Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
По мере освоения новейших знаний и технологий в современную эпоху арабский язык пополнился заимствованиями, в первую очередь — техническими терминами...полностью>>
'Презентация'
Презентация англоязычной версии юридического журнала «Право Украины» и приложения к нему - сборника «Европейский суд по правам человека. Судебная пра...полностью>>
'Документ'
Концепция экспорта образовательных услуг Российской Федерации (далее - Концепция) - определяет принципы, основные цели и задачи Российской Федерации ...полностью>>
'Документ'
В настоящее время возрастает значение аудита как одной из форм экономического контроля. Это обусловлено практической необходимостью, так как именно х...полностью>>

Антропологи я (1)

Главная > Общие методические указания
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО РЫБОЛОВСТВУ

МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра философии

А Н Т Р О П О Л О Г И Я

Планы семинаров и методические указания для студентов

специальности 350500 «Социальная работа» заочной формы обучения.

Мурманск

2003

УДК 101.1:316

ББК 87.216

 А 72

Составитель - Татьяна Вилевна Сохраняева, канд. филос. наук, доцент кафедры философии Мурманского государственного технического университета

Планы семинаров и методические указания рассмотрены и одобрены кафедрой

«11» июня 2003 г., протокол № 7

Рецензент – Наталья Владимировна Ревенко, канд. истор. наук, доцент кафедры социальной работы Мурманского государственного технического университета.

Авторская редакция

Электронная верстка

 Мурманский государственный технический университет, 2003

ОГЛАВЛЕНИЕ

Общие методические указания

Примерный тематический план

Программа курса

Рекомендуемая литература

Планы семинарских занятий

Вопросы для организации самостоятельной работы студентов

Тематика рефератов

Вопросы для подготовки к экзамену

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Согласно образовательной программе подготовки специалиста по социальной работе курс «Антропология» открывает цикл общепрофессиональных дисциплин, что обусловлено двумя важными причинами. Первая может быть обозначена как необходимость усиления гуманистической составляющей образования в целом и связана с изменением культурно-антропологической парадигмы на рубеже XX - XXI веков. Поиски «человеческого измерения» социума требуют глубокого понимания студентами – будущими специалистами противоречивой природы человека, основных детерминант его развития, чему способствует преподавание курса «Антропология».

Другая причина, объясняющая большое значение антропологической подготовки специалистов по социальной работе, связана со спецификой их профессиональной деятельности и роли в жизни общества. Комплексное представление о человеке, формируемое в ходе изучения курса, выступает основой теории и практики социальной работы. Данные методические указания составлены на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (М., 2000) для специальности 350500 «Социальная работа».

Требования к обязательному минимуму содержания профессиональной образовательной программы по дисциплине «Антропология».

Понятие антропологии. Её место в системе наук и практике.

Антропогенез: природно-социальная природа и эволюция человека. Человек-личность-индивидуальность.

Основные потребности, интересы и ценности человека. Его психофизические возможности и связь с социальной активностью.

Проблемы девиантности развития человека.

Антропологические основания социальной работы.

Цель изучения курса - формирование у будущих специалистов по социальной работе комплексного представления о человеке, составляющего основу теории и практики социальной работы.

В результате изучения курса будущий специалист должен:

  • знать место антропологии в системе научного знания;

  • понимать противоречивую природу человека;

  • иметь представление об основных формах взаимодействия человека с конкретным социальным окружением;

  • видеть взаимосвязь характерного для социума образа человека и приоритетов социальной политики;

  • использовать полученные теоретические знания в практических технологиях социальной работы.

Для усвоения дисциплины "Антропология" студентам необходимы знания разделов по дисциплинам "Отечественная история", "Культурология", "Философия", "Концепции современного естествознания".

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Номер и наименование темы

Количество часов по учебному плану

лекции

семинары

самостоят.

работа

  1. Проблемы, задачи и структура курса.

2

4

  1. Культурно-историческая антропология.

4

2

4

  1. Антропологические концепции XX века.

2

2

4

  1. Человек как многоуровневая система.

4

2

4

  1. Потребности, ценности, интересы человека.

4

2

4

  1. Феномены человеческого бытия.

4

2

4

  1. Свобода и ответственность человека.

2

6

  1. Проблемы девиантности развития человека

4

2

6

  1. Человеческое разнообразие и социальная стратификация.

4

2

4

  1. Человеческий потенциал России.

4

2

4

  1. Человек в XXI веке: противоречия и перспективы развития.

2

2

4

  1. Антропологические основания социальной работы

2

6

Всего часов:

36

18

54

ПРОГРАММА КУРСА

Тема 1. ПРОБЛЕМЫ, ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА КУРСА

Актуальные задачи осмысления человека и его бытия в мире в современную эпоху. Человек как комплексная проблема современной науки.

