Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Пояснительная записка'
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2009), Примерной программы основного образования по русскому яз...полностью>>
'Документ'
Среди основных вопросов подъема сельскохозяйственного производства вопрос о всемирном развитии животноводства является одним из крупных и наиболее сл...полностью>>
'Программа'
Пропаганда и популяризация спортивной ходьбы и бега как одной из составляющих здорового образа жизни среди учащейся молодежи, повышение уровня спорти...полностью>>
'Решение'
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. ...полностью>>

Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб пособие для студ высш пед учеб заведений. М.: Издательский центр «Ака­демия», 2000. 232 с

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Савенков А.И.

Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Ака­демия», 2000. - 232 с. ISBN 5-7695-0608-3

ВВЕДЕНИЕ

Человеческое мышление, способность к творчеству - величай­шие из даров природы. Даром этим природа отмечает каждого че­ловека. Но также очевидна и мысль о том, что свои дары природа поровну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше. Одаренным принято называть того, чей дар явно превосходит не­кие средние возможности, способности большинства.

Поэтому большинство ученых называют одаренностью генети­чески обусловленный компонент способностей, который в значи­тельной мере определяет как конечный итог (результат развития), так и темп развития. Среда, воспитание либо подавляют этот дар, либо помогают ему раскрыться. И подобно тому, как квалифици­рованный ювелир может превратить природный алмаз в роскош­ный бриллиант, благоприятная окружающая среда и квалифици­рованное педагогическое руководство способны превратить дар в выдающийся талант. Эта простая и, казалось бы, очевидная мысль с большим трудом пробивала себе дорогу в отечественной педагогике и педагогической психологии. Многие в нашем отече­стве не хотели и до сих пор не хотят «ждать милостей от приро­ды»...

В последнее время положение существенно изменилось, термин «одаренность» вновь получил общественное признание и стал ис­пользоваться в профессиональной литературе. Признание социаль­ной значимости проблемы обучения одаренных детей, безусловно, важный шаг к ее решению. Но признание и вызванное им повышен­ное внимание сами по себе не могут служить гарантией решения. Это решение надо искать, заново пересматривая многие отечест­венные культурно-образовательные традиции, изучая зарубежный опыт, проводя теоретические и экспериментальные исследования.

Предлагаемая книга является шагом на этом большом пути. Она написана по итогам многолетних исследований и рассчитана специально на студентов педагогических университетов и кол­леджей. Поэтому и материал в ней структурирован не столько на основе личных исследовательских интересов, сколько исходя из логики рассмотрения педагогических явлений, принятой в отече­ственной учебной психолого-педагогической литературе.

В соответствии с этим книга состоит из семи разделов, каждый включает в себя несколько глав.

Первый раздел посвящен фундаментальной проблеме - кон­цепции одаренности. В нем излагается эволюция взглядов ученых и основные современные концептуальные модели одаренности.

Во втором разделе освещаются вопросы генетической и средовой детерминаций развития. Рассматриваются результаты психо­генетических исследований.

Третий раздел посвящен проблеме внешних проявлений ода­ренности, т.е. тем специфическим качествам и личностным чер­там, которые отличают одаренного ребенка от сверстников. Су­ществуют ли внешние признаки, «маркеры», по которым можно определить одаренность, минуя специальные методики. Одновре­менно выделяются и рассматриваются качества личности, кото­рые следует развивать, для того чтобы повысить интеллектуаль­но-творческие возможности ребенка.

В четвертом разделе более подробно рассматривается пробле­ма идентификации одаренных. Принято считать, что выявление одаренных - дело психологов. В значительной мере это справед­ливо, но определенную роль в диагностике одаренности могут и должны играть педагоги и родители.

Пятый раздел посвящен центральному звену теории обучения -содержанию образования. Оно также рассмотрено в контексте за­дач развития детской одаренности. Дан анализ современных под­ходов к разработке содержания образования одаренных детей и предложена авторская модель обогащения содержания образова­ния.

Шестой раздел содержит материал, посвященный проблеме форм организации учебной деятельности - и традиционных, и ин­новационных. На основе теоретических источников и собствен­ной экспериментальной работы проводится анализ организаци­онной структуры учебной деятельности.

