Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В ней нашла отражение вся революционная эпоха с ее верой, заблуждениями, беспощадностью, страданиями. Понять трагическую судьбу последних Романовых –...полностью>>
'Документ'
Раннее Средневековье (конец V — середина XI веков) - период европейской истории, начавшийся после падения Западной Римской империи. Длился около пяти...полностью>>
'Заседание'
Индивидуальные беседы с учащимися, состоящими на внутришкольном учете и учете инспекции, с учениками, чьи семьи находятся в социально-опасном положен...полностью>>
'Документ'
определения права, размера и сроков установления трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, компенсаций, ежемесячн...полностью>>

Конергино Программа «Тиркыкэй (Солнышко)»

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Дошкольное отделение

МОУ ООШ с.Конергино

Программа «Тиркыкэй (Солнышко)»

эколого-краеведческого воспитания

Составила: Остапчук Т.Н., зам. директора

по дошкольному воспитанию

МОУ ООШ с.Конергино,

Иультинского района, ЧАО

2010 год

Введение

  • Обоснование актуальности

Цель создания программы: разработать социально-педагогические основы формирования нравственных и духовных качеств личности детей, используя опыт народной педагогики Чукотки; развивать творческие способности посредством приобщения детей к национальной культуре.

Понятие Солнца как источника жизни, света, пожалуй, ни у кого из землян так не развито, как у жителей Севера. Солнцу, хорошей погоде, определяющим труд охотника или оленевода, противостояла долгая полярная ночь с жестокими морозами и вьюгами, когда заканчивались все припасы. Именно в этот период особенно проявлялись мужество и стойкость человека, щедрость и отзывчивость его души и сердца. Природа Севера определяет образ жизни людей, их хозяйственную деятельность, трудовые навыки и культуру быта.

Эколого-краеведческая программа «Тиркыкэй (Солнышко)» направлена развивать эмоционально-положительное отношение ребенка к тем местам, где он родился и живет, умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, формировать стремление принести посильную помощь людям труда, родной природе, своему краю. Приобщает к культурному наследию своего народа; воспитывает уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей.

Эколого-краеведческое воспитание детей, прежде всего, формирует нравственную позицию ребенка по отношению к миру, его целостное восприятие. Особую роль в развитии глубокого, осознанного чувства у детей играют знания. В решении этих задач нам необходимо дать детям природоведческие представления о Чукотке, истории края, культуре, традициях народов, населяющих его. Национальное воспитание придает личности самобытность, индивидуальность, наделяет своим менталитетом, духовностью. Принцип культуросообразности и регионализма социально-нравственного воспитания детей обеспечивает становление различных сфер самосознания ребенка на основе культуры своего народа, ближайшего социального окружения, на познании историко-географических, этнических особенностей социальной действительности своего региона.

Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут бережно относиться ко всему живому, на всю жизнь сохранят любовь к родному краю.

  • Цели и задачи

Цели:

- воспитание любви к родному краю, его природе;

- приобщение детей к национальной культуре;

- знакомство с народным календарем; традициями и прошлым Чукотки;

- развитие творческих способностей ребенка.

Программа ставит следующие задачи.

1. Формировать основы экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.

2.Воспитывать у ребенка любовь к родному дому, земле, где он родился; уважение к своему народу, его обычаям, традициям.

З.Формировать потребности изучать историю и культуру чукотского народа; осознание своего «Я», как части своего народа.

4.Формировать художественный вкус и любовь к прекрасному; развивать творческие способности, приобщать детей к национальной культуре

2.Основная часть

  • Содержание

Программа эколого-краеведческого воспитания «Тиркыкэй» (Солнышко) предназначена для работы с детьми 3 -7 лет, она является парциальной программой к любой комплексной программе дошкольного воспитания. Программа состоит из четырех разделов, объединенных общей темой и имеющих интегрированный характер. Основными участниками педагогического процесса являются дети, их родители и педагогический состав ДО. Решение поставленных задач осуществляется педагогами во всех видах деятельности: как в учебной, так и в свободной. Работа проводится фронтально, по подгруппам с учетом индивидуальных интересов и возможностей детей, тесно связана с их повседневной жизнью.

Содержание имеет четыре раздела:

1.Ознакомление с природой Чукотки.

2.Быт, историческое прошлое коренных жителей.

3.Культура коренных народов.

4.Народно – прикладное искусство Чукотки.

В каждой возрастной группе задачи ознакомления с природой, культурой, бытом и историей коренных народов Чукотки конкретизированы.

Раздел 1.Ознакомление с природой Чукотки.