Множественность определений человека как выражение многогранности человеческого бытия. Поиск целостности человеческого образа. Виды антропологического знания.

Специфика социально-философского антропологического знания. Круг проблем социально-философской антропологии: инвариантные качества человека в их социокультурной изменчивости, основные способы взаимодействия человека с миром, сущностные модели поведения человека в социуме и др.

Тема 2. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Исторические образы человека. Константы человеческой природы, их интерпретация в различных культурах.

Тема человека в культурах Древнего Востока. Проблема человека в античном мире. Бог и человек в культуре средневековья. Особенности гуманизма эпохи Возрождения. Протестантская модель человека.

Развитие философско-антропологических взглядов в европейской культуре Нового времени. Антропологическая проблематика в философской мысли эпохи Просвещения. Концепция «естественного человека» Ж. - Ж. Руссо. Оппозиция «природа-культура».

Взаимопроникновение философского и конкретно-научных подходов к изучению человека в XIX веке. Человек буржуазный как социально-исторический и культурный тип. Критика традиционного гуманизма во второй половине XIX века. Ф. Ницше, К. Леонтьев.

Тема 3. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ XX ВЕКА

Антропологизм как ведущее содержание культуры XX века. Отражение антропологической проблематики в основных течениях философской мысли XX века: психоанализ, экзистенциализм, религиозная философия Запада, русская философская антропология.

Антропология М. Шелера. Поиск основных структур человеческого бытия. Самоозабоченность человеческого существования. Человек как «аскет жизни». Антропологические идеи Х. Плесснера, А. Гелена.

Проблемы антропосоциогенеза: современное прочтение. Основные этапы становления человека. Антропный принцип.

Тема 4. ЧЕЛОВЕК КАК МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА

Человек как множественная противоречивая целостность. Родовая неспециализированность человека и пути её компенсации. Взаимосвязь биологического и социокультурного в человеке. Феномен рефлексии. Способность человека к символизации. Семиотические системы.

Понятия «душа», «дух», «тело» в истории культуры. Аксиология человеческого тела. Социокультурные нормы и телесные проявления человека. Телесность как проблема антропологии XX века.

Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность». Индивидуальное и социальное в жизни человека. Социальность всех аспектов существования человека. Активность человека в отношении общества. Взаимодействие и взаимовлияние конкретно-единичного человека и социума. Индивидуализм и коллективизм как два типа мироориентации.

Тема 5. ПОТРЕБНОСТИ, ИНТЕРЕСЫ, ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Детерминированность человеческого существования потребностями. Виды потребностей, их эволюция, динамическая иерархия потребностей. Потребности и мотивация поведения человека. Потребности и потребление. Человек как носитель личного интереса. Взаимосвязь социального статуса и содержания интереса человека.

Ценности. Единство рациональных и бессознательных элементов в формировании аксиологических представлений. Варианты классификации ценностей. Неоднородность ценностей и проблема их иерархии. Ценности и идеалы. Ценности и цели. Смысл жизни и цель жизни.

Тема 6. ФЕНОМЕНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ

Жизнь, смерть, бессмертие. Представления о смерти в различных культурах. Современное осмысление проблемы смерти. Социальные и нравственные аспекты проблемы эвтаназии.

Любовь как феномен человеческого бытия. Индивидуальность и уникальность любви. Самосозидание человека в любви. Представления о видах любви. Вера и её смысл для человека. Вера религиозная и светская, доверие к другим и самому себе. Надежда как желаемый образ будущего.

Общение как коммуникация и духовное взаимопонимание. Общение и одиночество. Одиночество как разрушение социокультурных связей человека. Виды одиночества (психологическое, культурное, социальное), его причины. «Одиночество в толпе» как явление современной культуры.

Игровое начало в жизни человека. Игра и творчество. Творчество как проявление свободы.

Тема 7. СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Жёстко детерминированные и случайно-вероятностные формы поведения человека. Способность выбирать как проявление открытости человека миру. Свобода как проявление творческой сущности человека. Феномен риска. Понятие инновационного риска, конструктивные рисковые решения. Оценка современного общества как системы «мегарисков».

Проблема свободы выбора. Свобода выбора и необходимость выбора. Нравственное измерение выбора.

Ответственность как путь к свободе. Ответственность в выборе как проявление зрелости личности. Уровни свободы и ответственности.

Тема 8. ПРОБЛЕМЫ ДЕВИАНТНОСТИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

Актуальность проблематики девиантности развития человека. Содержание понятия «девиантное поведение». Девиации биологические и социальные. Причины девиантности.

Социальные нормы: их сущность и функции. Взаимосвязь социальных норм и уровня развития общества. Позитивные и негативные социальные девиации. Девиации и социальное творчество.