В полном соответствии с отечественной образовательной тра­дицией в седьмом разделе рассмотрены методы, методики, техно­логии обучения и развития интеллектуально-творческого потен­циала ребенка.

В приложениях даются практические материалы. Это методики диагностики одаренности для педагогов и родителей, а также мето­дика проведения конкурса интеллектуалов для старших дошколь­ников и младших школьников.

РАЗДЕЛ 1 КОНЦЕПЦИЯ ОДАРЕННОСТИ

ГЛАВА 1

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ОДАРЕННОСТИ

Эволюция учений об одаренности в истории философии

Наблюдения, свидетельствующие о том, что умственные воз­можности людей неравны, старо как мир. Это не было секретом ни для науки, ни для обыденного сознания, аккумулирующего, по меткому выражению Гегеля, не только научные теории, но и все предрассудки своего времени. И выдающиеся философы древно­сти, и их менее осведомленные в науках современники хорошо понимали, сколь существенна разница между выдающимся твор­цом (гением) и простым смертным человеком. Также давно было замечено, что различия эти часто проявляются уже в детстве.

Естественно, что и самих исследователей, и общество в целом издавна волновал вопрос происхождения и природы этих разли­чий. Но человеческая психика из, всех явлений действительности -наиболее трудно познаваемый объект. Вероятно, поэтому генети­чески первым объяснением природы индивидуальных различий и существования выдающихся способностей у отдельных людей бы­ло заключение об их «неземном», божественном происхождении. Выдающийся человек (гений), по мнению древних, счастливый избранник богов. Он послан на землю для того, чтобы преодолеть обыденные представления и силой духа озарить человечеству путь к совершенству и величию.

Минуя понятие «божественный дар», объяснить достижения выдающихся художников, поэтов (а впоследствии ученых и обще­ственных деятелей) в ту пору возможным не представлялось. Так, например, весьма характерное высказывание по данному поводу принадлежит Платону: поэт творит «не от искусства и знания, а от божественного предопределения и одержимости». Примеча­тельно, что и его идейный противник Демокрит придерживался аналогичного мнения.

Трактаты о гении философов, начиная с Пифагора, Платона и Аристотеля и включая их многочисленных последователей в бо­лее поздние времена, содержат много интересных фактов, наблю­дений и выявленных на их основе закономерностей. Однако раз­рабатывалось все это автономно от образовательной деятельно­сти. Общественное производство в ту пору не требовало узкой специализации, а следовательно, и социально-педагогическая прак­тика не интересовалась проблемами дифференциации и ранней диагностики способностей. В значительной мере поэтому к изуче­нию природы гениальности исследователи практически вплоть до начала XIX в. обращались лишь постольку, поскольку это было необходимо для выяснения общих философских проблем творче­ства.

Эти представления породили и соответствующую терминоло­гию. С древнейших времен вплоть до XIX в. (А. Баумгартен, Г. Ге­гель, И. Кант и др.) в научных трактатах прочно утвердился тер­мин «гений» (от лат. genius - дух). Им обозначали явление, кото­рое в более поздние времена стали называть значительно скром­нее - «субъектом творческой деятельности».

Изначально в античной культуре «гений» - фигура мифологи­ческая, соединяющая в себе бессмертное божество и смертного человека. Именно это представление о сочетании божественного духа с человеком и было основой представлений о гении в евро­пейской философии и в обыденном сознании вплоть до конца XIX в. Известно, что Сократ, шутя, говорил тем, кто интересо­вался причинами его необычной проницательности, что ему по­могает, подсказывая, его добрый демон - гений. Закрепившись в сознании большинства людей благодаря художественной литера­туре, это представление живет и поныне. И нередко все мы, по­добно гениальному шутнику Сократу, объясняя причины собст­венных удач, говорим о помощи доброго «ангела», или «гения».

Поэтому люди часто были склонны мистифицировать проис­хождение, жизнь и деятельность гениев. И, как следствие, биогра­фии выдающихся людей обычно обрастали множеством легенд, слухов и самых невероятных подробностей. Например, о выдаю­щемся древнегреческом философе, астрономе и математике Пи­фагоре ходила легенда о том, что он был сыном Аполлона или Гермеса, что у него было золотое бедро, что он помнил обо всех воплощениях своей души («был он сначала сыном Гермеса Эфалидом, затем Эвфорбом, который был ранен Менелаем во время осады Трои, Пирром и, наконец, родился Пифагором»).

