провинились перед тобой и чем прогневали тебя христиане – соратники твои? Не они ли разгромили прегордые царства? Не сдались ли тебе крепости немецкие, по мудрости их, им от Бога дарованной? За это ли нам несчастным, воздал, истребляя нас и со всеми близкими нашими? А всех причиненных тобой различных бед по порядку не могут и исчислить. И воздал ты мне злом за добро мое и за любовь мою – непримиримой ненавистью. Полки твои водил и выступал с ними, и ни какого бесчестия не принес, одни лишь победы одерживал для твоей же славы и никогда полков твоих не обратил спиной к врагам. И все это не один год и не два, а в течение многих лет трудился и много пота пролил. Так что мало мог видеть родителей своих, и с женой своей не бывал, и вдали от отечества находился, в самых дальних крепостях против врагов твоих сражался, а как часто ранен был варварами в разных битвах, и все тело мое покрыто ранами. Но тебе, царь, до всего этого и дела нет.

И не надейся, что буду я молчать обо всем: до последнего дня жизни моей буду беспрестанно со слезами обличать тебя.

Не думай, царь, что мы уже погибли и истреблены тобою без вины, и заточены, и изгнаны несправедливо, и не радуйся этому, гордясь славно суетной победой: казненные тобой, у престола Господня стоя, взывают об отмщении тебе; несправедливо изгнанные тобой из страны, взываем день и ночь к Богу, обличая тебя».

С 1.

О каких врагах, каких войнах упоминает А.Курбский?

С 2.

Кого имел в виду А.Курбский, обвиняя царя в притеснениях и преследованиях?

С 3.

О каких личных заслугах, не оцененных царем, упоминает А.Курбский?

С 4.

№ 1.

Раскройте обстоятельства введения опричнины и содержание опричной политики Ивана Грозного. Назовите не менее двух обстоятельств и не менее трех примеров содержания опричной политики.

№ 2.

Назовите направления внешней политики Ивана Грозного (не менее трех). Приведите примеры по каждому направлению.

№ 3.

Назовите итоги опричнины (не менее трех). Приведите примеры.

№ 4.

Назовите не менее трех причин поражения России в Ливонской войне. Приведите не менее двух положений, говорящих о значении Ливонской войны.

№ 5.

Назовите основные реформы второй половины XVI века. Укажите не менее трех положений. Какое значение имели эти реформы (не менее трех положений).

С 5.

№ 1.

Ниже приведены две точки зрения на правление Ивана Грозного.

1. Период правления Ивана Грозного в русской истории имел безусловные достижения, которые благотворно отразились на развитии русского государства. И в своих действиях Иван IV руководствовался только соображениями пользы государственной.

2. Царь совершал или задумывал много хорошего, умного, даже великого, и рядом с этим наделал еще больше поступков, которые сделали его предметом ужаса и отвращения для современников и последующих поколений.

Укажите, какая из названных точек зрения представляется вам более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранную вами точку зрения.

№ 2.

Ниже приведены две точки зрения на опричнину Ивана Грозного.

1. Опричнина была завершающим шагом государственной власти в борьбе с остатками раздробленности. Ее результатом стало завершение объединения Российского государства.

2. Опричнина носила разрушающий характер. Она явилась следствием болезненной мнительности и неоправданной жестокости царя.

Укажите, какая из названных точек зрения представляется вам более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранную вами точку зрения.

№ 3.

Ниже приведены две точки зрения на развитие живописи в XVI веке:

1. XVI век для живописи это время строгой регламентации, живописцы обязаны были строго придерживаться греческих образцов.

2. В живописи XVI века были свои выдающиеся мастера и произведения.

Укажите, какая из названных точек зрения представляется вам более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранную вами точку зрения.

№ 4.

Ниже приведены две точки зрения на реформирование государства в XVI веке:

1. Реформы 50-х годов укрепили государственное управление, способствовали централизации.

2. Реформы 50-х годов были своего рода компромиссом – сочетанием интересов всех слоев феодалов от мелких провинциальных дворян до вельмож - бояр.

Укажите, какая из названных точек зрения представляется вам более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранную вами точку зрения.

№ 5.

Ниже приведены две точки зрения на развитие фольклора в XVI веке:

1. В развитии фольклора отразились основные события XVI века.

2. Народ в своем творчестве гордится сильной Русью, его сыновья – крестьяне и ремесленники начинают осознавать себя не только безликими «людьми Божьими», но реальными людьми с земными заботами, радостями, горестями.

Укажите, какая из названных точек зрения представляется вам более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранную вами точку зрения.

С 6.

№1.

Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы:

В 1549г. молодой царь Иван IV и его советники приступили к осуществлению важных реформ. Какие задачи во внутренней политике стояли в это время перед руководством страны? Назовите не менее двух задач. Какие меры были предприняты в течение ближайших пяти лет? Назовите не менее трех факторов.

№2.

Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы:

В XVI веке развивалось ремесленное производство. Специализация тогда носила исключительно естественно – географический характер. Какие виды ремесел развивались? Назовите не менее трех видов. Назовите места специализации, не менее трех примеров.

№3.

Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы:

Захват Московским государством Казани и Астрахани привел к новым столкновениям с Крымским ханством. Каковы этапы столкновения между Москвой и Крымом? Назовите не менее трех. Какие итоги имело это противоборство? Назовите не менее двух.

№4.

Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы:

При Иване IV государство проводило активную внешнюю политику. Каковы успехи внешней политики? Назовите не менее трех фактов. Какие неудачи внешней политики. Назовите не менее двух фактов.

№5.

Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы:

В 1565 году Иване IV ввел в государстве особую политику – опричнину. Каковы цели введения опричнины? Назовите не менее трех. Каковы последствия опричнины? Назовите не менее трех последствий.

С 7.

№ 1.

Сравните положение бояр и дворян в XVI веке.

Укажите, что было общим (не менее трех положений), а что было различным (не менее трех положений).

№ 2.

Сравните дворянское ополчение и стрелецкое войско. Укажите, что было общим (не менее двух положений), а что было различным (не менее трех положений).

№ 3.

Сравните две формы землевладения вотчину и поместье в XVI веке. Укажите, что было общим (не менее двух положений), а что было различным (не менее двух положений).

№ 4.

Сравните Боярскую думу и Земский собор. Укажите, что было общим (не менее двух положений), и что было различным (не менее трех положений).

№ 5.

Сравните внутреннюю политику Ивана Грозного 1547 – 1560 гг. и 1560-1584 гг. Укажите, что было общим (не менее трех положений), а что было различным (не менее трех положений).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа начального общего образования моу сош №37 г. Томска Содержание

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №37 г.Томска разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
  2. Ответственный секретарь: иерей Игорь Киреев, зав

    Документ
    сектором церковно-приходс- кого образования Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, председатель совета директоров православных школ, к.
  3. Русский язык (2)

    Практикум
    Текст задачи: Раскройте понятие речевой этикет. Докажите, что русский речевой этикет имеет национальную специфику. Выделите ключевые слова для информационного поиска,
  4. Основная образовательная программа гоу сош с уиоп г. Яранска Кировской области на 2011-2012 учебный год Яранск, 2011

    Основная образовательная программа
    Образовательная деятельность в государственном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов г.
  5. Диалог культур и цивилизаций

    Документ
    Д 44 Диалог культур и цивилизаций. Материалы X Всероссийской научной конференции молодых историков. Тобольск: Изд-во ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2009. – 198 с.

Другие похожие документы..