Задачи:

  • расширять представления о флоре и фауне Чукотки: знания о природе ближайшего окружения, умения наблюдать характерные особенности и сезонные изменения;

  • формировать эмоциональную отзывчивость и гуманное отношение к природе; экологическую культуру детей

Формы организации детской деятельности:

  • занятия,

  • игры,

  • беседы,

  • экскурсии, походы в тундру, к морю и т.д.

Продолжать знакомить детей с животным и растительным миром родного края, своей группы в разнообразных видах деятельности: познавательной (наблюдения сезонных явлений, за комнатными растениями), природоохранной (беречь и защищать птиц, животных, цветы и т. д.), отобразительной - в играх, на занятиях по лепке, аппликации, рисованию.

Дать целостное представление об экосистеме «тундра» (о вечной мерзлоте, условиях среды, приспособления к ней, роли человека в сохранении и правилах поведения в ней). Продолжать знакомить с объектами неживой природы (радуга, туман, северное сияние, метель, пурга). Развивать умения наблюдать характерные особенности и сезонные изменения в природе, расширять и уточнять представления о растительном мире тундры. Формировать образное восприятие природы, средствами эмоционального воздействия: бескрайняя тундра в цвету, запах трав, обилие грибов и ягод, шум моря, северное сияние открывают богатейшие возможности воспитания детей. Формировать в общении с природой лучшие нравственные качества личности: привязанность к родным местам, чуткость, отзывчивость, доброе отношение ко всему живому. При проведении наблюдений в природе, экскурсий в тундру, целевых прогулок к морю способствовать появлению у детей определенного эмоционального контакта с природой. Выделять время для самостоятельного общения ребенка с природой; развивать в детях пытливость и любознательность. Не подавляя активности детей, при наблюдениях, экскурсиях, беседах учить их замечать и определять произошедшее в природе изменение, сравнивать явления, подбирать для их характеристики нужные слова. Знакомить с видами растений, пригодных для питания и имеющих лечебные свойства, формировать ЗОЖ.

Продолжать знакомить с животным миром тундры и моря.

Использовать произведения писателей и поэтов Чукотки, которые с большой любовью описывают природу родного края (Ю. Анко «Живые картинки», К. Геутваль «Речка», «Северное сияние», А. Кымытваль «Друзья», «Встреча с Умкой», П. Ламутского «Олененок» и др.), приближают ребенка к природе, ее обитателям.

Расширять представления о комнатных растениях в уголке природы, особенностях ухода за ними, воспитывать заботливое отношение и ответственность за порученное дело. Развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов.

Поощрять стремление детей отражать свои впечатления в изобразительной деятельности, конструировании. Применять в работе природные материалы (ракушки, камешки, песок, стебли и листья, цветы, мох) для изготовления различных поделок.

Использовать картины, фотографии, иллюстрации, видеоматериалы о природе Чукотки.

Привлекать родителей к формированию экологической культуры детей, эмоциональной отзывчивости и гуманного отношения к родной природе.

Раздел 2.Быт, историческое прошлое коренных жителей

Задачи:

  • знакомить детей с чертами национального своеобразия в одежде, украшениях, предметах быта и их назначении;

  • знакомить с родным краем, укладом жизни, традиционным жилищем;

  • знакомить с историческим прошлым своего народа;

  • приобщать к бытовой и семейной культуре предков.

Формы организации детской деятельности:

  • беседы;

  • проведение тематических экскурсий;

  • посещение мини-музея

Продолжать знакомить детей с жилищем коренных жителей (ярангой, ее видами и предназначением), традиционными средствами передвижения (нартами, снегоступами, вельботами), с видами национальной одежды и обуви (камлейкой, кухлянкой, керкером, торбасами, чижами, меховыми рукавицами и шапкой, ее предназначением: мужская, женская, детская; празднично – обрядовая и повседневная и т.д.), с чертами национального своеобразия в одежде, украшениях. Определять виды материалов, используемых для изготовления одежды (оленьи шкуры, выделанная кожа, ситец, полиэтиленовая пленка и т. п.), особенности изготовления чукотской обуви, виды используемой кожи, материалов, предназначение. Учить различать элементы узора на национальной одежде и обуви.

Расширять представления о старинных предметах быта и домашней утвари, их назначении - деревянное блюдо для пищи; деревянная колотушка; скребок для выделки шкур; мужской ящик для инструментов; женский мешок для шитья; доска для выделывания и кройки шкур и т.д.