Основные виды девиантного поведения в современных условиях: преступность, алкоголизм, наркомания, суицид, проституция. Агрессивные виды девиации. Аддиктивное поведение. Формы социального контроля над девиантным поведением. Необходимость социальной работы с людьми, склонными к девиантному поведению.

Тема 9. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

Человек в различных социальных структурах и социальных пространствах. Факторы человеческого разнообразия и стратификации общества.

Проблема расовых и этнических различий. Культурная антропология против расизма. Культурные основания вариативности поведения современного человека.

Актуальные вопросы антропологии возраста. Возрастная идентификация современного члена общества. Биологические, психологические, социальные и культурные аспекты возраста. Понятие «жизненного пути». Возрастная стратификация общества, социальное положение различных возрастных слоёв. Социокультурная вариативность возраста.

Человек города и человек деревни: противоположность и взаимозависимость. Специфика мировосприятия в условиях города и деревни. Особенности формирования межличностных отношений и общения.

Гендерная дифференциация человека. Понятие гендера. Взаимоотношения пола и гендера. Архетипы женственности и мужественности. Гендерные аспекты социального неравенства.

Тема 10. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ

Концепция человеческого потенциала как отражение антропологического поворота в общественном сознании. Междисциплинарный характер концепции. Программа развития ООН и заложенная в ней трактовка человеческого потенциала.

Человеческий потенциал как основное достояние и важнейшее условие развития общества.

Основные показатели развития человеческого потенциала. Индекс развития человеческого потенциала как отражение социальной политики государства. Доклады о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. Факторы риска в отношении человеческого потенциала России.

Задачи сохранения, развития и реализации человеческого потенциала России. Задача оптимизации жизненного цикла человека с точки зрения концепции человеческого потенциала. Проблема гуманитарной экспертизы.

Тема 11. ЧЕЛОВЕК В XXI ВЕКЕ: ПРОТИВОРЕЧИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

От стремления к жизнеустройству к заботе о выживаемости. Глобальные экологические и демографические катаклизмы. Проблемы новых антропологических мутаций. Необходимость разработки новых языков общения человека с природной средой. Экологические концепции человека.

Постиндустриальная перспектива человечества. Утверждение приоритета человека и жизни вообще по отношению к искусственным, техническим системам.

Перспектива космического будущего человека. Научно-технические и гуманитарные предпосылки такого будущего. Идеи В.И. Вернадского и П. Тейяра де Шардена.

Формирование нового образа человека как Homo universalis.

Тема 12. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Комплексное представление о человеке как основа теории и практики социальной работы. Антропологические основания технологий социальной работы. Взаимосвязь характерного для социума образа человека и приоритетов социальной политики.

Роль антропологической подготовки в развитии профессиональной компетенции социальных работников. Значение личностного компонента в социальной работе.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная

  1. Антропология. Хрестоматия / Авторы: Т.Е. Россолимо, Л.Б. Рыбалов, И.А. Москвина-Тарханова. – М.: Изд-во «Ин. практ. психологии»; Воронеж: МОДЭК, 1998.

  2. Барулин, В.С. Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии / В.С. Барулин. – М.:Онега, 1994.

  3. Белик, А.А. Социокультурная антропология (историко-теоретическое введение) / А.А. Белик, Ю.М. Резник. – М.:Союз, 1998.

  4. Волков, Ю.Г. Человек: Энциклопедический словарь / Ю.Г. Волков, В.С. Поликарпов. – М.:Гардарики, 1999.

  5. Губин, В. Философская антропология: Учеб. пособие для вузов / В. Губин, Е. Некрасова. – М.: ПЕР СЭ; СПБ.: Университетская книга, 2000.

  6. Гуревич, П.С. Философская антропология: Учеб. пособие / П.С. Гуревич. – М.: Вестник, 1997.

  7. Марков, Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории / Б.В. Марков. - СПБ.:Лань, 1997.

  8. Минюшев, Ф.И. Социальная антропология: Курс лекций / Ф.И. Минюшев. – М.: Междунар. Ун. Бизнеса и Управления, 1997.

  9. Орлова, Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию / Э.А. Орлова. – М.: Изд-во МГИК, 1994.

  10. О человеческом в человеке: Сб. / Сост. Е.В. Филиппова; Под ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1991.

  11. Человек: Философско-энциклопед. словарь / РАН; Ин-т человека. – М.: Наука, 2000.

  12. Шаронов, В.В. Основы социальной антропологии / В.В. Шаронов. – СПб.:Лань, 1997

  13. Это человек: Антология / Сост., вступ. ст. П.С.Гуревича. – М.: Высш. шк., 1995.

Дополнительная

к теме 1

  1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб.:Питер, 2001. – 288 с.