Не менее фантастические подробности о жизни многих вы­дающихся людей распространялись и в гораздо более поздние времена по Европе, уже считавшей себя просвещенной. Со време­нем эти легенды стали восприниматься как неотъемлемая часть «имиджа гения». И хотя в сочинителях таких историй никогда не­достатка не было, многие выдающиеся люди сами - намеренно -сочиняли о себе фантастические истории, распространяли слухи, чем активно способствовали созданию вокруг собственной лич­ности «ореола таинственности». Яркие примеры подобного пове­дения можно найти в биографиях Никколо Паганини, Сальвадора Дали и многих других выдающихся людей.

Как известно, христианская традиция, зафиксированная в Книге Бытия, утверждает, что «Бог создал человека из праха земного и дыхания Божия». Учитывая это, при рассмотрении проблемы гениальности надо иметь в виду, что под термином «гений» следует понимать не «дух» в какой-то его общей, тради­ционной для христианского вероучения форме, а «дух» именно как «гений», в его исключительном значении, так, как он тракто­вался в античной мифологии и философии - покровитель, учи­тель, пророк и т. п.

Несмотря на то, что учения о гении и гениальности разрабаты­вались первоначально автономно от социально-педагогической практики, нельзя не отметить, что в представлении практически всех выдающихся философов прошлого (Платон, Аристотель, а впоследствии и А. Баумгартен, И. Кант и др.) божественная пред­определенность гениальности не отменяет и не исключает важно­сти воспитания и образования. Каждый из них по-своему обосно­вывал эту точку зрения. Однако значимость обучения, равно как и других внешних (средовых) воздействий, все же считали делом вто­ростепенным по сравнению с самим «божественным» даром.

Термин «талант» стал использоваться практически одновре­менно с термином «гений». Но в отличие от «гения», «талант» имеет не столь благородное происхождение. Первоначально сло­вом талант (от греч. talanton) именовалась крупная мера золота.

Мы можем предположить, что появление термина «талант» в научном обиходе было связано с представлениями о возможности измерения степени гениальности и - на этой основе - ранжирова­ния гениев. Возможно, что первоначально «талант» и призван был выступить единицей измерения гениальности, но это лишь догадка. Постепенно сформировалось представление о таланте как просто высокой степени развития способностей к определен­ному виду (видам) деятельности, в то время как под «гением» ста­ли понимать высший, максимальный уровень их проявления, рас­положенный, образно говоря, над талантом.

Важной особенностью представлений о гении, с древнейших времен и вплоть до XIX в., является то, что и наука, и обыденное сознание твердо придерживались убеждения, что гениальность может проявиться только в искусстве. Государственным деятелям, военачальникам и даже ученым в звании гения отказывали до XIX в. Но попытки поставить под сомнение эту точку зрения не­однократно предпринимались уже в учениях древних философов.

Одним из таких примеров может служить понимание гениаль­ности, изложенное в трудах Аристотеля. Подчеркивая связь ху­дожественного творчества с интеллектуальной, познавательной деятельностью, он вводит термин «созерцательная деятельность разума», который объемлет понятия научного и художественного творчества (при этом имеется в виду не только создание произве­дений искусства, но и их восприятие).

Особый интерес представляют дифференцирование и ранжи­рование Аристотелем видов человеческой деятельности, тре­бующих гениальности. «Созерцательная деятельность разума» (научная и художественная) стоит, по его мнению, выше любой другой, ибо она родственна божественной. Хотя нельзя отри­цать, отмечает он, что добродетельная деятельность (полити­ческая и военная) выдается над другими по красоте и величию.

При этом в трудах Аристотеля творческий процесс в значи­тельной мере теряет мистический характер. Творчество, по его ут­верждению, постижимо и подвержено контролю. Он пытается обосновать наличие норм, правил, канонов, которые необходимы при создании произведений искусства. И как следствие этого -требование учиться художественному творчеству и эстетическому суждению.