Приобщать к бытовой и семейной культуре предков, следовать семейным традициям. Формировать интерес к своей родословной; рассматривать фотографии родственников, находить родственные сходства. Учить принимать участие в выполнении домашних обязанностей, уважать труд и занятия других членов семьи. Знакомить с рецептами национальной кухни (юкола, копальгын, кыкватъол, блюда из нерпичьей печени, почек, из листьев и трав, мяса оленя, жира и т.д.)

Приобщать к трудовым навыкам, производственной деятельности взрослых (мальчиков с раннего возраста учили следить за стадом, ловить рыбу, пользоваться ножом, арканом, огнестрельным оружием, ставить петли но зайцев, куропаток и т.п.). Воспитывать трудолюбие, выносливость (с детских лет мальчиков приучали переносить стужу, спать под открытым небом, находиться сутками при стаде и в пургу и в дождь; девочек приучали к ведению хозяйства, связанного с кочевым образом жизни: они становились повседневными помощницами матери в домашнем хозяйстве: ухаживали за младшими, выделывали шкуры, сучили нитки из сухожилий, шили, вышивали и т.п.; приучались к уходу за оленями, если в семье не было других помощников). Формировать национальные черты характера по мере усвоения культурно-исторического опыта ближайшего окружения. Воспитывать любовь и уважение к взрослым: родителям, воспитателям - чувство товарищества, доброты и отзывчивости друг к другу.

Дать понятие о происхождении чукчей и эскимосов; об оленных и береговых чукчах. Знакомить с историческим прошлым своего народа: археологическими находками, старинными сказаньями и легендами, музейным центром в г. Анадыре «Наследие Чукотки».

Раздел 3. Культура коренных народов.

Задачи:

  • приобщать к народному календарю Чукотки;

  • воспитывать любовь к народным танцам, традиционным играм и праздникам; развивать силу, ловкость, внимание; чувство доброты и отзывчивости друг к другу;

  • знакомить с творчеством поэтов и писателей Севера; фольклором северных народов: загадками, пословицами, поговорками, заговорами, оберегами, сказками и т.д.

Формы организованной детской деятельности:

  • занятия;

  • кружок по обучению танцев народов Севера;

  • инсценировки сказок и рассказов северных народов;

  • народные праздники и развлечения: «Северное сияние», «Кильвэй» и т.д.;

  • фольклорные посиделки с бабушками.

Знакомить детей и приобщать к народному календарю Чукотки, связанному с хозяйственными циклами (у оленных чукчей с осенним и зимним забоем оленей, отелом, откочевкой стада на летние пастбища и возвращением). Воспитывать любовь, желание принимать участие в традиционных праздниках и играх. Развивать выносливость, силу, ловкость, внимание, меткость; воспитывать смелость, решительность, чувства товарищества, доброты и отзывчивости друг к другу через национальные игры. Обучать детей танцам народов Севера, разнообразным двигательными навыками и умениями, посредством народного танца приобретать опыт творческого осмысления музыки. Знакомить с национальными музыкальными инструментами для танцев ( ярар женский и мужской; ванныярар - с чукотского языка - «зубной бубен»; варган; т э л и т э л - двухлопастевая вертушка; выюткунэi, въюлгын- предмет, имитирующий звуки вьюги; свисток из тальника с внутренней щелью; вэнивыргыргын — стержневые погремушки и т.д.). Обучать детей фольклорным мелодиям (горловое пение, имитирование голоса оленя, птиц) и песням, интонационному восприятию.

Вызывать интерес к произведениям народного творчества, дать детям всех возрастов почувствовать красоту родного края и народа (мифы, сказки, где главным персонажем выступает Ворон Куркыль; исторические предания, сказания и бытовые рассказы). Расширять и углублять знания о фольклоре народов Севера: знакомить с загадками, пословицами, поговорками, приметами, заговорами, оберегами.

Продолжать знакомить с творчеством поэтов и писателей Севера: Ю. С. Рытхэу, Ю. Анко, В. Г. Кеулькута, А. А. Кымытваль, С. Теркигина, М. В. Вальгиргина, В. Тынескина, З. Ненлюмкиной и др. Вызывать желание инсценировать бытовые сказки, о животных и т.д. Развивать творческое воображение и речь средствами художественного слова.

Знакомить детей с флагом и гербом Чукотки, городом Анадырем, родным селом Конергино, со знаменитыми и известными людьми ЧАО.

Раздел 4. Народно – прикладное искусство Чукотки.

Задачи:

  • знакомить детей с видами чукотских орнаментов и их символикой;

  • обучать начальным практическим навыкам: аппликации из ткани, кожи, меха; бисероплетению; лепке из теста, пластилина;

  • вызывать интерес к изделиям мастеров народных промыслов: художественной обработке кожи, меха, кости;

  • развивать творческое воображение и речь.