  2. Астафьева, О.Н. Философская и социальная антропология в России: тенденции развития и перспективы / О.Н. Астафьева // Вестн. Моск. ун-та. Сер.7. Философия. 1998. №2.

  3. Гуревич, П.С. Философская антропология. Опыт систематизации / П.С. Гуревич // Вопросы философии. – 1995. - №5.

  4. Леви-Строс, К. Пути развития этнографии / К. Леви-Строс // Леви-Строс К. Первобытное мышление. – М., 1999.

  5. Мамзин, А.С. Социальная антропология и взаимодействие знаний / А.С. Мамзин // Очерки социальной антропологии. – СПб., 1995.

  6. Мещеряков, Б.Г. Введение в человекознание: Учеб. Пособие / Б.Г. Мещеряков, И.А. Мещерякова. – М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1994.

  7. Миголатьев, А.А. Человек как объект философского знания / А.А. Миголатьев // Соц.-полит. журн. – 1998. - №2.

к теме 2

  1. Акшеров, А.Ю. Гражданин мира полисов / А.Ю. Акшеров // Человек. – 2002. - №6.

  2. Арьес, Ф. Ребёнок и семейная жизнь при Старом порядке / Ф. Арьес. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999.

  3. Гуревич, П.С. Философия человека. – Ч.1 / П.С. Гуревич. – М.: ИФРАН, 1999.

  4. Козлова, Н.Н. Социально-историческая антропология: Учеб. / Н.Н. Козлова. – М., Ключ-С, 1998.

  5. Медведев, И.П. Византийский гуманизм XIV-XV вв. / И.П. Медведев. – СПб.:Алетейя, 1997.

  6. Новиков, Д.В. Христианское учение о человеке / Д.В. Новиков // Человек. – 2000. - №5.

  7. Панфилова, Т.В. Человек в мировоззрении Востока / Т.В. Панфилова. – М.:Знание, 1991.

  8. Рубин, В.А. Личность и власть в древнем Китае: Собр. тр. – М.: Вост. лит. 1999.

  9. Человек в культуре Возрождения. – М.: Наука, 2001.

  10. Человек как объект философского исследования (Античность. Средние века.): Хрестоматия. – М.: Рос. АН, НИИВО, ИНИОН, 1993.

  11. Человек эпохи Просвещения. – М.: Наука, 1999.

к теме 3

  1. Бердяев, Н.А. О назначении человека / Н.А. Бердяев. – М.:Республика, 1993.

  2. Бубер, Мартин. Я и Ты / Мартин Бубер. – М.:Высш. шк., 1993.

  3. Дольник, В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании зверей и детей / В.Р. Дольник. – М.: Линка Пресс, 1996.

  4. Иорданский, Н.Н. Эволюция жизни: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.Н. Иорданский. – М.: Академия, 2001.

  5. Камю, А. Бунтующий человек: Философия. Политика. Искусство / А. Камю. – М.: Политиздат, 1990.

  6. Кассирер, Э. Избранное. Опыт о человеке / Э. Кассирер. – М.: Гардарика, 1998.

  7. Клягин, Н.В. Человек в истории / Н.В. Клягин. – М.: ИФРАН, 1999.

  8. Проблема человека в западной философии. – М.: Прогресс, 1988.

  9. Фромм, Э. Душа человека / Э. Фромм. – М.:Республика, 1992.

  10. Хрестоматия по истории философии (западная философия): Учеб. пособие для вузов. В 3 ч. Ч.2. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС. – 1997.

  11. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден. – М.:ООО «Издательство АСТ», 2002.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Антропология города, или о судьбах философии урбанизма в России

    Документ
    С 1995 по 1998 годы работал директором созданного Городского Центра развития образования. Был главным редактором учрежденного Центром альманаха «Мастер-класс».
  2. Антропология и этнопсихология Лекция 1 Этнопсихология как наука. Предмет, задачи и методы исследования

    Лекция
    Раскрывается роль и значение этнопсихологии в системе общественных и других наук, даются определения ее предмета, основных понятий и методологической основы.
  3. «антропология»

    Лекция
    Чтобы понять, что есть «педагогическая антропология», нач­нем с термина «антропология». Он расшифровывается как «зна­ние о человеке», «наука о человеке» и возник в конце XVIII в.
  4. Антропологи я (2)

    Учебно-методическое пособие
    Пособие содержит рабочую программу по курсу “Антропология” в двух вариантах (расширенном - для студентов дневного отделения и сокращенном - для заочного), методические указания к написанию реферата, а также антропологический глоссарий.
  5. Антропологія, аксіологія та соціологія права. До питання про праворозуміння

    Документ
    Що таке «право»? На це запитання має вміти відповісти кожен і передусім юрист, адже останній займається правом і, природно, має найкраще знати предмет свого заняття.

Другие похожие документы..