Рассуждая об этом, мы не можем не учитывать и того, что сама дифференциация на «науки», «искусства» и «добродетельную дея­тельность» у древних была весьма условной и с течением времени существенно менялась. Так, например, астрономия и история бы­ли причислены ими к высоким искусствам. И как положено - ка­ждая из этих областей знания имела свою музу. Музой астроно­мии считалась Урания, истории - Клио. По мнению многих исто­риков, другие науки не попали в число изящных искусств лишь потому, что еще не существовали тогда, когда родились девять знаменитых дочерей Мнемозины.

Современные представления о том, что относится к искусствам, что к наукам, а что к сфере практической деятельности, утверди­лись в европейском сознании уже много столетий тому назад. А термин «гений» приобрел значение, близкое современному, в эпоху Возрождения. Ее представители признавали гениальность даром божественным, врожденным, присущим истинным художникам в самом широком смысле этого слова. Но в понимании людей этого времени художник должен был быть осведомлен как в науках, так и в искусствах. И живописец, и скульптор, и музыкант, и композитор, равно как и представители других художественных профессий, должны одинаково хорошо владеть и своим ремеслом, и философи­ей, и естествознанием, и грамматикой, и риторикой, и многими, многими другими областями знания и сферами деятельности. Не случайно это время называют временем титанов, временем великих энциклопедистов.

Одной из первых попыток глубокого философско-психологи-ческого осмысления проблемы одаренности было исследование испанского врача, жившего в эпоху Возрождения, - Хуана Уарте. Он связывал перспективу возрождения могущества Испанской империи с максимальным использованием на государственной службе особо одаренных людей. Его работа была одним из пер­вых в истории психологии трудов, где рассматривалось - в каче­стве основной задачи - изучение индивидуальных различий в спо­собностях с целью дальнейшего профессионального отбора. Это исследование с полным правом можно считать одним из первых, предваривших целое направление в антропологических науках и получивших впоследствии наименование «дифференциальная пси­хология».

X. Уарте в своей работе ставит четыре вопроса, основных, по его мнению, в данной проблеме:

какими качествами обладает та природа, которая делает чело­века способным к одной науке и неспособным к другой;

какие виды дарований имеются в человеческом роде;

какие искусства и науки соответствуют каждому дарованию в частности;

по каким признакам можно узнать соответствующее дарова­ние.

Анализ способностей в теории X. Уарте сопоставлялся с тем­пераментом и с различиями в сферах деятельности (медицина, юриспруденция, военное искусство, управление государством и др.), требующих определенных, соответствующих им дарований. В качестве основных способностей он выделял фантазию (вообра­жение), память и интеллект. Наличие каждой из этих способно­стей объяснялось определенным «темпераментом мозга», по вы­ражению X. Уарте, пропорцией, в которой «смешаны в нем глав­ные соки». В свою очередь науки и искусства оценивались с точки зрения того, какую из трех способностей они требуют. Это заста­вило X. Уарте сделать психологический анализ деятельности пол­ководца, врача, юриста, теолога и представителей других видов деятельности.

X. Уарте подчеркивал зависимость таланта от природы, одна­ко это, по его мнению, не означает бесполезности воспитания и труда. При этом, говоря о воспитании и обучении талантов, он акцентировал внимание на необходимости учета индивидуальных и возрастных особенностей обучаемого.

X. Уарте высказал мысль о необходимости создания государ­ственной системы профессионального отбора. Он писал о том, что для того, чтобы никто не ошибался в выборе той профессии, которая больше всего подходит к его природному дарованию, го­сударю следовало бы выделить уполномоченных людей великого ума и знания, которые открыли бы у каждого его дарование еще в нежном возрасте; они тогда заставили бы его обязательно изучать ту область знания, которая ему подходит.

Особый интерес представляет предложенный X. Уарте подход к методике диагностики одаренности. Он предлагал оценивать ла­тентную (потенциальную) одаренность по внешним признакам (формы частей лица, характер волос и др.). Впоследствии эта ветвь диагностики была признана в психологии тупиковой и на протяже­нии всего XX в. вызывала лишь снисходительные усмешки ученых. Но с развитием генетики постепенно становилось ясно, что внеш­ний облик и особенности психики, в частности умственная одарен­ность, далеко не нейтральны по отношению друг к другу.