Формы организации детской деятельности:

  • занятия по изобразительной деятельности;

  • кружковая работа: вышивание бисером, конструирование из бумаги, рисование и аппликация народных орнаментов и т.д.

Знакомить детей с традиционными промыслами и изделиями народных мастеров: художественной обработкой кожи, меха, кости. Дать детям общее представление о связи искусства с жизнью и бытом народа, о различной технике орнаментирования: вышивка, кожаная мозаика, бисероплетение, резьба по кости; об особенностях художественной образности в произведениях народного творчества: красочность, жизнерадостность произведений, многозначность орнаментальных мотивов, цветовая гамма, композиция, тип орнамента. Познакомить детей с характерными фигурами геометрического орнамента (волнообразные, круг, треугольники, ромбы, клетки, полоски, спиралеобразные и т.д.). Учить замечать средства выразительности, используемые народными мастерами: сочетание цвета, элементы узора. Обучать начальным практическим навыкам: аппликации из ткани, кожи, меха; бисероплетению; лепке из пластилина. Способствовать развитию эстетических чувств, умению видеть красоту форм, пропорций, цвета, цветосочетаний. Развивать воображение и речь, интерес к народным промыслам, творческий подход к работе. Использовать детские работы в оформлении групповых выставок, интерьера детского сада.

Содержание работы согласно возрасту

Младший возраст

Природа Чукотки

Быт, историческое прошлое коренных народов Чукотки.

Культура коренных народов Чукотки.

Народно-прикладное искусство народов Чукотки.

Знакомить детей с растительным (деревья, трава, цветы) и животным миром (олень, волк, медведь; пуночка, чайка); объектами неживой природы (вода, снег, дождь; песок, галька); явлениями природы.

Дать общее представление о жилище – яранге; назначении бытовых предметов.

Расширять представления об национальной одежде и обуви.

Знакомить детей с чукотскими мелодиями и песнями, сказками, подвижными и сюжетно- ролевыми

играми.

Знакомить с образцами народно – прикладного искусства; видами национальных орнаментов; аппликации из бумаги, ткани; лепке из пластилина.

Средний возраст

Расширять представления о растительном (карликовая береза; багульник, голубика, брусника, грибы) и животном мире (белый медведь, песец, заяц, лиса; куропатки, гуси, утки; особенностях их внешнего вида, среде обитания).

Продолжать знакомить с объектами неживой природы (радуга, туман, северное сияние, метель, пурга).

Дать представление о тундре, вечной мерзлоте. Развивать умения наблюдать характерные особенности и сезонные изменения в природе.

Формировать

эмоциональную отзывчивость и гуманное отношение к родной природе.

Познакомить с национальной одеждой (камлейка, кухлянка, керкер, торбаса, чижи, меховые рукавицы и шапка), учить различать элементы узора на них.

Углублять представления о жилище народов Севера: яранге; его устройстве и назначении. Дать представление о средствах передвижения на оленях, собачьих упряжках, вертолетах, снегоходах, вездеходах

Знакомить с историческим прошлым своего народа

Продолжать знакомить с фольклором северных народов: заучивать небольшие стихотворения;

рассказывать северные сказки;

загадки о животных и растениях.

Принимать участие в развлечениях на национальном материале;

продолжать знакомить с подвижными и сюжетно-ролевыми играми

народов Севера. Знакомить детей с флагом и гербом Чукотки, родным поселком Конергино.

Знакомить с народным календарем Чукотки.

Продолжать знакомить с видами национальных орнаментов и их символикой.

Обучать начальным практическим навыкам (аппликации из бумаги, ткани, бисероплетения; лепке из теста, пластилина).

Знакомить с изделиями мастеров народных промыслов.

Развивать творческое воображение и речь.

Старший возраст

Природа Чукотки

Быт, историческое прошлое коренных народов Чукотки.

Культура коренных народов Чукотки.

Народно – прикладное искусство народов Чукотки.

Расширять и углублять представление о растительном (деревья и кусты; трава, мох, лишайник) и животном мире (нерпы, моржи, киты, кулик, журавль, орлан), видах рыб (нерка, горбуша, голец, хариус).

Дать целостное понятие об экосистеме «тундра»

(о вечной мерзлоте, условиях среды, приспособлениях к ней, роли человека в сохранении ее и правилах поведения).

Развивать умения наблюдать характерные особенности и сезонные изменения в природе.

Формировать экологическую культуру детей;

эмоциональную отзывчивость и гуманное отношение к родной природе.

Знакомить с чертами национального своеобразия в одежде, украшениях, предметах быта и их назначении.