Интересным подтверждением этой мысли могут считаться эксперименты выдающегося отечественного генетика Д. К. Беляева по одомашниванию лисиц, проведенные в 70-х годах XX в. Проводя отбор в потомстве серебристо-черных лисиц «на хорошее отношение к человеку», он добился - исключи­тельно генетическим путем (без приучения и дрессировок) - изменений не толь­ко в поведении, но и во внешнем облике животных. У лисиц, отбиравшихся «по принципу хорошего отношения к человеку», появились внешние признаки собак: загнутые крючком хвосты, висячие уши, «звездочки» на голове, об­ширные белые и бурые пятна на боках.

Но это все произошло гораздо позже. Вернемся к истории.

Эпоху Возрождения, как утверждают историки философии, сменил период, названный «классицизмом». В это время все ак­тивнее обсуждался вопрос о происхождении гениальности. Разно­гласия возникали по поводу того, является ли какой-либо художе­ственный талант (живописный, поэтический и др.) даром божест­венным или он имеет земное происхождение. Русский философ, поэт В. Тредиаковский отмечал, что мудрые люди «начало поэзии сводят с неба», утверждая, что она влита в человеческий разум от Бога, «а сие всеконечно есть праведно».

Анализируя природу поэтического таланта, М.Ломоносов считал важнейшим качеством творца «силу совоображения», т. е. способность «с одной вещью, в уме представленной, купно вооб­ражать другие, как-нибудь с нею сопряженные». Практически речь идет об образном, ассоциативном мышлении, его месте в творчестве. Считая это качество ведущим, он отмечал, что многие поэты имеют от природы «душевное» дарование. Интересно так­же и убеждение М. Ломоносова в том, что качество это можно развивать, каждый может постичь «науку стихотворческую».

Теория «чистой доски»

Вряд ли можно найти такую идею в науке, которая ни у кого не вызвала бы сомнения и просуществовала бы долго без оппозиции. Идея о божественной предопределенности выдающихся способно­стей (гениальности) не стала исключением. Правда, если ее история насчитывает тысячелетия, то противоположная ей точка зрения теоретически оформилась и распространилась в умах европейцев лишь несколько веков тому назад - в эпоху Просвещения.

Разделение труда, процесс дальнейшей дифференциации наук и искусств, совершенствование образовательно-воспитательной прак­тики поставили новые проблемы перед теоретиками этого перио­да. По существу все свои надежды они возлагали на воспитание. Причем воспитанию художественно-эстетическому они отводили особую роль. Эстетическое начало, по их мнению, способно смяг­чить врожденный эгоизм людей, превратить человека в гражда­нина.

Одним из видных представителей этой эпохи был английский философ и педагог Джон Локк. Он выдвинул ряд теоретических положений, которые легли в фундамент идеологии Просвещения. Основные из них:

не существует врожденных идей, процесс познания возникает в опыте и на основе опыта;

разум человека с самого начала представляет собой «чистую доску» tabula rasa»);

нет ничего в разуме, чего не было бы раньше в чувствах.

Используемый Локком термин «чистая доска» был предложен еще Аристотелем, но в сознании педагогов и психологов нашего времени он прочно связан с философией эпохи Просвещения. Именно в это время он приобрел современное звучание. Дж. Локк, а вслед за ним многие его современники и последователи считали, что до соприкосновения с материальным миром человеческая ду­ша - «белая бумага, без всяких знаков и идей».

Конечно, взгляды теоретиков эпохи Просвещения были не ли­шены противоречий. Так, Ф. Хатчесон способность получать удо­вольствие от живописи, архитектуры, поэтических произведений рассматривает как предопределенную, и это утверждение пытает­ся согласовать с необходимостью просвещения и образования. Другой теоретик этого периода Гельвеций придерживался более радикальной точки зрения, утверждая, что от природы все люди равны. Отсюда и его основной вывод о необходимости всеобщего воспитания и образования.

Более интересной в этом плане представляется позиция Д. Дид-Р°, критиковавшего Гельвеция. Концепция таланта развита в ра­боте Д. Дидро «Парадокс об актере». Парадокс, по его мнению, заключен в том, что лучшее впечатление производит актер с «холодной головой», а не тот, кто играет «нутром». Играющий «нутром» играет неровно, нецельно. Подлинный актер играет, ру­ководствуясь рассудком, изучением человеческой природы, неус­танным подражанием идеальному образцу, воображенному памя­тью. Такой актер всегда совершенен.