Учить различать элементы узора на национальной одежде.

Знакомить с традиционным жилищем, укладом жизни.

Расширять представления о предметах домашней утвари.

Приобщать к бытовой и семейной культуре предков.

Знакомить с историческим прошлым своего народа.

Расширять и углублять знания о фольклоре народов Севера: знакомить с загадками, пословицами, поговорками, приметами;

с творчеством поэтов и писателей Севера.

Рассказывать и инсценировать

сказки (о животных, бытовые и т.д.).

Знакомить с музыкальной культурой, народными музыкальными инструментами: ярар и др.

Обучать детей танцам народов Севера.

Принимать участие в национальных праздниках.

Знакомить детей с флагом и гербом Чукотки,

городом Анадырем, родным селом Конергино. Приобщать к народному календарю Чукотки.

Продолжать знакомить с видами национальных орнаментов и их символикой, украшением одежды.

Обучать начальным практическим навыкам (аппликации из ткани, кожи, меха; бисероплетения; лепке из теста, пластилина).

Знакомить с изделиями мастеров народных промыслов (художественной обработкой кожи, меха, кости).

Развивать творческое воображение и речь.

  • План реализации

Тематическое планирование работы с детьми 3 – 4 года.

№ п/п

Тема

Формы работы

Сроки

1

Знакомство с родным краем

Занятия, беседы, показ иллюстраций, видеосюжетов, дидактические игры

2

Мое родное село Конергино

Экскурсии, беседы

3

Животный мир тундры

Показ иллюстраций,

занятия по ИЗО, ознакомление с окружающим миром.

4

Растительный мир Севера

Экскурсии в тундру, беседы, сбор гербария.

5

Сказки северных народов.

Чтение

6

Северный фольклор (загадки, пословицы, поговорки)

Беседы, игры, развлечения

7

Песни и танцы северных народов

Музыкальные занятия, развлечения

8

Мы ловкие и сильные

Физкультурные развлечения,

подвижные игры

9

Знакомство с бытом коренных народов Севера

Экскурсии в кабинет краеведения, беседы,

показ иллюстраций

10

Знакомство с национальной одеждой

Показ дидактической куклы в национальной одежде, занятия по ИЗО, дидактические игры

11

Знакомство с профессиями коренных народов.

Экскурсии, беседы, сюжетно-ролевые игры

Тематическое планирование работы с детьми 5 – 7 лет.

п/п

Тема

Форма работы

Сроки

1

Знакомство с материалами кабинета краеведения.

Экскурсии, беседы.

2

Знакомство с флагом и гербом Чукотки, окружным городом Анадырем

Занятия, беседы, рассматривание

иллюстраций

3

Мое родное село Конергино

Экскурсии, беседы.

4

Знакомство со знаменитыми и известными людьми села (В.Ровтытагин, П.Еттылин, С. Теркигина, А.Комчегиргин) и Чукотки.

Показ фотографий,

альбомов, книг

5

Животный мир северного края

Рассматривание картин,

альбомов

6

Растительный мир Севера

Экскурсии в тундру, к морю, сбор гербария, занятия

7

Знакомство с бытом и жилищем

коренных народов

Экскурсии в кабинет краеведения, беседы с использованием

иллюстраций

8

Знакомство с национальной одеждой

Рассматривание национальной одежды, занятия по ИЗО

9

Сказки северных народов.

Занятия, чтение, инсценировки

10

Северный фольклор (загадки, поговорки, пословицы, обереги, легенды).

Беседы, дидактические игры, развлечения

11

Народный календарь Чукотки, календарные национальные праздники: «Северное сияние», «Кильвэй», «Праздник молодого оленя», «Ръилэн».

Национальные праздники, развлечения

12

Песни и танцы народов Севера

Музыкальные занятия,

занятия в танцевальном кружке «Северята»

13

Бабушкины посиделки

Встреча-праздник

14

Праздничные развлечения

Чукотские стихи, танцы, песни, хороводы

15

Знакомство с профессиями коренных жителей

Экскурсии, сюжетно-ролевые, подвижные игры

16

Ремесла народов Севера

Показ изделий народно-прикладного искусства, занятия по ИЗО, работа кружка «Умелые ручки»

17

Знакомство с музейным центром в г. Анадыре «Наследие Чукотки», археологическими находками, со старинными сказаниями и легендами

Беседы, просмотр фотоматериалов, картин, видеоматериалов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Проект «Моя малая Родина»

    Документ
    Эколого-краеведческое направление в работе дошкольного отделения близко педагогам, родителям и детям, так как оно сочетается с повседневными интересами, занятиями и играми.

Другие похожие документы..