Но при этом Дидро, оценивая более реалистично, чем Гельве­ций, соотношение врожденного и социального в структуре субъ­екта художественной деятельности, отказывает ему, пожалуй, в самом главном свойстве - эстетическом переживании.

Идея представителей эпохи Просвещения, заключающаяся в том, что никакого дара, ни божественного, ни врожденного, во­обще не существует, противостояла картезианской концепции «врожденных идей». Единственным предметом разума (понима­ния) служат идеи, находящиеся «внутри нас», а не внешние объек­ты, утверждали Г.Лейбниц и Р.Декарт. Теория «чистой доски», развиваемая сторонниками идей Просвещения, напротив, подчер­кивала мысль о том, что в душе нет «врожденных идей» или даже предрасположений, благодаря которым из нее в дальнейшем мо­гут быть извлечены внеопытные истины.

Большая часть философов, принадлежавших к этому направ­лению, настаивала на том, что природа свои дары делит поровну. Каждый человек может быть развит до самой высокой степени гениальности, все дело в тех условиях, в которых он оказался.

Основная практическая идея сторонников философии Просве­щения состояла в утверждении решающей роли воспитания и ус­ловий среды в формировании человека. Воспитательное воздейст­вие они возводят в степень высшей силы, способной лепить из людей что угодно. Телесные потребности и страсти, чувственный контакт с окружающим, по их мнению, являются главным двига­телем умственного развития (Гельвеций и др.).

При явной радикальности данной точки зрения, которая уже сама по себе должна настораживать, и ее явных противоречиях с практикой, эта идея находила своих сторонников не только среди современников, но и в более поздние времена.

Просветительское учение об общественной природе человека развивали и русские рационалисты конца XVIII в. (А. Ф. Бес­тужев, И. А. Крылов, А. И. Клушин и др.). Так, А. Ф. Бестужев пи­сал о том, что неравенство, существующее между одним челове­ком и другим, возникает не столько от первоначального неравен­ства между способностями чувствовать, мыслить, хотеть, сколько «от разности причин, соединяющихся для открытия оных». Рус­ские «рационалисты» эстетическому воспитанию и художествен­ному образованию отводят особую роль также в развитии не толь­ко художественного таланта, но и разума в целом. Так, например, А. Ф- Бестужев пишет о том, что способность к пониманию (логическое мышление), память, воображение оттачиваются ри­сованием, которое учит наблюдать, сохранять и анализировать впечатления, составлять представление о совершенстве вещей.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. В. И. Лубовского Учебное пособие Для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений 2-е издание, исправленное удк 301. 151(075. 8) Ббк 88. 4я73 С718 Издательская программа

    Учебное пособие
    Издательская программа «Специальная педагогика и специальная психология» для педагогических вузов и колледжей. Руководитель программы — доктор педагогических наук, профессор Н.
  2. Ассоциация гимназий санкт-петербурга воспитательные подходы и системы в современном гимназическом образовании Материалы Третьей Всероссийской конференции по проблемам современного гимназического образования в России, проходившей в Санкт-Петербурге по инициативе Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга

    Документ
    Материалы Третьей Всероссийской конференции по проблемам современного гимназического образования в России, проходившей в Санкт-Петербурге по инициативе Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга
  3. Е. О. Дзюба тенденции просветительства в области современного художественного

    Документ
    В предлагаемом читателю сборнике представлены материалы седьмой Всероссийской c международным участием студенческой научно-практической конференции «Человек.
  4. Высшее образование новые педагогические и информационные технологии в системе образования под редакцией д-ра пед наук проф. Е. Сполат

    Документ
    Предлагаемое пособие знакомит читателя с методом проектов, обуче­нием в сотрудничестве, разноуровневым обучением, «Портфелем учени­ка», а также с широким применением компьютерных телекоммуника­ций, глобальной сети Интернет в практике преподавания.
  5. В. З. Гарифуллин Печатается по решению (2)

    Документ
    Информационное поле современной России: практики и эффекты: Материалы Шестой Международной научно-практической конференции 22 – 24 октября 2009 года / Под.

Другие похожие документы..